Исследовательская работа, посвященная истории родного села. в настоящее время можно отметить возросший интерес к истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 904.16 КБ |
Секция краеведение
Исследовательская работа
История села Старое Ибрайкино
Шаймарданова Назира
10 Л класса, МБОУ «Лицей №14» г. Нижнекамска
Руководитель: Никитина Людмила Александровна,
Учитель истории 1 кв. категории
г. Нижнекамск 2016 г.
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. История села Старое Ибрайкино.………………………………….4
1.1. Географические особенности. Население……………………………...4
1.2. История села ……………………………………………..……………...5
Глава 2. Мои земляки……………...……………………………………........9
Глава 3. Достопримечательность…………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………….......11
Используемая литература.…………………………………………………...12
Приложение 1…………………………...……………………………………13
Приложение 2…………………………………………………………….......14
Приложение 3………………………………………………………………....15
Введение.
Актуальность работы. В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания прошлого нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился. Моя малая Родина – это село Старое Ибрайкино особа дорога мне. Казалось бы, обычное село, со своими проблемами, но оно у нас уникальное - из-за ее природной красоты. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Цель работы. Изучить историю развития села в прошлом и настоящем.
Задачи исследования: 1. Проследить историю образования и развития села.
2. Изучить жизнь земляков. 3. Изучить архитектурные особенности местной достопримечательности.
Хронологические и территориальные рамки исследования: с периода образования села Старое Ибрайкино до настоящего времени. Территориальные рамки ограничены селом Старое Ибрайкино.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения.
Обоснование выбора темы. Название темы говорит само за себя. Я предлагаю окунуться в прошлое и взглянуть на настоящее нашего села.
Степень научной разработанности. По истории села мало работ, где представлена информация о становлении и преобразовании села Старое Ибрайкино.
Объектом исследования выступает само село, его образовательные учреждения, организации, его жители.
Научная новизна: впервые была углубленно рассмотрена история села Старое Ибрайкино со слов очевидцев. В будущем, когда участников событий не останется в живых, эти знания помогут школьникам и многим любознательным людям ответить на интересующие их вопросы.
Время проведения исследования сентябрь 2014 – ноябрь 2015 гг.
Методы исследования:
1) теоретический (изучение литературных источников);
2) метод опроса (беседы со старожилами, с бывшими учителями, руководителями организаций, родственниками старейших жителей села Старое Ибрайкино);
3) метод изучения документов (официальных и личных).
4) анализ материала; подведение результатов.
Для достижения поставленной цели выбран следующий ход исследования:
1. изучение имеющейся литературы по поставленной проблеме;
2. сбор фактического материала на основе опроса земляков;
3. изучение материалов архивного фонда; документов из семейных архивов; периодических изданий;
4. просмотр фотографий и отбор значимых для создаваемой работы;
5. проведение анализа собранного материала, его систематизации;
6. формулирование выводов, оценка полученных результатов.
Основными источниками информации, помимо воспоминаний земляков, стали сведения архива сельского совета села Старое Ибрайкино, документы и награды из семейных архивов, периодика, редкий фотоматериал.
Научно-практическая значимость. Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории (национально-региональный компонент), для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.
Глава 1. История села Старое Ибрайкино.
Село Старое Ибрайкино расположено в восточной части Русской Равнины, в центральной части Татарстана. Входит состав Аксубаевского района. Район расположен на побережье реки Камы, в бассейне реки Малая Сульча. В географическом отношении территория приурочена к восточной части Западного Закамья Республики Татарстан. Географические координаты села Старое Ибрайкино: 54 градусов 51’20,3’’N 51 градусов 01’01,8’’E. Рельеф представляет собой сравнительно спокойную невысокую поверхность, слабо расчлененную мелкими речными долинами бассейна реки Большая Сульча с пологими склонами. Крутизна склонов о 5 до 30 градусов. Обнаженность территории плохая. Климат умеренно-континентальный, с теплым летом и умеренно-холодной зимой. Годовое количество осадков составляет 430-500 мм, из них наибольшее количество выпадает в июле и составляет 54 мм, а наименьшее в феврале (19 мм.). Среднегодовая температура воздуха составляет +2,9 градусов. Наиболее холодный месяц- январь, когда среднемесячная температура равна -13, 7 градусов. Наиболее теплый месяц-июль (+19,1). В зимний период преобладает ветры южного и юго-западного направления. А летом преобладают ветры юго-восточного направления. Максимальное число дней с циклоническими процессами приходится на сентябрь и январь, минимальное-на апрель и июнь. Годовой ход антициклоничности в общих чертах противоположен-минимальное число дней отмечается в сентябре и январе, максимальное- в апреле и в ноябре. Следует отметить также, что “местные” циклоны чаще образуется летом, а антициклоны-зимой. Относительная влажность воздуха изменяется в течении года в широких пределах и достигает максимума 83-86% в ноябре-январе. Население: в 1711 году в селе проживало 1723 человека; в 1749 году-1911 человек; в 1858 году-3003 человека; 1912 году-3790 человека; 1913 году-3790 человека; 2002 год-2002 человека, из них 965 мужчин, 1037 женщин и 533 детей. В 630 хозяйствах живут 465 семей. 60 семей воспитывают 1 ребенка, 105 семей-2 ребенка, 39 семей-3 ребенка, 7 семей-4 ребенка, 1 семья-5 детей.
