Наша семья любит ходить в походы. Однажды, в дождливую погоду мы с братом заскучали. Тогда папа взял два гвоздя, согнул их и завязал узлом. «Вот вам задачка, «развяжите» гвозди» - сказал он. Целый день мы бились над задачкой и наконец, справились. Первой разгадала загадку я, потом мой семилетний брат, а вот мама так и не смогла развязать «гордиев узел». Интересно, почему мама с двумя высшими образованиями не смогла справиться с поставленной задачей, а мы с братом, учащиеся начальных классов, смогли решить головоломку?
Головоломки являются увлекательными и полезными. Решение задач может занять внимание надолго. Всевозможные виды головоломок требуют внимания, любопытства, нестандартного мышления и усидчивости. Часто случается так, что дети разгадывают подобные задачки быстрее взрослых, поскольку их мышление еще не ограничено стереотипами. Иногда детям в голову приходят решения, о которых взрослые даже и подумать не могут.
В течение эксперимента учащиеся моей школы с интересом разгадывали головоломки. Всем очень понравился этот процесс. Большинство сделали вывод, что разгадывать головоломки гораздо интереснее и полезнее, чем играть в телефон или планшет.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 316.99 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
Научное Общество Учащихся
начальной школы
Гуманитарная секция
«ГОЛОВОЛОМКА – ИГРА РАЗУМА»
Выполнила: Пережогина Елизавета,
ученица 3 Г класса
Руководитель: Пережогина Е.В.
г. Балахна 2019 г.
Оглавление
Введение | 3 |
Основная часть | |
Теоретическая часть | |
1. История возникновения головоломок | 4 |
2. Классификация головоломок | 6 |
Практическая часть | |
1.Сравнительный анализ использования головоломок | 10 |
2. Социологический опрос учащихся | 10 |
3. Исследование способности учащихся различного возраста и взрослых к решению головоломок | 11 |
4. Создание головоломки | 12 |
5. Проведение мастер – класса | 14 |
Заключение | 15 |
Список использованных источников | 16 |
Приложение | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Наша семья любит ходить в походы. Однажды, в дождливую погоду мы с братом заскучали. Тогда папа взял два гвоздя, согнул их и завязал узлом. «Вот вам задачка, «развяжите» гвозди» - сказал он. Целый день мы бились над задачкой и наконец, справились. Первой разгадала загадку я, потом мой семилетний брат, а вот мама так и не смогла развязать «гордиев узел». Интересно, почему мама с двумя высшими образованиями не смогла справиться с поставленной задачей, а мы с братом, учащиеся начальных классов, смогли решить головоломку?
Возникла гипотеза: для решения головоломки нужна сообразительность, а не только знания высокого уровня.
Объектом исследования стали логические игры и головоломки.
Предметом исследования – головоломки, сделанные своими руками
Цель исследования: привлечение учащихся к исследованию и решению различного вида головоломок и ребусов во внеурочное время.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вспомним загадку Сфинкса, предложенную Эдипу (прил.1):
– Скажи мне: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.
Эдип тотчас ответил: – Это человек! Когда он мал, когда ещё лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днём, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берёт костыль; тогда он ходит на трёх ногах” (Н.А.Кун “Легенды и мифы Древней Греции”).
Некоторые головоломки известны с глубокой древности.
В старинной легенде рассказывается, что почти за тысячу лет до нашей эры жил Гордий, царь Фригии, области в древней Малой Азии. Построил он город Гордион – свою столицу, а в нём храм Зевса. Незадолго до своей смерти Гордий подарил храму колесницу. Как утверждает легенда, к колеснице очень сложным узлом было привязано ярмо. После смерти Гордия оракул предсказал, что тот человек, который сумеет развязать узел Гордия и освободить ярмо, чтобы Запрячь в колесницу коня, станет властелином мира.
Гордий умер в 738 году до нашей эры. Больше 400 лет стояла колесница в храме, оставался завязанным и царёв узел. В 334 году в город Гордион вошли войска Александра Македонского. Когда жители города сказали Александру, что по предсказанию оракула, Азию покорит тот, кто развяжет запутанный узел, им овладело страстное желание добиться выполнения предсказания.
