Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Сейчас важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, т.к. в воспитании подрастающих поколений невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций.
Вложение | Размер |
---|---|
kazaki_zabaykalya.docx | 39.23 КБ |
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №48 г. Улан-Удэ».
Школьная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее.»
Номинация «Английский язык»
« Казачество в Забайкалье и Лондоне.. Традиции, быт, культура.»
Выполнил: Стуков Николай,
ученик 7а класса.
Руководитель: Пашкова М.Ф,
учитель английского языка
г. Улан-Удэ,
2019г
Содержание
Введение
1.Казачества в Забайкалье.
2.Казачество в Лондоне.
3. Быт, обычаи и традиции Забайкальских казаков .
Практическая часть
3.1.Одежда Забайкальских казаков.
3.2. Жилище казаков.
3.3.Обычаи и быт казаков.
3.4. Кухня казаков.
5.5.Духовная жизнь - частью быта, обычаев.
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Тема моей исследовательской работы: «Казачества в Забайкалье и Лондоне. Традиции, быт, культура ». Эта тема мне близка, потому что из родословного древа в моей крови течёт казачья, мой прадед был атаманом, принимал участие в освоении Забайкалья, образовании казачьих станиц.
Актуальность работы обусловлена интересом к истории и литературе родного края и желанием сохранить нашу историю для подрастающего поколения. Данную работу можно использовать на уроках истории при изучении темы "Гражданская война". Сегодня предпринимаются попытки возрождения казачьей культуры, люди охотно вспоминают казачий быт (песни, творчество), восстанавливаются казачьи полки (войска). Возникла необходимость более пристального внимания к казачеству, т.к. на всех этапах истории Забайкалья, начиная с 17 века, оно играло не только главную военную, но и весомую социально-экономическую и культурную роль. Поэтому я решил заняться исследованием данной темы.
Цель работы заключается в изучении развития и выявлении особенностей сословных обычаев и нравов казачества Забайкалья.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Объектом изучения является этносоциальная группа, первоначально проживавшая в южных степях Восточной Европы.
Предмет изучения – история возникновения, образ мышления, мировосприятие, духовные традиции и обычаи, правовые нормы казачества.
1.Возрождение казачества Забайкалья.
Забайкальское казачество ведет свою историю с 40-х годов 17 века, когда в Забайкалье появились первые донские и сибирские казаки. Владения территориями в районе озера Байкал открывало новые возможности для российского государства- это контроль с восточными соседями, освоение серебряных рудников, о богатстве которых давно складывались легенды, а так же подконтрольность местных жителей- тунгусов и бурятов. Так можно восстановить историю большой страны, которая связана с именами простых казаков. В составе Забайкальского казачества числилось 63 станицы и 516 казачьих поселков. Большинство Забайкальских казаков были православными, казаки-буряты исповедовали ламаизм. Служили в Забайкальском казачьем войске и поляки-католики. Забайкальское казачье войско объединяло людей различных вероисповеданий, и это было его отличительной чертой. Мы узнаем историю народа, когда изучаем историю наших казаков. Если посмотреть, их быт, то, как они жили, мы будем понимать, как жили наши предки, в каких условиях. История Забайкальских казаков очень интересная, они многое пережили , их убивали они убивали, они сражались , как могли, тратили последние силы, чтобы защитить свой народ. Забайкальские казаки были оплотом российской государственности на самых дальних рубежах нашей родины. Их смелость, решительность делали их грозной силой, способной противостоять лучшим подразделениям противника. В настоящее время литература о казачестве многочисленна и освещает самые разнообразные вопросы. История казачества в различных версиях неоднократно повторялась во многих исторических и художественных произведениях. Итак, как мы уже говорили казаки, которые жили в Забайкалье, принимали самое активное участие в жизни страны, они непосредственные участники нашей истории, или правильнее будет сказать: ее творцы.
