Исследовательская работа составлена на основе материала из интернет источников, информации, полученной на экскурсиях по родному краю. Исследовательская работа имеет цель работы: узнать, что такое гончарное ремесло, когда оно появилось на Руси, где сохранились ремесленные традиции.
Вложение | Размер |
---|---|
гончарное ремесло | 35.15 КБ |
Комитет образования и науки Курской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г.Льгова»
Областной конкурс
исследовательских работ обучающихся «Отечество»
Номинация: Культурное наследие
Тема работы:
«Русские традиции: гончарное ремесло»
Подготовила:
Бесчерева Вероника, 11 лет, обучающаяся
объединения «СОЛНЫШКО»
МБУДО «Дом детского творчества г.Льгова»
Адрес ОО: 307750, Курская обл., г.Льгов, ул.Комсомольская, д.49/77
Домашний адрес: 307750, Курская обл., Льговский р-н,
д.Сергеевка, ул.Буденого, д.14
Руководитель:
Фищенко Евгения Павловна
педагог дополнительного образования
адрес места работы: 307750, Курская обл., г.Льгов, ул.Комсомольская, д.49/77
контактный телефон: 89155164882
e-mail: ddtlgov2012@yandex.ru
2019 г.
Введение.
Наши предки издавна привыкли наделять все предметы, что окружали их в жизни, особыми магическими свойствами. Не обошли они своим вниманием и посуду. Они считали, что каждая ложка, плошка или поварешка может быть не только красивой или невзрачной, тяжелой или легкой, но и иметь свой набор чудодейственных качеств. За них, прежде всего, отвечал материал, из которого была изготовлена та или иная посудина. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу всем магических дел мастерам. Потому-то и любили его всевозможные ведьмы, колдуны и ведуны. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Вот ведь, поел человек из чугунка – у него тут же второе дыхание открылось. Неспроста, наверное, древний бог скандинавов Тор питался силой от своих чугунных перчаток.
«Постучи по деревяшке», — говорим мы, опасаясь за успех того или иного предприятия. Однако гораздо эффективнее иметь в доме экологически чистую посуду – деревянную. Регулярно готовить в ней еду и есть из нее. Считается, что в таком случае вы избавите себя и домочадцев от многих напастей, да и злословие завистников окажется бессильным. Древним славянам дерево помогало восстанавливать пошатнувшиеся отношения между кровными родственниками. Если они ссорились, то по древнему обычаю, повздоривших сородичей зазывали в один дом и буквально силком заставляли мешать деревянной ложкой кашу, которую готовили хозяева. Затем «драчунов и забияк» усаживали за одним деревянным столом и кормили этой самой кашей. Говорят, после такой процедуры мир, на радость всем, наступал быстро(об этом мы узнали на одной из экскурсий в Льговский Краеведческий музей).
«А вот глиняный горшок на удачу» - говорила мне бабушка.
А о том, что глиняная посуда была в большой чести у наших предков, мы узнали на уроках окружающего мира. Они давно заприметили, что она обеспечивает человека богатством. И человек, мечтавший разбогатеть, старался есть из глиняной посуды. Говорят, она покровительствовала и удачным денежным сделкам. Но, все же, всецело полагаться на нее в этом вопросе не рекомендовалось: не все ложкой щи хлебать, надо бы и поработать.
В нашем «Музее предметов быта» Дома детского творчества стоит глиняная посуда первой половины 20 века и горшки, изготовленные в современное время.(Приложение № 1). Мне стало интересно узнать, всели глиняные горшки одинаковы, какая глина пригодна для их изготовления и где сохранилось гончарное ремесло.
Объект исследования: история возникновения гончарного ремесла, разнообразие и география гончарных изделий.
Предмет исследования:глиняная посуда, игрушки, и другие предметы, изготовленные гончарами Курской области.
Цель нашего исследования - узнать, что такое гончарное ремесло, когда оно появилосьна Руси, где сохранились ремесленные традиции.
Задачи: 1. Найти информацию о появлении гончарного ремесла в мире и, в частности, на Руси. 2. Собрать материал о предметах быта – глиняных горшках, изготавливаемых в Курской области. 3. Попробовать изготовить глиняные изделия.
Методы исследования: 1. Рассмотрение имеющихся глиняных предметов в музеях города Льгова, села Дроняево Курчатовского района.2. Изучение справочной литературы и материалов сайтов интернета. 3. Обобщение и систематизация собранных материалов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать для школьного и самостоятельного изучения вопроса об истории жизни наших предков, предметах быта и различных видах ремесел.
