Проект "Как влияют скороговорки на развитие речи младших школьников"
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Как влияют скороговорки на развитие речи младших школьников" | 74.5 КБ |
Управление образования Богучанского района
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Новохайская средняя общеобразовательная школа № 14
Конкурс «Страна чудес – страна исследований»
«Как влияют скороговорки на развитие речи младших школьников?»
(Поисково-творческий проект)
Выполнила:
учащаяся 3 класса
МКОУ Новохайская СОШ № 14
Эвелина Андреевна Коренюгина
Руководитель:
учитель начальных классов
МКОУ Новохайская СОШ № 14
Елена Алексеевна Пастухова
Новохайский 2015
Аннотация
Коренюгина Эвелина Андреевна; МКОУ Новохайская СОШ №14, 3 класс;
Поисково-творческий проект: «Как влияют скороговорки на развитие речи младших школьников?»
Руководитель: Пастухова Елена Алексеевна, МКОУ Новохайская СОШ №14, учитель начальных классов.
Цель работы: развитие языковых возможностей младших школьников с помощью скороговорок. Методы проведённого исследования: чтение и сравнительный анализ литературы. Объект исследования: развитие речи. Предмет исследования: влияние скороговорок. Основные результаты исследования: на основании анализа литературы, скороговорки способствуют развитию речи, а иллюстрации - лучшему запоминанию скороговорок. По результатам исследований планируется издание сборника для любознательных «Чтобы четко говорить, надо все изобразить». Материалы данного исследования можно также использовать при подготовке к уроку или классному часу, внеклассного мероприятия.
Введение
Для развития речи младших школьников могут быть использованы различные методики, в том числе методика скороговорения.
Актуальность работы по данному проекту обусловлена тем, что 50% младших школьников имеют логопедические проблемы, то есть, уже общаясь в школе, некоторые ученики не выговаривают те или иные согласные звуки. Чаще всего это – [р], [л], [с], другие шепелявят, третьи нечётко произносят. Есть ребята, которые не договаривают слова, как бы съедая часть слова. Речь трудно слушать и понимать. В этом я увидела проблему. Но всё это можно исправить. Для этого существуют специальные упражнения и методики.
Гипотеза: Я предположу, что скороговорки способствуют развитию речи, а иллюстрации лучшему запоминанию скороговорок.
Скороговорение дает следующие результаты:
- повышает концентрацию внимания;
- создает положительный настрой;
- снимает эмоциональное напряжение;
- помогают нам общаться между собой, речь становится более четкой понятной.
Цель моей работы – убеждение в развитии творческих способностей и языковых возможностей младших школьников с помощью скороговорок.
В соответствии с целью я поставила задачи:
1.Собрать и проанализировать литературу о скороговорках.
2.Познакомиться со скороговорками.
3.Научиться работать над скороговорками.
4. Оформить сборник «Чтобы чётко говорить, надо всё изобразить».
5. Систематизировать материал для использования его при подготовке к уроку или классному часу.
Для решения поставленных задач и получения намеченного результата я в работе использовала следующие методы исследования: чтение и сравнительный анализ (научно-популярной, художественной литературы) источников по рассматриваемым вопросам и методики:
1.Выбор темы.
2.Определение целей, задач, предмета изучения.
3.Чтение и анализ литературы.
4.Индивидуальная консультация с руководителем.
5.Практическая работа.
6.Получение результатов и оформление собственных выводов.
Тип проекта: поисково-творческий.
Постановка проблемы: можно ли научиться быстро произносить слова и чётко разговаривать при помощи скороговорок.
Продукт: сборник «Чтобы четко говорить, надо все изобразить»; презентация «Путешествие в Скороговорию».
Механизм реализации проекта.
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при тесном взаимодействии с родителями, учащимися 2 класса и классным руководителем.
Жизнеспособность проекта.
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности каждого участника проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный этап (погружение в проект).
- Выбор темы и ее концентрация (актуальность);
- определение цели и формулирование задач;
- поиск источников информации и определение списка литературы;
- разработка проекта;
- изучение опыта ведения проектной деятельности;
II. Поисково- исследовательский этап.
- Определение источников информации;
- составление письма-обращения к родителям с просьбой включится в работу проекта (текст обращения представлен в Приложении);
- коррекция сроков и графиков;
- изучение методик работы над скороговорками;
- проведение поисково-исследовательской деятельности.
III. Трансляционно-оформительский этап.
- Работа над презентацией «Путешествие в Скороговорию»;
- оформление проекта;
- работа над текстом защиты проекта;
- «предзащита».
IV. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- Написание сценария защиты проекта;
- подготовка к публичной защите проекта.
V. Заключительный этап.
Научная статья (описание работы)
Глава 1. Сведения о скороговорках
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно…
Многие дети в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная и они не могут выговаривать некоторые звуки. Есть один весьма простой и несколько забавный способ для того, чтобы усовершенствовать дикцию – это скороговорки.
История скороговорок начинается с времён Древней Руси, и они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах Европы и Азии.
Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.
Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно.
Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:
В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.
Скороговорка - род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Для проработки разных звуков, например [щ], [ш], [с], [ж] и т.д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того, чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая. Врач-логопед на проводимых им занятиях с детьми, у которых имеются нарушения дикции, также очень часто применяет скороговорки. Для таких детей, у которых проблема с произношением буквы «р» , есть специальные скороговорки способствующие улучшению выговаривания этого звука, к примеру, такая: Варвара варенье варила, да не выварила.
Сейчас легко можно найти скороговорки на английском, французском, арабском, польском языках не только в книгах, но и на интернет-сайтах[], которые специализированны на эту тему. Детские скороговорки являются отличным помощником в развитии чувства рифмы и силы голоса, они сделают темп речи идеальным, а речевое дыхание правильным.
Дети очень любят скороговорки, так как детские скороговорки сказочны, забавны по смыслу.
С раннего детства нам запомнились весёлые скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Карл у Клары украл кораллы.
Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытывать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, зависит от подвижности языка, губ и нижней челюсти. Это наш артикуляционный аппарат.
Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырёхстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.
Скороговорка будит фантазию, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.
Но проходит время, ребёнок подрастает и встаёт перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актёры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу.
Вспомним, что как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговаривать с налета почти всегда оканчивается неудачей.
Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках.
Итак, в работе над дикцией используется скороговорка, и
чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции достаточно следовать простым правилам (шагам).
Глава 2. Работа над скороговорками
Пошагово отрабатывая скороговорки и трудные слова, можно добиться великолепной четкости речи. А список шагов очень прост:
Шаг 1. Слоговое проговаривание.
Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро - критическое заблуждение!
Сначала надо проговорить скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге - правильно выучить скороговорку.
Наша цель - научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово.
Таким образом, отрабатывая каждый звук в скороговорках, мы добьёмся лёгкости в произношении слов в повседневной речи.
Шаг 2. Чтение по губам.
Когда ребёнок сможет выговорить скороговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию.
Шаг 3. Произношение шёпотом.
Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые произносит ребёнок, должны быть тихими, но четкими! Пусть ребёнок представит себя суфлёром в театре, его шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.
Шаг 4.Медленное и чёткое произнесение вслух.
После того, как ребёнок четко прошептал скороговорку, настало время проговорить её вслух. Произносить надо медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно!
Шаг 5.Произнесение с разной интонацией и в разных стилях.
Теперь, когда ребёнок полностью выучил и проработал текст, можно скороговорку произнести с разной интонацией, в разных "стилях". Проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Потом продемонстрировать скорость речи. Затем можно попробовать спеть фразу.
Итак, вот это весь секрет развития речи с помощью скороговорок.
Для того чтобы развить правильную дикцию необходимо проводить занятия всего лишь раз в два-три дня по пятнадцать–двадцать минут. Важно, чтобы это занятие не надоело. Учиться выговаривать скороговорки надо по одной, пока не научитесь произносить одну, не начинайте изучать другую. А когда сможет произносить скороговорку быстро, то обучение можно превратить в игру. Например, подбрасывая мяч. За то во время, пока мячик будет находиться в воздухе, нужно успеть выговорить небольшую скороговорку.
Заключение
Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл сказанного. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
В результате своих наблюдений я пришла к следующим выводам:
1. Убедилась, что скороговорки способствуют развитию речи.
2. Скороговорение развивает языковые возможности и дает следующие результаты:
а) повышает концентрацию внимания;
б) создаёт положительный настрой;
в) снимает эмоциональное напряжение;
г) помогает нам общаться между собой.
Одним словом, скороговорение помогает развивать нашу речь, делает её чёткой, выразительной и понятной.
Список литературы
1. «Скороговорки для малышей», изд. «Детский мир», 2007. С. 8.
2. «Учим наизусть стихи», изд. «Русич», Смоленск, 2008. С. 48.
3. www.permtourism.ru
4. www.ced.perm.ru
5. www.nr2.ru
Приложение 1.
Скороговорки:
1.Проворонила ворона воронёнка.
2.Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел.
3.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4.Мама мыла Милу мылом.
Мила мыло не любила
5.На дворе дрова, за двором дрова, дрова в ширь двора.
6.У Сени и Сани в сетях сом с усами.
7.Са, са, са у меня коса.
8.Ехал Грека через реку. Видит Грека- в реке рак.
Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап
9.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
10.Егор шёл через двор.
Нёс Егор с собой топор.
Егор шёл чинить забор.
11.Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
12.Шапка да шубка- вот и весь Мишутка!
13.Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
14.В нашей покупке крупы и крупки.
15.Брит Клим брат. Брит Игнат брат, а брат Понкрат бородат.
16.Купи кипу книг.
17.Попугай говорит попугаю:
-Попугай, я тебя попугаю!
Отвечает ему попугай:
-Попугай, попугай, попугай!
18.Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
19.Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
20.Огорчённая сорока возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой.
Сказочные цветы за 15 минут
Одеяльце
Ворона
Заяц-хваста
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"