История Храмов Любачаского сельсовета Медвенского района Курской области
Вложение | Размер |
---|---|
История храмов Любачанского сельсовета | 47.57 КБ |
Курская область Медвенский район
МОКУ «Любачанская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«История храмов Любачанского сельсовета
Медвенского района Курской области»
(Культурное наследие)
Выполнила: Щукина Анастасия, 11 класс
Руководитель: Харланова Алина Сергеевна,
учитель истории
2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_____________________________________________________3
Методика исследования________________________________________5
Результаты исследований______________________________________5
Заключение_________________________________________________10
Список использованных источников и литературы________________11
Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ
ВВЕДЕНИЕ
Современные энциклопедические словари дают определение религии как «определённой системы взглядов, обусловленной верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации». Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов, которые становились сосредоточением церковной жизни, православной культуры. Поэтому в сознании русского человека церковь была «Домом Божьим», где он мог найти ответы на все свои вопросы.
Чтобы не сбиться с православного пути, нужно иметь надёжные ориентиры. Президент Российского Фонда Культуры Н.С.Михалков говорил: «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остаётся затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение... Да поможет нам Бог уберечь её и спасти». Русская церковь в первые годы советской власти испытала чудовищные гонения. Из людских сердец пытались вытравить религиозную веру, стереть ее из памяти… А для этого пытались стереть храмы с лица земли… Множество храмов было закрыто или разрушено… «Разве Церковь — в стенах? Церковь − во множестве верующих», - говорил Иоанн Златоуст. Именно верующие спасли церковь, сохранили нравственные идеалы и ориентиры. Ведь религия веками сохраняла культурные и национальные традиции народа, особенности жизненного уклада русского человека.
Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин«духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозможно быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры.
Директор Центра «Сельская церковь» С.А. Мельникова сказала «Сельские церкви – это особый класс памятников архитектуры, с особой судьбой, с особым значением для народа и территории России. С потерей его Россия потеряет слишком многое». Поэтому исследованию истории церквей Любачанского сельсовета посвящена исследовательская работа.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь возвращается к своим истокам. Христианство способствовало сплочению русского общества в конце X- начале XI вв., и сейчас религия играет не менее важную роль в нашем государстве. Российские исследователи уделяют внимание истории церковной организации, истории храмов, ведется большая работа по восстановлению церквей.
Проблема исследования заключается в недостаточной изученностиистории небольших сельских церквей. И это не случайно. Таких церквей на территории нашего огромного государства великое множество. Но ведь история великого складывается из малого…
Цель исследования: изучить историю храмов Любачанского сельсовета на основе имеющейся краеведческой литературы и архивных материалов.
Задачи исследования:
Были исследованы следующие литературные и исторические источники информации:
Материалы периодической печати: статья газеты «Курская правда» от 28 января 2016 г. учителя истории Алфимовой Т.Н. «Лежат развалины собора…», статья Ольги Пальчиковой в газете «Медвенские новости» от 29 сентября 2010 года (Приложение 1). В первой статье содержится информация об истории церкви с. Любач, во второй – сведения об установке памятного знака на месте разрушенной церкви в с. Гахово. Статья Гурова Ю.Н. «Созидание храмов Обояни и округи: прошлое и настоящее», найденная нами на сайте «Курск дореволюционный», а также материал об истории Космодемьянской церкви с. Любач из сборника «Из истории храмов Курской епархии…», выпущенного Государственным архивом Курской области в 2014 году. Интересная информация о храмах нами была найдена на сайте Медвенского района в разделе «Церкви и храмы…». Некоторая информация была почерпнута из «Справочной книги о церквях Курской епархии за 1908 год» и книги Звягина В. А. «Наш Медвенский район…»
Кроме того, были изучены неопубликованные источники из Государственного архива Курской области, предоставленные учителем нашей школы Харлановой А.С. и материалы из архивов Москвы, предоставленные выпускником Гаховской школы Гуровым Ю.Н.
Место исследования: села МО «Любачанский сельсовет» Медвенского района Курской области: Любач, Липовец, Гахово.
