Региональный конкурс
проектных и исследовательских работ обучающихся
«ЛЕСТВИЦА»
Курская область, Черемисиновский район
«2017 год – 980 лет основания Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве первой библиотеки Древней Руси (1037)»
Проект по теме, определяемой согласно памятным и иным датам в российской культуре, истории Русской Православной Церкви
Вложение | Размер |
---|---|
lestvitsa.doc | 100 КБ |
annotatsiya.doc | 22 КБ |
derkachev.pdf | 530.96 КБ |
Региональный конкурс
проектных и исследовательских работ обучающихся
«ЛЕСТВИЦА»
Курская область, Черемисиновский район
«2017 год – 980 лет основания Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве первой библиотеки Древней Руси (1037)»
Проект по теме, определяемой согласно памятным и иным датам в российской культуре, истории Русской Православной Церкви
Автор: Деркачев Денис Олегович, 11 лет, 5 класс.
МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» Черемисиновского района Курской области
e-mail: gorlatykh.oks@yandex.ru
телефон: 89207262194
Руководитель: Горлатых Оксана Ивановна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» Черемисиновского района Курской области
e-mail: gorlatykh.oks@yandex.ru
Телефон: 89207328036
Курск
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
I. История книги……………………………………………………………………..5
II. Книга на Руси………………………………………………………………..……7
III. Библиотека Ярослава Мудрого……………………………………...………….9
IV. Книга и школьник сегодня…………………………………………….………11
Заключение……………………………………………………...…………………..12
Библиографический список………………………………………………..………15
Приложение…………………………………………………………………………16
Введение
Книга славилась людьми всегда во всех уголках мира. Она была и другом, и советчиком, и учителем. Издавна книгу считали волшебным средством, питающим человеческую душу, совершенствующим ее.
О важной роли книги в жизни человека и общества в целом можно судить по отношению к ней выдающихся личностей прошлого. Так известный древнеримский политический деятель, оратор и философ I века до н. э. Марк Туллий Цицерон говорил: «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души». А древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря Нестор советовал: «Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей».
В любой стране мира, в любой религии отмечается неразрывная связь книги и души человека.
Необходимо отметить, что книги почитались на Руси всегда, с самого момента их появления. В древнерусском сборнике изречений «Пчела» отмечалось: «Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное». А в «Поучении соловецкой библиотеки» книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель «выносит жемчуг драгий». После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: «Добро есть, братие, почитание книжное».
О важной роли книг говорится и фольклоре. Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Книга – лучший подарок» и т.д. «Книга — учитель Книга – наставница Книга – близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук».
Книга является поистине уникальным явлением человеческой культуры. Можно смело утверждать, что современная цивилизация возникла благодаря книге, если понимать ее широко как способ передачи универсальной информации (знаний, традиций, мифологии, а значит мировоззрения) от поколения к поколению. Символика книги является универсальной для всех культур, времен и народов. Это символика веры, мудрости, просвещения, знания и литературной деятельности.
Бесспорно, книги представляют собой не только и не столько материальную ценность, сколько ценность духовную, семейную, вековую. Двери библиотеки Рамзеса Второго украшала надпись: «Душевное лекарство». Именно это «душевное лекарство» было самым востребованным и доступным не одним поколением россиян. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. И весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире».
Актуальность нашей исследовательской работы заключается в том, что сегодня люди недооценивают роль книги в их жизни. Необходимо напомнить обществу об истории создании книги и первой библиотеки, отметить важность чтения для души человека, тем самым популяризировать чтение.
Целью нашей работы является анализ и описание роли книги в жизни общества.
Цель предполагает решение следующих задач:
- изучить историю возникновения книги и первой библиотеки;
- определить роль и функции книги в жизни человека;
- провести исследование «Книга и школьник».
Объектом исследования являются книги.
Предмет настоящего исследования – современное отношение школьников к книге.
В процессе работы были использованы эмпирические и теоретические методы: поисковый, метод анкетирования, беседы, наблюдения, аналитический, сравнения, классификации, обобщения.
В работе рассматриваются вопросы эволюции книги, роли книги в современном мире, подобраны высказывания и афоризмы о книге и чтении.
Проектная работа была успешно представлена и защищена на общешкольном мероприятии.
