Малое предпринимательство, являясь самостоятельным и незаменимым элементом рыночной экономики, способствует структурной перестройке экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличению общих объемов производства и розничного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения. В какой-то момент практически каждому человеку приходит в голову идея создать собственный бизнес. Желание собственными руками, на собственные средства и под собственную ответственность создать новое предприятие, новые товары или услуги вдохновляет многих людей. Как определить, есть ли у человека талант предпринимателя? Действительно ли он способен вести собственное дело? Именно эти вопросы исследуются в работе.
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_i_uspeh_v_biznese.docx | 880.3 КБ |
Районная научно-практическая конференция
«Старт в науку»
Секция «Предпринимательство:
проблемы и перспективы»
ПРОБЛЕМЫ И УСПЕХ В БИЗНЕСЕ
Автор: Княжева Анастасия
обучающаяся 8 класса
МОБУСОШ им.М.П.Волкова с.Константиновка
Руководитель: Горетова Татьяна Петровна
учитель технологии
МОБУСОШ им.М.П.Волкова с.Константиновка
2017 г.
Содержание
Введение.…………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические основы сущности и роли малого
предпринимательства в экономике России………………………………….6-12
Глава 2. Оценка основных показателей развития малого
предпринимательства в современных условиях…………………………….13-16
2.1.Структурно-динамический анализ ключевых показателей
современного состояния малого бизнеса в Росси
2.2.Проблемы развития и пути их решения
Глава 3. Слагаемые успеха……………………………………………………….17-22
3.1.Что такое успех?
3.2.Известные предприниматели мира
Глава 4. Факторы становления успешного предпринимателя на примере предпринимателей - выпускников нашей школы……………………………….....23
4.1. Организация и методы исследования
4.2. Результаты опроса, анкетирования
Заключение…………………………………………………………………………24
Используемая литература………………………………………………………. 25
Приложения……………………………………………………………………….26-36
Введение
Малое предпринимательство, являясь самостоятельным и незаменимым элементом рыночной экономики, способствует структурной перестройке экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличению общих объемов производства и розничного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения.
На протяжении длительного времени Россия сталкивается с множеством проблем рационального и эффективного развития малого бизнеса: жесткие административные барьеры, недостаток высококвалифицированных работников и информации, отсталость технологической базы, высокие процентные ставки по кредитам, сильная конкуренция с зарубежными производителями.
В какой-то момент практически каждому человеку приходит в голову идея создать собственный бизнес. Желание собственными руками, на собственные средства и под собственную ответственность создать новое предприятие, новые товары или услуги вдохновляет многих людей. В мировой практике известны сотни случаев успешного внедрения в жизнь предпринимательской идеи. Но в то же время далеко не всем удается добиться успеха. Некоторые становятся предпринимателями уже в юности, кто-то использует и совершенствует существующие технологии, некоторые предприниматели разрабатывают новые формы торговли или новую продукцию, а кто-то реализует идеи, вынашиваемые годами. Для многих предприниматели – это счастливчики, которые сумели «оказаться в нужное время в нужном месте», но всех их объединяет одно – они обладают тем набором качеств, которые особенно важны в предпринимательской деятельности.
Как определить, есть ли у человека талант предпринимателя? Действительно ли он способен вести собственное дело? Исследователи заметили, что все люди, которые основали прибыльное дело, обладают некоторыми общими качествами.
Если человек захочет открыть собственное дело, он должен, прежде всего, убедиться, а есть ли такие качества у него самого.
И мы решили провести своё исследование и ответить на вопросы: Что такое успех? Каковы слагаемые успеха?
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических и политических условиях увеличивается роль малого предпринимательства в устойчивом экономическом развитии государства и его отдельных регионов, поэтому важно знать проблемы развития бизнеса и своевременно их решать, чтобы быть успешным.
Целью научно-исследовательской работы является исследование
современного состояния, проблем развития малого бизнеса в России и анализ качеств личности, помогающие быть успешным предпринимателем.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи,
определяющие структуру научно-исследовательской работы:
- рассмотреть сущность и содержание предпринимательства;
- изучить виды и формы предпринимательской деятельности;
- рассмотреть роль малого предпринимательства в экономике России;
- провести структурно-динамический анализ ключевых показателей
современного состояния малого бизнеса в России;
- исследовать проблемы развития малого бизнеса в России и определить
пути их решения;
- определить факторы становления успешного предпринимателя на примере известных предпринимателей мира и предпринимателей - выпускников нашей школы.
Теоретической основой научно-исследовательской работы послужили
законодательная и нормативная база, труды отечественных экономистов, таких
как М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай, В.Я.
