Народная мудрость гласит, что «без прошлого нет будущего». У каждого человека есть своя родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его страна. Мы с вами, люди XXI века, пользуемся всем тем, что оставили нам в наследство жившие до нас поколения. За тысячелетнюю историю России её жители создали могучее государство, построили красивые города, соединили их дорогами, сделали много научных открытий. Поэтому мы, молодое поколение, должны быть им благодарны, чтить память предков, беречь и приумножать то, что создавалось ими за многовековую историю нашей страны.
На уроке окружающего мира при изучении темы «Путешествие по реке времени» мы познакомились с понятием «родословное древо семьи». Эта тема мне показалась интересной, и я решила изучить историю своего рода. Я хочу собрать и сохранить материал для составления данных о моей семье. В этом я вижу актуальность своей работы.
МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
История моей семьи
в истории моей Родины
Автор: Валиуллина Аида,
ученица 4-а класса
Руководитель: Шарипова Алия Ирековна, учитель начальных классов
«Кто хранит память о других,
оставит память о себе»
Введение
Актуальность темы
Народная мудрость гласит, что «без прошлого нет будущего». У каждого человека есть своя родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его страна. Мы с вами, люди XXI века, пользуемся всем тем, что оставили нам в наследство жившие до нас поколения. За тысячелетнюю историю России её жители создали могучее государство, построили красивые города, соединили их дорогами, сделали много научных открытий. Поэтому мы, молодое поколение, должны быть им благодарны, чтить память предков, беречь и приумножать то, что создавалось ими за многовековую историю нашей страны.
На уроке окружающего мира при изучении темы «Путешествие по реке времени» мы познакомились с понятием «родословное древо семьи». Эта тема мне показалась интересной, и я решила изучить историю своего рода. Я хочу собрать и сохранить материал для составления данных о моей семье. В этом я вижу актуальность своей работы.
СЛАЙДЫ 1-2
Объект исследования: история.
Предмет исследования: история семьи.
СЛАЙДЫ 3-4
Гипотеза: Если семья - это частичка общества, то её история тесно связана с историей страны.
Цель проекта: изучение истории своей семьи через более глубокое и прочное освоение темы «Моя родословная», через умение работать с дополнительной литературой. Выяснить, как история моей семьи связана с историей моей Родины.
Задачи:
Способы решения этих задач:
Мотивы:
Пути исследования:
Методы исследования:
СЛАЙД 5
Ожидаемый результат: мои исследования помогут найти ответы на поставленные вопросы,
подтвердить или опровергнуть гипотезу.
1. Я найду ответы на вопросы:
2. Проведу исследование:
Практическая ценность работы заключается в том, что работа может быть использована в работе музея школы, для опубликования материалов в СМИ, на уроках, конференциях.
Основная часть
1. Начало поиска ответов на вопросы
Что такое семья?
Человек – часть природы, ее живого мира, и относится к царству людей, потому что дышит, питается, развивается, растет, оставляет после себя потомство… Он с каждым годом всё больше узнаёт об окружающем мире, раскрывает действующие в нём законы, делает новые открытия. Познание окружающего мира надо начинать, прежде всего, с себя, со своей семьи.
- Что такое семья? Это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, первичный и важнейший институт общества. Именно через семью сменяется поколение людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род. Семья… Как греет душу это слово! Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.
СЛАЙДЫ 6-7
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
На семью ложиться ответственность за воспитание здоровых детей и, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. Очень важно знать историю своей семьи. Людей, которых это не интересует, в народе называют «Иванами не помнящих родства».
Из толкового словаря и Большой советской энциклопедии я узнала, что обозначают следующие понятия:
Предок - родоначальник, лицо, жившее за несколько поколений раньше принадлежавшее к данному роду.
Поколение - группа людей, появившихся на свет в течение определенного - сравнительно непродолжительного - периода времени.
Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счёт родства ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии.
Родственники - лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка. Родственниками являются прадед (прабабушка), дед (бабушка), отец (мать), сын (дочь), внук (внучка), правнук (правнучка), братья (сёстры), дяди (тёти), племянники (племянницы) и т.д.
Родословная — перечень поколений одного рода, в котором показано происхождение и степень родства. Наиболее часто это понятие используется для обозначения родословной человека.
2. Результаты анкетирования одноклассников
В ходе работы над проектом я провела анкетирование учащихся своего класса по следующим вопросам:
1. Какую роль играет семья в твоей жизни?
2. Знаешь ли ты своих бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек по фамилии, имени, отчеству? Кем они работали?
