Одним из основных параметров необходимых для успешного обучения является готовность и уровень оснащения учебных классов, где дети и учителя проводят большую часть своей школьной жизни.
Правильное оформление школьного кабинета – это одна из основ успешного педагогического процесса. Удачно подобранные и расставленные вещи способны создать приятную атмосферу, настроить учеников на плодотворную работу, а также помочь учителю в достижении поставленных целей.
Цель проекта:
проанализировать состояние школьных кабинетов, и их готовность к условиям обучения
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_3a_klass_polyanskaya.docx | 276.54 КБ |
Как должны быть оснащены кабинеты, соответствующие современным условиям обучения?
Автор проекта:
Ученица 3 «А» класса МКОУ «Приобская СОШ»
Полянская Яна
Руководитель исследовательской работы:
Котрехова Ирина Александровна.
Содержание: страница
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Цель проекта…………………………...………….………………………………………………...3
Задачи проекта……………………………...…………….…………………………………………3
Гипотеза проекта…………………………………...…………….…………………………………3
Объект исследования…………………………………………….………………………………....3
Методы исследования.…………………………………………….……………………………......3
1.Требования: ………………………………………...………….….………………………………3
-к помещению и оборудованию класса ……...……………………………………………….…..3
-к воздушно-тепловому режиму………………..……………………………….…………………4
-к естественному и искусственному освещению…..………..…………………………………...4
-к цветовой гамме…………………………..………………………...………….…………………4
-к водоснабжению и канализация………….…………….…………………….………………….5
-к санитарному состоянию и содержанию………………………………………………………..5
-к размещению и хранению учебного оборудования…………………………………………….5
-к учебно-методическому обеспечению кабинета……………………………………………….5
-оборудование рабочего места учителя…………………………………………………………...5
-рабочее место ученика…………………………………………………………………………….5
-к оформлению интерьера кабинета………………………………………………………………6
-передняя стена класса……………………………………………………………………………..6
-озеленение кабинетов……………………………………………………………………………..6
2.Общие требования безопасности при проведении занятий…………………………….……..7
3.Правила поведения учащихся в кабинетах………………………………………………….…..7
4.Инструкция по пожарной безопасности…………………………………………………….…. 7
- в классе запрещается……………………………………………………………………………....8
5.Опрос учеников……………………….……………………………………………………….….8
6.Опрос учителей……………………………………………..………………………………….….8
7.Опрос рабочего персонала………………………………………………………………………..9
8.Для преподавателей несколько советов……….……….………………………………………..9
9.Для рабочего персонала совет……………………………………………………………………9
10.Анализ кабинетов начальных классов……..………..………………………………………….9
11.Результат работы….………..…………………..………………………….………………...…10
12.Заключение…………………………………………………………….…………………..……10
13.Список литературы…………………….………………………………..…………………...…11
ВВЕДЕНИЕ.
Готовность образовательного учреждения к новому учебному году – одна из обязательных составляющих учебного процесса. Ежегодно каждая школа проходит проверку на предмет готовности к тому, чтобы принять детей 1 сентября в школу. Готовность школы к учебному году включает в себя массу составляющих. Это и готовность пришкольной территории, и антитеррористическая готовность, готовность школьной столовой, и противопожарная готовность, и, конечно, готовность учебных кабинетов и зала для проведения уроков физической культуры.
Одним из основных параметров необходимых для успешного обучения является готовность и уровень оснащения учебных классов, где дети и учителя проводят большую часть своей школьной жизни.
Правильное оформление школьного кабинета – это одна из основ успешного педагогического процесса. Удачно подобранные и расставленные вещи способны создать приятную атмосферу, настроить учеников на плодотворную работу, а также помочь учителю в достижении поставленных целей.
Цель проекта:
проанализировать состояние школьных кабинетов, и их готовность к условиям обучения
Задачи проекта:
- изучить литературу и требования по проекту
- изучить все требования к школьным кабинетам
- изучить состояние кабинетов
Гипотеза проекта:
оформление школьного кабинета – основа успешного педагогического процесса.
Объект исследования:
школьные кабинеты начальных классов.
Методы исследования:
-изучение литературы
-анализ кабинетов начальных классов
1.Требования:
К помещению и оборудованию класса.
-каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в соответствии с его ростом
-ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствовать гигиеническим требованиям
-парты расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше
-соблюдать размеры проходов и расстояний
-между рядами двухместных столов-не менее 60 сантиметров
-от первой парты до учебной доски не менее 240 сантиметров
-стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом
-полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
В кабинетах нашей школы требования к оборудованию класса, соблюдаются. Между рядами расстояние 64 сантиметра, что соответствует норме.
К воздушно-тепловому режиму.
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съёмными деревянными решетками, располагаются под оконными проёмами и имеют регулятор температуры.
-отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями
-форточки должны функционировать в любое время года
-помещения проветриваются во время перемен
-до начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание
-в теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых форточках.
Ни в одном кабинете не были замечены самодельные нагревательные устройства. Также во всех кабинетах форточки открываются.
К естественному и искусственному освещению.
Естественное освещение:
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. Должно быть боковое левостороннее освещение. Проёмы оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи, тканевые шторы светлых тонов).
Искусственное освещение:
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
Во всех кабинетах нашей школы имеются жалюзи. Освещение соответствует требованиям. Боковое левостороннее освещение в кабинетах начальных классов.
К цветовой гамме.
Один из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета, считается правильное использование цвета. Он является элементом создания психологического комфорта и средством эмоционально-эстетического воздействия на организм человека. Правильно подобранный цвет вызывает удовлетворение, радость, уменьшает напряжение, снимает утомление нервной системы, оказывает благотворное воздействие на умственную и физическую деятельность.
Перед тем как подбирать цвета, следует помнить, что для интерьера классной комнаты существуют свои ограничения обозначенные в СанПиН. Это обусловлено тем, что каждый цвет по-разному влияет на психику человека. Особенно об этом не стоит забывать при оформлении школьного кабинета для младших школьников. Слишком яркие и пёстрые цвета может сильно нагружать психику ребёнка. Не стоит делать комнату очень яркой, как бы этого не хотелось.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающую матовую поверхность. Следует использовать следующие цвета красок:
-для классных досок - темно-зелёный, темно- коричневый цвета
-для дверей и оконных рам – белый цвет
-для мебели (парты, столы, шкафы)- цвет натурального дерева
-для стен – светлые тона желтого, голубого, розового, бежевого, зелёного.
В кабинетах начальных классов подобран правильный цвет для интерьера. Оконные рамы имеют все белый цвет. Классные доски зелёного цвета.
К водоснабжению и канализации.
Учебные помещения начальных классов должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением. В кабинетах обязательно устанавливается раковина.
Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Здания должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями.
В кабинетах имеется раковины. Везде установлен бойлер, имеется холодная и горячая вода.
К санитарному состоянию и содержанию.
В учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств.
Уборку класса проводят после окончания уроков при открытых форточках. Моют полы, протирают места скопления пыли. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке.
Окна снаружи и изнутри и оконные проёмы моют два раза в год (весной и осенью). Раковины чистят дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке.
По моим наблюдениям уборка в кабинете не всегда ведется с моющими средствами, но парты протираются каждый день.
К размещению и хранению учебного оборудования.
Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.
Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
-сохранность средств обучения
-постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках.
Для хранения в кабинетах используются шкафы.
К учебно-методическому обеспечению кабинета.
Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта и образовательной программы.
Наличие дидактических материалов, типовых заданий, тестов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
В кабинетах нашей школы есть классные уголки, наглядные материалы.
Оборудование рабочего места учителя.
В состав рабочего места учителя входят стол, классная доска, экран, компьютер.
Рабочее место находится перед третьим рядом столов обучающихся (ряд у окна).
Основные и вспомогательные места работы учителя оборудуются с учетом особенностей его трудовой деятельности и в соответствии с требованиями научной организации труда, техники и безопасности и этике.
Рабочее место преподавателей нашей школы соответствует требованиям.
Рабочее место ученика.
Включает в себя столы ученические одноместные или двухместные в комплекте со стульями. Мебель должна соответствовать росту учащихся.
Парты для учеников одноместные ( каб № 207, 105)и двухместные (с № 202 по 205), парты и стулья можно регулировать по высоте.
К оформлению интерьера кабинета.
На боковых стенах рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией, таблицы по русскому языку и математике, алфавит.
По задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам.
Допускается оборудование учебных кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающие гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное её освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
В игровой зоне, если используется мягкая мебель, необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже одного раза в месяц и по мере загрязнения.
Постоянную экспозицию составляют таблицы и карты, используемые почти на каждом уроке, а также портреты учёных-историков.
К сменной экспозиции относятся конструктивные материалы. Экспозиционные стенды следует располагать на боковой стене.
В наших кабинетах имеются интерактивные доски, проекторы. На боковых и задних стенах размещена информация с наглядным материалом.
Передняя стена класса.
Передняя стена класса всегда перед глазами учеников, поэтому чрезвычайно важно и рационально оборудовать и эффективно использовать классную доску. Классная доска должна быть длиной два метра и высотой один метр. Также они должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищать влажной тряпкой или губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертёжных принадлежностей.
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям.
Передняя стена класса во всех кабинетах соответствует требованиям. Во всех кабинетах нашей начальной школы имеются интеркативные доски.
Озеленение кабинетов.
Человек испокон веков жил среди красивого райского сада, окружённым множеством разнообразных растений, от огромных деревьев до маленького нежного цветка.