Впервые до Байкала добрались казаки под руководством Курбата Иванова. С этого времени начинается масштабное заселение казаками Забайкалья, установления дружеских связей с туземцами и включения их в состав нового войска. В 1649 году поход Ерофея Хабарова ознаменовался присоединением Приамурья к России, а 1653 году казаком Петром Бекетовым был построен Читинский острог, который в будущем станет столицей Забайкальского казачьего войска. Так приумножалась территория России. Дальнейшее продвижение казачьих войск на восток требовало создания военного оплота на Байкале. Для этого в острогах и городках организуются казачьи полки, а во второй половине XVIII века было сформировано «пограничное казачье войско». Для усиления войска в 1775 году создаются полки из бурятов. Однако, отсутствие официальной границы с Монголией и сложные взаимоотношения с Маньчжурией говорили о том, что в Забайкалье должно существовать полноценное казачье войско. Надо сказать, к началу XIX века на восточных границах была выстроена линия казачьих острогов, а на передовых позициях возвышались «сторожи» — наблюдательные вышки, где круглосуточно несли службу 4-6 казаков. В разведку каждый пограничный город отправлял в степь одну-две станицы численностью от 25 до 100 человек. Таким образом, силами казаков была создана мобильная пограничная линия, которая могла оповестить о подходе неприятеля, но и самостоятельно дать отпор врагу. Но на всю пограничную линию казачьих станиц не хватало. Поэтому российское правительство принимает меры по переселению казаков и других «гулящих» людей из близлежащих городов на пограничную службу. С тех пор количество казаков в Забайкалье резко увеличилось.
Официально Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 году. Проект создания войска направил военному министру и государю генерал-губернатор Н. Н. Муравьев, который вел активную работу по созданию сильного войска на окраинах огромной империи. В основу войска вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Благодаря деятельности Муравьева в Забайкалье штатная численность войска достигла 18 тысяч казаков. Каждый из них начинал службу в 17 лет, а выходил на пенсию в 58 лет. Вся жизнь забайкальского казака была связана с границей. Здесь он жил, воспитывал детей, служил, охранял, воевал и умирал. Лишь в 1866 году высочайшим императорским указом был установлен срок действительной военной службы в 22 года. Внутреннее управление войском копировало устав о воинской повинности области войска Донского. Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других.
Казаки в темно-зеленых мундирах и желтых лампасах стали примером мужества, их боялись даже японские самураи, которые не решались атаковать отряд казаков без весомого преимущества в численности бойцов. К 1917 году Забайкальское казачье войско включало в себя более 260 тысяч человек, 12 станицы. 69 хуторов и 15 выселок. Однако, в Гражданской войне забайкальцы решительно выступили против Советской власти, а в 1920-х годах эмигрировали в Китай, где образовали одну из самых больших колоний в Харбине. Несколько лет назад в Чите — столице Забайкальского казачьего войска был открыт памятник основателю города казаку Петру Бекетову. Так восстанавливается история большой страны, которая связана с именами простых казаков.
2.Казачество в Лондоне.
В октябре в Лондоне состоится очередной казачий бал. С каждым годом всё больше молодых людей присоединяются к подобным событиям, ведь несомненно, что казачество – это очень благородное и престижное сословие «последних русских рыцарей».
Иностранцев всегда пленяла красота полкового быта, лихие пляски, тесное и дружеское товарищество казаков. Многие великие поэты, писатели, художники и композиторы воспевали казачество. Их привлекали казачья удаль, любовь к Родине и сочетание воинского долга и вольности.
Самым ярким представителем казачества, запомнившимся лондонцам после победы над "великой армией" Наполеона был донской казак Александр Землянухин. Этого героя войны 1812 года и российский народ и английское общество просто носили на руках. В 1813 году, в марте месяце, при занятии русскими войсками города Гамбурга, был отправлен морем с этим известием в Лондон казак донского казачьего 9-го полка, Нагайской станицы, Александр Земленухин, лет 60-ти старик, с седой большою бородою. Когда казаки разгромили столицу Фридриха Великого, дано было приказание прогнать сквозь строй «газетиров» за то, что эти публицисты слишком обидно и дерзко писали о русских. Царский генерал Чернышев экзекуцию отменил».
