МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Родительское собрание на тему:
воспитатель: С.В. Завьялова.
г. Тарко - Сале
Родительское собрание в средней группе № 1.
Тема: «Значение совместных игр в семье для развития ребенка».
Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; учить детей и родителей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни; систематизировать знания детей, как вести себя во время пожара; приобщить к игре ребенка в условиях семьи; формировать у родителей гендерную компетентность при руководстве игровой деятельностью девочек и мальчиков.
Форма проведения: Дискуссия с элементами театрализации.
План проведения:
Ход мероприятия:
6. Председатель родительского комитета открывает родительское собрание, объявляет повестку дня, знакомит с порядком его проведения.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Вопрос родителям: Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?
Воспитатель. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
Вопросы родителям.
(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.)
Воспитатель.
В игре ребёнок обучается:
Ситуация для анализа.
На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.
- Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: Не-е-е... Я их сейчас расстреляю! Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на их налет! В голосе недружелюбные нотки.
- Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
- Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...
- А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
Вопросы родителям.
Воспитатель.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности, верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж. На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений.
Вопросы родителям.
Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.
Дискуссия «Что такое хорошая игрушка?»
Прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают: многих взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.) Возможность что-либо с ней делать - это главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, передвигать, извлекать звуки).
Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки). Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки). Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.
Классификация игрушек по А.С. Макаренко
Готовая игрушка | Полуготовая игрушка | Игрушка — материал |
Хороша тем, что знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, вызывает деятельность воображения | Ставит перед ребенком задачу, для решения которой требуются дисциплина мышления, логика | Наиболее ценная, т. к. дает простор для развития фантазии ребенка |
Например, автомобиль, пароход, кукла и т. п. | Например, разрезные картинки, кубики, конструкторы, модели и т. п. | Например, глина, песок, куски дерева, бумага и т. п. |
Консультация «Игрушки-чудовища».
Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике.
То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверх вооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребёнка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире. Для возбудимых детей игра с монстрами это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными. Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы - зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходимо ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.
И.А. Демирова – родитель.
Игра – задание для родителей: «Проверь себя».
Я предлагаю необычное задание, для этого приготовьте записные книжки и авторучки: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете знак «+», не всегда – знак «*», никогда – знак «-».
Обобщение:
Если в Вашей записной книжке больше знаков «+», значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Игра с родителями:
«Конверт дружеских вопросов»
Уважаемые родители, предлагаем Вам ответить на некоторые вопросы ( Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.)
Примерные вопросы на карточках.
- Можно ли играть с детьми в карты?
- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние и слезы?
- В родительском уголке выставлены памятки, консультации о гендерном воспитании детей, что Вы приняли к сведению для развития своего ребенка?
- Есть ли у Вашего ребенка коллекция? Как он применяет её в играх?
- Как Вы считаете следует ли покупать детям пистолеты, мечи со щитами, танки?
- Какой игровой сюжет можно предложить ребенку для развития его трудовых навыков и умений?
- Играя, ребенок предлагает Вам принять отрицательную роль сказочного героя или героя мультфильма, какие Ваши действия?
V. Анализ результатов анкетирования родителей, интервьюирования детей.
Результаты анкетирования родителей «Значение игры в дошкольном возрасте», интервьюирования детей «Игры в семье» показали, что дети любят играть дома в куклы, с различными видами транспорта, в конструкторы, черепаху Ниндзя, человека Паука, трансформеры, в настольные игры: пазлы, мозаики, лото. Многие дети увлекаются компьютерными играми. Папы играют с детьми в футбол, в прятки, догонялки. Мамы читают детям книги, играют в куклы, настольные игры. При покупке новых игрушек родители предоставляют детям возможность сделать выбор самостоятельно.
Некоторые дети ответили, что их родителям некогда играть, нет свободного времени.
VI. Путешествие по выставке методической литературы по теме собрания
(Обзор выставки книг, методической литературы, дидактического материала)
VII. Сообщение на тему: «Гендерная компетентность при руководстве игровой деятельностью девочек и мальчиков»
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника является вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т. к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Поэтому по гендерному воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
- способствовать формированию гендерной принадлежности и включать детей в систему социальных отношений через сюжетно – ролевые игры;
- создать предметно – образовательной среды с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов с целью обеспечения разных видов активности дошкольников;
- воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, развивать правильное гендерное поведение через сюжетно – ролевые игры;
- обогащать знания детей о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института через активное взаимодействие с родителями.
