Оглавление
I.Введение. Выбор темы. Актуальность.
II.Родоначальник династии - мой дед Нуруллин Хамит Ахмадуллович
III.История жизни моей бабушки- Нуруллиной Гульзямины Насибулловны
IV.Продолжение династии :
1.Моя мама Халилова (Нуруллина) Лейсан Хамитовна
2.Моя тетя Яруллина (Нуруллина) Лилия Хамитовна
3.Мой дядя Нуруллин Динар Хамитович
V.Педагогическая деятельность ближайших родственников
1.Зариповой (Ахмадуллиной) Мадины Ахмадулловны
2.Нургазизовой (Зариповой) Гузель Рашатовны
VI.Заключение.
VII.Список источников и литературы
VIII. Приложение.
Вложение | Размер |
---|---|
is.rabota_traditsiya_byt_uchitelem.docx | 226.6 КБ |
Исследовательский проект на тему:
«Традиция быть учителем»
Выполнила: Халилова Чулпан Рустамовна, ученица 5 класса
МБОУ «Нижнеалькеевская СОШ» Алькеевский МР РТ
Руководитель: Халилова Лейсан Хамитовна,
учитель начальных классов
2019
Оглавление
I.Введение. Выбор темы. Актуальность.
II.Родоначальник династии - мой дед Нуруллин Хамит Ахмадуллович
III.История жизни моей бабушки- Нуруллиной Гульзямины Насибулловны
IV.Продолжение династии :
1.Моя мама Халилова (Нуруллина) Лейсан Хамитовна
2.Моя тетя Яруллина (Нуруллина) Лилия Хамитовна
3.Мой дядя Нуруллин Динар Хамитович
V.Педагогическая деятельность ближайших родственников
1.Зариповой (Ахмадуллиной) Мадины Ахмадулловны
2.Нургазизовой (Зариповой) Гузель Рашатовны
VI.Заключение.
VII.Список источников и литературы
VIII. Приложение.
Введение.
Учительская династия… Строго и возвышенно звучат эти слова. Они подчеркивают благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения. Требовательное отношение к избранному пути, понимание своего долга, любовь к детям – все это отличает настоящего учителя по призванию, по велению сердца. Смело можно сказать, что учитель - это прежде всего призвание. И выбирать эту профессию стоит, если чувствуешь, что очень хочешь работать с детьми, передавать им свои знания и умения.
Я хочу рассказать о своей семье, где эта профессия стала призванием нескольких поколений. Все они очень любили и любят детей, передавали и передают им свои знания и умения. И дети отвечали и отвечают им тем же.
Я подробно изучила историю нашей семейной учительской династии, узнала, кто и когда работал, какие получил награды, звания. Они достойны того, чтобы о них узнали. Они гордость не только нашей семьи, нашей школы, но и нашего района. Педагогический стаж нашей династии достаточно велик, и я с уверенностью могу сказать, что эти годы потрачены не напрасно. Я хочу собрать и сохранить материал для составления данных об учительской династии моей семьи. В этом я вижу актуальность своей работы.
Цель исследования: изучить историю династии учителей моей семьи.
Задачи:
- опросить родственников об известных им фактах из истории семьи;
- изучить материалы, хранящиеся в семейном архиве;
-собрать биографические сведения и систематизировать собранную информацию в схему родственных и семейных связей.
Объектом данного исследовательского проекта является родословная.
Методы исследования:
- Беседы с мамой и родственниками.
- Поиск и обобщение собранного материала.
- Изучение семейного архива (фотографии, документы).
При написании работы использовались 2 вида источника:
1. Устный (рассказ педагогов династии).
2. Письменный (документы, газеты, семейный архив).
Гипотеза проекта: Каждый человек должен знать историю своей семьи, поддерживать семейные традиции. Всё это делает семьи крепче, дружнее и, конечно же, передаётся потомкам.
Свою работу я начала с изучения родословного древа нашей семьи по материнской линии.
Родоначальником династии семьи Нуруллиных является мой дедушка Хамит Ахмадуллович.
