Русский язык богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом - учитесь употреблять фразеологические единицы в своей речи. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Фразеологические обороты обогащают язык: делают речь яркой, образной, меткой. Например, о человеке, который оказался в нелепом положении, говорят, что он «попал впросак». Это звучит гораздо образнее и выразительнее, чем долго и подробно описывать, как он оказался в неудобном положении по своей наивности или незнанию.
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_frazeologiya.docx | 138.11 КБ |
frazeologiya.pptx | 2.76 МБ |
XIII конкурс исследовательских работ и проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» ( в рамках Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА») Направление : филология Тема: «Занимательная фразеология» Икаева Анастасия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа – интернат среднего общего образования г. Владикавказ» 3 класс Научный руководитель: Гогаева Наталья Валерьевна учитель начальных классов г. Владикавказ, 2018/2019 учебный год |
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы……………………………………………………….
Глава II. Практическая часть…………………………………………………………
2.1. Фразеологизмы в художественной литературе…………………………
2.2. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов………
2.3. Результаты исследования анкет…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………….
Приложение 1………………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………………….
Введение
Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
— Не дерись!
Не дразнись!
Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха ни пера!
В детстве я замечала в разговорах взрослых странные, непонятные и порой смешные выражения: «душа в душу», «заруби на носу», «сломя голову». В школе я узнала, что это фразеологические обороты. На уроке русского языка, изучая тему «Фразеологизмы» я поймала себя на мысли, что не могу объяснить значение многих фразеологизмов. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью которого является фразеологизмы. О фразеологии написано множество трудов, статей, а интерес к этой области языка не иссякает ни у исследователей, ни у тех, кто не равнодушен к слову. Отсюда и возник интерес к исследованию в данной области. И вот я решила попробовать разобраться с тайнами некоторых подобных выражений. Для этого я поставила перед собой цель- выяснить источники происхождения и значение фразеологических оборотов, определить особенности использования фразеологизмов в речи современных школьников
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза
Так как фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой, я предположила, что создание интересного сборника стихов и загадок к фразеологизмам, поможет лучше понимать и применять их в своей речи.
В ходе работы были использованы следующие методы и приёмы:
-исследовательский: анализ литературы по теме,
- метод лингвистического эксперимента (выборочный опрос – анкетирование);
- аналитический (обработка и анализ полученных данных);
- метод наблюдений и обобщений (при подведении итогов работы); Практическая значимость работы в том, что данный материал может быть использован в качестве дополнительного источника информации на уроках русского языка и факультативных занятиях.
Глава I . Теоретические основы
1.1 Понятие о фразеологизмах
Многие ученые занимаются изучением фразеологизмов, а
основоположником отечественной фразеологии как науки является Виктор Владимирович Виноградов.
Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов близкое по лексическому значению одному слову.
Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
На краю света – далеко;
намылить шею – проучить, наказать;
зарубить на носу – запомнить.
По происхождению одни фразеологизмы являются:
а) исконно русскими
Например: «на босу ногу», «бить баклуши», «средь бела дня», «спустя рукава» , «засучив рукава» и мн. другие
Исконно русские выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
б) заимствованными.
Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков
Из старославянского языка
Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь).
- немецкого
-откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)
Многие фразеологизмы были созданы в устной речи людей различных профессий:
- в речи столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки)
- в речи железнодорожников (ставить в тупик, зелёная улица)
- в речи музыкантов (задавать тон, играть первую скрипку).
Некоторые фразеологизмы пришли из мифов.
Ахиллесова пята (наиболее уязвимое место, слабая сторона) Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом, которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.
В осетинском языке
На английском языке
II. Практическая часть проекта
2.1 Фразеологизмы в детской художественной литературе
Происхождение многих фразеологических оборотов связано с народными и литературными сказками, с баснями и другими произведениями.
Такие выражения называют крылатыми. Они как бы вылетели за пределы произведений, в которых первоначально были созданы, вошли в литературный язык, получив в нём более широкое, обобщённое значение.
Эти фразеологизмы я собрала в своем сборнике, т.к. обо всех рассказать за короткое время просто невозможно.
В сборник также вошли фразеологизмы, вышедшие из пословиц и поговорок, про животных, фразеологизмы , связанные с математикой и геометрией, фразеологизмы –синонимы, антонимы, стихотворения, загадки.
На этом я не буду останавливаться. Я хочу продолжить свой сборник и включить в него фразеологизмы с названиями частей тела .
2.2. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
Произнесёшь какой-нибудь фразеологизм и чувствуешь себя умнее. Главное, употреблять их к месту и точно знать, что они означают.
При использовании фразеологизмов в повседневной речи, часто встречаются ошибки. Мы либо добавляем во фразеологический оборот какое-либо слово, либо, наоборот, убираем нужное слово, либо изменяем слова.
Например, нередко можно услышать «не маленький – пора уж за свой ум браться». В этом случае слово «свой» – лишнее. Иногда говорят «хоть об стенку бейся». Здесь пропущен компонент – «головой». Часто мы слышим выражение «он в таких делах съел собаку». Правильно говорить «собаку съел».
Проблема возникает и в правописании этих слов.
