Министерство образования Республики Мордовия
Жуковский филиал
Государственного бюджетного образовательного учреждения
Республики Мордовия
«Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности»
Исследовательская работа
по дисциплине «Русский язык»
на тему:
«Нормы ударения в современном русском языке»
Авторы: обучающийся группы №17 Бакеев Антон,
обучающийся группы №21 Барышников Никита
Руководитель: преподаватель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Попова Нина Ивановна
Жуково 2019г.
Содержание
Введение__________________________________________________3
План исследования ________________________________________5
Глава 1. Нормы ударения в русском языке.
1.1. Что такое языковые нормы________________________________6
1.2. Особенности ударения в русском языке_____________________8
1.3 Причины отклонений от норм ударения_____________________11
1.4 Языковая реформа в 2009году_____________________________13
Выводы по главе 1___________________________________________15
Глава 2. Практическое исследование причин нарушения норм ударения в устной речи подростков.
2.1 Процедура исследования___________________________________16
2.2. Анализ результатов исследования___________________________17
Выводы по главе 2___________________________________________21
Заключение________________________________________________ 22
Список литературы_________________________________________ 23
Приложение________________________________________________24
Введение
Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели. В современном русском языке можно найти немало единиц, произношение которых служит показателем уровня культуры речи и общей культуры говорящего. К сожалению, нам редко приходится слышать содержательную, хорошо оформленную речь. Обучающиеся даже старшего возраста допускают большое количество ошибок, связанных с неправильной постановкой ударения в устной речи. Такие, казалось бы, мелкие ошибки впоследствии могут стать больными занозами в жизни людей. Ведь умение говорить правильно — основной признак общей культуры человека.
Проблема
Общаясь с однокурсниками, мы часто слышим в их речи нарушение произношения самых общеупотребительных слов. Проведенный нами опрос показал, что процент допускаемых ошибок довольно высок [приложение 1]. Хотя на уроке задания, связанные с расстановкой ударения, выполняются чаще всего правильно. Так почему же разница между литературной и разговорной речью столь велика? И можно ли сказать, что поправки в нормах русского языка, подобные языковой реформе в 2009году, необходимы? И можно ли вообще исправить существующее на данный момент положение? На эти вопросы мы попытались ответить в своей работе.
Цель исследования: - выявление причин нарушения норм ударения в лексиконе подростков.
Объект исследования: лексикон подростков.
Предмет: связь факторов языковой среды с нарушением норм ударения.
Гипотеза состоит из предположения о том, что если выявить причины неправильной постановки ударения в речи подростков, то можно составить рекомендации для повышения их уровня культуры речи.
В соответствии целью, предметом, гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
Методы исследования:
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют сделать вывод об актуальности и значимости поставленной проблемы, позволяют разработать рекомендации, которые могут помочь подросткам следить за грамотностью своей речи.
База исследования: исследование было проведено в Жуковском филиале ГБПОУ РМ «ТКММП» среди обучающихся 1,2 курсов в количестве 20 человек.
План исследований
Глава 1. Нормы ударения в русском языке
1.1. Что такое языковые нормы?
Для того чтобы разобраться в причинах нарушения норм ударения в устной речи, сначала, необходимо понять, что же собой представляет слово "норма". Почему знание каких-либо норм так важно?
Сама по себе норма является образцом единообразного, общепризнанного употребления каких-либо элементов. Конкретно языковые нормы - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка.
Характерными чертами языковых норм являются:
- относительная устойчивость;
- распространенность;
- общеупотребительность;
- общеобязательность;
- соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем.
К основным источникам языковой нормы относятся:
- произведения писателей - классиков;
- произведения современных писателей;
- публикации СМИ;
- общепринятое современное употребление;
- данные лингвистических словарей.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. [Интернет-ресурсы]
Как было уже сказано ранее, любые языковые нормы являются образцом использования языковых средств в определенный период развития литературного языка. Значит, развитие языковых норм - это процесс, на который влияет, в первую очередь, человек. А все нормы, правила, традиции являются результатом, к которому приходит человек в результате изучения им языка.
Поскольку мы в своей работе обратились к проблеме нарушения норм ударения, то об особенностях ударения будет рассказано далее.