Родился он 1 ноября 1938 года в деревне Среднее Алькеево Алькеевского района Татарской АССР. Его родители моя прабабушка- Миннебану и мой прадедушка- Ахмадулла.
1 сентября 1945 года дед поступает учиться в Средне-Алькеевскую начальную школу (когда он учился, школа была семилетняя). Окончил школу в 1954 году на одни «5»,а затем продолжил учебу в Нижне-Алькеевской средней школе, которая находилась в 6 км от деревни. Учился он там 2 года. С 1957 по 1960 годы служил в рядах Советской Армии. С 1961 года началась его педагогическая биография: работал учителем физической культуры в Чувашско-Бродской средней школе, в 1964-1967 годы продолжает свою трудовую деятельность преподавателем русского языка и литературы в Старо-Ямкинской семилетней школе. Это неутомимый труженик, преданный учительскому делу всей душой человек. В 1964 году поступает в заочное отделение Елабужского государственного педагогического института. И в 1970 году получил диплом учителя русского языка и литературы. Он был уважаемым учителем в деревне. Там он встретился с моей бабушкой Гульзяминой Насибулловной. В1971 году они поженились, и сложилась ещё одна учительская семья. В этой семье родились и выросли две дочери: моя тетя Лилия Хамитовна, мама Лейсан Хамитовна и сын - мой дядя Динар Хамитович. Все они продолжили династию учителей.
Мой дедушка Хамит Ахмадуллович являлся специалистом широкого профиля: преподавал все предметы учебной программы, кроме математики и физики.
А еще он был разносторонне талантливым человеком: публиковал свои статьи в разных изданиях и являлся собственным корреспондентом газеты «Алькеевские вести», сочинял стихи, которые хранятся в нашем семейном архиве. Возглавлял сельское поселение совхоза «Энергетик», был председателем профсоюза учителей Чувашско-Бродской средней школы.
Многие выпускники моего дедушки стали выдающимися людьми: в их числе заслуженные учителя, доктора медицинских наук и выдающиеся деятели культуры.
Более 40 лет дедушка проработал учителем в Чувашско-Бродской средней школе. Он награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РТ за многолетний и добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, Почетной грамотой Главы Алькеевского муниципального района, присвоено звание «Учитель-методист» и награжден медалью «Ветеран труда».
В 2005 году вышел на заслуженный отдых.
Мне очень трудно говорить о нем в прошедшем времени, уже шестой год как его нет с нами, но не проходит и дня, чтобы мы его не вспоминали. Он всегда будет в моей жизни символом добра, яркой путеводной звездой.
История жизни моей бабушки Нуруллиной (Гатауллиной) Гульзямины Насибулловны
Моя бабушка, Гульзямина Насибулловна, родилась 8 января 1950 года в деревне Старое Ямкино Алькеевского района Татарской АССР. В семье было семеро детей: три девочки и четыре мальчика. В послевоенные годы им пришлось испытать много трудностей, нехватки. Но дружная семья все невзгоды преодолела. Бабушка, как она рассказывала, всегда мечтала стать учителем, ведь и в те времена профессия учителя была очень уважаемой. Она закончила Казанское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов и по распределению с 1972 года стала работать в Чувашско-Бродской средней школе Алькеевского района.
Бабушка очень хорошо рисовала, и ее класс был красочно оформлен ее работами. В классе было всегда светло, уютно и красиво, словно в сказке. Со своими учениками они разучивали много песен, проводили мероприятия с приглашением родителей. Она воспитывала учеников, которые стали в школе медалистами. Они приходили к ней домой, чтобы поздравить с 8 Марта и Днем Учителя. Моя бабушка и мама готовили меня к школе. Она научила читать и писать большое количество учеников, несколько поколений семей.
Моя бабушка была награждена грамотами школы и РОНО «За успехи в обучении и воспитании детей», ей присвоено звание «Ветеран труда». Ученики моей бабушки учатся во многих ВУЗах республики. Она пользовалась заслуженным уважением учащихся, их родителей и коллег. Бабушка всегда успешно совмещала работу и семью. Летом в 2010 году она вышла на пенсию.
