Основой исследовательской работы стала биография Петра Ивановича Острикова, бывшего преподавателя всеобщей истории Курского государственного университета, в годы войны оказавшегося на принудительных работах в Германии. Информация была получена из материалов интернет-ресурса "Принудительный труд 1939-1945".
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_arhivist.docx | 33.19 КБ |
Курская область Медвенский район
МОКУ «Любачанская средняя общеобразовательная школа»
«Устная история.
Воспоминания бывшего узника концлагерей»
Выполнила: Щукина Анастасия Владимировна, 17 лет, 11 класс,
Тел. 8-951-338-20-09,
адрес учебы: 307044, Курская обл., Медвенский р-он, п. Любач, д.26
адрес проживания: 307046, Курская обл., Медвенский р-он,
с. 1-й Липовец, д. 121
Руководитель: Харланова Алина Сергеевна, учитель истории,
305025, г. Курск, Магистральный проезд, д. 3, кв. 28,
Тел. 8-951-310-63-62
e-mail: alina.harlanova@yandex.ru
2017 год
Индивидуальная судьба
помогает молодежи глубже понять историю…
Дебора Криг,
директор Образовательного центра Анны Франк
ВВЕДЕНИЕ
В 2017 году страна отметит 72-летие Победы в Великой Отечественной войне. Накануне дня Победы над фашистской Германией мы вновь обращаемся к нашей истории. Вспоминаем ход войны, вспоминаем тех, кто с нее не вернулся. Но среди огромной информации о тех трагических и героических событиях еще остаются «белые пятна». Одной из таких, пока еще мало изученных страниц Великой Отечественной войны, остается тема о советских военнопленных: детях, женщинах, мужчинах, стариках, - заключенных в гитлеровские концлагеря. Построенные гитлеровскими инженерами, управляемые нацистскими «профессионалами» лагеря служили единственной цели - полному истреблению людей.
Совсем недавно я посмотрела документальный фильм режиссера Джона Блэра «Вспоминая Анну Франк», фильм о маленькой еврейской девочке, которая оказалась в лагере смерти Освенцим. Дневник, который вела Анна в период с 12 июня 1942 года по 1 августа 1944 г., обличает нацизм. Дневник был переведен на многие языки мира. Книга сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с заключением и уничтожением миллионов людей в концентрационных лагерях Третьего Рейха.
Анна Франк и ее семья считаются одними из самых известных жертв нацизма. Но сколько таких, как она детей, страдали в этих лагерях. Эта тема мало освящается в художественной литературе, в кино, ее обходят стороной военные историки. О ней не говорят в школе. Через ад лагерей смерти прошли миллионы человек. Только по официальным данным, на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях около 18 млн. человек, из которых более 11 млн. были уничтожены. Каждый пятый узник был ребенком.
Стоит ли учителям рассказывать нам, детям, об этой трагической странице всемирной истории? На мой взгляд, стоит.
После просмотра фильма мне захотелось побольше узнать о тех, кто прошел концентрационный лагерь. За информацией я обратилась к руководителю школьного музея и моему классному руководителю Харлановой А. С. Меня интересовало, есть ли среди наших односельчан кто-то, кто был в концлагере и выжил. Но людей с такой судьбой у нас, к счастью, нет, но интерес к теме остался. Свидетелей истории, с которыми можно встретиться и поговорить, становится все меньше и меньше. Поэтому можно воспользоваться записанными свидетельствами. Я узнала, что в последние годы большое внимание стало уделяться устной истории, т.е. истории конкретного человека (или группы людей), которая была записана с помощью технических средств.
Мне посоветовали обратиться к сайту «Принудительный труд 1939-1945». Проект «Принудительный труд 1939-1945» является результатом сотрудничества Фонда «Память, ответственность, будущее», Свободного университета и Германского исторического музея. Архив сайта содержит биографические интервью с 590 заключенными концлагерей. Здесь свидетели истории делятся своими воспоминаниями о принудительном труде в Германии. Были проведены интервью в 26 странах, большая часть из которых в России, Украине и Польше. Свои истории здесь рассказывают военнопленные, восточные рабочие, евреи, цыгане, насильственно германизированные дети. Возраст опрошенных – от 65 до 98 лет. Биографические интервью были довольно подробными, длились около 3-4 часов, в основном они прошли дома у респондентов.
