Об истории и быте города Магнитогорска
Вложение | Размер |
---|---|
anton_solovyov_mou_sosh_no_31_rabota.docx | 33.04 КБ |
Челябинская область
Магнитогорский городской округ
Полное наименование образовательной организации
Областная конференция
исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»
Номинация Родословие
«Быт и досуг в городе Магнитогорске в конце 60-х и начале 70-х годов на примере воспоминаний Шаровой Анны Никифоровны»
Подготовил: Соловьёв Антон Павлович обучающийся 8 класса МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска ул. Рубинштейна 2 455019 ул. Маяковского 56 кв. 35 89085769811 e-mail: antohasolowjew@yandex.ru |
Руководитель: Турубанова Алёна Сергеевна Учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска ул. Рубинштейна 2, 455019 89080674953 e-mail: turubanovaalena@yandex.ru |
город Магнитогорск – 2018
Содержание
Я, как и любой современный подросток, часто слышу от людей старшего поколения разные оценки и сравнения. Одни хвалят нас и удивляются нашим навыкам информационно-компьютерной грамотности, способности «ловить знания на ходу», развитой логики. Другие критикуют нас в том, что мы менее любознательны, малоподвижны, много времени проводим за экранами различных гаджетов. Мало гуляем, меньше общаемся с семьей и друзьями, меньше помогаем родителям, не отличаемся высоким уровнем культуры и воспитанности, нежели старшее поколение, наших бабушек и дедушек.
У меня возник ряд вопросов: чем отличается моё детство от детства детей других поколений? В каких условиях они жили? Как проводили свой досуг? Куда ходили по выходным и что делали на праздники?
Исходя из этих вопросов, я определил тему моего исследования: «Быт и досуг в городе Магнитогорске в конце 60-х и начале 70-х годов»
Цель: изучить быт и досуг в городе Магнитогорске в конце 60-х и начале 70-х годов с помощью интервьюирования Шаровой Анны Никифоровны.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: литературные источники об играх, особенностях воспитания и обучения.
Предмет исследования: быт и досуг города Магнитогорска в конце 60-х и начале 70-х годов на примере интервью Шаровой А.Н.
Методология исследования: изучение теоретического материала, интервьюирование, анализ, сравнение, обобщение.
Проведение интервью (или интервьюирование) – традиционный метод исследования в различных областях гуманитарного знания, но в особенности, в истории. Устная история основывается на интервью. Аутентичный опыт людей заключён в рассказах. Устная история – один из важнейших методов исторической работы.
С одной стороны, устная история занимается собиранием исторических показаний свидетелей – ведь эти свидетельства фиксируют опыт людей, переданный из первых рук, который становится рабочим материалом для обобщений историка. С другой стороны, человеческая память рассказывает не только о событиях, случившихся в прошлом, но и об отношении людей к этим событиям, об их объяснении социальных связей и ценностей прошедшего времени. Устная история даёт удивительную возможность узнать об отношениях, мотивациях в человеческом поведении.
Каждому есть, о чём рассказать – не только знаменитым и сильным. Собирание жизненных историй старшего поколения – это своеобразный способ связи людей разных возрастов, культур, языков и стран, а также это удивительный шанс осознать уникальность и важность каждого человека. Интервью также даёт возможность понять и разделить ценности предыдущего поколения, включающего наших родителей, бабушек и дедушек, соседей, тех, кто живёт рядом. Ещё одно достоинство свидетельств – они являются уникальным источником сведений о повседневной жизни, социальной атмосфере, микроистории. Они дают хорошую возможность посмотреть, как официальная история отразилась в повседневной жизни простых людей, повлияла на их взгляды.
В методах устной истории существуют серьёзные ограничения:
Выбор типа и содержания интервью связан с исследовательским интересом историка. Хорошо выстроенные интервью способны пробудить воспоминания. Во время подготовки к проведению интервью очень важно осознавать, что за информацию вы собираетесь получить. Исследователь, с одной стороны, должен придерживаться заданных рамок (например, если он ставит задачу провести структурное или биографическое интервью), и с другой стороны, учитывать выбор своего собеседника.
Интервьюер должен принимать во внимание, что, возможно, выбранная тема имеет болезненные или нейтральные аспекты для собеседника, что во время интервью необходимо слышать и часто сочувствовать собеседнику; важно подготовить необходимое оборудование для записи.
-Здравствуйте, Анна Никифоровна! Расскажите, пожалуйста, в каком году, Вы родились и из какого города родом?
- Здравствуйте! Я родилась в 1957 году в Магнитогорске в роддоме №2 на 14 участке, который сейчас находится на улице Гагарина.
-Где Вы провели свое детство? Где жили?
- Жили мы на Товарной, в бараке, по улице Вильямса. Дом сейчас и не помню уже.
-А какой у Вас был барак?
- Барак был оштукатуренный не из шлакоблока. Был очень длинный и состоял из 10 комнат. Были деревянные полы. В каждой комнате была печка, которой обогревали комнату в холодное время года. Топили углем или дровами. Около барака у всех были будки.
-И что хранилось в этих будках?
-У папы была столярная мастерская, был сделан деревянный верстак. Были соответствующие инструменты, с помощью которых он мастерил: фуганок, рубанок, зубила, пила, молоток и много другого. В этой будке он мастерил мебель, так как мебели в магазинах было мало. Большинство мебели, которая стояла у нас дома, была сделана папиными руками. Был очень красивый резной буфет, шкаф. Так же в будке хранилась квашеная капуста в бочке, квашеные огурцы и помидоры тоже в бочках. Картошку не хранили, потому что зимы были холодные, да и погреба не было.
-Сколько семей проживало в Вашем бараке?
