Это доклад на научно-практическую конференцию для младших школьников "Первые шаги".
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dorzhika.doc | 83 КБ |
Оглавление
Хабсагай хада – уникальный природный и культурный памятник.
Как скакун уздечкою звеня, Через детство мчалась ты со мной. И не только моего коня, - Степь, мою поила в зной! Селенга, Селенга – То луга, то тайга... Обняла ты волной край родной, Селенга, Селенга, Селенга!
Бежит, несет свои серебристые воды наша красавица – река Селенга. Пробегает она и недалеко от моего дома. А я живу в селе Нижний Саянтуй Тарбагатайского района. Предлагаю проследить маршрут нашей реки и открыть для себя удивительные и неповторимые места нашей малой Родины. Богата и неповторима наша родная Бурятия уникальными памятниками природы, воспетыми в сказаниях и легендах нашего бурятского народа. Вот об одном из таких уникальных памятников своей малой Родины я и хочу собрать информацию.
Цель моего исследования: изучить историю и происхождение памятника культуры – утеса Хабсагай хада.
Задачи, которые я должен решить в процессе исследования:
1. Собрать имеющуюся информацию по данной теме.
2. Систематизировать собранную информацию.
3. Описать утес Хабсагай хада и находящиеся рядом с ним достопримечательности.
4. Определить взаимосвязь истории и современности.
Всего в 30 километрах от Улан-Удэ и 10 километрах от моего села Нижний Саянтуй находится местность, откуда открывается потрясающий вид на Селенгу – главную реку Бурятии. Добраться до этой тарбагатайской достопримечательности, расположенной в местности Жарчиха, очень легко. Путь на машине от столицы Бурятии города Улан-Удэ займет менее часа. Двигаться нужно на юг от столицы Бурятии, в сторону села Тарбагатай
Из истории горы
В старину буряты назвали эту гору Хабсагай хада (другое название - Арсалан-хада или Скала Лев), и она являлась одним из мест поклонения шаманов. Затем на утес обратили внимание буддисты, также посчитавшие гору одним из священных мест Бурятии. Поэтому сосны на горе увешаны хии морин - буддийскими флажками с молитвами. Русское название «Омулевка» появилось потому, что под этой горой останавливались на отдых косяки нерестового омуля. По легенде, рыбаки могли видеть с горы, где находится рыба, и ставили там сети и неводы
В плохие годы, когда омуль не доходил до Монголии, нерестовая рыба вообще оставалась под Омулевкой. Поэтому гора издавна называлась Омулевой и на бурятском, и на русском языках. В современной истории Омулевкой считается Гора Лев. Гора представляет собой огромный утес , который устремляется прямо в воды реки Селенги. Очертания горы очень похожи на спящего льва. Его голова с лохматой гривой покоится на лапах , видна мощная спина , а дорога у склона похожа львиный хвост. Склон горы сплошь покрыт редкими растениями, многие из которых занесены в Красную книгу, на камнях растут разноцветные лишайники , а в норках прячутся пушистые суслики. С вершины горы открывается красивейший вид на реку Селенгу и окрестные местности. Восхитительно красива живописная панорама долины реки Селенги – самой большой реки Бурятии, впадающей в озеро Байкал и окрестных гор. По народным преданиям говорится что где – то на окрестных горах лежит его львица с двумя маленькими львятами. На вершине горы, где расположена голова льва, а точнее грива находятся два котлована. В одном из котлованов постоянно собирается вода. Существует поверье что, если человек у которого болят глаза умоется этой водой, то болезнь отступит. Рядом с горой проходит федеральная трасса и люди с разных концов нашей необъятной родины останавливаются у « Спящего льва». И каждый проезжающий просит благословения у «Спящего льва», чтобы удача и везение не покидали их в дальней дороге. О горе «Спящий лев» знают многие за пределами нашей