Горфинкель и др., а также статьи в научной периодике, специальная и учебная
литература.
Проблема
Успеха достигает тот, кто умеет преодолевать трудности и обладает уникальными личностными качествами. Какие же они?
Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в школе на уроках предпринимательства, классных часах, внеклассных мероприятиях, а также на встречах с успешными и предприимчивыми людьми нашего села.
Объект исследования: успешные люди мира и нашего села.
Предмет исследования: формирование качеств успешного предпринимателя.
Гипотеза: быть успешным предпринимателем значит:
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, СМИ, анализ статистики, интервью, анализ, сравнение, опрос, анкетирование.
Глава 1. Теоретические основы сущности и роли малого предпринимательства в экономике России
1.1. Сущность и содержание предпринимательства
Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без
самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое
процветание общества невозможно. Ведь предпринимательство было и будет
основным компонентом экономической системы того общества, которое
называет себя цивилизованным. В соостветствии с ГК РФ предпринимательство определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на системное получение прибыли от пользования работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве по действующему законодательству1. Данным определением раскрывается сущность и содержание предпринимательства: смыслом предпринимательской деятельности считается удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; удовлетворение потребностей достигается посредством использования имущества, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг; движущим мотивом бизнеса, его целью является получение прибыли; предпринимательство – это не одноразовый акт, а систематическое занятие, постоянная деятельность; предпринимательская деятельность рискованна по своей природе; за последствия риска отвечает сам
предприниматель (а не государство); роль государства ограничивается
установлением «правил игры», контролем за их соблюдением, а также
регистрацией предпринимательства и взиманием налогов.
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной заинтересованности и ответственности. Также
основными признаками предпринимательской деятельности считаются
хозяйственный риск, динамичность и мобильность. В развитой рыночной
_________________________________________________________________
1Гражданский кодекс РФ с измен. на 2016г.: Режим доступа-http://stgkrf.ru.
экономике предпринимательству присущи следующие функции: общеэкономическая, ресурсная, творческо-поисковая (инновационная), организаторская, социальная функции.5
Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является
общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью
Предпринимательских структур, функционирующих под ответственность
юридического лица, и индивидуальных предпринимателей, действующих от
своего имени и под свою имущественную ответственность. Важной предпринимательской функцией является ресурсная функция. Деятельность предпринимательства предусматривает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, имеющиеся средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.
Значимой функцией предпринимательства считается организаторская,
проявляющаяся в принятии предпринимателями самостоятельного решения об
организации собственного дела, его диверсификации, в создании сложных
предпринимательских структур и т.д. Предприниматель использует свои
способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов
производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели,
получению высокого дохода.
Таким образом, сущность предпринимательства наиболее полно
проявляется в сочетании всех вышеназванных функций и, связанных с ними
других, объективно присущих цивилизованному предпринимательству.
_____________________________________________________________________
5 Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник/ М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай, В.Я. – 4-е изд., испр. И доп. – М.:ИНФРА – М, 2007.-667с.
1.2.Виды и формы предпринимательской деятельности
Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по различным многообразным признакам: формам собственности, виду деятельности, числу собственников, организационно-правовой и организационно-экономической форме, степени использования наемного труда и др.
По формам собственности имущество организации может быть частным,
государственным, муниципальным, а также находиться в собственности
общественных объединений (организаций).
Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные
признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в
том и другом случае осуществление такой деятельности предполагает
инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к
максимизации прибыли.
Государственное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, уполномоченными в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом или б) органами местного самоуправления. Важная характеристика таких предприятий состоит в том, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности.
Частное предпринимательство – форма осуществления экономической
активности от имени предприятия или индивидуального предпринимателя.
В зависимости от содержания деятельности предпринимательства и ее
связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое,
финансовое, консультационное, страховое и посредническое.
Предпринимательскую деятельность по количеству собственников различают как индивидуальную и коллективную. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность — это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.
Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на
организационно-правовые и организационно-экономические. В числе
организационно-правовых форм различают хозяйственные товарищества,
общества, кооперативы. К основным организационно-экономическим формам
предпринимательства относятся: концерны, ассоциации, консорциумы,
синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
1.3. Особенности малого бизнеса в России
Рыночная экономика в России находится в стадии формирования. Поэтому специфика развития малого бизнеса в нашей стране имеет много отличий от предпринимательства в других странах. Вот некоторые особенности предпринимательства в РФ:
В силу этих специфических особенностей, развитие малого бизнеса в России идет путем, отличным от общепринятого в классической рыночной экономике. Немаловажное влияние на него оказывает и ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, открывающие свое дело в РФ.
