Практико-ориентированный проект.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnyy_konkurs_proektov_po_russkomu_yazyku_-_kopiya_1.zip | 77.81 КБ |
Районный конкурс исследовательских, проектных и творческих работ «Первые шаги»
Архаизмы в русских народных сказках
Практико-ориентированный проект
Автор: Ивашина Виктория ,Кузнецова Виктрия 3 «б» класс
Руководитель: Карпуша Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
Адрес:628240, Тюменская область, ХМАО-Югра
г. Советский, муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение « средняя
общеобразовательная школа № 1», ул. Гастелло,
д24, телефон 3-71-40
г. Советский
2016г
Аннотация
На уроках и русского языка и литературного чтения мы часто встречаемся со словами, значение которых нам не понятно.Словарный состав русского языка непрерывно меняется: одни слова исчезают, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала слова становятся малоупотребительными, а потом и совсем исчезают. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Например: аршин, удел, око. Мы не пользуемся этими словами для общения с друзьями, родителями. При их чтении у нас так же возникло много вопросов. Почему так странно говорят некоторые герои в художественных произведениях? Только ли мне непонятны эти слова? Нас заинтересовало, что это за слова, что обозначают и почему сегодня они не используются. От учителя мы узнали, что интересующие нас слова называют архаизмами. Мы предположили, что эти слова употреблялись в прошлом. Таким образом, нами была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи нашей работы.
Цель: познакомиться с архаизмами и их разновидностями
Задачи:
1. Узнать что такое архаизмы.
2. Провести опрос учащихся с целью выявления: знают ли они, что такое архаизмы.
3. Прочитать русские народные сказки и найти в них архаизмы.
4. Составить словарь архаизмов по русским народным сказкам.
Тип проекта: Практико-ориентированный
Методы исследования:
1) Изучение литературы (анализ русских народных сказок).
2) Работа с Интернет- ресурсами.
3) Социологический опрос.
4) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных, создание словаря).
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: архаизмы в русских народных сказках.
Ожидаемые результаты:
-Пополнение знаний об архаизмах
-Создание словаря архаизмов
Оглавление
I. Введение……………………………………………………………………………5
1.1. Актуальность темы………………………………………………………………5
1.2. Цель и задачи исследования…………………………………………………….5
II. Основная часть…………………………………………………………………..6
2.1. Анкетирование…………………………………………………………………...6
2.2. История возникновения архаизмов…………………………………………….6
2.3. Архаизмы в русских народных сказках………………………………………...8
III. Заключение……………………………………………………………………...10
Список используемой литературы………………………………………………….12
Приложение…………………………………………………………………………..13
Словарь архаизмов…………………………………………………………………...14
I. Введение
1.1. Актуальность темы
На уроках и русского языка и литературного чтения мы часто встречаемся со словами, значение которых нам не понятно.Словарный состав русского языка непрерывно меняется: одни слова исчезают, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала слова становятся малоупотребительными, а потом и совсем исчезают. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Например: аршин, удел, око. Мы не пользуемся этими словами для общения с друзьями, родителями. При их чтении у нас так же возникло много вопросов. Почему так странно говорят некоторые герои в художественных произведениях? Только ли мне непонятны эти слова? Нас заинтересовало, что это за слова, что обозначают и почему сегодня они не используются. От учителя мы узнали, что интересующие нас слова называют архаизмами. Мы предположили, что эти слова употреблялись в прошлом. Таким образом, нами была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи нашей работы.
1.2.Гипотеза: архаизмы -помогают приоткрыть дверцу в прошлое.
Цель: познакомиться с архаизмами и их разновидностями
Задачи:
1. Узнать что такое архаизмы.
2. Провести опрос учащихся с целью выявления: знают ли они, что такое архаизмы.
3. Прочитать русские народные сказки и найти в них архаизмы.
4. Составить словарь архаизмов по русским народным сказкам.
Этапы работы:
1 этап:3 неделя января. Изучить литературу, в которой рассказывается об архаизмах.
2 этап: 4 неделя января. Провести опрос учащихся и сбор информации.
3 этап: 1-2 неделя февраля. Оформление проекта. Создание словаря архаизмов.
4этап:3 неделя февраля. Создание презентации.
Тип проекта: Практико-ориентированный
Методы исследования:
1) Изучение литературы (анализ русских народных сказок).
2) Работа с Интернет- ресурсами.
3) Социологический опрос.
4) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных, создание словаря).
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: архаизмы в русских народных сказках.
Ожидаемые результаты:
-Пополнение знаний об архаизмах
-Создание словаря архаизмов
II. Основная часть
2.1. Анкетирование.
Мы провели опрос среди одноклассников «Что такое архаизмы?», для этого составила анкету.
Анкета
1.Знаете ли вы, что такое устаревшие слова?
2.Знаете ли вы, что такое архаизмы?
3.Где будете искать помощь в толковании слов?
Результаты опроса представлены в виде диаграммы (Приложение).
Проведенный опрос позволил сделать вывод, что большая часть ребят,
затрудняется в определении этого понятия. Мы решили узнать подробнее об
архаизмах и познакомить с этим своих одноклассников.
2.2. История возникновения архаизмов
Они пришли издалека,
И ты звучанью их доверься
И знай, ланиты, око, перси
Не груди, глаз или щека.
Слеза сбегает по щеке,
А слезы льются по ланитам…
Повторов нету в языке,
Да жаль, оттенки позабыты.
У них особый смысл и суть.
Свое особое значение,
Мы лишь в высокие мгновения
На них дерзаем посягнуть…
И разве что- нибудь ушло?
Все поразительно и просто,
Когда твоя мне снится поступь,
Твое пресветлое чело!
