исследования истоков традиций, обрядов и обычаев. рассмотреть народные традиции и обряды; приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков, чтобы помнить свои корни, ведь наши предки - отражение давно минувших дней.
анализ свадебных обычаев, обрядов и традиций села Верхняя Тишанка.
Вложение | Размер |
---|---|
svadebnye_traditsii_i_obryady_sela_verhnyaya_tishanka.docx | 31.42 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнетишанская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Фуфаева
Областной конкурс
« Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
«Традиционная культура»
Исследовательский проект
« Свадебные обряды и традиции села Верхняя Тишанка»
Выполнила: Трифонова Дарья ученица 10 класса
МКОУ Верхнетишанская СОШ им. В.А. Фуфаева
Руководитель: Евдокимова Вера Вячеславовна,
учитель географии
2018 год
Оглавление.
Актуальность исследования. Народная культура - это многовековой опыт, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это нравственные и эстетические ценности, определяющие самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены.
Проблема. Процесс безвозвратной потери народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. На всех этапах своего развития человек был тесно связан c обычаями и традициями своего народа. Человек – часть общества, он не может существовать вне общества и без общения, потому должен подчиняться ее законам. Несмотря на то, что понятие «традиции» известно всем, далеко не полностью осознается их роль в жизнедеятельности общества. Традиционность – это передаваемость определенных ценностей и опыта от поколения к поколению. Современные тишанцы знают о своих обычаях и традициях до обидного мало. «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», - говорил русский художник Васнецов. Я полностью согласна с этим высказыванием.
Цель исследования - исследования истоков традиций, обрядов и обычаев. рассмотреть народные традиции и обряды; приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков, чтобы помнить свои корни, ведь наши предки - отражение давно минувших дней.
Объект исследования: является анализ свадебных обычаев, обрядов и традиций села Верхняя Тишанка.
Задачи: сохранение и развитие народных традиций и обычаев; углубление знаний истории культуры своего села; исследовать обычаи и свадебные обряды; выявить особенности обычаев и обрядов.
Основные задачи заключаются в том, чтобы воспитывать в молодом поколении сознательное отношение к родному краю. И мы хотим сохранить их и передать следующим поколениям.
Методы исследования и поиска:
1 Поиск и сбор материала.
2. Исследование материала.
3. Анализ материала.
4. Систематизация материала.
А. С. Пушкин писал в 1824 году из Михайловской ссылки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки!» Но великий поэт не только слушал по вечерам сказки Арины Родионовны; он был одним из первых, кто стал их записывать. Устное народное творчество потому и называется устным, что веками, из поколения в поколение передавалось из уст в уста, хранилось в памяти народа. С тех пор на протяжении более чем полутора веков собиратели продолжают записывать сокровища народного творчества, собирают и описывают традиции и обряды. Само слово «фольклор» в переводе с английского означает народоведение. Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит – самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, народ называет «Иванами, не помнящими родства. И нам, современному поколению, не хочется попасть в число таких «Иванов». Мы стараемся изучать и сохранять все, что связано с историей нашего села.
Село Тишанка (Старая Тишанка, Верхняя Тишанка и Конищево)( занимают часть тех мест, которые в русской истории слыли под именем Прибитюцкого края или «Золотое дно».
О Старой Тишанке, которую в старину называли просто Тишанкой, упоминается в переписных книгах Воронежской Епархии за 1705 год. По переписи 1745 года в ней было всего 48 человек мужского пола (женщин в переписи не указывали). Верхняя Тишанка и Конищево основаны в 1762 – 1763 гг. выходцами из Хатунской области Костромского уезда. Было их 485 мужчин. Деревни, в ходившие в состав Прибитюцкого края, слыли «Золотым дном». Здесь были привольные степи и леса, изобилующие дичью, водились дикие лошади, медведи, в большом изобилии – бобры, от которых и уезд получил название Бобровского. Жизнь крестьян в период крепостного права была тяжелой. Большинство крестьян жило в плохих условиях, не в состоянии было купить самую дешевую одежду промышленного производства, 75% населения носило домотканую одежду. Высокой была смертность населения, особенно детская. Это порождалось антисанитарными условиями . Для многих дворов была характерна картина, которая описана Н.С. Никитиным в его «Дневнике семинарии ста». «На мокрой соломе хрюкает свинья: хозяин говорит, что она заболела, так вот и взял он ее в избу. Подле животины ползает маленькая девочка… босоногая, в изорванной рубашке».
Уровень образования был низким. За то в Верхней Тишанке было 2 церкви и 5 кабаков. Земский статистик Ф.А. Щербинин в «Сводном сборнике по 12-ти уездам Воронежской губернии» приводил номенклатуру лиц «сводных профессий действующих в селах. Оказывается, что бабки-повивальные, знахари, коновалы, чтецы и чернички численно в десятки раз превосходили число учителей, врачей и агрономов.
Тогда и начал складываться самобытный облик традиционной культуры нашего села, представленный большим разнообразием народных обычаев, обрядовых действий, музыкального фольклора.
Система обрядовых действий включена в земледельческий календарь Воронежской области. Конечно, и наше, одно из самых старых сел района имеет свои давние традиции и обряды, которые до сих пор имеют место в жизни тишанцев, находят свое отражение в ныне возрождающихся праздниках и ритуалах. Одни из них сохранились «со старины глубокой» другие видоизмененные или совсем новые появились в период СССР и современной России
Новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка более глубоко изучить на основе полевого материала свадебные обряды села Тишанка.
