Наблюдение за поведением и питанием зимующих птиц
Просветительская работа среди местного населения
Изготовление кормушеук и подкормка птиц
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 442.83 КБ |
zimuyushchie_ptitsy.docx | 442.83 КБ |
МБОУ Соболевская ОШ им. А.Н.Попова
Проект
«Зимующие птицы»
Работу выполнили: Ермакова Арина – 7 класс
Самусева Инна – 7 класс
Корольков Дмитрий – 7 кл.
Потемкин Марк – 7 класс
Руководитель: Корнеева Татьяна Владимировна,
учитель биологии и химии
2016 год
Паспорт проекта.
1.Название:
« Зимующие птицы».
2.Авторы проекта: учащиеся 7 класса: Ермакова Арина, Самусева Инна, Корольков Дмитрий, Потемкин Марк. (2016 год)
3.Учебная направленность проекта
Предметные области: экология, биология, технология, исследовательские проекты.
4.Тип проекта.
Практико – ориентированный, исследовательский, межпредметный, внутришкольный.
5.Руководитель проекта.
Учитель биологии и химии: Корнеева Т.В.
6.Цель проекта.
Привлечь внимание населения деревни Соболево к проблеме подкормки зимующих птиц. Воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.
7.Задачи: Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц. Проведение просветительской работы среди местного населения. Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц.
Место реализации проекта: д. Соболево
Начало проведения проекта: ноябрь 2015 года
Продолжительность: 3 месяца
8.Актуальность проекта.
На территории Смоленской области, по последним данным, отмечено 276 видов птиц. Большая часть видов птиц (около 70%) в области малочисленны или редки, по различным причинам сокращаются естественные местообитания для птиц, значительно усиливается фактор беспокойства. В Красную книгу Смоленской области занесено 64 вида (23%), поэтому птиц необходимо беречь и охранять.
Зима трудное время года для пернатых. Снег укрыл землю, скрыв семена, холод заставил попрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках можно найти семена на торчащих из-под снега стеблях. В тусклые и короткие дни нужно успеть и суметь добыть себе довольно скудное пропитание, а в темные долгие ночи приходится еще, и переносить суровые морозы. Для того, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам нужно съесть гораздо больше пищи, чем летом. Наиболее страшна зима для птиц, питающихся насекомыми, например, синица и дятел. Без помощи человека до весны доживает только одна синица из десяти.
В этот трудный для зимующих птиц период жизни, значительную помощь может оказать человек, грамотно и своевременно организовав подкормку нашим пернатым друзьям. Задача, которую мы ставим перед собой, заключается в наблюдениях за кочующими и оседлыми птицами в зимний период, изучение птиц, посещающих кормушку: их повадки и особенности питания, стремление понять, как ведут себя представители разных видов птиц на кормушке.
Ожидаемый результат: разные представители кочующих и оседлых птиц отличаются особенностями поведения по отношению к другим видам птиц; потребляемым кормом; своим внешним видом: размерами, окраской оперения, издаваемыми звуками. Заботливое отношение к птицам, умелое их кормление значительно может улучшить условия выживания в суровый зимний период.
Обзор литературы и практика показали, что кормушки могут быть разных конструкций и при их изготовлении можно использовать разнообразный материал, но главное условие – защита корма в них от ветра, снега и дождя.
10.Этапы проектирования.
1)подготовительный этап.
2)практический этап .
3)обобщающий .
Описание проекта.
Этапы работы над проектом.
I этап (подготовительно-организационный).
В начале работы была точно сформулирована тема проекта и составлен план работы. Затем учащиеся разделились на 2 группы по 2 человека. Каждая из групп была ответственна за поиск информации по определённой теме. Внутри каждой из групп учащиеся распределили между собой следующие обязанности: - поиск и отбор необходимого материала по теме, поиск и подбор соответствующего иллюстративного материала, систематизация полученных сведений, изготовление презентации.
Постановка проблемы.
Создание необходимых условий для реализации проекта:
1. Обсуждение с обучающимися темы проекта, его целей и задач.
2. Обоснование, поиск путей реализации проекта.
3. Подбор материала по теме и его систематизация; знакомство с познавательной, справочной и художественной литературой.
4. Проведение бесед по проекту.
5. Подготовка фотоматериала.
6. Подбор стихотворений, загадок о зимующих птицах нашего края.
7. Оформление агитационных плакатов, призывающих к заботе о птицах.
8. Проведение мастер-класса по изготовлению кормушек из разного материала.
II этап (осуществление деятельности).
В ходе II этапа дети в выбранных группах использовали заранее собранные теоретико-иллюстративные материалы для изготовления презентации.
1. Определение практической значимости проекта.
2. Основные методы реализации проекта:
- визуальное наблюдение за живыми объектами;
- работа с разнообразными источниками информации (художественная
литература, интернет-ресурсы, публицистика);
- практическая работа по изготовлению кормушек, заготовке кормов и
подкормка птиц.
3. Знакомство с историей празднования Дня зимующих птиц.
4. Изучение значения птиц в природе и жизни человека.
5. Изучение материала о кормах, используемых для подкормки разных
видов птиц.
6. .Выбор места для развешивания кормушек.
7. Наблюдение за поведением птиц на кормушке.
8. Проведение конкурса рисунков на тему «Птицы – мои друзья!»
9. Составление Памятки друга птиц.
10. Подбор вопросов для викторины о птицах; подбор стихов; загадок;
составление кроссвордов;
11. Придумывание игр с персонажами известных птиц.