Помимо собственно аудио - и видеозаписей коллекция содержит транскрипции, фотографии, документы и прочие сопроводительные материалы. Около 4800 отсканированных личных документов, а также фотографий являются существенным дополнением к записям интервью общей сложностью в 2000 часов.
Таким образом, на сайте я смогла познакомиться с историями людей, которые находились в немецком плену, были угнаны на работу в Германию. Историю одного такого человека я и хотела бы рассказать в этой работе. Это Петр Иванович Остриков, бывший преподаватель всеобщей истории в Курском государственном университете. Его личность заинтересовала меня тем, что он работал в университете, в который я планирую поступить…
Работая над данной темой, я отдаю дань памяти всем тем, кто вытерпел все ужасы плена и выжил или погиб в застенках концентрационного лагеря.
Актуальность темы обусловлена тем, что с каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Их нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью.
Цель исследования: изучение трагических страниц истории Великой Отечественной войны, воспитание у подрастающего поколения активной гражданской позиции и ненависти к фашизму.
Задачи исследования:
Объектом исследования являются воспоминания бывших узников немецких концентрационных лагерей.
Предметом исследования - влияние войны на дальнейшую судьбу бывшего узника фашизма.
Метод исследования: анализ архивного материала.
Остриков Петр Иванович
Петр Остриков родился 15 июня 1926 г. в станице Ново-Марьевской Михайловского района Ставропольского края. Отец, Иван Дмитриевич — работник потребкооперации; мать, Ефросинья Федосеевна, — домохозяйка. Кроме Петра в семье росло еще две сестры. После рождения младшей сестры Александры в 1928 г. отец переехал в станицу Новоалександровская, где стал заведующим отдела продаж потребительского кооператива. Здесь он обзавелся новой семьей, женившись на Антонине Павловой, забрав детей к себе. Через год Ефросинья Федосеевна даже выкрала детей, но Петр не хотел возвращаться к матери и называл мамой уже новую жену своего отца. Однако после войны с матерью он поддерживал достаточно теплые отношения и навещал ее до самой смерти. Из-за работы отца семья часто переезжала.
В 1932 году Петр Иванович пошел в школу в селе Кармалиновка, где его отец работал председателем колхоза. В 1933 году семья вновь возвращается в станицу Новоалександровская и живет здесь до 1938 года, а затем отец был переведен в Кизляр, но надолго здесь они не задержались, вскоре переехав в село Петровское.
В 1940 году семья Остриковых переехала в Ставрополь и приобрела здесь частный дом. Здесь же Петр Иванович закончил 9 классов средней школы, после которой хотел поступить в летное училище, но в него брали после 8 или 10 класса. Петр Иванович остался учиться в школе дальше. Учился он на «отлично» особенно ему давались история, география, литература, немецкий язык (немцы впоследствии удивлялись тому, насколько он хорошо его знал) и математика. Хотелось бы отметить воспоминания Петра Острикова о том, что ему по какой-то причине, не хотела учитель ставить «5» по литературе, хотя он хорошо знал предмет.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. В тот же день отцу пришла повестка на фронт.
Летом 1942 года Остриков работал в колхозе, вязал снопы. В конце июля у него был отпуск, и он приехал домой. Там к нему пришел сосед Ленчик, который попросил друга помочь ему в изготовлении «самопала», так как собирался сражаться с немцами. Но Петр Иванович достал револьвер, который принадлежал его мачехе (она когда-то недолгое время служила в НКВД) и случайно прострелил себе ногу. Раненый мальчик самостоятельно дошел до школы, а оттуда был отправлен в больницу.
2 августа 1942 года Ставрополь был занят немецкими войсками. Началась жизнь в оккупации. Остриков работал на электростанции, затем водопроводчиком. Эту работу он получал от Биржи труда, где работала его учительница немецкого языка. Учительница «посодействовала» тому, что Остриков однажды получил приказ явиться на вокзал для отправки в Германию. Петр Иванович так прокомментировал это: «Нет, я на нее ни в коем разе не зол. Потому что ее заставили это сделать».
