Данный социальный проект был осуществлён в 2014-2015 гг. Проблема, которая стала отправной точкой нашего проекта, - как сделать так, чтобы наши улицы очистились от мусора и визитной карточкой села стали порядок, чистота, ухоженность улиц? Эта проблема, на наш взгляд, актуальна для многих населённых пунктов. Не часто встретишь село или город, которые могут похвастаться чистотой и порядком на улицах, которым не стыдно принимать гостей, где высокий уровень экологической культуры населения.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_za_chistoe_selo.docx | 812.96 КБ |
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗА ЧИСТОЕ СЕЛО!»
Сведения об авторах:
Ванюшина Анна Геннадьевна, МБОУ «Октябрьская СОШ», 10 класс
Мастьянова Анастасия Сергеевна, МБОУ «Октябрьская СОШ», 10 класс
Научный руководитель:
Солина Галина Валентиновна, учитель обществознания МБОУ «Октябрьская СОШ»
Стадии разработки социального проекта «За чистое село!»
1. Выбор проблемы и её обоснование
Взяться за создание этого проекта нас заставила обстановка, которая царит на улицах наших населённых пунктов. Когда идем в школу или просто гуляем, часто видим разноцветье мусора. Он располагается где угодно, только не там, где надо. Думаем, что у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт наших улиц, оврагов. На наш взгляд, мусор на улицах показывает состояние нашей экологической культуры. Изучив на уроках обществознания тему о культуре нашего места жительства (культуре топоса), мы впервые обратили внимание на проблемы, которые раньше не замечали вокруг себя, другими глазами посмотрели на экологическое состояние наших населённых пунктов. Но мало говорить о захламленности наших территорий, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Может ли место, где мы живём, быть более благоустроенным, чистым, ухоженным? Почему мы держим в порядке свои дома и устраиваем свалки мусора в оврагах, на улицах? Можно ли научить наших односельчан экологической культуре через «распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов»
Проблема, которая стала отправной точкой нашего проекта, - как сделать так, чтобы наши улицы очистились от мусора и визитной карточкой села стали порядок, чистота, ухоженность улиц? Эта проблема, на наш взгляд, актуальна для многих населённых пунктов. Не часто встретишь село или город, которым не стыдно принимать гостей, где высокий уровень экологической культуры населения. А такие примеры есть, в том числе и в нашей Чувашии. Например, Моргауши и Яльчики неоднократно становились победителями республиканского конкурса на самый благоустроенный населённый пункт Чувашии. Одним из критериев оценивания являлась общая высокая экологическая культура жителей. А чем мы хуже?
Гипотезы, которые мы выдвинули по решению данной проблемы:
1. Если постоянно убирать улицы, овраги от мусора, в селе станет чище.
2. Улицы села станут намного чище, если формировать экологическую культуру наших односельчан.
Объектной областью данного проекта является социология, так как наша работа направлена на улучшение качества жизни и сохранение здоровья людей.
Объект исследования – экологическая культура жителей села Октябрьское Мариинско-Посадского района.
Предмет исследования: экологическое сознание населения.
Цель проекта: содействовать улучшению экологической обстановки на территории Октябрьского сельского поселения через формирование экологической культуры жителей села.
2. Сбор и анализ информации
2.1. Нами проделана определённая работа по сбору информации на рассматриваемую проблему по нашему селу.
Во-первых, мы встретились с главой Октябрьского сельского поселения Мясниковым А.А. и специалистами сельской администрации. От них была получена следующая информация:
1) В селе Октябрьское в 2010 году на специально оборудованных площадках были поставлены контейнеры для сбора твёрдых бытовых отходов. В настоящее время их 24.
2) Администрация сельского поселения заключила договор с ОАО «Экотехсервис» г. Новочебоксарска по вывозу мусора на Чебоксарский санитарный полигон по утилизации мусора. В 2014 году эта услуга обошлась местному бюджету в 18 тысяч рублей (один рейс стоит 3 тысячи рублей).
