В данной работе рассматривается ономастика названий магазинов г. Иваново, исследуется отношение жителей города к тем или иным наименованиям, взаимосвязь между наименованием торговой точки и его привлекательностью для покупателей.
Вложение | Размер |
---|---|
onomastika_nazvaniy_magazinov_g._ivanovo.doc | 46.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56
Ономастика названий магазинов г. Иванова.
Автор: Зарубина Даша,
ученица 6Б класса.
Научный руководитель:
Лапшина Елена Александровна,
учитель русского языка
Мы живём в окружении слов - названий предметов, процессов, качеств, явлений, окружающих нас людей. Но есть слова, занимающие особое положение в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов, явлений и выделяющие их из ряда похожих, однотипных предметов и явлений, - это имена собственные. Мы сталкиваемся с ними практически каждый день - имена людей, городов, рек и т.д. В русском языке есть специальный раздел науки, который изучает названия и наименования - ономастика (в переводе с греч. «искусство давать имена»). Ономастика как наука, изучающая имена собственные, представляет собой богатый раздел лингвистики
В ономастике есть направления в зависимости от того, какие имена собственные изучаются. Одно из направлений ономастики нас заинтересовало и будет рассмотрено в настоящей исследовательской работе. Изучением названий магазинов, фирм, парикмахерских и т.д. занимается эргонимика. Какими должны быть современные названия, чтобы соответствовать требованиям общества? На этот вопрос пока не существует научно обоснованного ответа.
Названия магазинов – это своего рода рекламы, и они соревнуются в стремлении к значительности, грандиозности. Это проявляется, во-первых, в пристрастии к словам с соответствующим значением: гранд – «большой, важный», гипер – «сверх», супер – «сверх», люкс – «превосходящий других, высшего класса», экстра – «высший, самый лучший», макси – «наибольший»: ГРАНД-СИТИ, ГИПЕРМАРКЕТ, СУПЕРМАРКЕТ, DECO LUXE... Во-вторых, важность, значимость усиленно подчеркивается многочисленными повторами. Наблюдается такое же увлечение и русским словом, обозначающим нечто огромное, необъятное – МИР: в небольших павильонах, домиках расположились, уместились «миры»: мир джинсов, мир обуви, мир инструментов, мир антенн, детский мир. Близкими по смыслу являются и такие названия торговых центров и магазинов как Серебряный город,Евроленд, империя сумок. Подобных названий в Иванове слишком много. От частого употребления слова становятся невыразительными и не несут той значимой информации, которая изначально закладывалась. Так торговый центр «Серебряный город» изначально был назван так, потому что этот торговый центр воздвигнут на берегу реки Уводь и сделан наподобие города (ряды, переходы, даже этажи, символизирующие некую сословную лестницу). Это центр, в котором можно найти всё! «Серебряный» потому что « не золотой», т.е. цены в нём не настолько высокие, какими они могут показаться на первый взгляд, но и «не бронзовый» или «металлический» , т.к. нельзя сказать, что здесь всё дешево. Однако, на сегодняшний день название Серебряный город уже не ассоциируется у жителей с неким городом, более того среди молодежи устоялось упрощенное название этого торгового центра - «Серебро».
Значительное количество магазинов Иванова имеет иностранные (в основном английские) названия. В большей степени это относится к магазинам одежды и обуви (Familia, Savage, oodji, O'STIN, Kari и другие).
Продуктовые, продовольственные и зоомагазины чаще названы по-русски.
Многие магазины в городе являются сетевыми. Это значит, что их названия не имеют никакого отношения непосредственно к нашему городу. Все магазины, относящиеся к той или иной сети, носят единое название. К таким магазинам можно отнести Ашан, Лента, Магнит, Пятерочка и многие другие. Владельцы сетей без сомнения относятся очень серьезно к названию своих магазинов, ведь узнаваемость и привлекательность имени одна из составляющих их прибыли. С этой точки зрения очень понятны такие названия, как Магнит и Пятерочка. Первый своим названием должен притягивать покупателей, а второй оказывается близок народу из-за своего простого и понятного названия, которое, кроме всего прочего, ассоциируется со словом «отлично». Иными словами Пятерочка предлагает отличные товары по отличным ценам.
Есть в нашем городе и такие торговые центры, которые строились не крупными сетями, а местными предпринимателями, названия таких тц изначально придумывались с учетом истории нашего города. Так в одно время с волной переименования улиц, возвращения им старых дореволюционных названий в Иванове появились такие торговые центры, как Купеческий и Никольский.
Желая выявить, влияет ли и каким образом название магазина на покупателей, мы провели опрос среди населения разного возраста. Им задавались вопросы:
Всего в опросе приняли участие 58 человек. Поскольку большинство опрашиваемых проживает в районе нашей школы, то самыми популярными ответами на первый вопрос стали Spar (12 человек), Магнит (11 человек), Окей (8 человек), Пятерочка (7 человек), также назывались такие магазины, как Лента, Купец, Оптовик, некоторые респонденты называли не конкретный магазин, а торговый центр (Тополь, Шоколад). Почти все (11) посетителей магазина Spar довольны его названием, считая его простым, оригинальным и запоминающимся, и только один респондент посчитал, что такое название неэтично. Посетители Магнита оказались не так единодушны, и хотя большинству(7) название нравится, поскольку оно простое и «притягивает» покупателей, есть и те, кто считает это название банальным (4). Название магазина Окей пришлось покупателям по душе. Среди плюсов указывались современность, краткость и легкость. Лишь один человек остался недоволен названием по той причине, что оно нерусское. Также положительно относятся покупатели и к названию магазина Пятерочка, которое является понятным и легко запоминается.
При ответе на четвертый вопрос люди называли совершенно разные магазины, поэтому выделить магазины, имеющие наиболее привлекательные названия, нам не удалось.
Придумывая название для своего собственного магазина, большинство ивановцев отдали предпочтение именам собственным. Предлагались такие названия, как У Саныча, Егоркин дом, Антошка, Данилка, Мария, Федоров, Валерия и другие. Люди младшего поколения предлагали английские названия (LOL, ReFresh,Moonlight, Style Stor, Star's ). К интересным можно отнести такие названия как Лучшее лучшим, Слои. Одежда XXXL, Видок, Шишуля Shop. Остальные остановили свой выбор на привычных: Еда, Хозяюшка, Очарование и т.п.
Результаты опроса говорят о том, что названия магазинов многих устраивают, нравятся, для покупателей важно, чтобы название было простым, понятным и запоминающимся.
Таким образом, мы пришли к выводу, что названия магазинов выполняют рекламную функцию, привлекают внимание покупателей, поэтому владельцы пытаются найти запоминающиеся названия, чтобы выгодно представить свой магазин среди конкурентов. Современное Иваново - город, соединивший в себе старое и новое, постоянно развивается. За последнее время в городе возникли и продолжают возникать сотни новых наименований. В большинстве своем они гармонично включаются в эргонимическую систему города и представляют значительный интерес для будущих исследований.
Усатый нянь
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Будьте как солнце!
Юрий Визбор. Милая моя
Мороз Иванович