III этап (презентация).
Защита проекта состоялась на обобщающем уроке по теме «Птицы»».
11. Результат пректной работы.
Привлечение внимания населения деревни Соболево к проблеме подкормки зимующих птиц. Изготовление и развешивание кормушек. Установление положительной роли коллективно – творческого дела в формировании жизнеспособной личности.
В результате работы над проектом дети учились умениям проблематизировать, целеполагать и планировать свою деятельность, интегрировать свои знания по биологии, географии и экологии в свой проект.
Отзыв по проекту:
Работая над проектом «Зимующие птицы», мы вместе с участниками проекта, прибегали к разным источникам информации: Интернету, книгам, журналам, справочникам.
Это позволило повысить уровень осведомленности обучающихся в области познания птиц вообще, и в частности птиц родного края: особенностей их поведения, мест обитания, кормежки; участники проекта научились определять принадлежность птиц к определенному виду по внешним признакам; работа над проектом способствовала развитию навыков наблюдательности и повышению интереса к исследовательской и проектной деятельности; приобрели и реализовали практические навыки изготовления кормушек;
Ощутили причастность каждого человека к миру пернатых, степень ответственности за сохранение жизни птиц в трудный зимний период.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Актуальность темы проекта
Жизнь некоторых зимующих птиц в зимний период напрямую зависит от человека. Особенно трудно птицам находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходиться птицами, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду многие птицы погибают от голода, не дожив до весны. В морозные дни птицы погибают после шести часов голодания. Поэтому птиц повсеместно подкармливают. Ведь каждая спасенная птица – это десятки спасенных растений. Но наблюдения последних лет, показывают, что проблема подкормки птиц зимой волнует людей все меньше, редко увидишь во дворе кормушку с бойкой стайкой синиц и воробьев. Эти грустные наблюдения и натолкнули на реализацию данного проекта.
Цель проекта:
Привлечь внимание населения деревни Соболево к проблеме подкормки зимующих птиц. Воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.
Задачи:
Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
Проведение просветительской работы среди местного населения.
Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц.
Место реализации проекта: д. Соболево
Начало проведения проекта: ноябрь 2015 года
Продолжительность: 3 месяца
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
Нами использовались следующие методики: изучение литературы, наблюдение и фотографирование, количественного учета, статистический, анализ и обработка статистического материала.
План реализации проекта в школе.
Этап | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность руководителя | Сроки |
Подготовительный Аналитический. Плановый Рабочее проектирование Практический этап. Принятые меры. Обработка результатов исследования. Презентация проекта. Оценка результатов | Определение темы, основополагающего вопроса, целей и задач проекта. Определение проблем, выдвижение гипотез решения, формирование групп для проведения исследования.Определение способа представления результатов . Определение источников информации Определение способов сбора и анализа информации Распределение задач (обязанностей) между членами команды Сбор информации, решение промежуточных задач. Наблюдение за видовым разнообразием птиц, посещающих кормушки, за поведением птиц на кормушках. Реализация мер по подкормке зимующих птиц. Реализация мер по подкормке птиц. Составление диаграмм, обработка статистических данных. Представление результатов работы в форме исследовательской работы, презентации. Форма результата оценки – самоанализ и самооценка | Обсуждают предмет с учителем, получают необходимую информацию. Формулируют проблемы (темы для исследований), выдвигают гипотезы. Вырабатывают план действий. Определяют творческое название проекта. Поиск информации.Выполнение заданий в группе.Подготовка выходных материалов. Работа в группах изготовление кормушек, листовок, анкетирование школьников. Проведение социологического опроса. Развешивание листовок, кормушек в д. Рыбки. Подкормка птиц. Оформление исследовательской работы, презентации. Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее. На мероприятие привлечены общественность и местное население. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения | Устанавливает цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Предлагает идеи, высказывает предположения, помогает разделиться на группы. Организует «мозговой штурм», предлагает идеи утверждает план. Наблюдает, советует, консультирует, дает рекомендации по дальнейшей работе. Косвенно руководит деятельностью учащихся. Косвенно руководит деятельностью учащихся, учавствует в мероприятиях. Косвенно руководит деятельностью учащихся. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество выполненной работы. | 1 2неделяноября 3-4 неделя ноября 1-2 неделя декабря 3 неделя декабря 4 неделя декабря 1-2 неделя января 3 неделя января 4 января |
Первая группа проводила наблюдения за поведением птиц.
Наблюдение 1.
Кормушка висит на дереве окном, изготовлена из пластиковой бутылки (Приложение № 2,рис.1,2). Подкормка ведется хлебом, семенами подсолнечника, пшеном. В ходе наблюдения у кормушки, мы отметили, что к основным посетителям относятся: большая синица, полевой воробей, домовой воробей. Изредка появлялся обыкновенный снегирь. Все птицы в первую очередь съедают семена подсолнечника, хлеб съедают в последнюю очередь. Каждодневные гости кормушки – большие синицы, воробьи. Эти птицы по-разному едят корм. Синица, сядет на край кормушки, возьмет семечко, перелетит на ветку расклевывать. Все происходит очень быстро, вся стайка синиц обедает мобильно, не ссорясь. Воробьи же ведут себя совсем по-другому: сядет воробей на кормушку, займет выход и клюет один, синицы, подлетают, но место занято. Один такой случай хочется рассказать поподробнее: залетел воробей в кормушку, сидит минут десять, периодически поглядывая на землю. Присмотрелась внимательнее: а внизу сидит компания воробьев и клюет эти семечки. Вот такие дружные воробьи и организованные синицы. На следующий день история повторилась. Вновь заботливый воробей выкидывал семечки из кормушки, чем очень огорчал синичек. Но в дело вмешались голуби: они быстро клевали семена с земли, разогнав воробьиную стайку, и воробей-добытчик получилось, старался в этот день зря.