1.2. Особенности ударения в русском языке
Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением.
В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое.
Словесное ударение - это особое выделение одного из слогов слова. Семья.
Логическое ударение - это выделение целых слов в предложении: Я хочу учиться. - Я хочу учиться. - Я хочу учиться.
Эмфатическое ударение - это ударение, служащее для подчеркивания эмоциональной стороны слова, которое достигается долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных (Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась), отрицательные эмоции - продлением согласных (А ну, гляди, каш-шеваррр!)
К особенностям русского ударения относятся:
* Подвижность и неподвижность. Ударение в словах может быть подвижным (дрожу, дрожишь, дрожим), в других - подвижным (голова, головы, голов).
* Профессионализмы. Вследствие подвижности ударения могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке (компас, шасси), а другое - ударение, встречающееся в профессиональной речи (компас - у моряков, шасси - у летчиков).
* Стили речи. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):
Свекла (нейтральный) - свекла (просторечный);
Музыка (нейтральный) - музыка (устаревший).
Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.
* Двойное ударение. В русском языке существуют слова с двойным ударением. Иногда они равноправны (пиццерия и пиццерия). Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого: творог (предпочтительный) - творог (дополнительный).
* Имена собственные. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных (Сальвадор Дали, Никарагуа, Соколов - Микитов). В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон - Ньютон, Линкольн - Линкольн. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно (Мориак - у Мориака).
* Главное и второстепенное ударения. Такие ударения встречаются в сложных словах. Второстепенное ударение обычно ставится впереди главного (суперобложка, телепередача, энергосистема). [Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы]
Таким образом, мы видим, что ударение в русском языке представляет для говорящих большую сложность, но играет важную роль. Разноместность ударения помогает отличать одно слово от другого, а подвижность ударения служит для различения грамматических форм. Но, несмотря на все сложности усвоения норм ударения, без их знания у человека могут возникнуть определенные трудности в разговоре с другими людьми, ведь неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Например: парить репу - парить в облаках, видение (призрак) - видение (точка зрения).
В некоторых случаях изменение места ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы. Тогда возникают колебания, и многим из нас приходится думать о том, как сказать: угля или угля. В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений? Ответить на эти вопросы мы попытались далее.
1.3. Причины отклонений от нормы ударения
В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы.
Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимодействия литературного языка с такими факторами языковой среды, как:
* Местные диалекты. Литературная речь любого человека несвободна от региональных оттенков. В каждой области развиваются и действуют свои закономерности, которые оказывают влияние на общенациональный язык. Так, влияние северорусских говоров может объяснить такие отклонения, как завеса, приговор. А объясняются эти отклонения от нормы тем, что в северорусских говорах существует тенденция к переносу ударения на приставку.
* Заимствованные слова. Иностранные слова, попадая в нашу речь, русифицируются путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими словами. Например, бамбук - бамбука (вместо бамбука) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсук - барсука.
* Просторечие. В просторечии постановка ударения в устной речи происходит согласно своим законам - люди говорят так, как им удобно (звонишь, положил, красивее). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечие переходит в постоянное употребление - это становится отрицательным фактором языковой среды.
*Профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова - профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: искра - искра (у шоферов), добыча - добыча (у горняков).
*СМИ (средства массовой информации). А.П. Сковородников, профессор филологических наук, утверждал, что СМИ недаром называют четвертой властью, потому что влияние СМИ на умы, речевые вкусы миллионов людей не меньше, чем у семьи, школы". К сожалению, в настоящее время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи могут служить как примеры литературно-нормированной речи. [Е.В. Язовицкий. Говорите правильно]
Таким образом, мы видим, что существование подобных факторов в русском языке может негативно влиять на развитие и использование языка. Упомянутые выше факторы - это основные причины нарушения нормы ударения, ведь подобных явлений в русском языке много. Отсюда следует, что лишь привычное ударение в слове облегчит слушателям понимание его смысла. Так и в 2009 году поправки в нормах русского языка вызвали много вопросов почти у всех жителей нашей страны. Не только ученые - лингвисты, но и простые люди задались вопросом: "К чему такие поправки?" Об этом и будет рассказано далее.
