Иосиф Александрович Бродский – крупнейший поэт ΧΧ столетия, переводчик, эссеист, лауреат Нобелевской премии 1987 года. Он был самым молодым из Нобелевских лауреатов. Уже в двадцать лет он осознал себя орудием родного языка и покорился этой миссии. Результат его творческой деятельности – девять стихотворных книг и пьеса на русском языке, а также книга эссе на английском языке, не считая множества периодических публикаций.
Поэзия Бродского оригинальна и своеобразна. Истоки этого − в соединении античной литературы, русской классической и «новой» с англоязычной поэзией. Эта особенность проявилась уже в стихах 50-60 годов − в «Пилигримах», «Рождественском романсе» и других. Здесь можно выделить сочетание противоречивых понятий: религиозность и богоборчество, традиционное и авангардное, ирония по отношению к лирическому герою. В 1960-ых годах он пишет уже произведения большей формы: поэмы-мистерии «Шествие», поэму «Зофья». Но мы знаем Бродского не только как поэта, но и как писателя-эссеиста. Он пишет «Предисловие к «Котловану» Платонова», «Поэт и проза», «О Достоевском», «Нобелевская лекция».
Сегодня на просторах сети Интернет мы часто можем встретить произведения Бродского, а зачастую видим и целые клубы, сообщества и объединения любителей и ценителей его творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.83 КБ |
Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Научно-исследовательская работа
«Ландшафтная лексика в языке поэзии (на примере произведений Иосифа Бродского)»
Подготовил:
Лыкова Снежана Витальевна,
обучающаяся 9 класса
Руководитель работы:
Чакалова Оксана Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Ниженский филиал
МКОУ «Покровская средняя
общеобразовательная школа»
Черемисиновского района
Курской области
Курск, 2018
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава I. Пейзаж в художественной литературе и его изучение ………6
1.1 Функция пейзажа в литературном произведении.……………………..6
1.2 Языковые средства создания пейзажа в русской классической поэзии………………………………………………………………………... .10
Глава II. Ландшафтная лексика в языке поэзии Иосифа Бродского...17
2.1. Количественные отношения лексико-тематической группы «наименования ландшафтных объектов». ……………………….…………17
2.2. Смысловые отношения внутри корпуса ландшафтной лексики……...22
2.3. Структурирование пространства средствами передачи пейзажа в стихотворениях Иосифа Броского ……………………………….………..24
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……….……………………………………..…………….29
Список источников………………………………………………………..…..30
Список интернет-источников………………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………...…31
Введение
Иосиф Александрович Бродский – крупнейший поэт ΧΧ столетия, переводчик, эссеист, лауреат Нобелевской премии 1987 года. Он был самым молодым из Нобелевских лауреатов. Уже в двадцать лет он осознал себя орудием родного языка и покорился этой миссии. Результат его творческой деятельности – девять стихотворных книг и пьеса на русском языке, а также книга эссе на английском языке, не считая множества периодических публикаций.
Поэзия Бродского оригинальна и своеобразна. Истоки этого − в соединении античной литературы, русской классической и «новой» с англоязычной поэзией. Эта особенность проявилась уже в стихах 50-60 годов − в «Пилигримах», «Рождественском романсе» и других. Здесь можно выделить сочетание противоречивых понятий: религиозность и богоборчество, традиционное и авангардное, ирония по отношению к лирическому герою. В 1960-ых годах он пишет уже произведения большей формы: поэмы-мистерии «Шествие», поэму «Зофья». Но мы знаем Бродского не только как поэта, но и как писателя-эссеиста. Он пишет «Предисловие к «Котловану» Платонова», «Поэт и проза», «О Достоевском», «Нобелевская лекция».
Сегодня на просторах сети Интернет мы часто можем встретить произведения Бродского, а зачастую видим и целые клубы, сообщества и объединения любителей и ценителей его творчества.
Многие исследователи и критики упрекают стихи Бродского в рационалистической холодности, монотонности, невнятности, сухости и каталогизировании. И, надо сказать, все перечисленные качества в некоторых произведениях Бродского действительно присутствуют. Но в данном случае нельзя забывать о том, что здесь мы имеем дело с принципиально иной традицией, новой ветвью в отечественной поэзии. Бродский строит свою поэтическую фразу уже совершенно иначе, чем поэты Серебряного века, его вдохновляет традиция англоязычной метафизической поэзии от Джона Донна до Роберта Фроста, до той поры недостаточно освоенная отечественной литературой.
Нельзя однозначно утверждать, что поэзия Бродского монотонна и однообразна, ведь из поэтических средств он использует практические все, которые только возможны – это метафоры, парафразы, эпитеты, оксюмороны, метонимии, аллегории. В синтезе различных тематических уровней в поэзии участвуют старославянизмы, американизмы, авторские неологизмы. Автор использует и эвфемизмы – слова или обороты, употребляемые им вместо непристойных или грубых, хотя и откровенные просторечные выражения также имеют место. Поэт отказывается от фразеологизмов, как устойчивых сочетаний, которые мешают чистому восприятию авторской идеи. Не меньше внимания Бродский уделяет фоническому (звуковому) уровню своих стихотворений. Очень часто он использует звуковые повторы, звукоподражания, аллитерацию, ассонансы, паронимы.