Наблюдение 2.
Купили 100 гр. семян подсолнечника
В 14.00 - на автобусной остановке высыпали на землю
В 14.03 – слетел с дерева 1 воробей, стал клевать
В 14.05 – слетели еще 2 воробья
В 14.07 - прилетели 6 воробьев
В 14.10 - 15 воробьев клюют семена
В 14.12 - прилетели 2 синицы, схватили семена и улетели, затем вновь прилетели
В 14.13 – прилетели еще 8 воробьев и 5 синицы
В 14.15 – все семена были съедены
100 гр. семечек были съедены 23 воробьями и 7синицами в течение 15 мин.
Наблюдение 3.
Отмечали в дневниках наблюдений температуру воздуха и подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке в течении одного часа (Приложение № 3,табл.1).
Вторая группа учащихся проводила анкетирование с учащимися школы(,приложение № 4) и социологический опрос среди местного населения, выпускала листовки (Приложение № 5, № 9). Раздавала памятки «Начинающим обладателям кормушки»(Приложение № 7).
Третья группа учащихся изготавливали и развешивали кормушки
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Мы изучили зимующих птиц нашей местности. Провели наблюдения за поведением птиц.
По итогам анкетирования школьников получены следующие результаты:
Социологический опрос показал такие результаты: (Приложение № 11, табл. 2)
Опрошено – 30 человек, из них
Имеют кормушки – 20 человек
Подкармливают птиц, сыпля корм на землю – 12 человек
На канализационные люки – 2 человека
В чужие кормушки – 16 человек
Не участвуют в подкормке - 5 человек.
Самая распространенная подкормка – хлеб, семя подсолнечника, пшено, сало.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации данного проекта нам удалось узнать много нового и интересного о зимующих птицах, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека.
Мы выяснили главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Мы приняли участие в очень полезном деле, так как привлечение птиц имеет важное значение в системе природоохранных мероприятий.
Полезные птицы, поедающие насекомых: синицы, дятлы, воробьи и другие нуждаются в усиленной охране. Поэтому мы организовали и провели разъяснительную работу о пользе птиц и необходимости их охраны и подкормке как в школе, так и среди местного населения. Птицы играют большую роль в охране леса от вредителей. А, лес, в свою очередь, играет огромное значение в биосфере и жизни человека, поэтому требует бережного отношения к нему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1989. – 462с.: ил.
2.Книга природы: Рассказы /Авторы Ю. Дмитиев, Н. Пожарицкая. – М.: Дет. лит., 1990. – 399с.: ил.
3.Энциклопедия для детей. Биология. /М. Аксенова, С. Исмаилова. – М.: «Аванта+», 1994. – 688с.: ил.
Интернет-ресурсы
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Ч
u.scribd.com/share/upload/
http://festival.1september.ru/articles/
http://aistraum.forum2x2.net/forum-f2/tema-t35.htm
http://wiki.saripkro.ru/images/Pamatka_internet_jurko_Ok.doc
http://www.koipkro.kostroma.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Зимующие птицы
Самая крупная из живущих у нас - синица большая. Её чаще других можно увидеть зимой в городах и селениях. Хотя она, как и все синицы, - птица сугубо лесная. А прилетает к людям не от хорошей жизни – трудно, голодно в лесу зимой. В это время синицы становятся в полном смысле всеядными птицами: поедают крошки, крупу, кусочки мяса, сала. И все-таки очень много птиц погибает в это время: из 10 синиц до весны доживают в лучшем случае 1-2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Если синичка проживет зиму, она уже ранней весной начинает подыскивать место для гнезда – дупло или другое подходящее укрытие.
Синицы родители многодетные: 10-14 птенцов в гнезде не редкость. Конечно, прокормить такую семью, нелегко. Родителям приходится раз 400 в день прилетать к гнезду с кормом. Выкармливают птенцов насекомыми. Это продолжается 2 недели. Подросших птенцов родители еще докармливают, когда они вылетают из гнезда. Правда иногда это приходится делать одному папаше, самка уже сидит на яйцах второй кладки. Потом опять выкармливание птенцов, затем докармливание.
Сколько они за это время вредных насекомых уничтожат! А ведь родители тоже не голодают, взрослая синица за сутки съедает насекомых примерно в два с половиной раза больше собственного веса, то есть граммов 50. Неудивительно, что пара синиц может охранять от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев. Значение синиц в борьбе с вредящими насекомыми очень велико еще и потому, что отыскивают и уничтожают они вредителей, их личинки и яйца круглый год. [1]
В указе Людвига Баварского от 1328г. говорится: «Тяжкий штраф ждет того, кто поймает синицу, усердного ловца насекомых. Нарушивший закон должен уплатить королевскую подать 60 шиллингов, а также отдать красивую рыжую курицу и 12 цыплят как возмещение.»