Р. Заславский
Архаизмы (от греч. «древний») – слова, отдельные значения слов, словосочетания, а также некоторые грамматические формы и синтаксические конструкции, устаревшие и вышедшие из активного употребления. Они, по сути, являются подгруппой историзмов. Но основное их отличие в том, что их можно заменить синонимами, являющимися обычными и употребляемыми на сегодняшний день словами. Причина появления архаизмов - в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие. В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях.
Вот примеры архаизмов: ланиты, персты, чупрун. Соответственно, их современные аналоги – щёки, пальцы, чуб. Существует несколько базовых отличий между архаизмом и его синонимом. Они могут отличаться: а) лексическим значением (живот – жизнь, гость – купец); б) грамматическим оформлением (на бале – на балу, исполнити – исполнить); в) морфемным составом (рыбарь – рыбак, дружество – дружба); Для того, чтобы правильно употребить архаизм в предложении и избежать путаницы, необходимо использовать толковый словарь или же словарь устаревших слов.
Итак, все архаизмы делятся на три категории:
1. фонетические – устаревшие слова, отличающиеся от современных синонимов особенностями звучания, например: младой – молодой; брег – берег; злато – золото; нумер – номер; гошпиталь – госпиталь; зало – зал и др.
2. словообразовательные – архаизмы, в которых употребляется устаревший суффикс, не применяемые к современной лексике, например: музеум – музей; содейство – содействие; кокетствовать – кокетничать; вотще – вообще и др.
3. лексические – устаревшие слова, полностью вышедшие из обихода, на смену которым пришли современные синонимы, например: око – глаз; уста – губы; ланиты – щеки; десница – правая рука; стогна – площадь; рескрипт – указ; сей – этот; глаголить – говорить; лик – лицо и др.
2.3. Архаизмы в русских народных сказках
Мы решили найти архаизмы в русских народных сказках. А так же их значение в толковом словаре.
Чело-лоб
Перст- палец
уста-губы
Ветрило-парус
Рыбарь- рыбак
Глас- голос
Око-глаз
Ланиты- щёки
Выя- шея
Древо-дерево
Ведать-знать
Давеча- недавно
Молвить- говорить
Лепота-красота
Уповать- надеяться
Супостат- злодей
Посему -поэтому
Вечор - вечер
Ежели - если
Именитый - богатый
Наместо- вместо
Опара- тесто
Мизгирь-паук
Киса- мешок
Угомон- покой
Целковик-рубль
Шуйца- рука
Десница- локоть
Злато- золото
Осемь - восемь
Сей, сея - эта, та
Ведать-знать
Вежды- веки
Рамены- плечи
Глаголить- говорить
Ветрило- парус
Толмач- переводчик
Лобзание- поцелуй
Дружество-дружба
Зерцало- зеркало
Брань- война
Длань- ладонь
Днесь- сегодня
Зазор- позор
Зрети- видеть
Истопка- баня
Брезг- рассвет
Капа - шапка
Лик- лицо
Вирши- стихи
Заморский- иностранный
Нумер- номер
Свара - ссора
Вехотка- мочалка
Орати - пахать
Ажно- так что
Принужусь - понадоблюсь
Психея- душа
Туга – печаль
Знакомец- знакомый
Десница - правая рука
Листвицы- листья
Яко – как
Старче- старик
Брег – берег
III. Заключение
В ходе своего исследования мы убедились, что роль архаизмов в русском языке разнообразна. В сказках архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.
Сказки показали неразрывную связь прошлого и настоящего. В них сохранились элементы, дающие самое яркое представление о национальном характере русского народа: детали быта, вплоть до еды и одежды, пейзаж, имена, характеры и социальное положение героев, описание жизненного уклада, особенности лексического строя языка.
В ходе этой работы мы научились проверять свои идеи, подбирать научную литературу по интересному для нас вопросу, работать со словарем.
А главное, мы составили словарь архаизмов, который поможет нам и одноклассникам с ещё большим удовольствием читать сказки.
Литература
1. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984. - с. 203
2. 6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1981.
3.Ожегов, С.В. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,2000.
4. Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово.- М.:Просвящение,1987
Приложение
Анкета
1. Знаете ли вы, что такое устаревшие слова?
2.Знаете ли вы, что такое архаизмы?
3. Где будете искать помощь в толковании слов?
Кузнецова Виктория, Ивашина Виктория
Словарь архаизмов
г.Советский
Ажно- так что
Брань- война
Брезг- рассвет
Ведать-знать
Вежды- веки
Ветрило-парус
Вехотка- мочалка
Вечор – вечер
Вирши- стихи
Выя- шея
Глаголить - говорить
Глас- голос
Давеча – недавно
Десница- локоть
Длань- ладонь
Днесь- сегодня
Древо-дерево
Дружество-дружба
Ежели- если
Зазор- позор
Заморский- иностранный
Зерцало- зеркало
Злато- золото
Знакомец- знакомый
Зрети– видеть
Истопка - баня
Именитый- богатый
Капа- шапка
Киса- мешок
Ланиты- щёки
Лепота-красота
Лик- лицо
Листвицы- листья
Лобзание- поцелуй
Мизгирь-паук
Молвить - говорить
Наместо – вместо
Нумер- номер
Око-глаз
Опара- тесто
Орати - пахать
Осемь- восемь
Перст- палец
Посему -поэтому
Принужусь - понадоблюсь
Психея-душа
Рамены - плечи
Рыбарь – рыбак
Свара - ссора
Сей, сея- эта, та
Старче- старик
Супостат - злодей
Толмач- переводчик
Туга – печаль
Угомон- покой
Уповать- надеяться
Уста-губы
Целковик-рубль
Чело-лоб
Шуйца- рука
Яко – как
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем крокусы акварелью
Золотая хохлома
Пчёлки на разведках
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