История села Старое Ибрайкино начинается c периода Болгарского государства. Свое название село получило по имени его основателя. Историю села можно поделить на 2 периода: 1) период, когда Старое Ибрайкино находился около леса, 2) новый период-сегодняшнее расположение села. Предание говорит, что деревня основана лет 400 тому назад. Доказательств этому пока нет, но нет и противоречащих фактов. В историю села, составленными местными краеведами, говорится, что деревня заселилась в XVI веке и названа по имени первого основателя деревни. Отношение Старого Ибрайкина к Новому, по всей вероятности сложилась механически-по представлению русских чиновников. Ибрайкино называлось без добавления слова “Старое”. Новое Ибрайкино поселилось самостоятельно и называлось “Чентрель”, а Новой Ибрайкиной стало по воле чиновников. А когда Чентрель стали называть Новое Ибрайкино, то само Ибрайкино стали называть “Старое Ибрайкино”.
Перемены. В документе 1770 года значится, что здесь в то время проживали служилые татары-192 человека, крещенных татар было 24. До 1862 года Старое Ибрайкино было волостным центром, и волость называлась “Старо-Ибрайская”. Но пребывание волостного центра в Старом Ибрайкине было не по душе ни местным жителям, ни русской администрации. Местному мусульманскому населению не нравилось размещение волостного правления в их деревне, потому что сюда стали селиться русские чиновники, они должны были пересилить сюда свои семьи, прислуг. Потом русские должны были построить церковь, и не исключено было открытие для русских кабака. Все это противоречило нравственным устоям мусульманского населения. К тому времени местные жители отошли от русской веры в свою мусульманскую, которая им, кроме притеснения и унижения ничего не дала. Поэтому они всегда открыто и скрытно протестовали против того, что их селение было волостным центром. Не нравилось это положение и русской администрации. Русские чиновники не забыли волнения ибрайских крестьян 1749 года, возникшие на религиозной почве. И поэтому после земельной реформы 1861 года было решено перевести волостное правление в Аксубаево и волость стало называться Аксубаевской. В XX веке 1913 году в селе было уже 700 хозяйств, и проживало 3790 человек. Дома и столы были не у всех. У кого их не было, кушали на полу. Очень мало было тех, кто дома освещал лампочками. Баня была одна на всю улицу. И мылись в бане по очереди. И не во всех домах было мыло. Дома 1-2 дня в зимние холода не топят. Идут ночевать к соседям. В селе занимались обработкой шерсти, изготовлением санок, тележек, мешков, ведер, шкафов. Также кололи дрова, изготавливали валенки, посуду, кирпичи, шили одежду. После революции Калимуллин Шайдулла, Сафиуллин Нурулла, Нурутдинов Муфти начинают заниматься изготовлением и ремонтом обуви. А верхнюю одежду изготавливают Миндаров Хафиз, Миндаров Минвали, его жена Хадича, Зарипов, Шакир. А Хуснелгатин Валиахмат, Хусаинов Махмут, Ахматсавин Сорутдин, Сулейманов Хафиз славятся своими шкафами. В селе Мухетдинов Кэшаф, Салахэтдин, Галламов Мингат, Сидтиков Гариф имели собственные магазины. Товары привозили из Самары и обменивали их на хлеб. В 1914 году 19 июня начинается Первая Мировая Война. Она приносит сельчанам голод и бедноту. Некоторые ушли на войну по собственному желанию.