В лирике Бродского выделяют конфликт пространства и времени. Стихотворения первых эмигрантских лет пронизаны ощущением запредельности и безграничности. Почти в каждом из его лирических произведений можно выделить описание пейзажа, пространства, в котором находится герой. Поэт использует ландшафтную лексику, особенности употребления которой мы подробно рассмотрим в нашей исследовательской работе.
Ландшафтная лексика, является одним из самых древних и поэтому наиболее устойчивых лексических пластов. Общепринятая географическая терминология является одним из обширных и интересных пластов лексической системы языка, заключающих в себе информацию о географических условиях проживания отдельно взятого этнического коллектива.
Термин «ландшафтная лексика» содержит в себе основные представления человека об особенностях окружающего мира, в широком смысле той картины физического мира, которая находит свое отражение в языке, в частности – в поэзии.
Целью данной исследовательской работы является анализ ландшафтной лексики в поэзии Иосифа Бродского.
Цель предполагает решение следующих задач:
- составить картотеку слов, относящихся к теме «Ландшафт»;
- определить роль и функции ландшафтной лексики в художественном тексте;
- продемонстрировать на примере стихотворений Иосифа Бродского синтаксические функции слов, относящихся к теме «Ландшафт».
Объект изучения – язык поэзии И. А. Бродского.
Предметом настоящего исследования является ландшафтная лексика, представленная в стихотворениях Иосифа Бродского, и ее характеристика.
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение языка художественного произведения часто связано с анализом использования автором того или иного пласта лексики, раскрывающего определенный способ образного обобщения и отображения предмета, явления языковой художественной картины мира. В этом ряду одним из интереснейших и важных средств художественного осмысления образа природы и человека является лексика природоописания. Изучение произведений Иосифа Бродского актуально также тем, что поэтика привлекает к себе внимание и среди ценителей его творчества, и в школьном и вузовском преподавании, где ей уделяется крайне мало времени.
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в школе на уроках литературы, так и для дальнейшего подробного изучения данного направления в филологии.
Слова, относящиеся к теме «Ландшафт», были извлечены методом сплошной выборки из сборника стихотворений и поэм Иосифа Бродского.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I. Пейзаж в художественной литературе и его изучение
1.1. Функция пейзажа в литературном произведении
Человека невозможно представить изолированным от окружающего его мира, существующим вне среды его обитания. Поэтому и в литературных произведениях герой описывается вместе с пространством, в котором он находится. Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к подробному, красочному описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать не только о месте (определенная страна, город или деревня), но и о времени (историческом и природном) изображаемых событий.
Благодаря пейзажу читатель легко может представить себе, где и когда происходит действие. В некоторых случаях (особенно часто в лирике) это еще и основной предмет описания. Нередко пейзаж обозначен уже в заглавии произведений: «Море», «Вечер» В. А. Жуковского, «Деревня» А. С. Пушкина, «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» Н. А. Некрасова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир.
В литературном произведении пейзажем называют изображение живой и неживой природы. В современных словарях предлагается такое определение пейзажа: 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении [11].
Но далеко не в каждом литературном произведении мы встречаемся с пейзажными зарисовками, однако, когда они появляются, то, как правило, выполняют существенные функции. Первая и простейшая функция пейзажа – обозначать место действия. Но как бы проста на первый взгляд эта функция ни была, ее эстетическое воздействие на читателя не следует недооценивать. Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает проблематику. Зачастую место действия имеет принципиальное для данного произведения значение[3]. Так, например, очень многие русские и зарубежные романтики использовали в качестве места действия экзотическую природу. Например, природу Востока: яркая, красочная, непривычная, она создавала в произведении романтическую атмосферу, что и было необходимо автору. Столь же принципиальны и пейзажи Украины в гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Тарасе Бульбе». И, наоборот, в лермонтовской «Родине», где автору надо было подчеркнуть обыденность, обыкновенность нормального, типичного пейзажа средней полосы России – при помощи пейзажа Лермонтов создает здесь образ «малой родины», хорошо знакомой читателю.
Пейзаж как место действия важен еще и потому, что оказывает незаметное, но, тем не менее, очень важное влияние на формирование характера героя [6]. Классический пример такого рода – пушкинская Татьяна, «русская душою» в значительной мере благодаря постоянному общению с русской природой. Зачастую отношение к природе показывает нам некоторые существенные стороны характера или мировоззрения персонажа.
Местом действия в литературе нового времени часто становится город. Более того, в последнее время природа как место действия все больше и больше уступает в этом качестве городу, в полном соответствии с тем, что происходит и в реальной жизни. Город как место действия обладает теми же функциями, что и пейзаж; в литературе появился даже неточный и оксюморонный термин: «городской пейзаж» (урбанистический). Урбанистический пейзаж — это воссоздание городской среды. Яркие примеры такого рода − в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», в повести Н.В.Гоголя «Шинель», в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В этих произведениях воссоздан облик Петербурга. Сам город (его площади, улицы, центр и бедные окраины) становится не только местом, где разворачиваются события, но и важным фактором, влияющим на внутренний мир и самосознание героев.