Большинство родителей стремятся воспитать дочерей и сыновей добрыми, порядочными, трудолюбивыми людьми. Однако, при этом часто неосознанно поддерживают и развивают у девочек – мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков –смелость, твёрдость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. развиваем предпосылки будущих женственности и мужественности. Если основы перечисленных качеств не заложить у детей в дошкольные годы, это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными, социальными ролями.
Немало молодых людей в силу несформированности у них качеств мужественности испытывают трудности во время служения в армии. Часто мужчины оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме, перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и воспитания детей.
Вместе с тем имеется немало «деловых» женщин, которые не обладают таким качествами – как мягкость, терпимость, снисходительность. Среди молодых женщин редко можно встретить хорошо подготовленных к роли хозяйки в доме, жены, матери, хранительницы семейного очага.
Неумение молодых супругов строить семейные отношения и отсутствие у них соответствующей подготовки, которую необходимо начинать с дошкольного возраста, нередко приводят к семейным конфликтам и распаду семьи, от чего больше всего страдают дети.
Почему – то большинством родителей не берется в расчет, что в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола, как мальчик или девочка. Многие ученые справедливо утверждают, что осмысление ребенком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности и, что пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения, социально одобряемых эталонов мужественности и женственности.
В развитии мальчиков и девочек очень рано проявляются физические и физиологические различия.
У мальчиков и девочек существуют различия - в росте, весе, окружности грудной клетки, в обменных процессах.
Различаются их физические возможности: мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучшие показания в метании на дальность, больше, чем у девочек сила рук; у девочек лучшие показатели в равновесии и гибкости. У них более развита мелкая моторика, выше эмоциональная восприимчивость и вместе с тем большая сопротивляемость к стрессовым ситуациям (врачи отмечают, что у мальчиков – дошкольников неврозы встречаются значительно чаще, чем у девочек) .
У мальчиков, как правило, игры динамичнее, эмоциональнее (в войну, в космонавтов, моряков, чем у девочек, и поэтому успокоить их значительно труднее. Девочки предпочитают главным образом спокойные игры на семейно – бытовые темы («дочки-матери, «магазин», «детский сад», «школа»). Необходимо учитывать, что в силу существующего процесса половой социализации в дворовых компаниях, в группе детского сада девочки предпочитают играть с девочками, мальчики с мальчиками. Мальчики чаще рисуют машины, танки, самолёты, а девочки – природу, людей, дома. И сама манера рисования у девочек, как правило, несколько иная: рисунки носят более законченный характер с элементами декоративности; при изображении человека, чаще всего это женщина, они тщательно вырисовывают платье, причёску, всячески их украшая. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны. Если спросить у детей, кем они хотят стать, когда вырастут, то девочки ответят, что они хотят быть врачами, учителями, воспитательницами детского сада, балеринами, продавцами и просто «мамами», а мальчики – космонавтами, шоферами, летчиками, полицейскими, банкирами, военными; дети назовут профессии, характерные для представителей соответствующего пола.
У девочек отмечают большую зависимость от взрослых - послушание, у мальчиков – большую агрессивность и независимость.
К сожалению, родители не всегда задумываются над этими различиями и недостаточно учитывают их в воспитании своих сыновей и дочерей.
Что же способствует развитию психических различий у детей разного пола?
Большое внимание на формирование характера девочек оказывает пример матери, а на мальчика – пример отца. Но вместе с тем важно влияние матери на сына, а отца на дочь.
Исследование показывает, что типичное для данного пола поведение может быть усвоено не только путём копирования, но и путём противопоставления, иначе говоря, ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына, а мужественность отца – проявлению черт женственности у дочери. Поэтому так важно для воспитания детей влияние обоих родителей.
В семье, где мать одна воспитывает ребёнка, необходимо (как мальчиков, так и девочек) хотя бы эпизодическое привлечение к воспитанию близких к семье мужчин – дядя, дедушки и др.
Если в семье есть старшие дети, то малыши воспринимают их, как пример для подражания. Это родители должны учитывать при воспитании детей.
