Данная исследовательская работа направлена на изучение уровня значимости и престижности профессии «Учитель», может представлять ценность для учителей и школьников, интересующихся преподавательской деятельностью. Материалы исследовательской работы можно использовать при проведении уроков обществознания, классных часов, бесед по профориентации.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 304 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательская работа
Учитель был, есть и будет…
Филиппов Никита, 8 класс
Научный руководитель: Камалова И.И.,
учитель высшей квалификационной категории
Агрыз, 2018
Оглавление
Введение........................................................................................................................................3
Происхождение понятий: педагог, учитель, воспитание..........................................................4
Профессия «Учитель»: современные требования……………………………………………..6
СМИ и общественность о педагогической профессии………………………………………..8
Мнения учащихся школы, родителей и педагогов о престижности педагогической профессии……………………………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………………………….14
Приложение 1…………………………………………………………………………………...15
Введение
В мире множество разных профессий. О них мы узнаем в рамках учебных предметов, общаясь с взрослыми, посещая кружки, а также через средства массовой информации. Так на одном из уроков обществознания по теме «На пути к жизненному успеху» я призадумался о будущей профессии и понял, что уже в подростковом возрасте надо более серьезно изучать свои склонности и способности, ориентироваться в мире профессий.
В нашем городе самые распространенные профессии - это железнодорожные (слесарь, токарь, машинист и др.) и творческие (учитель, воспитатель). Среди них наиболее интересной и актуальной для меня является профессия учителя, так как она всегда считалась одной из самых почетных, уважаемых и ответственных. Человеколюбие, милосердие, толерантность, духовность, патриотизм - качества, которые учитель передает своим ученикам вместе со знаниями. Учитель не только осуществляет обучение детей, он воспитывает будущее поколение нашей страны. Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, значимостью образовательной деятельности в нашей стране.
Актуальность перечисленных проблем предопределила цель исследовательской работы: изучение уровня значимости и престижности профессии «Учитель» для успешного выбора будущей профессии.
Цель работы определила постановку и решение следующих задач:
1. Определить сущность и особенности педагогической профессии, представить образ современного учителя.
3.Выявить отношение СМИ и общественности к педагогической деятельности.
4. Провести социальное исследование с целью изучения мнения учащихся школы, родителей и педагогов о престижности профессии учителя.
В качестве объекта исследования выступает профессия - учитель. Предметом исследования является отношение учащихся старших классов к профессии учителя, способы повышения престижности профессии.
В ходе исследования были использованы следующие методы: сбор, обработка и интерпретация материала, анкетирование, систематизация и обобщение данных.
Практическая ценность данной работы заключается в осознании важности и необходимости профессии учитель. Данная работа может представлять ценность для учителей и школьников, интересующихся преподавательской деятельностью. Материалы исследовательской работы можно использовать при проведении уроков обществознания, классных часов, бесед по профориентации.
Происхождение понятий: педагог, учитель, воспитание
Профессия учителя является сегодня не только массовой, но и социально заметной, так как обществу важно знать, кто такой учитель, что он знает, как учит детей, как он выглядит и ведет себя. Для этого рассмотрим ряд понятий.
Еще в Древней Греции для воспитания мальчиков в семьях привлекались педагоги. «Педагог - раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу - и элементарное обучение грамоте [№8]». Обычно педагогами были иноземцы, они должны были сопровождать воспитанников в школу, быть рядом всегда во время выходов из дома.
Во времена Римской империи педагогами назывались также рабы, учившие молодых, только купленных всем обязанностям рабской службы.
Из толкового словаря С.И. Ожегова мы узнаем, что педагог - это человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательной работой.
В древнем мире учителем называли создателя какого-либо учения, проповедника. В Древней Руси существительное «учитель» образовано суффиксальным способом от глагола «учить». О значении слова «учитель» можно узнать из древнерусских текстов. Это нравственный человек, эталон, образец для подражания, богочеловек [№10]. В Древней Руси и до XVIII века слово учитель в основном использовалось вместе со словами мудрость, благочестие, истина, великий.
