В работе исследуются особенности темперамента подростков нашей школы
Вложение | Размер |
---|---|
temperament_i_podrostok.doc | 199.5 КБ |
МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Темперамент и подросток
Выполнила:
Филатова Анна,
ученица 9а класса
Руководитель:
Етмишева Т.М. – педагог-психолог
с. Газ-Сале
2018-2019 уч.г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента
1.1. Определение темперамента.
1.2. Виды темперамента
Глава 2. Исследование типа темперамента в подростковом возрасте
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Глава 3. Рекомендации учителям и учащимся на основании проведенного исследования.
Заключение
Библиография
Приложение
Четыре темперамента и камень на дороге
Бодро, легко и изящно прыгнет чрез камень сангвиник,
Да и споткнувшись, не станет долго о том горевать.
Злобным пинком отшвырнет камень с дороги холерик,
Радостно вслед поглядит, ловкостью собственной чванясь.
Камень заметив, флегматик свой шаг умеряет:
"Коль ты с дороги не сходишь, я лучше тебя обойду".
А меланхолику встретится камень - он станет задумчиво рядом,
С миною мрачной невзгоды судьбы проклиная своей.
Введение
Под темпераментом принято понимать сочетание индивидуально - психологических особенностей личности, характеризующих эмоционально - волевую стороны ее поведения и деятельности. Несмотря на то, что люди, как правило, обладают смешанными типами темперамента, к подростковому возрасту начинает более ярко преобладать тот или иной тип.
В нашем классе психолог проводил тест на выявление типа темперамента. В большинстве у нас выявился один тип. Мне стало интересно, а будет ли в других классах лидировать этот тип темперамента. Я провела исследовательскую работу, ребята и учителя очень заинтересовались, т.к. учителям интересно узнать о нас (подростках), а нам о самих себе. Знания о личностных особенностях помогают ученикам и педагогам избежать конфликтных ситуаций, понять друг друга. А ребятам выбрать будущую профессию.
Изложенная причина определила выбор темы исследования: «Темперамент и подросток».
Целью исследовательской работы является изучение преобладающего типа темперамента в подростковом возрасте.
В основу исследования положена следующая гипотеза: Большинство подростков Газ-Салинской средней общеобразовательной школы обладают одним типом темперамента (предположительно сангвинистическим).
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
Методы исследования. Были использованы методы: теоретические - анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические – тест.
В исследовании приняли участие 52 учащихся 7-9 классов МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента.
1.1. Определение понятия «Темперамент»
Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма, психических процессов и состояния.
Гиппократ утверждал, что слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (греч. κράσις, «слияние, смешивание»). Он объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
Теории темперамента
По мере углубления медицинских, физиологических и психологических знаний, теория четырех жидкостей становилась наивной. Более поздние теории темперамента старались использовать последние достижения науки. И все же иногда эти теории были просто фантастическими. Алхимики, например, учили, что различия темпераментов зависят от преобладания в организме серы, ртути или соли. Сторонники другой теории утверждали, что эти различия определяются смешением в теле воздуха и эфира. Позже начали появляться уже гораздо более обоснованные предположения.
Их авторы опирались на точные научные знания о процессах, происходящих в живом организме. Так, русский педагог и анатом П.Ф. Лесгафт считал, что темперамент человека зависит от строения кровеносных сосудов, их диаметра, толщины и упругости стенок. Но и эта попытка объяснения темперамента, как и многие другие, тоже оказалась неудовлетворительной.
Общий недостаток старых теорий заключался в том, что они были односторонними, их создатели учитывали только какую-нибудь одну сторону деятельности организма и не подкрепляли своих исследований опытом.
Воззрения врачей древности нашли своё продолжение в более поздних работах учёных. Немецкий учёный Иммануил Кант считал органической основой темперамента качественные особенности крови. Он же обобщил и систематизировал психологические характеристики четырёх общеизвестных типов.
Были и другие теории темперамента.
