Мы так устроены, что стремимся познать себя и других. Один древний мудрец сказал: "Для человека нет интереснее объекта, чем сам человек", и он не ошибся.
Другой известный философ завещал нам: "Познай себя" и тоже был прав. Математика- наука универсальная. Она проникает во все сферы нашей жизни. Одной из таких наук является психология. Казалось бы, такие две разные науки - математика и психология, но ученые доказали, что они тесно взаимосвязаны. Так, в частности, восприятие нами геометрических фигур, во многом отражает особенности нашего характера и стиля поведения. Я приглашаю вас в удивительную страну — ПСИХОГЕОМЕТРИЮ!
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 79.83 КБ |
МОУ «Черемушская основная общеобразовательная школа»
Исследовательские работы школьников по математике
«Геометрия и характер человека»
Выполнена ученицей 7 класса
МОУ «Черемушская ООШ»
Гайшенец Екатериной.
Научный руководитель –
учитель математики
МОУ «Черемушская ООШ»
Грущук Наталья Юрьевна,
т.89626657428
2018 год
Эпиграф: Для человека нет интереснее объекта, чем сам человек
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал! Коган П.Д.
Мы так устроены, что стремимся познать себя и других. Один древний мудрец сказал: "Для человека нет интереснее объекта, чем сам человек", и он не ошибся.
Другой известный философ завещал нам: "Познай себя" и тоже был прав. Математика- наука универсальная. Она проникает во все сферы нашей жизни. Одной из таких наук является психология. Казалось бы, такие две разные науки - математика и психология, но ученые доказали, что они тесно взаимосвязаны. Так, в частности, восприятие нами геометрических фигур, во многом отражает особенности нашего характера и стиля поведения. Я приглашаю вас в удивительную страну — ПСИХОГЕОМЕТРИЮ!
Ее жители — Треугольники, Квадраты, Прямоугольники, Круги и Зигзаги, как и мы с вами, отличаются друг от друга темпераментом, характером, вкусами и привычками, преследуют свои интересы. Они говорят на новом, пока неизвестном вам языке.
Цель: Определить взаимосвязь геометрических фигур с характером человека
Задачи:
Актуальность исследования состоит в следующем: личность формируется практически на протяжении всей жизни, однако основы характера, а также основные личностные характеристики закладываются в возрасте примерно 12-13 лет. Именно поэтому глубокое изучение личности подростка в этом возрасте особенно важно. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
Проблема: Недостаточная сплоченность в нашем коллективе
Предметом данного исследования являются геометрические фигуры в психологии
Гипотеза: Если мы выявим, какой у нас характер, то мы сможем изменить некоторые его черты.
1.Введение
На уроках математики мы познакомились с увлекательным миром геометрических фигур. Изучая различные свойства фигур, меня заинтересовало, почему некоторых из моих друзей привлекают одни геометрические фигуры, а остальные - предпочитают другие.
Чтобы эффективно общаться с людьми, надо знать людей. Надо знать их особенности, возможные реакции и отсюда моделировать свои действия, способы общения. Собственно, такое знание тех, кто рядом – фундамент отношений, база модели поведения, которые мы можем избирать в совместной жизни с этими людьми. А есть ли вообще какие-либо достаточно простые и эффективные способы “распознавания” людей?
Если систематизировать нас можно по многим параметрам, то почему бы и не по геометрическим фигурам? И не только нам учащимся, надо знать психологию друг друга, но и учителям, работающим с нами.
Я подумала, а есть ли связь геометрических фигур и поведения людей? Оказалось, что такая связь есть. Такую связь изучает наука – психогеометрия.
Что такое психогеометрия?
Психогеометрия — уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет мгновенно определить форму личности интересующего вас человека и, естественно, вашу собственную форму. Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке. Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Психогеометрия была разработана американским психологом Сьюзен Деллингер и нашла последователей в России. Отечественные исследователи работают над адаптацией психогеометрии к российской ментальности. Чтобы определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши поступки, Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными.
Характеристики фигур даны в приложении 1.
Психогеометрический тест создан Сьюзен Деллингер, американским психологом. Она назвала свою теорию – психогеометрия, так как все ее психотипы ассоциируются с одной из основных геометрических фигур.
Этот метод выявлен недавно, опубликован в 1989 году. В России в 1991году.
Психогеометрический тест может использоваться:
Достоинства психогеометрического теста
Диагностическими являются первые две фигуры и последняя.
Принцип теста таков:
Главное правило - нет “плохих” или “хороших” фигур. Самое главное, чтобы фигура была на своем месте.
А теперь описание значений фигур.
У психологов есть шутка, которая наглядно показывает, как ведут себя представители пяти психотипов по психогеометрии: подошло пять автобусов, в которые надо рассадить представителей всех 5 фигур.
Круги – полезли в автобус весело, балагуря, подшучивая друг над другом, расселись по трое на сидениях, в результате, их влезло больше, чем надо.