3. Какой вклад внесли члены твоей семьи в историю развития нашей страны?
4. Как ты считаешь, надо ли современному человеку знать родословную своей семьи? Почему?
В опросе принимало участие 20 учащихся.
1 вопрос: Все мои одноклассники (100%) признают важность роли семьи в их жизни.
2 вопрос: 14 учащихся (70%) знают полное имя (Ф.И.О.) бабушек и дедушек и только 10 указали их место работы (50%). И только четверо из моих одноклассников смогли назвать, как звали их прабабушек и прадедушек – (20%).
3 вопрос: 11 человек (55%) знают, какой вклад внесли члены их семьи в историю страны и указали:
4 вопрос: 20 учащихся (100%) считают, что современному человеку необходимо знать родословную своей семьи, потому что:
СЛАЙД 8
3. Листая страницы семейной истории…
Я попыталась узнать имена своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек и других родственников. Как они прожили свой век? Во что верили? В каких исторических событиях принимали участие и какую лепту внесли в историю развития нашей страны? С помощью мамы и папы на основе семейного архива я составила генеалогическое древо своей семьи по отцовской линии.
СЛАЙД 9
Сначала это были только имена, отчества и фамилии. Потом мы нашли старые фото. А вместе с ними ожили события истории.
СЛАЙД 10
Двоюродный прадедушка Валиуллин Хуснулла Валиуллович
28.02.1914 — 24.09.1993
СЛАЙДЫ 11-12
Свой рассказ я хочу начать со своего двоюродного прадедушки Валиуллина Хуснуллы Валиулловича.
Родился Хуснулла Валиуллович 28 февраля 1914 года в деревне Богатые Сабы Сабинского района ТАССР, в семье крестьянина – бедняка (моего прапрадеда Валиуллы). Еще посещая самодеятельный духовой оркестр в клубе родного села, где он научился играть на кларнете и флейте, 16-летний колхозный кузнец Хуснулла начал сочинять песни.
В 1935г. по рекомендации представителей Казанского музыкального училища, побывавших в районах Татарии для привлечения талантливой музыкальной молодежи к учебе, Хуснулла начинает профессиональное музыкальное образование. До 1940г. он учится в Казанском музыкальном училище на теоретико-композиторском отделении.
СЛАЙД 13
В эти годы, мой прадедушка, в то время начинающий композитор, написал свыше 20 песен, 2 марша для духового оркестра, несколько пьес для фортепиано («Баркаролла», «Вальс») и для виолончели (« Песня без слов»). Остаются широко, известными до сих пор лучшие песни Валиуллина тех лет: «Яз» («Весна») на слова X. Вахита, «Тракторчы кыз» («Трактористка»), «Онытырга мэмкин тугел» («Забыть невозможно») на слова А. Ерикеева и некоторые другие.
В произведениях тех лет он стремится воплотить хорошо знакомые ему картины и образы колхозной жизни, откликнуться на волнующие молодежь события.
После окончания музыкального училища моему прадедушке не пришлось отдаться, творческой деятельности. С первых же дней Великой Отечественной воины он встал в ряды Советской Армии и возвратился в Казань после ее окончания.
СЛАЙД 14
Осенью 1945г. мой прадед поступил в Казанскую консерваторию, которую окончил в 1950 году, по классу композиции А. С. Лемана.
Годы консерваторской учебы отмечены интенсивной работой. Им были написаны новые песни, интересные обработки татарских народных песен, инструментальные произведения (сонатина и прелюдия для фортепиано, романс для виолончели) и первый акт оперы «Самат» представленный в качестве дипломной работы.
1950–51 годы - преподавал в Казанском музыкальном училище.
1968-73 и 1978-81 годы - работал музыкальным редактором Татарского книжного издательства.
СЛАЙД 15
Его оперы были поставлены в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. Крупной работой является опера «Самат» (либретто X. Вахита).
СЛАЙДЫ 16-17
Творчество видного татарского композитора, заслуженного деятеля искусств РТ и РСФСР, лауреата Государственной премии им. Г. Тукая, участника Великой Отечественной войны Валиуллина Х.В. внесло значительный вклад в развитие татарской вокальной музыки, в музыкальную культуру Республики Татарстан.
Умер 24 сентября 1993 года.
Родной брат моего дедушки Валиуллин Аллахиар Гарифуллович
5.07.1924 — 18.09.1972
СЛАЙД 18
По стопам своего дяди пошёл родной брат моего дедушки – Валиуллин Аллахиар. Родился он 5 июля 1924года в деревне Богатые Сабы Сабинского района ТАССР.