3) Ежегодно по плану сельской администрации проводятся экологические субботники, месячники. К их проведению привлекаются учащиеся МБОУ «Октябрьская СОШ», специалисты и работники различных учреждений. Так, в 2014 году было проведено 4 субботника в масштабе всего села, вывезено 6 машин мусора. Субботники проводятся и на улицах по инициативе старост и депутатов.
Во-вторых, мы провели экологические рейды. Они показали, что не все жители заботятся о чистоте придомовых территорий. Выносятся не только твёрдые бытовые отходы, но и растительные остатки с огородов, пищевые остатки. Бродячие собаки, птицы, ветер делают своё дело – мусор раскидывается на окружающую территорию в радиусе нескольких метров (Приложение 1). Особенно много разбросанного мусора на пересечении улиц В.Волгина и Полевая, В.Волгина и Рыночная, С.Аниева. Этот факт подтвердила работник сельской администрации Арсентьева С.П. (ответственная за вывоз мусора)
В-третьих, на сайте в Интернете («Мусор на свалках пролежит тысячи лет») мы нашли интересный материал о сроках разложения отдельных видов бытовых отходов, степени их вреда природе. (Приложение 2). Информацию о том, как и куда надо правильно вывозить мусор, мы нашли на сайте … Познакомились с опытом работы по данной проблеме в других регионах. Например, вслед за Санкт-Петербургом, Москвой, Тюменью, Уфой и другими городами России в соседнем г. Цивильск поставили памятник дворнику. Он служит напоминанием о том, что чисто не столько там, где убирают, а прежде всего, там, где не сорят (http://chuvashia.rfn.ru/rnews.html?id=84129).
2.2. Правовая информативная база проблемы.
Для более глубокого исследования проблемы мы собрали и изучили правовую базу проблемы.
1) План администрации Октябрьского сельского поселения по благоустройству на 2014 год, где намечены даты проведения субботников, месячников по благоустройству села.
2) Проанализировали «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», вступившие в силу с 1 сентября 2011 г. и выяснили, что запрета на уборку мусора школьниками с улиц в данном документе нет, а значит, ребята могут принимать посильное участие в субботниках.
3) Изучили Устав МБОУ «Октябрьской СОШ». В этом документе мы так же не нашли статей, запрещающих уборку мусора школьниками с территории школы или села.
2.3. Социологический опрос.
Задача, которая была нами поставлена, - выяснить, как учащиеся школы оценивают экологическую обстановку в селе. Опрос проводился в два этапа - в начале и конце проектной работы. Категория респондентов – учащиеся 4-9 классов. Во время первого этапа было опрошено 81 учащийся, во время второго – 75. Участвовали одни и те же классы. Возраст опрашиваемых от 10 до 15 лет. Результаты социологического опроса, проведённого в феврале 2014 года, показали, что больший процент респондентов видят проблему в захламленности территории села, в то же время больше половины опрошенных выбрасывают мусор в овраг или сжигают его. 25% не уверены, что можно научить людей экологической культуре. В целом, ребята понимают, что проблема загрязнения в селе существует (Приложение 3).
Анкетирование взрослого населения (в качестве респондентов выступили родители 9 класса – 18 человек) проводилось с целью выяснения возможных путей решения проблемы. Взрослые предложили: увеличение штрафов (72 %), проведение субботников (87 %), воспитание подрастающего поколения (100%). Значительная часть родителей (87% ответов) уверена, что в первую очередь необходимо увеличить количество урн.
Вывод. Изучив и проанализировав ситуацию по данной проблеме, мы пришли к выводу, что проблема очистки наших улиц и оврагов от мусора до сих пор актуальна. Администрация заинтересована в решении данной проблемы. Она проводит большую работу по уборке территории поселения от бытового мусора, но ситуация меняется незначительно. Считаем, что население проявляет низкую активность по уборке территории села. Виной, по нашему мнению, является недостаточная экологическая культура наших земляков, а для решения проблемы мусора необходимы совместные усилия жителей села и органов власти.