1.4. Государственная поддержка малого бизнеса
Любой развивающийся проект нуждается в инвестициях, которые можно попросить у государства. Так, правительство Москвы готово предоставить открывшемуся бизнесу полмиллиона рублей. Данный вид субсидии является безвозмездным предоставлением средств со стороны бюджета города юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, что частично или полностью возмещает затраты бизнесмена. За данной субсидией к правительству Москвы могут обратиться малые и средние компании, регистрация которых была осуществлена не более 2-х лет назад. Денежная поддержка может быть потрачена: на приобретение необходимых средств для ведения деятельности; на обустройство и оборудование рабочих мест; на закупку сырья и необходимых материалов (не более 30% от общей суммы); оплату арендных платежей. Денежная помощь от государства оказывается в соответствии со следующим главным условием: основная часть полученных средств должна быть потрачена на нужды компании14.
Федеральное субсидирование осуществляет Фонд содействия малым предприятиям в сфере науки и техники. К наиболее выгодным программам относятся: «Старт». Право подать заявку на участие есть у любой фирмы, существующей на рынке не более 2-х лет и еще не реализовавшей свой продукт (размер ежегодной выручки не должен превышать 0,3 миллиона рублей). Исследовательская и конструкторская деятельность может быть профинансирована максимум на 6 млн. руб. за 3 года. Программа предусмотрена для нескольких направлений: биотехнологии, инновационная медицина, IT, разработка инновационного оборудования и материалов. После того, как вся сумма субсидии будет выплачена, ежегодная выручка должна увеличиться до размера предоставленной помощи, а сотрудников с основным местом работы на предприятии должно быть не меньше половины от всей численности рабочих. «Развитие». Данная программа предусмотрена для компаний, которые образуют
______________________________________________________________________
14Источник: http://znaydelo.ru/biznes/gosudarstvennye-programmy-podderzhki.html
собственную нишу, имеют свою историю научной работы и определенный уровень
движения средств. Программа позволяет получить до 15 млн. руб., но не более размера личных средств, вложенных в деятельность. Помощь направлена на повышение выручки и рентабельности.
Среди ведомственных программ можно выделить:
- Две программы для сельскохозяйственной отрасли, направленных на поддержку фермеров и развитие животноводства. Подобные гранты можно тратить на строительство животноводческих ферм, приобретение животных, обустройство быта.
- Программу, стремящуюся поддержать организации, занимающиеся производством высокотехнологичного характера, а также внедряющих науку в различные бизнес-процессы. За выделением средств следует обращаться в Министерство образования. - За развитие народного промысла отвечает Министерство промышленности и торговли. За счет государственной помощи можно закупить сырье, организовать логистику и значительно продвинуть промысел. На финансирование не могут рассчитывать предприятия, не входящие в список организаций, занимающихся народным промыслом, поддержка которого осуществляется за счет федеральных средств.
В рамках региональных программ компания, ничего не должная государству, может рассчитывать на следующую помощь:
- Субсидии для организации собственного дела. За получением поддержки может обратиться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрировавшийся не более 1 года назад. В Москве выделяется до 500 тыс. руб., в регионах – до 300 тыс. Субсидия повышенного размера может быть выдана предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью. Тратить деньги можно на приобретение основных средств, оплату аренды, обеспечение рабочих мест и закупку сырья.
- Субсидии для приобретения основных средств в лизинг. В каждом отдельном регионе установлены свои правила выдачи данной суммы: либо на внесение первоначального взноса, либо на полное погашение лизинговой задолженности, либо на обе цели. Размер помощи варьируется от 300 тыс. до 10 млн. руб. (конечная сумма зависит от стоимости основных средств).
- Субсидии по кредиту. Такая помощь не предусматривает компенсацию тела займа, ее предметом является часть процентов за использование кредитных денег.
- Субсидии для участия в выставках – регион компенсирует предприятию денежные средства, потраченные на участие в подобном мероприятии.
Вывод. Роль малого и среднего бизнеса в экономике отдельно стоящего государства нельзя приуменьшать. Предприятия такого типа дают возможность населению реализовываться в коммерческой деятельности, применять свои творческие способности, решить проблему материального недостатка семье. Роль малого бизнеса определяется рядом задач, решения которых приводят к развитию страны в целом.
