Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_stressov_u_podrostkov.doc | 190 КБ |
МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Причины стрессов у подростков
Выполнила: учащаяся 9 класса «А»
Топычканова Мария
Педагог-психолог
Етмишева Татьяна Михайловна
Газ-Сале
2018-2019 уч.г.
Содержание
Глава 1. Стресс: определение, особенности и виды 6
1. 3. Виды стресса …………………………………………………..………………..………8
Глава 2. Причины и последствия детского стресса 8
Глава 3. Исследование «Основные причины стрессов у подростков» 11
3.1. Анкетирование «Подверженность стрессу» 11
3.2. Анкетирование «Причины стресса» 11
3.3. Анализ результатов исследования 12
Глава 4. Профилактика стрессов в школе 15
Заключение 16
Литература 17
Приложение …………………………………………………………………………………….18
Введение
Жизнь в современном обществе становится все более стремительной и напряженной. Постоянная интенсификация труда школьника, явное или скрытое увеличение школьных нагрузок, дополнительные занятия вне школы, обязанности по дому, повседневные проблемы в семье – вот та атмосфера, в которой живут современные подростки. А если сюда добавить физиологические изменения в организме детей, непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, первые огорчения в личной жизни, то становится очевидным, что современные подростки испытывают постоянный стресс.
Стресс – это напряжённое состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Стрессы влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими.
Именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью учащихся, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в учёбе. К поведенческим последствиям стресса относятся агрессивность или наоборот пассивность, тревожность, употребление психоактивных веществ, снижение учебной мотивации и т.п.
Таким образом, стресс может привести к школьной дезадаптации – плохой учёбе, нарушениям поведения. Исследования показали, что возникновение школьной дезадаптации в устойчивой форме все чаще приводит к дезадаптации социальной (алкоголизм, наркомания, преступность и другие формы асоциального поведения).
Находясь в состоянии хронического стресса, современные подростки становятся не способны находить эффективные способы решения жизненных проблем, находить компромиссы, принимать самостоятельные решения, у них могут возникать мысли об отсутствии смысла жизни, а так же повышенная зависимость от референтной (значимой) группы. Неумение эффективно решать свои проблемы в стрессовых ситуациях может привести к попыткам их суицидального «решения».
Всё вышесказанное свидетельствует об особой актуальности исследуемой темы.
Объект изучения данной работы - стресс: выяснения механизмов его возникновения и развития, исследования причин и факторов, влияние стресса на предмет исследования- подростка.
Цель: Выявление причин стрессовых ситуаций в жизни подростка.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что основной причиной стрессов среди подростков являются ситуации проверки знаний (контрольные работы, экзамены).
Данная работа имеет большое значение в сохранении психологического здоровья подростка, создание гармоничных отношений с окружающей средой, для развития творческих возможностей и эффективности в трудовой деятельности. Сохранение душевного здоровья человека- это необходимое условие активного участия в больших и малых жизненных перипетиях.
При написании работы использовались следующие методы:
При подготовке исследования мы пользовались материалами:
Глава 1. Стресс: определение, особенности и виды.
1.1. Общие понятия.
Что такое стресс? Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс.
Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания.
«Современный словарь по психологии» определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально-сложных условиях. Американские психологи дают такое определение: «Стресс – это негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации»
Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств. Он исходил из факта, что человек всегда стереотипно реагирует на негативные изменения среды: сначала ощущает трудность, затем втягивается в рабочий режим, а потом чувствует, что не может больше в этом режиме функционировать.
Селье отмечал, что стрессовые реакции присущи и низшим животным и растениям, у которых нет нервной системы. Таким образом, стресс не является просто нервным напряжением, как принято считать в быту.
Ещё одним важным выводом, который сделал Селье, стало то, что стресс не всегда является результатом повреждения. Стресс может быть вызван любым, в том числе и положительным, переживанием, например, большой радостью или активным «болением» за любимую футбольную команду. И вообще, по мнению Селье, полное отсутствие стресса означает смерть.
Для уточнения понятий было принято называть стресс, оказывающий положительное мобилизующее влияние, эустрессом. Стресс, способствующий привести к серьёзным нарушениям функционирования организма, вплоть до смерти, называется дистрессом.
