В работе"История развития игрушки в Курской области"рассказывется об игрушках из глины, о деревянных игрушках, о курских мастерах.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа " История развития игрушки в Курской области" | 929.42 КБ |
Презентация | 2.4 МБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ»
Направление работы: История и краеведение
Тема: История развития игрушки в Курской области
Автор: Белоус Маргарита Викторовна
Научный руководитель: Татаренкова Ирина Анатольевна
Место выполнения работы:
МБОУ « Школа № 32 им.прп.Серафима Саровского» г. Курск
2018
Содержание.
| 3 |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 15 |
| 18 |
| 21 |
| 22 |
| 23 |
| 24 |
| 25 |
Введение.
В нашем современном быстроразвивающемся мире человек не стоит на месте. Он растет, развивается, меняются его увлечения, взгляды, ценности. Но есть вещи, интерес к которым не проходит и с возрастом. Я думаю, что к таким вещам относятся игрушки. Ведь взрослые их тоже любят. Сколько в мире коллекционеров кукол, и они далеко не семилетние девочки с бантиками, а сколько солидных мужчин любят после работы погонять «танчики» за компьютером сына. Так в десятку самых продаваемых товаров в мире входят игрушки, а именно кубик Рубика, игра Angry Birds, Марио. У многих игрушка появляется уже в первые дни жизни – погремушка. И с каждым месяцем, годом этих «сокровищ» становится все больше и больше. Актуальность работы обусловлена тем, что игрушки являются неотъемлемой составляющей нашей жизни, они не просто предмет развлечения, они помогают ребенку развивать воображение, память, творческое начало, бытовые навыки, социализируют его.
Цель работы: исследовать историю развития игрушек в Курской области.
Задачи работы:
- ознакомиться с источниками, содержащими информацию о игрушках и их развитии;
- найти фотоматериалы, касающиеся заданной темы;
- провести опрос сверстников на предмет их отношения к игрушкам;
- систематизировать полученные сведения в исследовательской работе.
Методы исследования:
- изучение и обработка источников: печатных изданий, интернет-ресурсов;
- практические методы: посещение музея, фотосъемка интересующих объектов, участие в актуальных мероприятиях;
- анкетирование.
Игрушка как предмет исследования.
Свою работу я начала с опроса друзей и одноклассников, для этого я предложила им ответить на вопросы анкеты (приложение 1).
По результатам моего опроса стало понятно, что дети предпочитают мягкие игрушки, куклы, игры в современных гаджетах, конструкторы Lego. У 50% опрошенных есть куклы, что логично, так как 54% анкетируемых – девочки. И большинство из них изготавливают своим куклам самостоятельно одежду, аксессуары. Лидером среди кукол, как и ожидалось, стала Барби. Все опрошенные заявили, что играют в игры каждый день. Также в ходе опроса я заметила, что лидирующее место все же занимают гаджеты. Кто-то мечтает о новом телефоне, 3D-принтере, приставке, гироскутере. Но были и такие, кто сказал, что у него всего предостаточно (диаграмма приложение 1)
Это было познавательно, но не удовлетворило мой интерес полностью и я продолжила поиски ответов на интересующие меня вопросы. Из различных источников я узнала, что впервые народная кукла стала предметом научного интереса в конце 1870-х годов. Произошло это благодаря деятельности известного московского врача-педиатра Егора Арсеньевича Покровского (1834-1895г), основоположника отечественной этнографии детства (рис. 1)
Рисунок 1. Покровский Е.А.
Им было написано много книг, посвященных воспитанию и уходу за детьми. Среди них есть и книги посвященные играм, такие как « Детские игры в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной», « Игры на развитие ловкости. Коллекция русских детских игр» (рис.2) Мир детства впервые предстал как ценностное явление народной культуры. Его работы читал и правил Лев Николаевич Толстой при изучении опыта воспитания крестьянских детей.
Рисунок 2.
