Презентация в рамках урока биологии "Человеческие расы"
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_istoriya_rasizma.pptx | 2.73 МБ |
tekst_k_prezentatsii_istoriya_rasizma.docx | 24.28 КБ |
Слайд 1
Расизм . гг . Улан - Удэ ,12.04.19. выполнила : Кубракова Майя ,9 Б .Слайд 2
Сегодня мы рассмотрим : Этимология понятия “расизм” . Виды и формы расизма . Причины расизма . История возникновения . Расизм в разных странах .
Слайд 3
Что такое раса и расизм ? Раса - исторически сложившаяся территориальная группа людей, связанных единством происхождения . Основные расы : негроидная ; европеодная ; монголоидная . Впервые термин употреблен Франсуа Бернье в 1684г.
Слайд 4
Р асизм - совокупность убеждений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас . Впервые термин был зафиксирован французским словарём Пьера Ларусса в 1932 г .
Слайд 5
Виды и формы расизма : Виды расизма : символический ( в религиозных или культурных сферах ); этноцентрический ; биологический ( пример - евгенический расизм, пытающийся обосновать генетическое превосходство одних этнических групп над другими ).
Слайд 6
Формы расизма : спонтанный (расизм, который проявляется жителями страны или региона по отношению к иностранцам); институциональны й (расизм, который нашёл официальное отражение в конституции или узаконен какими-то нормативными актами).
Слайд 7
Причины расизма : влияние европейской расы на формирование основных т о чек зрения в данной области; в некоторых государствах расизм существует с момента их появления (США); с уществование колоний и необходимость обоснования подчинения отдельных категорий народов.
Слайд 8
История возникновения . Первый намёк на дискриминацию чернокожих можно найти в надписи, начертанной на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III .
Слайд 9
Первые попытки научного обоснования расизма и первые расовые теории появились в 18 в., это было связано с колонизацией земель Африки, Америки, а также некоторых частей Азии. Идея всех первых расовых теорий: белая раса — самая полноценная.
Слайд 10
О снователем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считать французского историка Жозефа де Гобино , автора трактата «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) .
Слайд 11
франц . социолог Жорж Ваше де Лапуж , автор гипотезы об интеллектуальной отсталости обладателей брахицефалического черепа . Хьюстон Стюарт Чемберлен - англ . социолог , основоположник евгеники .
Слайд 12
Евге́ника — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Ф еогнид ревнегреческий поэт 2-й пол. VI в. до н. э. Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Слайд 13
Расизм в разных странах . Америка в годы апартеида . “ Белые — спереди, цветные — сзади. И не курить! “
Слайд 14
Р асистский предвыборный плакат, использовавшийся во время выборов губернатора Пенсильвании в 1866 г . “Только для европейских детей” .
Слайд 15
Ку-клукс-клан — ультраправая организация в США, отстаивавшая такие идеи, как превосходство белых, белый национализм . В ероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος — круг, колесо, и англ. clan — родовая община, также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки при приведении её в боевое состояние, ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo — капюшон.) .
Слайд 16
Заключение . Нельсон Мандела. Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения или религии. Люди учатся ненавидеть, и если они могут научиться ненавидеть, нужно стараться учить их любви, потому что любовь намного ближе человеческому сердцу.
Слайд 17
Спасибо з а внимание !
Текст к презентации «Расизм»
Сегодня я хотела бы обсудить с вами такую важную тему, как расизм.
Начнем, пожалуй, с того, что вообще означает слово «раса» и производное от него слово «расизм».
Этимология.
Раса - исторически сложившаяся территориальная группа людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных, морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах.
Всего рас 5. Перечислим основные из них:
1. негроидная
2. монголоидная
3. европеодная.
Есть версия, что слово раса - арабского происхождения, означает: голова, ноги, корень.
Впервые термин употреблен Франсуа Бернье в 1684г.
Теперь разберемся с непосредственно расизмом. Впервые термин был зафиксирован французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовался как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». На сегодняшний день под понятием о расизме имеется в виду более широкое знаечение. Итак, расизм сегодня - совокупность убеждений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.
