Я ненавижу слово "спать"!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: "Марш в кровать!
Уже десятый час!"
С наступлением вечера все вокруг затихает, люди начинают зевать и укладываются спать. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон?
Я заметила, что по утрам могу быть бодрой, а иногда – вялой, даже если не болею. От чего это зависит? Может, от того, как я спала?
Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Актуальность темы – в необходимости сохранения самого большого достояния каждого человека – его здоровья. Я решила разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным?
Гипотеза исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность. Цель, задачи и методы на слайде.
Эксперименты со сном проводились в разное время. Известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
spat_ili_net.pptx | 1.77 МБ |
alina_2.docx | 69.79 КБ |
Слайд 1
Спать или Не спать? Подготовила: Мель алина , 5 класс Руководитель: Иванова И.С. МБОУ « Весенненская СОШ»Слайд 3
Задачи: - исследовать сон, как процесс; - выявить связь сна и здоровья; - изучить особенности организации сна учащихся ; - разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон . Методы исследования: - сбор и анализ информации из различных источников; - беседа; - анкетирование; - опыты . Объект исследования: - сон человека. Предмет исследования: - условия полноценного сна школьника. Цель: -изучить роль сна в сохранении здоровья человека . Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.
Слайд 4
Ф ранцузский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году.
Слайд 5
Эксперименты со сном Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности. В среднем дети должны спать: с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки; с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки; с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки.
Слайд 6
В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать!
Слайд 7
Анкета для учащихся 1.Во сколько ты ложишься спать? 2.Во сколько ты встаёшь в рабочие дни? 3.Чувствуешь ли ты себя бодрым и выспавшимся? 4.Видишь ли ты сны? Какие (радостные, страшные, тревожные)? 5.Просыпаешься ли ты ночью? 6.Как быстро ты засыпаешь (сразу, через небольшой промежуток времени, долго не можешь заснуть)? 7.Какие правила нужно соблюдать, чтоб хорошо отдохнуть во время сна ? Картинки с работой с учениками (1-4)
Слайд 8
1.Сколько времени спят школьники 32% 68 %% 2. Какие сны ты видишь? 32% 24% 36% 3 . Просыпаешься ли ты по ночам? 56% 44% 4. Как быстро ты засыпаешь? 52% 38% 10 %
Слайд 9
Попросила дать рекомендации школьного медработника Крицкую Любовь Ивановну.
Слайд 10
День 1 Время сна – 8 часов. Перед сном играла на компьютере 1 час. Комнату решила не проветривать. Съела перед сном яблоко. Спала спокойно. Утром – встала хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда была внимательна, допускала ошибки. Настроение не очень.
Слайд 11
День 2 Время сна – 7 часов. Перед сном смотрела фильм по телевизору. Комнату не проветривала. Перед сном хорошо поела. Долго не могла уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе была невнимательна и раздражительна. После обеда чувствовала усталость .
Слайд 12
День 3 Время сна – 6 часов. Перед сном снова играла на компьютере. Комнату не проветривала. Немного поела перед сном. Уснула быстро. Ночью просыпалась 1 раз. Сон не помню. Встала утром с трудом. В школе устала уже на втором уроке. Всё раздражает .
Слайд 13
День 4 Время сна – 10 часов. Перед сном приняла душ. Немножко почитала. Проветрила комнату. Выпила стакан кефира. Уснула сразу. Спала, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулась утром легко. Чувствовала себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день .
Слайд 14
День 5 Время сна – 10 часов. Перед сном поиграла на компьютере, приняла душ. Комнату не проветрила. Немного поела перед сном. Заснула не сразу. Ночью просыпалась 1 раз. Приснился страшный сон. Встала утром легко. В школе почти все хорошо. Устала во второй половине дня .
Слайд 15
Вывод: рекомендации медработника действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спала. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в памятке. Работа имеет практическое значение . Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования .
Слайд 16
Спасибо за внимание! Продолжение следует…
Содержание
I. Введение
II. Основная часть: Сон и здоровье.
1. Зачем мы спим?
2. Сновидения
3. Школьники и сон
4. Эксперимент
III. Заключение
Список используемых источников
Приложение 1 Анкета для учащихся
Приложение 2 Анализ анкеты в диаграммах
Приложение 3 Памятка
Введение
С наступлением вечера все вокруг затихает, люди начинают зевать и укладываются спать. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон?
Я заметила, что по утрам могу быть бодрой, а иногда – вялой, даже если не болею. От чего это зависит? Может, от того, как я спала?
Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Актуальность темы – в необходимости сохранения самого большого достояния каждого человека – его здоровья. Я решила разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:
Объект исследования:
- сон человека.
Предмет исследования:
- условия полноценного сна школьника.
Цель:
-изучить роль сна в сохранении здоровья человека.
Задачи:
- исследовать сон, как процесс;
- выявить связь сна и здоровья;
- изучить особенности организации сна учащихся 1-5 классов нашей школы;
- разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.
Методы исследования:
- сбор и анализ информации из различных источников;
- беседа;
- анкетирование;
- опыты.
Гипотеза исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.
С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнала много нового и интересного. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.
Основная часть
Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным.
Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний — анабиоза, гипнотического сна, комы, обморока, летаргического сна.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья.
Эксперименты со сном проводились в разное время. Известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.