Сроки проведения исследования: январь-март 2017 г.
Характеристика района исследования: села Любачанского сельсовета расположены в южной части Медвенского района. Площадь составляет около 93,5 км2. Население составляет 902 человек (по состоянию на 1 января 2017 г.).
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования:
Этапы исследования:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Космодемьянская церковь с. Любач
Медвенского района Курской области
В селе Любач вот уже более двухсот лет стоит церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана. Первое упоминание о церкви встречается в ревизской сказке 1782 г.: «Селение лежит при речке Любачу, которая вышла из урочищ Лубачанских. В оном селении церковь деревянная во имя святых Космы и Дамиана, при которой церковно- и священнослужительских дворов пять, в них душ 17»[13]. В Клировой ведомости за 1916 г. имеются сведения, что на момент составления документа в церкви хранились копии метрических книг с 1790 г., исповедные росписи с 1727 г., что говорит о более раннем существовании храма в селе [2]. На основании этого можно предположить, что деревянная церковь в Любаче была построена в первой четверти ХVIII века. И это один из старейших храмов в Медвенском районе!
Каменный храм был построен на месте деревянного в 1810 году. Строители храма выбрали чудесное место для его возведения: с пригорка открывается широкий обзор окрестностей, особенно в юго-восточном и юго-западном направлениях. В Клировой ведомости 1916 года читаем: «Село Любач. Построена в 1810 году тщанием прихожан Церковь каменная и колокольня каменная. Один престол во имя Безсребренников Космы и Дамиана, утварью достаточна»[2]. В «Справочной книге о церквях… за 1908 г.» указано, что в приход входила д. Рожновка, а прихожан числилось 693 душ мужского пола. Кроме того в селе проживал 1 раскольник. Церковь владела 3 десятинами усадебной земли и пахотной - 33 десятины, а церковнослужитель получал жалование в размере 392 рубля [14], чего не было ни в гаховской, ни в липовской церквях.
Приход жил полнокровной жизнью: в храме шли службы, регистрировались значимые в жизни каждого человека события – рождения, крестины, бракосочетания, смерти. Сохранила история и имена священнослужителей храма. В 1908 г. согласно «Справочной Книге о церквах…» службу вели священник Смирницкий Иосиф Яковлевич, окончивший духовное училище и поступивший на службу в 1897 г., и псаломщик Тонкошкуров Григорий Карпович, получивший образование в начальном училище[14].
Священнослужители, как самые образованные люди того времени, активно участвовали в государственной и общественной жизни. К примеру, священник Иосиф Яковлевич Смирницкий, кроме церковных регалий, имел также государственные награды – темно-бронзовую медаль за участие в проведении всеобщей переписи 1897 года, серебряную медаль 1904 года за труды по народному образованию, серебряную медаль в ознаменование 25-летия создания церковно-приходских школ [9]. Так же в архиве сохранилось прошение от 18 сентября 1922 г. на имя Епископа Курского и Обоянского Никона от Павла Иосифовича Смирницкого, учителя Любачанской школы, о назначении его на должность псаломщика Космодемьянской церкви: «Покорнейше прошу Ваше Преосвященство назначить меня и.д. псаломщика … ввиду того, что брат мой Николай Иосифович Смирницкий переходит в село Волоконск священником…». 3 октября 1922 г. был выслан ответ: «На освободившееся за уходом на священское место с. Волоконск, Суджанского уезда псаломщика Николая Смирницкого штатное псаломническое место в Космодамианской церкви с. Любача, Обоянского уезда назначает, учителя Любачанской школы Павла Смирницкого, о чем и выдать ему установляет удостоверение»[8] (Приложение 2).
И в годы великих испытаний лица духовного звания были вместе со страной, деля с народом нужду и тяготы. В уже упомянутой нами Клировой ведомости есть сведения, что псаломщик храма Алексей Григорьевич Вишневский был призван на военную службу по мобилизации в самом начале Первой мировой войны.