Октябрьская революция и гражданская война. В 1917 году после Октябрьской революции к власти приходят большевики. В гражданской войне, которая была с 1917 по 1923 года, участвовали больше 200 наших сельчан. В 1920 году много полей было не посеяно. В результате приходит голод. Очень много людей умерло тогда от голода. Работать, что-то выращивать тогда не было сил. Нуретдинова Магмура Сунгатуллина (1897) пишет: “Во время голода мои родители умерли. Мы с братом вдвоем остались, но не долго, он тоже умер. ”Гильмеруй, которая дожила до 97, лет говорила: “Нас, в тот голод, одна корова спасла. Она ночевала у нас дома, чтобы никто из соседей ее не съел. И чтобы корова не померла с голоду, мы ее кормили соломой.” Во время голода начальная школа и школа при мечети перестали работать. Так как коней не было, землю продавали или сдавали в аренду. В 1927 году народ соседнего поселка Енорусскино, чтоб присвоить землю в задней части леса, начинают там работать. Боясь потерять землю, Мадиев Хамза основывают там поселок “Белая Мечеть”. В 1929-1930 годах поселок “Белая мечеть” переименовывают в “Вперед”. И создают колхоз под названием “Марс”. Первым председателем колхоза был Хайруллин Валиахмат, а потом Хасанов Минвали. После Великой Отечественной Войны народ снова переселяется в село Старое Ибрайкино. В 1929 году герой гражданской войны, первый коммунист Хаеров Миншакир возвращается и входит в колхоз. В то время Миншакир работал в Казане заместителем в Тат ЦИК. В колхоз присоединяется 17 хозяйств и председателем избирается Мотыгуллин Сулейман.
Образование колхоза. В 1930 году всех сельчан заставляют поступить в колхоз. Вскоре в газете Сталина “От удачи кругом голова” пишут, что нельзя заставлять людей поступить на колхоз. И в 1931 году, люди, которые не хотели поступить на колхоз, устроили бунт. Они прячутся от милиции в Чирмашане. Во второй день, милиция их поймала. Ночью их расспрашивали, а потом били. Через месяц их отпускают, а Шакира и Гайнатуллу сажают на 3-4 года в тюрьму. Осенью 1931 года снова всех заставляют вступитьв колхоз. Кто выходил из колхоза, у того отбирали землю и коней. Основатель колхоза, Хаеров Миншакир, в октябре в 1930 году, когда возвращался в село, умер. Его хоронят около школы. В 1931 году у народа и колхоза отбирают хлеб и отправляют государству. В результате зимой 1932 года приходит голод. В 1932 году в колхоз набирают 5 бригад. Тех, кто не хочет поступать в колхоз стало значительно меньше. Летом 1932 года участились случаи, когда люди стали воровать колосья. В итоге в том же году 7 августа вышел закон, в котором говорилось, что за кражу колосьев могут посадить в тюрьму на 10 лет. В 1932 году в МТС приходят тракторы марки СТ3. И в этот же год в школе открываются курсы трактористов. Из нашего села там учится 6 человек, и первым трактористом стал Хайруллин Хасанжан. В 1934 году из МТС приходят первые комбайны. В 1935 году из колхоза “Новая сила” выходят 2 новых колхоза “Татарстан” и “Марс”. В 1935 году сельчанам запрещают ходить в мечеть. В 1936 году, сгорела мечеть, и на ее месте строят дом культуры. Открытие состоялось в 1939 году и работал он до 1977 года. С 1938 году активно развивается животноводство.
Великая Отечественная война. В 1941 году 22 июня в селе Старое Ибрайкино должен был быть “Сабантуй”. Но новость о войне их приводит в шок. 23 июня утром многие уходят на фронт. На войне из села Старое Ибрайкино участвуют 711 человек. Наши сельчане участвовали на войне с Монголией, Японией, в Ленинградской блокаде, даже доходили до Берлина. Когда мужчины ушли на фронт, все заботы и трудности легли на плечи женщин. Женщины начинают работать трактористами, комбайнерами. Они ждали, когда их сыновья и мужья вернуться домой. Но из 711 человек вернулось только 277. 142 человека были награждены орденами и медалями. В 1944 году 18 февраля с колхоза “Новая сила” отделяется еще один колхоз” Партизан” и председателем назначается Нуретдинов Шаех.
