Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей.
3 декабря в России отмечается Всемирный день инвалидов. Самыми незащищенными среди людей являются дети, особенно дети - инвалиды.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_znachimyy_proekt_1.docx | 43.44 КБ |
Шашлова Олеся Михайловна
МОУ СОШ № 5
г.Ртищево Саратовской области
Проектгая группа – учащиеся 5 «а» класс
(работа с детьми с ОВЗ( надомное обучение) –
ученик 6 класса,
ученик 7 класса, ученик 8 класса)
номинация – Педагогический проект
Социально значимый проект
«Дети одного солнца»
Введение
Чтобы поверить в добро,
надо начать его делать.
Л.Н. Толстой
Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей.
3 декабря в России отмечается Всемирный день инвалидов. Самыми незащищенными среди людей являются дети, особенно дети - инвалиды.
Данная тема очень актуальна в современном обществе Детская и подростковая инвалидность с каждым годом приобретает все большее медицинское, социально-экономическое, нравственное и духовное значение. Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функциональных возможностей организма детей и подростков, реакций приспособления и защиты.
В настоящее время в России насчитывается около 80 тыс. детей-инвалидов, что составляет 2% детской и подростковой популяции. По данным, проведенных научных исследований, в ближайшие десятилетия Россию ожидает увеличение численности детей-инвалидов.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта позволит:
«Дети одного солнца»
«Доброта – язык,
который могут слышать глухие
и видеть слепые».
Марк Твен
Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности. Не все это могут понять и принять. Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того, чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки.
Все это - есть проявление толерантности. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
В жизни любого человека происходят различные события, которые зачастую открывают что-нибудь новое, весьма важное в жизни. Таким событием для меня стали паралимпийские игры в Сочи. Тогда я многое узнала о людях, которых все привыкли называть «люди с ограниченными возможностями». Несгибаемая мощь духа этих героев, олимпийские рекорды вызывали восторг, я уже не могла их назвать никак иначе нежели «люди с неограниченными возможностями». Работая в школе, я задумалась над созданием проекта посвященного данной теме.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют затруднения в самообслуживании, общении и обучении. Любой ребенок с инвалидностью, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущать свою неполноценность. В нашей школе создана волонтерская группа «Шаг навстречу», она состоит из педагога истории и обществознания Шашловой Олеси Михайловны, педагога-психолога Панкратовой Марины Александровны и обучающихся 5 «А» класса. Данная группа поставила перед собой цель — повлиять на решение данной проблемы, хотя бы для некоторых детей организовать условия для развития, а также помочь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей. В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения
В последние годы опубликованы многочисленные научные работы, посвященные реабилитации детей-инвалидов (Добровольская Т.А., 1991, Барашнев Ю.И., 1995, Богоявленская Н.М., 1992, Бондаренко Е.С., 1995). Однако, несмотря на имеющийся опыт восстановительного лечения детей - инвалидов, вопросы организации и проведения этого вида лечения до настоящего времени разрешены далеко не полностью, как в теоретическом, организационном, методическом (Зелинская Д.И., 1995), так и в духовном отношениях.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.
Сегодня государство не оставляет без внимания проблему детской и подростковой инвалидности. Принимается ряд законодательных и правительственных актов Российской Федерации, направленных на защиту прав и поддержку детей и подростков с ограниченными возможностями. Совершенствуется медико-социальная помощь этой категории детей и подростков, что потребовало введения новых медицинских показаний для установления инвалидности у детей и подростков (1991), изменения государственной статистики детской и подростковой инвалидности, основанной на трехмерной оценке состояния здоровья и учитывающей нарушения здоровья, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности ребенка-инвалида (1996).
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
Важная социальная проблема – устранение барьеров для инвалидов во всех сферах жизни. Конечно, много делается для устранения этих барьеров.
Конституция как основной закон государства, важнейший закон, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционируют социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. В основу работы с детьми с органическими возможностями положены международные документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно-отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановление здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).[1]
На удовлетворение тех же нужд направлен закон «О правах ребенка» (1993 год). Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации.
Важное место в современной государственной системе социальной защиты в соответствии с действующим законодательством отводится целевым программам (федеральным, региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся лица с ограниченными возможностями. Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы: «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов».[2]
Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.
С 2011 года действует Саратовская региональная общественная организация инвалидов «Ты не один». В жизни каждого человека может случиться беда. Часто мы остаемся один на один со своим несчастьем, замыкаясь в себе. Именно для того чтобы помочь человеку преодолеть такое состояние, вернуть желание жить и двигаться вперед, создана данная организация. Ведь чтобы почувствовать, что мир бывает не только жестоким, но и прекрасным, важно знать, что ты не один!
Организация активно участвует и самостоятельно проводит культурно-массовые мероприятия, тем самым, содействуя к активному образу жизни, труду, самостоятельности категории граждан из числа инвалидов.
Одним из значимых проектов стал первый в Саратове конкурс красоты среди инвалидов «Восьмое чудо света». Вопреки всем недугам, проблемам, стереотипам, 16 парней и девушек с различными физическими недостатками вышли на сцену и продемонстрировали свои таланты, творческие способности и сильный характер.
Организацией «Ты не один» было реализовано много социально значимых проектов: I Всероссийский фестиваль социальных проектов «Благо Дарю» и II Всероссийский фестиваль социальных проектов «Благо Дарю за Победу», детский творческий конкурс среди детей-инвалидов «Алиса в стране чудес».