Виды и формы расизма.
Расизм сегодня проявляется в различных формах, зачастую хорошо завуалированных и трудноразличимых. Но факт есть факт, расизм не исчез. Он может протекать в этнических (этноцентризм), религиозных или культурных сферах (символический). Он проявляется в различных формах: спонтанных и институциональных.
Расизм институциональный, это тот расизм, который нашёл официальное отражение в конституции или узаконен какими-то нормативными актами, законами данной страны и подтверждается идеологией превосходства, скажем, европейцев над африканцами.
Ещё одна разновидность расизма — это дискриминация по отношению к аборигенному населению, то есть к тем народам, которые жили в данной местности до прихода колонизаторов. При этом ущемляются многие права коренных жителей, и, в первую очередь, их лишают права равенства с колонизаторами.
Различные религиозные меньшинства или же мелкие этнические группы довольно часто являются жертвами расизма. Проявление этого явления происходит, к примеру, в невозможности получения гражданства в стране, где они живут или работают. Это особенно характерно для стран, где доминирует мусульманское население, живущее по законам шариата.
Однако и внутри одной страны, внутри одного этноса, этнической группы могут существовать специфические формы расизма, так называемого социального расизма. Это когда малообеспеченное и малообразованное население, например, крестьяне, испытывают ущемление их достоинства и прав. Это особенно характерно для стран третьего мира, и это представляет собой одну из форм современного рабства.
Наиболее широко распространён так называемый спонтанный расизм, который проявляется жителями страны или региона по отношению к иностранцам, особенно к тем, кто определяется по внешним различиям этнического происхождения или религиозных убеждений. Это чувство неприязни к представителям другой культуры может перерасти в ксенофобию ( неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого как неприятного) или расовую неприязнь. Довольно часто это проявляется по отношению к беженцам или эмигрантам; часто их вынуждают жить в гетто (части крупных городов, отведенные для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам) или специальных поселениях, препятствуя их интеграции в общество.
Существует также евгенический расизм, пытающийся обосновать генетическое превосходство одних этнических групп над другими, одного человека над другим (разновидность биологического расизма). Это проявление расизма создаёт все возможные препятствия, ограничивающие деторождение для определённых социальных или этнических групп. Обычно это осуществляется через кампании абортов и стерилизации. В данном случае наблюдается полное обесценивание человеческой жизни, идущее вопреки убеждениям всего цивилизованного мира, гуманизма и христианства.
Стоит уточнить, что само по себе выражение об «общности крови», столь часто употребляемое расистами, выражение, лишённое смысла, так как факторы наследственности не имеют никакой связи с кровью, не зависят друг от друга, не перемешиваются и даже не могут изменяться совершенно самостоятельно. Неверно также и то представление, что «кровь» родителей смешивается и составляет основу крови их детей. До сих пор многие люди не знают, что кровь не имеет никакого отношения к генетическому процессу, и даже мать не снабжает своей кровью эмбрион, который, напротив, вырабатывает свою кровь.
Причины расизма.
На социально-психологическом уровне расизм объясняется потребностью в коллективной солидарности.
Говоря о причинах расизма, необходимо отметить следующие особенности:
Средневековый строй обосновывал возможное существование расизма как такового, в противном случае невозможно было бы заставить рабов и рабочих осуществлять трудовую деятельность за копейки. Соответственно, такая точка зрения была выгодна государствам для развития собственной экономики.
История возникновения расизма.
Первый намёк на дискриминацию негров можно найти в надписи, начертанной на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III(1887—1849 годов до нашей эры): «Южная граница. Стена, воздвигнутая на 8 году царствования Сесостриса III, царя Верхнего и Нижнего Египта, который существовал всегда и будет существовать вечно. Перед этой границей по суше со стадами, или по воде — на лодке, запрещён переход всякому чёрному, за исключением тех, которые пожелают пересечь для того, чтобы продавать или покупать что-либо на каком-либо рынке. “
В античном мире расизм стал приобретать более отчётливые контуры. Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьёзным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищённые народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей. Такое неравенство объсняется не биологическими, а моральными, социально-культурными, правовыми, экономичсекими причинами.
