Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни. Она проходила в соответствии с народным календарём. Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень. Праздничная сторона жизни русского народа была священна, и русские относились к ней как к главному событию в круговерти человеческой жизни.
Об этих страницах истории русского народа я узнала, посещая в прошлом году внеурочную деятельность « Хочу все знать». Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила подробнее заняться её изучением. А все потому, что пройдет зима и наступают долгожданные весенние народные праздники. Из года в год мы празднуем Масленицу, Пасху и т.д. и совсем не задумываемся, как же праздновали наши предки, в чем заключается смысл празднования, происхождение этих праздников, обряды, традиции. А ведь все это очень интересно и можно даже сказать таинственно. На мой выбор темы повлияло и то, что Дом культуры, часто организует народные праздники для односельчан, и я участвую в их подготовке и проведении.
Вложение | Размер |
---|---|
n.p.k._vesennie_russkie_narodnye_prazdniki.doc | 359.5 КБ |
vp.rar | 2.83 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весенненская средняя общеобразовательная школа»
Научно - практическая конференция
«Ломоносовские чтения»
«Весенние русские народные праздники»
Выполнила: Борчикова Диана
ученица 3 класса
Руководитель: Вязовкина Людмила
Владимировна,
учитель начальных классов
С.Весеннее-2014 год.
Оглавление
Введение
I. Масленица
1. История праздника
2. Обряды.
3. Приметы.
IІ. Благовещение
1. История праздника
2. Приметы
3. Запреты
4.Обряды
ІІІ. Вербное воскресение
1. История праздника
2. Обряды
3. Приметы
ІV. Пасха
1 История праздника.
2.Обряды
3.Приметы
Заключение
Список литературы
Введение
Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни. Она проходила в соответствии с народным календарём. Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень. Праздничная сторона жизни русского народа была священна, и русские относились к ней как к главному событию в круговерти человеческой жизни.
Об этих страницах истории русского народа я узнала, посещая в прошлом году внеурочную деятельность « Хочу все знать». Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила подробнее заняться её изучением. А все потому, что пройдет зима и наступают долгожданные весенние народные праздники. Из года в год мы празднуем Масленицу, Пасху и т.д. и совсем не задумываемся, как же праздновали наши предки, в чем заключается смысл празднования, происхождение этих праздников, обряды, традиции. А ведь все это очень интересно и можно даже сказать таинственно. На мой выбор темы повлияло и то, что Дом культуры, часто организует народные праздники для односельчан, и я участвую в их подготовке и проведении.
Цель моего исследования раскрыть особенности русских народных весенних праздников, определить историю их возникновения, содержание обрядов, показать взаимоотношения поколений.
Задачи:
Методы исследования
I. Масленица
1. История праздника
Масленица (Масленка, Масленичная неделя, Сырная неделя, Сырница, Белая Мясоедь, Мясопуст). Праздник проводов зимы и встречи весны.
Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица занимала особое место. Она была древнейшим истинно народным праздником. Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных, семейных ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России.
2. Обряды.
Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним, так и к весенним календарным праздникам
Во время празднования Масленицы — накрывали обильные сытные столы с разнообразной молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком, а так же яйцами, рыбой, пирогами, блинами, квасом, пивом и вином. Наиболее важными были следующие:
1.Поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста.
2.Обычаи, связанные с молодоженами: смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых.
3.Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков.
4. Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.
К Масленице начинали готовиться еще с середины предшествующей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: мешки муки разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей; собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.
Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник — «встреча»; вторник — «заигрыши»; среда — «лакомка»; четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг»; пятница — «тещины вечерки»; суббота — «золовкины посиделки»; воскресенье — «проводы», «проща», «прощенье», «прощеный день», «целовальник».