1.2. Стадии стресса.
В своём развитии стресс проходит определенные стадии, которые Селье объединял в три основные группы. Первая (стадия тревоги) в предверии сложной ситуации характеризуется общим возбуждением, мобилизацией имеющихся ресурсов. Сердце в такие моменты начинает биться чаще, интенсивнее поставляя в мышцы кровь, в которую для дополнительной энергии вбрасывается сахар. Пищеварение временно сдерживается. Может участиться мочеиспускание. В состоянии «предстартовой готовности», как правило, человек не может находиться долго, так как устает. Это хорошо известно спортивным тренерам, которые стараются подготовить своих подопечных к пику формы накануне соревнования и при этом не затягивать ожидания, когда пик будет достигнут. В противном случае наступает обратная реакция: парасимпатическая нервная система, восстанавливая баланс, замедляет сердцебиение, понижает давление крови. спортсмен «перегорает».
По мере развития и продолжения стрессовой ситуации наступает вторая стадия – стадия сопротивления (резистентности), когда человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме. Эта стадия может продолжаться сравнительно долго. Однако способность организма приспосабливаться к стрессовой ситуации небезгранична.
По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает третья стадия – стадия истощения. Её признаки начинают проявляться в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относятся тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость. К поведенческим – уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное поведение, пренебрежение к себе. К соматическим – ухудшение здоровья, истощение, чрезмерное употребление лекарств. Потеря возможности сопротивления приводит к заболеванию, возникновению психологической травмы.
1.3. Виды стресса.
Существует несколько классификаций стресса. В своей работе мы остановимся на классификации психологов, работающих с людьми, чья деятельность постоянно связана с сильными, неординарными переживаниями (сотрудники МЧС, МВД, ФСБ и т.д.). Они выделяют три основные группы:
Вопреки расхожему мнению мы не должны - да и не в состоянии - избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни.
Глава 2. Причины стрессовых ситуаций у детей подросткового возраста.
Еще несколько десятилетий назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления, в итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку…
2.1. Школьные стрессоры.
Школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей. Стресс практически стал основой школьного обучения. Эту проблему в последние годы признали и педагоги, и родители, и психологи, и чиновники. По данным Института возрастной физиологии, в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60-70% [6; 16]. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет именно школьный стресс.
У данного явления имеется целый ряд причин. Это, прежде всего, проблемы адаптации. Известно, что на протяжении своей учебы ребенок переживает, как минимум, три кризисных периода, связанных с трудностями адаптации: поступление в 1 класс, переход в основное звено школы (5 класс) и переход в старшее звено (10 класс).
Тревожной тенденцией, влияющей на здоровье детей, является интенсификация образовательного процесса. Вследствие интенсификации возникает состояние усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В результате возникает школьная дезадаптация не только у детей, имеющих минимальные неврологические отклонения, но и у неврологически и соматически здоровых детей.
К наиболее выраженным стрессовым ситуациям в школе могут быть с полным правом отнесены различные проверочные контрольные работы и экзамены. Весьма образно охарактеризовал состояние экзаменуемого знаменитый писатель Андре Моруа, выступая на съезде французских врачей: «Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх – сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение».
Конкуренция, охватившая сегодня практически все слои общества, не обошла стороной и школу. Отсюда ещё один фактор детского стресса – «школьное соревнование». Его следствием становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учёба дается ребёнку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценой огромного напряжения сил или превращается в «вымаливание» хорошей оценки. А в иных случаях – это интриги, подсиживание и откровенная травля.
В период обучения в школе дети переживают один из сложнейших жизненных этапов – подростковый кризис. Зачастую он охватывает несколько лет школьной жизни ребёнка. Ясно, что в это время все обыденные школьные трудности ощущаются им особенно остро.
Итак, к числу факторов школьного стресса можно отнести такие, как:
2.2. Внешкольные стрессоры.