Часть 1.История возникновениягончарного промысла.
1.1 Гончарство в мире.
Из интернет источников я узнала, что гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.
Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали её. Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет влияют добавки других минералов. Человек оказался тесно связан с этим природным материалом. Еще в древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой и из нее очень удобно лепить разные предметы. Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда он обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался. Таким образом, глина сначала использовалась для покрытия плетеных корзин, а потом и для изготовления самой первой посуды, которая лепилась таким образом: глину раскатывали в лепешку и загибали края.
Технику обжига открыли также случайно: промокшая корзина была оставлена у огня для просушки, а в итоге обрела совершенно новые качества, которые позволяли хранить в ней жидкость. Благодаря этому случаю глину начали использовать в быту все чаще, изготавливая из нее сосуды для приготовления и хранения пищи. После изготовления гончарного круга глиняные сосуды обрели более аккуратные и красивые формы.
Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.
Из Древней Греции до наших дней дошли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. На вазах древние греки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.
В странах Африки изделия из глины изготавливались вручную, затем сушились на солнце и обжигались с помощью горящей соломы. Сегодня простые формы и фактура, естественные цвета, анималистические, растительные и абстрактные геометрические рисунки африканской керамики пользуются большим спросом у ценителей прекрасного.
Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).
Часть1.2.Гончарное ремесло Курской области.
Изучая предметы экспозиции в нашем «Музее предметов быта» Дома детского творчества г.Льгова, я задала вопрос педагогу Евгении Павловне: «Откуда в музее глиняная посуда?» (Приложение № 2)
Она показала мнекнигу поступления музейных предметов (основного фонда) на постоянное хранение, где под инвентарным номером 67 имеется запись:
«21.12.2009 г. Акт №11 от 20.12.2009 г. Миронов Г.В. Горшок изнутри полированный, керамический. Гончарный. Вероятно, первая половина 20 в. Льговский р-н с.Банищи. Керамика, следы обжига, трещина по краю. D (венчика)=195 см, D (дна) = 12 см, H 27 см.»(Приложение № 3)
Мне стало интересно, где же изготавливали гончарную посуду в Курской области?
За информацией я обратилась в Льговский Краеведческий музей. В это время там проходила выставка гончарных изделий из города Суджи, которую мы посетили вместе с кружковцами ДДТ. Вот что показала (Приложение № 4) и рассказала нам директор музея Еремеева Лидия Васильевна.
Гончарный промысел в Судже возник много веков назад. Одна из пригородных слобод, в которой жили мастера, получила название «Гончарная гора» или «Гончаровка».
Основным объектом промысла была гончарная посуда. Делали гончаровцы и отличную строительную керамику: трубы, черепицу, изразцы-кафли[1]. Свое мастерство, художественный вкус, следование традициям они демонстрировали при создании настоящих произведений искусства - глиняных фигурных сосудов, скульптуры, игрушек.
На выставке было представлено несколько фигурных сосудов. Экскурсовод рассказала нам, что медведь-сосуд для меда известен более сотни лет. Гусаки и Бараны предназначались для крепких напитков. Часто такие сосуды снабжались крышечкой-свистком или стопкой.
Не случаен выбор именно этих животных и птиц. Баран - герой местной легенды, а гусей здесь было великое множество, холмы на окраине Гончаровки называют Гусинцы или Гусиные горы, эту птицу в старину разводили не только на мясо, но и для участия в гусиных боях. Скульптурное изображение быка тоже традиционно, а вот Лось –разработка современного мастера.
В хороводе игрушек встретились фигурки, отражающие страницы нашей истории. Фигурка барыни с птицами напоминает древнейшие изображения славянского божества, казаки на конях и других животных -герои рассказов о ратном прошлом наших предков. Есть и так называемые «парочки», одетые в традиционные костюмы казачьих слобод.
Здесь же была представлена гончарная посуда. Сто лет назад в хозяйстве крестьянина или ремесленника можно было увидеть более десятка различных видов гончарной посуды: огромные макитры, в которых замешивали тесто, миски, глечики, горшки, крынки, утятницы и гусятницы, банка для варенья, форма для кулича – пасочница. Пасочницы были разных размеров, от крохотной детской до огромной, ведерной.Посуду украшали при помощи ангоба.[2].Рисунок наносился цветной глиной. Чаще всего использовались комбинации полосок и волнистых линий, изображения птиц, рыбок, цветов.
Очень интересны копилочки-елочки.Прорезь для монет находится на дне.Кружка с ручкой в виде фигурки казака – современная, впервые выполнена студентом Михаилом Журбой.