3 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы
Мусор не только создаёт эстетически неприглядный вид, но и вредит здоровью и людей, и животных. В течение двух месяцев (август-сентябрь 2013 года) наша волонтёрская группа еженедельно собирала мусор вдоль дороги по центральной улице (расстояние около 2 км). В первый день собрали 8 мешков мусора (пакеты, стеклянные и пластиковые бутылки, пачки от сока и т.п.). На второй день мусора оказалось не меньше. И в итоге за первую неделю нами было собрано 28 мешков мусора! В дальнейшем мусора было меньше, и мы выходили в экологические рейды 1 или 2 раза в месяц. Мусорить наши земляки меньше не стали.
Вывод: Мы убедились, что только сбором мусора трудно исправить ситуацию. Поэтому решили подойти к решению проблемы с другой стороны.
4 . Постановка цели и определение задач
Цель проекта: содействовать улучшению экологической обстановки на территории Октябрьского сельского поселения через формирование экологической культуры наших односельчан (учащихся, их родителей, учителей и т.д.).
Задачи проекта:
1. Организовать и провести природоохранные и информационно-просветительские акции.
2. Проводить уборку улиц села и прилежащей территории от мусора.
3.Формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.
4. Наладить связь с местной администрацией для совместного решения проблемы.
5.Провести социологический опрос населения.
Вывод: Реализация целей и задач проекта должна способствовать повышению культуры поведения в общественных местах, формированию у населения правильного экологического поведения и недопущения несанкционированных свалок в селе.
5. Разработка плана действий
План действий по реализации социального проекта «За чистое село!»
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Создание проектной группы. | август 2013 г. | |
2. | Обучение основам социального проектирования в ЦВР МО «Эткер»; | октябрь 2013 г. | Мастьянова А., Ванюшина А. |
3. | Разработка социального проекта. | ноябрь-декабрь 2013 г. | Проектная группа, руководитель |
4. | Социологическое исследование по проблеме мусора в селе Октябрьское. | январь-февраль 2014 г. декабрь 2014 г. | Проектная группа |
5. | Экологические рейды по улице Кушникова - А.Канаша (2 км) | 1 раз в месяц | Волонтёры |
6. | Сбор информации в СМИ и Интернете. | январь - июнь 2014г. | Мастьянова А. |
7. | Изучение нормативных документов. | март 2014 г. | Ванюшина А. |
8. | Проведение конкурса эссе о чистоте нашего села среди учащихся 6-9 классов. | май 2014 г. | Проектная группа |
9. | Встреча с главой и специалистами администрации Октябрьского сельского поселения. | сентябрь – октябрь 2014 г. | Проектная группа, руководитель |
10. | Изготовление листовок, плакатов и размещение их на информационных стендах, контейнерах для мусора. | Апрель - май 2014 г. | Проектная группа |
11. | Сбор информации по размещению несанкционированных свалок на территории села. | С 9 по 15 апреля | Проектная группа |
12. | Выступление с информацией о проекте перед учащимися школы. | Сентябрь 2014 г. | Мастьянова А. Ванюшина А. |
13. | Участие в субботниках. | По плану школы, сельской администрации | Участники проекта и волонтёры |
14. | Анкетный опрос участников проекта (рефлексия). | Декабрь 2014 г. | Руководитель проекта |
15 | Выступление с результатами проекта на классном родительском собрании. | Декабрь 2014 г | Ванюшина А. Мастьянова А. |
6. Этапы реализации проекта:
Реализация социального проекта «За чистое село!» предполагает проведение работы в четыре этапа:
1 этап – замысел проекта: методом наблюдения, проведения экологических десантов и изучения общественного мнения выявилась проблема - как сделать так, чтобы визитной карточкой Октябрьского стали порядок, чистота, ухоженность улиц.
2 этап – планирование: 1) Формирование проектной группы (в состав группы вошло 6 наших одноклассников). 2) Разработка проекта: определение целей, задач, результатов проекта.