Так же, как и природная среда, город обладает способностью воздействовать на характер и психику людей. Кроме того, у города в любом произведении есть свой неповторимый облик, и это не удивительно, так как каждый писатель не просто создает топографическое место действия, но в соответствии со своими художественными задачами строит определенный образ города.
Существуют произведения, в которых город представлен отрицательно. Для Н. В. Гоголя Петербург, во-первых, город чиновничества, а во-вторых, некое почти мистическое место, в котором могут происходить самые невероятные вещи, («Нос», «Портрет»). Для Ф. М. Достоевского Петербург – враждебный город. Он показывает его, прежде всего, со стороны трущоб, углов, дворов-колодцев, переулков и т.п. Это город, давящий человека, угнетающий его психику.
Наконец, у Сергея Есенина город – это город вообще, без топографической конкретики (ее нет даже в цикле стихотворений «Москва кабацкая»). Город есть нечто «каменное», «стальное», словом, неживое, противопоставленное живой жизни деревни, дерева, жеребенка и т.п. У каждого писателя, а иногда и в каждом произведении свой образ города, его тип. Особое внимание при чтении произведения стоит уделять описанию пейзажа, это крайне важно для понимания общего смысла и образной системы произведения.
Необходимо также сказать еще об одной функции пейзажа, которую можно назвать психологической. С давних пор было подмечено, что определенные состояния природы, так или иначе соотносятся с теми или иными человеческими чувствами и переживаниями: солнце – с радостью, дождик – с грустью и т. д. Поэтому пейзажные детали с самых ранних этапов развития литературы успешно использовались для создания в произведении определенной эмоциональной атмосферы (например, в «Слове о полку Игореве» радостный финал создается при помощи образа солнца) и как форма косвенного психологического изображения, когда душевное состояние героев не описывается прямо, а как бы передается окружающей их природе.
Еще одной из важных функций пейзажа в литературном произведении это сюжетная мотивировка. Природные явления могут повлиять на происходящие события. Например, в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина буран в степи мотивирует встречу Петра Гринева и Пугачева, благодаря которой устанавливаются человеческие отношения между героями. Внезапно разразившаяся гроза в одноименной пьесе А. Н. Островского подталкивает главную героиню Катерину к признанию в своем грехе, а затем и к трагическому финалу.
Часто различные функции пейзажа в литературном произведении совмещаются. Анализируя описание загородного или городского пейзажа в тексте можно определить его функции и выделить цели, поставленные автором произведения.
1.2 Языковые средства создания пейзажа в русской классической поэзии
Пейзаж — один из важных компонентов мира литературного произведения. Он относится к внесюжетным элементам композиции художественного произведения. Существуют узкое и широкое понимание словесного пейзажа. Узкое понимание пейзажа, оно же и традиционное, заключается в том, что пейзаж — это изображение природы, но местность не может сводиться только лишь к изображению природы. При широком понимании пейзаж — это словесное изображение любого незамкнутого пространства внешнего мира[14].
Материалом для создания литературного пейзажа служит слово. Оно не ограничено рамками пространства и времени, поэтому может представить изображаемую картину как в целостном виде за одну попытку, так и в разорванном виде, чего не может сделать пейзаж в изобразительном искусстве в силу ограниченности своего материала.
В отличие от прозаических произведений, в лирике пейзаж экспрессивен: он всегда дается в восприятии лирического героя, поэтому выражает его эмоциональное состояние, переживание. Здесь часто используются метафоры, эпитеты, олицетворения, психологический параллелизм и другие изобразительно-выразительные средства. В пейзажном стихотворении важны не только сами картины природы, но и чувства, которые они вызывают у лирического героя, а также у читателя. Например, в стихотворении Есенина «Отговорила роща золотая…» созерцание осенней природы вызывает у лирического героя мысли об ушедшей юности. Герой осознает себя частью природы, отсюда такие метафоры и сравнения:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
(С. А. Есенин, «Отговорила роща золотая...»)
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
(С. А. Есенин, «Отговорила роща золотая...»)
В эпическом произведении, несомненно, существуют наибольшие возможности для введения пейзажа.
Бесспорно, слова несут более яркую художественную информацию, когда целенаправленно используется их звуковой состав. Вообще звуковые повторы – аллитерации и ассонансы – и другие виды звуковой организации текста имеют разные значения. Например, они помогают воспроизвести картину происходящего: «По корням упругим топор застучал» (здесь явно слышен стук топора), – но далеко не всегда играют изобразительную роль. Высокая степень звуковой организованности текста может создавать ощущение красоты, гармоничности, как в стихотворении А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».
Так, например, читая две строфы стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», можно почувствовать, как звучание слов помогает создать картину:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(А. С. Пушкин «Зимний вечер»)
Повторяющиеся бу – ви – ве – во помогают почувствовать как общую картину – метель за окном, так и конкретные детали: сменяющие друг друга вой, плач, шум, стук, шуршание. Благодаря фонетическим повторам в стихотворении возникает поэтический образ бури – грозной, страшной, живой.
Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов видел лишь повод для отчаяния и пессимизма. Для преодоления трагического мироощущения поэт искал и находил свои собственные темы. Одной из таких тем стала тема особого состояния лирического героя – между сном и явью. С этой темой, главным образом, связан пейзаж в лирике поэта.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» открывается романтическим пейзажем. Для изображения гармонии в мире поэт прибегает к использованию такого литературного приема, как олицетворение:
…пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
(М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»)
В этом стихотворении создан такой пейзаж, в котором герой Пушкина нашел бы радость и успокоение. Но лирический герой Лермонтова отталкивается от окружающей красоты. Мысленно он осознает ее:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
(М. Ю. Лермонтов, «Выхожу один я на дорогу...»)
Но в то же время он не может в этом пейзаже найти вдохновение, слиться с красотой:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
(М. Ю. Лермонтов, «Выхожу один я на дорогу...»)
Наблюдается внутренняя дисгармония у лирического героя (несмотря на красоту окружающего его мира), в которой воплощен принцип романтического двоемирия. Выход из этого романтического противоречия герой находит в реалистическом пейзаже: «Надо мной чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел».
Говоря о пейзаже в лирике, необходимо обратить внимание на творчество Ф. И. Тютчева. У Тютчева пейзажная лирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматривать эти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном, органическом единстве. Тютчев — это лирик-мыслитель, вдохновенный певец природы, проникновенный выразитель человеческих чувств. Перелески, сады, аллеи пробуждают в нем острое ощущение природы, творческое воображение, философское восприятие жизни.
Лирика природы стала величайшим художественным достижением Тютчева. Пейзаж дается поэтом в динамике, движении. Причем диалектика явлений природы отражает таинственные движения человеческой души. Например, в стихотворении, рисующем наступление осени, поэт очень точно передает настроение светлой грусти, мысль о скоротечности и прелести жизни:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
(Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»)
В этом проникновенном осеннем пейзаже, помимо конкретности и точности реалистических деталей, проявляется замечательная способность Тютчева — пробуждать воображение читателя, заставить его мысленно «дорисовать» едва намеченный поэтический образ.
Описывая картины природы, Тютчев создает не поэтические натуры, а "пейзажи в стихах", потому что его зрительные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, переживанием.
Для Н. А. Некрасова картины природы никогда не были главной поэтической темой: обыкновенно все его внимание поглощали напряженные человеческие отношения. Пейзажные зарисовки, если и возникают в его стихах, то в связи с этими отношениями или как своеобразная к ним иллюстрация:
В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России −
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных нив...
(Н. А. Некрасов, «В столицах шум, гремят витии...»)
Русский пейзаж дан всего несколькими чертами, но сразу связывается с концептами тишины, вечности, матери-земли, дороги, а завершается образом медленно зреющих, наливающихся жизнью и новой силой колосьев. Природа оказывается для Некрасова средством успокоения, отдохновения от тягот жизни, исцеления душевных ран.
Пейзаж у А. Блока, как и вся его лирика, воспроизведен в плане мистической символики. В позднейшем комментарии к «Стихам о Прекрасной Даме» он указывал, что «получают смысл и высшее значение подробности незначительные с виду и явления... природы (болотные огни, зубчатый лес)...». Тексты его произведений насыщены метафорами и эпитетами:
Кругом далекая равнина
Да толпы обгорелых пней.
Внизу — родимая долина,
И тучи стелются над ней.
Ничто не манит за собою,
Как будто даль сама близка.
Здесь между небом и землею
Живет угрюмая тоска.
(А. А. Блок «Кругом далекая равнина…»)
В данном стихотворении эпитеты (далекая равнина, родимая долина, угрюмая тоска) используются автором для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ определенного предмета или явления.
В лирике Блока пейзаж – нечто таинственное, туманное, неясное, загадочное. Поэт не идеализирует окружающее. Ему милы убогие и скучные пейзажи родной страны. Его мистическому настроению и меланхолии близка неброская красота России.
Но вот пейзаж в лирике И. Бродского отличается от изображения пейзажа уже рассмотренных нами авторов. Пространство для Бродского – место пребывания вещей, а пейзаж – это устойчивая метонимия пространства. Пространство в лирике Бродского сводит все свои линии в одну точку, в которой и находится лирический субъект. Зачастую в произведениях Бродского описание пейзажа ограничивается лишь называнием ландшафтного объекта (море, лес, горы, холмы):
Лес по краям. Блестящий снег хрустит,
никак не различить теней нерезких…
(И. А. Бродский, «Притча»);
И море, гребни чьи несут черты
того пейзажа, что остался сзади,
бежит навстречу…
(И. А. Бродский, «Einem alten Architekten in Rom»)
Подводя итоги, следует отметить, что пейзаж в литературном произведении может выполнять несколько функций. Пейзаж помогает автору обозначить не только место, но и время действия. Кроме того он используется для создания в произведении определенной эмоциональной атмосферы, а также выражения душевного состояния героя. Описание пейзажа может характеризовать и отношение автора к происходящим событиям. Нередко природа в произведении сама является действующим лицом.