Есть игрушки-свистульки. Их облик такой же, как у игрушек многовековой давности, ведь форма восстановлена по сохранившимся осколкам старинных игрушек. Наиболее сложные из них фигурка соловья. В эту игрушку можно налить воды и,подув в нее, услышать настоящие соловьиные трели. Заставить игрушку звучать сложно. У каждой из игрушек свой голос. Сначала лепится воздушная камера – «вареничек», затем заготовке придается форма – появляются мордочка зверя или клюв птицы. Мастер аккуратно проделывает отверстия в готовой игрушке, и только после этого у нее появляется голос. Понравилась мне и необычная игрушка – Голуби. В двойной свисток должны были одновременно свистнуть влюбленные или молодожены, потом игрушку бросали в реку, где необожженная глина растворялась. Молодые верили, что так гарантировалась долгая совместная жизнь.
Здесь же представлены изразцы. Верхний изразец традиционной формы. Когда-то печи обкладывали изразцами для сохранения тепла. Румпа[3] на задней поверхности изразца позволяла удержать горячий воздух. Через отверстия в румпе изразцы крепили к печи.
Целых изразцов сохранилось мало. По фрагментам их сюжеты восстанавливают народные мастера России Александр Николаевич Поляков и Юрий Степанович Спесивцев. На изразцах - традиционные сюжеты:ангелы украшали церковную печь, древо жизни напоминало о семейных ценностях, изображение казака-об историческом прошлом Суджи.
Еще одним местом, где бережно хранят свою историю и традиционный гончарный промысел, является село Дроняево Курчатовского района. (Приложение №5)В Центре народных промыслов этого села я узнала, что главное наследие дроняевцев – это залежи близ села глины отличного качества и золотые руки местных умельцев. Достоверных данных о том, как и когда зародился промысел нет, но по приданиям ему не менее трехсот лет. Известно, что в конце 19 века практически все мужское население большого села (более пятисот дворов) было занято изготовлением гончарных изделий. В Дроняево делали простую посуду для крестьян, так как не было сложных форм, делали все, что могло понадобиться в быту: махотки, кувшины с ручками и без них, кашники, корчаги, черепушки (миски) разных размеров, кастрюльки, пасочницы, рукомойники, кружки, банки для соления и варения, блинницы, опарницы, копилки и многое другое. В росписи использовали волнистую и прямую линии, нанесенные красной глиной по белому черепку, позднее стали поливать свинцовой глазурью от светло-желтого до темно-зеленого цвета. Для изготовления посуды использовали «сизую» и красную глину, но заготовка и подготовка глины – это долгий и сложный этап, но очень важный, так влияет на качество изделий. Дроняевскую посуду продавали на многих курских ярмарках, возили в Черниговскую, Орловскую и другие губернии, Щигры, Льгов, Тим, часто меняли на продукты.
В селе Дроняево свято хранят умение лепить и расписывать кожлянскую глиняную свистульку – промысел умельцев соседней деревушки Кожля. В местном музее хранится история кожлянской традиционной игрушки, которую исстари лепили из светлой глины и расписывали по строгим законам промысла(Приложение №6). Для росписи использовали только четыре цвета: желтый, красный, зеленый, синий. Эту традицию еще в 80-е годы передала потомственная мастерица Ковкина Валентина Венедиктовна (народный мастер России, лауреат премии «Душа России – 2002»). Она не просто обучала детей лепить кожлянскую свистульку, а влюбляла их в простую, но уникальную частичку русского традиционного наследия. Также в Кожле до середины 20-го столетия работали сестры-игрушечницы: Ковкина Ульяна Ивановна и Дериглазова Ольга Ивановна (народные мастера России).
1.3 Глиняные посиделки.
Во время посещения Центра народных промыслов всем кружковцам захотелось попробовать сделать горшок на гончарном круге – в этом нам помогали мастераЦентра(Приложение 7),ведь сделать сходу большой настоящий сосуд очень сложно — нужно долго практиковаться, ставить руки.Я решила - пусть даже это будет небольшой горшок, но ведь основные этапы при его изготовлении те же, что и во взрослой гончарной жизни,поэтому пробный предмет у меняточно получится ия смогу прикоснуться к мастерству древнего гончарного ремесла.
Итак,для изготовления глиняного горшка мастера Центра дали все, что для этого нужно: гончарный круг, кусок глины, миска с водой и струна.