Еще более ранний закон об охране синиц был принят архиепископом германского города Трира в начале 12 века. Вероятно, эти законы – одни из первых законов об охране птиц. [2]
Самая знаменитая птица обыкновенный домовой воробей. Он считается птицей оседлой, но кое-где и перелетной. Если учесть, что на земном шаре живет примерно 1 млр. воробьев, то, выкармливая птенцов только одного выводка, они уничтожают 250-350 тысяч тонн насекомых. А ведь у воробьев, как правило, 2-3 выводка в год. Домовой воробей – главный защитник садов и парков, бульваров и скверов в городах. И жизнь воробья – постоянная и очень трудная борьба за существование. Воробьи дружны, помогают, друг другу отыскивать еду. Они отважно защищают свое гнездо. Они верные супруги, они очень сообразительны, прекрасно знают своих врагов, умело избегают опасности. Полевой воробей наряду с вредительством, приносит и заметную пользу. Стая воробьев в 1000 птиц за 1 месяц уничтожает 8 кг семян сорняков. Очень серьезный вклад в защиту культурных растений.
В городе Бостоне поставлен памятник воробью, спасшему поля, сады, огороды вокруг города от вредителей (гусениц). [3]
У многих народов голубь считался священной птицей. В христианской религии голубь олицетворяет одно из воплощений Бога – Святой дух, а у азиатских народов бытовало представление о богине – голубке. Легенда верующих христиан. «Будто бы рослее смерти Христа голуби скорбно ворковали «умер, умер», в то время как воробьи радостно чирикали «жив».
Во время второй мировой войны в советских войсках голуби - почтальоны доставили 15 тысяч «голубеграмм» с боевыми донесениями. А в 1942 году в Англии почтовый голубь спас подводную лодку, доставив на берег призыв о помощи и координаты места бедствия. За это голубю поставлен бронзовый памятник.[4]
Голуби заполонили многие города. Перепачкали пометом памятники, фонтаны, площади, фасады и карнизы домов, засорили желоба и водопроводные трубы. В иных местах такое «гуано» лежит слоем в пять и больше сантиметров. А их помет опасен тем, что в нем может быть вирус орнитоза. Некоторые голуби переносят тиф и другие болезни. У мест, где играют дети, совсем нежелательно присутствие голубей, а именно так и бывает.
Лучший способ прекратить чрезмерное и опасное размножение, советует доктор Г. Брунс, разъяснить населению, при условии, конечно, что оно достаточно сознательно, следующее: «Не кормите голубей! От этого вред и вам и им. Сытые голуби не только безмерно плодятся, но и, привыкая к даровым ежедневным пайкам, перестают кормиться естественным образом. Не клюют сорняки. Жиреют. Теряют подвижность, обленившись, не улетают дальше полукилометра от мест подаяния. Болеют: В хлебе, которым их обычно кормят, мало витаминов и прочих полезных веществ».[5]
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Наблюдения за птицами у кормушки
Рисунок 1. Стайка птиц у кормушки
Рисунок 2. Птицы по очереди подлетают к кормушке
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Таблица1: Наблюдение за погодой и птицами
Дата | Температура воздуха | Кол-во птиц | Какие птицы прилетают |
9.01.2016 | - 16 | 8 | 5 воробьёв, 3 синицы |
10.01.2016 | -13 | 5 | 3 воробья, 2 синицы |
11.01.2016 | -13 | 6 | 4 воробья, 2 синицы |
12.01.2016 | -12 | 5 | 3 воробья, 2 синицы |
13.01.2016 | -14 | 7 | 4 воробья, 3 синицы |
14.01.2016 | -12 | 6 | 3 воробья, 3 синицы |
15.01.2016 | -17 | 10 | 6 воробьёв, 4 синицы |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Анкета для школьников
1.Класс. 2.Есть ли у вас кормушка для птиц? 3. Из чего она сделана? 4.Чем подкармливаете? 5.Собираете ли природный материал для подкормки зимующих птиц? 6.Чем можно подкармливать птиц зимой?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Социологический опрос жителей д. Соболево по подкормке птиц зимой
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Помогите птицам зимой Дорогие жители д. Соболево!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.
Подкормите птиц зимой, они нуждаются в нашей помощи!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Памятка «Начинающему обладателю кормушки»
А) Семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы
Б) Хлебные и мясные крошки
В) Пшено, просо, ячмень
Г) Свиное сало
Д) Сухофрукты, кусочки банана
Примечание:
Сало не должно быть соленным или копченым.
Семена не должны быть жареными или прокаленными.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Результаты анкетирования школьников
Рисунок 6. Количество кормушек у учащихся
Рисунок 7. Материал для изготовления кормушек
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Таблица 2: Социологический опрос населения д. Соболево
Число опрошенных | 20 человек |
Имеют кормушки | 10 человек |
Сыплют корм на землю | 12 человек |
Сыплют корм на канализационные люки | 2 человека |
Сыплют корм в чужие кормушки | 15 человек |
Не участвуют в подкормке | 5 человек |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Рисунок 8. Количество птиц на кормушке в зависимости от погоды
[1] Книга природы: Рассказы /Авторы Ю. Дмитиев, Н. Пожарицкая. – М.: Дет. лит., 1990. – 399с.: ил. Стр. 315.
[2] Энциклопедия для детей. Биология. /М. Аксенова, С. Исмаилова. – М.: «Аванта+», 1994. – 688с.: ил. Стр. 457.
[3] Книга природы: Рассказы /Авторы Ю. Дмитиев, Н. Пожарицкая. – М.: Дет. лит., 1990. – 399с.: ил. Стр.84.
