Данный проект разработан обучающимися 2 «В» класса средней общеобразовательной школы №1 г. Советский: Кусенковым Максимом, Медведевой Анной, Податновой Елизаветой, Сайбель Елизаветой, Швецовой Кирой, под руководством Белобородовой Светланы Новомировны, учителя начальных классов.
Актуальность: данная тема была выбрана не случайно. «Словарные слова» - это целая группа «непослушных» слов. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится попросту заучивать. В учебнике Русский язык для 2 класса В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого их 97. Для большинства из нас выучить их - непосильный труд.
Проблема: Как помочь сверстникам запомнить написание словарных слов 2 класса?
Гипотеза: если знакомство с обычным словарным словом заменить на развивающее, творческое, игровое упражнение с ним, то процесс запоминания, несомненно, улучшится, станет лёгким и интересным.
Цель: создание сборника « Играя, изучаем словарные слова».
Задачи: 1. узнать лексическое значение словарных слов;
2. ознакомиться с правилами создания анаграмм, филвордов, ребусов, загадок, кроссвордов;
3. подобрать и создать собственные игры со словарными словами для сборника.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.2 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский»
628242, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – ЮГРА,
Советский район, г. Советский, ул. Гастелло, д. 24
тел. +7 (34675) 3-71-40, e-mail: sovsc1_87@mail.ru
Конкурс проектов по русскому языку, математике и литературному чтению
«Ступеньки знаний»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРАЯ, ИЗУЧАЕМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
(творческий проект)
Выполнили:
обучающиеся 2 «В» класса
«Средней общеобразовательной школы № 1 г. Советский»: Кусенков Максим, Медведева Анна, Податнова Елизавета, Сайбель Елизавета, Швецова Кира
Руководитель:
учитель начальных классов
«Средней общеобразовательной школы № 1 г. Советский»
Белобородова Светлана Новомировна
г. Советский
2017
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИГРАЯ, ИЗУЧАЕМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
Аннотация
Данный проект разработан обучающимися 2 «В» класса средней общеобразовательной школы №1 г. Советский: Кусенковым Максимом, Медведевой Анной, Податновой Елизаветой, Сайбель Елизаветой, Швецовой Кирой, под руководством Белобородовой Светланы Новомировны, учителя начальных классов.
Актуальность: данная тема была выбрана не случайно. «Словарные слова» - это целая группа «непослушных» слов. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится попросту заучивать. В учебнике Русский язык для 2 класса В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого их 97. Для большинства из нас выучить их - непосильный труд.
Проблема: Как помочь сверстникам запомнить написание словарных слов 2 класса?
Гипотеза: если знакомство с обычным словарным словом заменить на развивающее, творческое, игровое упражнение с ним, то процесс запоминания, несомненно, улучшится, станет лёгким и интересным.
Цель: создание сборника « Играя, изучаем словарные слова».
Задачи: 1. узнать лексическое значение словарных слов;
2. ознакомиться с правилами создания анаграмм, филвордов, ребусов, загадок, кроссвордов;
3. подобрать и создать собственные игры со словарными словами для сборника.
Методы – ассоциативное запоминание словарных слов, поиск и отбор информации в литературе и ресурсах Интернет.
Этапы работы: 1. Выбор темы и распределение ролей.
2. Исследование словарных слов и их лексического значения.
3. Поиск и обработка информации.
4. Изготовление сборника.
5. Защита проекта.
Сроки выполнения: январь - февраль.
Продукт проекта: сборник «Играя, изучаем словарные слова», игра «Лучший знаток словарных слов».
Практическая значимость: Игры со словами, анаграммы, филворды, ребусы, загадки, кроссворды, собранные и придуманные нами, облегчают процесс запоминания и делают его лёгким и интересным.
Оглавление
Стр.
Приложение
Тема нашего группового проекта «Играя, изучаем словарные слова». Мы выбрали эту тему потому, что правописание словарных слов всегда вызывает много трудностей. Такие слова нельзя проверить, к ним не применимы правила, их нужно запомнить. В конце учебника Русский язык 2 класса авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого эти слова собраны вместе, на страницах учебника они выделены курсивом, безударная гласная выделена зелёным цветом, слова встречаются в упражнениях, но мы всё равно делаем ошибки в этих словах.
Проблема: Как помочь сверстникам запомнить написание словарных слов 2 класса.
Учитель нам рассказала о методе ассоциативного запоминания словарных слов. Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Мы пришли к выводу, что ярким ассоциативным образом могут служить рифмы, рисунки, ребусы, кроссворды, филворды, всевозможные шифровки. Обсуждая тему проекта, мы пришли к выводу, что проект наш будет творческим и одному обучающемуся с данной темой не справиться, поэтому решили поработать группой. При выходе с зимних каникул мы стали заниматься сбором материала. Над ребусами работали Кусенков Максим и Сайбель Лиза, над загадками и анаграммами – Податнова Лиза, над кроссвордами - Швецова Кира, перевоплощала слова в рисунки Медведева Анна.
Цель нашего проекта - создание сборника «Играя, изучаем словарные слова».
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. узнать лексическое значение словарных слов;
2. ознакомиться с правилами создания анаграмм, филвордов, ребусов, загадок, кроссвордов;
3. подобрать и создать собственные игры со словарными словами для сборника.
В сборник мы включили игры со словами, анаграммы, филворды, загадки, кроссворды. Данный материал помогает достичь цели нашего проекта, превращает процесс запоминания в полезную, развивающую и творческую игру.