Как свидетельствует римский историк Курций Руф, вокруг царя собралась толпа фригийцев и македонцев: первые напряжённо ждали, а вторые испытывали страх из-за безрассудной самоуверенности царя. И действительно, ремень был так плотно связан узлами, что невозможно было ни рассчитать, ни увидеть, где начинается и где кончается сплетение. Попытки царя развязать узел внушали толпе опасение, как бы неудача не оказалась плохим предзнаменованием. Долго и напрасно провозившись с этими запутанными узлами, царь сказал, что безразлично, каким способом они будут развязаны, и разрубив узлы мечом, он не то посмеялся над предсказанием оракула, не то выполнил его. (Прил.2)
Шотландскому египтологу Хинду удалось найти папирус родом из 17-го столетия до нашей эры, который был посвящен математической области. Находка выглядела, как пятиметровый свиток. Ахмес – опытный писец, заверяет, что сумел скопировать текст, содержащийся на уникальном оригинале. Пункт под номером 79 гласит, что в 7-ми домах обитает по семь кошечек, которые ежедневно ловят по 7-мь мышей. Если бы грызуны остались живы, то они бы съели семь пшеничных колосков. Каждый росток дает 7 гекатов зерна. Так сколько же, в общем, здесь перечислено? (Прил.3)
Европейцы впервые познакомились с головоломками благодаря выпуску книги, автором которой стал ирландский ученый - Алкуин. Издание, содержащее 53 заковыристых вопроса и написанное на латыни, появилось во 2-й половине 9-го века. Вот знаменитая загадка из собрания: «Крестьянину, имеющему волка, козу, а также охапку капустных кочанов, нужно перебраться через реку. Его лодка вмещает только пару указанных объектов. Человек обязан доставить всё на другую сторону в абсолютной целости. Как поступить мужчине?» (Прил.4)
Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XIX и XX веков. Яркой фигурой в сфере сочинения головоломок был американский гражданин – Сэм Лойд. Наиболее знаменитым детищем Лойда была «игра в 15-ть», изначально завоевавшая любовь жителей Америки, а затем уверенно прославившаяся по всему миру. Востребованность забавы стала настолько большой, что хозяева компаний вывешивали объявления, строго запрещающие сотрудникам отвлекаться от рабочего процесса. В Германии «Пятнашка» даже превратилась в постоянную «участницу» заседаний Рейхстага. (Прил.5)
Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. С тех пор по всему миру регулярно проводятся соревнования по скоростной сборке кубика. (Прил.6)
Таким образом, современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.
Все существующие головоломки можно разделить на несколько групп:
УСТНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ — задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов.
Острый, как бритва.
Сладок, как мёд.
И друга отыщет,
И врага обретёт.
(Язык)
В далеком прошлом появились русские народные загадки. В особой иносказательной форме отражаются мифические символизации в древних загадках, которые существовали на Руси до наших времен, об этом утверждают историки и филологи.
Имеется одно мнение о появлении русских народных загадок. Древние люди не говорили обычными словами, чтобы не привлечь к себе беды, такие как наводнение, неудачную охоту, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности. Чтобы скрытно изъясняться и описывать свою жизнь, древние люди придумали таким способом изъяснять нужные слова.
Мудрость юношей испытывали при помощи загадок. Человек, не знающий необходимую базу знаний, не мог стать, членом коллектива, не отгадав загадки.
Мудрыми словами описывается какой-либо предмет, который необходимо разгадать. Для формирования интеллекта русские народные загадки имеют очень большое значение. Загадки дают большую пользу для мозга, помогают расширить кругозор, научиться наблюдать и на предмете который нужно отгадать сосредотачивать внимание. Нужно иметь знания и иметь представление о многих предметах, чтобы отгадать загадку.
Слово «шарада» произошло от французского слова «charade». Это слово означает «разговаривать», «беседовать», «вести, под вечер, непринужденную беседу».
Шарада – это игра в слова (точнее загадка со словами), которая известна еще с античных времен. Особое распространение эта игра в виде инсценировок или стихотворений получила в великосветских салонах 18 века. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:
Едва приметный червь, но для мехов опасный,
- Есть первое мое.
Знак в азбуке безгласный
- Второе.
А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей. (Моль-ер).
Задача разгадки шарады заключается в том, чтобы отгадать слово, состоящее из нескольких частей. Обязательное условие: эти части являются самостоятельными словами. Само разгадываемое слово должно быть существительным в именительном падеже, а его составляющие могут быть любой частью речи (глаголами, прилагательными, местоимениями, наречиями, предлогами, союзами). Чтобы найти их нужно внимательно прочитать текст, в котором эти слова – составляющие разгадываемого слова зашифрованы. Затем составить из них загаданное в шараде слово.
В наши дни шарады стали неотъемлемой частью любых конкурсов как для ребят, так и для взрослых. Стали они популярными и в Интернет-играх.
ГОЛОВОЛОМКИ С ПРЕДМЕТАМИ — логические задачи с обычными бытовыми предметами
Головоломки со спичками появились очень давно и до сих пор забавляют современные умы. На первый взгляд простые задачки заставят думать ни одну минуту. Из спичек можно сделать очень многое - домики, замки, целые, батальные сцены, поэтому и головоломки из спичек кажутся такими простыми, но это с виду, когда начинаешь разгадывать, то не всегда получается.