При церкви действовала церковно-приходская школа, построенная в 1892 году. В описании храма за 1911 год указано, что здание школы было деревянным на каменном фундаменте. Кроме того здесь было 2 печи, одна из которых была русской, а другая – голландской [9]. Так же при храме существовал «правильно организованный» певческий хор из 25 учеников церковно-приходской школы [12].
23 января 1918 г. вышел декрет СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы. С этого времени начинаются гонения против церкви и священников. Но настолько высока была тяга к удовлетворению духовных потребностей, что по многочисленным просьбам жителей Любача и его окрестностей 26 октября 1920 года был заключен договор с Советом рабочих и крестьянских депутатов Верхне-Реутчанской волости о передаче храма в бессрочное пользование. К договору прилагалось описание Космодемьянской церкви [4] (Приложение 3). Описьцерковного имущества за 1923 г. содержит информацию о другом имуществе храма[6] (Приложение 4).
Согласно декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, 23 мая 1922 г. были изъяты церковные ценности: углы средние с 2 евангелий 5 шт., один крест и др., весом 4 фунта 26 золотников [3] (Приложение 5).
Своего апогея борьба против церкви достигла в 30-е годы прошлого столетия, когда по всей стране девятым валом прокатилась волна закрытия и разрушения храмов. С 1931 года церковь бездействовала, а с 1934 была занята под ссыпку зерна.
Решением облисполкома от 20 мая 1940 года Космодемьянская церковь была закрыта, а здание было передано исполкому райсовета для использования в культурных целях. Церковь осталась без присмотра и стала разрушаться: крыша обветшала, двери и окна были выбиты. Но община вновь восстановила свою деятельность с 18 декабря 1942 г., заключив договор с Медвенским райсоветом. Ведь несмотря на антирелигиозную пропаганду, люди продолжали верить… Особенно в тяжелые годы Великой Отечественной воны. Однако из-за отсутствия священника богослужения в церкви не проводились и исполком Курского областного Совета депутатов трудящихся решил расторгнуть заключенный договор 20 июля 1950 г. А все имущество и утварь храма были переданы вГостомлю, в храм Михаила Архангела [9] (Приложение 6).
В 2000 году приход Космодемьянской церкви был восстановлен. Настоятелем храма был назначен отец Георгий Бережной. Созданная инициативная группа начала сбор пожертвований, был произведен небольшой ремонт комнаты в здании бывшего интерната Любачанской школы. Но безвременная смерть отца Георгия не остановила начатое. Здесь теперь проходят церковные богослуженияв великие праздники, которые проводит клирик Успенского храма п. Медвенка иерей Димитрий Долженков.
В последние годы храм стоит заброшенным. Но и сегодня со стен храма взирают на дело рук человеческих лики святых... (Приложение 7).
24 июля 2015 года наши места посетил митрополит Курский и Рыльский Герман. Визит высокого гостя был связан с рассмотрением вопроса о восстановлении храма Святых бессребреников Космы и Дамиана, которое инициируется местными фермерами.
Сретенская церковь села Гахово
Медвенского района Курской области
В XVII веке в селе Гахово был поставлен деревянный храм Сретения Господня, а позднее был сделан придел Святого Великомученика Никиты. Первое упоминание о храме находим в писцовой книге Обоянского уезда, относящееся к 1684 г. [10] (Приложение 8). В 1745 г. вместо обветшавшей деревянной церкви возведен каменный двухкупольный храм, собиравший в дни праздников не только гаховцев, но и жителей окрестных сел. Гуров Ю.Н., работая в архивах с письменными источниками Москвы и Курска, составил список служителей церкви (Приложение 9).
В 1879 году эпидемия оспы нещадно уносила жизни крестьян в Гахово и окрестных деревнях, а священники едва успевали служить панихиды по усопшим. Беда не обошла стороной и семьи лиц духовного звания: 15 августа в Гаховской церкви отпевали малолетнюю Ульяну, дочь Почетного гражданина села Солдатское Бориса Яковлева сына Недригайлова (его предок служил священником в этом селе еще в 1802 году), а 24 ноября скорбели по смерти младенца Сергея - сына приходского дьякона Петра Иванова сына Булгакова.