Наукой принято считать, что первыми книгами являются шумерские и египетские тексты, датируемые второй половиной IV тысячелетия до н. э. Однако, это были не книги в полном смысле слова, а лишь отдельные записи. Первая точно датированная печатная книга — это буддийская «Алмазная сутра». Она имеет точную дату издания — 11 мая 868 года. Этот пятиметровый бумажный свиток, заполненный иероглифами, был обнаружен в Китае в 1907 году. Но если считать книгой не свитки и не таблички, а то, что мы считаем книгой сегодня, то есть скрепленные воедино листы, то самую древнюю книгу создали этруски. Она была изготовлена около 600 года до н. э. и состоит из шести золотых пластин, соединенных двумя золотыми кольцами. Эту книгу нашли в захоронении, обнаруженном при строительстве канала в долине реки Струма в Болгарии. К сожалению, язык этрусков до сих пор не расшифрован, поэтому о содержании данного сочинения можно только догадываться.
Происхождение слова книга точно не установлено. Наиболее предпочтительным является объяснение слова как праславянского заимствования из др.-тюрк. яз., где булгарск. Küinig — уменьшит.-ласкат. суф. производное от küin (ср. уйгурск.kuin "книга"), передающее кит. küen"свиток". Ведь книга была первоначально в виде свитка.
Первыми создателями рукописных книг были монахи. Труд писца был очень почётен и приравнивался к великому подвигу. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художник заполнял страницы рисунками, причудливым шрифтом писал заглавие. Затем книгу одевали в переплёт, украшали серебром и драгоценными камнями. Крышки переплёта замыкались застёжками. Одна книга делалась очень долго и стоила очень дорого (за неё давали табун лошадей). Таким образом, книги были подлинным произведением искусства и дорогим удовольствием.
Можно ли говорить о роли книги в жизни человека, не упомянув главную книгу христиан – Библию? Би́блия (греч. βιβλία –мн. ч. от βιβλίον– «книга») – собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Именно в Библии и в Евангелии рассказывается о рождении Христа и его странствиях. Рассказывается и о том, как, бежав со всеми остальными иудеями из Египта, великий мудрец Моисей услышал голос Господа Бога, который сказал: «Моисей, поднимись на тот холм». Моисей послушался и взошёл. И тогда с неба ему на руки спустились две глиняных таблички, на которых было написано 10 Божьих заповедей. Эти дощечки называются СКРИЖАЛЯМИ. Я думаю, что зарождение книги началось именно с этих дощечек.
Первые библиотеки в Европе возникли в эпоху Средневековья при монастырях, а затем при школах, колледжах и университетах (например, во Франции – при парижской Сорбонне). В монастырских библиотеках были особые мастерские – скриптории. Там грамотные монахи переписывали книги, ведь потребность в них все возрастала.
Библиотека – это своеобразный ковчег в безграничном море книг. В наше информационное время искусством становится не только чтение, но и выбор нужных книг. И хотя с течением времени меняется как их содержание, так и форма; неизменным остается извечная потребность человека в познании, открывать что-то новое.
II. Книга на Руси
История возникновения первых книг на Руси начинается уже с первых берестяных грамот, которые появились в Новгороде. А в 863 году произошло величайшее событие: была изобретена славянская азбука. Именно тогда для выполнения великой миссии просвещения выбор константинопольского патриарха пал на двух родных братьев: Константина (827-869) (его монашеское имя было Кирилл, а в миру прозвали Философ), и Мефодия (815-885). Оба они родились в греческом городе Солуни – отсюда и называют великих просветителей «Солунские братья». К 863 г. они оба служили при Константинопольском дворе. Даже сам император знал их как людей высокообразованных и искусных дипломатов.
Главной целью императора была политическая и духовная экспансия в среде восточных славян. Но на деле Кирилл и Мефодий боролись за право славян на подлинную духовную самостоятельность, на равенство славянского языка с греческим, латинским и еврейским, за право вести богослужения на славянском языке. По свидетельству Черноризца Храбра Кирилл изобрел алфавит, состоящий из 38 букв, из которых 24 практически соответствовали буквам греческого алфавита. Так и возникла первая азбука.