Ученые сделали открытие, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) несколько раз сменяется быстрым - на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Их у нас бывает 4-5 за ночь. Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. Ни одна минута такого сна не проходит даром, каждая стадия необходима для полноценного восстановления организма. Но, к сожалению, большинство современных людей уже забыли, что значит здоровый сон. Различные нарушения сна, неправильный подход к его организации – это выбивает из колеи даже самых здоровых людей.
Итак, определяем главную роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А ещё – оздоравливает во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».
Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое? Сновиде́ние — субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне.
3.Школьники и сон
Сколько же должны спать наши третьеклассники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки;
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 3 класса);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки.
В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.
Чтоб проанализировать, правильно ли организуют свой сон наши ребята, мы провели анкетирование среди 50 учащихся 1-5 классов. Результаты оказались грустными.
Ответы на первые два вопроса показали, что 68% детей спят меньше 10 часов, а значит – недосыпают. Эти же дети ответили, что не чувствуют себя выспавшимися и бодрыми. Значит, недостаток сна сказывается на их самочувствии. Ответ на вопрос о сновидениях показал, что 36% детей чаще видят тревожные сны, 24% - вообще страшные, и только 32%- хорошие сны (при этом 8% детей утверждают, что сны не видят). Те же дети, кто видит тревожные и страшные сны, просыпаются по ночам – 56% и с трудом засыпают – 52%. Итак, наши ученики не только недостаточно спят, но еще и сон их не является полноценным. Возможно, причина кроется в том, что они просто не знают, какие правила нужно соблюдать, чтоб сон приносил максимальную пользу? Это подтвердили и ответы детей на соответствующий вопрос. Донести до ребят правила и необходимость их соблюдения – важная задача. Мы нашли эти правила в разных источниках. Они практически одинаковые. Попросили дать рекомендации школьного медработника Крицкую Любовь Ивановну. Но требовалось экспериментально убедиться, что они действуют. Я провела такой эксперимент на себе.
4.Эксперимент
В течение 5 дней я меняла время сна и условия засыпания. Вот что получилось.
День 1.
Время сна – 8 часов. Перед сном играла на компьютере 1 час. Комнату решила не проветривать. Съела перед сном яблоко.
Спала спокойно. Утром – встала хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда была внимательна, допускала ошибки. Настроение не очень.
День 2.
Время сна – 7 часов. Перед сном смотрела фильм по телевизору. Комнату не проветривала. Перед сном плотно поела.
Долго не могла уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе была невнимательна, из-за всего сердилась. После обеда чувствовала усталость.
День 3.
Время сна – 6 часов. Перед сном снова играла на компьютере. Комнату не проветривала. Немного поела перед сном.
Уснула быстро. Ночью просыпалась 1 раз. Сон не помню. Встала утром с трудом. В школе устала уже на втором уроке. Всё раздражает.
День 4.
Время сна – 10 часов. Перед сном приняла душ. Немножко почитала. Проветрила комнату. Выпила стакан кефира.
Уснула сразу. Спала, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулась утром легко. Чувствовала себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.
День 5.
Время сна – 10 часов. Перед сном поиграла на компьютере, приняла душ. Комнату не проветрила. Немного поела перед сном.
Заснула не сразу. Ночью просыпалась 1 раз. Приснился страшный сон. Встала утром легко. В школе почти все хорошо. Устала во второй половине дня.
Вывод: рекомендации врача действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спала. Удивил 4 день. После трех дней недосыпания я восстановила силы за 1 ночь! Теперь можно рассказать об этом и выпустить памятку с рекомендациями для ребят и их родителей.
Заключение
Наша гипотеза, подтвердилась: проведенное нами исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.
В процессе работы я выяснила, что при выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон. Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в памятке. Работа имеет практическое значение.
Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.
Список используемых источников
1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.:ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.
2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.
3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 592 с.
4. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. − М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. −432 с.
5. http://sonan.ru/news/normy_sna_dlja_detej/2012-05-21-125
6. http://www.medinfo.ru/sovety/gig/01.phtml
Приложение 1
Анкета для учащихся
1.
Во сколько ты ложишься спать?
2.
Во сколько ты встаёшь в рабочие дни?
3.
Чувствуешь ли ты себя бодрым и выспавшимся?
4.
Видишь ли ты сны? Какие (радостные, страшные, тревожные)?
5.
Просыпаешься ли ты ночью?
6.
Как быстро ты засыпаешь (сразу, через небольшой промежуток времени, долго не можешь заснуть)?
7.
Какие правила нужно соблюдать, чтоб хорошо отдохнуть во время сна?
Приложение 2
1.Сколько времени спят школьники
32%
68%%
2. Какие сны ты видишь?
32%
24%
36%
3. Просыпаешься ли ты по ночам?
56%
44%
4. Как быстро ты засыпаешь?
52%
38%
10%
Приложение 3
Памятка
Перед сном:
1. Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна.
2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы.
3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.
4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока.
5. Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну.
Как спать:
6. Спи в тишине и полной темноте.
7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло.
8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом.
Введение………………………………………………………………………………….3
Что такое сон?....................................................................................................................4
Структура сна…………………………………………………………………………….4
Сколько нужно спать?.......................................................................................................5
Биологические часы……………………………………………………………………...5
Позы для сна……………………………………………………………………………...5
Сон у животных…………………………………………………………………………..6
Как спят младшие школьники?.........................................................................................6
Заключение………………………………………………………………………………..7
Литература………………………………………………………………………………...8
Несчастный Андрей
Новогодние гирлянды
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Швейня
Пчёлки на разведках