1.4. Языковая реформа в 2009 году
1 сентября 2009 года - день, начавшийся для жителей нашей страны с кричащих газетных заголовков: "Кофе сменило пол", "Чиновники узаконили безграмотность", "Безумный день, или женитьба брачащихся". Сенсационная новость о том, что теперь можно говорить договор и йогурт прозвучала в теле- и радио- эфире, облетела блоги и форумы, попутно обрастая домыслами наподобие: "Скоро разрешат положить и звонит" и иными выводами, апокалипсичности которых нет предела. Так что же произошло на самом деле?
1 сентября 2009 года в силу вступил приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2009 года № 195 "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ".
Согласно приказу, образцовыми признаны: 1) "Орфографический словарь русского языка" Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой; 2) "Грамматический словарь русского языка" под редакцией Андрея Зализняка; 3) "Словарь ударений русского языка" Ирины Резниченко; 4) "Большой фразеологический словарь русского языка" с культурологическим комментарием Вероники Телия.
Сразу после обнародования списка многие российские СМИ предположили, что словари из данного перечня закрепляют новые правила русского языка, которые теперь станут обязательными. Вот одни из них:
Так что не удивительно, что документ вызвал оживленную дискуссию и в академических кругах, и в СМИ, и среди простых людей. Интерес к документу оказался настолько велик, что представителям ведомства пришлось выступить с разъяснениями. Авторы проекта поясняют, что перечень нормативных словарей не означает "изменение языковой нормы" и носит "рекомендательный характер". Одобренные Министерством образования и науки издания станут эталоном для российских чиновников, так как эти книги официально одобрены именно для использования русского языка в качестве государственного. Так что, если вы привыкли говорить черный кофе, договор, йогурт - вы имеете полное право так говорить и впредь, это ни в коем случае не будет расценено как ошибка. Переучиваться и менять языковые привычки не нужно.
А ученые - лингвисты озадачились лишь составом списка утвержденных словарей. Почему же новые нормы не возмутили лингвистов? Потому что ничего нового в этих нормах нет. На допустимость в разговорной речи ударения договор и употребления слова "кофе" в среднем роде словари указывают в течение последних десяти лет. Но все же, зачем лингвисты зафиксировали эти варианты? Это объективная фиксация изменившейся литературной нормы. Главная особенность нормы - ее динамичность. Если в языке ничего не меняется, значит, язык этот мертв. В живом языке постоянно рождаются новые варианты и умирают старые; то, что вчера было недопустимо, сегодня становиться возможным, а завтра - единственно верным. И если лингвист видит, что норма меняется, он обязан зафиксировать это изменение. [Интернет-ресурсы] Так можно ли после этого утверждать, что, например, ударение договор появилось в русском языке 1 сентября 2009 года? Мы полагаем - НЕТ!
Выводы по главе 1
Норма ударения - это образец единообразного, общепризнанного употребления ударения. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию. Но все же поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.
Итогом первой главы можно считать понимание того, что такая проблема как нарушение норм ударения в устной речи есть. На данный момент она не ярко выражена, но отголоски ее слышны по всей стране. От многих взрослых людей мы, подростки, часто слышим, что орфоэпические нарушения уже никого не удивляют. Безграмотность не должна становиться обычной!
В Российских учебных заведениях педагоги стараются привить учащимся любовь к русскому языку, к сожалению, значительных результатов нет. Но зато этот факт дает возможность задуматься над тем, что нас ждет впереди, если люди будут бездействовать.
Глава 2. Практическое исследование причин нарушения норм ударения в устной речи подростков
2.1. Процедура исследования
Анализ теоретического материала помог перейти к практической части работы.
Целями практической части исследования было изучение причин нарушения норм ударения в устной речи обучающихся Жуковского филиала 1,2 курсов, определение отношения подростков к поставленной проблеме.
Задачи:
- разработать анкету, позволяющую исследовать поставленную проблему;
- выявить причины нарушения норм ударения в устной речи обучающихся Жуковского филиала 1,2 курсов;
- определить отношение подростков к проблеме нарушения норм ударения.