[4] Энциклопедия для детей. Биология. /М. Аксенова, С. Исмаилова. – М.: «Аванта+», 1994. – 688с.: ил. Стр.402
[5] Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1989. – 462с.: ил. Стр. 197
МБОУ Соболевская ОШ им. А.Н.Попова
Проект
«Зимующие птицы»
Работу выполнили: Ермакова Арина – 7 класс
Самусева Инна – 7 класс
Корольков Дмитрий – 7 кл.
Потемкин Марк – 7 класс
Руководитель: Корнеева Татьяна Владимировна,
учитель биологии и химии
2016 год
Паспорт проекта.
1.Название:
« Зимующие птицы».
2.Авторы проекта: учащиеся 7 класса: Ермакова Арина, Самусева Инна, Корольков Дмитрий, Потемкин Марк. (2016 год)
3.Учебная направленность проекта
Предметные области: экология, биология, технология, исследовательские проекты.
4.Тип проекта.
Практико – ориентированный, исследовательский, межпредметный, внутришкольный.
5.Руководитель проекта.
Учитель биологии и химии: Корнеева Т.В.
6.Цель проекта.
Привлечь внимание населения деревни Соболево к проблеме подкормки зимующих птиц. Воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.
7.Задачи: Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц. Проведение просветительской работы среди местного населения. Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц.
Место реализации проекта: д. Соболево
Начало проведения проекта: ноябрь 2015 года
Продолжительность: 3 месяца
8.Актуальность проекта.
На территории Смоленской области, по последним данным, отмечено 276 видов птиц. Большая часть видов птиц (около 70%) в области малочисленны или редки, по различным причинам сокращаются естественные местообитания для птиц, значительно усиливается фактор беспокойства. В Красную книгу Смоленской области занесено 64 вида (23%), поэтому птиц необходимо беречь и охранять.
Зима трудное время года для пернатых. Снег укрыл землю, скрыв семена, холод заставил попрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках можно найти семена на торчащих из-под снега стеблях. В тусклые и короткие дни нужно успеть и суметь добыть себе довольно скудное пропитание, а в темные долгие ночи приходится еще, и переносить суровые морозы. Для того, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам нужно съесть гораздо больше пищи, чем летом. Наиболее страшна зима для птиц, питающихся насекомыми, например, синица и дятел. Без помощи человека до весны доживает только одна синица из десяти.
В этот трудный для зимующих птиц период жизни, значительную помощь может оказать человек, грамотно и своевременно организовав подкормку нашим пернатым друзьям. Задача, которую мы ставим перед собой, заключается в наблюдениях за кочующими и оседлыми птицами в зимний период, изучение птиц, посещающих кормушку: их повадки и особенности питания, стремление понять, как ведут себя представители разных видов птиц на кормушке.
Ожидаемый результат: разные представители кочующих и оседлых птиц отличаются особенностями поведения по отношению к другим видам птиц; потребляемым кормом; своим внешним видом: размерами, окраской оперения, издаваемыми звуками. Заботливое отношение к птицам, умелое их кормление значительно может улучшить условия выживания в суровый зимний период.
Обзор литературы и практика показали, что кормушки могут быть разных конструкций и при их изготовлении можно использовать разнообразный материал, но главное условие – защита корма в них от ветра, снега и дождя.
10.Этапы проектирования.
1)подготовительный этап.
2)практический этап .
3)обобщающий .
Описание проекта.
Этапы работы над проектом.
I этап (подготовительно-организационный).
В начале работы была точно сформулирована тема проекта и составлен план работы. Затем учащиеся разделились на 2 группы по 2 человека. Каждая из групп была ответственна за поиск информации по определённой теме. Внутри каждой из групп учащиеся распределили между собой следующие обязанности: - поиск и отбор необходимого материала по теме, поиск и подбор соответствующего иллюстративного материала, систематизация полученных сведений, изготовление презентации.
Постановка проблемы.
Создание необходимых условий для реализации проекта:
1. Обсуждение с обучающимися темы проекта, его целей и задач.
2. Обоснование, поиск путей реализации проекта.
3. Подбор материала по теме и его систематизация; знакомство с познавательной, справочной и художественной литературой.
4. Проведение бесед по проекту.
5. Подготовка фотоматериала.
6. Подбор стихотворений, загадок о зимующих птицах нашего края.
7. Оформление агитационных плакатов, призывающих к заботе о птицах.
8. Проведение мастер-класса по изготовлению кормушек из разного материала.
II этап (осуществление деятельности).
В ходе II этапа дети в выбранных группах использовали заранее собранные теоретико-иллюстративные материалы для изготовления презентации.
1. Определение практической значимости проекта.
2. Основные методы реализации проекта:
- визуальное наблюдение за живыми объектами;
- работа с разнообразными источниками информации (художественная
литература, интернет-ресурсы, публицистика);
- практическая работа по изготовлению кормушек, заготовке кормов и
подкормка птиц.
3. Знакомство с историей празднования Дня зимующих птиц.
4. Изучение значения птиц в природе и жизни человека.
5. Изучение материала о кормах, используемых для подкормки разных
видов птиц.
6. .Выбор места для развешивания кормушек.
7. Наблюдение за поведением птиц на кормушке.
8. Проведение конкурса рисунков на тему «Птицы – мои друзья!»
9. Составление Памятки друга птиц.
10. Подбор вопросов для викторины о птицах; подбор стихов; загадок;
составление кроссвордов;
11. Придумывание игр с персонажами известных птиц.
III этап (презентация).
Защита проекта состоялась на обобщающем уроке по теме «Птицы»».
11. Результат пректной работы.