В толковом словаре Д.Н.Ушакова учитель: 1.Тот, кто преподаёт какой-либо учебный предмет в школе; преподаватель. Домашний учитель (гувернёр или репетитор). 2. Человек, обладающий высоким авторитетом для кого-либо, в какой-либо области, имеющий последователей [№7].
Доктор педагогических наук А.Н. Хузиахметов пишет, что учитель - «центральная фигура учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой [№ 6, с.21]».
Александр Ильич Щербаков, ученый - педагог, доктор психологических наук, отмечает, что деятельность учителя - «это сложный по своему психологическому содержанию труд, требующий от человека высокой идейности, чётко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знаний законов детства, теории и практики обучения и воспитания [№4, с.20]».
Учитель призван не только обучать, но и воспитывать детей. «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [№7, с.3]».
Соответственно учитель - одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь.
Профессия «Учитель»: современные требования
Педагог, преподаватель - это слова, которые идут неразделимо с понятием учитель. Сегодня учитель осуществляет обучение детей разного возраста. Он занимается проверкой классных и домашних работ, устраивает срез знаний учащихся, подготавливает отчеты по успеваемости детей. Но каким же требованиям должна соответствовать личность учителя, его профессиональная деятельность?
Еще в начале ХХ века в связи с революционным переворотом общество осознало необходимость изменений требований к личности учителя. В нашей стране появились научные центры по изучению личности учителя и процесса ее формирования, где изучались качества педагога, мотивы его деятельности, характер взаимоотношений я учащимися. В последствии изучение этих проблем продолжилось в научно-исследовательских подразделениях педагогических вузов. Все это нашло отражение в трудах великих педагогов - В.А. Сухомлинского, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и другие.
В современных условиях работа педагога достаточно сложна, так как относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Современный учитель активно занимается исследовательской, инновационной деятельностью, то есть «представляет собой тип учителя-творца, учителя-экспериментатора [№4, с.25]». На учителя, как и в прошлом, возлагается большая ответственность, он должен обладать такими качествами, как: потребность учить, воспитывать, развивать, предавать опыт, интеллигентность, гуманность, духовность, светлый ум и разумность, гражданственность и патриотизм, общительность и любовь к детям.
Однако учителю нашего времени приходится постоянно совершенствоваться, так как мы живем в эпоху научно-технической революции. Ему необходимо не отставать от учеников, наоборот быть на шаг впереди, владеть современной техникой, новыми технологиями обучения. Поэтому к нему общество и государство предъявляют высокие требования. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование»[№7]. Также учителя должны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
- уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
- применять эффективные, современные формы, методы обучения и воспитания, учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья;
- систематически повышать свой профессиональный уровень.
Также в 2013 году разработан «Профессиональный стандарт педагога», в котором современный учитель должен обладать широким набором компетенций, такими как: компетентность в области личностных качеств; компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности, в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений; компетентность в мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности; ИКТ компетентность, компетентность в организации и обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
Таким образом, требования к современному педагогу возросли и чтобы стать хорошим учителем, необходимо много над собой работать, учиться и совершенствоваться.
СМИ и общественность о педагогической профессии
В разные времена о значении личности учителя писали многие известные люди: древнегреческий философ Демокрит, французский мыслитель Ж. Руссо, гениальный русский ученый М. Ломоносов, великие педагоги Я. Коменский, К. Ушинский и другие. Ян Коменский утверждал, что учительская профессия «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем [№2, с.32]». К.Д. Ушинский отмечал особую роль учителя, по его мнению «без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер ученика, невозможно[№4, с.8]». Как сегодня воспринимается профессия учителя?
Внедрение современных технологий в производство приводит к пониманию роли знаний в мире людей, особенно при подготовке высококвалифицированных кадров. Поэтому роль образования, значимость учителя в современном обществе возрастает. Однако в средствах массовой информации в последние десятилетия всё чаще встречается информация, которая представляет образ педагога в негативном свете, с отрицательной стороны. Например, в выпусках новостей часто можно услышать: «В школе учитель нагрубил ребенку, оказал на него психологическое давление», «Воспитатель отдал ребёнка чужим людям». Или же наоборот: «Учащиеся избили педагога», «Ученик оскорбил учителя», «Родители недовольны учителем, потому что он молодой и не обладает опытом» и другое.