II. Основная часть
Удивителен, самобытен и неповторим обряд русской свадьбы. В каждой деревни, селе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа.
Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Глубоко семейный, личный по смыслу праздник всякий раз становился общим, справлялся открыто на миру. Сегодня от свадебных традиций нашего села осталось разве что выкуп невесты, да праздничное застолье. А ведь сама традиция предписывала сговор, сватовство, подготовка приданного, узел ( родня жениха забирала приданное), вечерки (девичник), выкуп невесты, венчание, встреча молодых, а потом праздничное застолье.
Свадебные обряды и обычаи моего села.
Я узнала, что у жителей села Верхняя Тишанка существовали, как и в других селах, свои свадебные обычаи и традиции, которые берут начало с древних времён. Свадьбы служили средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, фольклорных знаний, социального опыта и нравственных норм.
Моя прабабушка, Гусева Ольга Васильевна 1939 года рождения рассказала мне, что в старые времена в дом девушки приходили сваты от жениха (мать, отец, мать крестная, отец крестный). Жених находился за дверью. После всех договоров появлялся жених, и их оставляли наедине, чтобы они могли поговорить и посмотреть друг на друга, т. к. часто случалось, что жених не знал невесты.
Во-время сватовства родители жениха приносили невесте подарок (шубу крытую и валенки).
После сватовства мать жениха приходила проведывать невесту и приносила подарок. Затем должен состояться пропой невесты (запой). На этом пропое по 10 человек с каждой стороны принимали участие родственники и вели разговоры о свадьбе. После пропоя невеста голосила, благодарила своих родителей за воспитание, на коленях.
Я встретилась еще с одной бабушкой, которая живет у меня на улице Морозова Мария Архиповна.
Морозова Мария Архиповна 1936года рождения вспоминает, что свадьбы играли осенью или зимой когда было мало работы. Обычно свадьбы гуляли 3 дня. В пятницу родня жениха приезжала за приданным. Назывался он узел. Когда сваты уезжали невеста шла голосить:
«Сяду я на краю стола дубового и попрошу тебя родимая матушка подойди ко мне поближе и скажи мне, чьи гости у нас гостевали, а я горькая горюшечка слыхала одну словечушку, что приедут завтра разлучники и разлучат меня с родными и любимыми подружками». (приложение 1.)
« После узла были вечерки ( в настоящие время девичник) продолжала свой рассказ Мария Архиповна. Это было своего рода прощание со своей прежней, незамужней жизнью. На вечерки собирались подружки невесты. Они пели песни, шутили, туго заплетали невесте косу, а потом расплетали, ее при этом пели песню, как бы ругая свою подружку : Ох, ты Марьюшка изменница, изменила своих подруг, не хотела ты Марьюшка замуж выходить, а хотела подруг соединить». (приложение 2).
В школьном музее я обнаружила воспоминания Котовой Марии Ивановны, 1913 года рождения.
Записала Кондратьева Валя 9 класс, 2012 год.
«В день свадьбы на тройке лошадей, украшенных бубенцами и лентами, приезжают дружко и полудружко с женихом за невестой. На других тройках едут мать крестная жениха и другие родственники.
В это время подруг невесты прячут ее, а старую женщину накрашивают и накрывают какой-нибудь плохой тюлевой занавеской. Жених должен дать выкуп за невесту, а всем девушкам поднести по чарочки водки. Жениха подводили к невесте.
Молодых сажали за стол, заранее выкупив место там, где сидели ребятишки. После этого дружко обходил все углы в доме. Затем брал хлеб у стряпух свой хлеб, отрезал краюшки, складывал их вместе и оставлял их в доме невесты. Оставшуюся часть хлеба забирал с собой, мотивируя тем, что им далеко ехать. Дружко говорил такие слова: « Старые старички сердитые мужички, молодые молодцы, красные девицы, благословите молодого князя со княгиней к вороным коням подойти в легкий тарантас сесть и в божий храм поехать» . Молодые ехали в церковь для венчания, а потом начинался свадебный пир.
Проведя исследовательскую работу, беседы с жителями села я пришла к выводу, что мы имеем богатое культурное наследие. Мною проделан определенный объем работы. Как выяснилось, что некоторые свадебные обряды и обычаи сохранились и в наши дни. Их функция – познавательная, поучительная, воспитывающая. Но не все школьники и молодёжь знают обычаи и традиции своего народа, придерживаются их.
Выводы:
В школе ведётся работа по изучению истории и культуру, села Верхняя Тишанка, проводятся экскурсии в музей, встреча со старожилами села. Моя поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила многих по-иному посмотреть на людей, живущих с нами рядом, на окружающую природу и на себя. Я ощутила себя представителем народа, богатым уникальным наследием. А наша миссия, миссия молодых людей — воспринять родные традиции и бережно передать их своим детям.
Сегодня мы можем сказать, что уже начали познавать этот мир, и эти знания нам дороги. Выражаем благодарность жителям села за беседу и ценную информацию. А также за предоставленные материалы, которые будут бережно храниться в нашем школьном музее.
Список литературы
Воронеж. изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1961 – 123-178 с.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Лиса Лариска и белка Ленка
Солнечная система. Взгляд со стороны
Развешиваем детские рисунки дома
Как нарисовать ветку ели?