Привлечение внимания населения деревни Соболево к проблеме подкормки зимующих птиц. Изготовление и развешивание кормушек. Установление положительной роли коллективно – творческого дела в формировании жизнеспособной личности.
В результате работы над проектом дети учились умениям проблематизировать, целеполагать и планировать свою деятельность, интегрировать свои знания по биологии, географии и экологии в свой проект.
Отзыв по проекту:
Работая над проектом «Зимующие птицы», мы вместе с участниками проекта, прибегали к разным источникам информации: Интернету, книгам, журналам, справочникам.
Это позволило повысить уровень осведомленности обучающихся в области познания птиц вообще, и в частности птиц родного края: особенностей их поведения, мест обитания, кормежки; участники проекта научились определять принадлежность птиц к определенному виду по внешним признакам; работа над проектом способствовала развитию навыков наблюдательности и повышению интереса к исследовательской и проектной деятельности; приобрели и реализовали практические навыки изготовления кормушек;
Ощутили причастность каждого человека к миру пернатых, степень ответственности за сохранение жизни птиц в трудный зимний период.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Актуальность темы проекта
Жизнь некоторых зимующих птиц в зимний период напрямую зависит от человека. Особенно трудно птицам находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходиться птицами, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду многие птицы погибают от голода, не дожив до весны. В морозные дни птицы погибают после шести часов голодания. Поэтому птиц повсеместно подкармливают. Ведь каждая спасенная птица – это десятки спасенных растений. Но наблюдения последних лет, показывают, что проблема подкормки птиц зимой волнует людей все меньше, редко увидишь во дворе кормушку с бойкой стайкой синиц и воробьев. Эти грустные наблюдения и натолкнули на реализацию данного проекта.
Цель проекта:
Привлечь внимание населения деревни Соболево к проблеме подкормки зимующих птиц. Воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.
Задачи:
Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
Проведение просветительской работы среди местного населения.
Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц.
Место реализации проекта: д. Соболево
Начало проведения проекта: ноябрь 2015 года
Продолжительность: 3 месяца
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
Нами использовались следующие методики: изучение литературы, наблюдение и фотографирование, количественного учета, статистический, анализ и обработка статистического материала.
План реализации проекта в школе.
Этап | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность руководителя | Сроки |
Подготовительный Аналитический. Плановый Рабочее проектирование Практический этап. Принятые меры. Обработка результатов исследования. Презентация проекта. Оценка результатов | Определение темы, основополагающего вопроса, целей и задач проекта. Определение проблем, выдвижение гипотез решения, формирование групп для проведения исследования.Определение способа представления результатов . Определение источников информации Определение способов сбора и анализа информации Распределение задач (обязанностей) между членами команды Сбор информации, решение промежуточных задач. Наблюдение за видовым разнообразием птиц, посещающих кормушки, за поведением птиц на кормушках. Реализация мер по подкормке зимующих птиц. Реализация мер по подкормке птиц. Составление диаграмм, обработка статистических данных. Представление результатов работы в форме исследовательской работы, презентации. Форма результата оценки – самоанализ и самооценка | Обсуждают предмет с учителем, получают необходимую информацию. Формулируют проблемы (темы для исследований), выдвигают гипотезы. Вырабатывают план действий. Определяют творческое название проекта. Поиск информации.Выполнение заданий в группе.Подготовка выходных материалов. Работа в группах изготовление кормушек, листовок, анкетирование школьников. Проведение социологического опроса. Развешивание листовок, кормушек в д. Рыбки. Подкормка птиц. Оформление исследовательской работы, презентации. Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее. На мероприятие привлечены общественность и местное население. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения | Устанавливает цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Предлагает идеи, высказывает предположения, помогает разделиться на группы. Организует «мозговой штурм», предлагает идеи утверждает план. Наблюдает, советует, консультирует, дает рекомендации по дальнейшей работе. Косвенно руководит деятельностью учащихся. Косвенно руководит деятельностью учащихся, учавствует в мероприятиях. Косвенно руководит деятельностью учащихся. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество выполненной работы. | 1 2неделяноября 3-4 неделя ноября 1-2 неделя декабря 3 неделя декабря 4 неделя декабря 1-2 неделя января 3 неделя января 4 января |
Первая группа проводила наблюдения за поведением птиц.
Наблюдение 1.
Кормушка висит на дереве окном, изготовлена из пластиковой бутылки (Приложение № 2,рис.1,2). Подкормка ведется хлебом, семенами подсолнечника, пшеном. В ходе наблюдения у кормушки, мы отметили, что к основным посетителям относятся: большая синица, полевой воробей, домовой воробей. Изредка появлялся обыкновенный снегирь. Все птицы в первую очередь съедают семена подсолнечника, хлеб съедают в последнюю очередь. Каждодневные гости кормушки – большие синицы, воробьи. Эти птицы по-разному едят корм. Синица, сядет на край кормушки, возьмет семечко, перелетит на ветку расклевывать. Все происходит очень быстро, вся стайка синиц обедает мобильно, не ссорясь. Воробьи же ведут себя совсем по-другому: сядет воробей на кормушку, займет выход и клюет один, синицы, подлетают, но место занято. Один такой случай хочется рассказать поподробнее: залетел воробей в кормушку, сидит минут десять, периодически поглядывая на землю. Присмотрелась внимательнее: а внизу сидит компания воробьев и клюет эти семечки. Вот такие дружные воробьи и организованные синицы. На следующий день история повторилась. Вновь заботливый воробей выкидывал семечки из кормушки, чем очень огорчал синичек. Но в дело вмешались голуби: они быстро клевали семена с земли, разогнав воробьиную стайку, и воробей-добытчик получилось, старался в этот день зря.