Французский врач Клод Сиго связывал темперамент с системами организма. Темпераменты по К. Сиго: дыхательный; пищеварительный; мускульный; мозговой.
Конституциональные теории: темперамент зависит от типа телосложения. Немецкий психиатр Эрнст Кречмер выделил 4 типа телосложения: пикнический тип (от греческого pyknos – толстый, плотный); астенический тип (от греческого astenos – слабый); атлетический тип (от греческого athlon – борьба); диспластический тип (от греческого dis – плохо, plastos – сформированный). Им соответствовали три типа темперамента: шизотимический, циклотимический, иксотимический.
Классификация американского психолога Уильяма Шелдона содержала три типа темперамента. Каждый из них сочетал в себе отдельные черты классических четырёх темпераментов. Висцеротонический (от латинского viscera – внутренности), соматотонический (от греческого soma – тело), церебротонический (от латинского cerebrum – мозг).
Своеобразное решение предложил К. Юнг (1923). Он выявил два главных типа поведения: экстравертированный; интровертированный.
Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм.
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать: по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток; по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга, по равновесию между ними.
Опыты И. П. Павлова показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип – меланхолическому; сильный, неуравновешенный– холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Так что же такое темперамент? Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни.
С точки зрения психологов, четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например, «интроверсия — экстраверсия»). Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов.
Темперамент— устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностей). Темперамент проявляется уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию. Чаще всего встречается темперамент смешанного типа.
1.2. Характеристика видов темперамента.
Темперамент действительно бывает 4-х видов, как утверждал Гиппократ: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.
Холерики.
Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.
Если родители или учителя пытаются переломить характер таких подростков, чаще всего ограничивают свободу движений. Но когда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по-другому. Такие подростки становятся чаще других трудными.
При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
Типичными холериками были Петр Первый, Марат, Наполеон. Вспомним хотя бы неугомонную энергию Петра во время Полтавской битвы, в болотах вблизи Невы, где «прорубалось окно в Европу». Образец бурной энергии представлял собой гений Французской революции, «друг народа» Жан-Поль Марат. Достаточно вспомнить, как он в круговороте других дел ежедневно выпускал газету. Как понимать подобные примеры? По нашему мнению, холерики в критические моменты жизни проявляют сравнительно со всеми прочими темпераметами очень важное преимущество — способность к могучему рывку энергии и, следовательно, трудоспособность, решительность.
Флегматики.
Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Интересен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.
Такие подростки организованны, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие подростки не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процесс возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
Дарвин, безусловно, был флегматиком — широко известны его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в личной жизни это был умеренный, экономный, скромный человек.
Сангвиники.
Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая. Такие тинэйджеры быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами.
У сангвиника быстро образуются временные связи, его стереотипы достаточно подвижны. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.
Джордано Бруно и Пушкин, судя по всему, сангвиники (в сочетании с чертами холерического темперамента). Известны живость характера нашего великого поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни.
Меланхолик.
Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.
Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски и на лекции они теряются.
Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться. Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности и реактивности.
Шопен — типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит знаменитый «Похоронный марш»...
Меланхолическими чертами отличались Надсон (об этом говорит весь тембр его творчества) и, очевидно, Левитан (вспомним его ранимость).
К слабому типу высшей нервной деятельности, надо полагать, относился Н. В. Гоголь. В частности, сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ», угнетенность, мнительность, развившиеся у него в последние годы жизни, — следствие психостенического навязчивого состояния.
Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с носителем того или иного типа темперамента должны направляться не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ характера с одновременной нейтрализацией отрицательных сторон. При этом возникает вопрос о критериях, по которым можно, принимая во внимание внешние и поведенческие признаки, не только определить тип темперамента человека, но и предвидеть особенности его поведения в той или ной ситуации.
