Исследование признака леворукости среди обучающихся начальной школы и среднего звена и закономерности наследования признака в семье.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_priznak_levorukosti_v_seme.docx | 633.66 КБ |
prezentatsiya_k_issledovatelskomu_proektu_priznak_levorukosti_v_seme.pptx | 2.63 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 27
Исследовательский проект
«Признак леворукости в семье»
Номинация: биология
Выполнили: Бирюкова Валерия Евгеньевна
Рахманова Марина Владиславовна,
учащиеся 10 класса МОУ СОШ №27
Руководитель: Суховеенко Р. Е.
Г. о. Подольск
2019 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Леворукость, как наследственный признак………………….…....4
1.1. Связь полушарий мозга с леворукостью…………………………………...4
1.2. Генетические аспекты леворукости ……….……….............................4
1.3. Творчество и леворукость ……………….......................................................5
Глава 2 Практическая часть ……………….................................................6
2.1. Методы и методики исследования ……………….......................................6
2.2. Результаты исследования ………………........................................................6
Выводы ……………….............................................................................................7
Используемая литература………………................................................................9
Приложение 1 ……………….................................................................................10
Приложение 2 ……………….................................................................................11
Приложение 3 ……………….................................................................................12
Приложение 4 ……………….................................................................................13
ВВЕДЕНИЕ
Леворукость может являться как и врождённым признаком, так и приобретённым в последствие стечения обстоятельств и травм.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что «леворукому» человеку очень трудно в праворуком мире, так как всё оборудование для жизни и труда рассчитано на правшей. При воспитании детей встаёт вопрос о переучивании ребёнка работать и писать правой рукой.
Объект исследования — леворукие и праворукие дети.
Предмет исследования — передача признака леворукости по наследству.
Цель исследования— найти соотношение между детьми, унаследовавших леворукость по наследству, и детьми, не унаследовавших этот признак.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Провести анкетирование среди учащихся в МОУ СОШ № 27 г.о Подольск;
3. Проанализировать полученные результаты.
4. Сделать выводы и рекомендации
Методы исследования. В проектной работе применены такие методы, как описание, анкетирование, анализ, сравнение, статистический метод, изучение литературы и информации, имеющейся в Interet ресурсах.
Время проведения исследования: октябрь – ноябрь 2018 года.
Выдвинутые гипотезы:
1. Признак леворукости передаётся по наследству;
2. Леворукие дети более предрасположены к творческой деятельности, чем праворукие.
Глава 1. Леворукость, как наследственный признак
1.1. Связь полушарий мозга с леворукостью
Среди всех людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой житель нашей планеты. Выбор ведущей руки отображает устройство нашего мозга, вернее сказать, его асимметрию. Полагают, что функциональные отличия в левом и правом полушариях мозга отмечают явление доминирования руки. Выбор ведущей руки, возможно, есть особо очевидное выражение того факта, что мозг работает асимметрично. Пока правое полушарие отвечает за доминирование левой руки, левое полушарие главенствует за доминирующую правую руку.
Существуют люди, у которых обе руки имеют равное развитие. Данное развитие может являться врождённым или приобретенным.
Полушария мозга правшей в условиях спокойного бодрствования функционируют синхроннее, чем у левшей. Когда происходит движение доминирующей рукой, мозг правшей активируется в левом полушарии, а у левшей - в обоих. Характеристика полушарий левшей и правшей отличается и при засыпании.
Некоторые научные исследования показали, что переучивание леворуких детей плохо сказывается на их психике, они становятся более раздражительными и вспыльчивыми. Было зафиксировано, что большинство детей теряли предрасположенность и тягу к творческим видам деятельности.
1.2. Генетические аспекты леворукости
Доказано, что леворукость является наследственным признаком. Наследование признака осуществляются по закону Менделя, как подтверждает основу для предположения одни из первых исследований на тему генетических аспектов леворукости. В следствие чего выдвинута генетическая модель, согласно которой предполагалось, что действие одного гена, носившего разные формы (два аллеля), определяло умение владеть правой или левой рукой. Если ребёнок унаследовал две одинаковые аллели от обоих родителей, он будет праворуким, как и ребёнок с набором доминантной и рецессивной аллелями. Ребёнок, унаследовавший две рецессивные аллели будет леворуким. Но данная генетическая модель не в силах ответить на вопрос того, почему же от 46 до 55 % детей, имеющих обоих леворуких родителей, владеют праворукостью.
