Актуальность работы состоит в том, современные дети очень рано начинают употреблять алкоголь и курить, не считая это угрозой для здоровья, а ведь вредные привычки особенно активно влияют на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Опыт употребления людьми алкоголя и курение измеряется тысячелетиями, злоупотребление молодёжи этими веществами стало важнейшей проблемой всего лишь в 20 веке, а как с этим эффективно бороться, ни кто не знает по сей день. Мне хотелось напомнить всем взрослым и детям, что вредные привычки являются нашими врагами, разрушающими здоровье и влияющими на будущее потомство.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pobedit_vrednye_privychki_sviridov_maksim.doc | 205 КБ |
МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»,
с. Никольское, Аннинский район, Воронежская область.
IX муниципальная
ученическая научно-практическая конференция
«Юность: творчество, поиск, успех»
Исследовательская работа
«Как победить вредные привычки»
Выполнил:
ученик 8 класса Свиридов Максим.
Руководитель:
учитель географии и информатики 1КК
Свиридова Юлия Александровна.
с. Никольское, 2017 г.
Содержание.
3.Откуда растут ноги у «Вредных привычек» и как они влияют на здоровье?..............................................................................5
3.1.Губительное действие сигареты……………………………………6
3.2.Влияние алкоголя на организм…………………………………….8
4. Как победить вредные привычки……………………………….9
4.1.Как можно раньше начать профилактику……………………….9
4.2.Подавать детям пример правильного поведения……………..10
4.3.Запретить…………………………………………………………...11
4.4.Рассказать всю правду о вредных привычках………………...12
4.5.Предложить альтернативу вредным привычкам…………….........................................................................13
4.6.Запугать…………………………………………………………….14
5.Заключение…………………………………………………………15
6.Приложение………………………………………………………..16
7. Литература………………………………………………………...22
Пьянство и КУРЕНИЕ – добровольное сумасшествие.
СЕНЕКА.
Вот прозорливый был мужик - за две тысячи лет до того, как Европа узнала о табаке, он уже знал, что это вредно!
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие, и морально - нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодёжи.
В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов.
«По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.»[1] И если ко всему этому прибавить вредные привычки, то получится не очень радостная картина. «Проблемы, которыми страдает общество, не обходят стороной и старшеклассников. По данным социологических и медицинских исследований в 1991 году не были выявлены случаи алкоголизма у подростков. В 1997 на каждую тысячу уже приходится 24 алкоголика-подростка.»[1] «В 2016 году алкоголь в РФ ежедневно употребляет каждая пятая девушка старше 13 лет, курит каждая третья»[4].
«Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников»[1]. Но никто из них не дал ни одного рецепта, как это сделать?
Тем не менее, каждый человек хочет быть здоровым, но не каждый понимает, что это во многом зависит от многочисленных факторов. Один из них – вредные привычки. По данным анкеты самыми распространёнными у нас в школе являются курение и спиртные напитки.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что современные дети очень рано начинают употреблять алкоголь и курить, не считая это угрозой для здоровья, а ведь вредные привычки особенно активно влияют на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. У нас в школе среди курящих учеников не оказалось ни одного хорошиста или отличника. Это наглядно подтверждает анализ обученности и качества знаний за 2 четверть 2016-2017 учебного года. В классах, где процент курящих большой показатели успеваемости низкие. (Приложение 2)
Эту проблему изучали очень многие учёные, такие как: Серейский М.Я., Ураков И.Г., Адылов Д.У., Врублевский А.Г., Радченко А.Ф., Иванец Н.Н., Москаленко В.Д., Лисицын Ю.П., Сидоров П.И., Мирошниченко Л.Д., Корсаков С.С., Стрельчук И.В., Ягодинский В.Н., Антонов – Романовский Г.Г.
Несмотря на то, что злоупотребление алкоголем и курение стало важнейшей проблемой всего лишь в 20 веке, опыт употребления людьми этих веществ измеряется тысячелетиями, а как с этим эффективно бороться, ни кто не знает по сей день. Я не буду подробно рассказывать о том, что толкает подростка к дружбе с вредными привычками, а используя данные современной литературы, постараюсь показать, какой вред всё это причиняет здоровью, и что ждёт подростка в будущем, если вредные привычки станут его друзьями.
Состояние здоровья подрастающего поколения, в руках которого будущее нашей страны, актуально, поэтому я решил рассмотреть эти проблемы чтобы помочь взрослым и детям победить «вредные привычки», напомнив, какой вред они приносят, разрушая организм и влияя на будущее потомство.