3) Расчёт затрат на реализацию проекта:
№ | Наименование | Количество | Цена | Общая сумма |
1 | Бумага для принтера | 1 пачка | 215 | 215 |
2 | Краска для принтера | 2 пачки | 100 | 200 |
3 | Файлы | 50 шт. | 1 | 50 |
4 | Фломастер | 1 набор | 64 | 64 |
5 | Ватман | 2 листа | 15 | 30 |
6 | Гуашь | 1 набор | 150 | 150 |
7 | Клей ПВА | 1 | 18 | 18 |
8 | Скотч | 2 | 40 | 80 |
9 | Кисти | 3 шт. | 20 | 60 |
10 | Мешки для мусора | 100 | 5 | За счёт средств родителей |
11 | Перчатки | 10 шт. | 15 | За счёт средств родителей |
12 | Грабли | 5 шт. | За счёт средств родителей | |
13 | Лопаты | 5 шт. | За счёт средств родителей | |
14 | Вёдра | 5 шт. | За счёт средств родителей | |
ИТОГО | 867 рублей |
3 этап – реализация проекта: участие школьников и жителей села в экологических акциях «За чистое село!», размещение плакатов с призывами к чистоте, информирование общественности об экологических проблемах в селе, проведение мини-исследований.
4 этап - рефлексия (анкетный опрос участников проектной работы).
Заключение. Подведение итогов работы над реализацией социального проекта «За чистое село!».
Результаты проектной деятельности:
1. Проведены экологические десанты. Собрано 42 мешка бытового мусора с улицы А. Кушникова – А. Канаша села Октябрьское (Приложение 1).
2. Проведён конкурс эссе на тему «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», выявлены и награждены победители.
3.Организована встреча с главой администрации Октябрьского сельского поселения Мясниковым А.А.
4. Выпущен информационный бюллетень о вреде мусора (Приложение 2).
5. Проведено 5 классных часов экологической направленности в 5-7 классах.
6. На мусорных контейнерах и информационном стенде размещены обращения к жителям с. Октябрьское (Приложение 4).
7. Подготовлено обращение к главе администрации Октябрьского сельского поселения Мясникову А.А. (Приложение 4).
8. Провели 2 этапа письменного социологического опроса среди учащихся 4-9 классов (Приложение 3).
9. Проведено анкетирование членов волонтёрской группы (рефлексия) (Приложение 5).
Таким образом, работа над проектом доказала, что никто, кроме нас самих, не в силах обеспечить бережное отношение к тому месту, где мы живём. Только мы сами сможем придать красоту нашему большому дому и научить этому окружение, используя различные формы экологической работы (исследовательские, конкурсные, познавательные, игровые и др.). Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого: создания порядка и уюта в своём дворе, на улице, на школьной территории. В наших силах заметить ещё много важных вещей, где нужны заботливые руки и тёплые сердца. Второй социологический опрос доказал, что на проблему захламленности наших улиц стали обращать внимание и те, кто раньше этого не замечал. Результаты рефлексии участников проектной группы показали, что члены проектной группы и наши волонтёры готовы продолжить работу по формированию экологического сознания наших односельчан. Они сами в результате этой работы по-новому взглянули на улицы села, стали подмечать проблемные места, перестали выбрасывать мусор где попало. А это уже результат.
Мы считаем, что общими усилиями можно, если не решить всю проблему сразу, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.
Приложение 1
Фотоотчёт проектной работы «За чистое село!»
Фото 1. Так выглядели мусорные контейнеры в начале проектной работы. | Фото 2. Мы предлагаем выносить мусор к контейнерам в мешках. |
Фото 3. Проводятся экологические десанты. | |
Фото 4. Проводится информационная работа с учащимися. | Фото 5.На такие обращения многие наши земляки обратили внимание. |
Приложение 2
О сроках разложения бытового мусора
Стеклянная бутылка – один миллион лет
Стекло производится из кварцевого песка и поэтому очень устойчиво к агрессивным средам. Полиэтиленовый пакет – от 500 до 1000 лет
Около 1000 лет будет лежать в земле «не съедобный» для микроорганизмов-деструкторов полиэтиленовый пакет.