В отдельных деревнях встреча Масленицы представляла собой особый ритуал почетного ввоза специально сделанного чучела, олицетворявшего собой праздник, в сопровождении односельчан. Иногда несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка. За ними двигалась целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками. Праздник начинался на высоком месте деревни или на специально возведенной катальной горе. Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни
После того, как необходимые приветствия были пропеты, сани с чучелом Масленицы под крики детей: «Приехала Масленица! Пришла Масленица!» — съезжали вниз. Девушки и дети начинали кататься с горки на скамейках, заледеневших лукошках и санках. С этого момента считалось, что Масленица встречена, а праздник — начался. В этот день ходили к родственникам договариваться о порядке посещения друг друга, совместных развлечениях и поездках на ярмарки.
Не последнюю роль в завершении Масленицы играли очистительные обряды, цель которых — избавить жителей деревни от влияния на их судьбы злых разрушительных сил. В северных регионах кульминацией праздника являлось возжигание на возвышенном месте, льду озера или реки большого ритуального костра. В его сооружении участвовали все жители деревни, приносившие старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей. В центр кострища вертикально помещали высокий шест с надетым на него колесом или смоляной бочкой.
В проводы Масленицы представляли сложное действие с участием специального масленичного поезда, составленного из лодок, саней. Главным лицом в нем являлось одетое в традиционный крестьянский костюм масленичное чучело из соломы или дерева либо изображавший его человек. Продвижение поезда по деревне сопровождалось разыгрыванием представлений. Исполнителями были участники шествия, а зрителями все остальные. Во время Масленицы допускалось то, что было неприемлемым в повседневной обыденной жизни. Это находило свое отражение в костюмах, поведении и выступлениях участников. Фантастические костюмы ряженых, применение масок-личин, гримирование лиц сажей, фривольные шутки и действия, производимые ими, шум и веселье — все это создавало картину присутствия на празднике представителей чуждого человеку мира. Разыгрываемые сцены часто носили мистический характер, но исполнялись и представления, подвергавшие осмеянию реальные события. После объезда деревни Масленицу увозили за околицу и там либо разрушали и разбрасывали по полям, либо топили в реке, либо поджигали. Все участники переодевались в обычную одежду, и возвращались к привычной жизни. Праздник считался законченным, все его участники расходились по домам для заключительного обрядового действия, благодаря которому последний день праздника и получил название Прощеный день.
3. Приметы.
Зарождение в нового месяца в Масленицу, когда он «окунул рог в масло», по народному поверью почиталось хорошим предзнаменованием не только на время праздника, но и сулило богатый урожай и сытую жизнь на протяжении всего года. Если же в этот день мела метель, то такой ожидалась и вся последующая неделя: «Помело метлой на Масленицу; придет Государыня Масленица Метельная».
Для сытого существования людей в наступающем году следовало «потешить масленицу», что означало щедро ее встретить и достойно проводить: «Хоть с себя что заложи, а масленицу проводи», «Масленица объедуха, деньгам прибируха». Кто не отдавал дани празднику, подвергался всеобщему порицанию; кроме того, считалось, что он остальное время года будет жить в горькой беде и нужде.
II. Благовещение
1. История праздника
Еще раз весну встречали на Благовещение. Это был последний весенний праздник перед окончанием Великого поста и большим христианским праздником Пасхой.
Как хорошо, что приходит весна!
Солнышко светит теперь допоздна,
Снег превращается медленно в лужи.
Лишь вспоминаем сегодня о стуже.
Этот праздник получил свое название в память о благой вести, которую принес Деве Марии архангел Гавриил. Он возвестил ей о том, что у неё должен родиться сын, который будет наречен именем Иисус.
Этот день издавна в народе считался началом весны, когда земля, наконец, пробуждалась от зимнего сна. Признавая важность праздника, народ, тем не менее, не отмечал его весельем, тем более что чаще всего Благовещение приходится на период Великого поста. Поведение человека в течение этого дня должно было наиболее приблизить его к Богу. Этому способствовало посещение церкви, строгое соблюдение запретов, отдых от повседневных дел, сосредоточенные раздумья о божественном, отвлеченность от насущных хозяйственных проблем. Допускались только размеренные беседы о севе, пахоте, урожае. Нарушение этих предписаний считалось грехом и грозило несчастьями.