Официально же история книжного дела на Руси началась в 1057 году. Самой первой рукописной книгой, написанной на кириллице, является Остромирово Евангелие на пергаменте - кожаная книга, которая создавалась с октября 1056 по май 1057 г. Написано евангелие было для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием всего за 8 месяцев. В соответствии с принятой в те времена византийской традицией, в послесловии к книге восхваляется имя Остромира и содержится нижайшая просьба о снисхождении к ошибкам переписчика. На сегодняшний день это подлинный шедевр книжного дела Древней Руси. Поэтому имя Григория стоит одним из первых в ряду русских книжников и создателей рукописных книг - великих произведений, являющихся шедеврами мировой культуры.
Почти вся древнерусская письменность и просвещение сосредоточивались в монастырях. С одной стороны, круг грамотных или «книжных» людей в древней Руси почти только и ограничивался духовенством и монашеством, а с другой стороны никто кроме монахов не имел столько досуга и столько усердия для чтения, переписки и составления книг, что считалось в древней Руси делом «душеполезным» и богоугодным. «Первыми монастырями, которые начали заботиться о заведении настоящих библиотек четиих книг, были монастыри преп. Сергия Радонежского и преп. Кирилла Белозерского» (Голубинский), а за ними начали составлять собрания книг и рукописей и другие монастыри Руси.
Так в библиотеке Троице-Сергеева монастыря, по описи 1641 года, числилось до 700 рукописей. В монастырях составлялись и переписывались не только произведения специально церковной «учительной» литературы, как жития святых (любимый предмет чтения древнерусских грамотных людей), проповеди, пастырские послания, полемические сочинения против еретиков и иноверцев, но также и сочинения, имевшие огромное национальное и культурное значение, именно летописи и летописные своды, составляющие основу нашего исторического познания о древнем периоде родной истории. Кроме летописей древнерусские «книжники»-монахи составляли отдельные сказания о достопамятных исторических событиях, как например знаменитое сказание келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицина об осаде монастыря Сапегою и Лисовским и о событиях смутного времени вообще.
Шло время и книги из берестяных грамот и рукописей превратились в печатные издания. Более 450-ти лет тому назад, Иван Грозный утвердил открытие первой типографии на Великой Руси. Благодаря расширению территорий, развитию ремесленничества, хозяйства и торговли, населению Великой Руси, требовалось все больше знаний во всевозможных направлениях и областях, в том числе для духовного обогащения.
Необходимость печатных изданий возникла из-за несовершенства рукописных копий. Переписанные от руки книги, в большинстве случаев искажали информацию, а порой, даже смысл рукописи. Население росло, количество рукописных книг увеличивалось, а их качество стремительно снижалось. Доверие людей к переписчикам быстро иссякло, потому что никто не хотел читать дорогостоящие, не правдивые рукописи со скудным смыслом.
В 1563 году первопечатниками на Руси стали Петр Мстиславцев и Иван Федоров. Самым первым, точно датированным печатным изданием стала книга «Апостол», которая, в те времена, считалась основным учебником для изучения духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне. «Апостол» – это не просто книга, а своеобразная «Азбука» для церковно-приходских школ царских времен.
Миновали столетия, гравюры превратились в картинки и стали ярким украшением печатных изданий, в особенности детских. Шрифт стал стандартным и намного более понятным, чем пять веков тому назад.
Первая печатная книга, выпущенная Петром Мстиславцевым и Иваном Федоровым, на Руси, до сих пор является реликвией нашей Великой Державы. Древнее издание «Апостол» – это родоначальник печатной промышленности, которая шаг за шагом вела общество к прогрессу, новым знаниям и самопознанию.
III. Библиотека Ярослава Мудрого
Великий князь киевский Ярослав, который вошел в историю как Ярослав Мудрый, — выдающийся политический деятель XI века, учитель, автор первой кодекса законов Киевской Руси. В Киеве тогда было завершено строительство оборонных валов, построен собор св. Софии, на территории Киево-Печерской лавры, монастыри св. Ирины и св. Георгия.
Но одним из важнейших достижений Ярослава является создание первой библиотеки на Руси. Она была основана великим князем в 1037 году в качестве книгохранилища в Софийском соборе Киева. Собор, который в те времена был кафедрой киевского митрополита, был центром духовной и культурной жизни государства. В его многочисленных помещениях были организованы школы, были так же созданы мастерские переводчиков и переписчиков. Вокруг стены собора были расположены помещения для проведения народного собрания, в которых обсуждались основные проблемы внутренней и внешней политики.