Пластиковые бутылки – от 500 до 1000 лет
Большинство пластиковых бутылок состоит из терефталата полиэтилена, на производство которого уходит огромное количество нефти.
Алюминий – от 80 до 200 лет
Согласно расчётам учёных в одном лишь 2004 году в мире было закопано на свалках около 55 миллиардов алюминиевых канистр, что на 760% больше, чем в 1972 году.
Газета – 2-4 недели.
Отмечаются случаи, когда на свалках под кучей земли находили образцы газет 15 летней давности. Под толстым слоем земли, при отсутствии кислорода они оказываются фактически законсервированными. Большой плюс газет заключается в том, что их можно переработать.
Огрызок яблока – 1-2 месяца, в некоторых случаях дольше
Огрызок, лежащий в вашем мусорном ведре, может ещё просуществовать два месяца. Пищевые отходы, оказавшись на свалке под толстым слоем земли и отходов, разлагаются также достаточно медленно. По самому медленному «сценарию» они разлагаются только на 50% каждые 20 лет.
Сроки разложения бытового мусора
Виды мусора | Сроки разложения |
Пищевые отходы | От 10 дней до 1 месяца |
Газетная бумага | От 1 месяца до 1 года |
Картонные коробки | До 1 года |
Бумага | 2 года |
Доски деревянные | До 10 лет |
Железная арматура | До 10 лет |
Железные банки | До 10 лет |
Старая обувь | До 10 лет |
Обломки кирпича, бетона | До 100 лет |
Авто аккумуляторы | До 100 лет |
Фольга | До 100 лет |
Жестяная банка | До 90 лет |
Электрические батарейки | До 100 лет |
Резиновые покрышки | Более 100 лет |
Пластиковые бутылки | Более 100 лет |
Полиэтиленовая пленка | 200 лет |
Алюминиевые банки | 500 лет |
Стекло | Более 1000 лет |
Приложение 3
Результаты социологического опроса
2013 г. | 2014 г |
Приложение 4
К главе
Администрации Октябрьского сельского
поселения Мясникову А.А.
участников волонтерского движения «За чистое село!»
обращение
Наше волонтерское движение «За чистое село!» работает с июня 2013 года. Оно объединяет учеников 10 класса МБОУ «Октябрьская СОШ». Девиз нашей работы – «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят!». Мы убираем мусор в наиболее загрязнённых местах нашего села, проводим разъяснительные беседы, анкетирование с учениками нашей школы, оформляем стенгазеты на экологическую тему. В ходе нашей работы заметили, что вокруг нашей школы стало чище, многие жители села начали выбрасывать мусор в контейнеры в мешках.
В связи с тем, что загрязнение мусором территории сельского поселения продолжается, мы считаем, что необходима Ваша помощь по следующим проблемам:
Дата 29.10.2014 г. Подписи:
Обращение к жителям села, размещённое на контейнерах
Уважаемые сельчане!
Пожалуйста, выбрасывайте мусор В ПРОЧНЫХ МЕШКАХ!
«Экогруппа»
Приложение 5
Анкета участника экологического проекта
Уважаемый участник проекта «За чистое село»!
Просим вас ответить на наши вопросы:
1. Что изменилось в тебе самом в отношении к окружающему миру (к природе, людям и др.)
2. Как ты думаешь, что изменилось в твоих товарищах по проекту?
3. Участвовали ли твои родители в проекте (поставь галочку, в чем именно?)
- в подготовке
- в уборке двора, улицы
- в размещении плакатов
- другое
4. Как ты считаешь, нужны ли такие проекты и почему?
5. Будешь ли ты в дальнейшем участвовать в аналогичных проектах?
6. Предложи, какие социальные проекты (проекты, приносящие пользу окружающим) можно провести.
Сочные помидорки
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Спасибо тебе, дедушка!