Рано утром крестьяне, нарядившись в лучшую, непременно чистую одежду (иначе считалось грехом прикасаться к священному), отправлялись в церковь к заутрене, а возвратившись, садились обедать. Церковью в ознаменование праздника разрешалось в этот день некоторое послабление поста: можно было есть рыбу, пироги-рыбники и растительное масло. Крестьяне также не считали грехом пить в этот день вино.
2. Приметы
Как все праздники переходного календарного периода, Благовещение было важной временной границей. В народе, считавшем Благовещение началом весны, говорили: «Щука хвостом лед разбивает», «Весна зиму поборола». В этот день пробудившаяся ото сна земля «открывалась» и выпускала на поверхность змей, лягушек, мышей, насекомых, а также нечистую силу. Этот праздник в народном календаре отмечается как пора прилета птиц, пробуждение пчел, мух, медведя.
Во многих местах весну на Благовещение не только встречали, но и приглашали, «кликали», «гукали», зазывали ее угощением — хлебом и пирогами. Девушки в этот день обязательно водили хороводы с пением веснянок.
Одной из примет весны крестьяне считали «игру» солнца и говорили: «И солнышко радуется празднику», когда оно на восходе трепетало, играло лучами и переливалось разными красками.
Во многих местах, а в особенности в городах, в этот праздник было принято выпускать на волю птиц из клеток и петь «веснянки». По представлению крестьян, они могли ускорить приход весны, вымолить ее у Бога
3. Запреты
Запрет на зажигание огня вечером праздничного дня был известен повсеместно. Пчеловоды при этом опасались, что за нарушение запрета Бог во время медосбора поразит слепотой пчел. Во многих местах крестьяне верили, что нельзя зажигать в доме огонь, чтобы не обидеть праздник, иначе в дом ударит молния или пшеница заболеет головней, а на пчел нападет ленивое роение, из-за чего будет мало меда.
Широко известная поговорка: «На Благовещение птюшечка гнезда не вьет, а девица косы не плетет» — подкреплялась строгим запретом на заплетание кос и расчесывание волос, иначе куры могли испортить посевы, «расчесав» грядки. Если днем в Благовещение спать в доме, то «уснут» под землей и не дадут всходов семена.
4.Обряды
Во многих местах на Благовещение проводились очистительные обряды. В ночь накануне праздника сжигали старые лапти, а в Сибири — соломенные тюфяки-постели, на которых спала семья. Через этот костер прыгали, что должно было на весь год истребить болезни, дымом его окуривали одежду, чтобы избавиться от сглаза и получить защиту от чар колдунов. Чтобы избавиться от мух, блох и других насекомых, на Благовещение русские Забайкалья жгли в подполье тряпку. Благовещение открывало сезон полевых работ. Русские крестьяне говорили: «Бог благословил землю на сеяние». Поэтому в некоторых местах крестьяне сами старались освятить зерно, предназначенное для посева: для этого икону, посвященную празднику, ставили в кадку с зерном и приговаривали:
Матерь Божья!
Гавриил Архангел!
Благовестите, благоволите,
Нас урожаем благословите.
Овсом да рожью, ячменем, пшеницей
И всякого жита сторицей!
После этого зерно непременно должно было принести богатый урожай.
В день Благовещения крестьяне не только подмечали погоду, которая предопределяла весь ход хозяйственных работ, но и гадали. Накануне праздника хозяйки вывешивали на открытом воздухе в тихом безветренном месте мокрую холстинку или полотенце, если она высыхала полностью, говорили, что будет урожайный год, если наполовину — вырастет средний урожай, а оставалась мокрой или замерзала — предвещали дождливое лето, а потому и плохой урожай.