-В одном бараке проживали в разных комнатах родственники. Бабушка со своим младшим сыном. Дядя с тетей.
- А какая комната у Вас была? И сколько Вас там проживало?
-У нас была одна комната, где проживала нас четверо: мама, папа, я и сестра.
- Дружили ли Вы с вашими соседями?
-С соседями дружили. Взрослые часто собирались в комнате, играли в лото, в домино, в карты, пили чай, общались друг с другом. Вместе все соседи ходили в клуб на просмотры кинофильмов, так же в клубе часто выступали лекторы с очень интересными лекциями. Выступали артисты художественной самодеятельности, и проводились танцы.
-Сколько лет Вы прожили в бараке?
-Прожили мы в бараке 12 лет. Потом нам дали двухкомнатную квартиру по улице им. Газеты Правды. Дом, в котором дали нам квартиру, был построен предприятием, на котором работал папа, а работал он на ДОКе. И большинство семей, которые проживали в этом доме, были сотрудниками этого предприятия. Взрослые так же продолжали дружить между собой. Во дворе у нас была эстрада, и на праздники к нам приезжали артисты художественной самодеятельности.
- Вам понравился дом в который вы переехали?
-Да, дом мне очень понравился в который мы переехали. На цокольном этаже был детский клуб, в котором работали воспитатели, было много разных кружков. И основное свободное время мы проводили в этом клубе. Там проводились танцы, различные выступления кружков. Во дворе была баскетбольная площадка, беседки, детская площадка и все это было сделано из дерева. А весь двор был засажен яблонями, и когда в мае месяце распускалась яблоня была такая красота и аромат, я до сих пор помню этот запах из детства.
-Ходили ли Вы на демонстрации?
- Да на демонстрацию собирались всем двором и взрослые и дети. Наряжались. Брали транспаранты и шли на демонстрацию. Проходили мимо трибуны, где находится горный институт.
-Где Вы собирались на демонстрацию?
-Собирались мы на улице Калинина и оттуда уже до трибуны, откуда звучали приветствия в адрес организации в которой работали люди. Поздравляли ударников коммунистического труда поименно. На демонстрацию люди приходили с гармошками, пели песни, танцевали, радовались жизни.
-Как Вы проводили свои выходные?
- В выходные мы ходили в кино, в театр им. Пушкина, ходили в цирк на левом берегу, ездили отдыхать на поезде здоровья в Абзаково. Так же предприятие, на котором работали родители, выделяли автобус и мы ездили в лес за ягодами, грибами. Ходили на пляж на Урал, ездили на песчанку. Зимой ходили на каток, катались с горок. Гуляли много во дворе, играли в подъезде, когда набегаемся на улице зимой, заходили в подъезд развешивали по всем батареям вещи в подъезде и бегали и играли в жмурки. И никто на нас не ругался.
-Чем Вы занимались на новогодние праздники?
-Ходили во дворец им. Мамина Сибиряка туда нам давали бесплатные пригласительные Билеты. Гуляли в ледяных городках, которые были сделаны не только из льда но и из снега. Так же там выступали артисты с художественной самодеятельностью, устраивали разные конкурсы, катались с горок, было очень весело
-А занимались ли Вы сдачей макулатуры?
- Да, когда учились в школе - это было обязательно. Были даже соревнования кто больше сдаст макулатуры. Ходили по квартирам и просили у жильцов ненужные газеты, журналы. И приносили их в пункт сдачи где все это взвешивали и считали, а победителей награждали сладким пирогом. Еще стояли вагончика вторичного сырья, куда сдавали ненужные вещи на обмен.
-Много ли было парков?
-Да много была парков и скверов, как на левом, так и на правом. Много парков было с фонтанами. Мы часто ходили гулять в сквер металлургов, в сквер на улице пионерской. Фонтаны летом работали всегда, мы снимали обувь и бегали по ним. Было много красивых и больших клумб. В парках и скверах так же всегда устраивались праздники и проходили разные мероприятия.
- Ходили ли Вы в музеи, и много ли их было?
-Сколько музеев было я не знаю, но ходили мы всегда в один, в краеведческий музей по улице Чайковского. Около музея был памятник, где на скамейке сидел Ленин и Сталин, а в один день пришли, смотрим, а Сталина то убрали с этой скамейки, мы долго этому удивлялись. В краеведческом музее с удовольствием смотрели чучела животных, рассказывали о строительстве нашего города, о богатствах Урала, о животном мире.
-Спасибо большое за то, что уделили мне время, и за Ваш интересный рассказ.
-И вам спасибо, за то, что поспрашивали о моем детстве, ведь оно было такое интересно и замечательное.
Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, была изучена литература по данной теме таких авторов как Г. Васильева и А. Иванова «Большая Магнитка», А. Дягтерева «Летопись горы Магнитной и города Магнитогорска», статьи Н. Макаровой, вырезки из таких газет как «Магнитогорский рабочий» и «Магнитогорский металл».
Во-вторых, изучены такие понятия как «интервью», «устная история» и «микроистория». Изучены методы интервьюирования, и для чего оно необходимо.
В-третьих, было взято интервью у Шаровой Анны Никифоровны, в котором она с большим интересом рассказала про быт и досуг, который был в ее детстве. Анна Никифоровна с удовольствием показала фотографии из своего детства и подросткового возраста. Мы проехались по местам, где выросла моя бабушка.
С помощью метода интервьюирования можно проникнуть в совсем недавнее прошлое респондента, изучить не только быт и досуг, но и такие темы как «семейные традиции», «магазины», «работу», «экономику» и многое другое. На одной работе я останавливаться не собираюсь и обязательно продолжу его, но в других темах.
Паук
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Новогодние гирлянды
Соленая снежинка
И тут появился изобретатель