Тема нашего исследования «Оценка экологического состояния реки Московка». В РФ насчитывается 2,5 млн. малых рек и ручьев. Московка одна из них. Несмотря на то, что Россия обладает одним из самых высоких в мире водных потенциалов, в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озер России утратили качества источников питьевого водоснабжения Человек не может жить без воды и поэтому заботу о восстановлении и поддержании водных ресурсов планеты он должен взять на себя. Чтобы это не было громкой, но пустой фразой мы со своими друзьями , под руководством преподавателя экологии Медведевой Л.В., взялись исследовать экологическое состояние реки Московка в г.Клинцы.
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_ekologicheskogo_sostoyaniya_vody_reki_moskovka.docx | 24.67 КБ |
«ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОДЫ РЕКИ МОСКОВКА»
А.В. Дацкая, В.В. Бирюкова, Н.А. Гапошко, А.Э. Забиян, Е.Е. Ленвебер, А.В. Михальченко, Н.А. Соловьёва
Л.В. Медведева
ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж»
Содержание
Введение………………………………………………………… 3
Основная часть ………………………………………………. 5
2.1 Физико-химические свойства воды исследуемой реки … 5
Выводы ……………………………………… ……………… 7
Литература …………………………………………………… 9
Тема нашего исследования «Оценка экологического состояния реки Московка». В РФ насчитывается 2,5 млн. малых рек и ручьев. Московка одна из них. Несмотря на то, что Россия обладает одним из самых высоких в мире водных потенциалов, в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озер России утратили качества источников питьевого водоснабжения Человек не может жить без воды и поэтому заботу о восстановлении и поддержании водных ресурсов планеты он должен взять на себя. Чтобы это не было громкой, но пустой фразой мы со своими друзьями , под руководством преподавателя экологии Медведевой Л.В., взялись исследовать экологическое состояние реки Московка в г.Клинцы.
1.1. Цель и задачи работы
Цель нашего исследования: получение информации, связанной с конкретной проблемой состоянием водного объекта-реки Московки и последующее представление этой информации для заинтересованных сторон( общественности, гос. органов, направленное на разработку и принятие мер по улучшению ситуации.
В результате нашей работы мы хотим найти как можно больше, единомышленников, неравнодушных людей. Вместе мы спасем нашу речку.
Задачи:
План нашей работы:
1.Изучение специальной литературы и интернет-источников.
2.Полевые исследования русла и поймы р. Московка.
3.Исследование свойств речной воды и анализ результатов исследования.
4.Составление плана мероприятий, направленных на защиту водной экосистемы. И его реализация.
1.2. Актуальность темы
Самая актуальная проблема современности – это загрязнение водоёмов.. Актуальность моей работы в том, чтобы защитить реку Московку.
1.3. Характеристика объекта исследования
Московка протекает по территории Клинцовского района через город Клинцы, ее длина 27,5 км.
Исток реки находится возле населённого пункта Раскосы .Впадает Московка в реку Туросна в трёх километрах от населённого пункта Тулуковщина. Бассейн Московки относится к бассейну Днепра и имеет водную систему: Московка - Туросна - Ипуть - Сож - Днепр.
1.4. Исследуемые методы
1. Изучение литературных и интернет источников о реке Московке.
2. Наблюдение.
3. Химический анализ
4. Социологический опрос.
5.Анализ, сравнение и обобщение полученной информации.
Основная часть
2.1 Физико-химические свойства воды исследуемой реки
«Согласно плана - графика контроля качества поверхностных вод в пунктах мониторинга малых рек области, проводимого Клинцовской ГХЛ ФГВУ "Центр - регионводхоз", отмечалось превышение ПДК по ХПК, ВПК 5, аммонийному азоту, азоту нитритов, железу, фосфатам, практически на всех наблюдаемых реках. В частности на реке Московка отмечено превышение железа 9,7ПДК. В устье Московки у населённого пункта Тулуковщина наблюдалось незначительное превышение ВПК 5 в 1,8ПДК, что составило 3,6 мг/л при ПДК 2 мг/л. Превышение азота аммонийного в 5,2 ПДК составляло 2,6 мг/л, превышение фосфатов в 2,4ПДК составило 0,48 мг/л».[2] Что же так загрязняет реку?
«Брянская природоохранная прокуратура и специалисты Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в ходе проверки выяснили, что на выходе из очистных сооружений превышены предельно допустимые концентрации вредных веществ. Это нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, негативно влияет на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.»[6] Очистные сооружения в Клинцах представляют опасность для экологии.
Изучив литературу и интернет источники по теме, мы приступили к полевым исследованиям реки. Результат полевых исследований показал следующие негативные изменения состояния реки Московка: загрязнение поверхностных вод., обмеление русла реки Московки, зарастание реки .
Определили степень загрязнения реки по внешнему виду:
По внешнему виду мы определили степень загрязнения реки и отметили на поверхности отдельные пятна и изменяющие свою форму серые пленки. Кроме того, на исследуемом участке реки, мы отметили следы деятельности людей, которые приводят к нарушению естественного состояния берегов: кострища, пятна мазута на траве, свалки мусора.