Учёные выдвигают несколько гипотез генетического наследования — больше 5 % детей наследуют леворукость, если оба родителя праворукие, если левшой является один из родителей, то около 21% детей будут леворукими, и до 50% детей наследуют леворукий признак, если оба родителя являются леворукими.
Некоторые научные исследования в различных странах показали, что чаще всего левшами становятся, как правило, недоношенные дети.
1.3. Творчество и леворукость
Современные исследования выявили, что левши, в отличие от правшей, более успешны в дивергентном мышлении. Несмотря на это, около сорока процентов людей, болеющих шизофренией, являются левшами. Существует тенденция называть левшей более чувственными и талантливыми, чем правшей. С помощью опроса среди более двух тысяч левшей обнаружилось, что большая часть опрошенных предрасположены к становлению писателями, спортсменами, музыкантами и художниками, хоть и получают высшее образование на 3% реже правшей и зарабатывают на 7% меньше.
Очень многие знаменитые люди являются левшами, такие какЛеонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Людвиг Ван Бетховен, Аристотель, Александр Пушкин, Диего Марадона и многие другие личности.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Анкетирование учащихся
В проектной работе преимущественно использованы методы анкетирования и анализа, метод диаграмм. Анкетирование было проведено в МОУ СОШ № 27 Г.о. Подольск среди вторых, пятых и шестых классов. В анкетировании приняли участие 274 учащихся.
Анкета для учащихся
1. Вы являетесь:
а) Левшой б) Правшой
2. Является ли левшой кто-нибудь из ваших родителей?
а) Мама б) Папа в) Нет
3. Является ли левшой кто-нибудь из ваших дедушек и бабушек?
а) Бабушка б) Дедушка в) Нет г) Не знаю
2.2. Результаты исследования.
Проанализировав теоретические сведения о леворукости, как наследственном признаке, было проведено анкетирование учащихся и получены следующие результаты:
1. Анкеты заполнили 274 учащихся, сбор сведений проводился с целью выявления соотношения между детьми, унаследовавших леворукость по наследству, и детьми, не унаследовавших этот признак.
2. Было установлено, что среди 274 респондентов 254или больше 92% являются праворукими и 20 или чуть больше 7% — леворукими. Таким образом, в среднем в классе леворуким ребёнком являются от одного до двух человек.
3. Чтобы выявить соотношение между детьми, унаследовавших леворукость по наследству, и детьми, не унаследовавших этот признак, было составлено соотношение левшей и правшей между классами, заполнившими анкеты (Приложение 1).
4. Среди опрошенных, по нашему вопросу, были как леворукие, унаследовавшие данный признак от родителей, так и праворукие, не унаследовавшие признак леворукости от своих родителей (Приложение 2).
5. В результате исследования выявлена закономерность: увеличение числа леворуких детей в классах. Чем младше класс, тем больше количество леворуких детей в нём.
Выводы:
В результате проделанной исследовательской работы по теме «Признак леворукости в семье» есть основания сделать выводы, опирающиеся на изученный теоретический материал и имеющиеся статистические данные:
Леворуких детей не так много, как праворуких, ведь данный признак является рецессивным.
Леворуких детей, унаследовавших этот признак от родителей, ещё меньше, так как число праворуких, не унаследовавших данный признак, преобладает над ними.
На основании полученных данных было установлено, что за пятилетний период (в исследовании участвовали обучающиеся 2 – 6 классов) количество леворуких детей возросло в 2,5 раза. Возможно это связано с тем, что родители не переучивают своих детей выполнять те или иные действия правой рукой.
При воспитании детей вопрос о переучивании писать и работать левой рукой вставать не должен, ведь переучивание будет плохо сказываться на очень многих аспектах их развития.
Для левшей необходимо правильно организовать рабочее место. Свет и учебники должны находиться с правой стороны. В школьных кабинетах дневной свет от окон падает с левой стороны, что приводит к ухудшению освещенности для леворуких детей.
Левшам было бы проще, если бы при создании каких-либо приборов. инструментов учитывались их особенности.