К сожалению, осенью 2016 года моей бабушки не стало. Это стало для всех нас огромной потерей. Нам очень ее не хватает. Она навсегда останется в нашей памяти и памяти ее учеников.
Продолжатели династии:
Второй ветвью генеалогического древа являются мои ближайшие родственники со стороны матери и сама мама, которые очень рано познакомились со школьной жизнью, с детства посещали уроки матери и отца, знали всех учителей в школе и многих учащихся. Им было все интересно в школе: и концерты, и линейки, и учебные кинофильмы, которые изредка показывали учащимся. Наверное, поэтому они продолжили нашу семейную династию.
1.Моя мама - Халилова Лейсан Хамитовна
Моя мама, Халилова (Нуруллина) Лейсан Хамитовна , родилась 11 августа 1975 года в деревне Чувашский Брод Алькеевского района. Работа родителей была перед ее глазами, она видела, как они увлечены жизнью школы, сама любила возиться с детьми, играть в «школу». После окончания школы моя мама поступила в Елабужский Государственный педагогический институт и с 1993 года стала работать в нашей школе учителем истории, а с 2003 года - учителем начальных классов. Также мама многие годы руководит методическим объединением учителей начальных классов. Она часто выступает на педсоветах, родительских собраниях, проводит воспитательные беседы и семинары для учащихся и их родителей, является активным участником на августовских педагогических конференциях. Она добрая и отзывчивая, но в то же время строгая, требовательная и очень любит свою работу. В школе она проводит различные конкурсы, концерты, игры, в которых мы с удовольствием участвуем. Она, как и бабушка, хорошо рисует, и ее ученики в конкурсах по изобразительному искусству занимают призовые места. Еще мама сочиняет стихи и учит этому детей, которые потом участвуют в различных поэтических конкурсах. Мама всегда окружена детьми, и всё её время проходит в репетициях и подготовке к мероприятиям, вместе с ней ее дети поют, рисуют, танцуют! Она никогда не даст скучать! Ещё она очень веселая и дружелюбная! Мамины воспитанники являются победителями и призерами различных районных и республиканских конкурсов. Она очень много трудится, всегда в поиске чего-то нового. Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки.
Получив педагогическую профессию, моя тётя продолжила династию своей семьи. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»,- говорил знаменитый русский историк Василий Ключевский. Я не сомневаюсь, что Лилия Хамитовна именно такой преподаватель. Энергичная, требовательная к себе и к ученикам, она быстро завоевала авторитет не только среди учеников, но и в коллективе , обладает такими качествами как общительность, деловитость, умение ладить с людьми, находить с ними общий язык. Моя тётя не только богата знаниями в области русского языка и литературы, но и душевными качествами. Мы всегда можем с ней поделиться своими сокровенными мыслями. Она впитала в себя все самое доброе, и несет его через жизнь, чтобы передать следующим поколениям.
3. Мой дядя, Нуруллин Динар Хамитович, родной брат моей мамы, тоже преподает в школе. Он говорит: «С самого раннего детства авторитетом и примером для подражания были папа с мамой и первая учительница. Мне было интересно наблюдать, как родители вечерами проверяли тетради своих учеников, готовились к урокам, внеклассным мероприятиям. Я видел всю работу учителя изнутри. И вопроса, куда пойти учиться после школы, перед выпускником не стоял, конечно, в педагогический институт. Но, не добрав по конкурсу всего одного балла, в 2006 году он поступает в ГБПОУ «Бугульминский профессионально-педагогический колледж» по специальности мастер производственного обучения. По окончании колледжа в 2010-2011 годах служит в вооруженных силах России.
Свою педагогическую карьеру начал в 2011 году учителем физической культуры в родной школе. Эта работа была для него интересна, он ею был увлечен. Еще учась в школе, мой дядя входил в состав спортивной команды по волейболу, и это помогло ему добиться хороших результатов в дальнейшей его работе.
В свободное время мой дядя любит заниматься дизайном и ремонтом, мастерить, делать различные поделки, увлекается электроникой.
Педагогическая деятельность ближайших родственников.
