Материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках литературы и МХК, что определяет практическую значимость работы.
Вложение | Размер |
---|---|
zerkalo_hilchenko_a.odt | 229.55 КБ |
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
Исследовательская работа
«Отражение искусства в зеркале»
Выполнила: ученица 6 класса
Хильченко Алина
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Карепова Юлия Григорьевна
г Биробиджан
2014
Содержание
Введение............................................................................................................ 3
§ 1. Из истории зеркал...................................................................................... 4
§ 2. Зеркала в зарубежном изобразительном искусстве................................ 5
§ 3. Зеркало в русском изобразительном искусстве XVIII–XX века........... 7
Заключение........................................................................................................ 9
Список использованной литературы.............................................................. 10
Введение
Из всех предметов интерьера зеркало - наиболее загадочный и мистический предмет, который во все времена был окружен ореолом мистики и тайны. Жизнь современного человека невозможно представить без зеркала. Что значит зеркало в нашей жизни?
Зеркало - это, прежде всего, амальгамированное стекло; атрибут красоты; предмет, отражающий отношение людей друг к другу. Может, поэтому зеркало обрело свое магическое значение. Что мы видим в зеркале? Что кроется за ним?
С древних времен зеркала интриговали и притягивали своей магической сущностью.
Как в зеркале мы каждый раз видим новое свое отражение, так и у художника образ зеркала в разные годы обретал новое значение.
Перед нами встал проблемный вопрос: какова роль зеркала в живописи?
В связи с этим были поставлены следующие цели и задачи: выявить символический смысл использования образа зеркала в живописи; рассмотреть образ зеркала в единстве трех планов: идеи, вещи и образа.
Предметом исследования является зеркало в истории культуры.
Объектом исследования– образ зеркала в живописи.
Актуальность работы обусловлена тем, что зеркало стало неотъемлемой частью нашего быта.
Зеркало-предмет и образ зеркала в искусстве являются объектами исследования широкого круга гуманитарных дисциплин.
В связи с этим нами была выдвинута гипотеза: образ зеркала имеет какой-то магический смысл, поэтому художники часто используют его в своих произведениях.
Научная новизна работы, на наш взгляд, состоит в том, что феномен зеркала рассмотрен в трех проекциях: зеркало-вещь, идея зеркала и зеркальности, образ зеркала в живописи.
Методом исследования является изучение литературы по данной теме, анализ работ художников, в которых присутствует образ зеркала.
Материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках литературы и МХК, что определяет практическую значимость работы.
§ 1. Из истории зеркал.
Зеркало является привычным и в то же время загадочным предметом. Когда же появились первые зеркала? Пожалуй, точно сказать никто не может. Зеркала создавали в Индии и Египте, в Древнем Шумере, позже уже в XII веке венецианские мастера, жившие и работавшие на острове Мурано.
Первоначально зеркала изготовляли из бронзы и серебра, и лишь в ХII веке появились стеклянные зеркала. Однажды венецианские стеклодувы, работающие на острове Мурано, на гладком куске мрамора разостлали листок олова и полили его ртутью. Олово растворилось в ртути, получилось то, что называют амальгамой. На нее наложили кусок стекла, и серебристая блестящая пленка амальгамы толщиной с папиросную бумагу плотно пристала к нему. Секрет изготовления таких зеркал венецианцы хранили на протяжении нескольких столетий.
Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами.
В степях под селом Кичигино (в 70 км к югу от Челябинска), на берегу Южно-Уральского водохранилища, в древнем сарматском захоронении ученые нашли коллекцию золотых украшений. Среди них было и зеркало. Представить зеркало из бронзовых кругов в маленькой сумочке современной модницы сложно. Но много веков назад, по словам археологов, эта вещь была привычным женским украшением. Нахождение в захоронении зеркала свидетельство того, что женщина была жрицей.
Было время, когда зеркало казалось чудом. Древние люди не знали, как получается отражение, поэтому приписывали зеркалам волшебную силу. В каждой стране существуют свои приметы и гадания, связанные с зеркалами. Все легенды объединяет одно: к зеркалу относятся с опаской, видя в нем предмет волшебный.