Жизнь детей полна стрессов не только в школе. Современные родители, стремясь обеспечить будущий жизненный успех своих чад, зачастую слишком рано начинают подстёгивать их развитие. Чем бы ни занимался ребёнок, родители хотят, чтобы он стал лучшим в дворовой компании, спортивной группе, кружке или студии. Подвергаясь постоянному сравнению с братьями и сестрами, детьми знакомых и родственников, слыша о достижениях детей-спортсменов, музыкантов, ребёнок чувствует себя участником своеобразного марафона. Он вынужден участвовать в этой гонке, пока не сломается. Постоянное соперничество с другими детьми, возникающее под влиянием честолюбивых родителей, порождает так называемый стресс успеха.
Далеко не все дети могут отвечать завышенным требованиям своих родителей. Отсюда специфический детский страх – страх не соответствовать ожиданиям взрослых, порождающий самые неожиданные реакции, например, отказ от продолжения занятий (спортом, музыкой, рисованием и т.п.).
Внешкольными факторами детского стресса можно считать:
1.3. Последствия стресса
Ребенок подавлен. Напряжен. Не уверен в себе. Раздражителен. Переутомлен. Непоседлив и невнимателен. Ничего не читает. Не умеет играть. Любимое его занятие – сидеть перед телевизором или за компьютером. Вот типичный портрет современного ребенка – портрет человека, находящегося в состоянии стресса.
Обилие стрессовых ситуаций, с которыми приходится сталкиваться детям, вряд ли может рассматриваться как своеобразная тренировка, которая поможет им бороться против стресса во взрослой жизни. Ребенок не может привыкнуть к стрессу, стресс разрушает детскую психику и делает ее уязвимой к любым воздействиям такого рода в дальнейшем.
Находясь в длительном стрессе или часто сталкиваясь со стрессорами и не получая при этом помощи и поддержки взрослых, ребенок скорее всего сформирует неэффективные стратегии поведения в стрессовой ситуации. Он станет излишне робким, пугливым, застенчивым или, наоборот, агрессивным, бесчувственным к чужим переживаниям и боли. Он может замкнуться и тогда не научится устанавливать конструктивные отношения с людьми или стать поверхностным «верхоглядом». В конце концов ребенок, долго пребывающий в стрессе, в прямом смысле теряет иммунитет и начинает болеть. Так что утверждения типа « пусть привыкает к стрессу – это хорошая закалка на будущее», скорее всего, являются ошибкой.
Глава 3. Исследование основных причин стрессов у подростков.
3.1. Анкетирование «Подверженность стрессу»
Исследование проводилось на базе МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа в 9-11 классах. В исследовании приняли участие 51 человек.
Свое исследование я решила начать с анкетирования «Подверженность стрессу». Данное анкетирование имело цель выяснить какое количество детей, подвержены стрессу и уже находятся в состоянии стресса.
Подверженность учащихся стрессу оценивалось с помощью ответов на вопросы анкеты:
1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.
2. Больше всего на свете я боюсь получить двойку.
3. Я готов на все, чтобы получить пятерку.
4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.
6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
8. Мне трудно выступать перед классом.
9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.
10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
12. Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь.
За каждый положительный ответ начислялся 1 балл, затем набранные баллы складывались, и каждый испытуемый относился к одной из трех групп:
0 – 4 балла: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5 – 8 баллов: Вы от природы тревожны. И теперь перед экзаменами вы переживаете стресс. Возьмите себя в руки, стресс сам по себе уменьшится, и вы хорошо сдадите экзамены.
9 – 12 баллов: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.
3.2.Анкетирование «Причины стресса».
Основываясь на теоретических данных, описанных в первой главе, я составила тест-опросник для выяснения причин стресса у подростков.
Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса. 10 баллов поставьте той проблеме, которая является основной причиной стресса в вашей жизни. 1 балл поставьте наименее стрессогенной проблеме.
3.3 Анализ результатов исследования.
3.3.1. Анализ методики «Стрессоустойчивость».
Данный тест позволил выявить три группы учащихся в каждой возрастной категории: эмоционально устойчивых, тревожных и переживающих сильный «экзаменационный» стресс. Результаты анкетирования на подверженность стрессу позволил выявить три группы учащихся в каждой возрастной категории: эмоционально устойчивых, тревожных и переживающих сильный стресс.
Был обследован 51 ученик 9-11 классов. В результате было выявлено, что 49% учеников обладают высокой стрессоустойчивостью и эмоциональной устойчивостью, 45% – средней, тревожных, 6% – низкой, переживающих стресс.
