Научно-исследовательская работа:
Вложение | Размер |
---|---|
brachnyy_soyuz_byt_ili_ne_byt.docx | 82.32 КБ |
brachnyy_soyuz.pptx | 300.24 КБ |
Республиканский тур
Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся
«Национальное Достояние России»
Направление: Психология
Название работы
Брачный союз: быть или не быть?
Автор работы
Нимаева Галина
Место выполнения работы
МБОУ «ВСОШ», 11класс, с.Романовка
Научный руководитель
Усова Вера Викторовна
2013
Содержание
Введение………………………...……………………………………...……..…..….2
1. Зарождение и развитие семейно-брачных отношений в человеческом обществе
1.1 Роль семьи в становлении человека и развития обществ…..............................3
1.2 Историография взглядов на семью и брак………………..…………...……….6
2. Развитие семьи и брака у русских, бурят и эвенков.
2.1 Традиции русской семьи.…………………………………..………….....…….11
2.2 Традиции семейного воспитания эвенков.………………...……..….……..…14
2.3 Семья и брак в традициях бурятского народа.…………………….……..…..15
3. Отношение современной молодежи к браку и семье (социологический опрос)..17
Заключение……………….…………………………………………….…………...19
Приложения…………………………………………….……………………….….16
Список литературы………………….……………………………….……….…....20
Введение
Человеческая жизнь – это жизнь сообща, вместе. В одиночку людям просто не выжить, не развиться, не обрести своего главного достоинства – сознания. И поэтому с древних времён люди селились кучно, общими усилиями охотились, обрабатывали землю, растили новое поколение, передавая ему навыки культуры. Осуществляя совместную деятельность, люди объединялись в группы, общности и т. д.
Исчезали города и целые страны, племена, народы. Стирались с лица земли цивилизации. возникали и исчезали границы. И только одну ценность человечество пронесло сквозь тысячелетия, неизменно дорожа ей и принося ей в жертву всё остальное. Эта ценность – семья. Её сохранили, уберегли все народы мира без исключения. Семья – это сосредоточение духовности, любви, гармонии, прочная опора человека, его надежда и защита. Она даёт человеку смысл его жизни, порождает в душе лучшие, высокие чувства.
В Бурятии более 177 тысяч семей, но с каждым годом их число стремительно сокращается. И в этой печальной статистике наша республика не отстаёт от всей России, которая по количеству разводов - первая в мире. Каждый второй брак в Бурятии заканчивается разводом.
За 2012 год, согласно данным Росстата, в России было зарегистрировано 644 тысячи разводов, что на 3,8 процента ниже показателя предыдущего года. Наибольшее количество разводов за последние десять лет было зафиксировано в 2002 году — 854 тысячи случаев.
Дмитрий Медведев предложил устроить общественное обсуждение вопроса о повышении стоимости расторжения брака. Премьер-министр России выступил в ответ на инициативу сенаторов увеличить размер госпошлины за развод до 30 тысяч рублей.
В настоящее время, согласно статье 333.26 Налогового кодекса РФ, госпошлина за расторжение брака составляет 400 рублей с каждого из супругов в случае развода по взаимному согласию или в судебном порядке, либо 200 рублей при разводе, когда один из супругов признан недееспособным или осужден на длительный срок лишения свободы.
Цель моей работы – выяснить, поможет - ли ужесточение мер государственной политики по отношению к расторжению брака уменьшить количество разводов.
Задачи:
I. Зарождение и развитие семейно-брачных отношений в человеческом обществе.
1.1 Роль семьи и брака в становлении человека и развития общества.
Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее состоит в том, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений:
1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные;
2-экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности;
3-духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.
И хотя семья с момента своего возникновения, будучи изначально сложным социальным явлением, органически включала в себя и природно-биологические, и нравственные, психологические, и экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию ее жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1) вступление в первый брак - образование семьи;
2) начало деторождения - рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции: воспроизводства населения; воспитательная функция; хозяйственно-бытовая функция; экономическая; духовного общения; социально-статусная; досуговая; эмоциональная.
Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например, производственная, а другие функции усиливаются.
1.2 Историография взглядов на семью и брак.
До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалась как разросшаяся вширь семья. Поэтому интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный строй жизни.
Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла своё наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г. Моргана. Писатель исходил из того, что форма брака производит соответствующую форму семьи, а последняя – систему родства, и вместе они составляют три части единого целого. Одним из главных методов Моргана является анализ систем родства и восстановление по ним форм семьи и брака. В этом заключается отличие методов исследования от других учёных, которые занимались этой проблемой. Постараемся коротко рассмотреть каждый тип системы родства.
Морган выделяет следующие формы семьи по соответствующим системам родства
1.Кровнородственная семья - семья, основанная на браке между кровными родственниками.