Глава 2. Оценка основных показателей развития малого предпринимательства в современных условиях
2.1.Структурно-динамический анализ ключевых показателей современного
состояния малого бизнеса в России
Предприятия малого бизнеса представляют собой совершенно самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях современной экономики РФ. Малое предпринимательство имеет свои характерные признаки, преимущества и недостатки, а также характеризуется наличием своих особенностей развития в России. Достоинствами малого бизнеса являются:
− быстрая адаптация под изменяющуюся конъюнктуру рынка;
− непосредственная связь с покупателями;
− функционирование на конкретном сегменте рынка;
− малый размер стартового капитала и др.
При проведении анализа современного состояния малого бизнеса в России я просмотрела динамику численности предприятий малого бизнеса в РФ за первое полугодие 2015 и 2016 гг. Число малых предприятий в России сократилось на 69,8 тыс.: по сведениям Росстата, в первом полугодии 2015 года их было 242,6 тыс., а в первом полугодии 2016 года стало 172,8 тыс.(Приложение 1).
Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими - ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек. (Приложение 2).
Большее количество зарегистрированных малых предприятий (включая
микропредприятия) по видам экономической деятельности в РФ за 2015 г.
(Приложение №1) приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 2442 млн. чел. в 2014г., что больше прошлого года на 29,1%.
Если анализировать деятельность малых предприятий по округам, видно,
что число малых предприятий по Приволжскому Федеральному округу, включая такие области как Пензенская, Кировская, Саратовская и другие составляет 48351. Пензенская область находится на 10 месте по этим показателям.
2.2. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их решения
Одной из отличительных черт малого бизнеса является высокая степень риска. На развитие его оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов.
- Несовершенная законодательная база государства и проблемы с налоговой системой.
В 1995 году в нашей стране был принят первый закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Со временем стало понятно, что в нем не учено много важных моментов. В современных условиях развития рынка закон требует доработки и дополнений. Поэтому в 2007 году был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В России законом жестко регламентируются размеры предприятия, выручки, и многое другое. Малые предприятия обязаны проходить множество проверок и отчитываться перед большим количеством инстанций. Все это сильно сдерживает развитие предприятия. К тому же, сильно давят на бизнесменов жесткие налоговые вычеты и штрафы, в случае опоздания с оплатой.
- Недостаток сырьевых и финансовых ресурсов
Давно известна проблема получения кредита в банке на открытие своего дела, или для поддержки уже работающего небольшого предприятия. Банки не стремятся выделять средства для малого бизнеса, поскольку слишком вероятны риски не выплаты кредитов.
Инвесторы также не стремятся вкладывать свои средства в небольшие предприятия. Поэтому найти недостающую сумму для бизнесмена очень трудно, а подчас и невозможно. Конечно, все это отрицательно сказывается на развитии фирм и небольших компаний.
- Трудности с площадями, оборотными средствами
Аренда площадей стоит предпринимателям немалых средств. А найти подходящее место очень трудно. Для решения данной проблемы предлагается множество проектов. Например, чтобы не тратить огромные средства на помещение и оборудование, можно договориться с крупным предприятием, у которого есть простаивающие мощности, об аренде по сходной цене.
Существует ряд предложений о том, чтобы предоставить возможность объединения для предприятий, которые находятся на грани банкротства или в сложном экономическом состоянии. Помимо подобных форм объединения, хорошим выходом может стать кооперация малых и крупных предприятий. Сейчас это существует в форме франчайзинга, лизинга и т.д.
- Кадровая подготовка
Очень трудно небольшим предприятиям конкурировать с крупными в плане заработной платы. Поэтому проблема с кадрами для предприятий малого бизнеса стоит очень остро. Предпринимателю нужно решать сразу несколько задач: найти квалифицированных сотрудников, придумать, чем мотивировать их и найти средства на обучение.
В России, где порой одна фирма выполняет сразу несколько задач, дополнительной проблемой является правильная подготовка специалистов, которые разбирались бы во многих вещах и могли выполнять разные задачи.
- Отсутствие платежеспособности населения и спроса
Маленькому предприятию трудно выпускать товар в огромных количествах, а так же оказывать услуги для большого количества желающих за недорогую цену. Поэтому спрос на продукцию подобного рода предприятий небольшой.
Помимо того, стоимость товаров и услуг малых предприятий бывает выше, чем на аналоги крупных производителей. Однако, финансовое состояние населения часто не позволяет отдавать за них большие средства. Эти нюансы приводят к тому, что многие фирмы простаивают или работают с небольшим количеством постоянных клиентов, что делает бизнес рентабельным, но не очень прибыльным.
В России существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы: ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.
Вывод. Малый бизнес представляет собой «локомотив» экономики страны, поэтому для того, чтобы он развивался, прилагается множество усилий со стороны государства. Специалисты разрабатывают ряд мер и программ для облегчения открытия новых предприятий и поддержки имеющихся.
