Данная работа представляет собой исследование востребованности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди старшеклассников МБОУ СОШ № 1 г. Долинска и их уровня физической подготовленности.
Переоценить важность введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО очень сложно. Автор утверждает, что введение комплекса ГТО для всех возрастных групп населения будет способствовать оздоровлению и привитию потребности к занятиям физической культуры и спортом, что и обуславливает актуальность данного исследования.
В своей работе автор рассматривает историю ГТО в СССР, раскрывает предпосылки возрождения комплекса ГТО в современной России, проводит социологический опрос, изучает уровень физической подготовленности старших школьников и анализирует собранную информацию.
Вложение | Размер |
---|---|
dolinsk_issledovanie_maksimova.doc | 818.5 КБ |
Управление образования МО ГО «Долинский» Сахалинской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Долинска
Формирование здорового образа жизни школьника и комплекс ГТО
«Востребованность комплекса ГТО среди современной молодежи и готовность учащихся старших классов сдавать нормативы ГТО»
Автор: Максимова Кристина Андреевна,
обучающаяся 10 класса
Научный руководитель: Александр Владимирович Козьмин
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №1 г.Долинска
Долинск
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Исследовательская часть…………………………………………………………4
Глава 1 История возникновения ГТО в СССР и возрождения
комплекса ГТО в России…………………………………………………………4
1.1 Что такое ГТО и каковы его цели……………………………………………4
1.2 История возникновения ГТО в СССР…………………………………….…5
1.3 Возрождение комплекса ГТО в современной России……………………....6
Глава 2 Анализ уровня физической подготовки старшеклассников
МБОУ СОШ № 1 г. Долинска в рамках комплекса ГТО…………………….…7
2.1 Анализ уровня мотивации учащихся старшей школы для принятия участия во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО...........7
2.2 Анализ уровня осведомленности учащихся старшей школы о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО..............................8
2.3 Анализ уровня физической подготовки учащихся старшей
школы в рамках комплекса ГТО…………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………………….. .11
Приложение 1 Нормативы ГТО для старших школьников в СССР и
значок ГТО в СССР……………………………………………………………..13
Приложение 2 Газетные заметки о физкультурно-спортивном комплексе
ГТО в СССР……………………………………………………………………...14
Приложение 3 Нормативы ГТО для старших школьников в
современной России и значок ГТО в современной России…………………...15
Приложение 4 Опрос учащихся старшей школы по мотивации и осведомленности о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО……………………………………………………………………………….16
Приложение 5 Уровень мотивации учащихся старшей школы для принятия участия во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО…….17
Приложение 6 Уровень осведомленности учащихся средней школы о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО…………………18
Приложение 7 Итоговые таблицы результатов физической подготовленности среди юношей и девушек IV и V ступеней в рамках комплекса ГТО……….19
Приложение 8 Графическое изображение результатов физической подготовленности среди юношей и девушек IV и V ступеней в рамках комплекса ГТО…………………………………………………………………22
ВВЕДЕНИЕ
В наше время, большая часть людей ведет малоподвижный образ жизни. Это приводит к снижению функциональных возможностей, различным заболеваниям: опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Решение лежит в регулярных занятиях физической культурой. Эту проблему государство пытается решить путем введения комплекса ГТО для всех возрастных групп населения, что будет способствовать оздоровлению и привитию потребности к занятиям физической культуры и спортом. Все это и обуславливает актуальность темы данного исследования.
Цель данного исследования - выяснить, готовы ли современные школьники к сдаче нормативов ГТО.
Задачи исследования:
Объектом данного исследования является комплекс ГТО.
Предметом исследования является уровень физической подготовки выпускников учащихся средней школы к сдаче нормативов ГТО и их осведомленность о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО. Материалом для исследования являются опрос старшеклассников и анализ уровня физподготовки старших школьников.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что современные школьники готовы к сдаче нормативов ГТО. Глава I рассматривает цели и задачи комплекса ГТО, историю возникновения комплекса ГТО в СССР, а также раскрывает предпосылки возрождения данного комплекса в современной России Глава II дает представление об уровне осведомленности и мотивации к сдаче нормативов комплекса ГТО старшими школьниками и анализ уровня физической подготовки старшеклассников (4 и 5 ступень) в рамках комплекса ГТО.
Методами данного исследования стали метод выборки, метод изучения, анализа и интерпретации собранной информации и метод качественного и количественного анализа.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.
Глава 1. История возникновения ГТО в СССР
и возрождения комплекса ГТО в России
ГТО - общероссийское движение «Готов к труду и обороне» - полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.