31 декабря 1942 года начался путь Острикова на запад. Подросток не сразу понял, что происходит на самом деле: «Я в Ростове уже стал соображать… хотел выскочить уже. Но вокзал был оцеплен». Была и вторая попытка сбежать из идущего в Германию поезда – недалеко от Киева – но и она оказалась неудачной. Лишь в третий раз удалось бежать восточнее Кракова, железнодорожные пути, по которым передвигался Петр Иванович с товарищами, вывели их к станции Зайдуш, где они были задержаны полицейскими. Потом – тюрьма в Тешене и Бельско-Бяле, лагерь № 5 в Аушвице (Освенцим), откуда через две недели Острикову с друзьями снова удалось сбежать.
Передвигаясь по территории врага, они называли разные фамилии и имена, говорили, что они отстали от поезда, но на свободе они оказались недолго и в этот раз. По дороге они встретили польского офицера, который взял их на работу «качать воду» и даже выдал по сигаре. Когда узнал, что они беглецы, заявил на них немецким полицейским. И подростки вновь были заключены в тюрьму в Бельско-Бяле. Вспоминая о тех события, Остриков говорит, что у них «были деньги… я достал 60 марок… поляков там была полная камера…». Из этой тюрьмы вскоре их перевели вновь в Освенцим. Здесь им пришлось работать на строительстве фирмы «Бамаг».
В Освенциме Острикову удалось провернуть отчаянную акцию, которая позже казалась ему чем-то невероятным: он целенаправленно украл продуктовые карточки и, таким образом, поддерживал довольно большую группу заключенных, не дав им умереть с голода.
В конце концов Остриков вновь решил с товарищами бежать из лагеря, желая «податься в красивую Австрию». Однажды в лагере у них спросили, занимались ли они сельским хозяйством, и юноши, не моргнув глазом, ответили: «Всю жизнь занимались сельским хозяйством». Так Остриков с товарищами попали в Чехию, в крестьянское хозяйство, где, по словам Петра Ивановича, «жизнь была вполне хороша». Однако Остриков вскоре был задержан полицией и вновь заключен в концлагерь Освенцим, в блок № 12. Здесь Петр Иванович, благодаря хорошему знанию немецкого языка, да и к тому же, за время нахождения в Польше он неплохо овладел и польским языком, находился на хорошем счету у немцев: «Я же в Освенциме с часами ходил. Как пан барон жил». Он не раз выручал своих товарищей, да и других заключенных. Великолепный организаторский талант Острикова, его отчаянность и энергия делали его жизнь сносной даже в таком ужасном месте. В Освенциме Петр Иванович получил номер 19065 и черный знак.
Позднее Острикову удалось выбраться из Освенцима, он сам добился своего перевода в другой лагерь в Бремене. Здесь он работал на заводе по производству самоходок. После того как лагерь был разбомблен американцами, Остриков попал в концентрационный лагерь Нойенгамме. Вот как вспоминает Петр Иванович о времени, проведенном там: «Самый страшный лагерь. Представляете, обмена нет… Выжить было очень тяжело… Еды было очень мало…». Вскоре в лагерь пришел запрос на рабочую силу из Бохума, и в конце октября 1944 г. туда был отправлен Остриков с другими вновь прибывшими заключенными.
Вскоре лагерь в Бохуме, а также находившиеся неподалеку предприятия попали в эпицентр воздушных налетов американских военно-воздушных сил. Это дало возможность Острикову с друзьями совершить еще один побег. Бежав из лагеря, они не знали точно, куда идут, они шли на восток, домой. Однако вышли к окраинам города Эссен, где столкнулись с полицейскими. Благодаря знанию немецкого, они представились жертвами авианалетов из Кёльна. Биржа труда в начале декабря 1944 года направила их на завод в городе. Рассказывая об этом, Остриков так объяснил свою везение и смекалку: «Немцы верят всему!.. Голод вынуждал нас действовать».
В составе группы советских военнопленных и «восточных рабочих» Остриков начал в Эссене «специализироваться по магазинам и подвалам» (то есть, ему удавалось красть еду для себя и друзей). Вышло это потому, что Петр Иванович не мог работать из-за полученной в один из первых дней работы на заводе травмы. Но юношу не покидал страх перед тем, что об этом узнают и за саботаж его могут привлечь к ответственности и убить. Это привело его к мысли вновь бежать, вновь попытать удачу. Знакомые указали ему на подвал, а затем и дом, где жили строители. Днем молодые люди спали, а ночью выходили за добычей. Остриков стал главарем небольшой вооруженной группы, которая промышляла на улицах Эссена. Добыча всегда разделялась между лагерными заключенными. А вскоре Петр Иванович даже смог купить у польского переводчика лагерную прописку.