Самой распространённой, самой востребованной игрушкой была и остается, конечно, же кукла. Оказывается, первая кукла на Руси появилась более 1000 лет назад. Мало кто знает, что изготавливали их из золы, которую брали сразу из очагов и смешивали с водой, формируя шарик, и к нему приделывали юбку. Называли такую куклу «Баба» и она передавалась от бабушки к внучке. На Руси куклам не делали лица, так как считалось, что с человеческим лицом кукла получала душу и могла нанести вред ребенку. В старину было плохой приметой прерывать игру детей в куклы, ведь во время игры в доме царила гармония. И долгое время куклы носили все же обрядовый характер, а не игровой. Их использовали как обереги, часто называли «берегини» (фото 1). Небольшие куклы-обереги можно изготовить самостоятельно (фото 2). Интерес к куклам очень огромен, им посвящены различные выставки, презентации. Так, например, в Москве проходит ежегодный бал авторской куклы, на котором представлены восстановленные исторические экспонаты. В нашем городе также проводятся подобные мероприятия.
Фото 1. Кукла-Берегиня. Фото из личного архива.
Фото 2. Самодельные куклы-обереги. Личный архив.
«Взрослые тоже играют в куклы».
Для дальнейшего сбора информации я отправилась в Курский областной краеведческий музей на выставку «Взрослые тоже играют в куклы».
Какое же многообразие замечательных экземпляров представилось мне на выставке. Например, коллекция Оксаны Ефимовой состоит из фарфоровых кукол 18, 19 веков. Эти куклы в свое время были элементами интерьера богатых домов Европы (фото 3).
Фото 3. Коллекция Оксаны Ефимовой. Фото из личного архива.
Наряду с фарфоровыми куклами в декорировании комнат использовали и кукольные домики. Они делались по индивидуальному заказу и в мельчайших подробностях повторяли сценки из жизни. Вскоре такие «инсталляции» стали заказывать и для игры детям. При этом размер домика был прямо пропорционален финансовым возможностям заказчика (рис. 3).
Рисунок 3. Кукольный домик [7]
Некоторые куклы меня поразили, я даже не догадывалась, что из таких простых подручных материалов, как солома, дерево, текстиль можно сделать такие красивые игрушки (фото 4, 5, 6)
Фото 4. Куклы из соломы. Фото из личного архива.
Фото 5. Игрушки из дерева. Фото из личного архива.
Фото 6. Текстильные куклы. Фото из личного архива.
Самой старинной игрушкой на выставке была перчаточная кукла 16 века театра Шекспира (фото 7).
Фото 7. Перчаточная кукла. Фото из личного архива
А коллекция Барби, представленная курянкой Натальей Поляковой, заставит задержаться у витрины любую девочку. Такого разнообразия не увидишь в магазине, здесь куклы 80-х, 90-х, 2000-х годов (фото 8).
Фото 8. Коллекция Барби. Фото из личного архива.
А есть куклы, которых вообще не встретишь в обычном детском магазине, как, например, изделия из глины народного мастера России Юрия Спесивцева (фото 9, 10) и кожлянская игрушка Ольги Дериглазовой.
Фото 9. Коллекция Юрия Спесивцева. Фото из личного архива.
Фото 10. Народный мастер России Юрий Спесивцев. Фото из личного архива.
Изделия из глины народного мастера России Юрия Спесивцева.
Юрий Степанович народный мастер России (1988), член Союза художников РФ (2002), международной ассоциации изобразительных искусств (2002) родился и живет в старинном городке Суджа. Этот небольшой город Курской области издавна славился гончарами. По рассказам местных жителей - это ремесло возникло еще в 17 веке в слободе Гончарная Гора (ныне с.Гончаровка), в то время Суджа была слободой Сумского слободского казачьего полка. В те времена мастера строго придерживались обычаев и традиций, передававшихся из поколения в поколение. Свадьба гончаров сопровождалась обрядами, связанными с гончарным ремеслом: жених дарил к свадьбе своей невесте глиняную куклу. Этот обычай сохранялся в слободе до 1930-1940 гг. Порядок изготовления гончарных изделий был строго определен. В осенний и зимний период изготавливали в основном сосуды, а в весенний и летний – печные изразцы и кирпичи (фото 11).