Опыт показывает, что совершенно бесполезно торопить флегматика или останавливать холерика, объясняя ему на словах, что нельзя так бесноваться. Столь же бесполезно призывать сангвиника быть внимательным или шутками веселить меланхолика. Скорее всего, результат будет прямо противоположным: флегматик еще больше "затормозится", холерик только пуще разозлится, меланхолик окончательно замкнется в себе, а сангвиник через несколько минут станет таким же беспокойным, как раньше. Когда имеешь дело с детским темпераментом, куда полезнее обратиться к принципу: "Подобное лечат подобным". В школьной практике это означает, что рядом нужно сажать детей с одинаковым односторонним темпераментом. Холерики будут обмениваться тумаками, меряясь силой друг с другом и постепенно сглаживая свой темперамент. В стычках с соседом они будут бессознательно чувствовать свою односторонность, те свои качества, которые нуждаются в дополнении. Нечто подобное происходит и с флегматиками. Когда они сидят рядом, то вскоре надоедают друг другу, а от этого легкого неудовольствия делаются более живыми и активными. В итоге они начинают подзадоривать друг друга или же больше ориентироваться на других детей. Меланхолик радуется, когда сосед по парте понимает его. Это дает ему внутреннее умиротворение и открытость вовне. Он особенно нуждается в друге, которому можно внутренне довериться и который его понимает.
Выводы по 1 главе. Темперамент — один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом. Но, несмотря на это в психологии нет единого определения этого понятия. В своей работе мы использовали следующее определение: Темперамент – врожденные особенности человека, которые определяют подвижность психических процессов.
. Выделение 4 типов темперамента принадлежит Галену, но подлинно научное основание этому учению положил П.И. Павлов. Не существует плохих или хороших типов темперамента. Каждый из них обладает как своими достоинствами, так и недостатками. Важно знать свой тип темперамента и работать над нейтрализацией недостатков.
Не смотря на то, что люди, как правило, обладают смешанными типами темперамента, к подростковому возрасту начинает более ярко преобладать тот или иной тип.
Глава 2. Исследование типа темперамента в подростковом возрасте.
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования
Наше исследование было посвящено выяснению того, какой тип темперамента преобладает у подростков нашей школы.
Всего в исследовании приняло участие 52 учащихся 7-9 классов в возрасте 13-15 лет МКОУ ГСОШ
В ходе исследования мы гипотетически предположили, что большинство подростков обладают сангвинистическим типом темперамента.
Исследование мы проводили в соответствии с этическими принципами и правилами работы психолога, которые ориентированы на гуманность действий, уважение людей, реальную польза от его усилий.
Для подтверждения гипотезы была использована следующая методика:
Тест - опросник по определению темперамента, разработанный Г. Айзенком. Данный тест направлен на оценку базальных свойств личности.
2.2. Методика исследования типа темперамента
Тест - опросник по определению темперамента, разработанный Г. Айзенком. Данный опросник содержит 57 вопросов, 24 из которых нацелены на выявление экстраверсии - интроверсии, 24 - на оценку эмоциональной стабильности (или нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.
Обработка результатов осуществляется по трем относительно независимым шкалам:
Текст опросника Айзенка по определению темперамента.
Инструкция: «Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т. к. это не испытание умственных способностей».
серьезной причины на это не было?
Обработка результатов.
Экстраверсия - находится сумма ответов "да" в вопросах 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов "нет" в вопросах 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.
Если сумма баллов равна 0 - 10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.
Если 15 - 24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.
Если 11 - 14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.
Нейротизм - находится количество ответов "да" в вопросах 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Если количество ответов "да" равно 0-10, то - эмоциональная устойчивость.
Если 11-16, то - эмоциональная впечатлительность.
Если 17-22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.
Если 23-24, то нейротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.
Ложь - находится сумма баллов ответов "да" в вопросах: 6, 24, 36 ответов "нет" в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Если набранное количество баллов 0-3 - норма человеческой лжи, ответам можно доверять.
Если 4-5, то сомнительно.
Если 6-9, то ответы недостоверны.
Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.