Глава 3. Слагаемые успеха
3.1.Что такое успех?
Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы добиться успеха, необходимо понимание того, что же такое успех.
Что такое успех?
Успех – это постепенная реализация достойной цели. Ваше движение к цели – уже есть успех. Вы не стоите на месте, вы находитесь в постоянном движении к цели, которая приносит вам удовлетворение. Разве это не успех?
Успех это решение.
Успех не возникает тогда, когда вы прибываете на место предназначения, успех приходит тогда, когда вы совершаете прибытие к месту назначения. Больше счастлив не тот человек, который приехал домой, а тот, который едет туда. Однажды приняв решение, вы обязуетесь прибыть в пункт назначения, независимо от преград, которые стоят на вашем пути.
Успех это действие.
Успех происходит тогда, когда вы совершаете ежедневные действия, направленные на достижение вашей мечты. Пусть даже иногда эти действия будут незначительными.
Успех это процесс.
Успех это процесс, он требует времени. Успех не происходит в одночасье. Вы поднимаетесь на одну ступень, затем на другую, ещё одну и так далее.
Успех начинается с воображения.
Прежде чем вы добьётесь успеха в физическом мире, вы должны достичь успеха в вашем разуме. Вы должны верить в успех, вы должны испытать успех в своём воображении, и вы должны принять успех так, будто уже добились его.
Эта часть успеха может показаться сплошной эзотерической, но как бы там ни было, факт остаётся фактом, без чёткого образа того, к чему вы желаете прийти, вы не сможете достичь успеха.
Успех это накопление.
Вы не всегда были там, где находитесь сейчас. Вы не всегда были тем, кем являетесь сейчас. Всё это является результатом сложения ваших прошлых побед и достижений. Ваше самосовершенствование происходит путём сложения ваших улучшенных навыков.
Успех это необходимость.
Мы родились успешными, подобно тому, как орёл был рожден, чтобы парить над землёй. Какой жизнью будет жить орёл, если он никогда не сможет летать? У вас есть первородное право на успех, это ваше естественное состояние. Не удивляйтесь тому, что вам неудобно быть неудачником, это неестественно по отношению к тому, кем вы на самом деле являетесь.
Успех и образование.
Успех приходит от образования. Это не относится к школе, но к применению знаний на практике, что на самом деле является мудростью и приносит успех. Знания сами по себе пассивная сила, но применение их на практике это то, что делает вас успешным.
Вывод. Рассмотрев слагаемые успеха понимаем, что невозможно стать успешным сразу за один месяц и даже год. Успех – это движение вперёд, развитие и саморазвитие, достижение поставленных целей , постановка новых.
3.2.Известные предприниматели мира
Гейтс Билл, полное имя Уильям Генри III, родился в 1955 году. Основатель корпорации «Майкрософт» - мирового лидера в производстве программного обеспечения компьютерной техники. Самый богатый человек делового мира, вошедший в историю как самый молодой миллиардер. Он им стал в 25 лет. Билл Гейтс родился в Сиэтле (США). Он был вторым ребёнком и единственным сыном в семье. В школе он проявлял особые способности в математике, а в1963-м году, после того как в школе, где учился Билл, был открыт компьютерный класс, он так заинтересовался этим новшеством, что на пару со своим другом Полом Алленом проводил всё свободное время за компьютером. Им удалось взломать систему и получить доступ к закрытой информации и, в конце концов, молодых людей заметили и пригласили работать в муниципальное учреждение в Сиэтле. Биллу было 15 лет, когда он написал программу оптимизации уличного движения и образовал компанию «Треэф Дейта» по её распространению. На этом проекте он заработал 20 тысяч долларов. Так из обычного оператора ПК он стал программистом и бизнесменом, проявив качества менеджера. В 1975 году Гейтс и его друг Ален основали «Майкрософт». Сегодня более 200 млн. чел. используют эти программы для своих ПК.
Шанель Коко, настоящее имя Габриель Шанель, годы жизни 1883 – 1971. Выдающийся французский модельер, основательница «Дома Шанель», обладательница многомиллионного состояния. Родилась на Западе Франции в семье мелкого торговца. В 20 лет стала работать в трикотажном магазине по соседству с пансионом, в котором жила с 12-ти лет после смерти матери. Она быстро заслужила доверие и уважение, так как мастерски шила женскую одежду. Она была целеустремлённой и настойчивой, и 1913 году открыла собственный бутик. Коко создает собственную линию одежды и стремительно входит в мир моды. В 1920 она открывает дом моды – фабрику, которая реализует на практике все замыслы Коко. Итогом знакомства с Эрнестом Бо стали известные во всём мире духи «Шанель №5». До самой старости Коко сохраняла поразительную работоспособность, она творила и днём и ночью. Инициалы СС и по сей день на миллионах вещей, которые ежегодно выпускаются во всём мире.