Ситуация стала меняться в лучшую сторону в 2010 году, когда был объявлен «Год учителя в России». В современной школе происходят большие изменения: идет ремонт зданий, появляется современная техника, учителя применяют новые методы обучения, повышается заработная плата. Сегодня во многих регионах нашей страны даже нет вакансий, многим молодым педагогам трудно устроиться на работу. «Работа педагогов впервые за долгие годы стала достойно оплачиваться, и в педагогические вузы, на педагогические программы классических университетов пошли сильные абитуриенты, причем не ради диплома, а ради того, чтобы работать в школе [№3]».
Но такая ситуация наблюдается не во всех регионах. По этому поводу учителя обращаются к власти. Так на образовательном форуме «Территория смыслов» на вопрос, почему у учителей маленькая зарплата, а у полицейских большая, председатель правительства Д.Медведев ответил, «что педагог - это призвание, а кто хочет зарабатывать деньги, найдёт возможность «как-то, так сказать, ещё что-то заработать [№11]». Жители нашей страны отреагировали на данной высказывание с большим возмущением.
Но это не означает, что представители власти не поддерживают педагогов. Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает пристальное внимание на образование, говорит много о роли личности учителя: «В основе учительской профессии лежит творческое начало. Именно оно помогает педагогу каждый раз заново вместе со своими учениками узнавать и понимать мир [№12]».
Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов считает, что «Учитель - главное звено в формировании личности ребенка. Мы можем построить школу, университет, но без квалифицированного педагога результат не будет эффективным. Мы понимаем, насколько сложно сформировать личность. А учитель каждый день передает детям свои знания, поэтому терпение этих людей вызывает уважение… Основы, заложенные ребенку в детском саду, школе, он будет использовать всю жизнь. Это могут быть его конкурентные преимущества, что важно, поскольку никакие финансовые ресурсы, сырье не заменят людей [№13]».
Таким образом, можно сказать, что учительская профессия сегодня оценивается положительно, растет популярность педагогического образования в России, как и престижность профессии учителя в обществе.
Мнения учащихся школы, родителей и педагогов
о престижности педагогической профессии
С целью выявления отношения учащихся школы, родителей и педагогов к педагогической профессии был проведено социологическое исследование. В ходе исследования были составлены анкеты для родителей, учащихся и учителей [Приложение 1]. В анкетировании приняло участие 117 человек: учащиеся 8,9,10-х классов, родители в возрасте 27-47 лет и учителя со стажем работы от 3 месяцев до 23 лет.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- провести анкетирование среди учащихся, родителей и педагогов;
- проанализировать собранный материал, сделать выводы.
В процессе анкетирования было важно выявить отношение к профессии учащихся, их желание посвятить себя педагогической профессии и предложения по повышению престижности этой профессии. Полученные результаты можно представить следующим образом:
Большинство опрошенных считают, что профессия учителя очень важная, его роль в обучении и воспитании велика. Однако в качестве своей будущей профессии ее выбирают только 18% учащихся.
Рисунок 1. Интересы учащихся в выборе педагогической профессии.
Все опрошенные родители положительно относятся к учительской профессии. Предпочтения родителей о будущей профессии ребенка отличаются от выбора учащихся. З8% родителей желают, чтобы их ребенок в будущем выбрал данную профессию, потому что она более стабильна, государство поддерживает образование.
Рисунок 1. Интересы родителей при определении будущего ребенка.
По мнению учащихся и родителей современный педагог должен обладать следующими качествами:
Учителя школы отметили следующие качества, которые важны в их работе: целеустремленность, активность, знание своего предмета, умение заинтересовать, требовательность, доброжелательность. Однако среди них большинство не ставит задачу карьерного роста в будущем. Всего лишь 19,2% думают о карьере, в основном молодые педагоги.
Что учителя школы хотели бы изменить в своей работе? Это -бумажная волокита (61,5%), улучшение материально-технической базы (11,5%), введение пятидневной учебной недели (3,84%), отмена ЕГЭ (3,84%).
К основным достоинствам данной профессии учащиеся относят уважение к труду педагога, работу и общение с детьми. Среди недостатков учащиеся особо выделили стресс (26,6%), ответственность за детей (25,3), работа с бумагами (11%), сложность и трудность профессии (20%), не высокая заработная плата (13,%).