III. Вербное воскресение
1. История праздника
За неделю до Пасхи празднуют Вербное воскресенье. Этот день всегда отмечался в христианском календаре как светлый праздник
Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.
В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, это одно из первых красиво цветущих весной деревьев, которое дало название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».
В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и подношение. Существует легенда о том, что верба когда – то была женщиной, у которой было много красивых, сильных, здоровых детей. Но, как всякая женщина, она любила похвалиться своим потомством, и однажды она неосторожно сказала, что её плодовитость выше, чем плодовитость Матери – Земли. Рассерженная Мать – Земля превратила её в вербу с огромным количеством детей – пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке.
2. Обряды
Со временем празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги – рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра. Канун Вербного воскресенья шумно и весело праздновала молодежь. Утром праздничного дня родители слегка хлестали вербой своих детей, приговаривая при этом вербные поговорки и присказки:
Верба свята! Верба свята!
Верба — хлёст — бьет до слез,
Верба бела — бьет за дело!
Верба красна — бьет напрасно!
Не я бью, верба бьет, через неделю велик день.
Будь здоров, как вода, будь богат, как земля!
Пришла верба из — за моря,
Принесла верба здоровья!
Верба — хлёст, бей до слез!
Вербное воскресение обязательно предварял вербный базар, когда по традиции люди могли приготовиться к этому дню и купить все, что надо. Малым детям по душе были такие базары: чего здесь только не было — и игрушки, и сладости, и развлечение, и цветы, и вербы…
В вербное воскресение веточки вербы взрослые дарили детям со словами:
А вот и воскресенье подошло,
Пушистую вербочку на крыльях весны принесло.
Дорогая наша вербочка,
Вербочка освященная,
Уважать тебя будут все высоко,
Приди к нам с радостью,
Подари деткам здоровье крепкое!
Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлёст, бей до слез».
3. Приметы
Верба считалась целебным средством от различных болезней. Освященная в храме верба, по мнению верующих и священников, считается священной и обладает магической силой. Люди глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни, прогнать всякую хворь. Освященную в церкви вербу берегли до первого выгона скота, причем хозяйка выгоняла скот непременно вербовыми веточками. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Некоторые заклинания строились так, как будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет».
Верили также, что верба обладает свойствами оберегает: она защищает от нечистой силы, предохраняет дом от молний, останавливает пожар, усмиряет бурю, оберегает посевы от гибели, помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола. Именно поэтому освященную вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле.
Народ примечал, что если хорошо цветет верба — пашня будет удачной. На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут.
IV. Пасха
1 История праздника.
Давным-давно, несколько тысячелетий назад, в память избавления иудеев от плена египетского стали отмечать этот праздник. Название "Пасха" является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца ниссана. Само название "пасха" представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова "pesah",которое толковалось как "прохождение"; оно было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние.
А с появлением христианства праздник Пасхи обрел еще одно значение - чудесное воскрешение из мертвых Иисуса Христа, сына Божьего. Смерть и воскресение Христа совпали с праздником Пасхи.
Пасха празднуется всегда в различные дни календаря, но всегда в воскресенье. Существует правило, по которому церковные служители рассчитывают дату праздника. Формула расчета такова: Пасха всегда празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступило после весеннего равноденствия между 22 марта и 25 апреля.
2.Обряды
К Пасхе готовились, начиная с Великого или Чистого четверга. В этот день весь дом убирали до сверкающей чистоты, красили и расписывали яйца готовили пасху, пекли куличи и мелкие мучные изделия в виде барашков, петушков, голубков; медовые пряники, запекали поросенка, барашка или окорок, жарили телятину, шились новые наряды. Цветами украшали блюда, а также стол, иконы и дом. По древней традиции, крашеные яйца укладывали на блюдо среди специально проращенной зелени овса, пшеницы, кресс-салата.