2.Пуналуальная семья – семья, образованная от кровнородственной постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений.
3.Синдиасмическая или парная семья - частично индивидуализировавшаяся семья, в которой место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары.
4.Патриархальная семья – семья, представляющая собой организацию известного числа свободных и несвободных людей под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных.
5.Моногамная семья – полностью индивидуализировавшаяся семья. «В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов».
Этнограф М. М. Ковалевский в своих научных изысканиях придерживался принципов генетической социологии - науки об обществе, занимающейся вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право. В своей работе Ковалевский наибольшее предпочтение отдаёт этнографическому методу, а также анализу старинных кодексов и юридических сделок. Ковалевский считал, что необходимо у всех и у каждого из народов учитывать их архаические черты и из их сравнения строить выводы.
Ковалевский создал свою периодизацию развития семьи:
Матриархальная семья.
Ковалевский считал, что при матриархате женщина не занимала не только господствующего, но даже равноправного с мужчиной положения в обществе и семье; главным всё же был мужчина. В развитом же матриархате, как это подтверждается обширным этнографическим и историческим материалом, господство принадлежало женщине.
Патриархальная семья.
Это второй этап эволюции, имеет вид общины, состоящей из людей, которые находятся в родстве друг с другом, так как являются потомками одного отца, живут под одной кровлей и владеют своим имуществом сообща. Место полигамии начинает занимать моногамия. Исследователь объясняет термин многожёнство, как способ получения рабочей силы.
Зародыш распада патриархальной семьи, по его мнению, заключался в полном подчинении отдельной личности общине и её представителю – отцу и мужу. Следствие из этого полное уничтожение индивидуальной свободы. Для Ковалевского важным фактором для возникновения новой формы семьи явилось появление права на наследование.
Индивидуальная.
Эту форму семьи Ковалевский называет основой нашего общественного строя. Ввзаимность прав и обязанностей супругов придаёт индивидуальной семье совершенно новый характер союза на равных правах. Что касается развода, то теперь его может требовать не только муж, но и жена.
Фридрихом Энгельсом была написана работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Отметим положения, выделенные Энгельсом в работе:
- у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения.
- такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии
- женщины пользовались высокой степенью уважения и почёта, доходившей до полного господства женщин (гинекократии);
Главное, от чего отталкивается автор, это то, что он подтверждает тезисы Л. Моргана о развитии семьи от низшей формы к высшей и основные положения относительно систем родства.
В своих теоретических построениях Энгельс ушёл дальше Моргана, так как он проанализировал современную семью, изменившееся положение в обществе в XIX веке, изменившееся положение женщины. Он считает, что развитие семьи не остановилось, не пришло к идеальной модели, напротив, эволюция семьи продолжается с развитием общества и можно предположить, что эта эволюция ускорится в месте с увеличением темпов развития общества. В своей работе Энгельс коснулся и перспектив развития семьи, чего мы не видим в концепции Моргана.
Л. Морган, Ф. Энгельс и М. Ковалевский занимались исследованием предшествующих стадий становления семьи, так как понимали, что нельзя заниматься изучением современной, индивидуальной семьи и предполагать то, что произойдёт в будущем с этим социальным институтом. Если вспомнить историю, то это было время общественных движений, революционных выступлений и в России и в Европе. Отсюда следует то, что каждый автор писал свой труд, предполагая, что приходит конец эпохе монархии, следовательно, должен измениться и общественный строй. Последователи Маркса и Энгельса предрекали переход в новую общественно-экономическую формацию. Вопрос был в том, какое место будет теперь занимать семья, какие у неё будут функции? С другой стороны, считая, что семья строится на взаимной любви и уважении, и это нельзя снимать со счетов, делая акцент только на общественно-экономическом аспекте данной проблемы. Трое этих учёных по-своему представляли современную семью, но они твёрдо знали, что эта ячейка общества будет прогрессировать, изменяться, вместе с самим обществом, пока в нём возникают новые взаимоотношения между людьми, а значит, появляются и новые движущие силы, зародыш которых необходимо разгадать.
II. Развитие семьи и брака у русских, бурят и эвенков.
У каждого народа свои индивидуальные формы и средства воспитания подрастающего поколения, которые обуславливаются специфическим укладом жизни, территориальными климатическими особенностями. Воспитание - явление историческое. Сегодня нужно признать, что многие исследователи в области языка, культуры, педагогической науки обратились к этническим знаниям северных народов. У любого народа на первом месте в воспитательном процессе стоит семья. Семья дает биологическое начало человеку! Затем формирует физически и нравственно развитую личность. От рождения до смерти родители в ответе за человека физически и морально. Родители воспитывают своих детей словом, поступками, трудом, отношением друг к другу, которые формируются в народные традиции.
2.1 Традиции русской семьи.
В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера.
Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала человека с окружающим миром, хранительницей коллективного опыта.
По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть, призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего прихожанина.
Без семьи невозможно не только полноценное хозяйство, но и воспроизведение рода, а значит, основания традиции, содержащие религиозно – культовую подоснову, культ рода и земли, не реализуются.
Обычно браки заключались в своей или соседних деревнях. В народе запрещались близкородственные браки до шести-семи степеней родства, браки со свойственниками и лицами, с которыми состояли в духовном родстве (кумовьями). При выборе брачного партнера большое значение имело участие родителей и общественное мнение. В предпочтениях брали верх соображения хорошего рода (доброй славы), социального равенства молодых и вопросы материальной выгоды. Брачный возраст и формы заключения брака имели значительные локальные вариации.
Брак как единственно возможный нравственный путь жизни мирянина считался священным союзом, присягой перед Богом. Вступить в брак, повенчаться означало "принять закон", т.е. особую ответственность, обязательство во взаимопомощи и верности. Поэтому измена жены мужу считалась значительно большим грехом, чем прелюбодеяние девушки. Супруги, связанные в единое целое при жизни ("Муж и жена - одна сатана"), должны были, по народным представлениям, провести вместе и посмертное существование.
К повторным бракам существовало двоякое отношение: одобрительное, когда они совершались по необходимости (например, на хозяйстве оставалась молодая вдова или вдовец с детьми и без мужских или женских рук хозяйству грозило разорение), и осуждающее, когда женился пожилой вдовец, имевший взрослых сыновей. Свататься разрешалось по окончанию шестинедельного траура. Вдовый супруг, не выждавший положенного срока, резко осуждался общественным мнением. Всего же, по народным представлениям, вступать в брак можно было не более трех раз.
Мир и лад в семье строились на авторитете старших, уважении их и на беспрекословном подчинении младших старшим. Это относилось и к порядку отношений между детьми в семье.
2.2 Традиции семейного воспитания эвенков.
У эвенков есть мудрое высказывание «У человека есть два стойбища - рождение и смерть. Между ними люди проходят много стойбищ». В воспитательном процессе всё опирается на трудовые традиции.
Только взаимопонимание, взаимодействие между членами семьи, прежде всего союз между тремя поколениями: ребенок, родители, дедушка и бабушка, обеспечивали полноценное развитие ребенка, уважающего нравственно-этические нормы в семье и роде. Ребенок должен чувствовать духовно-нравственный климат семьи: любовь, уважение и доверие. Непременным и значимым атрибутом этики у северных народов всегда было слово. В системе нравственных ценностей слово по своему значению, силе, действенности равносильно поступку. Пустые разговоры для северян - дело недостойное мужчин. Северяне от природы немногословны, излагают мысль спокойно, взвешенно, сосредоточенно, как бы оберегая каждое слово, ибо каждое сказанное слово, всегда имело воспитательное значение. В этом суровом краю берегут люди друг друга и поэтому осторожно обращаются со «словом» в обращении к собеседнику, другу, гостю, также к членам семьи.
2.3. Семья и брак в традициях бурятского народа.
Большая патриархальная семья составляла основную социальную и хозяйственную ячейку бурятского общества. Общество бурят в то время было родовым, т.е существовало деление на роды, родовые группы, затем – племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка – родоначальника, люди рода были связаны тесными кровными узами. Соблюдалась строгая экзогамия, т.е. бурят не мог жениться на девушке своего рода, даже если родство между ними было весьма условным, в несколько поколений. Большая семья жила обычно следующим образом – каждый улус состоял из нескольких аилов.
Во главе рода стоял предводитель. Когда род сильно увеличивался и подрастали поколения, из–за интересов его ветвей прибегали к его разделению – проводился обряд отхода от родства, когда выделившаяся семья составляла отдельный род – обок. На обряд съезжались все старейшины рода. Все молились духам и предкам. На меже – границе земель семей – ломали надвое котел и лук, говорили:
“Как две половины котла и лука не составляет единого целого, так и две ветви рода больше не соединятся”.
Все стороны семейно–брачных отношений регулировались обычаями и традициями. Экзогамия, сохранившаяся вплоть до начала XX в., не допускала вступления в брак лиц, принадлежащих к одному роду. Например, буряты Готольского рода брали жен из Ирхидеевского, Шаралдаевского и Янгутского родов. Существовал обычай сговаривать детей в младенческом возрасте, даже когда они находились еще в колыбели. В знак заключения брачного договора – худа оролсолго – родители жениха и невесты обменивались поясом и пили молочное вино. С этого момента девочка становилась невестой, и отец не имел права выдать ее за другого.
Во избежание расходов по калыму иногда прибегали к обычаю– обмену, заключавшему в том, что две семьи, имевшие сыновей и дочерей каждая, обменивались девушками. Согласно обычному праву, приданое –являлось полной собственностью жены, и муж не имел на него никакого права.
