В работе изложена информация о некоторых захоронениях на территории бывшей церкви села Андросовка.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_1.doc | 96.5 КБ |
Окружные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения
Исследовательская работа
Захоронения на территории
бывшей Андросовской церкви
Выполнила:
Коркина Ярослава Алексеевна,
учащаяся 7 класса
ГБОУ СОШ с. Андросовка
м.р. Красноармейский
Научный руководитель:
Неверова Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Андросовка
м.р. Красноармейский
2019
Оглавление
1. Проблема.
2. Цель исследования.
3. Задачи исследования.
4. Объект исследования.
5. Предмет исследования.
6. Гипотеза.
7. Методы исследования.
1. История захоронений на Руси и в России.
2. Васюхин Пётр Назарович.
3. Антонов Павел Васильевич.
III. Заключение………………………………………………………….10 стр.
IV. Используемая литература………………………………………….11 стр.
Родина каждого человека начинается с села, с улицы и с дома, в котором он живёт. И знание истории и культуры своей малой Родины поможет нам рассказывать нашим сверстникам, потомкам о людях, о традициях, о ее самых интересных страницах истории. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина».
Ученики, учителя нашей школы, Совет ветеранов провели огромную работу по восстановлению многих фактов и событий, связанных с историей нашей родной Андросовки. Я также решила не оставаться в стороне, так как с недавних пор стала жительницей села.
Проблема.
Я слышала, что на территории бывшей церкви в селе Андросовка (ныне на этом месте стоит Дом культуры) есть захоронения, но мне об этом ничего не известно.
Цель: собрать информацию о захоронениях в селе Андросовка на территории бывшей церкви.
Задачи:
- ознакомиться с информацией о возникновении традиций по захоронению людей;
- изучить информацию о церкви в селе Андросовка;
- провести анкетирование среди местных жителей по выявлению имеющейся у них информации о захоронениях в селе Андросовка на территории бывшей церкви;
- проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы, указанные в анкетах;
- расширить знания жителей села об истории малой родины.
Гипотеза исследования: Могу предположить, что знания о людях, прославивших мою малую родину, могут качественно повысить уровень патриотизма, положительно повлиять на формирование личности.
История жизни наших земляков может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.
Объект исследования: захоронения на территории бывшей церкви в селе Андросовка.
Предмет исследования: информация, полученная во время встреч и бесед с анкетируемыми, статьи сайтов Интернета; архивы газеты «Рассвет», материалы книги доктора сельскохозяйственных наук Вьюшкова А. А. «Становление и развитие крестьянства Андросовской (Воздвиженской) волости Самарской губернии (1797-1939 гг.)»
Методы исследования:
- анкетирование;
- анализ источников информации;
- личная беседа;
- работа с архивными материалами;
- обработка полученных результатов.
В начале своего исследования я провела анкетирование среди жителей Андросовки в возрасте от 11 до 80 лет по выявлению их отношения к теме моей работы и имеющейся у них информации. Я выяснила, что 100 % респондентов (16 человек) согласны с тем, что человек должен знать историю своей малой родины. Слышали о захоронениях на месте бывшей Андросовской церкви, но не знают, кто именно захоронен, 13 человек (81 %). Все анкетируемые хотят подробно узнать о них, и только 1 человек (6 %) смог подсказать мне, где можно найти информацию о захоронениях.
Затем, изучив информацию о захоронениях на Руси и в России, я узнала, что ещё с незапамятных времен могилы предков были для русских людей настоящей святыней. Даже договоры между князьями на Руси изначально заключались на могилах их отцов. Перед каждым походом или перед значимой битвой воины приходили поклоняться праху своих предков.
На Руси усопших было принято хоронить на погостах, недалеко от монастырей и территории церквей. Исследователи отмечают, что в 17 веке ритуальные услуги в Москве активно развивались, уже было более трёхсот кладбищ, тогда как сама история захоронения в столице и ритуальные услуги в Москве начались в 12 веке с Кремля, рядом с которым и находились самые первые старинные кладбища. В первой половине 15 века Иван Калита начал строительство каменных храмов (Успенский собор, церковь Иоанна Лествичника, Архангельский собор и др.), рядом с которыми и хоронили князей. Чуть позже прямо на территории Кремля была основана усыпальница государей. К самым древним захоронениям на московской земле можно отнести кладбища Даниловского монастыря.
В 1657 году отец Петра I царь Алексей Михайлович своим указом запретил захоронение у церквей и монастырей на территории Кремля, а кладбища начали организовывать уже на городских окраинах. Виной тому послужила большая моровая язва. Началась новая страница в истории ритуальных услуг в Москве. В 1658 году недалеко от Марьиной рощи было открыто самое первое городское Лазаревское кладбище.