Треугольники – каждый пытался отодвинуть другого, и сели они по одному, стараясь занять лучшие места в начале автобуса и четко по одному на два сидения, в результате, их поместилось в два раза меньше, чем было мест в автобусе.
Квадраты – дисциплинированно вошли, аккуратно расселись, четко выполняли указания, доставили меньше всего хлопот.
Прямоугольники – их пришлось загонять в автобус, кто-то боялся войти, кто-то потерялся на станции, кто-то не знал, как входить и просил разъяснить ему, на их рассадку ушло больше всего времени.
Зигзаги – полезли в автобус всеми способами, кто-то через окно, кто-то через люк в крыше, расселись тоже, кто во что горазд, стали давать советы водителю, как лучше вести автобус, начался обмен идеями, что можно в этом автобусе усовершенствовать.
Эта шутка наглядно и быстро показывает все пять психотипов,
2. Исследовательская часть.
В эксперименте принимали участие мои одноклассники, ученики 7 класса.
На листе бумаги необходимо нарисовать пять фигур: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Затем выбрать ту фигуру, которая больше всего понравилась, а затем все остальные фигуры расположить в порядке убывания привлекательности.
Результаты тесты между мальчиками и девочками распределились следующим образом: среди девочек больше всего зигзагов – 42 %, кругов 33% прямоугольников 16,5% треугольников 8%. Среди мальчиков больше всего кругов – 50 %, треугольников 25%, зигзагов и прямоугольников по 12,5 %
Если проанализировать данные всего класса, то,из результатов видно, что в нашем классе есть все фигуры, кроме квадратов
Круги- 40%
Зигзага – 30%
Треугольники -15%
Прямоугольники – 15 %
Количество выборов каждой фигуры в классе говорит о том, что большинство моих одноклассников – круги, а также большой процент составляют зигзаги, т.е. чрезмерно эмоциональный, доверчивый, нерешительный, подчеркнуто доброжелательный, круги- которых психологи называют "Артисты", а также "бунтующие ", не признающие рутины, генераторы идей –зигзаги.
Проведя собственное исследование, я решила сравнить свои результаты с результатами теста по выявлению особенностей характера учеников нашего класса, полученными нашим школьным психологом. Для сравнения мы взяли результаты определения типа темперамента. Тестирование позволило увидеть, что в классе 44% холериков, 22% сангвиников и 22% флегматиков, что только подтверждает результаты моего исследования. Ведь известно, что холерики по характеру активны, настойчивы, уверены в себе, часто являются генераторами новых идей, не признают рутинную работу и однообразие в то же время беспокойные, агрессивные, возбудимые, импульсивные. Сангвиники - общительные, словоохотливые и даже болтливые, беспечные, склонные к лидерству, флегматики – пассивные, спокойные, добродушные.
Таким образом, можно отметить, что предлагаемый С. Деллингер психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами изучения характера человека.
Заключение
Работа была увлекательной и познавательной. Цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, успешно достигнуты. Я узнала об одном из способов деления людей на психологические типы. Научилась определять с помощью психогеометрии особенности характера своих одноклассников.
Выводы:
1. Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.
2. Работа позволила лучше понять себя и своих одноклассников. Я надеюсь, что те знания, которые мы получили, будут способствовать более успешному общению с ребятами дома и школе.
3. Так же я заметила, что типы характера в чистом виде встречаются крайне редко, в каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Мне стало понятно, почему с одними ребятами мне легко общаться, а с другими - нет.
4. Данная работа может иметь практическое применение в работе с детским коллективом.
Библиография:
Приложение 1
КРАТКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СООТВЕТСТВУЮЩИХ "ФОРМ" ЛИЧНОСТИ
КВАДРАТ — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность делают
Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.
Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят порядок. Их идеал — распланированная, предсказуемая жизнь. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.
Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.
ТРЕУГОЛЬНИК символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Они — энергичны и сильны, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. В противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на сути проблемы. Их прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения.
Треугольник — очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и за других, делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники с трудом признают свои ошибки! Они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны. Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение.
ПРЯМОУГОЛЬНИК - фигура, символизирующая состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.
Наиболее характерные черты - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня. Они часто имеют низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Позитивные, привлекательные качества у прямоугольника: любознательность, пытливость, интерес к происходящему и... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. "Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!
КРУГ — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.
Круги — самые лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.
Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
ЗИГЗАГ — самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Эта фигура символизирует креативность, творчество. Вам свойственны образность, интуитивность, мозаичность. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я».
Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство
Причем, используя природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.
В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делалось в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире.
Зигзаги — идеалисты, отсюда берут начало такие их черты как непрактичность. Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее)
Приложение 2
Интерпретация сочетаний
Считается наиболее правдивой интерпретацией считается интерпретация по первым двум фигурам.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Рисуем лошадь акварелью
Солнечная система. Взгляд со стороны
Снежная сказка
Северное сияние