Наблюдение 2.
Купили 100 гр. семян подсолнечника
В 14.00 - на автобусной остановке высыпали на землю
В 14.03 – слетел с дерева 1 воробей, стал клевать
В 14.05 – слетели еще 2 воробья
В 14.07 - прилетели 6 воробьев
В 14.10 - 15 воробьев клюют семена
В 14.12 - прилетели 2 синицы, схватили семена и улетели, затем вновь прилетели
В 14.13 – прилетели еще 8 воробьев и 5 синицы
В 14.15 – все семена были съедены
100 гр. семечек были съедены 23 воробьями и 7синицами в течение 15 мин.
Наблюдение 3.
Отмечали в дневниках наблюдений температуру воздуха и подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке в течении одного часа (Приложение № 3,табл.1).
Вторая группа учащихся проводила анкетирование с учащимися школы(,приложение № 4) и социологический опрос среди местного населения, выпускала листовки (Приложение № 5, № 9). Раздавала памятки «Начинающим обладателям кормушки»(Приложение № 7).
Третья группа учащихся изготавливали и развешивали кормушки
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Мы изучили зимующих птиц нашей местности. Провели наблюдения за поведением птиц.
По итогам анкетирования школьников получены следующие результаты:
Социологический опрос показал такие результаты: (Приложение № 11, табл. 2)
Опрошено – 30 человек, из них
Имеют кормушки – 20 человек
Подкармливают птиц, сыпля корм на землю – 12 человек
На канализационные люки – 2 человека
В чужие кормушки – 16 человек
Не участвуют в подкормке - 5 человек.
Самая распространенная подкормка – хлеб, семя подсолнечника, пшено, сало.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации данного проекта нам удалось узнать много нового и интересного о зимующих птицах, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека.
Мы выяснили главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Мы приняли участие в очень полезном деле, так как привлечение птиц имеет важное значение в системе природоохранных мероприятий.
Полезные птицы, поедающие насекомых: синицы, дятлы, воробьи и другие нуждаются в усиленной охране. Поэтому мы организовали и провели разъяснительную работу о пользе птиц и необходимости их охраны и подкормке как в школе, так и среди местного населения. Птицы играют большую роль в охране леса от вредителей. А, лес, в свою очередь, играет огромное значение в биосфере и жизни человека, поэтому требует бережного отношения к нему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1989. – 462с.: ил.
2.Книга природы: Рассказы /Авторы Ю. Дмитиев, Н. Пожарицкая. – М.: Дет. лит., 1990. – 399с.: ил.
3.Энциклопедия для детей. Биология. /М. Аксенова, С. Исмаилова. – М.: «Аванта+», 1994. – 688с.: ил.
Интернет-ресурсы
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Ч
u.scribd.com/share/upload/
http://festival.1september.ru/articles/
http://aistraum.forum2x2.net/forum-f2/tema-t35.htm
http://wiki.saripkro.ru/images/Pamatka_internet_jurko_Ok.doc
http://www.koipkro.kostroma.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Зимующие птицы
Самая крупная из живущих у нас - синица большая. Её чаще других можно увидеть зимой в городах и селениях. Хотя она, как и все синицы, - птица сугубо лесная. А прилетает к людям не от хорошей жизни – трудно, голодно в лесу зимой. В это время синицы становятся в полном смысле всеядными птицами: поедают крошки, крупу, кусочки мяса, сала. И все-таки очень много птиц погибает в это время: из 10 синиц до весны доживают в лучшем случае 1-2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Если синичка проживет зиму, она уже ранней весной начинает подыскивать место для гнезда – дупло или другое подходящее укрытие.
Синицы родители многодетные: 10-14 птенцов в гнезде не редкость. Конечно, прокормить такую семью, нелегко. Родителям приходится раз 400 в день прилетать к гнезду с кормом. Выкармливают птенцов насекомыми. Это продолжается 2 недели. Подросших птенцов родители еще докармливают, когда они вылетают из гнезда. Правда иногда это приходится делать одному папаше, самка уже сидит на яйцах второй кладки. Потом опять выкармливание птенцов, затем докармливание.
Сколько они за это время вредных насекомых уничтожат! А ведь родители тоже не голодают, взрослая синица за сутки съедает насекомых примерно в два с половиной раза больше собственного веса, то есть граммов 50. Неудивительно, что пара синиц может охранять от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев. Значение синиц в борьбе с вредящими насекомыми очень велико еще и потому, что отыскивают и уничтожают они вредителей, их личинки и яйца круглый год. [1]
В указе Людвига Баварского от 1328г. говорится: «Тяжкий штраф ждет того, кто поймает синицу, усердного ловца насекомых. Нарушивший закон должен уплатить королевскую подать 60 шиллингов, а также отдать красивую рыжую курицу и 12 цыплят как возмещение.»