Но удача однажды покинула Петра Ивановича. Весной 1945 года он был доставлен в управление полиции, так как один прохожий узнал пальто, которое было на нем в момент кражи из магазина. Его попросили назвать фамилию. Он и назвал, но она не соответствовала той, которая была указана в документе, доставленном тем самым переводчиком из лагеря: «Представляете, я совсем забыл, под какой фамилией прописался в лагере». Острикова очень сильно избили и отправили в центральную тюрьму Эссена, а оттуда в штрафной лагерь, но оттуда ему вновь удается бежать.
Находясь в бегах, в апреле 1945 года Остриков встретил американских военных, которые собрали всех «восточных рабочих» в лагерях и восстановили порядок в освобожденном Эссене. Группе Острикова была поручена охрана небольшого лагеря.
Немного позже Петр Иванович и его друг из Ленинграда изъявили желание участвовать в штурме немецкой столицы. Так они попали в английскую зону оккупации и в лагерь в Билефельде. А здесь уже англичане передали Острикова советским войскам. Остриков не может вспомнить того, как был принят «своими». Он получает свои документы и отправляется на восток. С апреля 1945 г. и по апрель 1946 г. проходил процедуру фильтрации после освобождения из вражеской неволи.
Весть о капитуляции Германии вызвала бурю эмоций в душе этого храброго и невероятно везучего юноши. Многое ему пришлось перенести за эти годы.
22 мая 1945 г. Остриков переступил порог родительского дома. Летом с войны вернулся отец. На его груди было множество орденов и медалей. В Ставрополе Петр Иванович закончил вечернюю школу, затем поступил на исторический факультет Ставропольского государственного педагогического института и в то же время на заочное обучение на факультет иностранных языков в филиале того же института в Пятигорске.
Получив диплом, Остриков год проработал учителем в деревне Ладожская Балка, а потом вернулся в Ставрополь, где женился на 17-летней гимнастке Маргарите Васильевне. Вскоре в семье учителя истории и иностранных языков родился сын Владимир, который одновременно стал говорить на двух языках – русском и английском. После того, как супруга Острикова окончила университет, семья переехала в 1956 году в г. Шахты, а оттуда Острикову пришлось перебраться в Москву, так как он поступил в аспирантуру. Из-за того что супруги были вынуждены жить раздельно, в 1959 г. они разводятся. В 1961 г. Петр Иванович заканчивает аспирантуру по направлению Всеобщая история и в министерстве образования встречает заведующего кафедрой всеобщей истории Курского государственного педагогического института и переезжает работать в Курск. В 1965 году Остриков женился на студентке института Галине Ивановне, забрал к себе сына от первого брака, вскоре у него родился еще один сын Сергей.
Существует программа компенсационных выплат жертвам концлагерей, и Остриков два раза получает выплаты: «Сыну купили старшему квартиру, трехкомнатную, и не видел ее».
Умер Петр Иванович в апреле 2015 года. Ему было 89 лет.
Заключение
Нет ничего страшнее того, что люди делали с людьми. То, что я узнала об этой странице войны, не может оставить равнодушным нормального человека. Мы должны помнить о концлагерях, чтобы такое не повторилось.
Петр Иванович Остриков прошёл через всю систему фашистских концлагерей. Он не просто смог выжить, он сохранил человеческий облик. Не сдался, при каждой возможности пытался бежать, как мог, помогал людям. Для этого требовалось сила духа, немалое мужество и отвага. Судьба в это страшное время свела его с достойными людьми, которые стали его соратниками в борьбе. Я думаю, что сам факт выживания в условиях концлагеря уже был подвигом.
11 апреля весь мир отмечает Международный день узников концлагерей. Именно в этот день в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат. На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: «...мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение фашизма со всеми его корнями - наша задача».
Судьбы узников концлагерей очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории побуждают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма.
Список источников и литературы
Спасибо тебе, дедушка!
Рисуем "Осенний дождь"
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Юрий Алексеевич Гагарин
Знакомимся с плотностью жидкостей