Работа была подготовлена учащейся 10 класса Пигузовой Марией.
Исследование было высоко оценено в рамках:
1) 21-й научно-практической конференции старшеклассников "Шаги в науку XXI века" (диплом 1 степени)
2) 12-х открытых чтений школьных исследовательских работ "У Крюкова канала" (диплом 2 степени)
Вложение | Размер |
---|---|
dinastia_koryo_seladon.doc | 39.5 КБ |
ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
Исследовательская работа
«ДИНАСТИЯ КОРЁ. СЕЛАДОН»
Выполнила: учащаяся 10 класса
Пигузова Мария
Руководитель: учитель истории и обществознания
Криницына Таисия Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
Династия Корё правила с 918 по 1392 год н. э. Название «Корё» является сокращением от Когурё, одного из трёх раннефеодальных государств Кореи. Мало кто знает, но современное слово «Корея» происходит именно от «Корё». В прикладном искусстве Кореи на протяжении веков главное место занимала керамика. Период Корё характеризуется наивысшим пиком в развитии корейского гончарства. Работало около 300 керамических мастерских, многие из которых находились в южных районах Корейского полуострова. Гончары Корё переняли лучшие традиции керамического ремесла китайских мастеров. При династии Корё корейцы начали производить селадон, получивший впоследствии мировую известность. Многие видели селадоновые изделия, но далеко не все понимают, насколько сложен и трудоёмок процесс их изготовления. Для начала, давайте разберёмся, что же такое селадон.
1. СЕЛАДОН
В керамическом производстве селадо́н — особый тип глазури, чаще всего имеющий специфический бледно-серовато-зеленый оттенок. Этот тип керамических изделий был изобретён в древнем Китае, в провинции Чжэцзян. Но пика своего совершенства достиг в Корее во времена династии Корё.
2. ЛУЧШИЙ ПОД НЕБЕСАМИ
Эстетическое начало Селадона Корё кроется в его утонченной красоте и элегантной простоте. Использованные корейцами технологии глазурования были уникальны для того периода истории керамики. Созданные изделия обладали высочайшим уровнем качества, корейские керамисты смогли превзойти мастеров из других стран и их работы были оценены даже древними китайскими учеными, как образцы элегантнейшей и простой красоты, они называли их «лучшими под небесами»:
«Китайские изделия ярко светятся. Но если мы хотим иметь в доме тихую гармонию, то китайская керамика для этого будет слишком сильна и насыщенна. Тишина и покой корейской керамики несет в себе квинтэссенцию восточного духа: ее тихая элегантность, простота формы и стиля наполнены глубоким и возвышенным духом дзен-буддизма. Формы этих изделий мгновенно завоевывают сердце; их цвет имеет уникальную прозрачную глубину, а их свободные резные украшения влияют на душу —
они просто источают спокойствие духа».
3. ЧОНДЖА (청자)
Особенными селадоновые изделия делает блестящая глазурь насыщенного голубовато-зеленого цвета. Как раз корейское слово чонджа (청자 ) ,используемое для обозначения селадона, переводится как «фарфор голубого цвета». Привлекательный зелёно-голубой цвет, напоминающий оттенок полудрагоценного камня нефрита, достигался в результате смешивания глины и глазури.
4. ДРАКОНОВЫЕ ПЕЧИ (龙窑)
Для обжига такой керамики требовались особые печи кама. По своему строению они восходят к лун-яо или дословно «драконовым» печам Китая, которые были изобретёны в период Борющихся царств (475-221 гг. до н. э.) в городе Цзэнчэн.
Корейские обжигательные печи также располагались на склонах холмов и имели вид тоннеля длиной более 40 метров (это как 12-этажным домом), на одном конце которого находилась топочная камера. Печной тоннель, сделанный из кирпича, мог быть однокамерным, без внутренних перегородок, либо многокамерным, разделённым на сообщающиеся между собой отсеки. В процессе обжига температура в таких печах достигала 1200—1300°С. Данный тип печи стал традиционным для корейского гончарства и сохранился до XX века.
5. СИМВОЛЫ И УЗОРЫ
Помимо разного рода сосудов, ваз, тарелок, мисок, чайников, плошек в технике селадона изготавливались статуэтки таких животных, как лев, дракон, черепаха, утка, обезьяна, голубь. Чаще всего статуэтки были лишь составной частью керамических изделий — ручками крышек или печатей. Иногда сосуды повторяли форму лотоса или напоминали изделия из бамбука.