Если в семье есть несколько детей, то при распределении между ними трудовых обязанностей, так же нужно учитывать пол: мальчикам поручать работу, требующую приложения физических
сил, тем более, если они старше (помочь маме донести сумку с продуктами, вынести мусор) ; а девочкам же сервировать стол, сменять грязные полотенца на чистые, подмести пол, полить цветы, вытереть пыль. Хорошо, когда мать привлекает дочь к приготовлению салата, разделке теста, учит её шить, вязать, замечать всё красивое вокруг себя и выносить по мере возможности красоту в жизнь семьи. Не надо стыдить девочку, если у неё повышенный интерес к своей внешности, хуже, если этого интереса совсем нет. Важно поощрять проявления девочкой любви, нежности, сочувствия к маленьким детям, заботы о животных, растениях. Понаблюдайте, как ваша дочь ведет себя в играх и конфликтах со сверстниками. Святая обязанность мирному пути, чисто женскому разрешению конфликтов, терпимости и миротворчеству, умению прощать.
Воспитывая мальчика, родители подчас забывают, что это будущий мужчина, гражданин, труженик, защитник Родины, глава и опора семьи, изнеживают сына, мешают возможности проявлять мужские волевые усилия, смелые поступки, забывают о формировании такого важного мужского качества, как уважительное, бережное отношение к представительницам слабого пола. Безусловно, родителям необходимо обращать самое серьёзное внимание на такие отклонения в поведении мальчиков, как проявления жесткости и агрессивности.
Старайтесь воспитывать в девочке и мальчике положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни. Уверенность ребёнка в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счёте, благополучие отношений в семье свидетельствует о правильном воспитании
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Особого внимания требует организация предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа
будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
Вывод: игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
IX. Подведение итогов собрания. Принятие решения
Решение родительского собрания
(В конце встречи мамам и папам вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.)
Памятка для родителей с советами по проведению игр.
Правило первое: игра не должна включать ни малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички за поражение в игре.
Правило третье: Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-нибудь дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».
И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Литература
Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 1971
Горошенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. М., 2009
Деркунская В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет. М., 2012
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. М., 2007
Зворыгина Е.В. Первые сюжетно – ролевые игры малышей. М., 1988
Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М., 1980
Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д., 2008
Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М., 1969
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду М., 1997
Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Мн., 1989
Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. М., 2001
Тверитина Е.Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду М., 2008
Приложение
Интервью с детьми. «Игры в семье».
Анкета для родителей: «Значение игры в дошкольном возрасте»,
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы для социологического исследования по теме: «Значение игры в дошкольном возрасте»,
Вопросы для родителей
Спасибо за сотрудничество.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Родительское собрание на тему:
воспитатель: С.В. Завьялова.
г. Тарко - Сале
Родительское собрание в средней группе № 1.
Тема: «Значение совместных игр в семье для развития ребенка».
Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; учить детей и родителей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни; систематизировать знания детей, как вести себя во время пожара; приобщить к игре ребенка в условиях семьи; формировать у родителей гендерную компетентность при руководстве игровой деятельностью девочек и мальчиков.
Форма проведения: Дискуссия с элементами театрализации.
План проведения:
Ход мероприятия:
6. Председатель родительского комитета открывает родительское собрание, объявляет повестку дня, знакомит с порядком его проведения.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Вопрос родителям: Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?
Воспитатель. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
Вопросы родителям.
(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.)
Воспитатель.
В игре ребёнок обучается:
Ситуация для анализа.
На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.
- Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: Не-е-е... Я их сейчас расстреляю! Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.
- А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на их налет! В голосе недружелюбные нотки.
- Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
- Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...
- А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
Вопросы родителям.
Воспитатель.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности, верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж. На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений.
Вопросы родителям.
Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.
Дискуссия «Что такое хорошая игрушка?»
Прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают: многих взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.) Возможность что-либо с ней делать - это главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, передвигать, извлекать звуки).
Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки). Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки). Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.
Классификация игрушек по А.С. Макаренко
Готовая игрушка | Полуготовая игрушка | Игрушка — материал |
Хороша тем, что знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, вызывает деятельность воображения | Ставит перед ребенком задачу, для решения которой требуются дисциплина мышления, логика | Наиболее ценная, т. к. дает простор для развития фантазии ребенка |
Например, автомобиль, пароход, кукла и т. п. | Например, разрезные картинки, кубики, конструкторы, модели и т. п. | Например, глина, песок, куски дерева, бумага и т. п. |
Консультация «Игрушки-чудовища».
Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике.
То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверх вооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребёнка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире. Для возбудимых детей игра с монстрами это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными. Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы - зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходимо ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.
И.А. Демирова – родитель.
Игра – задание для родителей: «Проверь себя».
Я предлагаю необычное задание, для этого приготовьте записные книжки и авторучки: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете знак «+», не всегда – знак «*», никогда – знак «-».