Цель работы: Выяснить, какие виды профилактики в школе позволяют уберечь подростков от беды, то есть сохранить здоровье.
Выдвигаемая гипотеза звучит следующим образом: уберечь детей от подстерегающих опасностей можно разными путями: рассказать им правду о враге, запретить, ограничить контакты или запугать. Что из этого эффективнее, предстоит выяснить, проведя исследование и добравшись до истины. А это поможет сохранить физическое и психическое здоровье.
Задачи настоящей работы:
Основные методы исследования:
2.Почему люди должны заботиться о здоровье?
Здоровье есть величайшее сокровище,
перед которым всё остальное ничто!
А. Шопенгауэр.
Зачем оно им? …От жизнерадостности, бодрости зависит духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы. Если не заботиться о своём здоровье, долго не проживёшь. А всем хочется жить долго и счастливо.
Факторов, влияющих на физическое здоровье много, это:
3.Откуда растут ноги у «Вредных привычек» и как они влияют на здоровье?
Из всех факторов вредные привычки занимают самое важное место. Поэтому прежде всего необходимо понять, откуда «растут ноги» у этих привычек.
Как правило, пробуют всякую гадость дети очень рано, а употреблять начинают в подростковом возрасте. Оно и понятно, подростки хотят как-то самоутвердиться. Взрослым проще, у них есть для этого другие способы: карьера, семья. Подростки думают, что проще начать употреблять всякую дрянь, чтобы казаться взрослыми и независимыми. Многие начинают употреблять под влиянием сверстников и чтобы избавиться от каких – то комплексов. А ведь в этом возрасте происходит эмоциональное развитие, закладывается фундамент знаний, формируется организм, а мы его губим своими руками.
3.1. Губительное действие сигареты.
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез.
Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли никотина, собака от ½ капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает потому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид — другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах.
Нашим крупным ученым — фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса ‘Кто больше выкурит’ двое ‘победителей’, выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу. В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 — летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовый лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребенку в период роста.
В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тысячи детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.
У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.
Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым. Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.
Эта статистика не обошла и нашу школу. Исследование умственных способностей с помощью теста Векслера показало наличие низких показателей отдельных субътестов у тех, кого победили вредные привычки. Это же подтверждает анализ обученности и качества знаний. В классах где много курящих учеников, низкий уровень обученности и качества знаний. (Приложение 2) Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам — балеринами, певицами и др.)
3.2.Влияние алкоголя на организм.
К вредным привычкам кроме курения, относиться еще более пагубная: потребление алкоголя. К сожалению, в жизни они очень часто сочетаются друг с другом. Так, среди непьющего населения курильщиков 40%, среди злоупотребляющих алкоголем уже 98%.
Алкоголь — яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушается чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов.
Алкоголь поражает, прежде всего, головной мозг, что объясняется способностью спиртов растворять жиры, которыми так богата ткань головного мозга. Установлена прямая зависимость между концентрацией алкоголя в крови и степенью поражения мозга.
Таким образом, вредные привычки и школьник несовместимы. Школьные годы — это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками.
Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам.
Все вокруг только и говорят о борьбе с вредными привычками, но дальше слов дело не заходит. Врага нужно знать в лицо. Поэтому я решил узнать, как с ним эффективно бороться и для этого провёл исследование. С помощью анкеты (Приложение№1) я выяснил:
1. Когда происходит знакомство с этим врагом?
Бесспорным является и тот факт, что у большинства это случается в 8-9 лет. Это еще несформированные организмы, не говоря о только начинающей формироваться личности. Вряд ли кто-то в этом возрасте, может трезво оценить степень того вреда, который эта пагубная привычка может нанести их организму, поэтому и профилактику нужно проводить с раннего возраста. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с сигаретой и алкоголем, начнут пить и курить, тем быстрее привыкнут к ним, и в дальнейшем не смогут от них отказаться. А самое страшное, что первый бокал пива наливают сами родители, заявляя: «Пусть лучше он попробует дома, чем где-то за углом». Первую сигарету берут тоже у курящих родителей, а те и не замечают запаха от любимых чад, потому как сами дымят как паровозы.
4.2.Подавать детям пример правильного поведения.