Князь создал библиотеку за семнадцать лет до собственной смерти. Он практически создает, а не собирает, потому что каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась. Ярослав был настоящим полиглотом, и поэтому историки уверены, что он тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе. В результате удалось создать около тысячи книг.
Каждая рукописная книга была подлинным шедевром. Бумаги в то время еще не существовало, тексты были написаны на пергаментах, которые были сделаны из кожи молодых телят и овец. Обложки для книг были сделаны из сафьяновой кожи и украшены золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга.
Некоторые книги из библиотеки своего отца увезла во Францию в 1048 году как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого — Анна Ярославна. Став женой французского короля Генриха І, она, соответственно, стала королевой Франции. Одна из привезенных нею книга, рукописное Евангелие, стала знаменитой под названием — Реймское Евангелие, и все французские короли, до Людовика XIV, за семь веков, вступая на королевский престол, присягали именно на этой древней книге из библиотеки Ярослава мудрого.
Еще одна немалая часть книг была передана в качестве приданого других дочерей Ярослава, которые также стали женами представителей правящих династий Древней Европы. Но основная часть библиотеки, созданная Великим Князем даже после его смерти в 1054 году, вне всякого сомнения, находилась в Киеве.
Первое и последнее задокументированное упоминание о библиотеке Ярослава — в «Повести временных лет» в статье под 1037 годом: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам».
Можно утверждать, что во времена правления Ярослава Мудрого Софийский собор Киева располагал значительным собранием рукописных книг, местонахождение которых в настоящий момент, к сожалению, неизвестно.
IV. Книга и школьник сегодня
Известный библиофил Н.А. Рубакин писал: «Книга – это снаряд, воздействующий на чувства человека». Не случайно в русском языке существует выражение «люблю книгу», которое подчеркивает эмоциональную связь человека и этого явления культуры.
К сожалению, отношение к книге, как сокровищу, со временем утратилось. Количество книг на полках магазинов растет, а количество читающих – едва ли. Сегодня все больше людей предпочитают традиционной печатной книге альтернативу – чтение в сети Интернет, а также электронные книги и прочие гаджеты, а некоторые и вовсе считают чтение скучным и бесполезным занятием.
Чтобы узнать, как современные школьники относятся к книге, мы провели исследование. Для этого нами были созданы специальные опросники, в которых ребята отвечали на предложенные вопросы.
По результатам нашего исследования мы выяснили, что большинство опрошенных школьников среднего звена (62%) считают бумажную книгу устаревшим источником информации и предпочитают ей сеть Интернет. И лишь немногие (13%) полагают, что книга просуществует еще сотни лет и останется единственным достоверным источником знаний.
На вопрос «Для чего нужна книга?» абсолютное большинство учащихся (71%) ответили, что она необходима для обучения и образования. И, к сожалению, лишь некоторые ребята (12%) уверены, что книга необходима для душевного развития личности. (Приложение).
Хочется надеяться, что совсем скоро полученные нами показатели изменятся в лучшую сторону, и каждый человек с детства будет ценить, любить и уважать книгу. А главное – видеть в книге не только учебное пособие, а понимать ее истинное назначение, более высокое – формирование человеческой души.
Заключение
Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишённый чтения? Эта утрата была бы более невосполнимой, чем, например, исчезновение в нашей жизни электрического света, так как был бы потерян важнейший механизм в передаче и научных знаний и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину мрака, темноты и нравственного застоя. Мир стал бы удручающе обеднён, прервались бы нити от одного к другому, и наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения. Ведь книга, независимо от времени ее создания и характера обращения, бытования во времени и пространстве, является способом коммуникации. Выполняя эту главную функцию, она способствует развитию, обучению, образованию, воспитанию, формированию мировоззрения отдельного человека и целого общества.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Может ли случиться, что однажды из нашей жизни исчезнет такой культурный феномен, как книга? Или же книга всегда будет с нами? На эти вопросы пока нет ответа.
В результате своей работы мы успешно достигли поставленной цели. Для этого были решены следующие задачи:
- изучили историю возникновения книги и первой библиотеки;
- определили роль и функции книги в жизни человека;
- провели исследование «Книга и школьник».
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы: книга и по сей день остается важным источником информации, несмотря на альтернативы; дети осознают важную роль книги в жизни человека и считают, что это обязанность каждого воспитанного человека; к сожалению, подрастающее поколение предпочитают бумажной книге электронную. Мы надеемся, что скоро уйдет мода на книги электронные и вернется трепетное отношение к книге традиционной.