Первый ресторан быстрого обслуживания – в основном для автомобилистов – создали в начале 50-х годов братья Макдоналдс (McDonals) из города Сан-Бернардино, штат Калифорния (США). Это им пришла в голову идея конвейерной линии, названной «системой скоростного обслуживания», и меню из очень ограниченного количества блюд: дешевых гамбургеров, жаренной картошки многочисленных коктейлей.
Несколько лет спустя предприниматель Рей Крок усовершенствовал систему скоростного обслуживания, унифицировал её и сделал более жесткой. Была разработана бригадная организация труда, каждый служащий был одет в белую униформу и выполнял только одну операцию. Женщин на работу не брали, опасаясь, что их присутствие нарушит почти военную дисциплину. С такой дискриминацией покончили лишь в 1968 году. Женщин на работу стали брать, правда, только непривлекательных.
Фирма тратила огромные деньги на совершенствование своего дела. Например, только на секрет обжарки картофеля было израсходовано более трёх миллионов долларов.
Прошли годы, и посетителей перестало устраивать однообразное меню. Нужны были новые идеи. Тогда Крок, не отходя от принципов быстрого обслуживания, стал расширять ассортимент блюд. В меню появились шоколадные пирожные с орехами, слоеный пирог с клубникой, кекс по пятнадцать центов за штуку, гамбургеры с сыром и ананасом (без мяса) и др. Но ожидаемых результатов все эти новшества не принесли.
И вот однажды некий Джим Доллигатти, владевший дюжиной торговых точек в Питсбурге и его пригородах, предложил, буквально навязал Кроку идею внедрить «двухэтажный» гамбургер со специальным соусом и всякими добавками. Правда, идею, как рассказывает Дж. Минго, Джим бесстыдно украл в системе ресторанов «Биг Бой». Как бы то ни было, но в 1967 году в столовых появился пробный образец ставшего впоследствии знаменитым во всем мире «Биг-Мака».
Не прошло и двух месяцев, как «Биг-Мак» увеличил объем продаж «Макдоналдс» на 12%, без труда конкурируя с поднадоевшими булочками, продажа которых по-прежнему продолжалась.
«Макдоналдс» испытал «Биг-Мак» в целой сети столовых, и объем продаж вырос более чем на 10%. Реклама повысила продажу еще на 25%. Идею подхватили в южных штатах. В 1968 году «Биг-Мак» вышел на общенациональный уровень.
Сеть ресторанов быстрого обслуживания распространилась по всему миру. Она стала обслуживать не только автомобилистов, но и всех желающих быстро и сытно поесть. Всему миру известна большая буква «М» на зданиях ресторанов «Макдоналдс», в том числе и у нас в России.
«Как стажировка помогла в выборе карьеры»
Генри Форд: «В августе 1946 года я начал работать в компании «Форд моторс» в качестве инженера-стажера. Нашу программу называли курсом «петля», так как стажерам надлежало ознакомиться с полным циклом всех производственных операций. Мы работали во всех закоулках компании, по нескольку дней или целую неделю в каждом цехе. Когда мы закончили стажировку, считалось, что мы хорошо знаем каждую стадию производства легкового автомобиля.
Компания шла на любые издержки, чтобы привить нам практические навыки. Мы поступили в распоряжение знаменитого завода в Ривер-Руж, крупнейшего в мире промышленного комплекса. «Форд моторз компании» в то время владела также угольными шахтами и известковыми карьерами, поэтому нам удалось проследить весь технологический процесс от начала до конца – от добычи сырья в недрах до выплавки стали и затем превращения её в автомобили.
Мы осмотрели цехи мелкого и крупного литья, рудовозы, инструментальный и штамповочный цехи, кузнечно-прессовый цех и сборочные конвейеры. Однако вся наша стажировка не ограничивалась непосредственно производством. Нас ознакомили также и с отделом закупок, и даже с заводской больницей.
Наконец своими глазами увидел практическое воплощение всего того, о чем читал в книгах. В Лихайском университете я изучал металлургию, а здесь практически плавил металл, работая у доменных и мартеновских печей. В инструментальном и штамповочном цехах мне пришлось управляться с такими машинами, о которых прежде я лишь читал в книгах, - строгальными, фрезерными, токарными станками.