республики Бурятия. Хозяин Селенги – Бухэ – Баатор. Ещё одним из уникальных памятников природы нашего края является открытый в 2009 году в местности Омулёвка Тарбагатайского района, на берегу реки Селенги каменный останец – камень, похожий на человека. Люди всегда верят в красивые легенды, благодаря которым возрождаются древние традиции и культура коренных этносов нашего Байкальского региона. По старинным шаманским преданиям все крупные реки имеют своего хозяина- так хозяин Ангары – Аша сагаан ноён, Иркута – Эмниг сагаан ноён, Лены – Ажирай ноён, а нашей реки Селенги – Бухэ – Баатор. Его имя переводится как «сильный , могущественный богатырь». Если хорошо всмотреться , то можно заметить : в своей правой руке он держит чашу мудрости , а в левой – шаманский бубен. В этих местах Бухэ – Баатор властвует не один : рядом с ним его жена и дочь, они находятся за спиной богатыря. Бухэ – Баатор является воплощением одного из тринадцати божеств Байкальского региона . Бухэ – Баатор – Хозяин Селенги по преданиям был одним из полководцев Чингисхана , он обладал богатырским телосложением и при этом имел шаманский дар. Поэтому умел побеждать своих врагов силой оружия и вселял в своих воинов боевой дух победителя . Бухэ – Баатор не случайно стал духом – Хозяином Селенги , самой большой реки , впадающей в Байкал , ведь эта река берет своё начало со священной горы Бурхан Халдун , почитаемой как пристанище духа Чингисхана. Поэтому до выделения старообрядцам земель в этом районе буряты свято чтили Омулёвую гор .
Обряд поклонения Бухэ – Баатору. В последний раз обряды – тайлган в этом месте проходили , по рассказам старых шаманов , в двадцатых годах прошлого столетия. Несмотря на то что жилище Бухэ – Баатора находится на Ольхоне , обряд – тайлган поклонения ему проходит на берегу реки Селенги , в местности Омулевка Тарбагайтайского района. Вот что рассказывает уроженец Кижинги Радна Рампилов , первый обнаруживший Бухэ – Баатора – Хозяина Селенги : «Я ехал на машине , когда увидел орла , сидящего под камнем. Вдруг орел взлетел , и я невольно проследил за ним. Он сделал несколько кругов над нами и сел на гору.проследив за ним . Я увидел сидящего наверху горы могучего воина, на плече его сидел орел». Так произошло открытие этого исторического памятника и возрождение обряда – тайлаган. Существует поверье что Бухэ – Баатор – Хозяин Селенги дарует людям дух силы , смелости и ловкости. Он считается покровителем военных , спортсменов, сотрудников правоохранительных органов , мужчин вообще. Участие в тайлгане – обряде поклонения Бухэ – Баатору – Хозяину Селенги перед крупными соревнованиямипринимают бурятские спортсмены. Только близкие первого олимпийского чемпиона из Бурятии Алдара Бальжинимаева знали его тайну.Перед отъездом на олимпийские игры он помолился Бухэ – Баатору – Хозяину Селенги . Перед всеми крупными соревнованиями обряд поклонения Бухэ –Баатору провели бурятские борцы, в том числе Александр Богомоев, который выиграл потом несколько крупных соревнований.и Ежегодно приезжают помолиться Хозяину Селенги – Бухэ – Баатору девушки из женской сборной по вольной борьбе. Как рассказал тренер сборной Бурятии по женской вольной борьбе Евгений Павлов : « Обряд поклонения Бухэ – Баатору очень сильно помогает нашим спортсменам , он вселяет в них чувство воли к победе . Перед чемпионатом России приезжали поклониться Бухэ – Баатору результаты не заставили себя ждать. Наши девушки борцы показали очень хорошие результаты на чемпионате России». Обряд поклонения Хозяину Селенги стал традиционным .Ведь Бухэ- Баатор – Хозяин Селенги по преданиям является одним из сыновей Вечно синего неба , он же правитель войск, дарующий гармонию и физическую силу . Он дарует людям ту могущественную силу, которая дается человеку от природы с рождения . Вот что рассказал член правления религиозной организации «Тэнгэри» Алексей Шолонов: «В качестве подарка божествам приготовлены берёзки. Каждая из них что-то символизирует. В совокупности же они образуют шаманскую рощу.