В ночь с субботы на воскресенье происходит пасхальная служба, которая является логическим завершением служения всех предшествующих дней страстной недели. Ровно в половине двенадцатого начинается праздничная служба — полунощница, за которой следует заутреня и крестный ход вокруг церкви, литургия. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет. Красный цвет — это цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира. После службы крестьяне, не успевшие освятить в Великую субботу разнообразную снедь для пасхальной домашней трапезы, выстраивались в церковной ограде в ожидании священника. Они стояли в два ряда, мужчины с непокрытыми головами, женщины в праздничной одежде, каждый держал в руках скатерть с куличом, на котором горела свеча. За освящение «паски» крестьяне бросали в чашу со святой водой, из которой кропил священник, мелкую медную монету — гривенники и пятаки. На севере Новгородской губернии после окончания пасхальной службы и освящения куличей как можно быстрее бежали домой разговляться, так как верили, что тот, кто быстрее прибежит, раньше других управится с урожаем, все до последнего зернышка соберет со своего поля.
Одним из важнейших моментов праздника была утренняя пасхальная трапеза. После долгого и сурового поста даже взрослые крестьяне, а в особенности деревенские ребятишки, с нетерпением ждали «разговения».
Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На столе, покрытом белой скатертью, обязательно должен быть барашек из теста, сахара и сливочного масла. Это символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа во искупление грехов всего человечества.
Для пасхальной трапезы пекли сдобные куличи, готовили творожные пасхи. Существовало много разных видов пасхи: и сливочная из сливок, и красная из топленого молока, и пасха на желтках, и розовая пасха с малиновым вареньем, пасха с мукой. Сырная пасха готовилась из творога. В старину творогом называли любое кислое молоко. Весь Великий пост его собирали в деревнях в ожидании праздника. Со временем простокваша уплотнялась, но совсем не так, как при температурном воздействии. Изучая церковные книги, мы поняли, что из настоящего, по нашим понятиям, твердого творога пасху никто не делал. Использовали выстоявшееся кислое молоко. Поэтому она была воздушной, нежной и ароматной. Творожная пасха делалась в виде усеченной пирамиды - символ Гроба Господня. На боковых ее сторонах изображаются орудия страдания Христа: крест, копье, трость, а также символы воскресения: цветы, проросшие зерна, ростки, буквы "Х.В."
И конечно же красили яйца. Обычно яйца красили в четверг, а в субботу относили в церковь, чтобы освятить. Обычай красить яйца пришел после того, как Мария отправилась проповедовать учение Христа. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые – драгоценности, а бедные – что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!». Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.(Русская Пасха)
Всю пасхальную неделю продолжались застолья. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Кроме пасхи, куличей и яиц к столу подавали запеченных и фаршированных орехами поросят, окорока, разные колбасы, сыры. Господствовало всеобщее веселье, ликование, радостное настроение. Во всех церквях звонили колокола. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым; приглашали к столу, угощали, особенно бедных, привечали больных, убогих.
Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка — считались в народе неприличием и большим грехом. На русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе. Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным , или начиналось только под вечер — «с пауженальной поры». Основное празднование, начало молодежных гуляний — игрищ приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями.
Во многих местах наследием церковных обходов, соединившихся с древней традицией охранительных и профилактических ритуалов, стали обходы деревни ее жителями, преимущественно женщинами и девушками, на второй — третий день Пасхи. Рано утром соседки с иконами на полотенцах (иногда с горящей свечой в фонарике) собирались на околице деревни. Деревню обходили вокруг с пением «Христос воскрес из мертвых», в дома не заходили, в завершение обхода иконы мыли водой из колодца, после чего вода считалась святой, ее хранили дома и использовали в качестве профилактического и лекарственного средства при болезни. Совершавшие обряд женщины верили, что это охранит жителей деревни от разных несчастий, особенно от ураганов и пожаров.