Обобщение:
Если в Вашей записной книжке больше знаков «+», значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Игра с родителями:
«Конверт дружеских вопросов»
Уважаемые родители, предлагаем Вам ответить на некоторые вопросы ( Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.)
Примерные вопросы на карточках.
- Можно ли играть с детьми в карты?
- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние и слезы?
- В родительском уголке выставлены памятки, консультации о гендерном воспитании детей, что Вы приняли к сведению для развития своего ребенка?
- Есть ли у Вашего ребенка коллекция? Как он применяет её в играх?
- Как Вы считаете следует ли покупать детям пистолеты, мечи со щитами, танки?
- Какой игровой сюжет можно предложить ребенку для развития его трудовых навыков и умений?
- Играя, ребенок предлагает Вам принять отрицательную роль сказочного героя или героя мультфильма, какие Ваши действия?
V. Анализ результатов анкетирования родителей, интервьюирования детей.
Результаты анкетирования родителей «Значение игры в дошкольном возрасте», интервьюирования детей «Игры в семье» показали, что дети любят играть дома в куклы, с различными видами транспорта, в конструкторы, черепаху Ниндзя, человека Паука, трансформеры, в настольные игры: пазлы, мозаики, лото. Многие дети увлекаются компьютерными играми. Папы играют с детьми в футбол, в прятки, догонялки. Мамы читают детям книги, играют в куклы, настольные игры. При покупке новых игрушек родители предоставляют детям возможность сделать выбор самостоятельно.
Некоторые дети ответили, что их родителям некогда играть, нет свободного времени.
VI. Путешествие по выставке методической литературы по теме собрания
(Обзор выставки книг, методической литературы, дидактического материала)
VII. Сообщение на тему: «Гендерная компетентность при руководстве игровой деятельностью девочек и мальчиков»
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника является вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т. к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Поэтому по гендерному воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
- способствовать формированию гендерной принадлежности и включать детей в систему социальных отношений через сюжетно – ролевые игры;
- создать предметно – образовательной среды с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов с целью обеспечения разных видов активности дошкольников;
- воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, развивать правильное гендерное поведение через сюжетно – ролевые игры;
- обогащать знания детей о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института через активное взаимодействие с родителями.
Большинство родителей стремятся воспитать дочерей и сыновей добрыми, порядочными, трудолюбивыми людьми. Однако, при этом часто неосознанно поддерживают и развивают у девочек – мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков –смелость, твёрдость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. развиваем предпосылки будущих женственности и мужественности. Если основы перечисленных качеств не заложить у детей в дошкольные годы, это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными, социальными ролями.
Немало молодых людей в силу несформированности у них качеств мужественности испытывают трудности во время служения в армии. Часто мужчины оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме, перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и воспитания детей.
Вместе с тем имеется немало «деловых» женщин, которые не обладают таким качествами – как мягкость, терпимость, снисходительность. Среди молодых женщин редко можно встретить хорошо подготовленных к роли хозяйки в доме, жены, матери, хранительницы семейного очага.
Неумение молодых супругов строить семейные отношения и отсутствие у них соответствующей подготовки, которую необходимо начинать с дошкольного возраста, нередко приводят к семейным конфликтам и распаду семьи, от чего больше всего страдают дети.
Почему – то большинством родителей не берется в расчет, что в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола, как мальчик или девочка. Многие ученые справедливо утверждают, что осмысление ребенком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности и, что пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения, социально одобряемых эталонов мужественности и женственности.
В развитии мальчиков и девочек очень рано проявляются физические и физиологические различия.
У мальчиков и девочек существуют различия - в росте, весе, окружности грудной клетки, в обменных процессах.
Различаются их физические возможности: мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучшие показания в метании на дальность, больше, чем у девочек сила рук; у девочек лучшие показатели в равновесии и гибкости. У них более развита мелкая моторика, выше эмоциональная восприимчивость и вместе с тем большая сопротивляемость к стрессовым ситуациям (врачи отмечают, что у мальчиков – дошкольников неврозы встречаются значительно чаще, чем у девочек) .