Выделяют четыре основных типа узоров, встречающихся в керамике селадон Корё: «журавль в белых облаках», «утки или журавли, резвящиеся на берегу водоема с ивами», различные цветы и цветочные узоры, зарисовки из жизни людей. Фигурки животных и изображения на стенках сосудов часто имели значение благопожеланий, которые должны были способствовать более счастливой жизни хозяина предмета.( дракон - помогает сохранить ценное имущество и финансовые сбережения, лев - способствует карьере и финансовому успеху, черепаха - поддерживает здоровье/ символ долголетия, обезьяна- помогает воплощать в жизнь невероятные творческие проекты, утка - прочный любовный союз, аист - покровитель маленьких детей и родного дома, голубь - символ долголетия и сыновней почтительности)
6. САГГАМ (상감)
Большинство узоров были выполнены с помощью инкрустации с использованием черных и белых красителей. Изначально гончары Корё заимствовали эту технику из Китая. Но вскоре в их работах начала проявляться собственная изобразительность. Одной из таких особенностей является «саггам» (상감) - заполнение вырезанного узора белой или красной глиной, до середины 13 века вручную, позже- с помощью трафаретов. После обжига белая глина приобретала белоснежный цвет, а красная глина
становилась черной.
7. ДЕФЕКТ ИЛИ ОСОБЕННОСТЬ?
На некоторых изделия можно заметить трещинки. Важно, что они воспринимаются как естественная особенность, а не дефект. Чем сложнее рисунок инкрустации, тем тоньше должна быть глазурь, чтобы через нее отчётливо просматривался узор. Поскольку слой такой тонкий и хрупкий, по всей поверхности селадоновой глазури неизбежно появляются маленький трещинки. Иногда глазурь специально делали с ними. Из-за этих трещин предполагается, что чаша должна использоваться только для одного типа чая. Трещинки постепенно окрашивались в темный цвет, что придавало чашке налет старины.
8. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
С 1231 года, с начала монгольского нашествия производство селадона Корё быстро пришло в упадок. Методы изготовления были утрачены. Современные гончары усердно трудятся над возрождением этой техники. Очень трудно воссоздать точный состав древней глазури, для производства которой использовались исключительно природные материалы, также остается неизвестно как долго изделия подвергали обжигу. Работники Корейского исследовательского института селадона проводили эксперименты с разными материалами и техниками производства с целью возродить своеобразный цвет селадона Корё.
9. МЭБЁН. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОКРОВИЩЕ
В 2010 году на острове Мадо в уезде Тэхан (Провинция Чхунчхон) было обнаружено два корейских селадона – мэбён с инкрустацией и мэбён с рельефной отделкой, дошедшие до наших дней в прекрасном состоянии.
Обе 39 сантиметровые вазы были найдены на затонувшем судне времен династии Коре. К керамическому изделию была прикреплена чжукчхал, или деревянная дощечка, с написанным на ней неизвестным именем одного из представителей династии Коре. Судно с грузом региональной кухни Чжонкыпа (провинция Чолла-Пукто) и Ёнгвана (провинция Чолла-Намдо), насколько известно, на пути к Кэнсону потерпело крушение и затонуло недалеко от Мадо, бывшем в то время столицей Коре.
Историческое и культурное значение ваз мэбён, найденных на затонувшем судне, были высоко оценены, и в декабре 2012 года это изделие было объявлено Национальным сокровищем.
10. В ПОИСКАХ ПРЕКРАСНОГО
Сегодня полюбоваться селадоновими изделиями можно в Корейском Национальном музее, в Британском Национальном музее, в городе Сихын (провинция Кёнгидо, южной Кореи) есть древняя печь для обжига, датируемая второй половиной первого тысячелетия ( эпоха позднего Силла и раннего Корё).
ВЫВОД
Направление гончарного искусства селадон имеет огромную культурную и историческую ценность. Несмотря на то, что до сих пор секреты древних мастеров до конца не раскрыты, учёные продолжают исследования, так как получение новых знаний в этой сфере поможет нам возродить уникальное направление гончарного искусства и более глубоко понять культуру Древней Кореи.
ЛИТЕРАТУРА
1. “История керамики Восточной Азии”, Жущиховская И. С
2. “Большой русско-корейский словарь”, Мазур Ю.Н.
3. “Искусство Кореи”, Ольга Глухарёва
4. 네이버 dictionary
5. “Новая культурная традиция в средневековом гончарстве Приморья”, Жущиховская И. С.
6. “Традиционное гончарство Китая”, Жущиховская И. С
Волшебная фортепианная музыка
Яблоко
Заколдованная буква
Лавовая лампа
Разноцветное дерево