Внедрение комплекса преследует следующие цели и задачи:
- увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
- повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;
- воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения;
- повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем и гармоничном развитии личности;
- формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
- повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
- модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях.
1.2 История возникновения ГТО в СССР.
В 1930 году «Комсомольская правда» обратилась к народам СССР с призывом быть здоровыми, сильными и спортивными. В обращении впервые говорилось о всесоюзных состязаниях на право получения значка ГТО. Эта программа физкультурной подготовки существовала с 1931 года по 1991 год. Нормативы были различными для разных категорий населения и периодически менялись. Успешно сданные нормативы подтверждались специальными значками–золотыми, серебряными и бронзовыми. (Приложение 2, Приложение 5) Выполняющие нормативы с успехом в течение нескольких лет награждались почетным значком ГТО. В систему ГТО входили такие физические упражнения, как бег, прыжки в высоту, прыжки в длину, плавание, лыжные гонки, подтягивание, велокросс и другие.
Сдача нормативов проводилась в соответствии с возрастной группой: первая ступень называлась «Смелые и ловкие», в нее входили дети 10-13 лет. Вторая ступень – «Спортивная смена» - подростки 14-15 лет. Третья ступень для людей в возрасте 16-18 лет – «Сила и мужество», четвертая ступень – «Физическое совершенство», в которую входили мужчины от 19 до 39 лет и женщины от 19 до 34 лет, и пятая ступень «Бодрость и здоровье», куда входили мужчины до 60 лет и женщины до 55 лет. (Приложение 1)
24 мая 1930 года по инициативе Александра Косарева, первого секретаря ЦК ВЛКСМ, в газете «Комсомольская правда» вышла статья под названием «Крепкие мышцы, зоркий взгляд нужны каждому трудящемуся», где впервые прозвучал девиз «Готов к труду и обороне!» и предложение начать проводить всесоюзные спортивные соревнования на право получения значка ГТО. Идею поддержали известные личности - академик медицины Павлов и писатель Горький.
Когда 11 марта 1931 года в СССР был официально учрежден спортивный комплекс под названием "Готов к труду и обороне", британская газета «Таймс» написала: «У русских появилось новое секретное оружие под
названием ГТО». (Приложение 2)
В 2014 году 24 марта Президент РФ Путин сообщил о подписании указа, который возрождает ГТО. Возрождению физкультурно-оздоровительного движения поспособствовал лично президент Владимир Путин. По его словам, благодаря обязательной физкультурной подготовке выросло не одно поколение здоровых людей. С этого времени начинается новая история норм ГТО в России. Прежнюю аббревиатуру решено было оставить в знак уважения к традициям прошлого. Возрожденные нормы ГТО будут сдаваться в 11 возрастных группах, начиная с 6-8 летнего возраста и заканчивая группой старше 70 лет. Нормы ГТО будут учитываться при поступлении практически в каждом ВУЗе нашей страны.
Хотелось бы рассказать о современных нормах ГТО. (Приложение 3)
Например, современные нормы ГТО для школьников моего возраста (16 – 17 лет – пятая ступень), разработаны для возраста юношей и девушек 16-17 лет (старший школьный возраст), характеризующийся окончанием третьего этапа полового созревания, уравновешиванием психики, совершенствованием центральной нервной системы, сокращением затрат энергии на процессы роста. Особенности 5 ступени позволяют повысить интенсивность всех видов упражнений, заменить игровой вид упражнений (метание мяча) силовым (метание снаряда), но окончание полового созревания сопровождается явлением юношеской гипертонии, что повлекло сокращение продолжительности двигательного режима и сохранение на уровне 4 ступени требуемого для сдачи нормативов количества тестов.
Таким образом, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне» направлен на сохранение крепкого здоровья и высокого уровня физической подготовленности населения для обеспечения их трудовой активности, и постоянной готовности к защите Родины.
Глава 2. Анализ уровня физической подготовки старшеклассников МБОУ СОШ № 1 г. Долинска в рамках комплекса ГТО
2.1. Анализ уровня мотивации учащихся старшей школы.
В опросе общественного мнения приняли участие ученики 9 – 11 классов МБОУ СОШ № 1 г. Долинска в количестве 82 человек. Школьникам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 4, Приложение 5).
В ходе данного опроса мы выяснили следующее:
Основными причинами ребята называют:
Главные причины, которые называют эти ребята, это:
Единственной причиной, которую указали два человека, является освобождение от сдачи нормативов ГТО.
Мы можем сделать вывод о том, что большинство учащихся пока что не хотят и не считают, что они готовы к сдаче нормативов ГТО, но при этом считают нужным возрождение и сдачу нормативов ГТО; а также ребята ознакомлены с целями комплекса ГТО.