В 2014 году Саратовская область вступила в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». С целью создания психолого-педагогических условий в образовательных организациях, подведомственных министерству образования Саратовской области, обеспечивающих психологическое благополучие обучающихся, сохранение их психического здоровья, предполагающих полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах, на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» в 2014 году открыт Региональный центр практической психологии и инклюзивного образования.
Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимаю
План работы над проектом
№ этапа | Название этапа | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Подготовительный | 1) анализ проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством общения со сверстниками, не имеющими отклонений в состоянии здоровья; 2) анкетирование «Дети с ОВЗ – кто это?» 4) проведение классного часа «Возьмемся за руки» | Сентябрь – октябрь 2019г |
2 | Организационный |
| Ноябрь – декабрь 2019г. |
3 | Основной |
| Январь – апрель 2020г. |
4 | Аналитический |
| Май 2020 г. |
Для реализации проекта была создана проектная группа
Проектная группа:
Участники проектной группы будутсоздавать итоговое портфолио проекта « Дети одного солнца»
Источником необходимых ресурсов для реализации проекта является: 1. администрация МОУ СОШ № 5
2. родительский комитет
Смета расходов.
Наименование
Количество
Сумма (руб.)
Бумага
1 упаковка
250.00.
Файлы
1 упаковка
100.00.
Папка
1шт
10.00.
Фломастеры
1 упаковка
35.00.
Цветная бумага
2 упаковки
20.00.
Клей
1 флакон
25.00.
Цветной картон, 80.00
2 упаковки
Листы ватман
5 шт 100.00
Итого:
620.00
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап
1.Поиск партнёров по проекту. Определение круга организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта.
2.Социологический опрос « Дети с ОВЗ – кто это?»
3. Проведение классного час на тему «Возьмемся за руки»
Основной этап.
Заключительный этап
Заключение
«ИНВАЛИДНОСТЬ - НЕ БОЛЕЗНЬ,
А ОСОБЕННОСТЬ
ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
Венера Павленко
Духовный потенциал людей с ограниченными возможностями очень велик, поистине их способности безграничны, и все это могло бы иметь огромное значение для нашего общества. Каждый человек, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и тот, кто не имеет проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей в социальной адаптации.
Дети-инвалиды – часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов – люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными.
Данный проект не оставит без внимания ни одного ребёнка с ограниченными возможностями. Позволит детям с ОВЗ почувствовать себя нужными, полноценными членами общества. Предоставит возможность общения со сверстниками. В то же время здоровые дети больше узнают о том, с какими проблемами приходится сталкиваться их сверстникам – детям – инвалидам.
Данный проект направлен на то,чтобы подтвердить, что все дети – дети одного солнца, поэтому должны жить, учиться и общаться вместе, не делясь на больных и здоровых.
Проект «Дети одного солнца» направлен на привлечение внимания к самому незащищенному слою населения. Дети-инвалиды весьма уязвимы, современное общество не в полной мере реализует программы, которые направлены на адаптацию таких людей среди окружающих.
Наша проектная группа разработала ряд буклетов, листовок, чтобы привлечь внимание окружающих к этой проблеме. Глобальная проблема человечества – это не только наркомания, терроризм, экологические проблемы, это глаза детей, которые не могут в полной мере реализовать свои возможности. Данный проект призывает всех серьезно отнестись к данной проблеме, не закрывать глаза…не проходить мимо.
Анализ результатов
Проект «Дети одного солнца» позволит инвалидам почувствовать себя нужными и интересными обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты..
Во время действия проекта будет происходить информированность общества о проблемах незащищенных слоев граждан через распространение буклетов и брошюр, через участие молодежи в проекте.
Дальнейшее развитие проекта.
Проект «Дети одного солнца» будет продолжать свою деятельность и после завершения. Проектная группа будет работать над привлечением к работе новых учащихся. Планируется проведение мероприятий для инвалидов.
Мы готовы делиться своим опытом с другими школами. Проект играет большую роль в жизни проектной группы и всего 5 «а»класса. Дети в энтузиазмом включаются в работу, готовы оказать поддержку в изготовление поделок и оформление стенда , все это помогает детям быть собраннее, серьезнее, ответственнее.
Поясниетльная записка
Данная работа посвященна важной проблеме нашего общества – адаптации детей с ОВЗ, свободное вливание таких ребят в нашу повседневную жизнь.
Детская и подростковая инвалидность с каждым годом приобретает все большее медицинское, социально-экономическое, нравственное и духовное значение. Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функциональных возможностей организма детей и подростков, реакций приспособления и защиты.
Цель проекта:
• создание среды для преодоления социальной изолированности детей-инвалидов;
• Развитие коммуникативной компетенции обучающихся школы, толерантности в процессе работы в проекте;
• Организация среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи проекта:
1. Создание инициативной группы по реализации цели проекта.
2. Изучение законодательной и нормативно-правовой базы по теме проекта.
3. Привлечение внимания общественности, учащихся к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработка плана мероприятий по реализации проекта.
5. Расширение знаний учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья.
6. Расширение круга общения детей – инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.
7. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
8. Осуществление проекта.
9. Проведение анализа результатов работы
Проект «Дети одного солнца» позволит инвалидам почувствовать себя нужными и интересными обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты..
[1] http://mioby.ru/novosti/obzor-prava-invalidov-a-kak-za-granicej/?
[2] http://mioby.ru/novosti/obzor-prava-invalidov-a-kak-za-granicej/?
Снегири и коты
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Разноцветное дерево
Притча о гвоздях
Денис-изобретатель (отрывок)