В 1710 году в Петербурге было учреждено первое в России городское кладбище за Выборгской стороной, за пределами города. В связи с переполнением кладбищ при церквах и монастырях в октябре 1723 года Пётр I издал указ, запрещавший захоронения внутри города всех лиц, кроме знатных персон.
В связи с эпидемией чумы в Москве Сенат указом от 1 ноября 1771 года запретил всем городам захоронения при церквах и монастырях и потребовал создавать кладбища за городской чертой. Постепенно городские кладбища стали получать архитектурно-планировочную организацию.
Можно сказать, что русское законодательство о кладбищах стало действовать со времени Екатерины II. Изложено оно было во врачебном уставе. Погребения при церквах запрещались и допускались лишь в виде исключения для некоторых старинных монастырей, находящихся в черте города. А в конце XIX - начале XX веков это дозволялось лишь в виде исключения, с разрешения архиерея, для храмосдателей и других лиц, оказавших церкви особые услуги.
В книге Вьюшкова А.А. доктора сельскохозяйственных наук, уроженца села Андросовка, я нашла информацию о Васюхине Петре Назаровиче, род которого берёт своё начало на Самарской земле от Васюхина Назара Филипповича, переселившегося из Моршанского уезда Тамбовской губернии во вновь основанную деревню Утевку, переименованную в Андросовку. Крестьяне рода первоначально числились в подданных князей Голицыных, а после приобретения Департаментом уделов земли по реке Чагра, перешли в разряд удельных крестьян. В 1840 году Назар Филиппович купил в собственность 62 десятины 1600 сажен земли у сенатского регистратора Полеводина П.Т.
До покупки он пользовался надельной землей в Андросовской общине. У Назара в семье было два сына: Иван и Петр. Купленную землю Назар Филиппович разделил между сыновьями поровну: Ивану – 31 десятину 800 сажен и Петру – 31 десятину 800 сажен. Что касается Ивана, то он, купив 62 десятины 1600 сажен у Вьюшкова Сазона и землю, которую получил по наследству, передал сыновьям: Петру, Павлу, Ивану, Сергею и Михаилу. Иван, Павел, и Сергей не захотели использовать эту землю наездом из-за большого расстояния (11 км) и продали её своим братьям Петру и Михаилу, а сами довольствовались надельной землей в общине.
Наиболее активным и предприимчивым в семье Назара Филипповича оказался сын Петр (Род. в 1832 году). От отца по наследству получил 31 десятину 800 сажен земли в участке Полеводина и использовал приходящийся ему надел в общине. Этого оказалось недостаточно, и он купил у брата Ивана еще 31 десятину 800 сажен. Таким образом, по акту 1889 года за ним числилось 62 десятины 1600 сажен земли частной собственности в участке Полеводина.
Но и этого ему оказалось мало. Восточнее участка Полеводина были неиспользуемые казенные земли по реке Чагре, граничащие с северо-востока с монастырскими, с юга - с землями помещицы Е.А. Гинч, на западе - землями Удельного ведомства. Петр вошёл в сговор с урядником и старостой села Александровки (Ново-Столыпино) Колокольцовской волости, которые разрешили ему пользоваться частью казённых земель. Петр нанял крестьян сел и деревень Волчанки, Колокольцовки, Хомяковки, Павловки с лошадьми и волами, организовал 40 упряжек с плугами, цабанами и распахал солидный участок земли. Весной с помощью этих же крестьян засеял пшеницей, собрал урожай и зерно продал Самарским купцам. Выручив большие деньги, распаханные земли бросил и больше не засевал. Разбогатев на этом «бизнесе», Петр выделил определенную сумму денег на строительство предела Крестовоздвиженской церкви.
Став состоятельным, в экономическом положении хозяином, Петр Назарович приобрел выездного вороного жеребца и тарантас. Часто посещал Екатериновку, где были две пристани (хлебная и лесная), мельница Малюшкина, скотобойни, питейные заведения и другие промыслы. Умер Петр Назарович в селе Андросовка и по распоряжению духовной консистории Самарской епархии похоронен у церкви, что в центре села.
К сожалению, дата смерти Васюхина П.Н. не известна. По моим исследованиям, деньги, которые пожертвовал Пётр Назарович, предназначались на строительство Крестовоздвиженской церкви, выстроенной в 1867 году.
Знакомясь с материалами газеты «Рассвет», я нашла статью Рединой Александры Григорьевны о её дедушке Антонове Павле Васильевиче. Вот, что она пишет: «В 1857 году прихожанами построена деревянная церковь с колокольней и каменной оградой: Престол во имя Животворящего Креста Господня, причт состоит из священника, дьякона и псаломщика. Жалованья они не получали, жили за счёт прихожан. Деревянные дома для причта принадлежали обществу. Метрические книги велись с 1826 года. При церкви - библиотека.
Крестовоздвиженская церковь сгорела. ( В самом конце XIX века. - Прим. автора). Сгорела от того, что дьячок после служения неаккуратно повесил кадило, уголёк выпал, попал под пол. Пожар начался изнутри, из-под пола. Пожар был настолько страшен, горела целая церковь. Купола и церковная крыша были покрыты жестью. И вот ветер эту раскаленную жесть разносил по селу. Ветер дул в сторону улиц Грязнуха, Луга, которые были довольно далеко от церкви. И этот конец села тоже весь выгорел. Только концы с подветренной стороны сохранились. Село страшно пострадало. Это было ещё до революции.
Церковь восстанавливалась на средства людей, на жертвования жителей. Были кто побогаче, кто победнее, но жертвовали все. Собрали деньги и Антонова Павла Васильевича послали заготовлять лес на церковь в Нижегородскую губернию. И он бросил семью, оставил троих детей, жену, хозяйство, какое у него было. У него были две дочери и сын. Там он нанял лесорубов, изготовленный лес подвезли к пристани. Ждали весну. Весной вода в реке поднялась. Дед нанял плотогонов. Лес связали в плоты, и он гнал их по Волге. Ближайшая к Андросовке пристань была в Екатериновке. Когда пригнали плоты в Екатериновку, местная власть наложила на каждого жителя тягло в зависимости от того, у кого сколько было лошадей, чтобы привезти лес в Андросовку. Волоком все брёвна были доставлены в село. А потом из них была построена новая церковь на месте сгоревшей. (В 1907 году. - Прим. автора). Вот за то, что он такое дело сделал, ему дали звание почётного жителя села Андросовка и после смерти похоронили в церковной ограде. Ныне на месте церкви стоит клуб, под который была перестроена церковь. Но клуб состоит из тех самых брёвен.
Население большое было. Много было торгашей, богатых людей.
Антонов Павел Васильевич вообще был человек оригинальный. Вместе с зажиточными жителями села совершал паломничество в Иерусалим, где посмотрел, как божья благодать сходит на людей. Имеется в виду нисхождение благодатного огня в храме Гроба Господня. Купался в Мёртвом море, испытал на себе, что это такое. Ну и купался в реке Иордан, потому что когда из Мёртвого моря выйдешь, соль покрывает тело, после чего и окунулся в Иордане. Паломниками поехали туда богатые, а он из бедной семьи. Туда ему средств на дорогу хватило, а назад ехать не на что. И вот богатые просто там жили, дожидаясь Пасхи. Выехали специально заранее, места в Иерусалиме сторожили, потому что потом не попадёшь в храм. И вот они сторожили места, чтобы потом на них встать, а дедушка батрачил, нанимался на работу, чтобы заработать средства на обратный путь. Его взяли с собой, потому что он был развитее их, он был у паломников, как путеводитель. А вот деньгами с ним не поделились, он заработал сам на обратный путь.
Эта церковь прослужила до 1937 года.
Изучая «Клировые ведомости», предоставленные мне одним из анкетируемых, я пыталась установить имена и других захоронённых в ограде церкви, но, к сожалению, ничего не обнаружила.
III. Заключение.
В итоге изучения и анализа информации я раскрыла новые неизвестные факты в истории села для её жителей, постаралась отразить историю малой родины, формируя уважение к памяти предков. С результатами своей исследовательской работы я планирую поделиться с жителями и гостями Андросовки на праздновании Дня села, который ежегодно проводится в июне.
В дальнейшем, я планирую продолжить работу по поиску информации о захоронениях на территории бывшей Андросовской церкви. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть, над чем работать.
IV. Используемая литература:
1. Рустрана.рф 22089/K-istorii-kladbishch-v-Rossii
2. История развития ритуала
m-ritual.ru›istoriya_razvitiya_rituala
3. Вьюшков А.А. «Становление и развитие крестьянства Андросовской (Воздвиженской) волости Самарской губернии (1797-1939 гг.)»
4. Школьная газета «Рассвет» № 2 февраль 2008 года.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Два плуга
Сочини стихи, Машина
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Мальчик и колокольчики ландышей