24 декабря 1915 г. настоятель Сретенской церкви священник Яков Николаевич Вишневский крестил новорожденного мальчика. Ни его родители Фрол Алексеевич и Василиса Петровна, и никто другой не могли предположить, что перед ними будущий летчик, Герой Советского Союза Константин Гуров [11].
В «Справочной книге о церквях… за 1908 год» указано, что при церкви имелось Земское начальное народное училище и школа грамоты.
В описи церковного имущества по Сретенской церкви села Гахово за октябрь 1920 года содержится следующее описание храма: «Храм каменный, окон 6, 4 с решетками, деревянных дверей – 4, количество глав – 2, покрыты железом, кресты железные. Наружная поверхность храма штукатурена. Колокольня каменная, два яруса, колокола 7,3 и 2 пудов. Роспись в храме 1905 года. Иконостас ветхий, сооружен в 1745 году, возобновлен в 1905. Икон 14» [5]. В описи за январь 1923 года есть любопытная информация о церковной ограде: «Каменная ограда… разобрана на устройство печей для переселившихся на хутора» [6].
В мае 1922 года из церкви также были изъяты церковные ценности в помощь голодающим Поволжья: «чаша, крест, дискос и звездница всего весом один фунт девяносто золотников серебра» [3].
В 1935 году церковь была закрыта и разобрана, но контуры ее фундамента виднеются по сей день на сельском кладбище. Уничтожили ее местные активисты, но и без них она, скорее всего, простояла бы недолго, так как ее своды были покрыты трещинами.
Стараниями наших патриотов Ю.Н. Гурова и А.В. Харланова 27 сентября 2010 г., в канун престольного праздника св. Никиты, наместе разрушенного храма был поставлен памятный знак. Об этом писала газета «Медвенские новости» в номере от 29 сентября 2010 года. В его основе три массивных бутовых камня, олицетворяющих символ Троицы. На основном камне весом свыше 5 тонн прикреплены керамические доски с памятной надписью и образом св. Никиты. На двух других камнях установлены образ Сретения Господня и гранитная плита с высеченными именами священнослужителей Сретенской церкви. Памятный знак установлен у входа на кладбище (Приложение 10). Художниками-керамистами выступили Лев и Лидия Резцовы. В настоящее время архитектором М. Ошкиным разработан проект восстановления храма Сретения (Приложение 11).
Покровская церковь с. Липовец
Медвенского района Курской области
В 1772 г. однодворцы д. Липовец обратились с ходатайством о строительстве церкви. Свою инициативу они обосновывали стремлением верующих иметь в родной деревне храм, а также препятствиями на пути к ближайшей церкви в виде болотистой местности и половодья. Построить храм прихожане собирались на собственные средства. В источниках сохранилась информация об отношении Воронежского епископа Тихона к постройке данной церкви [10] (Приложение 12). К 1779 г. строительство храма было закончено.
В «Справочной книге о церквях…» были найдены следующие сведения о Покровской церкви: число прихожан – 950; при церкви служили: священник СпесивцевАркадий Иванович, получивший образование в семинарии и поступивший на службу в 1883 г.; дьякон Ершов Иоанн Александрович, окончивший духовное училище; псаломщик Афанасьев Феодор Васильевич, поступивший на службу в 1900 г. и получивший образование в духовном училище. У церкви имелась в собственности земля: усадебная – 7 сажен, полевая – 57 сажен, сенокосная – 5 сажен [14].
В архивных документах нами была найдена Опись церковного имущества Покровской церкви за февраль 1923 года, составленная священником Димитрием Соколовым с описанием храма и его имущества [6] (Приложение 13).
При церкви существовала церковно-приходская школа, в которой преподавали Закон Божий, основы счёта и письма. В 20-е гг. XX в. здесь преподавал Якуб Колас, он же и основал данную школу. Так же при школе до 1917 года существовал известный во всем Обоянском уезде детский певческий хор (10 человек) [12].