Наше практическое исследование проходило в Жуковском филиале ГБПОУ РМ «ТКММП» среди обучающихся 1,2 курсов в количестве 20.
В ходе исследования была использована анкета, разработанная нами проекта, предназначенная для выявления причин нарушения норм ударения в устной речи подростков, определения отношения обучающихся к поставленной нами проблеме. Анкета включает в себя десять вопросов.
Перед началом исследования испытуемые получают инструкцию:
"Прочтите внимательно вопросы и дайте ответы. Там, где требуется, аргументируйте свой ответ. Анкета анонимная, а правильных или неправильных ответов нет, поэтому постарайтесь ответить как можно честнее и как можно правильнее".
2.2. Анализ результатов исследования
Во время проведения исследования царила непринужденная атмосфера. Обучающиеся предупреждались заранее, что анкета анонимная, а правильных или неправильных ответов нет.
В исследовании приняло участие 20 обучающихся 1,2 курсов.
С помощью первых пяти вопросов мы хотели выявить отношение обучающихся к проблеме правильности постановки ударения в устной речи. Ответы обучающихся на первые пять вопросов показали:
1. 12 обучающихся из 20-и думают, что в настоящее время подростки часто допускают ошибки в постановке ударения в устной речи;
2. 5 обучающихся задумываются, как правильно поставить ударение в том или ином слове, 10 обучающихся не всегда задумываются, а 5 обучающихся даже не думают об этом;
3. Лишь 6 обучающихся замечают ошибки в постановке ударения в речи окружающих;
4. 5 обучающихся соблюдают правила постановки ударения в устной речи;
5. 15 обучающихся хотели бы научиться говорить без ошибок.
Соотнеся ответы обучающихся с реальным положением дела (смотрите положение 1), можно сделать вывод: проблема правильности постановки ударения не считается старшими подростками серьезной. Реальное положение дела расходится с представлениями обучающихся о правильности постановки ударения в устной речи.
Ответы обучающихся не 6, 7 и 8 вопросы дают основание на следующие выводы:
*Речевое поведение обучающихся меняется в зависимости от обстановки (учебное заведение, дом, улица): 5 обучающихся ответило, что они соблюдают правила постановки ударения в филиале, двое обучающихся ответило, что на улице, 1 обучающийся, что дома, а 14 обучающихся ответило, что они стараются следовать нормам ударения.
Рис. 1. Показатели уровней речевого поведения обучающихся.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод: для всех испытуемых филиал является местом, где речь должна быть нормированной. И это радует! Но вот у пяти обучающихся, а это 32% всех испытуемых, дома и в общении с друзьями побеждает произношение, используемое окружающими, то есть просторечное.
Вот и выявлена первая причина - просторечие;
*Соотношение параметров 7 вопроса оказалось практически равнозначно:
для 3-х обучающихся образец речевого поведения - друзья; для
3-х обучающихся - популярные теле- или радио ведущие; для 3-х обучающихся - родители; для 4 обучающихся - педагоги; 7 обучающихся стараются не подражать никому.
Рис. 2. Показатели уровней речевых образцов.
Эти показатели говорят о том, что главной причиной нарушения норм ударения в речи подростков является влияние окружающей среды. А также эти результаты подтверждают мысль о равнодушии большинства испытуемых к общей культуре речи.
Анализ ответов на 7 вопрос показал, что 4 обучающихся попытались следовать новым требованиям, но у них этого не получилось, а остальные 16 испытуемых даже не стали пытаться менять языковые привычки. Опираясь на эти ответы, можно утверждать, что вопрос, поднятый учеными - лингвистами в 2009 году, оставил обучающихся старшего возраста равнодушными. Утверждать, что это однозначно положительно или отрицательно нельзя, поэтому итогом анализа этого вопроса можно считать понимание того, что такой фактор, как "изменение нормы" на речь испытуемых нами подростков не влияет.
Ответы обучающихся на вопрос "С кого начинается общая культура речи?" показали: 3 обучающихся считают, что с государства; 4 обучающийся считает, что с преподавателя; 13 обучающихся считают, что с каждого из нас.