1939—41,44—46 годы - учился в Казанском музыкальном училище по композиции у Юрия Виноградова и Михаила Юдина.
1941-44 годы - участник Великой Отечественной войны.
1946—48 годы — учился в Ташкенте у Б.Б.Надеждина.
СЛАЙД 19
1948-52 годы - учился в Казанской консерватории по классу композиции Альберта Лемана.
С 1952 года - методист Дома народного творчества в Казани, старший методист татарского отделения Всероссийского хорового общества.
СЛАЙДЫ 20-21
Интенсивно сочинять А. Валиуллин стал с первых лет учения в Казанском музыкальном училище. В те годы его больше влекла песня. Он пишет песни и народные тексты, на стихи татарских поэтов. Особенно композитор тяготел к созданию симфонических произведений. Им написаны "Праздничная увертюра", Сочинил оперу —Весенние ветры (1970); кантата —Студент Ульянов (1963); для оpкестра — 2 симфонии (1956,1972, не оконч.), симфонические поэмы Мир победит войну (1952),
Спасское восстание (по роману К. Наджми"Весенние ветры", 1964), Юность (по мотивам картины Л. Фаттахова, 1966), Симфонические танцы (1968), Сюита на татарские народные темы (1970); детские пьесы (1970); песни, музыка для театра.
Композитором написана музыка к большому количеству музыкально-драматических спектаклей. А. Валиуллин - автор ряда инструментальных произведений, сочинений для духового оркестра. Им написано два струнных квартета.
Награждён орденом «Трудового Красного Знамени».
А. Валиуллин умер после продолжительной болезни 18 сентября 1972 года в Казани.
СЛАЙДЫ 22-24
1993 году Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление о присвоении Сабинской детской школе искусств имен композиторов Хуснуллы и Аллагиара Валиуллиных.
Мой дедушка Валиуллин Миндель Гарифуллович
26.07.1936 —2008 год
СЛАЙДЫ 25-26
Мой дедушка, Валиуллин Миндель Гарифуллович, родился в 1936 году, в деревне Богатые Сабы Сабинского района ТАССР. В 1939 году мой дедушка вместе с родителями уезжает жить в Финляндию, но в 1941 году, когда началась Великая Отечественная Война, они вынуждены были вернуться обратно домой.
В 1945 году он поступает в первый класс Сабинской средней школы, в 1946 году вся его семья переезжает в рабочий посёлок Шемордан, где он заканчивает 7 классов. После чего в 1952 году поступает в Арское училище и по его окончанию получает диплом комбайнёра и тракториста. Два года после учебы он работает комбайнёром в Сабинском районе. В 1957 году его призывают в ряды Советской Армии и возвращается он домой только через три года.
В 1961 году устраивается на работу в промкомбинат, но всё это время горит большим желанием продолжить обучение.
В 1962 году он поступает в школу рабочей молодёжи и параллельно по просьбе школьной администрации работает учителем рисования.
В 1963 году заочно поступает в Казанский государственный университет и в 1978 году получает диплом преподавателя татарского языка и литературы.
С 1962 года по 2007 год мой дедушка являлся учителем в Шеморданском лицее. За 45 лет работы у моего дедушки не было ни одного взыскания, он гордился своими почётными грамотами и правильно делал. Они ему дались нелегко, благодаря безупречной работе. В коллекции Миндель Гариповича есть многочисленные свидетельства его плодотворной работы: грамоты, медали, нагрудный знак. В 70 лет он стал чемпионом среди ветеранов. Он выступал во многих городах России.
СЛАЙД 27
С моей бабушкой, Валиуллиной Розой Хамидулловной, они познакомились, когда она приехала в Шемордан на практику. Прожили они вместе более 40 лет.
Всё сказанное о моём дедушке – наглядный пример и подтверждение тому, что он смог найти свою любимую профессию и самоотверженно трудиться во благо учащихся и своей страны.
Моя тётя Валиуллина (Шугаепова) Миляуша Менделеевна 1969 г.р.
СЛАЙД 28
Сестра папы, Миляуша Минделеевна, глядя на своего отца решила продолжить учительскую династию. В 1990 году окончила Набережно-Челнинский Государственный педагогический институт и в настоящее время работает в лицее учителем начальных классов. Она часто даёт уроки на федеральном, республиканском и районном уровнях, проводит интересные мероприятия с учащимися. Как и все члены нашей семьи, она очень любит спорт, музыку. Участвует на различных соревнованиях по лёгкой атлетике, волейболу, баскетболу и лыжным гонкам. Ни один школьный концерт не проходит без её участия. Она очень любит петь и танцевать, играет на фортепиано.