Первое дерево , называется Ур модон ,то есть оно лидируещее, начальное дерево. Потом – Эсэгэ модон ,то есть дерево отец , оно выкапывается вместе с корнем, символизирует связь неба и земли. Потом – мать – дерево, называется Эхэ модон. И последнее – Сэргэ модон ,то есть когда духи спускаются с небес, они своих коней привязывают именно на сэргэ. Дерево берёза – символ чистоты, верности. Для обряда тщательно выберают только самые ровные,стройные берёзы. Их привозят вместе с корнями и высаживают буквально на несколько часов в землю. После обряда поклонения – тайлгана их выкопывают и отвезят в дар Хозяину Селенги – Бухэ –Баатору – на Ольхон. Именно там находится его резиденция. Не привыкшему к шаманским обрядам человеку обряд кажется грозным и вызывает противоречивые чувства : жалость к жертвенному животному и понимание того, что в знак уважения к духам предков в жертву приносят самое дорогое .
Кроме того, такое заклание барана считается наиболее безболезненным способом принести в жертву . Больше всего поражает вхождение духов в шаманов. На обряде поклонения Бухэ – Баатору главный шаман вызывает в себя дух Бухэ – Баатора – Хозяина Селенги. Каждый год в конце лета на обряд поклонения Бухэ – Баатору – Хозяину Селенги не случайно съезжается много спортсменов, военных ,сотрудников правоохранительных органов, чьим покровителем и является Бухэ – Баатор «Могучий богатырь». Шаманы говорят : « Многое зависит от самого человека , однако и помощь богов не будет лишней». Её Хозяин – Селенги Бухэ- Баатор вновь и вновь дарует свою помощь всем верующим. После обряда поклонения Бухэ-Баатору праздник обретает форму народного гуляния, люди отдыхают и радуются теплому летнему дню, ведь это тоже считается угодным небожителям . Проводятся соревнования по национальной борьбе и культурная программа.
Утес в кино и жизни. Панорама, открывающаяся с утеса, очень красивая. Поэтому неудивительно, что в советское время на скалу обратили внимание кинематографисты. У подножия «спящего льва» проходили съемки фильма «Три солнца», сюжет которого закручивался вокруг семьи бурятских чабанов, проявивших беспримерное мужество в борьбе со стихийным бедствием. Еще одним «туристическим якорем» Горы Льва является то, что в годы гражданской войны тут развернулось ожесточенное сражение между партизанами Тарбагатайского фронта и белогвардейцами. Как сообщают историки, этот бой, случившийся 2 января 1920 года, стал прелюдией освобождения Забайкалья от белогвардейцев и интервентов. В период гражданской войны, в декабре 1919 года, в Тарбагатай был отправлен карательный отряд под командой Жирнова численностью 300 человек. Отряд был разбит красными партизанами. Жирнов по приговору населения был расстрелян. 25 декабря 1919 года был создан Военно-революционный штаб Северного фронта, начали работать оружейные мастерские. 31 декабря из Верхнеудинска в карательную экспедицию была направлена «Дикая дивизия» под командованием генерала Левицкого. 1 января она заняла сёла Колобки и Кардон. Партизаны Тарбагатая, руководимые командующим Северным фронтом Лещенко, организовали оборону на Омулёвой сопке. Бой на Омулёвке продолжался пять часов. На помощь партизанам вышло население Тарбагатая. Атака «Дикой дивизии» была отбита. Через 10 дней генерал Левицкий, получив в подкрепление отряд есаула Измайлова, вышел из Верхнеудинска на Тарбагатай. Наступление шло со стороны Селенги и сёл Ганзурино и Бильчир. Атака конницы была отбита, но Ганзурино было сдано «Дикой дивизии». Позднее Ганзурино было отбито, а «Дикая дивизия» отступила в направлении Гусиного озера.
