Ученик поднимает проблему сохранения культуры родного языка, как её сохранить,какие исследования проводились срежи молодёжи
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 26.79 КБ |
Культура речи современной молодёжи
Культурология - это наука о культуре. Она изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение и даже филология.
Нас заинтересовал этот проект, так как судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Готовы ли мы к таким глобальным изменениям в нашей речи? Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их? Ведь именно от нашего отношения к языку зависит будущее молодого поколения.
Тема проекта заставила нас задуматься об этом и посмотреть на проблему сохранения чистоты и красоты русского языка как бы изнутри, с точки зрения каждого русского человека. Действительно, сумеем ли мы сберечь наш язык, это достояние, передававшееся нам нашими предками, как призывала к этому А. Ахматова: «И мы сбережём тебя, русская речь, великое русское слово!»
Конечно, не стоит забывать о том, что старые времена опережает новое время, а новое поколение сменяет прошлое, и изменения, к сожалению, неизбежны. Мы видим, что резко увеличился поток заимствований из английского языка. Наибольшее число заимствований приходится на новые области, где еще не сложилась система русских терминов или названий. Так происходит, например, в современной экономике или вычислительной технике, скажем, принтер победил печатающее устройство. Однако одной целесообразностью заимствования не объяснишь. Во многих областях, ориентированных на Америку, заимствования явно избыточны, поскольку в русском языке уже существуют соответствующие слова. Тем не менее, новые заимствования более престижны и вытесняют русские слова из обращения. Так, бизнесмен борется с «предпринимателем», презентация – с «представлением», имидж – с «образом» и т.п. Появление такого рода заимствований иногда затрудняет общение молодёжи с представителями старшего поколения. Они просто не понимают, о чём мы говорим.
Потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании является причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов, что приводит в негодование учителей, родителей, соседей, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. «зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно» и другие подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. И что особенно страшно этот заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире, то есть это становится общепринятым. Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок.
Молодежный язык подразумевает использование не только жаргонных слов, но и бранных оборотов речи, служащих междометиями или просто как способы связи слов в предложении, а также слов - «паразитов», слов- «сорняков», которые мешают восприятию информации. Такая грубая агрессивность подобной формы речи, конечно, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия.
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен. Он бытует в среде городской учащейся и студенческой молодежи, а также отдельных более или менее замкнутых группах. Сленгизмы очень интенсивно просачиваются в язык прессы. Почти во всех материалах, где речь идет о жизни молодых, их интересах, об их праздниках и кумирах, содержатся сленгизмы в большей или меньшей степени. И не только в молодежной прессе – “Комсомольской правде", “Собеседнике", или газете "Я - молодой", но и в таких адресованных читателям всех возрастов популярных газетах, как "Аргументы и факты". А газеты - ценный источник, потому что они оперативно отражают сегодняшнее состояние языка.
В последнее время произошло также повальное увлечение молодежи компьютерными играми, что послужило мощным источником новых слов. Меняется мода, тенденции в обществе, некоторые слова просто надоедают, идет процесс смены поколений, и те слова, которые казались модными и смешными пять-семь лет назад, сейчас выглядят устаревшими. Со временем большинство сленговых слов уходят в прошлое, но некоторыми из них люди пользуются всю жизнь, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы. То есть мы видим, что лексикон современной молодёжи забивается разными словами, не имеющими ничего общего с нормами литературного языка.
Мы тоже решили провести исследование, которое было направлено на выявление уровня жаргонизации речи студентов ТМК. Опрошено было 30 студентов. Нам необходимо было выяснить, что современные студенты употребляют в своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование.
Вопросы анкеты выглядили следующим образом:
1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?
а) Да.
б) Нет.
2. Какой Ваш пол?
а) Мужской
б) Женский
3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?
а) Самоутвердиться.
б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по колледжу.
в) Обмениваться информацией и узнавать новое.
г) Придать своей речи живость, юмор.
4. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?
а) Матерные.
б) Юмористические.
в) Иногда и те и другие: всё зависит от ситуации или компании.
5. Поправляют ли учителя Вашу речь?
а) Да.
б) Учителя не обращают внимания на мою речь.
в) Не всегда, но все же делают замечания.
6. Как относятся родители к Вашей речи?
а) Им не важно, как я говорю.
б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.
в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.
7. Чья речь для Вас является эталоном?
а) моих друзей.
б) моих родителей.
в) моих учителей.
г) то, как говорят на телевидении и радио.
8. Какие телевизионные каналы Вы смотрите?
а) только музыкальные каналы.
б) немузыкальные каналы.
в) все каналы.
Проанализировав полученные данные анкетирования, мы сделали
следующие выводы:
1. Все опрошенные отметили, что считают жаргонизацию речи
неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами, обмениваться информацией и узнавать новое.
2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, придание речи легкого юмористического характера. В нашем исследовании студенты подчеркнули высокий уровень жаргонизации речи ведущих в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.
3. Сегодня жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности повышенной жаргонизацией речи при общении. Общение со сверстниками, а также с друзьями старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними больше времени (гулять, отдыхать, развлекаться), а, значит, они должны разговаривать на «своём» (жаргонном) языке.
Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи в молодёжной среде.
А существуют ли какие-нибудь пути повышения речевой культуры молодёжи? Мы думаем, что не так всё безнадёжно. Для этого необходимо:
Список литературы
1. Беличева С. А. Сложный мир подростка. – Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984.
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983.
4. Боченков В. Искусство и мат - чья возьмет? В поисках золотой середины между ханженством и вседозволенностью.// Учительская газета. - 2001.- №15. - апр. - С.20.
Флейта и Ветер
Одеяльце
Карты планет и спутников Солнечной системы
Ласточка
Загадка старого пирата или водолазный колокол