Например: «скрИпя сердцем»
Слышишь это выражение и сразу представляешь, как кто-то нехотя что-то делает, и его сердце от этого начинает поскрипывать. Не совсем так. Синоним фразеологизма «скрепя сердце» — против воли и своих убеждений. Сердце от этого обычно не скрипит (не зубы же!), а, наоборот, становится крепче, скрепляется. Правильно: «скрепя сердце»
«Довести до белого колена» Каким бы послушным ребёнком вы ни были, наверняка слышали в детстве от родителей (или бабушки/дедушки), что едва не довели их «до белого колена». Что за удивительное белое колено и как до него можно довести — неясно. Суровая правда: в этом фразеологизме речь идёт не о колене, а о «калении» — процессе нагревания металла в огне. Сначала он краснеет, желтеет, а под конец белеет — это высшая точка нагрева, когда металл становится почти жидким. Отсюда и выражение: «довести до белого каления»
2.3. Результаты исследования анкет
После изучения теоретической части, было очень интересно узнать знакомо ли ученикам 3-4 классов нашей школы понятие «фразеологизм», какие фразеологизмы они знают, используют ли их в речи. Мною были разработаны карточки для учащихся и анкета ( Приложение 1, Приложение2)
Вопросы из анкеты
1. Знаете ли вы что такое фразеологизм?
Да-
Нет-
2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?
Часто использую –
Редко использую –
Не использую -
Карточка 2.
Угадать и записать, какие фразеологизмы изображены на рисунках.
Карточка 3.
Подчеркнуть в тексте фразеологизмы
Результаты опроса
В своем 3 «Б» классе тестирование провела 2 раза. Первый раз до того, как познакомила своих одноклассников со своим сборником, а второй раз после внеурочной деятельности, где загадывала загадки, читала стихотворения с фразеологизмами. Ребята очень заинтересовались моей работой, задавали вопросы. Могу сказать, что результаты второго тестирования меня порадовали:
Заключение
Русский язык богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом - учитесь употреблять фразеологические единицы в своей речи. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Фразеологические обороты обогащают язык: делают речь яркой, образной, меткой. Например, о человеке, который оказался в нелепом положении, говорят, что он «попал впросак». Это звучит гораздо образнее и выразительнее, чем долго и подробно описывать, как он оказался в неудобном положении по своей наивности или незнанию. Мне захотелось заинтересовать ребят, чтобы они чаще употребляли фразеологизмы в своей речи, поэтому я создала сборник «Занимательная фразеология» и познакомила с ней ребят на внеурочной деятельности. Надеюсь, что она была им интересна и полезна, а также поможет мне и моим одноклассникам обогатить словарный запас и правильно использовать фразеологические обороты в своей речи.
Библиографический список
Приложение 1
Анкета
1. Знаете ли вы что такое фразеологизм?
Да-
Нет-
2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?
Да-
нет-
редко-
3. Где чаще всего встречаются фразеологизмы?
_________________________________________
Приложение 2
Задание 1. Угадайте и запишите, какие фразеологизмы изображены на рисунках. | ||
Рис. 1 _____________________ | Рис. 2 _____________________ | Рис. 3 _____________________ |
Рис. 4 ______________________ | Рис. 5 _____________________ | Рис. 6 ______________________ |
Задание 2. Подчеркните в тексте фразеологизмы.
Рассказ Незнайки.
Я проснулся утром, на душе кошки скребут. Пошел в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши, а потом стал тянуть кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам 6 котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши - я все ни в зуб ногой.
Слайд 1
Занимательная фразеологияСлайд 2
Цель: выяснить источники происхождения и значение фразеологических оборотов, определить особенности использования фразеологизмов в речи современных школьников Задачи: Изучить понятие «фразеологизм». Рассмотреть вопрос возникновения фразеологизмов. Выяснить значение некоторых фразеологизмов. Выяснить, употребляют ли фразеологизмы в своей речи учащиеся Составить фразеологический словарь русского языка, включить в него стихи и загадки Гипотеза: Так как фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой, я предположила, что создание интересного сборника стихов и загадок к фразеологизмам, поможет лучше понимать и применять их в своей речи.
Слайд 3
Основоположником отечественной фразеологии как науки является Виктор Владимирович Виноградов.
Слайд 4
По происхождению одни фразеологизмы являются : исконно русскими «на босу ногу», «бить баклуши», «средь бела дня», «спустя рукава» , «засучив рукава» заимствованными. Из старославянского языка Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь). немецкого - откладывать в долгий ящик (на неопределённое время) французского не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте ),
Слайд 5
Некоторые фразеологизмы пришли из мифов. Ахиллесова пята (наиболее уязвимое место, слабая сторона) Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом, которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.
Слайд 6
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
Слайд 7
Результаты опроса 1 . Знаете ли вы что такое фразеологизм? Да- 90% Нет- 10%
Слайд 8
2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи? Часто использую – 20% Редко использую – 55% Не использую – 25%
Слайд 9
Карточка 1. Угадать и записать, какие фразеологизмы изображены на рисунках.
Слайд 10
«кот наплакал» – «довести кота до слез », «кошкины слезы», « подводный кот»
Слайд 11
«мокрая курица» «устал до слёз », « мокрый, как петух»
Слайд 12
Карточка 2. Подчеркнуть в тексте фразеологизмы Рассказ Незнайки. Я проснулся утром, на душе кошки скребут . Пошел в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши , а потом стал тянуть кота за хвост . Вернулся ни жив ни мертв , съел с горем пополам 6 котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке . Тут как снег на голову свалился Пилюлькин , метал молнии , велел зарубить на носу , что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши - я все ни в зуб ногой . В рассказе встретилось 11 устойчивых сочетаний. Из 60 учащихся только 7 нашли все фразеологизмы. 8-10 фразеологизмов – 14 уч. 5-7 фразеологизмов – 23 уч. Менее 5 – 16 уч.
Будьте как солнце!
Про пингвинов
Каргопольская игрушка
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Одеяльце