С того часа, как вестник очередной победы русского оружия, союзного английскому в кровавом одолении Наполеона, ступил на берег, и до того часа, как он этот берег покинул, Земленухина окружали восторженные толпы: «Ура, казак! Ура!».
Гравированный портрет статного бородача с Георгиевским крестом и многими медалям на груди разошёлся в сотнях экземпляров. Земленухина знали и лорды, и трубочисты. На каждом шагу его старались чем-нибудь да одарить. Но от денег казак отказывался, просил «не обижать подарками»: «Наш батюшка царь наделил нас всем, мы ни в чём не нуждаемся, сами в состоянии помогать бедным. Спасибо за ласку будем жить, как братья, и вместе бить общего врага.» (Таково было приказание атамана Платова — отказываться от всех английских подарков, у нас-де самих всего достаточно)
Столь редкий пример бескорыстия привел в совершенное изумление английскую нацию. Но когда он и от принца-регента не принял аж тысячу фунтов, удивление сменилось овацией. «Ура, казак! Ура!». Оружие Землянухина (шашка и пика, сразившая 39 французов) были взяты в Британский национальный музей. Взамен принц-регент Георг в знак особенного уважения приказал сделать для казака новую стальную складную пику, два пистолета, ружьё, саблю, трость с выдвигающейся подзорной трубой и конскую сбрую. Все предметы были изящно отделаны и богато украшены.
Земленухина возили в театр, где он сидел в парадной ложе между первыми сановниками; в антрактах спектакля восторженные овации ему не умолкали. Вся знать желала видеть у себя гостем казака, все пили за него и за здоровье русских воинов — «победителей злодея вселенной». Лорд-канцлер говорил перед ним речь в парламенте.
По просьбе англичан Землянухин продемонстрировал казачье боевое искусство: скачки, вольтижировку, владение шашкой и стрельбу. Посмотреть на зрелище, в котором учавствовало триста конных гвардейцев, съехались сотни тысяч англичан со всех концов страны. Учения привели зрителей в полный восторг, они неистово кричали: «Виват, донское войско!» Казака просто закидали подарками, женщины снимали с себя платки, шали и другие вещи, прося принять на память. Некоторые из дам просили у него волос из бороды или с головы. Земленухин в Петербурге рассказывал, что не имей он законной жены и будь немного моложе, его непременно женили бы. Ему давали дом и землю в Лондоне и просили поселиться у них на житье, но все предложения Земленухин отверг, взошёл на борт фрегата, обещая провожающим передать привет своему атаману, графу Матвею Ивановичу Платову. После своей заграничной поездки Зеленухин вскоре был отпущен в отпуск и умер у себя на Дону.
"Я понял, что сейчас особенно важно сохранять наши традиции и культуру и передавать их новому поколению, родившемуся уже в Британии, потому что наши традиции мы хранили не как музейные экспонаты, а делали их частью своей жизни. Русский бал - это прикосновение к прошлому, органичное нашему времени." - Александр Сущенко
3. Быт, обычаи и традиции Забайкальских казаков . Практическая часть
3.1.Одежда забайкальских казаков
Забайкальские казаки традиционно носили желтые лампасы, погоны, верх папахи, клапаны шинелей и околыши фуражек, и темно-зеленые мундиры и чекмень. Цвет погона, лампаса и околыша фуражки определялся тем, в конном полку или артиллерийской батарее служит казак. Полковые погоны были желтого цвета, «батарейные» красного. Так казаки несшие, службу на Батарейной горе города Верхнеудинска, носили лампасы и околыши красного цвета. В быту мужчины одевались в рубахи из простых хлопчатобумажных тканей, подпоясывая их ременным кушаком или шнурком, панталоны из тика, ичиги, картузы, халаты или зипуны из домотканого сукна (чуги) . В праздники надевали пиджаки и жилеты, шаровары из тонкого сукна. Холостые парни носили рубашки из разноцветного кашемира..