Почти повсеместно были также распространены детские, иногда молодежные, обходы домов в первый день Пасхи. Утром, после пасхальной заутерни, деревенские ребятишки собирались по 10 — 20 человек и шли «христосоваться», «христосовать» или «христосовить». Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: «Христос воскресе!», те отвечали: «Во истину воскресе!» и одаривали их крашеными яйцами, пирогами, конфетами, давали по куску кулича. Не одарить ребятишек считалось зазорным, хозяева специально готовились к их приходу, приберегая угощения.
После пасхальной трапезы, ухода «богоносов» или только на следующий день начиналось праздничное гуляние. По окончании пасхальной литургии на церковной колокольне собирались мальчишки, парни, девушки, иногда взрослые мужики и бабы, благодаря их стараниям колокольный звон не смолкал с раннего утра и до 4 — 5 часов вечера с первого дня Пасхи до конца пасхальной недели (до субботы). Празднично одетая молодежь собиралась на улице, где специально к Пасхе устанавливали качели. Играли гармошки, девушки и парни плясали, пели песни, парни и мужики соревновались в различных играх, в том числе и в играх с пасхальными яйцами, остальные жители деревни приходили посмотреть. Часто наибольшее празднество происходило в одной из деревень прихода, куда собирались гости, особенно молодежь. В некоторых деревнях к этому дню также приурочивались ярмарки. Не редко с этого дня начинались девичьи хороводы. Взрослые, отправляясь в другую деревню, гостили у родственников, пили, угощались, пели застольные песни. Если же ходить в гости на Пасху в данной местности было не принято, тогда женщины и мужчины собирались компаниями отдельно друг от друга, бабы беседовали, мужики играли в карты.
3.Приметы
Крестьяне – домохозяева создали цикл примет. Утром на Пасху, набрав воды из колодца и неся её коровам, хозяйки ставили ведро перед дверьми хлева и смотрели «Зарю на воде». Если вода была красной от Зари, то и «лето будет красным». Если вода была бледной, то и «хлеба будет бедно». Также по утру наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно – та ко двору, а которая гомозится да ворочается – та не ко двору
В народе верили, что в Светлое Христово Воскресенье вся природа ликует, а солнышко радуется. «Солнышко скачет во Христов день», - говорили крестьяне. Рано утром выходили на улицу смотреть на него, забирались повыше на пригорки и крыши. Считалось, если солнышко «играет», «трепещется» - это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю и счастливым свадьбам, а если только чуть — чуть или не «играет» вовсе, говорили, что год плохой будет.
Заключение
В своём реферате я попыталась показать красоту и самобытность русских народных весенних праздников. Я поняла, что праздники играли очень большую роль в жизни русского народа и имели отмеченную давней традицией программу. Это позволило мне сделать вывод о том, что своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества
Праздник позволял людям сделать передышку в череде тяжёлых крестьянских работ, отвлекая их от семейных проблем, и давал психологическую разрядку. А совместное время провождение вызывало иллюзию равенства всех людей, снимало социальную напряжённость в обществе. С помощью обрядовых действий люди обращались к тем силам, от которых как они считали, зависело их жизненное благополучие.
Меня поразило уважительное отношение русского народа к празднику, который они считали едва ли не главным событием в круговерти жизни, воспринимая его как дело святое, угодное Богу. Праздничный день требовал преображения не только внешнего, но и внутреннего состояния человека. Люди в эти дни относились, друг к другу подчёркнуто уважительно, проявляли гостеприимство ко всем прибывшим на праздник.
Мне было интересно работать над выбранной темой реферата. Я поняла, откуда же пришла в нашу жизнь красота русской народной культуры. Да конечно, из души русского человека.
Список литературы
Слайд 1
МБОУ «Весенненская СОШ» Весенние праздники. Традиции русского народа. Выполнила: ученица 3 класса Борчикова Диана Руководитель: Вязовкина Л.В.Слайд 2
Цели исследования Получить как можно больше информации о праздновании Масленицы и других народных праздников. Прививать интерес к истории русского народа, бережное отношение к его традициям.