Таинственные чаши Панорамный вид с вершины Омулевки, запечатленный многими фотографами, стал настоящей визитной карточкой Тарбагатайского района. Не менее величественные кадры можно сделать, если спуститься на другую сторону горы, ниже по склону, в сторону реки. Оттуда утес имеет вид искусственной кладки, на вершине которой возвышается огромный камень-«парус». Не оставят равнодушными виды каменных осыпей из булыжников размером с добрый деревенский дом, каменная гряда, похожая на пасть с остроконечными зубами. Тут же расположен старинный геодезический знак. Если подняться на вершину Горы Льва, можно обнаружить две таинственные каменные чаши. По легенде, они образовались от ударов молний. Согласно преданиям, если бросить в чашу монету, то жизнь будет насыщенной на события. Если налить воды, то спокойной. Не исключено, что чаши имеют искусственное происхождение. К слову, точно такие же чаши имеются на другой достопримечательности Бурятии – Меркитской крепости. Там краеведы классифицируют их как «Чаши огня». В древние времена в них разжигали костры, предупреждавшие о нашествии врага. Если учитывать, что Омулевка возвышается над всей местностью Жарчиха, то можно предположить, что каменные углубления на вершине утеса тоже могли быть такими же «Чашами огня». Костер, разведенный на вершине горы, можно было увидеть за десятки километров. Однако кто выдолбил чаши на вершине Спящего льва, по сей день остается неизвестным.
Крест Аввакума
Одной из достопримечательностей Жарчихи является так называемый Крест Аввакума, установленный на восточной стороне дороги. Стоит немного рассказать о жизни этого человека, считающегося знаковой фигурой в старообрядчестве. Аввакум Петров - видный церковный и общественный деятель XVII века, священник Русской православной церкви, протопоп. Был непримиримым противником церковной реформы патриарха Никона. За это был заточен в острог, где его били кнутом, морили голодом. Был сослан в Сибирь, а затем, по возвращении из ссылки, мучительно казнен – сожжен в срубе. В старообрядчестве протопоп Аввакум почитается священномучеником. Заключение. Вольные наши предки были привязаны к родной земле неистощимой любовью и вечной преданностью своим маленьким улусам у рек , своим родным горам и степям ,которые они были готовы защищать до последнего вздоха. Такая же любовь и преданность своей малой родине до сих пор сохраняется в нашем народе. Мы – наследники древней культуры. Наши предки , тэнгрии и боги ещё ждут, когда мы откроем для себя своё богатейшее наследие. Мы должны увидеть истинную красоту своего народа и полюбить его так, как он этого заслуживает. Об историческом опыте нашего народа, о его подвигах и героизме, о святых и мучениках нашей земли, о религиозном и культурном наследии нашего народа надо помнить и рассказывать. Своё уважение к предкам мы можем проявить тем, что просто будем знать о них немного больше, интересоваться историей родной земли и любить её. Памятники истории и культуры отражают все минувшие эпохи в истории человеческого общества нашей и большой, и малой Родины..
Тот человек, кто почитает свой род, обретёт покровительство духов …
Любите свой народ и свою землю!
Силу ты взяла у синих скал,
У степей бурятских - широту,
Мой народ с тобой сильнее стал,
Воплощая в жизнь мечту.
Ты для нас, как песня впереди,
Как любовь, согретая весной, -
Синей лентой вейся на груди
У Бурятии родной.
Бежит, несет свои серебристые воды наша красавица – река Селенга. Бежит Селенга мимо моего дома, мимо моего села, и следуя ее маршрутом я открыл для себя удивительные и неповторимые места своей малой Родины.
Литература:
Как я избавился от обидчивости
Ёжикина Радость
Как нарисовать китайскую розу
Сказка "Колосок"
Кто чем богат, тот тем и делится!