Мирная жизнь сельчан. В 1949 году снова приходит голод. Но сельчане смогли преодолеть его. В 1949 году в селе проживало уже 3000 человек. В 1951 году колхозы “Партизан”, “Новая сила”, “Марс”, “Татарстан” объединяются и переименовываются в “Татарстан”. Он существует до 1991 года. Председателем назначается Гимранов Нурахмат. В 1952 году начинается стройка больницы. В 1953 году в село проводят электрическую линию. И 1955 году начинает гореть первый электрический свет. Начинают строить новые дома. А зарплату начинают платить с 1960 года. В 1960 году в селе работает школа, дом культуры, магазин. Особое внимание уделяется животноводству. В 1969 году строят здание Сельского Совета. А в 1970 году строят авто гараж. В 1970 году строят мельницу. Эта мельница за час делает 8 центнеров муки. В 1969-1970 года строят поликлинику. В 1970 году строят пекарню. Но в 1990 году она прекращает свою работу. В 1972 году открывают новый магазин. Этот магазин прослужил до 2001 года. Сейчас в этом здании находится детский сад. Также начинают строить новый “Дом культуры”, который работает до сих пор. В 1985 году началась Афганская война. Многие сельчане умерли на войне. А некоторые вернулись. Среди них Альфик Ахматович, Низамов Фархат Зуфарович, Сафиуллин Фарид Ришатович и многие другие. В 1988 году председателем колхоза становится Зайнуллин Жаудат Валижанович. Зайнуллин Жаудат с 1994 года начинает работать в кампании “Татнефть”. В 1992 году начинают строить новую больницу и 2 детских сада. Но стройка этих зданий прекращается в 1994 году. А в 1994 году началась Чеченская война. И там участвовали наши сельчане. На 2002 год в селе Старое Ибрайкино было 630 хозяйств. Председателем назначили Исхакова Исмагила Валиахматовича. Сегодня в селе проживает 244 ветеранов труда, 16 ветеранов войны.
Глава 2. Мои земляки.
Мударисов Рафик Габдуллович- родился 23 августа в 1987 году. Был взят из детдома Габдуллой Мударисовым из села Старое Ибрайкино. Закончил местную школу и в 2004 году поступил в Татарский государственный гуманитарно -педагогический университет. Становится лауреатом стипендии имени В.И. Вернандского уровня 2007 года, Лауреатом специальной стипендии Президента Республики Татарстан 2008 год, лауреатом федеральной специальной стипендии Российской Федерации 2008-2009 года. В настоящее время он ассистент, кандидат наук в Казанском Федеральном университете в Институте управления, экономики и финансов/Отделение финансов/Кафедра антикризисного управления и оценочной деятельности.
Ахматсафин Хамза Харисович- родился в 1954 году в селе Старое Ибрайкино ТАССР. Окончив местную школу поступает учиться в Казанский сельскохозяйственный институт. Получает диплом инженера-механика. В колхозе работает инженером. После службы в армии поступает в колхоз “Жданов” в чистопольском районе. В родном селе становится директором авто гаража, в РСБВ работает директором. Женится и воспитывает 4 детей.
Герои Великой Отечественной войны.
Мугутдинов Мостафа Сайфуллович- родился в 1909 году в селе Старое Ибрйкино ТАССР в семье крестьянина. В 1918 году, во время великой отечественной войны, он потерял своего брата Махмута. А в 1920 году потерял свою мать Голсем. В 1925 году он остался с 2 сестрами. Пока строился колхоз, ему приходилось работать в другой деревне. В 1930 году начал работать в колхозе своего села. А осенью 1933 года смотрел за лошадьми. В 1937 году работал кладовщиком. А в 1939 году был бригадиром 1-ой бригады. В 1941 году его призывают на Великую Отечественную войну. Возвратился в 1957 году в сентябре и снова начал работать бригадиром. До 1970 года работал кладовщиком. Награжден грамотой” За доблестный труд в период ВОВ ” (1946), вознагражден медалями: ”15 лет победы” (1970), ”30 лет победы”. Сейчас является почетным жителем села.
Гильмутдинов Мирсаит Гильмутдинович- родился в 1904 году 2 февраля в селе Старое Ибрайкино ТАССР в семье крестьянина. Повзрослев он стал смотреть за лошадьми. Женился на Гандемир Хайрулловне. И у них родились пятеро детей: Раиса (1928 год), Рашит (1930), Рафик (1934), Рифкат (1936), Равиль (1939). Когда Мирсаиту Гильмутдиновичу было 37 лет началась Великая Отечественная война. И его призвали на фронт. Но в октябре 1942 года он пропал без вести.