Женщины носили ситцевую рубаху с подшитой к ней холщовой станушкой. Сверху надевали ситцевое платье, сарафан или юбку с кофтой, иногда запон. На голове носили повойник (род шапочки с шнурками), сверху его повязывали платком, концы которого сводили под подбородком. На плечи накидывали шаль.
3.2. Жилище казаков.
Казачья усадьба состояла из жилого дома, амбара, сарая, хлевов для скота, дворов и прилегающего к дому огорода. Все это огораживалось забором из досок, бревен, жердей или частоколом. Дома покрывались берестой, сверху драньем, у зажиточных- тесом, стайки крылись соломой или лиственным корьем.
«Просторный и прочный, на сером фундаменте дом – лучший в поселке. Стены его обшиты смолистым тесом, карнизы украшены тонкой резьбой. На зеленой железной крыше белеют высокие трубы, похожие издали на лебедей, отдыхающих в тихой заводи. В стрельчатых окнах нижние стекла – цветные. В солнечный день они сверкают, как драгоценные камни. Двухсаженные заплоты ограды и створы широких, крытых тесом ворот выкрашены синей краской. Ограда посыпана желтым речным песком.
3.3. Обычаи и быт казаков.
Основным занятие казаков, в свободное от несения службы время, было ведение домашнего хозяйства. Одним из основных и любимых занятий была охота. Это было не столько развлечение, сколько способ прокормиться.
3.4. Кухня казаков.
Казачья кухня передаёт особенности быта и культуры казаков. Поскольку многие казачьи войска именовались по именам рек (Амур, Волга, Дон, Енисей, ), то логично ожидать обилия рыбных блюд. Донские казаки запекали карпа или леща, варили уху, готовили кулеш с рыбой. Вместе с тем, как и прочие этнографические группы русских, они любили есть каши, лапшу, хлеб и пироги, которые запивали морсом (вишневым) и квасом. Также они готовили голубцы и холодец. Традиционным казачьим десертом был нардек —арбузный мёд. Влияние восточной кухни проявлялось в употреблении изюма, который добавляли в кашу.
Из столовых приборов казаки использовали миски и деревянные ложки. Казаки ели три раза в день: завтракали, обедали и ужинали. Перед едой обязательно мыли и вытирали руки. Старший за столом обычно подавал сигнал к началу трапезы. Часто ели из общей миски. Напитки подавались в кувшинах.
3.5.Духовная жизнь - неотъемлемая часть быта, обычаев.
10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Заключение.
Казак – это защитник, казак – бесстрашный воин, казак – это крестьянин, земледелец… казак – герой народных песен. Они сызмальства понимали свое предназначение - защита Отечества. Казаками были их деды и прадеды. Казаками будут их дети, внуки и правнуки. Но жизни приготовила всем им ещё одно великое испытание: после революции казачество было уничтожено как класс и только теперь возрождается снова, уже в наше время и наличие в нашем литературном наследии такого романа, как "Даурия", является бесценным вкладом в это возрождение. Читая такие произведения, мы чувствуем гордость за себя, за свой народ и уважение к историческому прошлому нашей страны. Память о ратных подвигах, культуре и традициях казачества остается жить в семьях родовых казаков и позволило в 1980-хгг. зародиться движению за возрождение казачества. По инициативе прямых потомков казаков стали создаваться казачьи общины, землячества. Исходной датой возрождения казачества в Бурятии считается июнь 1990г., когда состоялся Большой Восстановительный Круг Забайкальского казачьего войска. Касьянов Ю. Л. назначен атаманом-организатором, он учредил две казачьи организации: Союз казаков Бурятии и первый (Верхнеудинский ) казачий отдел Забайкальского казачьего войска. Без казачества Россия утратит часть своего прошлого, настоящего и будущего.
Список использованной литературы
1.Высотина Е.А . Казачество в истории России, Забайкалья и Бурятии
2.Алмазов Б.А. Военная история казачества. – М.: Яуза, 2008. – 480
3.Гордеев А.А. История казачества. М. – 1992 г.
Дерево в снегу
Рукавичка
Астрономический календарь. Июнь, 2019
О чем поет Шотландская волынка?
Зимовье зверей