Вот этапы изготовления горшка. Для начала берем кусок глины, кладем его на круг и размазываем. При этом можно просто провести палец из центра круга в сторону (вправо или на себя). Получается тоненькая лепешечка. Она нужна для хорошего сцепления нашего изделия с основанием. Теперь берем кусочек побольше, делаем из него шарик, и прикрепляем его к нашей лепешке. Со всех сторон пальцем хорошенько примазываем. Теперь в дело вступает вода. Вода — это смазка, которая не дает глине тянуться за пальцами. Воды нужно немного — главное, чтобы пальцы скользили по глине, излишки воды сразу убирают поролоновой губкой. Теперь из нашего шарика мы должны сформировать конус-морковку. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем их и понимаем вверх. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому нужно держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот — глина шла вслед за ними. В итоге должен получиться хорошо отцентрованый конус.
Следующая форма, в которую должен превратиться наш шарик — это грибок. Нажимаем указательным пальцем в центр нашей морковки и постепенно отводим его в сторону и вниз. Теперь палец ставим снова по центру — под углом к основанию где-то 45 градусов. Постепенно опускаем палец вниз — получается конусообразная воронка. Здесь очень важно вовремя остановиться — чтобы не было дырки в дне. После этого палец начинает двигаться в горизонтальной плоскости, как бы по дну горшочка. Движение пальца — из центра на себя. Обязательно нужно выровнять верхнюю кромку. Теперь, если наш горшочек слишком разъехался в стороны, нужно его немного подсобрать. Для этого обхватываем его пальцами обеих рук со всех сторон и постепенно сжимаем. Теперь, если наш горшочек слишком разъехался в стороны, нужно его немного подсобрать. Для этого обхватываем его пальцами обеих рук со всех сторон и постепенно сжимаем. На следующем этапе эти стенки нужно сделать потоньше, заодно увеличив высоту горшочка. Тут участвуют два указательных пальца — один палец (левой руки) идет внутри горшочка, другой снаружи. Исходное положение снизу — при этом тот палец, что внутри, опирается на дно — таким образом он немного выше того, что снаружи. Так они и должны идти — один немного выше другого.
Слегка сдвигаем пальцы, сжимая стенку горшочка, и медленно, но верно двигаем их на одинаковом расстоянии друг от друга вверх. Таких «подниманий» можно сделать несколько, в зависимости от толщины стенки, которую мы хотим получить. После каждого подъема нужно обязательно выравнивать верхнюю кромку. Ровная кромка- залог устойчивости сосуда на гончарном круге.
Теперь пришло время придать форму нашему горшочку. Формируем ободок — нажимаем сверху и двигаем в сторону и вниз, так же, как делали грибочек. Для того чтобы сузить горшочек снизу, нужно левой рукой держать горшочек, чтобы он не «скакал», а пальцем правой руки потихоньку нажимать и двигать к центру. На заключительном этапе форму горшочка можно доработать одним указательным пальцем. Горшочек готов. Теперь готовое изделие снимаем с круга с помощью струны и отдаем на обжиг.Мне очень понравилось делать горшки!
Здесь же в Центре народных промыслов мы с девочками посетили музей кожлянской свистульки и попробовали ее слепить из глины. Это оказалось непростым, но очень увлекательным занятием. Свои свистульки вместе с горшками мы забрали с собой на память (Приложение 8).
2. Заключение.
При написании исследовательской работы, я узнала, что гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.
Но невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть – благодаря многим неравнодушным людям этот промысел сохранен и передается нам, подрастающему поколению. И недаром сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной - если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие занятия дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Использованная литература, интернет – источники
1.Э. С. Юсупов. Ангоб // Словарь терминов архитектуры. — Санкт-Петербург: Фонд «Ленинградская галерея», 1994.
2.Костикова И. Школа гончарного ремесла. М.: Культура и традиции, 1997.
Интернет-ресурсы:
3.https://ethnomir.ru/articles/goncharnoe-remeslo-ot-drevnosti-do-nashikh-dney/
4.http://www.mifs.su/gods/tor.html)
5. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/volshebnaja-dusha-posudy.html
6.http://quiltfest.ru/programm
[1]Изразцы - кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. И. с обратнойстороны имеют вид открытойкоробки (румпы) для крепления в кладке. И. изготовляют из умеренно пластичных гончарных мергелистых или фаянсовых глин вручную или в деревянных формах.
[2]Ангоб(фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.
[3]Румпа — коробчатый выступ на задней стороне изразца, предназначенный для его закрепления в кладке печи или стены.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Повезло! Стихи о счастливой семье
Л. Нечаев. Яма
Три орешка для Золушки
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"