работа посвящена детям войны на основе местного краеведческого материала
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_dari_sokolovoy.doc | 73 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Новопетровская средняя общеобразовательная школа
Негероический герой
Работу выполнила:
ученица 8 класса Соколова Дарья
Руководитель:
учитель истории Геда Н. В.
Содержание
1.Введение ……………………………………………….….. 3
2.Основная часть ………………………………….….…… 6
3. Заключение ……………………………..………………… 10
4.Выводы …………….……………………………………… 11
5. Литература ……………………………..………………… 12
6.Приложения ……………………………………………… 13
Введение
Незабываем подвиг советского солдата, освободившего Европу от зверств фашизма. Но мы не можем и не имеем права забывать и о подвиге простого трудового народа, который во время войны ставил всё на алтарь победы. Сотни тысяч стариков, женщин и детей по 24 часа в сутки трудились на обеспечение нужд фронта. Колхозники отправляли весь хлеб солдатам, рабочие на заводах сутками напролет стояли у станков, чтобы сделать как можно больше снарядов и боеприпасов. На войне был свой враг: немецко-фашистские захватчики, а в тылу свой: голод и холод.
По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько именно детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Что такое «27 миллионов»? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года. 27 миллионов за 1418 дней - это значит, что погибало 13 человек каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов! Это страшные для нас и вообще для любого нормального человека цифры. Дети и война – на первый взгляд два несовместимых понятия. Но несмотря ни на что дети жили и работали наравне с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны»– так называют сегодняшних 67-85-летних. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
В деревнях и селах, оставшиеся без мужей, сыновей, отцов - женщины, старики и дети сажали хлеб, обрабатывали поля. Это был адский труд. Простой русский народ в годы войны проявил мужество и героизм. Советский тыл был самым мощным, благодаря ему наши солдаты были накормлены и тепло одеты. Фронту нужны были продукты питания, теплая одежда. Сельские труженики, земледельцы и животноводы, ни на минуту не забывали об этом, терпя огромные лишения, сами зачастую живя впроголодь, раздетые и разутые, делали все возможное и невозможное, чтобы способствовать, помогать своим воюющим отцам, братьям и сестрам одолеть ненавистного врага.
9 мая 2015 года наша страна отмечает праздник День Победы. Этот праздник выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины от врагов во все времена. Сегодня мы мысленно вернёмся в прошлое нашего села
Не счесть бед, не измерить горя, которое принесли нашему народу фашистские оккупанты. Война была жестока и страшна не только для взрослых, которые шли защищать Родину, дом, своих детей, но самое страшное, самое бесчеловечное пришлось пережить детям войны. Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, одиночества и полной незащищенности, были не только взрослые, но и дети. Дети войны хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду.
Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских…седые полосы.
Актуальность: выбор темы проекта объясняет той ролью, которую играет героическое прошлое нашей Родины в деле воспитания молодёжи. Всё меньше остаётся тех людей, которые отвоевали мир для нас, поэтому важно привлекать внимание к людям и событиям, участниками которых они были. Важно научить детей пропускать эту информацию через свое сердце и душу, вовлекать их в деятельность, в чем и может помочь реализация проекта "Дети войны". Он называется так не только по причине необходимости помнить о тех, кто отстоял свободу страны, но и о тех, кто рядом, кому нужна помощь или даже просто внимание. В первую очередь это пожилые люди.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:
1. Формировать историческую память преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.
2. Развивать исследовательские способности самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
3. Осмыслить, как дети и подростки пережили страшное время.
Обоснование выбора темы.
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.
« Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен был наш проект « Дети войны».
Участники проекта:
библиотека Сельского дома культуры, учащиеся Новопетровской школы,
родители учащихся.
Принципы проектной работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?
- Какой след оставила война в твоей семье?
- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?
- Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?
- Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?
- Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
Характеристика проекта:
1. Типологический признак – практико – ориентированный, творческо – поисковый.
2. Предметно – содержательная область – межпредметный.
3. Характер контактов – групповой.
4. Продолжительность проекта- долгосрочный ( январь- май 2015 год )
Рабочий план реализации проекта:
Этапы:
1.Дата
2.Мероприятие
3.Ожидаемые результаты
4.Выделение проблемы, планирование работы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей.
5. Распределение по группам.