Респонденты, на наш взгляд, правы, считая, что в вопросе повышения культуры речи каждый человек должен начинать с себя. Но сказать, что 3 обучающихся, которые ответили "с государства" или "с преподавателя", неправы, будет неверно. Ведь, если государство не будет заинтересовано в повышении культуры речи населения, то, что будет с самим населением? А если педагоги не будут стараться прививать ученикам любовь к русскому языку и будут сами нарушать в своей речи нормы ударения, то о каком культурном поколении может быть речь?
В последнем вопросе "Пригодится ли в дальнейшей жизни умение ясно излагать свои мысли, не допуская ошибок?" испытуемым необходимо было прокомментировать свой ответ. Результаты показали: 3 обучающихся не знают, пригодится ли в дальнейшей жизни умение говорить без ошибок; 9 обучающихся думают, что пригодится, но не знают зачем; 4 обучающихся утверждает, что умение говорить без ошибок нужно для понимания людьми друг друга; 3 обучающихся утверждают, что умение говорить без ошибок нужно для того, чтобы быть образованными; 1 обучающийся утверждает, что умение говорить без ошибок нужно для сохранения культуры русского языка, для успешного развития государства.
Отсюда следует, что лишь 36% испытуемых (8 человек) считают проблему правильности постановки ударения в устной речи не серьезной. 8 учащихся из 20-и - это не хороший показатель, но и плохим его назвать нельзя, ведь остальные 4 человека пессимистически не настроены. А поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.
Согласно цели исследования, мы должны были выявить причины нарушения норм ударения в устной речи подростков, что и удалось нам сделать. Итак, исходя из полученных нами во время анкетирования данных, мы можем утверждать, что основными причинами нарушения норм ударения в устной речи обучающихся старшего возраста нашего филиала является влияние таких факторов языковой среды как просторечия, СМИ, местных диалектов, а также личного равнодушия.
Таким образом, мы выявили основные причины, влияющие на нормы ударения в речи подростков.
Выводы по главе 2
Итак, проведенное нами исследование, анализ полученных данных позволил нам сделать следующие выводы:
Во-первых, нарушение норм ударения в устной речи подростков происходит под влиянием таких факторов языковой среды как просторечие, СМИ, местные диалекты, а также личного равнодушия.
Во-вторых, проблема правильности постановки ударения в устной речи не считается обучающимися серьезной. Реальное положение дела расходится с представлениями обучающихся о правильности постановки ударения. Но поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.
Заключение
Теоретический анализ учебных пособий по русскому языку и проведенное нами исследование по выявлению причин нарушения норм ударения в устной речи обучающихся старшего подросткового возраста дают основание следующие выводы:
Норма ударения - это образец единообразного, общепризнанного употребления ударения. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако, в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию. Происходят подобные ошибки под влиянием таких факторов языковой среды как просторечие, СМИ, местные диалекты, а также личного равнодушия. Но поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.
Итогом работы можно считать понимание того, что такая проблема как нарушение норм ударения в устной речи есть. На данный момент она не ярко выражена, но отголоски ее слышны по всей стране. От многих взрослых людей мы, подростки, часто слышим, что орфоэпические нарушения уже никого не удивляют. Безграмотность не должна становится обычной!
В Российских учебных заведениях педагоги стараются привить учащимся любовь к русскому языку, к сожалению, значительных результатов нет. Но зато этот факт дает возможность задуматься над тем, что нас ждет впереди, если люди будут бездействовать.
Список литературы
Интернет-источники:
Приложение 1
Опросный лист
Квартал, дозвонишься, баловать, свекла, обеспечение, жалюзи, диспансер, завидно, каталог, красивее, хвоя, ходатайство, столяр, договор, экспертный, щавель, газопровод, облегчить, искра, исчерпать
Анкета
а) в школе;
б) на улице, среди сверстников;
в) дома;
г) везде;
д) не обращаю на это внимание;
а) друзья;
б) родители;
в) педагоги;
г) теле- и радиоведущие;
д) никто;
е) справочники, словари;
а) с государства;
б) с педагога;
в) с каждого из нас.
Браво, Феликс!
Рисуем крокусы акварелью
Проказы старухи-зимы
Рисуем ананас акварелью
Сказка "Дятел, заяц и медведь"