Прозрачность воды. Дно сильно заилено – это показатель большого количества органического вещества, которое биота не в состоянии переработать.
Определение запаха воды. Резкий запах ощущается при подходе к реке.
Определение мутности воды: Взяли пробу воды в бутылку, закрыли её пробкой, посмотрели на свет – вода прозрачная. Дали воде отстояться, определили, что на дне есть в небольшом количестве осадок, налили небольшое количество воды на блюдце, после испарения воды установили: есть осадок в виде мелких песчаных частиц.
Делаем вывод: загрязнение речной воды происходит из-за сбросов бытовых отходов.
Определение прозрачности воды. Для определения прозрачности воды мы взяли стеклянный мерный цилиндр и заполнили водой, взятой из реки Московки у моста. На высоте 10 см текст уже не видим. Вывод: в реке Московка вода загрязнена и уровень прозрачности низок.
Определение жесткости воды. В два стеклянных сосуда налили водопроводной воды. В один из них добавили мыло, в другой стиральный порошок. Тщательно перемешали, получили мыльные растворы. Порошок пенится лучше. Тот же опыт проделали с речной водой. И заметили, что в сосуде с речной водой, в который добавляли мыло, появились белые хлопья. Это значит, что жесткость речной воды выше водопроводной.
Эколого-санитарное состояние территории вблизи реки. На берегах реки на всем ее протяжении мы наблюдали несанкционированные свалки и горы строительного мусора.
Жители не щадят реку.
Распространена и проблема цветения и зарастания реки. Основной причиной цветения реки является избыточное содержание азота и фосфора.
Выводы
Мы считаем, что главной причиной негативного изменения состояния реки является деятельность человека. Река находится в плачевном состоянии. Нашу речку нужно спасать! Мы задумались над вопросом: «Что можем мы сделать для спасения нашей реки?»
Мы предлагаем, для сохранения водной экосистемы реки Московка:
1. Создать в Клинцовском индустриально-педагогическом колледже экологический отряд по сохранению водной экосистемы реки Московка
2. Разработать и провести мероприятия, направленные на экологическое воспитание у студентов.
3. Воспитывать в каждом бережное отношение к природе, применяя наглядную агитацию.
4. Разработать проект по очистке и сохранению реки Московки.
5. Привлечь к реализации проекта по сохранению экосистемы реки Московки общественность.
Решение многих проблем нашего города зависит, прежде всего, от отношения жителей к ним. Поэтому мы решили провести ссоциологическое исследования среди студентов колледжа и жителей города. Цель исследования: выяснить, что известно о проблеме реки, кто виноват, готовы ли они участвовать в мероприятиях по охране реки. Были опрошены 50 студентов нашего колледжа и 36 взрослых. Результаты опроса следующие:81% жителей осведомлены о катастрофическом состоянии реки, однако беспокойство по этому поводу вызывает у людей старшего поколения. Большинство студентов не задумывались о проблемах. На вопрос: «Готовы ли вы выйти на субботник по очистке берегов реки?» 60% опрошенных ответили – Да; 27,5% - Нет; 20,5% - Не знаю. Опрос показал, что необходимо воспитание ответственности за состояние окружающей среды. Мы разработали план экологического воспитания жителей нашего города: от студентов группы ПК-17→ к студентам колледжа; от студентов → к родителям → к населению города и района. Первый этап экологического воспитания мы начали реализовывать. Подготовили листовки к жителям города, выступления на классных часах и родительских собраниях о результатах наших исследований.
В ближайшем номере газеты «Труд», «Ваше дело» выйдет статья студентов группы ПК-17 (911) о проблемах реки.
Мы намерены, обратиться к администрации области о выделении средств организацию проведения мероприятий по очистке, углублению и восстановлению русла реки Московка.
Мы достигнем цели нашего проекта, если нам удастся привлечь к уборке не только студентов, но и жителей города.
Мы понимаем, что очистить реку не в наших силах, но всколыхнуть общественное мнение, найти неравнодушных людей, повысить экологическую грамотность жителей нашего города мы можем.
Литература:
1. Основы экологии: Учебник для 10 (11) классов общеобразовательных учебных заведений/НМ. Чернова, В.М.
2. Галушин, В.М. Константинов, М.: Дрофа, 2002.-304с. Иванов В.П., Смирнова М.Ю., Марченко С.И., Нартов Д.И., Сахаров А.И. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды по Брянской области в 2006 году”// Состояние поверхностных водных объектов. Брянск, 2007. С. 24-25.
3. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе, М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208с.
4. Научный альманах 2015. №11-4 (13) Статья. Хабатько Н.А., Делихов В.Г. Причины деградации малых рек Брянской области. Современные проблемы реки Московки.
5. Журнал «БСТ» № 10 (2004г.) Экология малых рек России проблемы и пути их решения.
7. http://go32.ru/news/society/36564-gryaznye-stoki-otravlyayut-reku-moskovku-v-klincah.html
8. http://ucom.ru/doc/na.2015.11.04.376.pdf
9. http://www.bstpress.ru/article.asp?issue=842&article=1
Серебряное копытце
Два Мороза
Чья проталина?
Л. Нечаев. Яма
Просто так