Нейротизм
Меланхолик Холерик
22
20
18
16
14
12
Интроверт Экстраверт
0 2 4 6 8 10 14 16 18 20 22
8
6
4
2
0
Флегматик Сангвиник
Эмоциональная устойчивость
Сангвиник - экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
Холерик - экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса- склонность к истерико-психопатическим реакциям.
Флегматик - интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.
Меланхолик - интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса - склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению деятельности (стресс кролика).
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
Фактологический материал, полученный при диагностике детей по методике "Тест - опросник по определению темперамента" (разработанный Г. Айзенком), был количественно и качественно проанализирован. Рассмотрим результаты исследования типов темперамента у детей 13-15 лет, полученные с помощью тест - опросника по определению темперамента, разработанный Г. Айзенком.
Таблица 3.
Представленность типов темперамента в выборке
Тип темперамента | Частота встречаемости | |
чел. | % | |
Холерический | 9 | 17 |
Сангвинистический | 26 | 50 |
Меланхолический | 5 | 10 |
Флегматический | 12 | 23 |
Таким образом, в подростковом возрасте наиболее распространенным в группе мальчиков и девочек является сангвинический тип темперамента (26 человек), на втором месте - флегматический (12 человек), на третьем месте - холерический (9 человек), на четвертом - меланхолический (5 человек). (Рис. 1.) Рис. 1.
Количественное соотношение типов темперамента в выборке
Если рассматривать данные по шкале нейротизма - эмоциональной устойчивости - то видно, что у большего количества детей (38 человек) преобладает эмоциональная устойчивость, нежели чем нейротизм (14 человек). По шкале экстраверсии - интроверсии были получены следующие данные: экстравертов – 35, интровертов – 17 человек.
Интересным является анализ данных, полученных при соотношении типов темперамента среди мальчиков и девочек. (Рис.2-3).
Рис.2
Соотношение типов темперамента среди мальчиков.
Рис. 3.
Соотношение типов темперамента среди девочек.
Итак, результаты показали, что:
Вывод по 2 главе. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Кроме того, мы выяснили, что среди подростков нашей школы преобладают экстраверты и эмоционально устойчивые личности. В нашей школе холериков больше среди мальчиков, а меланхоликов и флегматиков - среди девочек.
Глава 3. Рекомендации учителям и учащимся на основании проведенного исследования.
3.1. Рекомендации учителям.
Природные особенности оказывают существенное влияние на обучение и поведение подростков. Необходимо учитывать особенности темперамента, а иначе это может привести к потере интереса, перегрузкам и нервным заболеваниям.
Отметим некоторые специальные методики, которые способны помочь ребенку активно овладеть своим темпераментом.
Для развития холерика полезно рассказывать ему о деяниях великих людей так, чтобы он проникся уважением к их подвигам и научился их ценить. Полезно также давать ему трудные поручения, которые потребуют от него полной самоотдачи. Ему очень хорошо учиться играть на сольном инструменте, потому что в таком случае из его тщеславного стремления самоутвердиться возникает нечто прекрасное, дарящее удовольствие другим людям. Основной принцип ясен: направлять развитие существующих возможностей в позитивное русло, никоим образом не подавлять и не заглушать избыточные силы. Если их не использовать, дети будут расходовать их на "глупости".
Флегматику во многом способен помочь друг, который будет его подстегивать. Если воспитателю удастся заинтересовать этого друга какой-то затеей, флегматик скорее зашевелится из любви и из внутреннего интереса к другу, чем если прямо обратиться к нему самому. Фортепиано для него идеальный инструмент: звуки уже потенциально существуют, нужно только ударять по клавишам. Кроме того, благозвучность музыки удовлетворяет его потребность в гармонии и целостности. А если его еще и убедить, что он вполне может обойтись без промежуточного завтрака, то это уже очень много.
