В каждом из нас, когда либо возникают такие вопросы, как: "Что обозначает мое имя?", "Откуда возникло название моего села?", "Почему все произошло так, а не по другому?" и т.д.
Когда учительница биологии и географии Халиса Нуриахметовна рассказала об истории деревни Алан Бексерь, у меня возникли еще больше вопросов. И мы, то есть я, Батрханова Гузелия и руководитель исследования, Абдуллина Халиса Нуриахметовна, решили найти ответы на все эти вопросы.
Так как, с момента образования деревни Алан Бексерь прошло около 400 лет, то нам не оставалось ничего кроме использования информационно-поискового метода изучения истории, иначе говоря, найти и изучить документы касающиеся возникновения и развития деревни Алан Бексерь или побеседовать с потомками бывших жителей деревни.
Извиваясь и переливаясь под лучами солнца, не спеша несет свои воды река Ашит. На левом берегу этой красавицы - реки располагается деревня Алан Бексерь.
Все исторические события, которые происходили на территории Русской равнины, оставили свои отпечатки на истории Алан Бексери. Об этом сохранились воспоминания, они передаются из поколения в поколение
Вложение | Размер |
---|---|
alan_bekser_istoriya.docx | 23.44 КБ |
МБОУ "Дубъязская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ"
Алан Бексерь
Работу выполнила:
ученица 10 класса
Батрханова Гузелия
Руководитель:
учитель географии и биологии
высшей категории
МБОУ «Дубъязская СОШ»
Абдуллина Халиса Нуриахметовна
Село Дубъязы.
Содержание
Цели и задачи
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Гипотеза: Деревня Алан Бексерь была основана татарами Казанского ханства.
Цель: Установить, что деревня Алан Бексерь была основана татарами Казанского ханства.
Задачи:
Установить потомков основателей деревни и провести с ними беседы.
На основе анализа собранных данных сделать вывод об основании деревни Алан Бексерь.
Объект исследования: деревня Алан Бексерь Высокогорского муниципального района РТ.
Методы исследования: Информационно-поисковый метод изучения истории
Актуальность темы:
Изучение истории родного края в последние годы становится очень актуальным. Потому что, только зная свои корни, испытывая гордость за своих предков, мы становимся настоящими париотами своей Родины.
В нашей республике Татарстан много селений со сложной и интересной историей. На наш взгляд, деревня Алан Бексерь, относится к таким же селениям.
Практическая значимость: Работа может быть использована при подготовке сообщений, при подготовке внеклассных мероприятий. Она расширяет знания о родной земле.
Введение.
"Настоящее совершается на основе исторического прошлого,
воздействие которого мы ощущаем на себе"
К. Ясперс.
"Историко-культурное наследие России - неотъемлемая составная часть общечеловеческой культуры, действенный рычаг формирования и развития интеллекта человека, общества, этноса, важнейшее хранилище исторической памяти. Оно вбирает в себя ту часть многогранного исторического опыта общества, которая необходима человеку в бурных конфликтах современности, и которая позволяет проследить неразрывную связь времен - путеводную нить, соединяющую древнейшие пласты истории с нынешним днем."
Михайлова Наталья Владимировна,
доктор юридических наук.
В каждом из нас, когда либо возникают такие вопросы, как: "Что обозначает мое имя?", "Откуда возникло название моего села?", "Почему все произошло так, а не по другому?" и т.д.
Когда учительница биологии и географии Халиса Нуриахметовна рассказала об истории деревни Алан Бексерь, у меня возникли еще больше вопросов. И мы, то есть я, Батрханова Гузелия и руководитель исследования, Абдуллина Халиса Нуриахметовна, решили найти ответы на все эти вопросы.
Так как, с момента образования деревни Алан Бексерь прошло около 400 лет, то нам не оставалось ничего кроме использования информационно-поискового метода изучения истории, иначе говоря, найти и изучить документы касающиеся возникновения и развития деревни Алан Бексерь или побеседовать с потомками бывших жителей деревни.
Извиваясь и переливаясь под лучами солнца, не спеша несет свои воды река Ашит. На левом берегу этой красавицы - реки располагается деревня Алан Бексерь.
Все исторические события, которые происходили на территории Русской равнины, оставили свои отпечатки на истории Алан Бексери. Об этом сохранились воспоминания, они передаются из поколения в поколение.
I. Основная часть
1. Название деревни Алан Бексерь.
Согласно писцовой книге в 1 647 году деревня называлась Бексар,
а через 150 лет на карте 1792 года деревня Бексар имеет название Алан Бексар. Акцент на названии Алан (поляна) скорее всего обусловлен тем, что написал Износов об образовании на поляне (алан) деревни.
«Деревня Алан Бексерь заложена у впадении оврага Атлан в реку Ашит. Тут среди Царевококшайских лесов на берегу реки Ашита была поляна (по-татарски алан) господина (бек) великого (по-татарски сур) - митрополита Казанского.
По воспоминаниям жителей деревни Асянь, (Салиховой Равили Асадулловны и моей бабушки Батрхановой Амины Гарифулловны) название деревни произошло от татарских слов Алан (поляна), Бек (господин), Сары (желтый) - Сары Бэк Аланы, т. е. от имени человека основавшего селение во времена Казанского ханства.
2. История Алан Бексери.
Извиваясь и переливаясь под лучами солнца, не спеша несет свои воды река Ашит. Берега Ашита - тихие, красивые места, поросшие высокой густой травой. Из-за этого и сама река, длинная и серебристая лента, кажется одетой в изумрудные одежды.