Еще более ранний закон об охране синиц был принят архиепископом германского города Трира в начале 12 века. Вероятно, эти законы – одни из первых законов об охране птиц. [2]
Самая знаменитая птица обыкновенный домовой воробей. Он считается птицей оседлой, но кое-где и перелетной. Если учесть, что на земном шаре живет примерно 1 млр. воробьев, то, выкармливая птенцов только одного выводка, они уничтожают 250-350 тысяч тонн насекомых. А ведь у воробьев, как правило, 2-3 выводка в год. Домовой воробей – главный защитник садов и парков, бульваров и скверов в городах. И жизнь воробья – постоянная и очень трудная борьба за существование. Воробьи дружны, помогают, друг другу отыскивать еду. Они отважно защищают свое гнездо. Они верные супруги, они очень сообразительны, прекрасно знают своих врагов, умело избегают опасности. Полевой воробей наряду с вредительством, приносит и заметную пользу. Стая воробьев в 1000 птиц за 1 месяц уничтожает 8 кг семян сорняков. Очень серьезный вклад в защиту культурных растений.
В городе Бостоне поставлен памятник воробью, спасшему поля, сады, огороды вокруг города от вредителей (гусениц). [3]
У многих народов голубь считался священной птицей. В христианской религии голубь олицетворяет одно из воплощений Бога – Святой дух, а у азиатских народов бытовало представление о богине – голубке. Легенда верующих христиан. «Будто бы рослее смерти Христа голуби скорбно ворковали «умер, умер», в то время как воробьи радостно чирикали «жив».
Во время второй мировой войны в советских войсках голуби - почтальоны доставили 15 тысяч «голубеграмм» с боевыми донесениями. А в 1942 году в Англии почтовый голубь спас подводную лодку, доставив на берег призыв о помощи и координаты места бедствия. За это голубю поставлен бронзовый памятник.[4]
Голуби заполонили многие города. Перепачкали пометом памятники, фонтаны, площади, фасады и карнизы домов, засорили желоба и водопроводные трубы. В иных местах такое «гуано» лежит слоем в пять и больше сантиметров. А их помет опасен тем, что в нем может быть вирус орнитоза. Некоторые голуби переносят тиф и другие болезни. У мест, где играют дети, совсем нежелательно присутствие голубей, а именно так и бывает.
Лучший способ прекратить чрезмерное и опасное размножение, советует доктор Г. Брунс, разъяснить населению, при условии, конечно, что оно достаточно сознательно, следующее: «Не кормите голубей! От этого вред и вам и им. Сытые голуби не только безмерно плодятся, но и, привыкая к даровым ежедневным пайкам, перестают кормиться естественным образом. Не клюют сорняки. Жиреют. Теряют подвижность, обленившись, не улетают дальше полукилометра от мест подаяния. Болеют: В хлебе, которым их обычно кормят, мало витаминов и прочих полезных веществ».[5]
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Наблюдения за птицами у кормушки
Рисунок 1. Стайка птиц у кормушки
Рисунок 2. Птицы по очереди подлетают к кормушке
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Таблица1: Наблюдение за погодой и птицами
Дата | Температура воздуха | Кол-во птиц | Какие птицы прилетают |
9.01.2016 | - 16 | 8 | 5 воробьёв, 3 синицы |
10.01.2016 | -13 | 5 | 3 воробья, 2 синицы |
11.01.2016 | -13 | 6 | 4 воробья, 2 синицы |
12.01.2016 | -12 | 5 | 3 воробья, 2 синицы |
13.01.2016 | -14 | 7 | 4 воробья, 3 синицы |
14.01.2016 | -12 | 6 | 3 воробья, 3 синицы |
15.01.2016 | -17 | 10 | 6 воробьёв, 4 синицы |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Анкета для школьников
1.Класс. 2.Есть ли у вас кормушка для птиц? 3. Из чего она сделана? 4.Чем подкармливаете? 5.Собираете ли природный материал для подкормки зимующих птиц? 6.Чем можно подкармливать птиц зимой?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Социологический опрос жителей д. Соболево по подкормке птиц зимой
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Помогите птицам зимой Дорогие жители д. Соболево!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.
Подкормите птиц зимой, они нуждаются в нашей помощи!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Памятка «Начинающему обладателю кормушки»
А) Семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы
Б) Хлебные и мясные крошки
В) Пшено, просо, ячмень
Г) Свиное сало
Д) Сухофрукты, кусочки банана
Примечание:
Сало не должно быть соленным или копченым.
Семена не должны быть жареными или прокаленными.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Результаты анкетирования школьников
Рисунок 6. Количество кормушек у учащихся
Рисунок 7. Материал для изготовления кормушек
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Таблица 2: Социологический опрос населения д. Соболево
Число опрошенных | 20 человек |
Имеют кормушки | 10 человек |
Сыплют корм на землю | 12 человек |
Сыплют корм на канализационные люки | 2 человека |
Сыплют корм в чужие кормушки | 15 человек |
Не участвуют в подкормке | 5 человек |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Рисунок 8. Количество птиц на кормушке в зависимости от погоды
[1] Книга природы: Рассказы /Авторы Ю. Дмитиев, Н. Пожарицкая. – М.: Дет. лит., 1990. – 399с.: ил. Стр. 315.
[2] Энциклопедия для детей. Биология. /М. Аксенова, С. Исмаилова. – М.: «Аванта+», 1994. – 688с.: ил. Стр. 457.
[3] Книга природы: Рассказы /Авторы Ю. Дмитиев, Н. Пожарицкая. – М.: Дет. лит., 1990. – 399с.: ил. Стр.84.
[4] Энциклопедия для детей. Биология. /М. Аксенова, С. Исмаилова. – М.: «Аванта+», 1994. – 688с.: ил. Стр.402
[5] Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1989. – 462с.: ил. Стр. 197
Швейня
Лиса и волк
Ребята и утята
Упрямый зяблик
Астрономический календарь. Апрель, 2019