В наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет. Хочется призвать вас с почтением относиться к театру. Детский театральный герой играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека, это ролевая игра со зрителем.
Вложение | Размер |
---|---|
1_voronina.docx | 27.4 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №22» НМР РТ
II Региональная научно-практическая конференция учащихся
«Мы – будущее XXI века»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
Юный зритель
Воронина Мирослава Евгеньевна,
ученица 2 В класса
МБОУ «СОШ №19» НМР РТ
Руководитель: Ташмурзина Алена Владимировна,
учитель начальных классов
2017 г.
Содержание
Стр.
Введение 3
Теоретическая часть 4
1 Детские театры Республики Татарстан и Удмуртской Республики 4
2 Из истории театра 6
3 Театральные герои 7
Практическая часть 9
Заключение 10
Список литературы 11
Приложения 12
Введение
Идея исследовательской работы «Юный зритель» возникла у меня после просмотра новогоднего театрализованного представления в г.Нижнекамске в Доме народного творчества «Ёлка главы» (Приложение 1). У меня возникли вопросы: каков же на самом деле сказочный мир детского театра? Где находятся детские театры? Какими бывают главные герои театра? Одним словом, мне захотелось узнать как можно больше о детском театре.
Это и является целью моей исследовательской работы – собрать как можно больше интересного материала и рассказать одноклассникам о детском театре.
Считаю, что моя тема интересна и актуальна. В наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, я хочу призвать вас с почтением относиться к театру. Актуальность исследования обусловлена тем, что детский театральный герой играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека, это ролевая игра со зрителем. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы героев, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаются в тот или иной образ.
Детские театры Республики Татарстан и Удмуртской Республики - объект моего исследования.
Предмет исследования – главные театральные герои, их особенности и отличия.
Для достижения цели предлагается решить следующие задачи: узнать о мире детского театра, изучить литературу по теме исследования, выявить знания учащихся по данной теме, изучить главных героев детского театра, провести наблюдение над тем, где еще встречаются детские театры.
Гипотеза исследования – предположим, что интерес моих одноклассников возрастет к детскому театральному искусству, если я познакомлю их с историей детского театра.
Теоретическая часть
Мир детского театра
Детский театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой.
Детский кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения.
Спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Театр позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии.
1 Детские театры Республики Татарстан и Удмуртской Республики
Мы с семьей часто выезжаем в города Республики Татарстан и за его пределы. Не теряя даром время, выходим в культурные места, такие как театр и музеи. В соответствии с темой исследовательской работы, мы посетили: театр юного зрителя г. Нижнекамска, Набережночелнинский государственный театр кукол, Татарский государственный театр кукол «Экият» и Государственный театр кукол Удмуртской Республики. Чем они схожи и в чем их отличие, изложу в исследовательской работе ниже.
Театр юного зрителя г. Нижнекамска
Театр юного зрителя можно по праву назвать экспериментальным театром и кузницей кадров – актеры выступают как в роли детских театральных героев, так и в роли режиссеров постановщиков. Традиционные детские новогодние представления выпускаются в новом формате как новогодние спектакли, но с участием самодеятельных хореографических коллективов: Г.Х.Андерсен «Снежная королева или Пока сердца горячи», С.Я.Маршак «12 месяцев или Букет для принцессы», М.Новаков «Дед Мороз, ау у-у-у!», Е.Шварц «Золушка или Вновь о светлой и чистой любви», М.Бартенева «Снегурушка» (Приложение 2).
Набережночелнинский государственный театр кукол
Набережночелнинский государственный театр кукол живёт, меняется, сочиняет новые сказки. Только в отличие от своих первых зрителей, которые уже давно читают взрослые книжки, в театре навсегда поселились «Дюймовочка» и «Хаврошечка», «Айболит» и «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» и «Снегурочка». У театра есть своя летопись, но для юного зрителя, маленького театрала, вся история театра в «картинках» из спектаклей (Приложение 3).
Татарский государственный театр кукол «Экият»
Татарский государственный театр кукол «Экият» — один из старейших театров в Российской Федерации. Находится в Казани на Петербургской улице в Вахитовском районе города. Название театра образовано от татарского слова әкият — «сказка». Театр предстает в образе сказочного замка, в его оформлении присутствуют декоративные детали, белокаменные башенки и колонны. Замок выглядит добрым, солнечным и волшебным. Яркие скульптуры героев из любимых сказок словно ожили на фасаде здания театра, они словно зазывают прохожих в мир сказок. Внутри театр впечатляет своей выступающей сценической коробкой в виде стеклянного дворца. А зрителей он встречает мягкими сиденьями, напоминающими королевские троны (Приложение 4).
Государственный театр кукол Удмуртской Республики
Государственный театр кукол Удмуртской Республики находится в городе Ижевске в Индустриальном районе города. Многие артисты Государственного театра кукол Удмуртской Республики владеют удмуртским языком, театр не раз ставил спектакли по произведениям удмуртских авторов. В разные годы в спектаклях театра были задействованы всевозможные системы кукол: куклы «черного кабинета», все виды тростевых кукол, плоские, паркетные, перчаточные, куклы-маски. Высокий профессиональный уровень труппы неоднократно отмечен жюри многочисленных фестивалей. Театр кукол и сегодня работает с азартом и интересом, как и прежде, ставя своей целью не только развлекать, но и говорить с детьми и взрослыми на важные темы. Репертуар состоит из известных классических произведений, и в то же время театр открыт для новых веяний, новых авторов и творческих экспериментов (Приложение 5).