Материалом для создания литературного пейзажа служит слово. В отличие от прозаических произведений, в лирике пейзаж экспрессивен. Здесь часто используются метафоры, эпитеты, олицетворения, психологический параллелизм и другие изобразительно-выразительные средства. В пейзажном стихотворении важны не только сами картины природы, но и чувства, которые они вызывают у лирического героя, а также у читателя.
Глава II. Ландшафтная лексика в языке поэзии Иосифа Бродского
2.1. Количественные отношения лексико-тематической группы «наименования ландшафтных объектов»
В своих стихотворениях Бродский нередко обращается к пейзажу, трактуя это понятие с позиций живописи. Но воспоминания о месте не имеют для поэта особого значения: «все, в рамку заключенное, частично мертво и неподвижно», но чувства, которые навсегда остались в прошлом, невозможно забыть в новой жизни[1]. Пейзаж в поэзии в представлении Бродского имеет много общего с особенностями данного жанра в живописи: описание того, что происходит вокруг, — это попытка мастера удержать, зафиксировать события и детали действительности. Не столько важно изображение пространства, где происходят описываемые события, сколько важны чувства, которые ассоциируются с названиями ландшафтных объектов.
Существуют различные толкования понятия ландшафт. Впервые слово ландшафт прозвучало еще в IX веке в трудах монахов в Германии и носило религиозный характер. В дальнейшем же это понятие постепенно трансформировалось в понятие, далекое от первоначального смысла. В настоящее время термин ландшафт принято понимать как: 1. рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности. 2. То же, что пейзаж [11].
Проводя данное исследование, мы проанализировали 146 стихотворений Иосифа Бродского, из которых были выбраны 300 слов, относящиеся к теме «Ландшафтная лексика» и подготовлены 300 карточек с выбранными словами. Чтобы определить, какие слова в поэтических текстах являются наиболее частотными, количество выбранных словоупотреблений (300) разделили на количество словоформ (32). В результате было получено число 9,4, следовательно, наиболее употребительными будут слова, встречающиеся в выборке десять раз и более. В данную группу входят семь слов из тридцати двух: гора (12), роща (17), поле (23), река (28), холм (38), лес (43) и море (52).
Словом, встречающимся в стихотворениях наиболее часто, является – море (52). Здесь следует отметить, что вся биография Иосифа Бродского была связана с морем. Родился он в Ленинграде, на берегу Балтийского моря, «подле серых цинковых волн…». Оттуда Бродский в 1972 году вынужден был эмигрировать в США. В Нью-Йорке он поселился тоже у воды. Его любимым городом была Венеция, отчасти из-за её сходства с Ленинградом. В произведениях поэт часто подчеркивает свою неразрывную связь с морем:
Да, это море. Именно оно.
Пучина бытия, оттуда все мы...
(И. Бродский «Горбунов и Горчаков»). [Бродский 2001: 288].
В контексте произведений море чаще всего является главным членом предложения – подлежащим (море бежит в дыру, маячит море, море гремит, снится море, море на берег бежит, замерзает море и др.). Море выступает как субъект, совершающий действие, как активное начало, всегда находится в движении, постоянно изменяется. Море для Бродского − это символ освобождения.
Также в тексте произведений слово море употребляется и с прилагательными, но таких примеров немного (в морях бескрайних, в открытом море, остановившееся море и др.). Море не имеет четких границ, оно бескрайне. Вообще здесь очень важно отметить, что Бродский избегает употребления прилагательных и почти никогда их не рифмует − вещь наиредчайшая в русской литературе (школа Цветаевой, которую он в этом превзошел) [7].
Так, говоря о море как о пространственной категории, Бродский никогда не указывает на какое-то определённое море, а говорит о нем, как о некой самостоятельной форме жизни, как о философской субстанции. В текстах сложно найти яркое красочное описание моря, эпитеты отсутствуют. Вообще, безэпитетность − характерная черта поэтического стиля Бродского, проявляющаяся во многих его стихотворениях [7].
Вообще, в стихотворениях Бродского часто можно встретить морской пейзаж, но не конкретные детали, связанные с морем. Мы видим, что море как часть какого-либо определённого ландшафта менее интересно Бродскому, чем море как философское пространство.
На втором месте по частоте употребления в текстах находится существительное лес (43). Так же, как и море, лес представлен в контексте не просто как ландшафтный объект, а как подвижный, активный субъект, совершающий действия (шумят леса, чернеет лес, лес мелькает, приближается лес, приснится лес и т. д.). Кроме того, лес у Бродского приобретает качества одушевленного предмета, живого существа. Такие примеры олицетворений можно встретить во многих произведениях (чтоб видел лес, лес дышит, будет помнить лес, спят реки, горы, лес и т. д.).
Но, в отличие от существительного море, лес чаще употребляется с прилагательными (лес родной, в пустом лесу осеннем, черный лес, багровый лес). Отдельно следует выделить и употребление устойчивого сочетания слов:
Он лезет сквозь дремучие леса,
Женился бы. Но времени в обрез.