Мой папа Валиуллин Делюс Миндельевич 1973г.р.
СЛАЙД 29
Мой папа, Валиуллин Делюс Миндельевич, родился 1 января 1973г. в посёлке Шемордан. В 1990 году закончил Шеморданскую среднюю школу. В 1991 году пошёл служить в ряды Вооружённых Сил. Служил мой папа в Свердловской области в Лисичанской танковой дивизии в городе Елань. В 1995 году окончил Казанский индустриально-педагогический техникум и получил специальность учитель труда и черчения и этом же году стал работать в школе. В 2001 году окончил Казанский государственный педагогический университет и продолжает работать в Шеморданском лицее преподавателем-организатором ОБЖ.
СЛАЙД 30
Мой папа продолжил дело своего отца. Он хороший учитель, у него интересные уроки. Он проводит для школьников много интересных праздников, разных конкурсов. Его любят ученики, часто приходят к нему за советом.
СЛАЙДЫ 31-32
Он очень веселый, жизнерадостный человек, любящий детей, отдающий им всю свою душу. Он очень хорошо поёт, танцует, играет на баяне и всегда выступала на всех концертах. Он, как и дедушка, хорошо рисует.
СЛАЙД 33
Около его кабинета есть музей, куда мы любим ходить. Здесь руками моего дедушки и папы собраны экспонаты из глубокой старины, с полей сражения ВОВ. Мой папа воспитывает в детях любовь к родному краю.
СЛАЙД 34
За свой труд он награжден грамотами и благодарственными письмами. Он лауреат республиканского конкурса «Учитель года 2013». Является победителем гранта «Наш лучший учитель - 2013». Награждён нагрудным знаком МОиН РТ «За заслуги в образовании».
СЛАЙД 35
С моей мамой папа познакомился в 1996 году при оформлении документов. Моя мама тоже пошла по стопам своих родителей, решив стать банковским работником. В 1993 году мама поступила в Казанскую Банковскую школу, а в дальнейшем закончила ещё Татарский институт содействия бизнесу. Сейчас мама работает в операционной кассе ОАО «АкБарс» банка в селе Шемордан.
Я горжусь своими родителями. Я считаю, что семья – это главное в жизни человека, и я очень люблю свою семью!
СЛАЙД 36
Я и мои сёстры – самое младшее поколение нашей семьи. У нас разные интересы, мы пока в поиске своего пути, но мы все точно знаем, что наша главная задача – вырасти хорошими людьми, получить достойное образование, чтобы в будущем честно служить любимой Родине, растить детей и бережно хранить память далёких предков.
Но на этом изучение родословной не закончено, ведь ещё не на все интересующие меня вопросы найдены ответы.
А ещё хотелось бы получить ответ на следующие вопросы:
- Кто мои предки по линии мамы? Как они прожили свой век? Какой след оставили на Земле?
Заключение
Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего!». Опыт, накопленный прошлыми поколениями, облегчает жизнь в современном мире. Он предостерегает от ошибок, помогает в сложных ситуациях. Через историю своего рода человек познаёт мир прошлого. История семьи является частью истории человечества.
СЛАЙД 37
Выводы:
На основе анализа различных источников информации, документов из семейного архива и бесед со старшими членами семьи я убедилась в том, что
Я пришла к выводу, что историю семьи надо знать обязательно. Семья играет важную роль в жизни каждого человека. Семья - частица Родины, частица каждого из нас. Но мало говорить о любви к семье, важно знать историю родной семьи, как главную составляющую истории своей малой Родины. Точно заметил древний мудрец: «Жалкая участь ждёт тех людей, которые не помнят славных дел своих предков и не чтят их память – они обречены на вымирание».
Моё предположение подтвердилось. Ведь история семьи – это часть нашей общей истории: истории края, города, наших предков. Историю надо знать, так как она является связующей нитью между поколениями. Люди, забывающие своё прошлое – не имеют будущего.
Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.
После проделанной исследовательской работы у меня появилось ещё больше гордости за свою семью.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в данном исследовании нашла своё подтверждение.
СЛАЙД 38
Список использованной литературы.
Интернет-ресурсы:
Как нарисовать черёмуху
Два Мороза
Рождественские подарки от Метелицы
Швейня
Н. Гумилёв. Жираф