На занятиях кружка «Тайна слова» мы познакомили кружковцев со своими наработками. Редактирование и печать материала осуществлял руководитель. Нам пришлось поработать с разными источниками: книгами, учебником и электронным приложением к нему, словарями, при помощи старших и родителей искать информацию в библиотеке и ресурсах Интернет. Данный проект нас заинтересовал, мы дружно работали, а главное: играя, мы запомнили правописание многих словарных слов, в которых прежде делали ошибки.
2.Основная часть
Свою работу мы начали с обсуждения того, что может послужить ярким ассоциативным образом при написании словарных слов. В результате пришли к выводу, что таким образом может послужить развивающая, творческая игра со словарными словами. Так родилось у нас название проекта «Играя, изучаем словарные слова». К развивающим и творческим играм мы отнесли «Зашифрованные слова», ребусы, филворды, кроссворды, загадки. Некоторые кроссворды связали с весёлыми стихами и рифмами, что положительно повлияло на процесс запоминания. Потом мы распределили роли и принялись за сбор занимательного материала. Над ребусами работали Кусенков Максим и Сайбель Лиза, над загадками и анаграммами – Податнова Лиза, над кроссвордами - Швецова Кира, перевоплощала слова в рисунки Медведева Анна.
2.1. Зашифрованные слова
«Шифровку» слов мы делали разными способами: отделяли слоги из нескольких слов и составляли из них новое слово, отделяли некоторые буквы, получая, таким образом, новое слово, составляли слова, используя различные модели. Особенно понравилось «шифровать», используя порядковый номер буквы в алфавите.
2.2. Анаграмма
Мы узнали, что анаграмма – это перестановка букв или слогов, отчего получается новое слово с другим смыслом.
Самый простой способ анаграммы заключается в перестановке букв и слогов, в результате чего получается набор букв, а не слово. Например: ЁЛТЫЖЙ ЖЁЛТЫЙ
Наибольшую трудность вызвала анаграмма, когда из слова нужно получить новое слово.
Проанализировав словарь 2 класса, мы смогли составить анаграммы только к 5 словарным словам.
Радон - народ
Города - дорога
Отпор - топор
Оплата - лопата
Дорог - город
2.3. Филворды
Мы узнали, что филворд – это разновидность кроссворда, которая развивает зрительную память и учит правильному написанию слов. Он представляет собой поле, заполненное буквами, где необходимо искать и вычёркивать различные слова. В филворды можно спрятать и словарные слова. Мы спрятали в них слова по тематическим группам: зимние месяцы, животные, птицы, вежливые слова.
2.4. Ребусы
Мы узнали, что ребусы - это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.
Прежде чем решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Нам пришлось найти и изучить их. А ещё нужно изобразить. Если знаешь правила и приёмы составления, то разгадывание ребусов превращается в увлекательную игру, а вот составить ребус к определённому слову - дело нелёгкое!
2.5. Загадки
Мы узнали, что загадка - это краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно разгадать. Загадки бывают разные: в одних нужно распознать предмет или явления по описывающимся признакам, в других досказать слово отгадку. А ещё мы попробовали изобразить слово – отгадку в рисунке. Если словарное слово обозначает конкретный предмет, то это сделать легко. Например: изобразить карандаш и пенал. А над изображением словарных слов ВЕТЕР, ЖЁЛТЫЙ, НОЯБРЬ, РОДИНА и некоторыми другими пришлось подумать.
2.6.Кроссворды
Мы узнали, что кроссворд – это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Особенно нам понравилось составлять кроссворды самим. Мы выбирали слово из словарика и располагали его либо горизонтально, либо вертикально. Используя буквы данного слова вписывали уже в другом направлении клетки для других словарных слов, а в задании описывали лексическое значение. Эти кроссворды напоминают матрёшку. Они состоят только из словарных слов, в заданном слове прячутся другие словарные слова.
Работая над данной темой, нам пришлось поработать с различными источниками. В электронном приложении к учебнику русского языка, толковом словаре мы искали лексическое значение слов, перерабатывали информацию в более краткую форму изложения. Мы узнали, что такое анаграммы, филворды, ребусы, загадки, кроссворды и попытались их составлять самостоятельно. В некоторых случаях нам приходилось прибегать к помощи взрослых. Например, при оформлении задания и печати. В процессе работы мы решили, что продуктом нашего проекта будет не только сборник, но и заключительная игра на параллели 2-х класов «Лучший знаток словарных слов», которую мы проведём на предметной неделе русского языка в нашей школе. Мы считаем, что нам удалось достичь цели проекта. Мы видели, как горят глаза во время игры у наших одноклассников, им это интересно. Игра со словами даёт положительный настрой на запоминание «скучных» словарных слов.
3. Заключение
Закончив работу над проектом, мы можем сказать, что почти всё, что было задумано, удалось. Не хватило немного времени. Нам удалось поработать над 81 словом, а в словаре 2 класса их 97. Если бы мы начали работу заново, то включились бы в работу с начала учебного года. В следующем учебном году нам хотелось бы продолжить работу над словарными словами, создав «Занимательный словарик со словарными словами 3 класса». Мы думаем, что нам удалось помочь одноклассникам запомнить написание словарных слов, подобранные и составленные нами игры со словами помогли в этом. Работа над проектом показала, что мы научились работать в команде, распределять роли, выполнять поручения, работать с разными источниками, обобщать свой опыт.
4. Литература
Браво, Феликс!
Всему свой срок
"Разделите так, как делили работу..."
Самый главный и трудный вопрос
Басня "Две подруги"