Одним из важнейших источников получения информации я считаю воспоминания и материалы из личных архивов. Я благодарна своим героям и за то, что, несмотря на тяжелые и мучительные воспоминания, они согласились рассказать о трудном периоде своего детства и отрочества и о дальнейшей своей судьбе.
Основная часть
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Война унесла 127 миллионов человеческих жизней и после неё, все вместе, ценой неимоверных усилий, наши деды и прадеды поднимали разрушенное государство, поднимали из руин города, заново строили заводы и фабрики.
Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть!
В Новопетровской сельской администрации мы взяли список «Дети войны», в котором было 28 фамилий. Встреча с библиотекарем состоялась в сельской библиотеке. Ольга Николаевна дала мне не только полную информацию, где проживают «Дети войны», но и рассказала об особенностях работы с пожилыми людьми. От неё я также узнала, кто из детей находится в отъезде, кто болеет, лежит в больнице, а кого лучше пока не беспокоить. Предварительно мы договорились о встречах. И, вооружившись блокнотом, диктофоном и фотоаппаратом отправились в гости. Нас с радостью принимали и делились не только своими воспоминаниями, но и редкими семейными фотографиями.
Зубрева Галина Федоровна родилась в Хабаровском крае Куруруминском районе в поселке Иванковцы 25 мая 1938 года. В семье было два брата старший и младший. Отец воевал. Был ранен в грудь и плечо. После чего остался инвалидом. Военные годы семья переехала в село Овсянка. Прожив недолго отец умер. Спустя некоторое время семья переехала в Амурскую область город Благовещенск. Галина Федоровна училась в начальной школе №4, 7 класс закончила в школе № 30, после окончания школы она осталась дома помогать маме. В 1955 году ее семья переехала в село Новопетровка по переселению . Семье дали новый дом. Мама Галины Федоровны работала на ферме телятницей. Юная Галина помогала маме в ее нелегком труде. Галина до сих пор помнит свое трудное, тяжелое детство.
Муж Галины Федоровны Зубрев Константин Владимирович родился 3 февраля 1937 года, в Тамбовской области Криполянский район село Большениковка. В 1940 по переселению переехал в село Новопетровка. В Новопетровке пошел в первый класс , закончил начальную школу. Дальше учиться не было возможности. А в 1952 году поступил в Благовещенскую школу механизаторов, после окончания школы работал в Колхозе «Родина» в селе Новопетровка. Стаж работы 48 лет, за добросовестный труд награжден грамотами, имеет звание «Ветеран труда».
Мелашенко Любовь Никаноровна родилась в 1940 году в селе Новопетровка , закончила начальную школу, затем в 5, 6 и 7 классах обучалась в селе Орловка. А среднее образование получила в Константиновской школе. В 1984 году поступила в сельскохозяйственный техникум в г. Благовещенске. В 1963 году вышла замуж за пограничника Новопетровской заставы . В 1964 уехала жить в город Красноярск, где и прожила до 1977 года. В городе Красноярске родила двух дочерей. В 1977году со всей своей семьей вернулась в село Новопетровка, работала в колхозе «Родина» заместителем главного бухгалтера, проработала до заслуженной пенсии. Вела активный образ жизни в селе. Свое детство вспоминает неохотно, потому что пришлось помогать родителям вести хозяйство, и зарабатывать себе на одежду и обувь.
Ильина Юлия Алексеевна родилась 19 декабря 1941 года в селе Дим Амурской области . Отец был на фронте, служил пулеметчиком , был ранен, ампутировали руку, вернулся с войны, умер в мирное время из- за тяжелой болезни. Училась 1 по 7 классы в селе Дим. Потом поступила на заочное обучение, на зоотехника. С 1965 года работала в селе Новопетровка животноводом. Стаж работы 40 лет. С детства помни, как все дети трудились на полях, где собирали колоски, пахали, боронили, сеяли, косили траву, сгребали сено. Осенью молотили зерно по двое, т.к. у одного не хватало сил. Ночью пасли лошадей, чтобы днем взрослые на них работали.
Лоншакова Нина Ивановна родилась 4 марта 1935года в селе Новопетровка. Когда Нине Ивановне было шесть лет началась война, отец ушел на фронт. Мама осталась одна с пятью дочками, трудилась в колхозе от зари до зари. Когда подросли дочери они стали помогать маме по хозяйству. Летом помогали колхозу «Родина», работали на огородах. Зимой заготавливали дрова для себя и для колхоза. В заботах и хлопотах пролетели четыре года войны. Из маленьких детей они стали не по годам взрослыми и серьёзными девушками.