О престижности профессии учителя мнение учащихся не однозначно. Более половины учащихся 9-х классов считают, что профессия учителя престижна, однако выбирают данную профессию лишь малый процент. В целом только 43% учащихся считают, что профессия учителя престижна.
Рисунок 1. Считаете ли Вы профессию учителя престижной?
Данные результаты анкетирования, показывают противоречие между пониманием значимости профессии учителя и отсутствием желания стать учителем во мнении учащихся. Причина заключается в не высоком престиже и недостатках профессии учителя. Но, не смотря на это, можно сказать, что в целом интерес к этой профессии возрос.
Заключение
Учитель - одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь. Педагог, преподаватель - это слова, которые идут неразделимо с понятием учитель.
В современных условиях работа педагога достаточно сложна, так как относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Поэтому к нему общество и государство предъявляют высокие требования. Чтобы стать хорошим учителем, необходимо много над собой работать, учиться и совершенствоваться.
О престижности профессии учителя мнение учащихся школы не однозначно. Данные результаты анкетирования, показывают противоречие между пониманием значимости профессии учителя и отсутствием желания стать учителем во мнении учащихся. Причина заключается в не высоком престиже и недостатках профессии учителя: стресс, ответственность за детей, бумажная волокита, сложность и трудность профессии, не высокая заработная плата.
Учительская профессия сегодня оценивается положительно, растет популярность педагогического образования в России, как и престижность профессии учителя в обществе. Чтобы учащиеся заинтересовались данной профессией в школах необходимо их мотивировать, больше говорить о положительных особенностях профессии, проводить различные мероприятия: дни самоуправления, мастер-классы, дебаты, классные часы, встречи с заслуженными представителями профессии, размещать в СМИ информацию, способствующую повышению престижности педагогической профессии.
Список использованной литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Изд-во «АСТ», 2014.
2. Савина Н.Н., Ахтариева Р.Ф. и др. Феномен педагогической деятельности. - Казань: РИЦ «Школа», 20006, с. 156.
3. Семенов А. Российская газета - Федеральный выпуск №7127 (259), 2016.
4. Тахтамышева Г.Ч. Прелюдия к педагогике. - Казань: РИЦ «Школа», 2006, с. 204.
5. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
6. Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника. - Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2000, с. 224.
7.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. - М.: Изд-во: Славянский Дом Книги, 2014 г.
Интернет-ресурсы
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/
13.http://kazan.bezformata.ru/listnews/
Приложение 1
Анкета для учителей
Ваш педагогический стаж в школе ______ .
1. Я с удовольствием хожу на работу (совершенно согласен, в основном согласен, совершенно не согласен).
3. Любят ли вас ученики? За что?
4. Какими качествами должен обладать идеальный учитель?
5. Чтобы вы хотели изменить в работе учителя?
6. Стремитесь ли вы к карьерному росту? Какую должность стремитесь получить? Как?
Анкета для родителей
1. Сколько Вам лет?
2. Как вы относитесь к профессии «Учитель»?
3.Какие достоинства и недостатки Вы видите в данной профессии?
4.Какими качествами должен обладать современный учитель (самостоятельность, трудолюбие, доброта, чуткость, терпеливость, любовь к детям, умение грамотно выражать мысли, умение отстаивать свое мнение, креативность и другое (собственные варианты ответов) ?
5.Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок выбрал профессию «Учитель»? Почему?
Анкета для обучающихся 8-10 классов
1. Сколько Вам лет?
2. С желанием ли Вы учитесь?
3. Хотели бы Вы стать в будущем учителем? Почему?
4.Какие достоинства и недостатки Вы видите в данной профессии?
5.Какими качествами должен обладать современный учитель (самостоятельность, трудолюбие, доброта, чуткость, терпеливость, мудрость, любовь к детям, умение грамотно выражать мысли, умение отстаивать свое мнение, хорошая память, участие в жизни других, креативность и другое (собственные варианты ответов)?
6. Считаете ли Вы профессию учителя престижной? Почему?
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Кто должен измениться?
Притча о гвоздях
Сказка об осеннем ветре
Филимоновская игрушка