2.2. Анализ уровня осведомленности
учащихся старшей школы о комплексе ГТО.
В опросе общественного мнения приняли участие ученики 9 – 11 классов МБОУ СОШ № 1 г. Долинска в количестве 82 человек. Школьникам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 4, Приложение 6).
В ходе данного опроса мы выяснили следующее:
Таким образом, делая вывод по двум опросникам, хочется сказать, что ребята знают о комплексе ГТО в подробностях, что очень важно.
2.3 Анализ уровня физической подготовки учащихся старшей
школы в рамках комплекса ГТО
Для анализа уровня физической подготовленности была отобрана группа добровольцев, состоящая из 24-х юношей (IV ступень – 8 человек, V ступень – 16 человек) и 15-ти девушек (IV – 6 человек, V ступень – 9 человек). Учащимся были предложены некоторые виды контрольных испытаний, такие как :
Анализируя результаты учащихся по видам некоторых проведённых контрольных испытаний (Приложение 7, Приложение 8), мы видим, что по бегу на скорость 60 м и 100 м золотой значок имеют 7 человек среди юношей и 5 человек среди девушек. По бегу на выносливость 2 км золотой значок имеют 10 человек среди юношей и 8 человек среди девушек. По подтягиваниям на высокой перекладине из виса среди юношей золотой значок имеют 13 человек и по подтягиваниям на низкой перекладине из виса лёжа среди девушек золотой значок имеют 2 человека. По прыжку в длину с места золотой значок имеют 16 человек среди юношей и 7 человек среди девушек. По наклонам вперёд из положения стоя золотой значок имеют 11 человек среди юношей и 10 человек среди девушек. По подъёмам туловища из положения лёжа на спине золотой значок имеют 6 человек среди юношей и 6 человек среди девушек. По бегу на лыжах 3 км (IV ступень) золотой значок имеют 2 человека среди девушек, юноши золотых знаков отличия не имеют. По бегу на лыжах 5 км (V ступень) золотой значок имеют 4 человека среди юношей и 1 человек среди девушек.
Таким образом, на основании статистических данных итоговой таблицы мы можем утверждать, что учащиеся, относящиеся к IV и V ступеням Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, готовы к сдаче нормативов данного комплекса. Мы также должны понимать, что данная контрольная группа, являясь добровольцами, имеет высокий уровень физической подготовленности. Но, несмотря на то, что «есть» золотые знаки отличия по видам отдельных тестовых испытаний, у нас, к сожалению, нет медалистов по всем видам испытаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе мы сделали акцент на уровень физической подготовки старших школьников и их заинтересованность в комплексе ГТО. Для проверки гипотезы мы проанализировали результаты контрольных испытаний 24 юношей и 16 девушек IV и V ступеней, произвели качественный анализ данных.
Таким образом, основные выводы, полученные в ходе данной работы:
1. Мы изучили историю возникновения ГТО в СССР;
2. Мы рассмотрели предпосылки возрождения комплекса ГТО в современной России;
3. Мы провели социологический опрос среди учащихся 8-11 классов для выяснения уровня мотивации по всероссийскому движению ГТО и проанализировали собранные данные.
4. Мы провели социологический опрос среди учащихся 8-11 классов об их осведомлённости о всероссийском движении ГТО и проанализировали собранные данные.
5. Мы изучили уровень физической подготовленности старших школьников к сдаче нормативов ГТО в МБОУ СОШ № 1 г. Долинска.
В ходе исследования мы выяснили, готовы ли современные школьники к сдаче нормативов ГТО, т. е. цель исследования достигнута. Выдвинутая нами гипотеза о том, что обучающиеся готовы к сдаче нормативов комплекса ГТО частично подтвердилась.
В перспективе и развитии данной темы планируется отслеживание дальнейших результатов старших классов по сдаче нормативов ГТО, а также их совершенствование в своей физической форме и духовном развитии.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в школьном курсе «Физической культуры» для повышения познавательного уровня учеников старшей школы, а также учителей.
Список литературы
Приложение 1
Нормативы ГТО для старших школьников в СССР. Значок ГТО в СССР.
Приложение 2
Газетные заметки о физкультурно-спортивном комплексе ГТО в СССР.
Приложение 3
Нормативы ГТО для старших школьников ГТО и значок ГТО в современной России
Приложение 4
Опрос учащихся старшей школы по мотивации и осведомленности о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО.
1. Считаете ли Вы нужным возрождение и сдачу нормативов ГТО? ( Да / нет, объяснить почему.)