Иоффе Людмила Алексеевна родилась 22 апреля 1938 года, в Костромской области городе Солигалич. Маленькая Людмила проводила на фронт двух дядей, они не вернулись домой, пропали без вести. Она все чувствовала, хоть и была маленькой, очень сильно переживала смерть односельчан и долго плакала. Когда Людмила пошла в первый класс, мама ей сшила платье из бумазеи. Александра Павловна, бабушка Людмилы была рукодельницей. Она умело перешивала из военной формы детскую одежду. Когда подросла дочь, они вместе долгими зимними вечерами вязали детские туфельки, перешивали из старых шелковых вещей новые наряды. Людмила училась хорошо. В 3 классе им ввели школьную форму, а государство выдало всем ученикам ручки и чернильницы. Девочки и мальчики учились отдельно. После 10 класса она поступила в педагогическое училище, где вела активный образ жизни. Из своего детства она хорошо запомнила как эвакуированных людей подселяли в дома односельчан. . В городе было много эвакуированных из Прибалтики из оккупированных городов. Шорохова Алена 19 лет, тетя Людмилы участвовала в укреплении обороны города, рыли окопы перед нападением фашистов. Людмиле хорошо запомнился день 9 мая, все люди выбегали на улицу и громко кричали «Победа!». На усталых глазах людей были слезы радости.
Заключение
Война унесла 127 миллионов человеческих жизней и после неё, все вместе, ценой неимоверных усилий, наши деды и прадеды поднимали разрушенное государство, поднимали из руин города, заново строили заводы и фабрики.
Наверное, трудно не согласиться, что поколение детей, живших во время войны, само по себе уникально, потому как это маленькие взрослые, которые прошли лишения, невзгоды, смерть близких. Но самое удивительное, они не разучились радоваться жизни. Радоваться малым удачам. Тому, что удалось купить теплое пальтишко, что на столе суп с мясом, что мама улыбается, что удалось пойти в школу, и многому из того, что сегодня кажется «пустяковыми» событиями на фоне мирной и в целом благополучной жизни. Я имею представление о детях войны, опираясь на рассказы моих героев. Я поняла, что они обладали, пожалуй, лучшими человеческими качествами. Иногда мне кажется, что это перенесенные горести делали их такими.
Я не считаю свое поколение таким уж плохим. Но мы очень отличаемся от тех детей. Многие молодые люди сегодня не очень стремятся добиться чего-то самостоятельно. Возможно, они не понимают, что стоит к чему-то стремиться, что родители не всегда будут обеспечивать их жизнь. Что надо самому приложить усилия к своему образованию и не только.
Во время войны все было иначе. Дети вынуждены были присматривать за братишками и сестренками, готовить еду, ухаживать за животными, хлопотать по хозяйству, а нередко и работать на фабриках по 18 часов, чтобы хоть как-то помочь семье. Конечно, они были ответственнее, серьезнее, строже, чем мы. У них были другие ценности в жизни. Конечно, я не желаю своему поколению таких испытаний. Но иногда мне кажется, что мы могли бы быть добрее, внимательнее к старшим и друг другу, могли бы бережнее относиться к жизни, не тратить свое время на пустяки.
Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть!
Выводы
Таким образом, мы собрали и изучили материалы воспоминаний людей, переживших Великую Отечественную войну в детском возрасте, и итогом этой деятельности стала созданная нами экспозиция «Дети войны».
В неё вошли:
Перспектива проекта.
Проект «Дети войны» является составной частью долгосрочного проекта « Мы- правнуки Победителей» и должен быть размещен на созданной учащимися страничке краеведческого сообщества «Край родной- Новопетровка ».
Разместить проект на нашей страничке сообщества «Край родной- Новопетровка».( школьный сайт)
В2015.году продолжить исследовательскую работу по похозяйственным книгам в Администрации села и выявить всех жителей, которым в период ВОВ было от 3-х до 14 лет (дети войны).
Литература
Приложения
Рисуем "Осенний дождь"
Лиса и волк
Сочные помидорки
Где спят снеговики?
Сладость для сердца