Анализируя стрессоустойчивость по классам, я получила следующую картину:
Как видно из результатов, во всех возрастных группах число эмоционально устойчивых и тревожных практически одинаково. Наблюдается некоторое увеличение испытывающих стресс в 9-х и 11-х классах, что связано с предстоящими экзаменами.
3.3.2. Анализ теста «Причины стресса».
На 1 месте – предстоящие экзамены (ГИА и ЕГЭ) – 43%
2 место – большая учебная нагрузка – 20%
3 место – неумение правильно организовывать свой режим дня – 18%
4 место – ситуации проверки знаний (контрольные работы, зачеты) – 9%
5 место – строгие учителя – 10%
3.3.3. Анализ исследования по параллелям классов.
9-ые классы. Было продиагностировано 22 ученика 9-х классов. В результате были получены следующие результаты:
1 место – предстоящие экзамены (ГИА и ЕГЭ),
2 место – большая учебная нагрузка,
3 место – страх перед будущим,
4 место – ситуации проверки знаний (контрольные работы, зачеты),
5 место – строгие учителя.
10-ый класс. Было обследовано 14 учеников 10-го класса.
1 место – предстоящие экзамены (ГИА и ЕГЭ),
2 место – большая учебная нагрузка,
3 место – ситуации проверки знаний (контрольные работы, зачеты),
4 место – неумение правильно организовывать свой режим дня,
5 место – строгие учителя.
11-ый класс. Было обследовано 16 выпускников.
1 место – страх перед будущим,
2 место – большая учебная нагрузка,
3 место – неумение правильно организовывать свой режим дня,
4 место – предстоящие экзамены (ГИА и ЕГЭ),
5 место – проблемы в личной жизни.
Таким образом, лидирующее место среди причин стрессов у подростков занимают предстоящие экзамены в форме ЕГЭ и ГИА, на втором месте во всех классах стоит большая учебная нагрузка. Интересным представляется тот факт, что у одиннадцатиклассников ведущим стрессовым фактором является не предстоящая сдача ЕГЭ (4 место), а страх перед будущим. Кроме того, в одиннадцатом классе появляется такой стрессор, как проблемы в личной жизни.
Глава 4 . Профилактика стрессов в школе.
Поскольку стрессовые ситуации сопровождают человека всю жизнь, очень важно научить ребенка преодолевать их, а не избегать. Для этого следует организовать профилактическую работу в нескольких направлениях:
В психологической литературе можно найти несколько рекомендаций, которые помогут школьнику справиться со стрессовой ситуацией (см. Приложение).
Большое внимание профилактике стрессов уделяет в своей работе школьный психолог, ежегодно проводится мониторинг тревожности школьников. С детьми с повышенной тревожностью проводятся индивидуальные консультации.
Работу по профилактике стрессов могут вести и классные руководители. Среди тем классных бесед, направленных на формирование у подростков стрессоустойчивости, можно предложить темы, приведенные ниже[//Справочник классного руководителя №9/сентябрь/2007г.].
Работа по профилактике стресса в школе должна вестись на протяжении всего периода школьного обучения ребёнка. В этой работе должен принимать участие не только психолог, но родители и педагоги.
Заключение
В данной работе выясняется, что входит в понятия «стресс» и «стрессовые ситуации», причины возникновения стресса.
Стресс – это совокупность защитных физиологических реакций, которые возникают в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.
Стресс влияет на деятельность человека, является причиной нарушения здоровья и оказывает влияние на успеваемость, поведение и здоровье учащихся. Причинами стресса могут перегрузки, конфликты, жизненные ситуации. Поэтому для избавления от стресса необходимо предупредить критические ситуации. Ведь большую часть стрессовых ситуаций мы способны решить сами.
Проводя исследование стрессовых факторов и ситуаций в школе, я пришла к выводу, что основными стрессовыми факторами являются страх перед предстоящими экзаменами (ЕГЭ и ГИА), чувство тревоги и волнения перед контрольной работой, неумение правильно организовать режим дня, большая учебная нагрузка, страх перед будущим. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Стрессы сказываются на физическом и психическом состоянии школьников. Многие испытывают головную боль, повышенную возбудимость, невозможность сосредоточиться, допускают слишком частые ошибки в работе, имеют плохую память после стрессовых ситуаций.