Невнимательность сангвиника ни упреками, ни угрозами, ни руганью не одолеешь. Однако из любви к кому-нибудь из взрослых он вполне может выполнить то или иное задание. Больше всего он нуждается в личном участии, понимании и интересе к своим трудностям, которые главным образом проистекают из его небрежности. Если он, например, играет в школьном оркестре на духовом инструменте, это весьма отвечает его способностям. Он всегда рад действовать и легко составляет себе общую картину, поэтому очень хорошо занимать его подобными поручениями. В питании нужно следить, чтобы он ел не слишком много сладостей. Иначе он становится еще беспокойней.
Для меланхолика полезно, если ему рассказывают о судьбах других людей, чтобы он внутренне глубоко переживал их участь и осознал, как тяжело приходится в жизни другим. Идеальный воспитатель для него - тот, кто сам много испытал в жизни. Его несколько нелюдимому душевному настрою на пользу, если он поет - лучше всего соло. Тогда он может обратить свои чувства вовне и раскрыть душу. Полезно для него и учиться игре на струнных инструментах. В противоположность сангвинику ему нужно регулярно есть сладкое: это способствует компенсации его постоянно несколько "горького" настроения. Напротив, избыток грубой пищи ему отнюдь не на пользу
3.2. Рекомендации для учащихся.
Немецкий философ, основоположник психоантропологии, Рудольф Штайнер во многих своих лекциях давал советы касательно самовоспитания. Приведем здесь некоторые из них.
Холерик, страдающий от неконтролируемых приступов "буйства", может предпринять следующее. При выполнении каких-нибудь мелких обязанностей ему нужно собрать всю свою силу, полностью ее осознать. Так, например, он может с полным напряжением сил ежедневно распиливать кусок дерева или одной рукой нести к столу полный поднос. Оттого что он после каждой вспышки бешенства будет злиться на свою несдержанность и давать себе слово в следующий раз не впадать в такой гнев, толку чуть, а вот если он приучит себя сосредоточенно, с напряжением всех сил выполнять мелкие дела, польза будет очень и очень большая.
Если же человек замечает, что в нем слишком мало холерического, что он слишком легко приспосабливается к обстановке, затрудняется высказывать свое мнение и только критикует, когда ничего уже не изменить, то он может воспользоваться следующим упражнением: развивать инициативу, взяв себе за правило ежедневно выполнять какое-нибудь дело, к которому его ничто извне не принуждает. Дело может быть совсем простое, например в определенное время открыть в квартире все окна, а потом снова их закрыть. Можно каждое утро вставать на 15-30 минут раньше и заниматься чем-нибудь в собственное удовольствие. Главное здесь, чтобы воля действовала не по внешнему принуждению и не под давлением обстоятельств, а исключительно на основе собственного решения. Если в продолжение длительного времени регулярно один или несколько раз в день проделывать такие упражнения, то вскоре настойчивость и уверенность явно возрастают.
Сангвиник может упражняться в сосредоточенности, занимаясь совершенно неинтересными делами, педантично доводя их до конца и только затем переходя к другому делу. Таким образом он осознаёт свою склонность к поверхностности и необязательности и учится владеть собой и выполняемым делом. Тот, кто считает, что сангвинический темперамент выражен в нем слишком слабо (это обычно характерно для меланхоликов), может попытаться воспитать в себе открытость и веселость, сознательно стараясь развить интерес ко всему, что ему встречается. Для многих людей это совсем не просто и действительно требует волевого напряжения. Если они намерены делать такое упражнение, то должны обязательно отыскать в данной ситуации интересный для них аспект. Если поначалу это будет трудно, можно, беседуя с другими людьми, спрашивать: "Почему тебе это нравится? С каких пор ты этим занимаешься?" Люди, которые прежде казались скучными и незначительными, могут оказаться весьма интересными, если обращаться к ним с такими вопросами. Вопросы всегда побуждают открыться, это - поиски понимания. Таким образом можно шаг за шагом упражнять способность сангвиника находить для каждого нужное слово, в итоге человек сам удивляется, сколько всего он оставлял без внимания и какой богатой и многоцветной становится жизнь благодаря таким упражнениям.