Как переучивание леворуких детей сказывается на их индивидуальных способностях.
Согласно статистическим данным, каждый третий школьник с заиканием - это левша, которого переучили в раннем детстве. Помимо этого, леворукие дети нередко страдают неврозами и в некоторых случаях эпилепсией.
Помимо этого, переучивание может сказаться на плохой успеваемости ребёнка в школе, а позже и в институте.
Советы психологов для педагогов и родителей
Практическое значение: данную работу можно использовать на уроках биологии при изучении функций мозга, а также для родителей и педагогов, так как результаты исследования помогут расширить представления об особенностях и способностях леворуких детей.
Используемая литература.
https://www.nkj.ru/archive/articles/6059/
https://www.7ya.ru/article/Levorukij-rebenok/
http://www.psilib.ru/lomteva/polrshpl.php
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Увеличение числа леворуких детей в классах
Слайд 1
Исследовательский проект по биологии «Признак леворукости в семье» Выполнили: ученицы 10 «А» класса Бирюкова Валерия Евгеньевна Емельянова Эрин Александровна Рахманова Марина Владиславовна Р уководитель: Суховеенко Р. Е . Подольск 2019Слайд 2
Цель исследования: найти соотношение между детьми, унаследовавших леворукость по наследству, и детьми, не унаследовавших этот признак
Слайд 3
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что при воспитании детей встаёт вопрос о переучивании ребёнка работать и писать правой рукой
Слайд 4
Задачи исследования : 1 . Изучить литературу по данному вопросу. 2 . Провести анкетирование среди учащихся в МОУ СОШ № 27 Г . о Подольск . 3 . Проанализировать полученные результаты. 4 . Сделать выводы и рекомендации.
Слайд 5
Связь полушарий мозга с леворукостью Пока правое полушарие отвечает за доминирование левой руки, левое полушарие главенствует за доминирующую правую руку
Слайд 6
Закон Менделя Леворукость, как наследственный признак Если ребёнок унаследовал две одинаковые аллели от обоих родителей, то он будет праворуким, как и ребёнок с набором доминантной и рецессивной аллелями. Ребёнок, унаследовавший две рецессивные аллели будет леворуким .
Слайд 7
Известные левши Леонардо да Винчи Мерлин Монро Людвиг Ван Бетховен
Слайд 8
Аристотель Александр Пушкин Диего Марадона
Слайд 9
Рафаэль Микеланджело Лев Толстой
Слайд 10
Анкета для учащихся Вы являетесь: а) Левшой б) Правшой Является ли левшой кто-нибудь из ваших родителей? а) Мама б) Папа в) Нет Является ли левшой кто-нибудь из ваших дедушек и бабушек? А) Бабушка б) Дедушка в) Нет г) Не знаю
Слайд 12
Результаты исследования С реди 274 опрошенных 254 или больше 92% являются праворукими и 20 или чуть больше 7% — леворукими . Таким образом, в среднем в классе леворуким ребёнком являются от одного до двух человек.
Слайд 14
Дабы убедиться в утверждении учёных, анкетируемые левши были проанализированы, и получены следующие результаты: У большинства анкетируемых левшей были выявлены предрасположенности к проявлению творческих способностей.
Слайд 15
Выводы: • Леворуких детей не так много, как праворуких, ведь данный признак является рецессивным. • Леворуких детей, унаследовавших этот признак от родителей, ещё меньше, так как число праворуких, не унаследовавших данный признак, преобладает над ними. • При воспитании детей вопрос о переучивании писать и работать левой рукой вставать не должен, ведь переучивание будет плохо сказываться на очень многих аспектах их развития.
Слайд 16
Психологи рекомендуют: • Не стоит заострять внимание на том, что ребенок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников . • С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками . • Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны . • Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.
Слайд 17
https://matveychev-oleg.livejournal.com/6941350.html https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/03/osobennosti-nasledovaniya-levorukosti-na-primere-uchashchikhsya-sredney http://www.levshei.net/12.html http://www.levshei.net/10zname.html http://www.tckcare-ed.org/cms/scripts/page.php?site_id=iched&item_id=research_lefthandedness Список литературы
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Груз обид
Рисуем кактусы акварелью
Почему Уран и Нептун разного цвета
Сладость для сердца
Злая мать и добрая тётя