Важно уметь противостоять стрессу и управлять им.
Школьный психолог проводит индивидуальные занятия с учащиеся с повышенной школьной тревожностью, чтобы выяснить причины и помочь адаптироваться.
Школьники, испытывающие постоянное напряжение, волнение, головные боли в результате стрессовых ситуаций, должны знать, что можно обратиться за помощью к школьному психологу, не отказываться от тренинговых занятий с психологом, развивать адаптационные способности.
Кружок вязания, бисероплетения развивает не только навыки, но и успокаивают, создают позитивное настроение.
В школе нужна также комната отдыха, возможно с аквариумом, где во время перемены можно отдохнуть, послушать спокойную музыку, попить чай. Это было бы полезно и учителям.
Я думаю, стрессов можно избежать, если учить уроки, готовиться к контрольной работе, не конфликтовать с учителями и одноклассниками, тогда и волнений не будет, и оценки будут хорошими.
Думаю, результаты моих исследований будут интересны ученикам, учителям и родителям.
Литература
Приложение 1.
Рекомендаций, которые помогут школьнику справиться со стрессовой ситуацией во время сдачи экзаменов.
Планирование занятий
Прежде всего, необходимо помочь подростку правильно спланировать время, отведенное на подготовку к экзамену, посоветовать, как лучше распределить повторение материала по дням. Начать стоит с наиболее сложных, плохо усвоенных или подзабытых тем. Последний день перед экзаменом не должен быть напряженным. Важно подсказать приемы рациональной работы с текстами учебников. Напомните, как правильно вести опорный конспект (по сути, им является хорошая шпаргалка). Родители могут оказать существенную помощь в подготовке. Это может быть или совместный разбор трудной темы, или просьба коротко разъяснить какой-то вопрос, или пересказать главу учебника. Такая "репетиция" поможет не очень уверенному в себе подростку снять напряжение, убедиться, что на самом деле он готов к ответу. Полезно готовиться к экзамену вдвоем, пересказывая друг другу пройденный материал. Трудные формулы, определения, сложно запоминаемые даты рекомендуем написать на листах - бумаги и развесить по стенам комнаты. Сейчас многие используют для успешной подготовки к экзаменам компьютер. В конце статьи мы приводим несколько простых упражнений, позволяющих снять усталость с глаз и шеи (приложение). Их можно использовать для снятия утомления и повышения работоспособности и тем, кто не прибегает к помощи компьютера.
Соблюдение режима
Для поддержания работоспособности учащимся в период экзаменов необходимо соблюдать режим труда, отдыха и сна. Кроме этого, рекомендованы дозированные физические нагрузки. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8-9 ч в день, хотя бывают и исключения. Через каждые 45-50 мин работы необходимо устраивать перерыв на 10-15 мин, во время которого желательно подвигаться, выполнить какую-то несложную домашнюю работу, потанцевать и т. п. Небольшие прогулки гигиенисты советуют проводить не реже двух раз в день (а в идеале - ежедневное пребывание на свежем воздухе не менее 2 ч). Продолжительность сна не должна быть менее 8 ч. Хорошим способом восстановления работоспособности может стать даже кратковременный дневной сон. Чтобы сон был крепким и полноценным, необходимо завершить занятия, особенно за компьютером, не менее чем за час до отхода ко сну. Особенно важно хорошо выспаться накануне экзамена. Ночные бдения, как правило, не приносят большой пользы. А снять нервное напряжение после сдачи экзамена помогут пешие прогулки в парке или лесу, плавание.
Сбалансированное питание
Питание должно быть полноценным. Быстроприготавливаемые супы и пюре всасываются уже во рту, кишечник при этом отдыхает. В рационе выпускника не должно быть высокорафинированных продуктов. Необходимо принимать еду через каждые 3-4 ч и употреблять в пищу мясо, рыбу, сыр и кисломолочные продукты. Несмотря на то, что в плотном графике подготовки к экзаменам трудно выкроить время для еды, следует помнить, что именно она дает силы для занятий, т. к. при интенсивной умственной деятельности сжигается масса калорий (пожалуй, не меньше, чем при физической работе). Во время экзаменов лучше всего подкормить ребят сухофруктами и орехами. Советуем включать в меню такие продукты как лимоны, бананы, репчатый лук, морковь, капуста.