Фото 11. Изразцы. Фото предоставлено объединением «Слободские мастера».
Глиняные игрушки в основном лепились к праздникам. Так к празднику Сорока мучеников Севастийских изготавливались глиняные сороки, голуби. В этот день они продавались около храмов вместе с сороками из теста. Юрий Степанович Спесивцев тоже потомственный гончар. Он начинал свою деятельность в цеху Суджанского кирпичного завода. Сейчас народный мастер и его изделия известны не только на его малой родине. Работы гончара выставлялись в Японии, США, Польше, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии. В 2003 году энциклопедия «Лучшие люди России» отмечает имя Юрия Спесивцева как одного из подвижников Курской земли. В 2010 году Юрий Спесивцев был удостоен Премии Правительства РФ «Душа России» и Премии Центрального Федерального округа.
Игрушки Спесивцева отличаются оригинальностью, например, солонки-перевертыши. Смотришь – кошка, наклонил – лошадь. В последнее время Юрий Степанович уделяет больше внимания изготовлению всевозможных сосудов (кувшины, вазы, кружки). И сосуды эти не простые, вот что сам мастер рассказывает о них в своем интервью: «Например, чашки со сквозными отверстиями. Нужно еще понять, как из нее пить, чтобы не облиться. Может, благодаря этим поделкам и появилась фраза «По усам текло, а в рот не попало». Весь секрет в том, что нужно закрыть определенные дырочки, тогда останешься сухим»[4]
Известно, что в технологии изготовления тоже имеется особенность, о которой Юрий Степанович охотно делится: «Здесь интересно то, что обжиг без доступа воздуха мы применяем. Как правильно это делается в горнах небольших. У меня такой горн на огороде находится»[5]. Коллекционеры целенаправленно покупают поделки Спесивцева. Так, на одной из его выставок в Москве гончарные работы вызвали неподдельный интерес немцев, американцев, французов. Но больше всего сосудами и оригинальными игрушками заинтересовались японцы. «Это были профессор и несколько аспирантов, – вспоминает Спесивцев - Жители Страны восходящего солнца забрали самое лучшее. Это нация, которая очень тонко чувствует керамику»[4].
В Судже мастерами создана группа «Суджанский гончарный цех», при котором Спесивцев выбран цехмейстером. Так же в Суджанском музыкальном училище было открыто отделение прикладного искусства, где мастер преподает Основы исполнительского мастерства и возглавляет отделение "Художественная керамика". А в Замостянской средней общеобразовательной школе создана молодежная артель резчиков и гончаров «Слободские мастера». Юрий Степанович старается сохранить старинные гончарные традиции Суджанского керамического промысла и передать свое мастерство подрастающему поколению. В гончарную студию при колледже и молодежную артель ходят заниматься юные суджане (фото 12).
Фото 12. Юрий Степанович с учениками. Фото предоставлено объединением «Слободские мастера».
Вот уже несколько лет под руководством мастера обучаются ремеслу сестры Оля и Наташа Скибины. Мне удалось пообщаться с ними и вот, что рассказывают девочки: «На занятиях мы используем специально подготовленную глину, которую добывают в соседнем селе Гуево. Сначала мы ее разминаем, но нужно смотреть, могут попасться маленькие камушки, веточки. Их нужно убрать. Когда размяли, начинаем лепить. Потом ставим в холодное темное место. А потом уже и обжиг». Из множества изделий Оле нравятся сосуд «Бык» и ваза-кувшин в виде петуха, куда на праздник Троицы ставят зеленые веточки. Такой сосуд стал визитной карточкой Суджанской народной керамики. Его еще называют «Троицкий петух». Сам сосуд делают на гончарном круге, а детали ручка, голова, крылья долепливают методом ручной лепки (фото 13).
Фото 13. Сосуд «Петух». Фото предоставлено объединением «Слободские мастера».