2 Из истории театра
Нижнекамский театр юного зрителя основан в 1994 году при Городском управлении культуры в целях создания и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве, направленном на духовное развитие общества. С 1997 г. и по сегодняшний день - директор и художественный руководитель Татьяна Анатольевна Пляшева. В репертуаре театра более 30 разноплановых постановок: это не только сказки для детей, но и классика, а также психологические творческие работы для молодежи и юношества, которые помогают понять, осмыслить жизненные процессы, с которыми молодое поколение неизменно сталкивается в своей жизни.
30 декабря 1987 годя – день показа первого спектакля Набережночелнинского государственного театра кукол, и стал днём рождения театра для малышей. Зрителями первого спектакля театра стали малыши Елабужского детского дома. В театре кукол особенно оживлённо: в фойе, где поднимаются к потолку причудливые многочисленные деревья (из металла), увешанные светильниками в стиле ретро, клетками для птиц, играет духовой оркестр детской музыкальной школы. Всё это – интерьер, музыка – создаёт праздничное настроение у гостей театра. Здесь всегда многолюдно, шумно, весело. Кто-то присел отдохнуть на круглых скамейках возле «деревьев», а кому-то по душе уютный уголок возле камина, в котором на берёзовых поленьях стоят оловянный солдатик и его прекрасная плясунья. Поднявшись по лестнице на второй этаж, перед входом в сводчатый коридор, ведущий к зрительному залу, - вас встретят два рыцаря в средневековых доспехах. Это – сказка. А создана эта сказка добрыми руками людей.
Татарский государственный театр кукол «Экият» был основан в 1934 г. и является одним из ведущих театров кукол Российской Федерации. В настоящее время в театре работает около 100 человек. Из них 29 актеров, работающих на русском и татарском языках. В репертуарной афише театра более 40 спектаклей, где представлены сказки народов мира, на историческую и современную тематику. В спектаклях используются различные системы кукол от классических до современных в стиле модерн. Театр с 1974 года является членом Международной организации театров кукол – УНИМА.
Первые зрители пришли в Государственный театр кукол Удмуртской Республики на спектакль «Вор-нахал человеком стал», по пьесе Е. Сперанского, 24 апреля 1935 года, а 27 апреля того же года было официально утверждено открытие первого профессионального театра кукол. С тех пор создано более 300 спектаклей, свыше 3 тысяч кукол. Ряд спектаклей в репертуаре театра сохраняются и радуют детей на протяжении многих лет: «Аистенок и Пугало» - (выпуск 1981 года), «Еще раз о Красной шапочке» - (выпуск 1991 года), «Старомодные чудеса» - (выпуск 1997 года). В разное время в театре работали выпускники Ленинградского Государственного Института Театра Музыки и Кинематографии.
3 Театральные герои
Главными театральными героями в театре юного зрителя г. Нижнекамска являются сами актеры. Сказочные костюмы, прекрасный грим совместно с восхитительным актерским мастерством, доставляют юным зрителям театра незабываемые впечатления. Здесь окунаешься в мир детства и радости. Оформление здесь всегда красочное, привлекающее внимание самых маленьких зрителей. Разнообразие театральных действий строится на использовании театральных героев различного типажа (Приложение 6).
Набережночелнинский государственный театр кукол, татарский государственный театр кукол «Экият» и государственный театр кукол Удмуртской Республики – кладовая сказочных, волшебных и разнообразных кукол (Приложение 7).
Перчаточные куклы отличаются малыми размерами. Некоторые куклы дополнительно механизированы: у них вращаются глаза, открываются рты. Также у них шевелятся пальцы.
Объемная кукла на палке получила широкое распространение в этом искусстве. Отличительная черта театра кукол на палке: кукольник всегда скрыт от зрителя ширмой, иллюзионный способ показа, фактическое отсутствие у кукол рук и корпуса, отсутствие ног, подвижность деталей лица.
Куклы - марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться.
Практическая часть
Я решила узнать, какими знаниями о детском театре обладают мои одноклассники и провела анкетирование. (Приложение 8)
Из 20 опрошенных 90% знают о существовании в нашем городе Нижнекамске детского юношеского театра, 65% отметили, что в городе Казане есть театр кукол «Экият», 6% вспомнили театр кукол в городе Набережные челны, 85% не знали о существовании театра кукол в Удмуртской Республике. (Приложение 9)
Заключение
Подводя итоги своей работы, могу сказать, что я добилась поставленной цели, собрала интересный материал о детском театре, познакомилась с его историей, разновидностью героев, выявила знания учащихся по данной теме. Во время работы над исследованием вызвала интерес моих одноклассников к детскому театральному искусству. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Список литературы
Рождественский венок
Рисуем белые грибы пастелью
Этот древний-древний-древний мир!
Весенняя гроза
Марши для детей в классической музыке