Современных детей часто называют неженками, потому что родители считают своим долгом защищать их от всевозможных бед и неприятностей, и даже от самой жизни. Именно поэтому я решил выяснить, как воспитывают своих сыновей представители коренных народов Югры, какие навыки им прививают и насколько традиционное воспитание юного коренного жителя ХМАО отличается от воспитания современного мальчишки.
«Особенности воспитания мальчиков у народов Югры»
Современных детей часто называют неженками, потому что родители считают своим долгом защищать их от всевозможных бед и неприятностей, и даже от самой жизни. Именно поэтому я решил выяснить, как воспитывают своих сыновей представители коренных народов Югры, какие навыки им прививают и насколько традиционное воспитание юного коренного жителя ХМАО отличается от воспитания современного мальчишки.
В тяжелых климатических и природных условиях, ханты и манси необходимо было как можно раньше приучать детей к труду, помочь стать умелым охотником и оленеводом, способным выжить на суровом севере. До пяти лет мальчик воспитывался матерью, а после обучением и воспитанием мальчика занимались отец и все старшие члены семьи-мужчины.
Первыми игрушками мальчиков становятся: нож, лук со стрелами, лодочка, фигурки оленей, то есть то, с чем придется столкнуться во взрослой жизни. И к моменту взросления мальчик должен овладеть всеми орудиями труда.
Из чего же делали игрушки? Игрушки, изображающие оленей, они были сделаны из деревянных брусков, из косточки звериной ступни. Вместо нарт использовали спичечные коробки, косточки. Лапки зверей, хвосты являлись в играх предметами «охоты». Из позвонков щуки, а также из плодов рябины, шиповника делали бусы. Играли корешками и сучками, напоминающими зверьков и птиц.
Распространенной игрой мальчиков в тундре является игра в охотника. В качестве игрушек используются детский лук со стрелами, изготовленные обычно из ели при помощи старших братьев или отца. Вырабатывая меткость, мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным и по движущимся целям, стараясь попасть в подброшенную щепку или ствол дерева. Когда наступал охотничий сезон, взрослые готовились к охоте. Детские игры отображают это событие: идёт подготовка ловушек, выход в лес, изучение лесной азбуки. Дети перенимают опыт погони за зверем, умение обхитрить его, учатся использованию собак в охоте.
Увлекаются дети играми в оленей и оленеводов. Рано начинают ездить и управлять оленями. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Одна из любимых игр - бросание тынзяна (аркана). Состязаясь в ловкости, мальчишки стараются набросить петлю тынзяна на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле.
Спортивные состязания для мальчиков
У ханты и манси всегда проводилось множество состязаний, на которых юноши могли похвастать своими блестящими навыками. Они представлены на слайде. Среди них
Соревнования на силу:
стрельба из лука
перетягивание палки
Соревнования на скорость:
гонки на лыжах,
гонки на лодках
Соревнования на ловкость:
прыжки в высоту между столбами или нартами.
Сейчас многие из этих состязаний возрождаются.
Возрастные особенности воспитания мальчиков ханты и манси
возраст | умения, которые формируются в этом возрасте |
В 3-4 года | Учились ходить на лыжах |
В 5-7 лет | Первый раз участвовали в рыбалке и охоте вместе со взрослыми; Знакомились с промысловыми угодиями семьи, учились управлять обласом |
В 6-7 лет | Помогали ремонтировать лодки, нарты; следить за оленями; учились изготавливать и ставить ловушки. |
В 8-9 лет | самостоятельно рыбачили и проверяли силки, запрягали оленей. |
В 10-12 лет | самостоятельно пользовались ружьем, правильно ухаживали за ним. Знакомились с правилами поведения в лесу |
В 15-16 лет | Заканчивалось воспитание мальчиков. Считается, что они выросли, стали полностью самостоятельными людьми. Дальше им уже никто не вправе указывать, что делать. |
Обучение нравственным законам
Показывая, как и что нужно делать, отец попутно стремится передать сыну правильное отношение к окружающей природе. Мальчиков учат правильно относиться не только к природе, но и к другим охотникам и оленеводам.
Так как я учусь в кадетской школе с казачьими кадетскими классами, то мне захотелось сравнить систему воспитания мальчиков у народов, населяющих ХМАО-Югру, с системой воспитания сибирских казаков и выяснить, есть ли в них сходство.
Я выяснил, что с малых лет юные казачки и казачата учились у старших и перенимали обычаи и традиции многих поколений предков. Девочек учили домоводству. Мальчики же воспитывались как юные воины, продолжавшие дело отцов и дедов. Так же как и у коренных народов Югры, воспитание мальчиков и девочек было раздельным.
Маленьких казаков обучали крестные отцы, считалось, что они не будут проявлять по отношению к крестникам слабости. Если ханты и манси не наказывали детей, то у казаков существовала система наказаний, в том числе и физических.
Разница заключается и в том, чему учили детей. Если ханты и манси - охотники и оленеводы, то казаки - это воины, защитники границ. Поэтому обучали их прежде всего военному делу.
К будущей военной службе мальчика готовили с первых дней жизни. Сразу же после крестин малышу давали шашку или пулю и смотрели, как он отреагирует. Если смело брал их в ручки и играл – значит, хороший воин будет!
Первый раз мальчик знакомился с воинской наукой, хоть и в игровой форме, в год после первого причастия.
С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет он жил вместе с матерью.
Когда юному казаку исполнялось семь, он переходил в мужскую половину дома. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному.
Можно заметить, что возрастные периоды, в которые вводятся новые обязанности, одинаковы и для маленьких ханты и манси, и для казачат. Следовательно, народная педагогика смогла без официальной науки определить, когда же можно доверить ребенку для выполнения, то или иное дело.
Сравнивая те обязанности, которые должны были исполнять мальчики ханты и манси и казаки, можно отметить, что их готовили к будущей жизни соответственно потребностям народа. - К сожалению, если культура казачества в последние годы возрождается, и юные казаки воспитываются так, как их деды и прадеды, то традиционная система воспитания, складывавшаяся у коренных народов Югры веками, сейчас под угрозой. Современные ханты и манси стали другими. Они не похожи на своих бабушек и дедушек — их жизнь слишком изменилась. Остается надеяться, что представители этих народов будут заинтересованы в том, что необходимо сохранить традиции народа, ведь именно традиции делают народ уникальным.
Продуктом моего проекта является буклет для родителей «Правила народного воспитания», так как я считаю, что традиции прошлого можно использовать и в настоящем. Спасибо за внимание. Я готов ответить на Ваши вопросы.
Хитрый коврик
Лиса-охотница
Ручей и камень
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Голубая лягушка