А история возникновения сосуда «Бык» берет начало от местных легенд, бытовавших в Суджанском уезде. В те далекие времена верили, что в реке Псел жило животное с головой быка и хвостом рыбы, которое защищало домашних животных от волков и других лесных зверей, а пастухов за их нерадивость наказывало (фото 14).
Фото 14. Сосуд «Бык». Фото предоставлено объединением «Слободские мастера».
А Наташа любит лепить птичек. «Их совсем не трудно делать. Слепили шарик, потом блинчик раскатали. Из него – трубочку. С одного края - голову, с другого – хвостик - минут 15» - делится девочка. «Свистульки сложнее. Нужно уметь правильно отверстие сделать, чтоб свистела» - добавляет Оля. А еще Скибина Оля участвует в мастер-классах, организованных подопечными Юрия Степановича. Вот, что говорит собеседница: «Мы часто проводим мастер-классы, например, летом в лагере для детей. Меня приглашают. Мы показываем как делать, лепим вместе с ребятами. Потом они ставят свои поделки в тумбочки дней на пять и так они застывают без обжига. Еще у нас проводится праздник «Заиграй моя игрушечка»» (фото 15).
Фото 15. «Заиграй моя игрушечка». Фото предоставлено объединением «Слободские мастера».
Также среди учеников народного мастера Кучеров Алексей Владимирович (Награжден Дипломами Союза художников России, Российского Государственного Дома Народного Творчества), Глуховцова (Пимонова) Юлия Александровна (в ее активе персональная выставка в Судже «Дыхание Земли Суджанской», медаль Межрегиональной Курской Коренной Ярмарки), Дорошенко Сергей Анатольевич, который по своему рождению является потомственным гончаром, его дед Спесивцев Степан Савельевич и дядя Спесивцев Юрий Степанович. Суджане гордятся своими талантливыми земляками и по возможности прославляют их. Так недавно один из местных жителей ездил на передачу «Поле Чудес» и в качестве подарка Леониду Якубовичу преподнес глиняные изделия.
Кожлянские игрушки.
Не менее известны и другие глиняные игрушки родом из Курской области, а именно из д. Кожля (рис. 4).
Рисунок 4. Деревня Кожля [6].
Отсюда и название кожлянская игрушка. Мне стало интересно узнать, что же это за населенный пункт. Известно, что до начала строительства Курской атомной станции и города Курчатова, Кожля была достаточно крупным селом и принадлежала Льговскому району. Сейчас село, которое находится в 12 км от Лукашёвки, настолько мало, что его даже не обозначают на карте Курской области.
Что же из себя представляет знаменитая игрушка? Прежде всего это свистулька, которую лепили из Дроняевской синей глины, такая глина после обжига становится розового или телесного цвета. Кожлянские игрушки расписывали фиолетовым, желтым, красным, зеленым цветами, нанося узоры с помощью гусиного перышка. Еще одной особенностью данной игрушки было то, что ее делали цельной, без отдельно изготовленных деталей и «налепленных» на нее. Эти необычные игрушки представлены не только свистульками, есть среди них и барыни и всадники на лошадях. Именно такие игрушки мне удалось увидеть на выставке в музее (фото 16).
Фото 16. Кожлянские игрушки. Фото из личного архива.
Изготовление глиняной игрушки было подсобным занятием населения. Осенью, когда заканчивались сельхозработы, в селе начинали лепить, а весной с помощью свистулек прогоняли зиму.
Увидеть и узнать о таких игрушках сегодня, мы можем благодаря мастерам Валентине Венедиктовне Ковкиной (рис. 5), Ольге Ивановне Дериглазовой (фото 17) и Ульяне Ивановне Ковкиной. Начав лепить детьми, научившись ремеслу у своих матерей, они лепили всю жизнь, а дожили они до 90 лет. В Великую Отечественную войну они продавали игрушки или меняли на продукты. Самой знаменитой из трех мастериц стала Валентина Ковкина. В 1976 году была устроена первая выставка художницы в Москве. С тех пор в разных городах Европы, Канады, Японии и России побывали игрушки трех курских бабушек – и все они стали заслуженными мастерами, членами союза художников России. А Валентина Ковкина в 2002 году получила звание лауреата Госпремии в номинации «Душа России». Некоторые искусствоведы называют ее «русским Ван-Гогом»[6].