Миновало девять месяцев стажировки, предстояло еще столько же. Но инженерная работа меня больше не привлекала. Мне сразу же поручили сконструировать модель пружины сцепления. Я целый день потратил на то, чтобы сделать ее детальный чертеж, и задался вопросом: «С какой стати я этим занимаюсь? Разве этому мне следует посвятить всю свою жизнь?»
Я очень хотел работать в компании «Форд», но не в качестве конструктора. Меня влекло туда, где вершилось настоящее дело, - в маркетинг, в сбыт. Мне больше нравилось работать с людьми, чем с машинами. Мои наставники по стажировке, естественно, не проявили большого восторга. В конце концов фирма наняла меня как выпускника машиностроительного факультета и затратила на мою стажировку время и деньги. А теперь, видите ли, я рвусь в сбыт.
Поскольку я продолжал настаивать, мы пришли к компромиссному решению. Они согласились отпустить меня и дать мне возможность найти должность в сбытовой сети. Но сделать это я должен был на свой страх и риск. «Мы хотели удержать тебя в компании «Форд», - сказали мне, но если ты предпочитаешь карьеру в сфере сбыта, тебе придется отсюда уйти и самому подобрать себе место».
Познакомившись с биографиями этих предпринимателей, мы пришли к выводу, что они имеют довольно много общего:
Вывод.
Обобщив литературные источники и рассмотрев биографии известных предпринимателей, мы пришли к выводу:
1.Успешный человек – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать.
2.Важная черта успешного человека — позитивное отношение к жизни. Нужно научиться верить в свои силы и доверять окружающему миру.
3.Коммуникабельность является главным средством достижения успеха.
4.Одним из главных факторов успешности является образование. Важно научиться пользоваться своими способностями для достижения целей. Полученные знания нужно обновлять постоянно, заниматься самообразованием.
Глава 4. Факторы становления успешного предпринимателя на примере предпринимателей - выпускников нашей школы.
4.1. Организация и методы исследования.
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического анализа изучаемой проблемы, было проведено исследование.
На I этапе составлялись тесты.
На ІI этапе предполагалось проведение тестирования среди предпринимателей села, а также выпускников нашей школы-предпринимателей, учителей.
На ІIІ этапе осуществлялся анализ тестирования и реестров субъектов малого и среднего предпринимательства (Приложение 3), делалось обобщение.
Цель исследования – определение общих качеств, присущих людям, которые становятся предпринимателями.
В нашем эксперименте приняли участие предприниматели - выпускники нашей школы: Талышева Татьяна Владимировна, Зверунова Романа Викторовна, Талышев Владимир Петрович, Манина Ольга Ивановна, Хутренков Виктор Яковлевич.
Предпринимателям было предложено проанализировать качества с точки зрения того, насколько они важны для успеха предпринимательской деятельности.
На основе опроса выявлены важные для предпринимателя качества (Приложение 4)
Вывод: люди, которые основали собственный бизнес, обладают некоторыми общими качествами, такими как сильная потребность чего-то достичь, уверенность в себе, настойчивость, иметь цель в жизни, здоровье, независимость, способность рисковать.
Заключение
Выдвинутую нами гипотезу мы подтвердили полностью. Успешный предприниматель это независимый, ответственный, ориентированный на достижение цели, уверенный в себе, образованный, созидательный и готовый решать возникающие проблемы.
Роль малого и среднего бизнеса в экономике отдельно стоящего государства нельзя приуменьшать. Предприятия такого типа дают возможность населению реализовываться в коммерческой деятельности, применять свои творческие способности, решать проблему материального недостатка семье. Роль малого бизнеса определяется рядом задач, решения которых приводят к развитию страны в целом.
Если человек захочет открыть собственное дело, он должен, прежде всего, убедиться, а есть ли такие качества у него самого.
Исследования, выявившие набор качеств и свойств, общих для успешных предпринимателей, показали, что многие из этих умений и качеств можно приобрести. Предприниматели развивали свои способности при помощи образования, трудовой подготовки, опыта, ученичества и экспериментов.
Любой, кто собирается заняться предпринимательством, должен
разработать план развития своих личных способностей и реализации начинаний, отвечающих его сильным качествам.