Свадебный обряд обычно состоял из следующих этапов: предварительный сговор, сватовство, назначение свадьбы, бракосочетание, освящение новой юрты. Свадебные обычаи и традиции в разных этнических группах имели свои особенности. По существующим традициям, все сородичи невесты должны были делать подарки ей во время свадьбы. Родители молодоженов хорошо запоминали тех, кто преподносил подарки, чтобы впоследствии отплатить равноценным подарком.
3. Отношение современной молодежи к семье и браку.
Семья и брак всегда играли большую роль в жизни общества. И современное общество не исключение, хотя отношение к браку, его формам, семье изменилось.
Целью данного социологического исследования является выяснение отношения молодежи к браку и его формам.
Объектом исследования является молодежь (ученики 11 классов, студенты 1-2 курсов).
Количество респондентов – 30 человек.
Возрастная категория – 17-22 года
Вопросы:
1. Как вы относитесь к браку?
2. Приемлемо ли для вас сожительство?
3. Как вы относитесь к ранним бракам?
4. Каков, по-вашему мнению, приемлемый возраст для вступления в брак?
5. Что, на ваш взгляд, может послужить причиной развода?
6. Хотели бы вообще вступить в брак?
Из анализа социологического опроса можно сделать выводы:
1. 80% опрошенных относятся к браку отрицательно.
2. Все опрашиваемые приемлют сожительство
3. 100% респондентов относятся к ранним бракам отрицательно
4. Приемлемый возраст для вступления в брак 25-30 лет
5. Причинами развода могут послужить:
• Несовместимость характеров (32%)
• Материальные проблемы (28%)
• Социально-бытовые условия (25%)
• Измена (15%)
6. 90% опрашиваемых хотели бы вступить в брак.
Такое распределение ответов свидетельствует о негативном отношении молодежи к браку, но тем не менее, многие хотели бы иметь семью в будущем.
Заключение
Сегодня, в условиях равенства полов и свободы выбора, для того, чтобы брак был успешен, требуются другие качества, навыки и модели поведения, чем в прошлом. И нынешние мужчины уже по-другому смотрят на вопросы образованности и карьерных успехов жены.
Проведенный социологический опрос еще раз доказал изменение отношения современного общества к браку и семье. Среди респондентов значительное число положительно относится к сожительству.
Таким образом, современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Изменился возраст вступления в брак. Большинство опрошенных считают, что самый приемлемый возраст для этого 25-30 лет. В этом идет различие, так как раньше были популярны ранние браки (17-19 лет). Положительно ответивших на вопрос о том, хотели бы вы вообще вступать в брак, оказалось большинство, хотя были и отрицательные ответы. Это обусловлено личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений.
Восстановление семьи - одна из первоочередных проблем. Реальное возрождение семьи стало бы серьезным шагом вперед в развитии нашего общества и государства. Государство должно способствовать восстановлению традиционных семейных ценностей, которые, к сожалению, уходят из нашей современной жизни.
Ужесточение мер не сможет вернуть браку его прежнюю ценность, пока современное поколение не осознает всю важность сохранения традиций института семьи и брака.
Приложение1
Список литературы:
1. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3. - 339 с 2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Прогресс, 1991. – 297 с
3. http://monax.ru/sociology/00005313_1.html - 20.10.06
4. http://www.univer.omsk.ru/omsk/socstuds/familsoc2/2.html - 20.10.06
5. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Под редакцией М. О. Косвена – Л. 1934. – 313 с
6. Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Под редакцией М О. Косвена. - М.: Соцэкгиз 1939. - 248 с
7. Изборник. - М., 1969. – 196 с
8. Российское законодательство X-XX веков. – М., 1984. Т. 2. – 116 с
9. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. – М.: Юрист, 1995.
10. Развитие русского права в XV – первой половине XVI в. – М., Юрид. лит.,
1988. – 465 с
Слайд 1
Брачный союз: быть или не быть? Выполнила : Нимаева Галина ученица 11 класса Научные руководитель: Усова В.В. учитель биологии. с.Романовка 2014 годСлайд 2
Что такое семья?
Слайд 3
644 развода.
Слайд 6
выяснить, поможет - ли ужесточение мер государственной политики по отношению к расторжению брака уменьшить количество разводов. Цель моей работы
Слайд 7
Задачи: Рассмотреть зарождение и развитие семейно-брачных отношений в человеческом обществе; Рассмотреть историю семьи и брака на примере народов, проживающих в нашем районе; Выяснить отношение современной молодежи к семье и браку.
Слайд 8
Периодизация развития семьи М. М. Ковалевский: Матриархальная Патриархальная Индивидуальная.
Без сердца что поймём?
Хрюк на ёлке
У меня в портфеле
Привередница
Рукавичка