У мальчиков, как правило, игры динамичнее, эмоциональнее (в войну, в космонавтов, моряков, чем у девочек, и поэтому успокоить их значительно труднее. Девочки предпочитают главным образом спокойные игры на семейно – бытовые темы («дочки-матери, «магазин», «детский сад», «школа»). Необходимо учитывать, что в силу существующего процесса половой социализации в дворовых компаниях, в группе детского сада девочки предпочитают играть с девочками, мальчики с мальчиками. Мальчики чаще рисуют машины, танки, самолёты, а девочки – природу, людей, дома. И сама манера рисования у девочек, как правило, несколько иная: рисунки носят более законченный характер с элементами декоративности; при изображении человека, чаще всего это женщина, они тщательно вырисовывают платье, причёску, всячески их украшая. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны. Если спросить у детей, кем они хотят стать, когда вырастут, то девочки ответят, что они хотят быть врачами, учителями, воспитательницами детского сада, балеринами, продавцами и просто «мамами», а мальчики – космонавтами, шоферами, летчиками, полицейскими, банкирами, военными; дети назовут профессии, характерные для представителей соответствующего пола.
У девочек отмечают большую зависимость от взрослых - послушание, у мальчиков – большую агрессивность и независимость.
К сожалению, родители не всегда задумываются над этими различиями и недостаточно учитывают их в воспитании своих сыновей и дочерей.
Что же способствует развитию психических различий у детей разного пола?
Большое внимание на формирование характера девочек оказывает пример матери, а на мальчика – пример отца. Но вместе с тем важно влияние матери на сына, а отца на дочь.
Исследование показывает, что типичное для данного пола поведение может быть усвоено не только путём копирования, но и путём противопоставления, иначе говоря, ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына, а мужественность отца – проявлению черт женственности у дочери. Поэтому так важно для воспитания детей влияние обоих родителей.
В семье, где мать одна воспитывает ребёнка, необходимо (как мальчиков, так и девочек) хотя бы эпизодическое привлечение к воспитанию близких к семье мужчин – дядя, дедушки и др.
Если в семье есть старшие дети, то малыши воспринимают их, как пример для подражания. Это родители должны учитывать при воспитании детей.
Если в семье есть несколько детей, то при распределении между ними трудовых обязанностей, так же нужно учитывать пол: мальчикам поручать работу, требующую приложения физических
сил, тем более, если они старше (помочь маме донести сумку с продуктами, вынести мусор) ; а девочкам же сервировать стол, сменять грязные полотенца на чистые, подмести пол, полить цветы, вытереть пыль. Хорошо, когда мать привлекает дочь к приготовлению салата, разделке теста, учит её шить, вязать, замечать всё красивое вокруг себя и выносить по мере возможности красоту в жизнь семьи. Не надо стыдить девочку, если у неё повышенный интерес к своей внешности, хуже, если этого интереса совсем нет. Важно поощрять проявления девочкой любви, нежности, сочувствия к маленьким детям, заботы о животных, растениях. Понаблюдайте, как ваша дочь ведет себя в играх и конфликтах со сверстниками. Святая обязанность мирному пути, чисто женскому разрешению конфликтов, терпимости и миротворчеству, умению прощать.
Воспитывая мальчика, родители подчас забывают, что это будущий мужчина, гражданин, труженик, защитник Родины, глава и опора семьи, изнеживают сына, мешают возможности проявлять мужские волевые усилия, смелые поступки, забывают о формировании такого важного мужского качества, как уважительное, бережное отношение к представительницам слабого пола. Безусловно, родителям необходимо обращать самое серьёзное внимание на такие отклонения в поведении мальчиков, как проявления жесткости и агрессивности.
Старайтесь воспитывать в девочке и мальчике положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни. Уверенность ребёнка в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счёте, благополучие отношений в семье свидетельствует о правильном воспитании
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Особого внимания требует организация предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа
будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
Вывод: игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
IX. Подведение итогов собрания. Принятие решения
Решение родительского собрания
(В конце встречи мамам и папам вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.)
Памятка для родителей с советами по проведению игр.
Правило первое: игра не должна включать ни малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички за поражение в игре.
Правило третье: Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-нибудь дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».
И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Литература
Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 1971
Горошенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. М., 2009
Деркунская В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет. М., 2012
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. М., 2007
Зворыгина Е.В. Первые сюжетно – ролевые игры малышей. М., 1988
Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М., 1980
Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д., 2008
Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М., 1969
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду М., 1997
Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Мн., 1989
Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. М., 2001
Тверитина Е.Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду М., 2008
Приложение
Интервью с детьми. «Игры в семье».
Анкета для родителей: «Значение игры в дошкольном возрасте»,
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы для социологического исследования по теме: «Значение игры в дошкольном возрасте»,
Вопросы для родителей
Спасибо за сотрудничество.
10 осенних мастер-классов для детей
Акварельные гвоздики
Снегири и коты
Какая бывает зима
Заколдованная буква