В 1915 году состоялась свадьба, которая обрадовала духовенство и прихожан всей округи - свадьба детей священников храмов Покровского в Липовце и Вознесенского в Верхнем Реутце [11].
В мае 1922 году из церкви были изъяты церковные ценности с целью оказания помощи голодающим Поволжья: чаша, дискос, звездица, крест, лжица, кадило [3] (Приложение 14).
В сентябре 1923 года священник Димитрий Соколов выслал архиепископу Курскому и Обоянскому Иннокентию прощение о выдаче разрешения на проведение богослужений по старому стилю (Приложение 15). И уже через два дня поступил ответ от архиепископа Иннокентия: «Насильно никого не можем принудить к переходу нового стилю, но и отменить распоряжение Высочайшего Собора об этом не наше право» [7]. Таким образом, прошение священника не было удовлетворено, и о дальнейшем ходе событий мы, к сожалению, не имеем сведений.
20 мая 1940 года храм был закрыт и разобран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, жители Любачанского сельсовета стараются оказать материальную и моральную помощь в восстановлении храмов, в девяностые годы даже был произведен сбор средств на это, но быстрая инфляция их обесценила. Теперь же без серьезной материальной помощи жителям не справиться. Было бы хорошо, если бы один храм был восстановлен на территории Любачанского сельсовета. Но для этого требуются серьезные материальные вложения. Можно было бы организовать в г. Курске благотворительный концерт для сбора средств на восстановление храма. Привлечь известных земляков (а такие найдутся), разослать приглашения через средства массовой информации.
Материал исследовательской работы можно использовать на уроках ОПК в школе, на уроках краеведения, во внеклассных мероприятиях.
Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине.
Список используемых источников и литературы
Архивные документы Государственного архива Курской области
1. Ф. 184. Оп. 2. Д.171 «Ревизская сказка 1782 года»
2. Ф. 483. Оп.1.Д.25 «Клировая ведомость за 1916 год»
3. Ф.Р. 323. Оп. 1. Д.676 «Протоколы заседаний уездных комиссий по изъятию церковных ценностей и описи церковного имущества»
4. Ф.Р. 471. Оп. 1. Д.15 «Дело по регистрации религиозного общества Космодемьянской церкви с. ЛюбачВышне-Реутчанской волости»
5. Ф.Р.471. Оп.1.Д.18 «Дело по регистрации религиозного общества Среченской церкви в с. Гахово, Вышне-Реутчанской волости»
6. Ф.Р. 750. Оп. 1. Д.427 «Описи церковного имущества по 3-округу Обоянского уезда на 1923 год»
7. Ф.Р. 750. Оп. 1.Д. 438 «Прошение священника села Липовца Обоянского уезда Дмитрия Соколова о выдаче разрешения на проведение богослужения по старому стилю»
8. Ф.Р. 750. Оп. 2. Д.1748 «Прошение Смирницкого П.И. о назначении его на должность псаломщика Космо-Дамиановской церкви с. Любач Обоянского уезда»
2. Интернет ресурсы
9. Алфимова Т.Н. «Лежат развалины собора…» // Курская правда, 2016. 28 января. http://www.kpravda.ru/article/society/036479/ (дата обращения: 14 февраля 2017 г.)
10. Гуров Ю.Н. «Созидание храмов Обояни и округи: прошлое и настоящее» http://old-kursk.ru/book/obojan/ra153.html (дата обращения: 16 февраля 2017 г.)
11.«У каждого храма своя история…» http://medvenka.rkursk.ru/index.php?mun_obr=265&sub_menus_id=22815&num_str=1&id_mat=28408 (дата обращения: 24 февраля 2017 г.)
3. Научные издания
12. Звягин В.А. Наш Медвенский край: очерки об истории Медвенского района. – Курск, ООО АПИИТ «ГИРОМ», 2008.
13. Из истории храмов Курской епархии: Медвенский район. Курск, Архивное управление Курской области, 2014.
14. Справочная книга о церквях, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год. Курск, 1909.
Развешиваем детские рисунки дома
Астрономический календарь. Апрель, 2019
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Зимний лес в вашем доме
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018