Тому, кто хочет поработать над своим флегматическим темпераментом, можно порекомендовать ежедневно заниматься чем-нибудь особенно скучным, неинтересным. Можно, например, сидеть сложа руки и, вместо того чтобы смотреть в окно на улицу, где что-то происходит, смотреть в комнату, где не происходит вообще ничего. Скука, которая очень скоро охватывает человека, отчетливо показывает ему, как много он упускает в жизни вообще из-за своей инертности. Далее, для флегматика очень полезно поработать над любовью к правде, ведь в силу лености и склонности к комфорту и покою ему куда легче солгать - только бы его никто не трогал. Важно для него также каждый вечер перебирать в памяти события истекшего дня, причем укладываться, скажем, в пять минут, а не упиваться подолгу воспоминаниями о приятных событиях, забывая о неприятных.
Тот же, кто считает, что в нем слишком мало флегмы, может для развития выдержки и терпения заняться вот чем: возвести в ранг идеала верность и любовь к детали. Рудольф Штайнер некогда назвал это качество "благоговением перед мелочами". Оставаться верным себе в мелочах и превратить инертность (главную черту флегматика) в душевное упорство, в позитивную силу, на которую опираются все другие способности.
Меланхолику полезно наглядно продемонстрировать себе обстоятельства, которые в природе и у других людей ведут к тому, что нечто погибает или не может развиться. Отождествление с болью и страданием других создает возможность с толком применить меланхолические свойства, т.е. направить их не только на себя. Проделывая систематически это упражнение, человек скоро заметит, как жалость к себе, бесконечные раздумья о собственных неудачах сменяются участливым стремлением помочь другим людям.
Это упражнение полезно и тому, кто мало способен к глубокомыслию и меланхолии и хотел бы стимулировать в себе эти свойства характера. Лучший способ здесь - отождествление себя с проблемами и нуждами других людей, т.е. необходимо принимать эти проблемы и нужды близко к сердцу и пытаться работать над ними так, как если бы они были его собственными.
Заключение
Итогом исследовательской деятельности стало достижение поставленной цели. Мы изучили типы темперамента подростков Газ-Салинской средней общеобразовательной школы, и подтвердили гипотезу относительно того, что преобладающее большинство подростков обладают каким-то одним типом темперамента. Наше предположение о том, что преобладать должен сангвинистический тип темперамента подтвердилось. Относительно шкал нейротизма и эмоциональной устойчивости, 7 мальчиков из 26 эмоционально не устойчивы, таже картина наблюдается и у девочек (7 из 26).
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме темперамента в подростковом возрасте, показал, что можно выделить следующую особенность:
~ Не смотря на то, что люди, как правило, обладают смешанными типами темперамента, к подростковому возрасту начинает более ярко преобладать тот или иной тип;
Нами был подобран следующий инструментарий: Тест - опросник по определению темперамента, разработанный Г. Айзенком.
Материал, полученный при диагностике учащихся (52 человек), в возрасте 13 - 15 лет по методике, был количественно и качественно проанализирован.
Количественный и качественный анализ данных показал, что преобладающими типами темперамента в данной выборке являются сангвинический.
Немецкий психолог Вундт считал, что в будничной жизни нужно быть сангвиником, во время важных событий - меланхоликом; впечатления, глубоко задевающие наши интересы, требуют холерического темперамента, а выполнить собственное решение лучше всего сможет флегматик.
Библиография
С. 19 - 33.
Приложение.
Психотехнические упражнения,
направленные на развитие личности меланхолика.
Упражнение «Оратор»
Во время беседы и разговоров со своими друзьями сознательно стремитесь быть Оратором (именно с большой буквы). Для этого вам нужно говорить громко, чётко, используя различные ораторские приёмы, чтобы привлечь внимание собеседников. Не забудьте, что ваша речь должна быть понятна собеседнику (время от времени спрашивайте у него: «Ты понимаешь о чём я говорю?»).