(И. Бродский «Из "Школьной антологии"»). [Бродский 2001: 300].
Следующим словом, вошедшим в исследуемую нами группу, является слово холм (38). В первую очередь следует отметить, что, в отличие от двух предыдущих рассмотренных слов, лишь в одном из проанализированных нами стихотворений холмы выступают, как активный объект, совершающий действие:
Холмы песка плывут со всех сторон,
Как прежде, - будто куст не подал знака.
(И. Бродский «Исаак и Авраам»). [Бродский 2001: 153].
Во всех же остальных выбранных нами текстах холмы выступают, как пассивный объект, на который направлено действие (поскачешь по холмам, согнать с холмов, по холмам несутся, неслась к холму, громоздит на впадины холмы и т. д.).
Также существительное холмы употребляется и в сочетании с именем прилагательным (по застывшим холмам, на бескрайних холмах, по всем пустым холмам, по замерзшим холмам, по бескрайним холодным холмам). Все данные сочетания слов образуют эпитеты, схожие по своей характеристике и обозначающие аналогичные качества.
По частоте употреблений существительное река (28) занимает четвертое место. В отличие от предыдущего рассмотренного слова, река часто выступает как субъект действия (извивались реки, реки замыкаются во льду, река стоит на месте, река распласталась, реки блестят и т. д.). В рассмотренных нами текстах встретилось и сочетание слов, где реки выступают как одушевленный предмет:
Уснуло все. Спят реки, горы, лес.
(И. Бродский «Большая элегия Джону Донну»). [Бродский 2001: 141].
Так же, как и предыдущие рассмотренные нами слова, слово река употребляется в сочетании с именами прилагательными, образуя эпитеты (над бледной рекой, по темной реке, ночной реки, лютей реки, промерзшей до дна).
Следующим словом в рассматриваемой нами выборке является существительное поле (23). Из всех выбранных словоупотреблений лишь однажды поле является субъектом действия:
бродит поле такой белизны,
что темнеет в глазах у метели.
(И. Бродский «В феврале далеко до весны...»). [Бродский 2001: 166].
Предпоследним рассматриваемым словом является слово роща (17). Во всех предложениях является пассивным объектом, на который направлено действие, кроме двух случаев (роща быстро гнется, роща стоит одна). Здесь существительное роща является объектом, производящим действие и в предложении является одним из главных членов – подлежащим. Вместе с прилагательными образуются эпитеты, усиливающие мрачное настроение (пустую рощу, роща нагая, березовых рощ, дубовых рощ и т. д.).
И последним словом в рассмотренной нами выборке является слово горы (12). Единственный случай из выборки, где существительное горы выполняет роль объекта, производящего действие, является предложение:
Уснуло все. Спят реки, горы, лес.
(И. Бродский «Большая элегия Джону Донну» ). [Бродский 2001: 141].
В этом же предложении можно выделить и олицетворение (спят горы).
Также следует выделить и единственное сочетание слова гора с прилагательным:
…умереть мне вдали от тебя
в голубиных горах…
(И. Бродский «Стансы городу»). [Бродский 2001: 113].
2.2. Смысловые отношения внутри корпуса ландшафтной лексики
Особое внимание следует уделить рассмотрению отношений синонимии и антонимии внутри корпуса ландшафтной лексики. В некоторых стихотворениях слова, относящиеся к теме «Ландшафтная лексика» употребляются не единично, а в парах.
Противопоставленность лексических единиц по одному семантическому признаку в составе лексико-семантических групп выявляет один из типов парадигматических отношений – антонимические. При противопоставлении лексических единиц в антонимические отношения могут вступать слова, значения которых осмысляются как противоположные за счет того, что они называют соответствующие реалии, способные в действительности противопоставляться.
В выбранных нами текстах встречаются пары слов, являющиеся антонимами. Это слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения, например:
…любовью, на которую способен
лишь человек, которому не все
равно, где заблудиться: в чаще или
в пустыне.
(И. Бродский «Post aetatem nostram»). [Бродский 2001: 329].
Также в текстах анализируемых произведений можно выделить множество сравнений. Известно, что для поэта-метафизика, которым являлся Иосиф Бродский, образность перестала служить целями иллюстративности, она стала мощным аналитическим инструментом, способствующим движению мыслительного процесса, аргументации положений, оправданию суждений. Так поэт-метафизик в меньшей степени зависел от образных штампов школы или направления, чем поэт-лирик.
Бродского можно назвать блестящим продолжателем некоторых положений школы Джона Донна [5], усвоившим не букву, а дух, не плоды, а принципы.
Достаточно часто в стихотворениях Бродского встречаются и сравнения:
Одни леса стоят стеной вокруг,
а только дождь в траве огромной пляшет.
(И. Бродский «Большая элегия Джону Донну»). [Бродский 2001: 143].
Пойдем туда, где реки все блестят,
как твой кинжал, но плоть ничью не ранят.
(И. Бродский «Исаак и Авраам»). [Бродский 2001: 155].
Зубчатый фронт, как будто черный лес,
над Исааком, все стволы притихли.
(И. Бродский «Исаак и Авраам»). [Бродский 2001: 143].