Большинство опрошенных считают это необходимой мерой. Борьба должна начаться с пересмотра круга своего общения. Как - бы не было тяжело, необходимо обрывать все контакты с теми, кто подвержен вредным привычкам и оказывает на нас влияние. В окружении должны быть люди с правильным позитивным взглядом на жизнь. Всё это хорошо, но человек не может жить изолировано от общества, «человек существо биосоциальное»[3]. А общество с каждым годом меняется и не в лучшую сторону. «Курение и потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что в экономически развитых странах алкоголизмом поражено от 1 до 10% взрослого населения, курит одна треть населения. Это примерно один миллиард человек, из которых 250 миллионов – женщины»[9]. Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление в виде "ударных доз": большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый "северный" тип пития. И пьем мы исторически все больше и больше. Если «в1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 - 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом только стремительный рост, и каждый всплеск рекордный. Официально мы приблизились к мировым "питейным стандартам". А неофициально? Госкомстат СССР в то время проводил секретные исследования на предмет самогоноварения. Самогон, оказывается, давал прибавку еще в размере 5 с лишним литров. Итого 13,2 литра на каждого»[2]. Сегодня эта цифра растёт. «По данным Роспотребнадзора, количество алкоголиков в России превысило отметку в 5 млн. Столь же печальна статистика употребления алкоголя детьми. Социологи утверждают: водку, пиво или «слабоалкоголку» в РФ ежедневно употребляет каждая пятая девушка старше 13 лет»[4]. Вот такое у нас окружение.
Да и родителей мы тоже не выбираем. Не все понимают, что дети копируют их поведение, не всегда пристойное и достойное подражанию. Очень часто взрослые говорят: «Это плохо!», а сами делают, и мы понимаем, как они нас обманывают. Помните, «мы – ваше зеркало!» Так называлось письмо пятнадцатилетней школьницы в интернете. Она писала: «Неужели вы, взрослые дядечки и тётечки, добившиеся успеха в жизни, думаете, что ваши дети другие? Как же! Дети будут курить, пить, пока вы пьёте, пока вы курите, пока вы запрещаете.
Попробуйте объяснить себе, зачем вы пьёте. За компанию, потому что хочется «постоянного праздника», «чувства общности» или «уйти а аут»? Почему же вы не рассказываете о похмелье, о вреде алкоголя, сигарет?
Нас не убедить словами. Потому что покупать «колёса» для нас так же престижно, как для вас – машину, потому что «торчать» - это наш крик, что мы выросли. Что не нуждаемся в вас. Неужели вы ещё не поняли, что мы имеем такое же право на разрушение своего организма, как и вы? Мы снова и снова принимаем это т яд, показывая, что мы становимся вами»[10].
4.3.Запретить.
Возникает вопрос. А что может сделать государство? Может просто запретить?
Только 27 % верят в эффективность запретов. Недаром в народе есть пословица: «Запретный плод сладок». Вспоминая детские годы, любой человек может рассказать о том, что взрослые всегда что – то запрещали, но эти запреты действовали наоборот, вызывая интерес и любопытство.
В нашей стране был и положительный опыт борьбы этим методом в 1914 и 1985 году. Но противоборствующие силы были велики. Один из представителей таких сил, в 1911 году, барон Гинзбург, встревоженный ростом антиалкогольного движения, в своём кругу заявил: «От поставок водки, от промышленного винокурения я получаю больше золота, чем от всех моих золотых приисков» [7]. Предпринимались даже попытки доказать, что употребление «умеренных» доз алкоголя явление нормальное. В 1912 году обратились к академику Павлову с просьбой дать заключение по проекту создания лаборатории для основания безвредности умеренного потребления алкоголя. Ученый ответил отказом. «Четырнадцатого июня 1985 года ЦК КПСС объявил войну пьянству, которая потрясла все основы общества. Бюджет потерял 50 миллиардов не нынешних, а тех еще полновесных рублей, в два раза возросло потребление самогона. Тем не менее, именно к 1987 году возросла средняя продолжительность жизни. Это произошло без уменьшения смертности от отравлений и несчастных случаев. В результате, как бы мы не ругали кампанию по введению «сухого закона», она сберегла жизнь приблизительно 700 тысячам россиян, да и заболеваемость снизилась»[2].
В январе 2013 правительство России приняло постановление об определении мест, где нельзя торговать спиртным. Территории вокруг школ и стадионов объявлены трезвыми зонами. Посчитав, что если алкоголь не будет в шаговой доступности от юного гражданина, то его приобретение фактически снизится. Фактически, но практически ничего не изменится. Есть транспорт, он доставит всё, что угодно. Не надо забывать о том, что если есть потребность, спрос, то обязательно будет предложение. У нас на улице всего 35 домов, из них в 4-х торгуют алкоголем. И не боятся продавать детям.
К сожалению, категорическим запретом не всегда повлияешь на алкоголика и на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем алкоголь и табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить, наверное, еще не возможно, а вот убедить бросить можно, рассказав всю правду о вреде организму.
4.4.Рассказать всю правду о вредных привычках.
Многие ответили да, но на самом деле ничего толком не знали. Примером служит одна история, произошедшая на уроке географического краеведения в 7 классе. Учительница рассказывала нам о причинах демографического кризиса. Она назвала курение женщин причиной рождения больных детей. Одна девочка возразила, сказав, что это всё ерунда, у курящей соседки родился здоровый ребёнок. После этого учитель объяснил, что диагноз «здоровый» может поставить только педиатр, а на первый взгляд ничего не определишь. Тем не менее, все дети у курящих мам страдают хронической гипоксией плода, им не хватает кислорода. А у пьющих родителей дети рождаются отсталые в умственном развитии и уже в младших классах они отличаются от нормальных детей.
Я считаю, что каждый человек должен знать правду о вредных привычках. Употреблять алкоголь и табак приятно, но только на некоторое время и что не всякий, попробовав 1 раз, сможет от этого отказаться. «Алкоголь вызывает приятное, приподнятое настроение, а это побуждает к повторному употреблению спиртного напитка. В первое время при желании и твердости характера еще можно отказаться от вина. В противном случае под влиянием алкогольной интоксикации (да и уговоров друзей) воля ослабевает, и человек уже не может противостоять влечению к алкоголю. Под влиянием алкоголя получают простор инстинкты, ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки и ошибки, в которых раскаиваются всю жизнь». [5]
Не все знают, что пьющие женщины неспособны воспроизводить полноценное потомство. «Рождённые ими дети всегда обнаруживают те или иные отклонения в физическом или психическом развитии» [8]. Не видели коллекции младенцев, родившихся пьяницами – родителями. (Приложение №8) «Двухголовые сросшиеся черепа, глаза вместо ушей. Они похожи на инопланетян, но причины уродства вполне земные. Это пороки, которым предавались матери ...» [6].
4.5.Предложить альтернативу вредным привычкам.
На этот вопрос отвечали не все по понятным причинам.
Оказалось, большинство, ведущих здоровый образ жизни, занимаются спортом, танцами, музыкой или боятся умереть рано. Таким образом, победить вредные привычки помогут увлечения. В нашей школе спорт на первом месте среди других увлечений. У нас очень опытный и грамотный физрук, он настоящий профессионал своего дела. Девяносто процентов наших учеников после уроков посещают спортивные занятия: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис. (Приложение 3,4,5.) Занятия он проводит с разными возрастными группами отдельно и что не маловажно, систематически.
На втором месте по популярности у нас танцы и музыка. Танцуют все: и малыши, и взрослые. Ни один праздник в школе не обходится без танцев. В этом году исполняется 10 лет танцевальному коллективу «Вдохновение». (Приложение 6)
4.6.Запугать.
Любые увлечения не совместимы с вредными привычками. Но больше всего удерживает людей делать глупости страх. Он своего рода иммунитет, способный защитить слабого человека. Самой эффективной тактикой борьбы считаю опережающий удар. Его необходимо нанести в том возрасте, когда дети начинают понимать сказки, то есть в 3-4 года, а затем закрепить в 7-8 лет, когда происходит знакомство с «Зелёным Змеем» и сигаретой. Вспомнил, как в детстве боялись Бабу Ягу, Кощея Бессмертного. Так почему же нельзя было запугать «Зелёным Змеем»? Я уверен, что не стал курить благодаря моей маме. Она говорила нам с братом: будете курить, зубы попадают, волосы выпадут, кожа сморщится и пожелтеет, дети родятся зелёными. Будете пить – умрёте рано, а дети родятся уродами: без глаз, рук, ног. И этот не просто слова, есть факты, говорящие сами за себя. «Ежегодно от заболеваний, вызванных курением, на планете умирает свыше четырёх миллионов человек. По прогнозам ВОЗ в ближайшие 25 лет число смертей увеличится до 10 миллионов в год. А к 2020 году от курения в мире будет погибать больше, чем от СПИДА, туберкулёза, материнской смертности, ДТП, самоубийств вместе взятых. Цифры поистине убийственные[9]. В нашей стране «пьянство становится прямой или косвенной причиной смерти 15 % женщин и трети мужчин. Это примерно 500 тыс. человек в год, что больше всех эпидемий, стихийных бедствий и войн вместе взятых»[4].