Комнатные растения необходимы в кабинетах, как взрослым, так и детям, поскольку они оказывают благотворное влияние на самочувствие и состояние здоровья.
Фитонциды – это вещества, выделяемые растениями и убивающие микробы.
Действия растений на организм человека:
-увлажняют воздух
-обогащают помещение кислородом
-оказывают успокаивающее действие
-создают эстетическую и комфортную обстановку в кабинете
Рекомендация по озеленению кабинетов:
-полезно держать растения в кабинетах школы
-необходимо выращивать растения, где их мало
-учащимся и учителям активно участвовать в озеленение кабинетов, потому то они выделяют в воздух кислород и очищают, увлажняют его.
В кабинетах не рекомендуется такие комнатные растения, как фикусы и пальмы, так как они забирают кислород.
Кабинеты школы имеют достаточно растений.
2.Общие требования безопасности при проведении занятий.
-к занятиям в кабинете начальных классов допускаются учащиеся с первого класса, прошедшие инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинетах
-при проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности
-при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения
-в процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, соблюдать в чистоте своё рабочее место
-учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
3.Правила поведения учащихся в кабинете.
-приходить на урок за 10 минут до звонка
-открывает кабинет дежурный ученик или учитель
-входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка
-садиться на своё место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем
-во время перемены приготовить ученические принадлежности к уроку
- не бегать вокруг столов
-не устранять неисправности самостоятельно
-в кабинете запрещается играть в подвижные игры
-нельзя кричать, употреблять грубые слова
-соблюдать порядок на своём рабочем месте
-во время занятий соблюдать тишину, быть внимательным и дисциплинированным, точно выполнять указания учителя
-на перемене соблюдать дисциплину и порядок
-не пользоваться посторонними предметами, представляющими опасность для жизни детей
- бережно относиться к имуществу, находящемуся в кабинетах, не рисовать на партах
-категорически запрещается самостоятельно открывать оконные рамы
-нельзя без разрешения учителя пользоваться электрической розеткой
-учащиеся должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.
4.Инструкция по пожарной безопасности.
-вместимость помещения должна соответствовать установленным нормам, иметь изолированные розетки
-расстановка мебели и оборудования в классе не должна препятствовать эвакуации людей
-в учебном классе необходимо размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, принадлежности, пособия
-в случае проведения ремонтных работ в классе срочно предупредить пожарную службу школы
-эвакуационные выходы из помещений должны быть обозначены указателями с надписью «Выход»
-по окончанию занятий в классах, учитель должен тщательно проветрить помещение, устранить выявленные недостатки, закрыть помещение, отключив освещение
-в случае возникновения пожара действия работников школы, в том числе учителя, должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуации и спасение.
У нас проводятся учения по эвакуации из школы. Каждый класс знает как и где нужно выходить из школы
В классе запрещается:
- применять для целей отопления самодельные нагревательные устройства
-производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей
-оставлять без присмотра нагревательные приборы
-использовать пиротехнические средства
-сушить вещи на отопительных приборах.
5.Опрос учеников.
Я решила провести опрос среди учащихся начальной школы. Каждому ученику было задано по два вопроса.
1. Соблюдаете ли вы, чистоту на своём рабочем месте?
Варианты ответа: а) да
б) нет.
«да» ответили – 97 человек, «нет» ответили -11 человек.
Вывод: по результатам опроса, многие ученики соблюдают чистоту на своём рабочем месте.
Совет: в школе существуют определённые правила, которые должны соблюдать все школьники. Это нужно для того, чтобы сделать учёбу в школе делом приятным, удобным и комфортным для всех участников процесса.
2.Для чего разводят растения в школьных кабинетах?
Варианты ответа: а) для красоты
б) растения обогащают помещение кислородом
«вариант а» ответили –24 человека, « вариант б» ответили -84 человека.
Вывод: некоторые учащиеся не владеют знаниями о влиянии растений на окружающую среду и здоровье человека. Не случайно, для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, наша школа на протяжении многих лет отдаёт большое предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и аллергены в помещении.
6.Опрос учителей начальной школы.
Провела опрос среди учителей начальных классов.
Мои вопросы для преподавателей:
1.Как часто вы проводите проветривание в учебных кабинетах?
Ответы преподавателей совпадали - проводят проветривание два, три раза в день.
Совет: проветривание учебных помещений обязательно, чтобы воздух был чистым. Чистый воздух, содержащий достаточное содержание кислорода - одно из важнейших условий нормального развития организма ребёнка. Особенно эффективно очищает воздух сквозное проветривание.
2.Соблюдают ли учащиеся правила поведения в кабинетах?
Ответы учителей тоже совпадали – не всегда и не все ученики соблюдают правила поведения.
Совет: если ученики будут знать правила поведения, и соблюдать их, то школьная жизнь будет интересной и организованной.
Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит время не на объяснение материала, а на попытки успокоить учеников. Поэтому так важно, чтобы правила поведения соблюдались всеми учениками без исключения.
В первую очередь воспитание детей начинается дома. Родители должны больше времени уделять своим детям, воспитывать их.
7. Опрос рабочего персонала:
1.Как и когда вы проводите уборку в учебных помещениях?
Ответ: производится влажная уборка в учебных кабинетах после уроков, при открытых форточках.
2.Когда проводится генеральная уборка?
Ответ: генеральная уборка проводится на каникулах.
Совет: генеральная уборка должна проводиться, по санитарно-эпидемиологическим требованиям, не реже одного раза в месяц.
3.Когда вы моете окна?
Ответ: окна моются летом.
Совет: по санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения, очистку и мытьё стекол производить по мере загрязнения, но не реже два раза в год (осенью и весной).
8. Для преподавателей несколько советов:
- строго следить за температурой воздуха в кабинетах. Температура воздуха должна быть 18-24С
-регулярно проводить сквозное проветривание в учебных помещениях, после занятий
-следить за классными досками, чтобы они хорошо и регулярно промывались
-необходимо озеленение кабинетов
-кабинеты содержать в чистоте.
9. Для рабочего персонала совет:
Проведя опрос рабочего персонала, можно сделать вывод, что в их работе есть нарушения.
Содержание помещений в полном порядке и чистоте возможно лишь при добросовестном проведении уборки.
Чтобы хорошо учиться и правильно развиваться, любому ребёнку необходимо крепкое здоровье. А его может нарушить длительное сидение в душном запылённом классе. Поэтому генеральная уборка очень важна. Она включает в себя следующие, обязательные этапы:
-удаление мусора и пыли
-смывание загрязнений
-дезинфекцию поверхностей.
График генеральных уборок в школе утверждается директором, а их качество проверяет медсестра.
10.Анализ кабинетов начальных классов.
Изучив литературу и требования, как должны быть оснащены кабинеты, соответствующие условиям обучения, можно сделать выводы:
-кабинета оснащены наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, что соответствует гигиеническим требованиям
-в кабинетах боковое левостороннее естественное освещение
-соблюдается температурный режим
-проводится проветривание кабинетов
-ежедневно делается влажная уборка, но генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств, проводится осень редко
-учащиеся, бережно относятся к имуществу школы
-преподаватели проводят инструктаж по пожарной безопасности
-мебель соответствует росту учеников
-благодаря растениям создаётся благоприятный микроклимат
11. Результат работы:
В ходе исследования я научилась:
А самое главное, я узнала, требования к условиям обучения в начальных классах.
12.Заключение.
Изучая литературу, особенности требований к условиям обучения, я узнала для себя много нового и интересного. Поделилась со своими одноклассниками интересными фактами.
Моя цель была, выяснить, соответствует ли кабинеты начальных классов, санитарно-гигиеническим нормам. И по всем результатам моей проверки, в нашей школе, кабинеты начальных классов, соответствует нормам и требованиям.
Также я проводила опрос среди учителей, и работников школы, и каждое мнение было для меня очень интересно. Сделала определенные выводы, рекомендации для учителей, работников школы и конечно для учеников.
Не каждая школа может себе позволить оборудование кабинетов по последнему слову техники и соответствии с требованиями обучения. Но, очевидно, что чем больше в школе классов, которые оборудованы передовыми технологиями, тем больше возможностей для развития индивидуальных способностей детей.
От того насколько грамотно оборудован, оснащён, оформлен кабинет, от того, насколько востребованы и эффективно работают имеющиеся в нём материалы, от того, насколько кабинет соответствует современным требованиям, во многом зависит успешность образовательной деятельности школы.
Создание условий - одна из важнейших обязанностей школы в целом и каждого Субъекта образовательного процесса в частности. От того, насколько точно выполняются требования, зависит эффективность обучения школьника, сохранность жизни и здоровья учеников и педагогов.
13.Список литературы:
1. Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальных классах: методические рекомендации. Фарино К.С., Кузнецова Л.Ф., Фарино Н.Ф. и другие - Минск. Печатковая школа. 2007год.
2.СанПиН № 2.4.2.16-33-2006 Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно - воспитательного процесса образовательных учреждений.
3. Князева Т., Князева Д. Комнатные растения. Издательство Эксмо .2014 год.
4.Шинкарчук С. Правила пожарной безопасности для школьников. Издательство Литера ИД. 2011 год.
5.Крутецкая В. Правила поведения и безопасности. 1-4 классы. Издательство Литера ИД. 2015 год.
6.Интернет-ресурсы:
-Контент-платформа Pandia.ru
-www.desniopik.ru
-www.zakonprost.ru
Флейта и Ветер
Композитор Алексей Рыбников
Фильм "Золушка"
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Притча о гвоздях