Рисунок 5. Валентина Венедиктовна Ковкина [6].
Фото 17. Народный мастер России Ольга Дериглазова. Фото из личного архива.
Народные художественные промыслы Курской области.
В процессе работы я узнала, что в нашем городе находится Комбинат по производству художественной росписи по дереву, который был открыт в 1972 году. В феврале 1994 года фабрика стала работать в статусе «Предприятия народных художественных промыслов», а с января 2005 года комбинат вошел в состав Юго-Западного государственного университета. Первоначально на комбинате работали художники хохломской росписи из Нижегородской области и все изделия были точной копией изделий хохломской фабрики. Позднее мастера решили обратиться к истокам народного промысла нашего края. Так, образы петушков, птичек, барышень и яркая цветовая гамма кожлянской игрушки, затейливы узоры народного костюма Курской губернии нашли отражение в изделиях фабрики. На производстве есть свои секреты: из влажной древесины липы, осины вытачивают токарные изделия и сушат в сушильных камерах 6 месяце. И только после этого приступают к дальнейшим этапам изготовления. Сейчас комбинат имеет патенты на свои изделия с 1994года и является единственным действующим на территории Курской области предприятием народных художественных промыслов. Ассортимент фабрики насчитывает на данный момент свыше 500 наименований, среди них и сувенирная продукция, и расписные самовары, и посуда, и детские игрушки. Продукция фабрики входит в программу "100 лучших товаров России" (рис. 6).
Рисунок 6. Игрушки «Предприятия народных художественных промыслов» [8].
Но, оказывается, деревянные игрушки производят не только на Предприятии народных художественных промыслов. Мало кто знает, что в 2013 году в Курской области основана фабрика деревянных игрушек «Дворики». Производство располагается в Октябрьском районе в деревне Верхние постоялые дворы, в простонародье известной как «Дворики». Видимо отсюда и название фабрики. Здесь изготавливают развивающие игрушки из натурального дерева (рис. 7)
Рисунок 7. Деревянный домик с мебелью [10].
Очень часто на различных выставках, ярмарках можно увидеть куклы в народных костюмах. Так, например, в Суджанском районе делают куклы в народных костюмах села Плехово (фото 18)
Фото 18. Фото из личного архива.
Как я уже упоминала, в старину куклы носили обрядовое назначение и не использовались для игры, но и в наши дни многие использую куклы-обереги. Такие куколки изготавливает курянка Ирина Дементьева (рис.8). Еще ее бабушка говорила, что если вложить в куклу душу, то она принесет счастье, а если пришить пуговицу, то будет здоровье. За основу такой куклы берется мешочек с гречкой, эта крупа как символ достатка. Еще в мешочек можно положить монетку. Кукла украшается кружевами, бантиками. В зависимости от своего назначения, мастер декорирует куклу либо жабой (для финансовой удачи), либо каштанами и желудями, как символ здоровья. Такие куколки - «крупенички» использовали еще наши предки. Их еще называли «Горошинка», «Зернушка». Такие обереги были в каждой семье для достатка и хорошего урожая. Делали куклу осенью, наполняя зерном из нового урожая и хранили под иконами. Весной, когда начиналась посевная, первые зерна брали из Крупенички. Когда год был неурожайным, во избежание голода из куклы брали немного зерна и варили кашу. И если Крупеничка оказывалась худой, было понятно, что семья бедствует.
Рисунок 8. Кукла Ирины Дементьевой, коллекция «Утренняя дымка»
Наиболее выдающиеся представители народного художественного промысла Курской области представлены в таблице (приложение 2)
Праздник кукол.
Игрушки, куклы прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня они используются не только для игр или как элемент декора, они с детства знакомят человека с искусством. Мультфильмы, кукольные театры с малых лет прививают любовь к прекрасному. Несомненно, куклы заслуживают трепетного отношения и особого внимания. Может быть, поэтому у кукол есть собственный праздник. Идея отмечать праздник кукол появилась у одного взрослого мужчины. А случилось это в 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге. Известный деятель кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана вынес предложение отмечать во всем мире Международный день кукольника, или Международный день театра кукол [9]. Но тогда не удалось решить этот вопрос. И только лишь в 2003 году деятелям кукольных театров удалось договориться. И теперь 21 марта во всем мире празднуется Международный день кукольника. А в 2016 году кукольным театром Карелии в честь данного праздника была предложена акция «Кукла в каждом окне», которую поддержали во многих регионах России. Для участия в акции нужно украсить подоконник куклами. Курский государственный театр кукол также проводит данное мероприятие. В этом году я тоже приняла участие в этой акции (фото 19).
Фото 19. Акция «Кукла в каждом окне». Фото из личного архива.
Заключение.
Сегодня магазины предлагают огромный ассортимент современных игрушек и кукол. Это стандартные фабричные изделия, за которыми нет истории, души, любви, вложенной создателем. А ведь создание игрушки - это целое искусство, это маленькая жизнь, которую проживают мастер и его кукла. Каждая кукла как отражение своей эпохи, самобытна, прекрасна по-своему. Ценность изучения истории игрушек неоспорима Экспонаты в музеях, выставки изделий народного промысла, кукол, печатные издания, все это позволяет сохранять и передавать поколениям историю жизни наших предков. Я надеюсь, что моя работа внесет вклад в сохранение памяти наших традиций и нашей истории. И будет интересна для ознакомления как младшим школьникам, так и более старшим.
Приложение 1
Анкета
Приложение 2
Народные художественные промыслы Курской области
Название изделия | Местонахождение |
Художественная роспись по дереву: сувенирная продукция, расписные самовары, посуда и детские игрушки. | г.Курск, учебно-производственный комбинат Юго-Западного Государственного Университета |
Игрушки из натурального дерева | Фабрика деревянных игрушек «Дворики» Октябрьский район. |
Куклы в народных костюмах | Село Плехово, Суджанский район |
Кожлянские игрушки | Село Кожля(деревня) Курчатовский район |
Изделия из глины народного мастера России Юрия Спесивцева | г. Суджа |
Список используемой литературы.
Слайд 1
История развития игрушки в Курской области Подготовила: Белоус Маргарита Викторовна, ученица 4А класса, МБОУ «Школа №32 им.прп . Серафима Саровского » г.Курска Руководитель работы: Татаренкова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа № 32 им.прп . Серафима Саровского » г.КурскаСлайд 2
Цель работы: исследовать историю развития игрушек в Курской области. Задачи работы: - ознакомиться с источниками, содержащими информацию о игрушках и их развитии; - найти фотоматериалы, касающиеся заданной темы; - провести опрос сверстников на предмет их отношения к игрушкам; - систематизировать полученные сведения в исследовательской работе. Методы исследования: - изучение и обработка источников: печатных изданий, интернет-ресурсов ; - практические методы: посещение музея, фотосъемка интересующих объектов, участие в актуальных мероприятиях; - анкетирование.
Слайд 4
Куклы – « берегини »
Слайд 5
Изделия из глины народного мастера России Юрия Спесивцева
Слайд 6
Ю.С. Спесивцев –народный мастер России, член Союза художников РФ, удостоен Премии Правительства РФ «Душа России», Премии Центрального Федерального округа.
Слайд 7
Основные сюжеты, которые составляют традиционный набор суджанской глиняной игрушки
Слайд 8
Юрий Степанович Спесивцев с учениками
Слайд 9
Деревня Кожля . Кожлянская игрушка
Слайд 10
К овкина В.В. Дериглазова О.И.
Слайд 12
Выставочный зал «Курские промыслы и ремёсла»
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Проказы старухи-зимы
Лавовая лампа
Весенняя гроза
Карандаши в пакете