Работа посвящена сельским умельцам
Вложение | Размер |
---|---|
grigorenko_ivan.docx | 28.84 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Новопетровская средняя общеобразовательная школа
Работу выполнил:
ученик 7 класса Григоренко Иван
Руководитель:
учитель истории Геда Н. В.
с. Новопетровка
Содержание
1.Введение ……………………………………………….….. 3-6
2.Основная часть ………………………………….….…… 7-9
3. Заключение ……………………………..………………… 10
4.Выводы …………….……………………………………… 11
5. Литература ……………………………..………………… 12
Введение
« Не зная прошлого,
невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели будущего»
М. Горький
Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.
Могу с гордостью сказать, что это моя малая родина – чудесный, благодатный край. Край прекрасных лесов, золотистых хлебных полей. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.
Село Ново-Петровка, в котором я сейчас живу, образовалось в 1858 году как пристань Сычевская, позднее переименовано в Ново-Петровку. В этом году мы отмечаем ее 160- летний юбилей. С каждым годом мое село становится лучше и краше. Мне нравится вместе с друзьями совершать прогулки по ее улицам. Самая красивая из них, я считаю, Речная. Окна домов украшены резными наличниками, сделанными руками хозяев. Украшенные палисадники, ворота рассказывают о мастерстве односельчан. У меня возникло желание узнать, какими ремёслами раньше славилось наше село, и кто сейчас хранит и продолжает дело своих предков.
Тема исследования актуальна, так как в настоящее время не только в нашей, но и в соседних селах люди всё больше внимания обращают на внешний вид своего дома, строят их по-новому, придают современный вид. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые создают своими руками прекрасные изделия, делающие нашу жизнь ярче. Это и определило выбранную тему моего исследования.
Тема исследования: «Мастера, живущие рядом»
Цель исследования: отыскать в селе Новопетровка- мастеров-умельцев народного ремесла, чтобы сохранить то наследие, которое досталось нам от наших предков.
Задачи:
изучить литературу по теме;
познакомиться с основными видами народного ремесла.
раскрыть значимость народного ремесла;
узнать о народных умельцах с. Новопетровка
Методы исследования:
чтение различной литературы; работа в интернете;
наблюдение;
опрос; интервью;
сравнение полученных результатов.
Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живут ли в наше время ремёсла, или они уже давно забыты?»
Чтобы ответить на этот вопрос, я провел наблюдение, изучил различную литературу, посетил библиотеку, встретился с интересными людьми.
Я выдвинул гипотезу: если в моем селе есть люди, которые владеют секретами традиционных ремёсел, значит еще возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
Объект исследования: земляки, их личный пример, вклад в развитие современного общества
Предмет исследования: биография земляков, их общественная и трудовая деятельность. В ходе исследования я постарался установить связь между прошлым и настоящим мастерством умельцев.
Таким образом, целью моего исследования является: установление связи поколений мастеров- умельцев. Перед собой поставил следующие задачи:
провести встречу с жителями села , записать их воспоминания
изучить архивные материалы администрации сельского поселения проанализировать, сделать выводы по результатам проведенной исследовательской работы.
Основная часть. Золотых рук мастера.
«Дело мастера боится»
«По работе и мастера знать»
«Люби дело — мастером будешь».
О ком все эти пословицы?
Конечно, о мастерах своего дела, умельцах – золотые руки! И чего только не умели наши мастера! Вышивка и вязание кружев, резьба по дереву, роспись и гончарное дело…
При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, ткани - создавались различные произведения искусства.
Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ
Раньше, чтоб быть Мастером, нужно было сначала стать учеником! Помогать подмастерьям и Мастерам. Присматриваться, убирать рабочие места, носить воду и еду и т.д.
Затем, если ученик смышленый, его брали в подмастерья. Несколько лет он отходит «под Мастером» и только потом, если все профессионально и качественно получается, становится им.
Но и это еще не все! За звание Мастера нужно было уплатить большой вступительный взнос, создать шедевр или прекрасную работу и только тогда с согласия остальных Мастеров-экзаменаторов в данной профессии, человек мог получить заветное звание - Мастер!
Экзаменационная работа проводилась в закрытом изолированном от других помещении, без посторонней помощи, на дорогом профессиональном оборудовании.
Часто подмастерья учились у сторонних Мастеров в разных местах, нередко далеко от дома, чтоб понять различные техники и выработать свою. Но собственная техника - это на самом деле невероятно трудно, но возможно!
А многие так и оставались на всю жизнь подмастерьями. Потому что не хотели приложить усилия. Или не могли стать Мастерами в силу различных обстоятельств! Ведь Мастер это еще и дорогое оборудование, инструменты. Не каждый подмастерье мог и за несколько лет заработать на такое оснащение.
Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросил и бабушку, одноклассников, соседей, учителей и узнал о некоторых умельцах, жителях нашего села
Моя исследовательская работа началась с изучения данных, хранящихся в библиотеке. Я узнал, что все мастера - самоучки, получили навыки мастерства от своих предков, но умельцами стали благодаря своему старанию, большому желанию научиться. Соседи обращаются к ним за помощью, умельцы с радостью помогают им, за небольшую плату выполняют заказ. Но специально на продажу мастера редко готовят изделия.
Чибисова Лидия Ивановна приехала в Новопетровку с Украины. Её талант, а может быть и дар заключается в вышивании картин. Увлекаться этим она начала с 2013 года. Первой её работой является «Букет Цветов.” После она сделала очень много приятных глазу картин ,так же она начала заниматься бисероплетением. Сейчас Лидия Ивановна на заслуженном отдыхе, но работает. На вопрос « Давно ли вы занимаетесь вышивкой крестиком? ответила: «С детства, у меня мама все время вышивала и я вместе с ней. Но более профессионально стала заниматься, находясь на заслуженном отдыхе».
Работы Лидии Ивановны неоднократно украшали выставки прикладного искусства в селе .
Так же, как и Лидия Ивановна, Цурбанова Екатерина Викторовна тоже увлекается вязанием, но уже крючком. Екатерина Викторовна мама троих детей, вязанием начала заниматься с 2009 г.
Есть в нашей деревне ещё одна мастерица – Пашаева Олеся Александровна. Олеся- молодая мама, работает в магазине продавцом, но так же находит свободное время для работ в стиле канзаши, или работа с лентами, ещё она передаёт своей дочке знания.
Стоит упомянуть Калягину Любовь Николаевну , она находится на заслуженном отдыхе , много лет работала на Новопетровской заставе поваром. Вот уже пять лет как она занимается прекрасным делом-плетением из газетных трубочек.
А сейчас я хочу рассказать вам о прекрасном человеке! Мастере своего дела! А так же о человеке с природным даром!
Миронов Владимир Михайлович родился и вырос в селе Новопетровка , с детства увлекался конструированием. В 5 классе сделал самодельную машину, мечтал сделать электрические сани, связывался с инженером , который присылал ему чертежи. Закончил 8 классов и поступил в сельскохозяйственный техникум , вскоре он закончил его с отличием, получил специальность техник-механик , а также направление в институт, а в институте инженер-механик, а после получил диплом о профессиональной переподготовке . После института начал работать в колхозе. Вскоре пришел работать в школу и вел ОБЖ , черчение, и изобразительное искусство. Проработав в школе 8 лет, и вернулся в колхоз главным инженером. Сейчас Владимир Михайлович работает в школе учителем технологии и передает свои знания о резьбе по дереву своим ученикам. Владимир Михайлович очень любит вырезать невообразимые поделки, и хочет, чтобы его ученики тоже могли перенять его мастерство и опыт.
И я старался научиться у Владимира Михайловича мастерству работы с деревом.
Резать из дерева
Надо уметь,
Душою за дело своё болеть.
Любая скульптура
Украсит ваш дом И сказочным теремом станет он.
Я узнал, что потребность украшать предметы быта появилась у людей давно. Так сложилось, что Русь – страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой. Народные промыслы складывались веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Искусство это необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, по индивидуальному видению и замыслу мастеров.В нашей стране традиции художественной обработки древесины уходят корнями в глубокую древность. Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Наша страна всегда славилась своими лесами, и потому декоративная обработка дерева издавна считается традицией. Изделия из древесины, созданные руками мастера, приносят чудесную атмосферу леса, его свежесть и аромат. Умело, выполненные поделки радуют глаз своими теплыми оттенками цвета и изяществом формы.
Заключение.
Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное сельское ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Более того, я познакомился с новопетровскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел. Из поколения в поколение передаётся мастерство умельцев. Сохраняется традиция, но появляется и новое. Побеседовав со своими односельчанами, я пришёл к выводу: все они разные, но их объединяет увлечение, желание самому научиться и передать своим ученикам свои умения, секреты мастерства.
В ходе исследования я получил следующие результаты:
- узнал биографию односельчан мастеров – умельцев.
- выяснил, что мастера, получив первые навыки, сами развивали их.
- мастера- умельцы передают умения своим ученикам, тем самым сохраняют их для потомков.
- односельчане уважительно относятся к мастерам- умельцам, обращаются к ним за помощью.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я научился искать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Со своей исследовательской работой я могу выступать на краеведческих конференциях. Считаю, что моё выступление будет интересным и для моих одноклассников.
Литература
Флейта и Ветер
Заколдованная буква
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Свинья под дубом
Попробуем на вкус солёность моря?