И, как смерть холодна,
роща стоит одна,
без стремленья вослед,
без особых примет.
(И. Бродский «Ветер оставил лес...»). [Бродский 2001: 143].
Продолжая разговор о сравнениях, следует отметить, что у Бродского распространенное сравнение обычно компактнее, и оформлено не так, как у метафизиков и русских классиков. Однако, он намного ближе к англичанам, чем к своим русским поэтам-предшественникам, в творчестве которых удельный вес декоративности в сравнениях превышает рациональное. При этом не следует понимать декоративность как нечто лучшее или худшее, чем любая другая ориентация на любую другую художественную практику. Просто у Бродского, совсем не чуждого декоративности в сравнениях, преобладает интеллектуальное при их отборе и использовании. Если мы сформулируем роль сравнения в поэзии ΧΙΧ-го и первой половины ΧΧ-го века в самых общих чертах как передачу эстетически-чувственного или поэтически-музыкального, то в поэзии Бродского роль сравнения качественно иная − через неожиданное сопоставление способствовать раскрытию сущности вещей и явлений.
2.3 Структурирование пространства средствами передачи пейзажа в стихотворениях Иосифа Броского
Изучая поэзию Иосифа Бродского, необходимо отметить, что он принадлежал к течению поэтов постмодернизма, оформившемуся в конце XX века. Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) - это направление в искусстве, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не сколько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность современного мира. В научных теориях до сих пор нет однозначной оценки этого феномена литературы конца XX века и отношение критиков к нему зачастую противоположны.
Произведения Бродского существенно отличаются от лирики поэтов предыдущих поколений и это связано, прежде всего, с новым пониманием мира, переоценкой ценностей и с умаленной ролью человека в обществе. Необычен и язык стихотворений, «трудный» для восприятия.
Однако Бродский в своей поэзии стремился не только к красоте языка, но и даже к внешней красоте своих произведений. С этой позиции его можно назвать «словесным эстетом». При чтении Бродского иногда создается впечатление, что каждую свою фразу он тщательно отбирает, отбрасывая все лишнее:
идут сквозь толпу людей,
потом - вдоль рек и полей,
потом сквозь леса и горы,
все быстрей. Все быстрей.
(И. Бродский «К северному краю»). [Бродский 2001: 170].
В рассмотренных нами стихотворениях можно выделить следующую закономерность: слова, относящиеся к теме «ландшафтная лексика» располагаются чаще всего в конце стихотворной строки:
Бесшумный поезд мчится сквозь поля,
наклонные сначала к рельсам справа…
(И. Бродский «Исаак и Авраам»). [Бродский 2001: 159];
Один, кряхтя, спотыкаясь,
другой, сигаретой дымя -
в тот вечер они спускались
по разным склонам холма.
(И. Бродский «Холмы»). [Бродский 2001: 134];
И лес растет. Вершины вверх ползут...
И путники плывут, как лодки в море.
(И. Бродский «Исаак и Авраам»). [Бродский 2001: 149].
Ритмические паузы в конце строк интонационно выделяют, подчеркивают те слова, которые стоят в конце стихотворных строк. Слова, обозначающие ландшафтные объекты, стоят в конце строк, а это самое ударное, самое значимое место в стихах.
Положение же разных пространственных оппозиций приводит к появлению сложных специальных моделей, которые, задают специфику авторской картины мира. Все эти наименования пространственных зон обретают такие аксиологические характеристики, как «положительное отрицательное», «свое — чужое», «мнимое — явное», поэтому специальные образы, попадая в ту или иную пространственную модель, меняют свою семантику и аксиологическую окраску:
Присно, вчера и ныне
по склону движемся мы.
Смерть - это только равнины.
Жизнь - холмы, холмы.
(И. Бродский «Холмы»). [Бродский 2001: 138].
Таким образом, следует отметить, что пейзаж в поэзии Бродского имеет много общего с особенностями данного жанра в живописи: описание того, что происходит вокруг — это попытка мастера удержать, зафиксировать события и детали действительности. Не столько важно изображение пространства, где происходят описываемые события, сколько важны чувства, которые ассоциируются с названиями ландшафтных объектов.
Бродский в своей поэзии стремился не только к красоте языка, но и даже к внешней красоте своих произведений.
Заключение
Вслед за все растущей популярностью растет осознание значения, влияние поэтики Бродского. Он привнес в русскую поэзию выразительные качества английской, классической латинской поэзии. О чем бы ни говорилось в стихах Бродского − в них говорилось сразу обо всем: о жизни и смерти; первый попавшийся сюжет стремительно восходил к судьбе человека во вселенной, и любое слово («куст», например, или «холмы»), стоило только повторить его, поставить под ударение, − любое могло превратиться в метафору этой судьбы. Тут не было установки на многозначительное иносказание, а был странный и трудный дар чувствовать мир как целое: всю его протяженность, всю прелесть, всю тяжесть, весь его трагизм.