Несколько слов о любимом напитке миллионов. Конечно, кофе разгоняет нежелательный сон, однако он же повышает риск сердечных заболеваний, а также может вызвать мигрень. И тогда сильная головная боль помешает доучить билеты.
Раз в день можно позволить ребенку пару квадратиков шоколада. Менее калорийное питание способствует лучшей работе мозга. Чтобы накопить силы для решительного мозгового штурма, необходимо регулярное питание. Учитывая недостаточность витаминов в питании большинства детей и подростков и повышенную в них потребность в это непростое время, имеет смысл включать в рацион специальные витаминизированные продукты и витаминные препараты. Еда "на нервах", когда в состоянии волнения подростки поедают все что только можно, - не лучший способ утоления голода. Да и на экзамен не стоит отправляться с переполненным желудком. Легкий завтрак, в меню которого могут быть каша, йогурт, сок (особенно свежевыжатый), творог или сыр, будет хорошим подспорьем для успешного экзаменационного испытания.
Применение специальных средств
Очень часто возникает вопрос - стоит ли прибегать к каким-нибудь стимуляторам, повышающим работоспособность и улучшающим память. Этот вопрос лучше обсудить с врачом. Не следует использовать седативные средства на спиртовой основе. Если есть необходимость, лучше заварить пустырник или валериану. Среди специальных успокаивающих и улучшающих работу мозга средств, можно назвать глицин. Это аминокислота, которая вырабатывается в нашем организме. Глицин улучшает обменные процессы в клетках головного мозга, устраняет повышенную раздражительность, слегка успокаивает, нормализует сон. Есть и другое доступное средство - свеженарезанный лимон. Его аромат, по мнению японских ученых, повышает работоспособность, устраняет сонливость даже у очень уставших и ослабленных людей.
В эту непростую для подростка пору взрослым следует помнить, что гораздо важнее сохранить физическое и психическое здоровье ребенка, чем непременно получить пятерку или заветную медаль ценой будущего благополучия и счастья. Важно, чтобы выпускник твердо знал, что какую бы отметку он ни получил на экзамене, какая бы неудача его ни постигла, любовь и вера в него родителей всегда останутся прежними. Тогда и самый сложный экзамен он будет сдавать увереннее и спокойнее. Поддержка и похвала (но в меру!) - то, в чем особенно нуждаются подростки в экзаменационную пору.
Приложение 2.
Предупреждение возникновения стресса
Если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идёт на убыль – человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается, то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.
Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен сознательно отвечать релаксацией.
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости.
Наша жизнь ускоряется. И на ребят в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того чтобы каждый из нас мог справляться со стрессом, нам необходимо научиться самим распознавать, когда и какие эмоции, чувства может вызвать стресс и как с ним бороться.
Тревожность
Если твоё внимание постоянно занимает мысль, например: «Я беспокоюсь о …, меня беспокоит …»; если ты постоянно делаешь непроизвольные движения, такие как покручивание волоса, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу – это признаки нервозности. Ты должен научиться следить за собой, распознавать их.
Обращение за помощью
Ты не должен справляться со всем в одиночку. Если у тебя слишком много обязанностей, ты может попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь тебе. Даже простой разговор по душам о том, как у тебя много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.
Планирование
Научись планировать свой день. Если тебе предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.
Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть
Научись находить время на отдых. Составь список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.
Анализ поражений
Если ты потерпел в чем-то неудачу, научись извлекать из этого пользу. Вместо того чтобы ругать себя: «Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать и ничего у меня не получается,» - ты должен реально смотреть на вещи: «Я плохо написал работу, значит, что-то недоучил». Это поможет тебе в следующий раз избегать таких подобных неприятностей и верить в свои силы.
Полноценный сон и хорошее питание
Ты должен знать, сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.
Весёлая кукушка
Акварель + трафарет = ?
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Рисуем кактусы акварелью
Флейта и Ветер