Пример: На рисунке из спичек выложено неверное равенство 0-7=9.
Переложите 2 спички так, чтобы равенство стало верным. (Прил.7)
Головоломки с монетами похожи на головоломки со спичками. Суть задания состоит в перекладывании монет для того чтобы получить из одной фигуры другую.
Пример: Переместите 3 монеты таким образом, чтобы перевернуть треугольник вершиной вверх. (Прил.8)
МЕХАНИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ — предметы, специально изготовленные как головоломки (проволочные, шнурковые, складушки, узлы, шкатулки и т. п.)
«Кубик Рубика» (разговорный вариант Кубик-рубик; первоначально был известен как «Магический кубик»). Задача игрока заключается в том, чтобы «собрать кубик Рубика»: поворачивая грани куба, вернуть его в первоначальное состояние, когда каждая из граней состоит из квадратов одного цвета.
«Змейка Рубика» – одна из популярнейших головоломок современности, созданная так же венгерским изобретателем и скульптором Эрнё Рубиком. Конструкция игрушки довольно незамысловата: она состоит из 24 равнобедренных треугольных призм, соединенных между собой шарнирами. Эта головоломка, ставшая хитом еще в 80-е гг. прошлого века, пользуется неизменной популярностью в наши дни. Она прекрасно развивает пространственное и логическое мышление, фантазию, воображение, и способна всерьез увлечь не только детей, но и взрослых. (Прил.9)
Пятнашки или Игра в 15 — популярная головоломка. Цель игры — перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений.
Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга. (Прил.10)
Ханойская башня является одной из популярных головоломок XIX века. Даны три стержня, на один из которых нанизаны восемь колец, причем кольца отличаются размером и лежат меньшее на большем. Задача состоит в том, чтобы перенести пирамиду из восьми колец за наименьшее число ходов на другой стержень. За один раз разрешается переносить только одно кольцо, причём нельзя класть большее кольцо на меньшее. (Прил.11)
Пазл, складная картинка, мозаика— игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы. Собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику. (Прил.12)
Таким образом, всевозможные виды головоломок настолько разнообразны, что их просто не перечесть, однако все они положительно влияют на развитие интеллектуальных способностей и стимулируют мозговую деятельность. Выбирать подходящую головоломку нужно, отталкиваясь от своих предпочтений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мне стало интересно, какие любимые головоломки у моих бабушек (II поколение от 55 лет и старше), родителей (I поколение от 30 до 45 лет), сверстников.
Проведем сравнительный анализ использования головоломок людей разных поколений. (Прил.13)
Таким образом, мы видим, головоломки очень популярны у людей разного возраста.
Однако, при решении головоломки «Пятнашки» люди разного поколения показали разные результаты. Сверстники 4 чел. (26%), I поколение 4 чел. (57%), II поколение 1 чел. (25%) – смогли справиться с заданием.
Область головоломок продолжает стремительно развиваться и тем не менее, мы видим непрерывную связь поколений.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ
Мне стало интересно, как относятся к решению различного вида головоломок и ребусов мои одноклассники. Я провела анкетирование.
Вопросы анкеты:
Результаты анкетирования (прил. 14):
Проанализировав ответы ребят, я сделала вывод о том, что большинство из моих одноклассников знают о головоломках и у большинства ребят есть дома различные головоломки. Все ребята хотят изготовить свою головоломку. Только 3 человека смогли решить предложенную задачку.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ГОЛОВОЛОМОК
Для подтверждения или отрицания своей гипотезы, для решения головоломки нужна сообразительность, а не только знания высокого уровня, я провела исследование.
Целевой аудиторией эксперимента по выявлению способностей к решению проволочных головоломок являлись четыре группы: учащиеся 1-4 классов, 5 классов и взрослые: I поколение (30-55 лет) и II поколение (старше 60 лет). Экспериментируемым было предложено разгадать головоломку с гвоздями (прил.15).
В итоге проведенного эксперимента получились следующие результаты (прил.16):
1-4 классы | 5классы | поколение I | поколение II | |
Количество участников | 15 | 15 | 7 | 4 |
Положительный результат | 4 | 11 | 3 | 2 |
% | 27 | 73 | 43 | 50 |
Таким образом, исследование показало, что интерес среди учащихся 1-5 классов к головоломкам проявляется в большей мере, чем у взрослых. Способность разгадывать головоломки у пятиклассников выше, чем у младших школьников и взрослых.
4. СОЗДАНИЕ ГОЛОВОЛОМКИ
В ходе работы у меня возник вопрос: можно ли изготовить головоломку самостоятельно? Перебрав разные виды головоломок, я остановилась на головоломках из пуговиц и ниток, проволоки, бечёвок и шнурков. Шнурковые (верёвочные) и проволочные головоломки и игры относятся к самым древним. Они относятся к типу механических головоломок. Являются увлекательным и интересным занятием не только для детей, но и для взрослых.