Валиев Нурахмат- родился в 1923 году в селе Старое Ибрайкино ТАССР. Окончил местную школу, и когда ему исполняется 19 лет, он идет на Великую Отечественную войну. Это происходит в 1942 году. Нурахмат участвует в Калининградской битве. С войны возвращается инвалидом. В 1977 году ему присваивают орден 3-ей степени. Хоть и возвратился инвалидом, он продолжал работать в колхозе. На данный момент он является почетным жителем села.
Хайруллин Рахматулла- родился в 1909 году в селе Старое Ибрайкино ТАССР. Его семья была вынуждена жить в другой деревне до 1931 года, а 1932 года смогла, наконец, вернуться в родное село. Он поступает в колхоз и до Великой Отечественной войны работает в конюшне. В 1941 году 5 июля он идет на войну. В Ленинградской блокаде он проходит через много трудностей. Он своими глазами видел, как народ мужественно воевал против фашизма. На войне он лишился одной руки и одной ноги. После возвращения из войны он продолжает работать бригадиром. Сейчас он почетный житель села. Награжден медалями и орденом.
Глава3. Достопримечательность.
Мечеть “Мирсаит”. Здание мечети была построено в 1989-1990 годах. Двухэтажная постройка относится к типу мечетей с минаретом на крыше. Мечеть возведена по традиционной схеме: вестибюльный объем-залы-михраб. Вход в нее расположен с восточной стороны одноэтажного вестибюля, крытого самостоятельной крышей. С южной стороны примыкает прямоугольный михраб под полуцилиндрической крышей. Первый этаж имеет служебное назначение. Восьмигранный минарет имеет открытый балкон, прямоугольные окна, покрыт шатром и обшит, как и крыша мечети, металлическими листами. Арочные окна имеют прямоугольное обрамление, а углы и простенки окон декорированы фигурной кладкой. Памятник культовой архитектуры - современная сельская мечеть в традициях татарского культового зодчества.
Заключение. В ходе проведенного исследования мне удалось достигнуть поставленной цели. В большей мере изучена история малой родины. Хотя есть еще белые пятна, которые хотелось бы раскрыть. До сих пор не выяснено, откуда прибыли первые жители села Старое Ибрайкино, кто были первые учителя. В результате проделанной работы: на основе официальных документов дополнена и проанализирована история образования села Старое Ибрайкино; прослежена трудовая деятельность односельчан в колхозе на основе воспоминаний земляков, собранного фотоматериала и личных документов;
Анализ собранного краеведческого материала показал, что основным занятием сельчан во все времена было земледелие и животноводство. Просматривая посемейный список села Старое Ибрайкино и похозяйственные книги, наконец, нашлось объяснение многонациональному составу проживающего населения. Оказалось, что богата моя малая родина трудолюбивыми людьми. Среди них есть участники ВОВ, труженики тыла, знатные доярки, ударники труда, занесенные в районную книгу почета, победители соцсоревнований, лучшие в районе комбайнеры, заслуженные работники сельского хозяйства.
Таким образом, проследив историю развития малой родины, определила, что главным качеством земляков было трудолюбие. Работая на земле дружно и коллективно, ибрайкинцы были примером для последующих поколений. Когда узнавала о родной деревеньке, лучше представляла себе историю России: как нелегко жилось в дореволюционной деревне, какие проводились основные экономические направления в сельском хозяйстве при социализме, к чему привели реформы, когда в 1991 году Россия вступила на путь перехода к рынку. В ходе поисковой работы накопился материал о знатных людях деревни. Хотелось бы продолжить исследование по изучению малой родины и оформить издание «Ибрайкинцы -ударники труда». Тем самым пополнять летопись села Старое Ибрайкино. Ведь совершенно очевидно, если люди знают историю родного уголка, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в развитие любимого края.
Используемая литература.
Приложение 1.
Достопримечательность
Мечеть “Мирсаит”
Новая мечеть .
Приложение 2.
Доска почета
Мударисов Рафик Габдуллович
Ахматсафин Хамза Харисович
Приложение 3.
Герои Великой Отечественной войны
Мугутдинов Мостафа Сайфуллович
Валиев Нурахмат
Хайруллин Рахматулла
Прекрасная арфа
Разлука
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Ералаш
Рисуем тыкву