2. С какими целями физкультурно-оздоровительное движение было снова введено в нашей стране?
3. Готовы ли Вы к сдаче нормативов ГТО? ( Если да, то объяснить, как Вы ведёте подготовку.)
4. Знаете ли Вы, что такое ГТО? (Не только расшифровка аббревиатуры, но и полное значение.) (Да/Нет)
5. Знаете ли Вы о нормативах ГТО? (Да/Нет)
6. Знаете ли Вы, какие преимущества Вам дает сдача этих нормативов? (Да/Нет)
Приложение 5
Уровень мотивации учащихся старшей школы для принятия участия во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО
№1 | Считаете ли Вы нужным возрождение и сдачу нормативов ГТО? ( Да / нет, объяснить почему.) | |
Да-56 | Нет-26 | |
Причины | 1. Дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы нашей страны | 1. Не все могут сдать нормативы ГТО. |
2. В дальнейшем молодёжь может связать свою жизнь со спортом | 2. Не принесёт никакой пользы в будущем. | |
3. Этим мы показываем свои силы | 3. Данное мероприятие не имеет никакого смысла. | |
4. Так как многие страдают от проблем, возникших в результате недостатка физической активности. |
| |
№2 | С какими целями физкультурно-оздоровительное движение было снова введено в нашей стране? | |
| 1. Улучшить отношение людей к спорту | |
2. Оздоровление населения | ||
3. Подготовка людей к военным действиям | ||
4. Отказ от вредных привычек. | ||
5. Поддержание физической формы | ||
6. Подготовка к службе в армии. | ||
7. Проверка физической готовности населения. | ||
№3 | Готовы ли Вы к сдаче нормативов ГТО? ( Если да, то объяснить, как Вы ведёте подготовку.) | |
| Да-26 | Нет-45 |
Подготовка: |
| |
1. На уроках физической культуры. |
| |
2. Ежедневная зарядка в домашних условиях. |
| |
3. Вне дома – различные спортивные секции. |
|
Приложение 6
Уровень осведомленности учащихся средней школы о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО
Приложение 7
Итоговые и сводные таблицы результатов физической подготовленности среди юношей и девушек IV и V ступеней в рамках комплекса ГТО
И.Ф., уч-ся | Класс | Бег 60 м (IV ст.) Бег 100 м (V ст.) | Бег 2 км | Подтягивание на высокой перекладине из виса | Прыжок в длину с места (см) | Наклон вперёд из положения стоя (см) | Подъём туловища из положения лёжа на спине (1 мин) | Бег на лыжах 3 км (IV ст.) 5 км (V ст.) |
Никита А. | 9 | 9.0 | 9.20 | 7 | 190 | Ладонь | 45 | 18.40 |
Александр Б. | 9 | 8.7 | 8.49 | 25 | 215 | Пальцы | 48 | 16.57 |
Вадим Г. | 9 | 9.4 | 9.57 | 5 | 190 | Пальцы | 40 | 18.39 |
Павел Ж. | 9 | 8.8 | 8.40 | 12 | 222 | Ладонь | 47 | 18.21 |
Дмитрий К. | 9 | 9.9 | 10.00 | 7 | 185 | Пальцы | 38 | 18.45 |
Андрей К. | 9 | 8.9 | 9.35 | 15 | 212 | Пальцы | 43 | 17.19 |
Андрей П. | 9 | 8.9 | 9.42 | 13 | 204 | Ладонь | 44 | 17.54 |
Дмитрий С. | 9 | 9.0 | 9.14 | 10 | 207 | Ладонь | 42 | 16.32 |
Александр Б. | 10 | 13.8 | 7.54 | 13 | 240 | 13 | 50 | 25.25 |
Фёдор К. | 10 | 14.3 | 8.26 | 16 | 240 | 7 | 44 | 23.34 |
Егор Ш. | 10 | 12.9 | 6.58 | 10 | 250 | 12 | 45 | 24.14 |
Влад Д. | 10 | 13.8 | 6.52 | 14 | 214 | 16 | 51 | 18.19 |
Кирилл К. | 10 | 13.9 | 7.23 | 13 | 234 | 10 | 49 | 25.09 |
Влад Б. | 10 | 14.1 | 8.05 | 10 | 207 | 7 | 48 | 25.40 |
Евгений Ф. | 10 | 13.9 | 6.54 | 15 | 223 | 6 | 43 | 19.37 |
Михаил Ш. | 10 | 13.4 | 7.59 | 18 | 240 | 8 | 55 | 25.31 |