Используемая литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ЧИСЛО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (БЕЗ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ) И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На 31 декабря 2015 | ||
единиц | в % к итогу | |
Всего | 8383 | 100 |
из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 391 | 4,7 |
рыболовство, рыбоводство | 23 | 0,3 |
добыча полезных ископаемых | 49 | 0,6 |
обрабатывающие производства | 1148 | 13,7 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 66 | 0,8 |
строительство | 1211 | 14,4 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 2442 | 29,1 |
гостиницы и рестораны | 526 | 6,3 |
транспорт и связь | 498 | 5,9 |
финансовая деятельность | 35 | 0,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1509 | 18,0 |
образование | 24 | 0,3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 196 | 2,3 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 250 | 3,0 |
Год | ФО | Cубъект РФ | Инвести ции в основной капитал малых предприятий, тыс. руб. | Оборот малых предприятий, тыс. руб. | Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий, человек | Cредняя численность работников малых предприятий (без микропред приятий), человек | Количест во малых предприятий (без микропредприятий), шт. |
2016 | ПФО | Нижегородская область | 0.000 * | 0.000 * | 140 575 * | 151 877 * | 6 431 * |
2016 | ПФО | Кировская область | 0.000 * | 0.000 * | 90 529 * | 95 155 * | 2 918 * |
2016 | ПФО | Самарская область | 0.000 * | 0.000 * | 162 286 * | 175 999 * | 6 695 * |
2016 | ПФО | Оренбургская область | 0.000 * | 0.000 * | 77 121 * | 81 298 * | 2 600 * |
2016 | ПФО | Пензенская область | 0.000 * | 0.000 * | 68 257 * | 73 513 * | 2 120 * |
2016 | ПФО | Пермский край | 0.000 * | 0.000 * | 113 720 * | 121 907 * | 4 187 * |
2016 | ПФО | Саратовская область | 0.000 * | 0.000 * | 82 243 * | 89 040 * | 3 144 * |
2016 | ПФО | Ульяновская область | 0.000 * | 0.000 * | 65 488 * | 71 477 * | 2 062 * |
2016 | ПФО | Республика Башкортостан | 0.000 * | 0.000 * | 170 275 * | 178 271 * | 5 442 * |
2016 | ПФО | Республика Марий Эл | 0.000 * | 0.000 * | 29 786 * | 32 198 * | 919 * |
2016 | ПФО | Республика Мордовия | 0.000 * | 0.000 * | 34 649 * | 37 236 * | 1 227 * |
2016 | ПФО | Республика Татарстан | 0.000 * | 0.000 * | 197 649 * | 211 546 * | 6 351 * |
2016 | ПФО | Удмуртская Республика | 0.000 * | 0.000 * | 65 706 * | 70 125 * | 2 460 * |
2016 | ПФО | Чувашская Республика | 0.000 * | 0.000 * | 55 794 * | 59 275 * | 1 795 * |
2016 | ПФО | 48351 |
Приложение 5.
Памятка ребенку, желающему достичь успехов в школе
1. Поставь перед собой цель. Научись прилагать усилия для достижения своей цели.
2. Будь прилежен в учении. Помни, что от полученных в школе знаний, зависит во многом твоё нынешнее и будущее благополучие.
3. Старайся каждый день узнавать что-то новое, кроме того, что ты узнал на уроках. Занимайся самообразованием.
4. Помни, качественное выполнение домашних заданий – путь к успешности в учении.
5. Принимай активное участие в общественной жизни класса и школы.
6. Научись доводить начатое дело до конца.
7. Занимайся спортом. Веди здоровый образ жизни.
8. Соблюдай режим дня.
9. Будь уверенным в себе.
10. Научись общаться с другими людьми.
11. Не завидуй другим.
12. Не бойся высказывать свои идеи, мысли.
13. Посещай кружки и спортивные секции, чтобы раскрыть свои способности.
14. Помни, чтобы добиться успеха в жизни нужно много трудиться.
Приложение 6.
Как стать успешным бизнесменом. Советы Билла Гейтса школьникам.
Вот какие советы даёт Билл Гейтс тем, кто хочет стать преуспевающим бизнесменом.
1. Не обвиняй в любой своей неудаче своих родителей. Не жалуйся и не носись со своими неудачами, лучше анализируй и учись на них.
2. Если ты считаешь, что твой учитель слишком требователен и строг, - то подожди знакомства со своим боссом. Карьера человека зависит не только от знаний, но и от того, как ты будешь справляться со своими обязанностями. (Билл Гейтс был в числе «двоечников». Он не преуспевал в грамматике, а вот математику знал на «отлично».)
3. Нельзя ждать, что за тебя кто-то сделает работу. Человек всего должен добиваться сам.
4. Многие подростки предпочитают сидеть в компании друзей и отводят много времени развлечениям. Между тем, чтобы стать успешным надо иметь любимое хобби.
5. Трудовое воспитание очень важно для успеха в жизни. Многие успешные предприниматели уже в летние каникулы трудились на заводах и рынках, чтобы заработать первые деньги.
Загадка Бабы-Яги
Снегири и коты
Пчёлки на разведках
Любили тебя без особых причин...
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт