Проектная работа
Конкурс: Наука и человек
Вид материала: Исследовательский проект
Секция: «Юный исследователь» (начальная школа)
Направление: Мои первые опыты
Тема: Мой аквариум
Актуальность проекта отражает смысл потребности человека в общении с природой. Именно с детства должна закладываться любовь к живой природе. Так как у меня есть аквариум, то я решил изучить и провести некоторые наблюдения за аквариумными рыбками.
Цель проекта: проведение наблюдения за жизнедеятельностью аквариумных рыбок и изучение их поведения во время эксперимента.
Задачи:
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что в нем представлены сведения по организации жизненного пространства, по ухаживанию за обитателями аквариума. Они помогут начинающим аквариумистам ознакомиться рекомендациями по уходу за рыбками.
Вложение | Размер |
---|---|
ranil_proekt_konkurs.docx | 847.46 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение «Сардекбашская средняя школа»
филиал в д. Трыш
Конкурс: Наука и человек
Вид материала: Исследовательский проект
Секция: «Юный исследователь» (начальная школа)
Направление: Мои первые опыты
Тема: Мой аквариум
Автор: Хуснетдинов Ранил Факилевич,
ученик 2 класса
Руководитель: Шарафетдинова Разина Нурулловна,
учитель начальных классов
д. Трыш – 2019 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………...…………….3
I.Теоретический обзор
1.2. Ухаживание за аквариумной системой……………………………………6
1.3. Обитатели моего аквариума………………………………………………..7
II.Практическая часть
2.1. Изучение влияния светового режима…………………………...…………9
2.2. Изучение влияния температурного режима……………………………….9
2.3. Тренировка рыбок для выработки условных рефлексов……………..10
Заключение…………………………………………………………………….11
Литература………………………………………………………………….….12
Приложение……………………………………………………………………13
Введение
Однажды мы с семьей посетили город Казань. Я очень хотел побывать в зоомагазине, так как люблю животных и домашних питомцев. Наконец, я осуществил свою мечту. Когда мы с родителями зашли в зоомагазин, я сразу подошел к аквариумам. Я долго смотрел рыбок, которые обитали в большом, красивом аквариуме. Там были разные рыбки, мне даже посчастливилось увидеть, как их кормят. Я надолго запомнил этот счастливый момент.
Вскоре, родители осуществили мою большую мечту. Они купили мне аквариум с красивыми рыбками. День за днем рос мой интерес к рыбкам, к их образу жизни. Передо мной стояла огромная задача – научиться обустраивать аквариум и правильно ухаживать за рыбками. Поэтому тему своего исследования я выбрал, не раздумывая – аквариум и его обитатели.
Аквариум для меня это источник отдыха. После тяжелого учебного дня очень помогает наблюдение за моими рыбками. Мой аквариум придает нашему дому уют и комфорт.
Поэтому аквариум стал для меня уголком отдыха и окном в природу. При свете лампы, когда в комнате совсем темно и в доме очень тихо, аквариум особенно красив, там продолжается своя иная жизнь. Сейчас у меня в аквариуме живут моллинезия, красная шапочка и 2 гуппи.
Я люблю заботиться о рыбках, каждый день узнавать о них что-то новое.
Актуальность проекта отражает смысл потребности человека в общении с природой. Именно с детства должна закладываться любовь к живой природе. Так как у меня есть аквариум, то я решил изучить и провести некоторые наблюдения за аквариумными рыбками.
Цель проекта: проведение наблюдения за жизнедеятельностью аквариумных рыбок и изучение их поведения во время эксперимента.
Задачи:
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что в нем представлены сведения по организации жизненного пространства, по ухаживанию за обитателями аквариума. Они помогут начинающим аквариумистам ознакомиться рекомендациями по уходу за рыбками.
Объект исследования: аквариум, рыбки.
Метод исследования: изучение литературы, наблюдение за рыбками во время кормления, их реакцию на свет, тепло и эксперимент по выработке условных рефлексов у рыбок.
План исследования:
I. Теоретический обзор
Каждый из нас способен создать кусочек экосистемы, в котором есть душа, свобода и любовь. Для этого не надо быть волшебником. Аквариум является такой моделью водной экосистемы. И, несмотря на множество различий между природным водоёмом и аквариумом, основные законы развития у них общие, во многом сходны и протекающие процессы. Обычно аквариум считают изолированной системой. Однако это далеко не так. Человек постоянно вмешивается в его жизнь.
Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. В аквариуме должны быть организмы разных “профессий”.
Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.
Аквариум - искусственно созданная маленькая экосистема. Эту систему, как и любую естественную, образуют живые организмы - растения, животные, микроорганизмы, а также элементы неживой природы - среды обитания - вода, грунт, воздух, свет.
Я наблюдаю за своим аквариумом каждый день, проявляя заботу о моих питомцах. Кроме ежедневного кормления, мы с мамой убираем остатки со дна аквариума. Чистим его стенки изнутри и добавляем чистую отстоявшуюся воду. Мои питомцы очень разнообразны по размеру, окраске и поведению. Кроме рыбок в аквариуме находятся водоросли для питания и переработки углекислого газа. Но, тем не менее, основную массу мелких водорослей, растущих на стенках аквариума, съедают улитки. Я очень люблю свой аквариум.
Уход аквариумом обычно занимает 10-20 минут ежедневно и час-полтора дополнительно раз в неделю.
Каждый день я проверяю работу оборудования, наблюдаю за рыбками и кормлю их.
Еженедельно нужно совершить следующие действия:
-подмена воды;
-очистка грунта (от отходов, остатков корма);
-очистка стёкол;
-промывание фильтра;
-необходимый уход за растениями.
Рыбок нельзя перекармливать, поэтому вначале давать корм нужно раз в день. Его нужно давать в необходимом количестве для моментального поедания. Он не должен оседать на дно, в таком случае это свидетельствует о его избытке. Лишний корм оседает на дно и провоцирует гноение, развитие грибка и бактерий. От этого рыбки начинают болеть.
Уход и чистка является главным условием хорошей работы аквариума. Очень важно поддерживать правильную температуру. Оптимальная температура аквариума, которая подойдет большинству рыбок, находится в пределах от 220 до 260С. Каждую неделю, или 2-3 раза в месяц необходимо частично менять воду. Замена воды – необходимая мера. Рекомендуется менять только 20% количества воды в аквариуме с поддержанием необходимой температуры.
В моем аквариуме живут моллинезия, красная шапочка (золотая рыбка) и 2 гуппи. Хочу вам о них рассказать.
Моллинезия – популярная аквариумная рыбка. Моллинезии — очень красивые рыбки. Природная окраска рыбок – желтовато-серая или серебристая, по всей поверхности рассыпаны серо-голубоватые, синевато-черные или желто-зеленые пятнышки. Туловище вытянуто в длину и сжато с боков, голова некрупная, рот верхний, глаза довольно большие.
Они выносливые и неприхотливые, но очень шустрые рыбки. Моллинезии живут до 4 лет. Все виды моллинезий достаточно теплолюбивы и предпочитают воду с температурой 20- 27 °С, плохо переносят перепады температуры.
Как и все рыбки, моллинезии любят свежую воду, поэтому желательна систематическая - раз в неделю, подмена аквариумной воды в объеме 1/4 части. Большую часть времени рыбки пребывают в верхнем и среднем слоях аквариума. Оптимально световой день для этих рыбок должен длиться не менее 12 часов, поэтому необходимо оборудовать аквариум открытыми, хорошо освещенными участками. Моллинезия – активная рыбка, в меру дружелюбная.
Моллинезии всеядны, в их рацион должно входить достаточное количество растительной пищи. Кормление любой рыбы должно быть правильным и разнообразным, это залог хорошего самочувствия. Эти рыбки отлично едят любые сухие и живые корма. Моллинезии весьма прожорливы, поэтому важно их не перекармливать, чтобы не возникли проблемы с пищеварением.
Красная шапочка (золотая рыбка) – является одним из видовых разнообразий рыбки исполняющей желания, выведенной в домашних условиях. Красная шапочка относится к виду пресноводных карасей, как правило, имеет белый окрас и характерный вырост на голове. Тело имеет вытянутую форму, которая сжимается по бокам. Золотая рыбка может достигать внушительного размера до 22 см.
Аквариумные обитатели выглядят очень привлекательно. Шапочка имеет одиночный спинной плавник. Другие плавники имеют пару. Хвост имеет характерную форму и длину, которая составляет примерно 50% общей длины тела. Красная шапочка является достаточно капризным жителем аквариума. Приемлемой температурой является диапазон от 18 до 24 градусов. При отклонении от заданной температуры, золотая рыбка погибает. Следует помнить, что если красная шапочка будет чувствовать себя некомфортно: мерзнуть или голодать, то главное ее украшение — красная шапочка на голове — может просто исчезнуть.
Рыбки гуппи – постоянные обитатели домашних аквариумов. Несмотря на неприхотливость к среде обитания, уход и забота требуются постоянно.
Гуппи в аквариуме отличаются абсолютной совместимостью друг с другом. Для гарантии максимально длительной продолжительности жизни (свыше 5 лет) требуется внимательный уход и качественное содержание. Самцы и самки существенно отличаются друг от друга. Мужские особи имеют большой хвост и яркий спинной плавник. Самочки же серого цвета без буйства красок. Гуппи – небольшая рыбка, причем самцы мельче самок, и как правило достигают длины около 5 см.
Средняя температура воды – не более 24°C.
Изучив литературу об условиях содержания моих рыбок, я вычислил какую температуру необходимо поддержать в моем аквариуме. Оптимальный температурный режим для моих рыбок от 20 до 24 градусов.
II.Практическая часть
Я решил выяснить, как освещение влияет на аквариум и сколько света ему нужно? Для этого провел эксперимент. Продолжительность эксперимента – 2 недели. Первую неделю поставил аквариум в более освещенное место, а на второй неделе наоборот поставил аквариум в тёмное место. По наблюдениям на первой недели выяснил, что в очень хорошо освещенном месте аквариум быстро зарастал водорослями и требовал постоянной очистки.