Дмитрий Л. | 11 | 13.2 | 7.50 | 17 | 238 | 23 | 43 | 25.36 |
Дмитрий Г. | 11 | 12.8 | 8.13 | 15 | 240 | 12 | 50 | 25.17 |
Максим Х. | 11 | 12.8 | 8.17 | 9 | 245 | 24 | 40 | 24.57 |
Дмитрий П. | 11 | 14.0 | 6.59 | 11 | 222 | 25 | 38 | 25.00 |
Артём Л. | 11 | 14.5 | 9.20 | 8 | 220 | 14 | 40 | 23.04 |
Олег Х. | 11 | 14.1 | 7.22 | 12 | 244 | 11 | 42 | 25.18 |
Кирилл С. | 11 | 14.3 | 7.48 | 12 | 236 | 10 | 41 | 25.38 |
Андрей Ю. | 11 | 14.6 | 9.00 | 12 | 242 | 19 | 39 | 25.33 |
И.Ф., уч-ся | Класс | Бег 60 м (IV ст.) Бег 100 м (V ст.) | Бег 2 км | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа. | Прыжок в длину с места (см) | Наклон вперёд из положения стоя(см) | Подъём туловища из положения лёжа на спине (1 мин) | Бег на лыжах 3 км |
Екатерина Ш. | 9 | 9.2 | 9.27 | 15 | 195 | Пальцы | 44 | 19.27 |
Алёна М. | 9 | 10.4 | 10.55 | 17 | 162 | Ладонь | 35 | 19.58 |
Полина К. | 9 | 9.7 | 10.51 | 9 | 196 | Ладонь | 41 | 20.30 |
Анна К. | 9 | 10.1 | 11.10 | 10 | 176 | Ладонь | 34 | 22.20 |
Евгения Л. | 9 | 10.0 | 10.33 | 11 | 171 | Ладонь | 38 | 17.24 |
Ксения К. | 9 | 10.3 | 11.20 | 14 | 157 | Ладонь | 35 | 22.29 |
Любовь Г. | 10 | 18.0 | 10.34 | 11 | 175 | 10 | 37 | 18.38 |
Валентина В. | 10 | 17.7 | 10.22 | 14 | 173 | 8 | 39 | 19.10 |
Валерия Т. | 10 | 18.0 | 11.50 | 13 | 167 | 19 | 37 | 19.07 |
Алина Ш. | 10 | 17.6 | 10.41 | 15 | 172 | 18 | 38 | 18.56 |
Виктория М. | 10 | 17.8 | 10.48 | 11 | 168 | 14 | 35 | 19.09 |
Надежда Б. | 11 | 16.1 | 9.05 | 16 | 188 | 16 | 41 | 13.14 |
Дарья К. | 11 | 15.8 | 9.47 | 17 | 191 | 14 | 42 | 18.16 |
Анастасия С. | 11 | 14.9 | 9.15 | 19 | 202 | 16 | 43 | 18.24 |
Ирина Е. | 11 | 15.5 | 9.18 | 19 | 197 | 16 | 40 | 17.57 |
Ступень | Знак отличия | Бег 60 м (IV ст.) Бег 100 м (V ст.) | Бег 2 км | Подтягивание на высокой перекладине из виса. | Прыжок в длину с места (см) | Наклон вперёд из положения стоя (см) | Подъём туловища из положения лёжа на спине (1 мин) | Бег на лыжах 3 км(IV ст.) 5км(V ст.) |
IV | Золото | 1 | 2 | 5 | 5 | 4 | 2 | 0 |
Серебро | 6 | 2 | 2 | 3 | 4 | 6 | 3 | |
Бронза | 1 | 4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 5 | |
V | Золото | 6 | 8 | 8 | 11 | 7 | 4 | 4 |
Серебро | 7 | 5 | 7 | 4 | 6 | 10 | 3 | |
Бронза | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 9 | |
Ступень | Знак отличия | Бег 60 м (IV ст.) Бег 100 м (V ст.) | Бег 2 км | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа. | Прыжок в длину с места (см) | Наклон вперёд из положения стоя (см) | Подъём туловища из положения лёжа на спине (1 мин) | Бег на лыжах 3 км |
IV | Золото | 1 | 4 | 0 | 3 | 5 | 2 | 2 |
Серебро | 5 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | |
Бронза | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | |
V | Золото | 4 | 4 | 2 | 4 | 5 | 4 | 1 |
Серебро | 1 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | |
Бронза | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 4 | |
Приложение 8
Графическое изображение результатов физической подготовленности среди юношей и девушек IV и V ступеней в рамках комплекса ГТО
За чашкой чая
Пятёрки
Как нарисовать небо акварелью
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Попробуем на вкус солёность моря?