Расизм как социальное явление существовал и в Средние века. На первый план выдвигаля религиозный фактор. Появлялись религиозные дискуссии о характере отношения к “инородцам” (могут ли они быть окрещены и спасены, как разумные существа, имеющие душу) и политические (как к ним следует относиться по закону).
Появление расизма в Европе связывают с эпохой географических открытий европейцев. Для оправдания колонизационной политики, зачастую сопровождающейся истреблением или порабощением местных жителей, формируются теории об исконной неполноценности некоторых народов. Появляется гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.
Первые попытки научного обоснования расизма и первые расовые теории появились в 18 в., это было связано с колонизацией земель Африки, Америки, а также некоторых частей Азии. Идея всех первых расовых теорий: белая раса — самая полноценная.
Основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считать французского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность.
Сформулированная Чарльзом Дарвином теория эволюции, где, как по закону джунглей, более слабый обречён на смерть, внесла свою лепту в процесс развития расизма, разделившего человечество на более «слабые» и менее «пригодные к жизни» и на более «сильные» народы, или же расовые группы. Тем не менее теория о чистых человеческих расах не имеет практического подтверждения, так как таковых не существует, это утопия.
Крупный французский расист Важе де Ляпуж (1854-1936) пытался доказать, что у представителей высших классов общества головной указатель меньше, чем у людей из низших классов, имеющих более круглый, брахицефалический череп. Ляпуж дошёл даже до утверждения, будто «брахицефалический череп является признаком индивидов, которые не могут подняться выше варварства». Вопреки этому заблуждению, статистика (даже самого Ляпужа) показывает, что умственно одарённые люди чаще всего имеют крупную круглую голову и что брюнеты преобладают среди представителей так называемого высшего класса.
Французский социолог Ле Бон написал книгу под названием «Психология народов и масс» в которой считал, что равенство противоречит естеству, а неравенство рас — объективный способ существования. Ле Бон пишет: «Белая раса генетически и физиологически превосходит другие расы по умственным способностям, тонкости теоретико-познавательного и ценностного отношения к миру,логическому мышлению. Желтая раса уступает белой на один порядок, коричневая на 2, американоидная на 3, черная не способна без контроля белых вообще ни на что».
В трудах англичанина Хаустона Стюарта Чемберлена, эмигрировавшего в Германию после женитьбы на дочери немецкого композитора Вагнера и развившего расистские идеи учения Гобино и Ляпужа, также обосновывается превосходство германской расы над другими народами, однако он уже дал этим идеям существенное развитие, так как представил расовую теорию в более откровенном и агрессивном виде. Он выступил как резкий сторонник борьбы за поддержание «чистоты» расы и сохранения её от всевозможных инорасовых влияний и примесей. Чемберлен был первым в Германии, кто заложил «основы» теории рас и «евгеники» — «науке» о расовой чистоте и своеобразных методах «селекции» людей, о чём позже говорил своеобразный учёный Дарре: «Как мы возродили ганноверскую лошадь, отбирая породистых жеребцов и кобыл, так мы возродим чистый тип северного германца путём обязательного скрещивания в течение ряда поколений».
Сама же идея разведения людей скотоводческим методом была выдвинута жившим ещё в VI веке до нашей эры древнегреческим поэтом Феогнисом, обеспокоившимся «мельчанием породы аристократов». Позже защитником этой идеи выступил древнегреческий философ-идеалист Платон, живший в IV веке до нашей эры. Он предлагал из вновь родившихся систематически отбирать лучших производителей — «евгенов» (термин Платона) — и по достижении ими половой зрелости спаривать с такими же породистыми самками.
К сожалению, именно в силу столь глубоких и основательных исторических корней расизм довольно трудно полностью искоренить, и его проявления можно встретить и в наши дни.
Расизм в разных странах.
Америка.
Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокую прибыль. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.