Зарипова Мадина Ахмадулловна – родная сестра моего дедушки. Родилась 15июля 1941 года в деревне Среднее Алькеево Алькеевского района. В семье была третьим ребёнком. В 1957 году, успешно сдав вступительные экзамены, была принята на первый курс физико-математического факультета Елабужского государственного педагогического института. В 1963 году окончила учёбу в институте и начала свою трудовую жизнь в Чувашско-Бродской средней школе учителем математики. Вскоре вышла замуж за главврача Зарипова Рашата Харисовича, участковой больницы села Чувашский Брод. Вместе они родили и воспитали двух дочерей. Старшая дочь, Гузель Рашатовна, тоже пошла по стопам своей мамы, посвятила себя педагогической деятельности.
Проработав 35 лет в Чув-Бродской средней школе, моя тетя,Мадина Ахмадулловна, многого достигла в своей профессии. Она любила школу, детей, счастлива была видеть не только их улыбки, но и горящие любопытством глаза, и ни разу не пожалела о том, что пошла по стопам моего дедушки, Нуруллина Хамита Ахмадулловича.
Нургазизова (Зарипова) Гузель Рашатовна родилась 29 августа 1965 года. Также как и мама решила посвятить себя детям. В 1982 году поступает в педагогический институт города Набережные Челны на факультет начальных классов. Окончила его в 1987 году и по направлению начала свою педагогическую деятельность в городе Нижнекамске. Вскоре перебирается в поселок Озерный Высокогорского района и устраивается в среднюю школу. В настоящее время она живет интересами детей, находит с ними общий язык. По словам Гузель Рашатовны, с ними очень интересно, потому что они непосредственны, умны, талантливы каждый по-своему, находчивы, остроумны. Общий трудовой стаж её составляет 34 года. За свой многолетний труд была награждена Почетной грамотой МО и Н РТ,2008 г., Почетной грамотой РФ,2014 г., Победитель Гранта РТ «Лучший учитель»,2014 год. Просвещения, имеет медаль Ветерана Труда.
Всё сказанное о Гузель Рашатовне – наглядный пример и подтверждение тому, что она смогла найти свою любимую профессию и самоотверженно трудится во благо учащихся и своей страны.
Заключение
Работая с семейным архивом, слушая рассказы родственников, я открыла для себя много нового о своих близких. Как оказалось, в нашей педагогической династии 7 учителей - и все они со своими удивительными судьбами. Общий педагогический стаж нашей учительской династии на сегодняшний день составляет 215 лет.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась: традиция учительства в нашем роду действительно крепка.
Выполняя свой исследовательский проект , я сделала вывод, что доброта, правильный подход к ребёнку, организованность, улыбка, забота, терпение, целеустремленность – вот те качества, без которых нет учителя. Все эти качества и многие другие есть в нашей семейной династии - династии учителей Нуруллиных.
Каждая педагогическая династия составляет славу и гордость села, района и республики. Каждый учитель – это целая история, история твоей школы, история родного села, страны. А историю нужно знать. Нужно помнить о тех, кого с нами уже нет, знать о тех, кто живёт с тобой рядом, кто вкладывает в свою работу душу. Самое главное для учителя - когда его помнят. Именно это является доказательством искреннего уважения и любви.
Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд. Я ими горжусь!
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда своих предков
Достойно сквозь годы пронесем.
Потомственный врач, учитель…
Как славно и гордо звучит!
И в русле семейного счастья
Наш дух единенья кипит.
Так пусть же растут, процветают
На благо любимой страны.
Ведь трудовые династии,
Бесспорно, нужны и важны!
Список источников и литературы
1.Воспоминания моей дедушки Нуруллина Х.А.
2.Воспоминания моей бабушки Нуруллиной Г.Н.
3.Воспоминания тети Яруллиной Л.Х.,Зариповой М.А.,Нургазизовой Г.Р.
4. Архив семьи Нуруллиных.
а) Документы
б) Награды
в) Семейные фотографии
г) Вырезки из СМИ
Приложение
Два морехода
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Цветущая сакура
Галка в чужих перьях
Почта