Слайд 3
Методы исследования Изучение литературы о народных праздниках. Посещение интернет-сайтов с целью получения информации о Масленице. Соцопрос учащихся 3-х классов. Личный опыт.
Слайд 4
Результаты опроса учеников 3 классов. Не Слышали 5% Слышали 95% Когда празднуют Правильные ответы 56% Неправильные ответы 25% Затруднились Ответить 19% Что делают Пекут блины 53% Сжигают чучело 22% Залезают на столб 5%
Слайд 5
Масленица Старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины и устраивать увеселения. В христианстве носит название Сырная или сыропустная неделя.
Слайд 6
История праздника Масленица не является языческим праздником и не имеет никаких языческих корней – этот праздник был введён церковниками в 16 веке для вытеснения языческого великого солнечного праздника Комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие
Слайд 7
Кто ещё празднует Масленицу Широко празднуют Масленицу в России, в Украине , в Белоруссии. В католичестве церковный праздник Масленицы называется карнавал. У мусульман этот праздник называется Навруз.
Слайд 8
Как праздновали Масленицу Масленичные гуляния продолжались неделю. Ни один праздник не проходил так весело и разгульно. Ещё бы, ведь считалось, что если в волю не потешиться на Масленицу – значит жить в горькой беде!
Слайд 9
Понедельник «Встреча» К понедельнику достраивали качели, балаганы, начинали печь блины. Первый блин, по традиции, отдавали нищим на поминовение усопших.
Слайд 10
Вторник «Заигрыши» Парни и девушки приглашали друг друга покататься с горок, поесть блинов. Звали родных и знакомых Масленица, Масленица, Блинов попеканщица! С грибами, с яйцом, с рыбкой атласной, С икрой, с припекой, с ягодой красной!
Слайд 11
Среда «Лакомка» В этот день зятья приходили к тёще на блины. У хорошей тёщи знамо зять не тощий! Его кормят пирогами и сметанкою с блинами, Зять, когда приходит в гости, В нём позвякивают кости, А когда идёт домой – Не пройдёт в проём дверной! Съест корзинку пирогов Да три короба блинов! Щи, борщи и калачи – Тёща. Всё на стол мечи!
Слайд 12
Четверг «Широкий разгул» С этого дня народ предавался всевозможным потехам: ледяным горкам, балаганам, кулачным боям. … И в руках, и в плечах у них силища, Будут нынче народные игрища! Что ни лес, ни трава расстилается, Праздник Масленицы начинается!
Слайд 13
Пятница «Тёщины вечёрки» Зять приглашал в гости тёщу и угощал её блинами. Однако, прежде, чем идти, тёща с вечера присылала всё необходимое для печения блинов, в том числе и сковороду.
Слайд 14
Суббота «Золовкины посиделки» Молодая невестка приглашала в гости золовку (сестру мужа). В этот день невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Слайд 15
Прощёное воскресенье Все просят друг у друга прощения, освобождаются от грехов перед Великим постом. Последний день гуляний. По традиции, сжигали соломенное чучело, приглашая вернуться на следующий год.
Слайд 17
Главные символы Масленицы Блин – круглый, горячий, румяный, он являл собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. Соломенное чучело – это символ надоевшей Зимы Марены (а не Масленицы, как многие ошибочно считают).
Слайд 18
Масленичные приметы Ненастье в воскресенье перед Масленой – к урожаю грибов. Какой день Масленицы красный – в такой сей пшеницу. Если на Масленицу идёт снег, будет урожай гречихи.
Слайд 19
Пословицы о Масленице Не всё коту Масленица, бывает и Великий пост. Блины и поцелуи счёта не любят. Не житьё-бытьё, а Масленица. И самый хладнокровный человек любит горячие блины.
Слайд 20
Праздник, который я посетила
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Тупое - острое
Зимняя сказка
Отчего синичка развеселилась
Рисуем домики зимой
Юрий Визбор. Милая моя