Обращаясь к опыту великих людей, узнал, что только страх способен предотвратить встречу со смертельно опасным врагом.
Не пейте вина, не огорчайте сердце табачищем - и все проживете столько, сколько жил Тициан (99лет).
И.А.Павлов.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования о влиянии вредных привычек на здоровье и выяснение методов борьбы с ними, подтвердилась выдвинутая гипотеза: уберечь детей от подстерегающих опасностей можно разными путями: рассказать им правду о враге во всех красках, запретить, ограничить контакты с людьми, подающими плохой пример. Но эффективнее - предложить альтернативу или запугать страхом смерти. Только это поможет сохранить физическое и психическое здоровье.
В результате исследовательской работы сформулированы рекомендации педагогам и родителям для эффективной борьбы с самыми распространёнными вредными привычками – курением и алкоголем:
Помните! Всем нам необходимо вести здоровый образ жизни – т.е. заниматься спортом, туризмом, искусством, много читать, найти себе занятие «по душе». Не следует самоутверждаться в компании сверстников с помощью психоактивных веществ, необходимо вырабатывать в себе характер и иметь чувство собственного достоинства. Жизнь так прекрасна и настолько коротка, что это преступление - сгубить ее в пьяном угаре с сигаретой в зубах.
Если хотите сохранить своё здоровье и жить долго - победите вредные привычки! Спасите общество от сумасшествия!
Приложение№1. Анкета «Отношение школьника к алкоголю» (Ю.Степанова, В.Червина)
1.Пол
Женский Мужской
2. Возраст
12-13 лет 16-17 лет
14-15 лет 18 лет
3. Приходилось ли Вам пробовать напитки, содержащие алкоголь?
Да. Нет.
4. Сколько Вам было лет, когда вы впервые попробовали алкогольный напиток?
6-7 лет 10-11 лет
8-9 лет 12-13 лет и старше
5. Какие ощущения появились у Вас после употребления алкогольных напитков?
Безумная радость, уверенность. Веселье, душевная теплота.
Угнетение. Иное.
6. Какой алкогольный напиток Вы чаще всего употребляете?
Пиво Водка
Вино Коньяк
Самогон. Иное.
7. Как часто Вы употребляете алкоголь?
Раз в неделю
Редко
Каждый день (при удобном случае)
Иное
8. Вошло ли это в привычку?
Да. Нет. Не знаю.
9. При каких обстоятельствах Вы впервые попробовали спиртное?
В семье. В кругу друзей.
В одиночестве. При иных обстоятельствах.
10. Что побуждает Вас к периодическому употреблению алкоголя?
Привычка (не могу обойтись без алкоголя)
Снять стресс (уход от действительности, необходимость ощутить свою значимость, что бы влиться в компанию) Поиск новых ощущений Не задумывался над этим
11. Мешает ли Вам алкоголь добиваться того, что вы хотите в жизни?
Да. Нет. Не знаю.
12. Ваши родители знают, что вы употребляете алкоголь?
Да. Нет. Не знаю.
13. Как они к этому относятся?
Положительно Отрицательно
Нейтрально
14. Как ты считаешь, алкоголь вредит организму?
Да. Нет. Не знаю.
15. Нужно ли бороться с алкоголем?
Да. Нет. Не знаю. Может быть.
16. Как надо бороться с алкоголем?
Профилактика. Запрет Рассказать всю правду. Запугать.
17. Как Вы считаете, будете ли вы продолжать употреблять алкоголь, когда вырастете?
Да. Систематически. Нет.
В результате данного анкетирования мы получили статистические данные, использованные в исследовательской работе. Количество опрошенных - 112 человек.
Приложение №2. Анализ уровня обученности и качества знаний за 2 четверть 2016-2017 учебного года.
Класс | Курят | Не курят | % обученности | % качества | Средний балл |
6 класс | 7% | 93% | 75 | 37 | 3,7 |
7 класс | 0% | 100% | 100 | 64 | 4,3 |
8 класс | 14% | 86% | 71 | 57 | 4,1 |
9 класс | 31% | 69% | 69 | 38 | 3,6 |
11 класс | 0% | 100% | 100 | 70 | 4,8 |
Литература:
Упрямый зяблик
Самый главный и трудный вопрос
Хризантема и Луковица
Кто чем богат, тот тем и делится!
Фотографии кратера Королёва на Марсе