С этого времени небольшое ручное зеркало стало обязательной принадлежностью наряда богатой дамы.
В современном мире зеркала нужны не только модницам. Их используют в различных сферах.
Зеркало как предмет волшебный, потусторонний, обладающий магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках и живописи.
§ 2. Зеркала в зарубежном изобразительном искусстве.
Зеркало нам очень хорошо известно в быту, однако оно играет неожиданную роль в изобразительном искусстве. С помощью зеркала расширяется пространство картины. Художники используют различные приемы «расширения», «искривления».
Например, в картинах Диего Веласкеса «Менины» (1656) (Приложение 1); Яна Вермеера Дельфтского «Урок музыки, или Кавалер и дама у спинета» (Приложение 2); Менцеля «Комната с балконом» (1845) (Приложение 3); Энгра «Портрет графини д'Оссонвиль» (1845) (Приложение 4) и многих других художников.
В трехметровом холсте Д. Веласкеса «Менины», фигуры изображены почти в натуральную величину, зеркало играет чрезвычайно важную роль. В нем король и королева отражаются как тени. И зритель, как бы «входит» в картину, видит Веласкеса, пишущего портрет королевской четы. Художник мудро здесь сопоставляет несколько ролей реальности: фигуры на картине с фигурами в зеркале и с персонажами, изображенными на картинах в мастерской великого мэтра. Кажется, что все происходит сию минуту: персонажи Веласкеса стоят перед нами, а художник их пишет.
Например, в картине Яна Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434) (Приложение 5) введение зеркала позволяет показать центральные фигуры одновременно с двух точек зрения: на полотне нам видны их лица, а в отражении – спины.
«Портрет четы Арнольфини» - уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Ян ван Эйк впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке.
На полотне изображены купец Джованни Арнольфини из итальянского города Лукки, который в Брюгге представлял фирму Портинари, и его молодая жена. Оба одеты в нарядные праздничные костюмы того времени. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
В глубине уютной комнаты висит круглое зеркало, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, но не видных зрителю. Некоторые искусствоведы, основываясь на надписи, предполагают, что одна из фигур - сам Ян ван Эйк, и рассматривают все изображенное на картине как сцену бракосочетания (рука жены лежит в руке мужа), на котором художник был свидетелем.
Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка - знак чистоты, четки - символ благочестия, выпуклое зеркало - глаз мира, апельсины - плоды райского сада.
А у Адольфа Менцеля в работе «Комната с балконом» (1845) интерьер пронизан ярким солнечным светом, который изменяет очертания изображаемых предметов.
Во всех этих случаях с помощью зеркала происходит удвоение: то, что находится за пределами, выводится на полотно.
Можно сказать, что, для некоторых моментов живописи, зеркало на полотне является основным объектом внимания аудитории.
Примерами полотен зарубежных мастеров, в которых использовался прием зеркального отражения, будут картины Диего Веласкеса “Менины”, “Кавалер и дама у спинета” Яна Вермеера Дельфтского и работы многих других художников.
§ 3. Зеркало в русском изобразительном искусстве XVIII–XX века
В отечественной истории живописи роль зеркала изменялась со временем.
Для начала обратимся к работам К.А. Зеленцова «В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях». (Конец 1820-х — 1830 ) (Приложение 6), Ф.М. Славянского «Кабинет А. Г. Венецианова» (1902) (Приложение 7) и других русских живописцев первых десятилетий XIX века зеркала живут тихой жизнью, украшая интерьеры. Для художников второй половины XIX века самым важным являются психологические характеристики персонажей и их взаимоотношения, а зеркала нужны как характерная бытовая деталь обстановки.