В конце хотелось бы представить стихотворение Владимира Набокова о книге, которое является актуальным спустя десятилетия:
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
В.Набоков.
Библиографический список
1. Агеносов В.В. Слово к молодому читателю: статья / В.В. Агеносов. – Русская литература ХХ века. - Москва: изд. дом «Дрофа», 1996. – с.36.
2. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993
3. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт.-сост. Е.М. Зуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 336 с
4. Леденев А.В. Современная литературная ситуация: статья / А.В. Леденев. – Русская литература ХХ в. Москва: изд. дом «Дрофа», 1996. – 350 с.
5. Левченко А.Н., Дудник О.Д. Изучение отношения старшеклассников к некоторым проблемам современности / Чтение детей и подростков в конце ХХ века. По материалам региональных исследований библиотек / Отв. Ред. И.А. Бетенко, Е.И. Голубева, В.П. Чудинова. М.: РГДБ, 1999. – 230 с.
6. Дьяченко Н.П. «Рождение книги» - Москва: 1990.
7. Матюшина В.С. Содержание чтения школьников / Чтение детей и подростков в конце ХХ века. По материалам региональных исследований библиотек (отв. Ред. И.А. Бутенко, Е. И. Голубева, В.П. Чудинова). М.: РГДБ, 1999. – 120 с.
8. Осокин В.В. Родное слово. Сборник / Осокин В.В. Томск: томское книжное издательство, пр. им. Фрунзе, 14, 1963. – 151 с.
9. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому.- М.: Книга, 1994.
10. Столяров Ю. «Книга – пища для души». // //Школьная библиотека, 2002, №4
11. Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1.Чтение как творчество. Ч.2.Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009
12. Чирва А. Книга в твоих руках (Книга для учащихся) М., «Просвещение», 1985
Приложение
Результаты опроса учащихся нашей школы:
1. Какова судьба бумажной книги?
- Бумажная книга – устаревший источник информации (62%);
- Бумажная книга нужна, но она уступает электронным вариантам (25%);
- Бумажная книга просуществует еще сотни лет (13%).
2. Для чего нужна книга?
- Книга нужна ля обучения и образования (71%);
- Книга нужна для душевного развития личности (12%);
- Книга – наш друг и способ развлечения ( 17%).
3. Какие книги есть у вас дома?
- Учебная и художественная литература (59%);
- Только необходимые книги (18%);
- У нас дома нет книг (4%);
- Дома есть книги, но я их не читаю (19%).
4. Какие книги вы предпочитаете?
- Бумажные (34%);
- Электронные и чтение он-лайн (66%).
5. Библиотека – это…
- настоящая ценность и богатство, необходимое учреждение (43%);
- полезное учреждение, но оно необязательно ( 32%);
- устаревшее учреждение, теряющее популярность (25%).
Региональный конкурс
проектных и исследовательских работ обучающихся
«ЛЕСТВИЦА»
Деркачева Дениса Олеговича
Название работы «2017 год – 980 лет основания Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве первой библиотек и Древней Руси (1037)»
Номинация (подчеркнуть одну номинацию):
Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному краеведению
Лучшее исследование, посвященное новомученикам и исповедникам Церкви Русской
Лучшая волонтерская организация или волонтерская акция года
Лучший проект, посвященный сохранению и укреплению семейных ценностей
Лучшая работа в области литературного или художественного творчества
Лучший мульти-медиа или интерактивный проект по православной культуре или краеведению
Проект по теме, определяемой согласно памятным и иным датам в российской культуре, истории Русской Православной Церкви
Краткая аннотация работы
Данная проектная работа посвящена изучению роли книги в современном обществе. Автором были поставлены и успешно решены основные цели и задачи. Изучена история книги русской и зарубежной, как культурного феномена, рассмотрена ее роль в истории человечества, в науке и религии. Рассмотрены исторические сведения о библиотеке Ярослава Мудрого, а также роли монастырей в сохранении и приумножении книг. Кроме того, автор представляет результаты исследования, посвященного современному отношению школьников среднего звена к книге.
Девчата
Сторож
В поисках капитана Гранта
Рисуем ананас акварелью
Прекрасное далёко