Из своей беседы с Салиховой Равилей Асадулловны (1931 года рождения, ныне проживающей в городе Казани), мы узнали что, "С незапамятных времен, на левом берегу Ашита, располагалась татарская деревня Алан Бексары. Жители деревни занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством, рыболовством, кожевенным ремеслом, строительством и многими другими делами. Вели торговлю с другими деревнями - Битаманами, Карамасами. Товарами являлись – хлеб, мед, рыба, ювелирные, кузнечные изделия, кожа, меха и сельско хозяйственные инструменты. Жители села отличались трудолюбием, упорством в делах, хозяйственным отношением ко всему, что их окружало. Общественное устройство и быт, и сами люди заметно отличались от нынешних. Они много работали, праздновали приход весны, "Сабантуй", "Кушкапка", женились, выходили замуж, растили детей, радовались жизни. Так было до завоевания Казанского ханства. После завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, жизнь татар заметно ухудшилась. Непомерные налоги привели к обеднению населения деревень. Но, и это было не самое худшее, хуже было впереди.
Примерно в 1730-е годы начинается вторая волна крещения татар. В 1741 году были крещены 416 черемис в Царевококшайском уезде. Так как Царевококшайский уезд начинался с правого берега Ашита то, крестители дошли и до деревни Алан Бексерь. Но жители деревни воспротивились крещению и в наказание были переселены в безлесное место, без реки и крупных родников. Лишь небольшой родник поил новопереселенных. Это я узнала из рассказов своего дедушки Камалиева Низамутдина Камалетдиновича (1871 года рождения). Мой дедушка был очень образованным человеком, свободно читал тексты на арабском языке, очень красиво и аккуратно писал. Был средне зажиточным человеком, так как, кроме земледелия он занимался изготовлением ичигов (татарские сапоги из кожи), кожу со своим братом Багаветдином привозили с ярмарки Макарья"- продолжила Равиля Асадулловна.
Со слов, Фаизиевой Мукаррамы Габдрахмановны (1929 года рождения), мы установили что, в записной книги, передававшейся из поколения в поколение, ее прапрадедушка Мулламухамет (1799 года рождения), прадедушка Муса (1829 года рождения), дедушка Мухаметша (1861 года рождения), отец Габдрахман (1898 года рождения) были записаны как рожденные в деревни Асянь, а все остальные предки рода Апакай были записаны как жители села Бексары. Эта книжка хранилась у Мусина Галимзяна и после его смерти была утеряна.
«Я очень горжусь своей родословной, поэтому стараюсь ничего не забыть и предать свои знания своим детям. Из нашего рода вышли много людей достойных уважения, наш род кроме земледелия, занимался сбором и выделкой шкуры животных, поэтому никогда не был бедным. Двое Апакаевых из нашего рода в настоящее время живут в США в городе Сан-Франциско. Шамсия Апакаева уже несколько раз приезжала на родину. Она с собой увозит много татарских книг, журналов для татарской диаспоры Сан-Франциско"-добавила Мукаррама апа.
Доказательством этому являются также записи в исследовании проф. И.М.Покровского о Казанском архиерейском доме, где в числе владений дома по Алатской дороге, упоминается только одно село Савиново. В подобном же исследовании «К истории Казанских монастырей» в числе владений Зилантова монастыря в 1736 г. Алан Бексерь не упоминается, тогда как в указе Консистории от 23 сентября 1742 г. он уже называется вотчиной Зилантова монастыря, и находится деревня от миссионерского стана этого просветителя инородцев - Седмиозерной пустыни не далее 25 верст. Здесь же указывается, что в 2 верстах от деревни Алан Бексерь находится дача метрополита.
Доказательства переселения татар из деревни Алан Бексерь приводятся и в книге Забирова Габдулхака Гарифовича "История деревни Асянь". Вот как это описывается "В начале XVIII столетия (во времена правления Петра I) жители деревни Асянь жили на месте деревни Алан Бексерь. В настоящее время недалеко от деревни находится родник который называется "Изгелэр чишмэсе" или "Татарлар Чишмэсе". До сих пор жители деревни Асянь приходят сюда читать свои молитвы."
Переселенные татары, их было 7 семей, (Ускэй, Апакай, Уразмет, Дорси, Юлдаш, Шэмэт и Гали) основали небольшую деревню Асянь. Для обеспечения себя водой вырыли несколько колодцев. Посадили сады, начали обживаться на новом месте.
На место переселенных татар в деревню Алан Бексерь переселили русских из других уездов Казанской губернии. Так семьи Сорокиных, Шошевых, Романовых были переселены из Чистополя, семьи Антоновых и Терентьевых - из Лаишева.
Заключение.
Прошли времена и насильно переселенные жители села Асянь начали постепенно возвращаться к берегам реки Ашит. Построили новые татарские улицы, построили мечеть. Сейчас более половины населения деревни Алан Бексерь, татары - потомки ранее переселенных людей. История сделала свой виток и все вернулось на свое место.
Вывод: В результате своего исследования мы доказали гипотезу, что деревня Алан Бексерь была основана татарами Казанского ханства.
Использованная литература:
1. История деревни Асянь, Забиров Габдулхак Гарифович, Казань, Татарское книжное издательство, 1995 год.
2. Новая керещенская контора,Файзулхак Ислаев, Казань, журнал "Огни Казани", №12, 2012 год.
3. Известия по Казанской епархии (01.1916, №3-4, с. 24-25.). http://iske-kazaner.livejournal.com/7495.html
Хитрость Дидоны
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Заяц-хваста
На горке
Интересные факты о мультфильме "Моана"