В произведениях XIX–XX веков зеркало выполняет другую роль. Перед нами возникает что-то таинственное и чудесное. Например, «Чехлы» (1897) (Приложение 8) М.В.Якунчиковой-Вебер. Здесь через предметы интерьера мы чувствуем настроение художницы. Бледное освещение, которое передано серо-голубыми тонами, отражение света в зеркале, усиливает чувство тоски об ушедшей отсюда жизни (жизни самой Якунчиковой), а закутанные парусиной предметы кажутся странными существами.
В разные эпохи у художников широко использовалась тема «женщина у зеркала». Например, «За туалетом. Автопортрет» З.Е.Серебряковой (1909) (Приложение 9). Автопортрет, написанный двадцатипятилетней женщиной с помощью зеркала, оставляет ощущение радости, отрады, чистоты. Особенно привлекают на портрете глаза женщины – большие, лучистые, молодые.
На портрете словно схвачен момент искрящегося счастья, душевного равновесия. Женщина молода и счастлива, полна энергии и ребяческого задора.
Вся обстановка комнаты прелестна и мила, пронизана светом радости. Юная художница приглашает нас в свой женский мир - баночки, скляночки, пузырьки духов, бусы, пудра. Картина написана в перламутрово-розовых, золотистых, серебристо-голубых тонах.
Художники использовали зеркало в качестве необходимого инструмента при создании автопортретов. Автопортреты в зеркалах — это отдельный мир. И мы понимаем, что создание автопортрета художника не мыслимо без зеркала.
С помощью изображения зеркал художники стремились подчеркивать красоту моделей, раскрывать разные стороны предмета, выявлять дополнительные эффекты освещения.
Есть один женский портрет «Портрет Генриэтты Леопольдовны Гиршман» (1907) (Приложение 10), написанный Серовым Валентином Александровичем, в котором фигурирует зеркало. Здесь будто игра, в которой сложно различить настоящее и вымышленное. На картине Генриетта стоит спиной к зеркалу, но смотрит на нас так, словно смотрела бы в зеркало.
В следующем портрете, в котором зеркальное отражение имеет большее значение, чем передний план - «Портрет балерины О.Б. Лепешинской» (1939) Александра Герасимова (Приложение 11). Ольга Борисовна на этой картине не главный персонаж. Главное — то, что отражается в зеркале, изображенном на заднем плане, да и сама зеркальная рама богаче и ярче, чем рама картины.
Помимо всего этого зеркало может выступать как элемент декора, показывая предмет или человека объемно, со всех сторон, приукрашивая его, как это было принято на парадных портретах. На картине Монье «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны» (1805) (Приложение 12) зеркало подчеркивает высокий императорский сан женщины, отражая профиль Елизаветы Алексеевны. Это одна из самых обаятельных представительниц царствующего дома. Она отличалась чрезвычайной скромностью и добротой, много занималась благотворительностью. Императрица искала счастья в тихой семейной жизни, много читала, изучала иностранные языки. Печать светлой грусти лежит на ее лице в портрете Монье. Ее скромный, благородный облик дополняют цветы. Изобразив героиню стоящей у зеркала, художник дает возможность увидеть это тонкое лицо анфас и полюбоваться им в профиль.
Таким образом, в русском живописном искусстве зеркала мы наблюдаем довольно часто. Мы видим их на картинах таких известных художников как: В.А. Серов, А.М. Герасимова и многих других. Каждый из этих живописцев вложил что-то новое в смысловой состав приема зеркального отражения.
Заключение
В каждой культуре, в каждом времени, на каждом возрастном этапе – свои зеркала и свои отражения. Образ зеркала в жизнии в искусстве трактуется неоднозначно, порой противоречиво.
Говорить о зеркалах - это значит видеть недорисованное и слышать недослышанное, чего так много в произведениях искусства.
Безусловно, образ зеркала имеет какой-то магический, таинственный смысл, поэтому художники часто используют в своих работах.
Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас и все, что грядет.
Поэтому вокруг образа зеркала возникает своя собственная история, которая получает свое творческое оформление и выражается в искусстве.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы:
1.1september.ru
Серебряное копытце
Сладость для сердца
Галка в чужих перьях
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Сочные помидорки