Упражнение «Массовик – затейник»
В дружеской компании или на вечеринке не сидите в стороне, в очередной раз обдумывая свои мысли, а попробуйте сыграть роль массовика – затейника. Предложите всем участникам вечеринки какую – нибудь игру или другое интересное занятие. Важно не просто предложить интересную игру, но и организовать её проведение, привлечь как можно больше людей.
Безусловно, вам сначала это будет очень трудно, но первый же успех окрылит вас и вы почувствуете радость от общения с людьми.
Психотехнические упражнения,
направленные на развитие личности сангвиника.
Упражнение «Ведомый»
В ходе деловой беседы или простого разговора постарайтесь периодически передавать инициативу вашему собеседнику, например, спрашивая его: «А как вы считаете? Что вы думаете по этому вопросу?» Ещё лучше, если вы будете говорить о том, что интересно и что волнует вашего собеседника.
Не делайте никаких замечаний по поводу манеры общения вашего собеседника, напротив, - похвалите его. Но сделать это нужно без иронии, доброжелательно.
Упражнение «Полный порядок»
Возьмите себе за правило – периодически приводить в порядок свои вещи, книги, учебники, свои записи. Для начала наведите элементарный порядок у себя на столе. Определите каждому предмету конкретное место и в дальнейшем постарайтесь класть его именно туда.
«Навести порядок в своих мыслях» вы можете с помощью дневника или еженедельника, в котором следует записывать основные дела на предстоящий день и вечером проверять, всё ли вы выполнили из того, что было намечено. Стремитесь выполнять все намеченные дела.
Психотехнические упражнения,
направленные на развитие личности флегматика.
Упражнение «Риск – дело благородное»
Как правило, вы долго и серьёзно обдумываете любое более или менее важное решение. Наверное, это разумно, но позвольте себе иногда безрассудные поступки, рискните, и самое главное – не жалейте и не расстраивайтесь, если вы не получили нужный результат. Ведь жизнь так увлекательна и интересна.
Возьмите себе за правило, хотя бы один раз в день (неделю) совершать рискованный поступок (пусть совсем маленький, но обязательно).
Упражнение «Шут»
Сознательно играйте роль шута в любой компании, где вам приходится быть. Рассказывайте весёлые истории (вам их придётся заучить или придумать), разучивайте смешные песенки с друзьями, «травите анекдоты» (хотя это вам, конечно, даётся с трудом).
При этом вам нужно постараться чувствовать себя комфортно но, хотя это сначала будет трудно. Но каждый удобный случай вам нужно использовать для того, чтобы снова и снова сыграть роль шута. Эта роль поможет вам увидеть мир не таким мрачным, а людей не такими уж плохими.
Психотехнические упражнения,
направленные на развитие личности холерика.
Упражнение «Флегматик»
Научитесь на время перевоплощаться в человека другого темперамента, например флегматика. Возьмите себе за правило некоторое время быть флегматиком. Говорите ровным и тихим голосом, медленно и спокойно, обдумывая свои слова. Также спокойно ведите себя с людьми.
Начните с десяти минут в течение дня и доведите это время до 2 – 3 часов. Обязательно проанализируйте свои ощущения и чувства, которые вы испытываете, общаясь с людьми, в этой роли.
Упражнение «Золушка»
Как бы вам не было трудно, во время веселой вечеринки или в дружеской компании целый час (лучше два, а ещё лучше три) постарайтесь сидеть в стороне, молча наблюдая за всем происходящим. При этом вас, конечно, будут просить принять самое активное участие в общем веселье, но сошлитесь на потерю «золотой туфельки» и останьтесь в стороне.
При этом постарайтесь понаблюдать за присутствующими. Как они себя ведут? Что делают? Как говорят? Не узнаете ли вы себя в некоторых из них? Если «да», то может быть что-то захочется изменить и в себе?
Как зима кончилась
Сказка об одной Тайне
Финист - Ясный сокол
Подарок
Сорняки