Данный вид головоломок развивают логическое и пространственное мышление, внимание и зрительную память, учат аккуратности и точности, умению анализировать, способствуют усидчивости, терпению и самостоятельности. Эти головоломки малогабаритны, они легко поместятся в кармане и их можно всегда носить с собой. По существу, это разновидность познавательной логической игры, над которой надо подумать, чтобы открыть определенную закономерность.
Нитки и старые пуговицы найдутся в любом доме. Из этих обычных вещей легко сделать занимательные игры-головоломки (прил.17)
Почти во всех головоломках требуется одно: разъединить сцепленные между собой части. Задача эта на первый взгляд может показаться неразрешимой. Попытки расцепить петли часто приводят к тому, что нитки только ещё больше перепутываются между собой. Не отчаивайтесь. В 1983 году на конкурсе изобретателей головоломок, проведённом газетой «Комсомольская правда», опытные члены жюри, пытаясь решить одну шнурковую головоломку, так запутали верёвки, что самому автору игрушки не удалось их распутать.
Из обрезков одножильных проводов в цветной изоляции можно сделать всевозможные занимательные головоломки. Некоторые из таких головоломок показаны в прил.18.
Чтобы изготовить их, необходимо строго по рисунку выдержать пропорции фигурок и длину верёвок. Например, «мышата» должны быть больше, чем лапка «кошки». А вот петля на конце шнурка должна быть больше «мышонка». Шнурок подбирают такой толщины, чтобы он свободно проходил через проволочные петли.
«Звёзды» с выставки головоломок
Весной 1984 года в Новочеркасске проводилась первая Всесоюзная студенческая выставка-ярмарка.
На одном из стендов были представлены десятки разнообразных игрушек-загадок, присланных со всех концов страны. Желающие могли попробовать свои силы в решении головоломок. Некоторые из игр можно даже было унести с собой при одном условии… если вы сумели разгадать головоломку. Здесь же посетителям предлагалось сделать головоломки.
Наибольший интерес у всех вызвала головоломка «Две звезды». (Прил.19) . Чтобы решить эту головоломку, надо отцепить челнок от шнура и звёзд.
Таким образом, я выяснила, что простейшую головоломку можно изготовить самой, а если позвать на помощь семью, можно сделать головоломку и посложнее. (Прил.20)
5. ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР – КЛАССА
В процессе исследовательской работы было предложено учащимся 1-3 классов поучаствовать в эксперименте, который направлен на то, чтобы определить будет ли одинаковый интерес к изготовлению головоломки и её решению. В эксперименте участвовало 15 человек, из них 9 из 1 класса и 6 человек из 3 класса.
Условия эксперимента: каждому из ребят было предложено изготовить головоломку из пуговиц (Прил.21)
В результате проведенного эксперимента мы выяснили, что изготовление головоломки вызвало интерес у всех ребят. Некоторые первоклассники справлялись заданием лучше ребят из 3 класса. Однако, разгадать головоломку лучше получилось у третьеклассников. (Прил.22) Все захотели сделать и другие головоломки.
Изучив и освоив некоторые виды головоломок:
Набор был предложен одноклассникам для самостоятельной деятельности во время перемены. Многие ребята проявили интерес к игре. В дальнейшем планируем создать наборы для учащихся других классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования выдвинутая гипотеза, для решения головоломки нужна сообразительность, а не только знания высокого уровня, подтвердилась.
В силу своего опыта и накопленных знаний, группа учащихся 5 классов и взрослые справлялись с головоломками быстрее, чем участники младших возрастных категорий. Однако, только опыта и знаний не достаточно для решения логических задач. В них все так устроено, что без применения длительного мозгового штурма никак не получается решить задачу. Тонкость линий и кажущаяся простота обманчива и, порой, головоломки становятся серьёзным испытанием не только для школьника, но и для взрослого человека.
Подобные игры являются увлекательными и полезными. Решение задач может занять внимание надолго. Всевозможные виды головоломок требуют внимания, любопытства, нестандартного мышления и усидчивости. Часто случается так, что дети разгадывают подобные задачки быстрее взрослых, поскольку их мышление еще не ограничено стереотипами. Иногда детям в голову приходят решения, о которых взрослые даже и подумать не могут.
В течение эксперимента учащиеся моей школы с интересом разгадывали головоломки. Всем очень понравился этот процесс. Большинство сделали вывод, что разгадывать головоломки гораздо интереснее и полезнее, чем играть в телефон или планшет. Таким образом, поставленная цель работы мною достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учимся ткать миленький коврик
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем "Осенний дождь"
Соленая снежинка
Заяц, косач, медведь и весна