А после очистки воды, на второй недели, я поставил аквариум в темное место. Я увидел, что растения и рыбы через некоторое время стали чувствовать себя очень плохо. Оказывается, свет содействует образованию хлорофилла – зелёного пигмента листьев, при недостаточной его выработке растения погибают.
После этого опыта я пришел к выводу, что аквариум нужно искусственно освещать лампой дневного света. Освещение должно быть умеренным, в достаточном количестве.
Из литературы узнал, что для дыхания растений и животных нужен кислород. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Я понял, для чего в аквариум была опущена специальная трубка – это дополнительный источник кислорода - компрессор.
Далее я провел следующее наблюдение. Когда вода в моём аквариуме была 20-22°, то при такой температуре рыбы плавали сверху. Я решил проверить, как рыбы будут реагировать на тепло. Я увеличил температуру в аквариуме до 26°С.
Я увидел, что при такой температуре рыбкам гуппи и красной шапочке со временем становилось плохо, им не хватал кислород, и они начали задыхаться. 26°С превышает нормальный температурный режим для содержания этих рыб. Ведь в теплой воде кислорода растворяется меньше, чем в холодной. Лишь моллинезии вели себя как обычно, ведь оптимальный режим для их содержания от 20 до 27 градусов.
После этого я пришел к выводу, что я должен все время проверять температуру воды в аквариуме. Лучшая температура воды для моих рыбок – 20-24°С. При этой температуре рыбки хорошо себя чувствуют.
В течение 6 дней я со своими рыбками провел эксперимент по выработке условных рефлексов. Кормил рыб в одно и то же время (в 15.00).
1 день. Я постучал ложечкой по аквариуму. На стук рыбки не подплыли. Посыпал корм. Рыбки подплыли.
2 день. Я постучал ложечкой по аквариуму. На стук рыбки не подплыли. Посыпал корм. Рыбки подплыли.
3 день. Я постучал ложечкой по аквариуму. Подплыла одна рыбка. Посыпал корм. Рыбки все подплыли.
4 день Я постучал ложечкой по аквариуму. 3 рыбки подплыли. Посыпал корм. Рыбки подплыли все.
5 день Я постучал ложечкой по аквариуму. Все рыбы подплыли к кормушке. Посыпал корм.
6 день. Для дополнительной проверки еще раз провел опыт. Постучал ложечкой по аквариуму. Все рыбы подплыли. Потом посыпал корм.
Вывод: Таким образом, мне понадобилось всего 6 дней для выработки условного рефлекса у рыб на звук. Чтобы выработать условный рефлекс нужно кормить рыб в одно и то же время, стучать по стенке аквариума в определенном месте.
Заключение
Таким образом, я провел разные наблюдения за жизнедеятельностью аквариумных рыбок и изучил их поведение во время эксперимента.
Я изучил литературу по ухаживанию за аквариумной системой, изучил характеристики моих аквариумных рыбок, вычислил оптимальный температурный режим для воды в аквариуме. Также я изучил влияние температурного и светового режима на их поведение. Проведение эксперимента помогло мне узнать, поддаются ли рыбки тренировки.
Аквариум стал для меня уголком отдыха. Каждый из нас способен создать такой кусочек экосистемы. Я наблюдал за своим аквариумом каждый день, проявляя заботу о моих питомцах. Уход за аквариумом обычно занимает 10-20 минут ежедневно. Уход и чистка является главным условием хорошей работы аквариума. Изучив литературу об условиях содержания моих рыбок, я вычислил, какую температуру необходимо поддержать в моем аквариуме. Оптимальный температурный режим для моих рыбок от 20 до 24 градусов.
После проведенных опытов, я пришел к выводу, что аквариум нужно искусственно освещать лампой дневного света. Освещение должно быть умеренным, в достаточном количестве. Также для себя я выяснил, что все время необходимо проверять температуру воды в аквариуме. Только оптимальная температура обеспечивает хорошее самочувствие для рыбок.
В ходе исследования, мне очень интересно было узнать, поддаются ли рыбки тренировки. После проведения эксперимента, я выявил, что для этого нужно всего лишь кормить рыбок в одно и то же время, но прежде стучать по аквариуму каким-нибудь предметом.
Все мои поставленные цели и задачи проекта были достигнуты. В дальнейшем я хочу продолжить свои наблюдения за рыбками и увеличить разнообразие моих питомцев. В будущем я планирую понаблюдать за появлением на свет мальков и за их поведением в первые дни жизни. Хочу понаблюдать, за какое время мальки достигнут размеров взрослых рыб? Ответы на эти вопросы мне еще предстоит узнать.
Литература
Интернет - ресурсы:
Приложение
Мой аквариум
1 опыт. Изучение влияния светового режима
Более освещенное место
Тёмное место
Искусственное освещение лампой дневного света
Муравьиная кухня
Зимний дуб
Петушок из русских сказок
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Твёрдое - мягкое