Стихотворения Бродского эмиграционного периода чрезвычайно сложны для понимания. Непривычный образный мир, усложненный синтаксис, обилие пропусков и намеков на неведомые события существенно затрудняют работу читателя. Однако из этого вовсе не следует, что его поэзия не может быть воспринята. Тем более что по предельной концентрации чувств, по заложенному в стихах эмоциональному заряду и способности отражать окружающий мир на пределе человеческих возможностей, лирика Бродского - типично русская лирика. А для того чтобы она стала доступной, не остается ничего другого, как проводить дополнительные исследования, шаг за шагом восполняя пробелы, раскрывая значение каждого образа, выявляя глубинный подтекст, который скрывается за внешней противоречивостью поэтического языка Бродского.
В нашей исследовательской работе мы отобрали сто сорок шесть стихотворений Иосифа Бродского. Рассмотрев количественные и качественные характеристики ландшафтной лексики, а также проанализировав стихотворения, в которых присутствуют слова, относящиеся к теме «Ландшафт», мы пришли к выводу о том, что Бродский особое внимание уделяет описанию пространства и времени. Пространство для Бродского – место пребывания вещей, а пейзаж – это устойчивая метонимия пространства. Пространство сводит все свои линии в одну точку, в которой и находится лирический субъект. Зачастую в произведениях Бродского описание пейзажа ограничивается только лишь называнием ландшафтного объекта (море, лес, горы, холмы).
Проводя нашу исследовательскую работу, мы коснулись проблемы изучения текстов Бродского на уроках в старших классах средней школы. Разбор стихотворений Иосифа Бродского, которые входят в последнее время в некоторые школьные программы, часто становится труден как для школьников, так и для самих учителей. Трудности возникают даже не во время анализа, но ещё на подступах к нему: сам смысл стихотворения остаётся читателю неясен. С творчеством Иосифа Бродского ученики до 11 класса, как правило, не встречаются. Изучение его произведений осложняется тем, что оно обычно приходится на конец учебного года, когда особенно актуальной становится подготовка к выпускным экзаменам.
В ходе проведенного исследования было выяснено, что природа в поэзии Иосифа Бродского − это часть антропологии, и здесь мы можем говорить об отдельных природных реалиях как знаках существования человека. Природа у Бродского − это не сама природа, а знаки настроений и состояний человека.
Список литературы:
Баткин Л.М. Тридцать третья буква. Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М., 1997
Вайль П. Пространство как метафора времени: стихи Иосифа Бродского в жанре путешествия // `Joseph Brodsky'. Ibid. C. 405-416.
Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 3-е изд. М., 2000.
Иванов В.В. О Джоне Донне и Иосифе Бродском // Иностранная литература. 1998. №9. С.180-181.
Иваск Ю. Литературные заметки: Бродский, Донн и современная поэзия // Мосты. Нью-Йорк, 1966. №12. С.161-171.
Корнева В.В. Ландшафтная лексика в языковом сознании этноса (по данным ассоциативного словаря) / В.В. Корнева // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2006, № 1. – С. 16-23.
Крепс М. Б. О поэзии Иосифа Бродского. Анн-Арбор. 1984
Крепс М. Б. Поэтика Бродского. Нью-Йорк, 1986.
Лосев А. Первый лирический цикл Иосифа Бродского // Часть речи. 1981/82. Альм. №2/3. С.63-68
Лотман Ю.М., Лотман М.Ю. Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского `Урания)' // Лотман Ю.М. Избранные статьи [Т.3]. Таллин: Александра, 1993. С.294- 307.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2004.
Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском пейзаже середины XIX в. — М.: Наука, 1972.
Полухина В., Перли Ю. Словарь тропов Бродского (на материале сборника "Часть речи"). Тарту, 1995.
Себина Е.Н. Пейзаж. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1999.
Стернин И. А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж:1979.
Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной...". Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
Список источников:
Бродский И. Стихотворения Поэмы. М.: 2001.
Список интернет-источников:
https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-tipologicheskie-osobennosti-esseistiki-i-a-brodskogo
http://www.ruthenia.ru/annalystxt/Brodcky.htm
http://www.rumvi.com/products/ebook/поэтический-язык-иосифа-бродского/e71f8e8c-77d8-4fc6-b885-6b08cd61efc1/preview/preview.html
http://conf.sciencepublic.ru/wp-content/uploads/2016/07/spc26.06.2017
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/107-literature/1034-2012-03-02-02-36-47.html
Приложение
Алфавитный словарь
Бархан
Болото
Бугор
Бухта
Водоем
Впадина
Гора
Долина
Залив
Круча
Лес
Лощина
Луг
Море
Обрыв
Овраг
Озеро
Поле
Поляна
Пригорок
Пруд
Пустыня
Равнина
Река
Роща
Ручей
Склон
Сопка
Степь
Ущелье
Холм
Чаща
Частотный словарь
Словоформа | Количество словоформ |
море лес холм река поле роща гора овраг пустыня равнина ручей бархан склон озеро болото луг бугор бухта водоем долина залив круча чаща сопка пруд обрыв пригорок поляна впадина лощина ущелье степь | 52 43 38 28 23 17 12 9 9 9 8 6 6 6 4 4 3 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 |
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Что общего у травы и собаки?
Рукавичка