В южных штатах США были целые века рабства и десятилетия сегрегации (разделение населения по какому-либо признаку), создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых - апартеид (1948год). Расовая сегрегация коснулась даже пляжей: самые лучшие европейцы зарезервировали для себя. Также африканцы практически не имели возможности посещать кинотеатры, гостиницы, театры и рестораны. Не только потому, что у них просто не хватило бы на это денег, но ещё и потому, что вход в эти заведения им был попросту запрещён. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым негры не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте и т. д. Негры всегда называли белых «мистер» или «миссис», хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения.
Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 году президента США Авраамои Линкольном.
Однако, несмотря на это, расизм все еще существовал в жизни американцев.
После Гражданской войны начала свою деятельность организация, известная как Ку-клукс-клан.
Тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами. Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой форме. В некоторых частях страны это была дубовая ветка с листьями, в других — семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть.
Первый Ку-клукс-клан (вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος — круг, колесо, и англ. clan — родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев), также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки при приведении её в боевое состояние, ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo — капюшон.) был основан в 1860-х годах на юге США, но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. В те времена они стремились свергнуть республиканское правительство Штатов на юге, особенно используя насилие против негров. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения.
В качестве обозначения Ку-клукс-клана может использоваться число 33 или 33/6, так как буква «K» латинского алфавита имеет 11-й порядковый номер, а три начальных «К» в названии образуют число 33. Цифра 6 прибавляется теми приверженцами Ку-клукс-клана, которые считают, что организация находится на 6-м этапе существования
В настоящее время Ку-клукс-клан не образует единой организации, к нему относят себя небольшие группы активистов, сосредоточенные почти исключительно в южных штатах, но также приверженцы его действуют и в других странах.
Латинская америка.
В 19 в. в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса — американоидная. С одной стороны, смешение рас считалось неизбежным и лежало в самой основе кастовой системы; с другой, принцип «чистоты крови» означал, что социальный статус был напрямую связан с процентом «белого» происхождения того или иного человека.
Южно-Африканская Республика.
После ликвидации апартеида и успеха антиколониальной борьбы, в результате которой в ЮАР, Зимбабве и Намибии к власти пришли партии, представляющие чернокожее население, в этих странах появились признаки расизма по отношению к белым. Так, в Зимбабве в 2008 году был принят закон о том, что владеть любым бизнесом в стране могут только чернокожие.
Россия.
В Российской Империи в царствование Николая II понятие «еврейство» стало определяться не столько по религиозным, сколько по расовым критериям. В связи с этим в 1910 году было запрещено производство в офицеры крещёных евреев, а в 1912 — их детей и внуков. Такой вид расизма (дискриминация евреев) называется антисемитизм.
Также в настоящее время существует проблема "бытовой" формы дискриминации по национальному признаку, связанные с устойчивой ксенофобией, неприязнью и нетерпимостью к другой культуре, языку, верованиям, традициям.
Япония.
Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»).
Мавритания.
В Мавритании до сих пор сохраняется рабство. Белые мавританцы владеют харатинами- чернокожими арабоязычными рабами-мусульманами. Рабство и расовая дискриминация обосновываются с помощью специфических трактовок ислама.
Заключение.
Причина расизма - не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости следует искать прежде всего в избавлении от ложных представлений, которые на протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди человечества.
Все формы расизма, как бы они ни проявлялись, отрицают достоинство человеческой личности, её бесценность, и препятствуют укреплению единства человечества. Никогда не нужно забывать тех ужасных последствий, которые остались после второй мировой войны, о миллионах загубленных и искалеченных жизней, разрушенных семьях и судьбах. И не надо думать, что это где-то там, в глубоком прошлом или за тысячи километров от вас. Надо помнить, что расизм начинается среди простых людей, от наших взаимоотношений друге другом, от нашей невнимательности и нечуткости. И пусть прошлое послужит уроком и никогда не повторится ни среди нас, ни среди наших потомков.
Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения или религии. Люди учатся ненавидеть, и если они могут научиться ненавидеть, нужно стараться учить их любви, потому что любовь намного ближе человеческому сердцу.
Нельсон Мандела.
Швейня
Рисуем осенние листья
За еду птицы готовы собирать мусор
Притча о гвоздях
Рыжие листья