Этапы развития местного самоуправления
Вложение | Размер |
---|---|
npk_po_teme_stanovlenie_mestnoe_samoupravleniya.docx | 37.31 КБ |
БОУ СОШ №71 г.Омска
Научно-практическая конференция
Секция: Общеобразовательные дисциплины
Тема : Становление местное самоуправления
в Омске до начала XX века.
Выполнил: Мазнев Максим
ученик 11А класса
Руководитель:Грибова Анна Николаевна
Преподаватель истории
Омск 2016
Введение……………………………………………………………………..3
Ведение
Актуальность. Местное самоуправление имеет в России давнюю историю. Но на протяжении веков его роль в развитии государства была неоднородной, в каких-то частях государства даже мало заметной. В данном исследовании я попытаюсь рассмотреть становление роль местного самоуправления в жизни города Омска до начала XX века. Актуальность выражена тем, что еще 20 лет назад понятие «местное самоуправление» для большинства было полной загадкой. Значимость изучения местного самоуправления состоит в том что знания которое мы добудем, какими полномочиями обладали органы, на сколько они были эффективны,могут помочь в деятельности сегодняшних местных органов власти:. В данном исследовании я попытаюсь рассмотреть становление роль местного самоуправления в жизни города Омска до начала XX века.
Объектом изучения является деятельность органов местного самоуправления в их общественном развитии и правовом регулировании.
Цель исследования заключается в анализе исторических корней образования местного самоуправления в городе Омске и на этой основе выявить дальнейшие пути деятельности по изучению местного самоуправления.
Задачи:
В работе занимают следующие методы исследования:
В качестве первоосновы местного самоуправления выступала община, сопутствующая жизнь населения уже с начала первого тысячелетия. Община выносила обсуждение значительных вопросов своей жизни на общее собрание (вече), которое стало своеобразной формой проявления ряда средневековых республик (Новгород, Псков). Если учесть, что данная форма проявления просуществовала до момента ее насильственного уничтожения в ХVI в., то можно сказать, что Россия имеет богатые традиции самоуправления. Впоследствии община в значительной степени утратила возможность влиять на принятие , затрагивающих ее интересы, решений, превратившись в орган, ответственный за исполнение коллективных повинностей по отношению к государству, церкви, дворянству. Этапом возрождения первичных ячеек самоуправления можно считать отмену крепостного права и начала земских реформ в России в конце XIX в. Создание земских структур происходило по сути, путем наделения их частью полномочий, принадлежащих до того государственным органам. Поэтому являясь формально самостоятельными, самоуправленческие структуры во многом зависели от государственных органов.
Не получило своего развития местное самоуправление и после 1917 г., когда идея самоуправления, казалось бы, нашла сове отражение в Советах, которые создавались от мелкого поселения и до высшего государственного уровня. Но полномочия Советов были чисто формальными, сильно ограниченными и осуществлялись при тотальном контроле партии и государства.
Этапом возрождения местного самоуправления, способного к самостоятельному решению стоящих перед ним задач, можно считать принятие в 1991г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», определившего структуру органов местного самоуправления, наделившего их собственной компетенцией.
Проблема местного самоуправления, как самостоятельного института гражданского общества, в полной мере стала разрабатываться после принятия Конституции Российской Федерации 1993г. и Закона Российской Федерации 1995г «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».[1]
Впервые были закреплены основополагающие фундаментальные начала организации деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно- правовой структуре российского общества.
Прежде всего это относится к местному самоуправлению как одной из форм осуществления народовластия, к признанию и гарантированности местного самоуправления от системы органов государственной власти, самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, к определению форм местного самоуправления, обязанному учету исторических и иных местных традиций, государственным гарантиям и судебной защите местного самоуправления.
Эти конституционные положения находят развитие и конкретизацию в российском законодательстве. Законодательное регулирование вопросов местного самоуправления подразделяется на три уровня. Это- законодательство федеральное, региональное законодательство субъектов Российской Федерации, муниципальное (нормативные правовые акты местного самоуправления).
Базовым исходным для построения системы местного самоуправления в
нашей стране является Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154 —
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
Российской Федерации»:
Наиболее типичными нарушениями в региональном законодательстве являются:
Основы местного самоуправления в конкретном регионе устанавливаются конституциями республик, уставами других субъектов. Практически во всех субъектах приняты законы о местном самоуправлении, в которых устанавливаются общие принципы и формы осуществления местного самоуправления, предметы их ведения, территория, экономическая и финансовые основы местного самоуправления, определяется структура, порядок формирования и полномочие органов местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, закрепляются гарантии местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
3. Муниципальное законодательство- приводится уставы некоторых городов и районов.
Местное самоуправление необходимо как способ, средство оптимизации государственного управления. [2]Не имеет значения, как возникали институты честного самоуправления в различных государствах- путем самосохранения изначально существующих территориальных областей, объединяющиеся в централизованные государства (США; Англия; Швейцария) и делегирование вентральным органом этих государств часть своих полномочий или путем делегирования «сверху» местным органам центральных государственных и самоуправленческих» функций (Франция; Германия; Россия), либо комбинированный способ с использованием обоих указанных путей (Испания; Мексика; Аргентина). В любом случае современное демократическое государство не может обеспечить оптимальное управление экономическими и социальными процессами, если не гарантирует существование местного самоуправления. Слишком сложны и многообразны эти процессы, чтобы решать все вопросы общественного развития только в центре.
Децентрализация решений- вот важнейший способ повышения эффективности управленческой деятельности. Причем, если речь идет о демократическом государстве, то оно должно «спускать» полномочия на тот уровень, где их применение дает большие результаты с точки зрения общих интересов населения. Это, в свою очередь, предполагает децентрализованное решение по вопросам, которые требуют безусловного учета местных условий и возможностей, приемов, подходов к делу.
2. Возникновение и развитие Омска
В своем развитии в дореволюционный период г. Омск прошел ряд этапов, из которых характеризовался изменениями в системе управления и экономики, в общественной и культурной жизни. Возникнув в 1716г. главной функцией, выполняемой городом, стала военная. В Омске единственная в Сибири крепость, на которую была возложена охрана границы Сибири. В Омске формировались гарнизоны для иртышских крепостей. Во второй половине XVIII в. Омская крепость официальным центром Сибирских пограничных линий. В 1764г. начальник Сибирского корпуса генерал И.И. Шпрингер избрал Омск своей резиденцией, признав крепость главным местом, где должен всегда находиться командир Сибирских пограничных линий.1
Со второй половины XVIIIb. судьба Омска связана с трансформацией местного административного устройства и управления Западной Сибирью В 1782 г. Омская крепость, которая раньше относилась к Тарскому округу и была преобразована в город составе Тобольского наместничества. Был создан Омский уезд. Омск стал административным центром Западной Сибири. Однако, вплоть ХIХ в. в промышленном отношении Омск был развит слабо. Вся промышленность заключалась в производстве свечей и чернил для многочисленные канцелярии.[3]
Значительные сдвиги в торгово-промышленном развитии Омска к началу XX в. - строительство Сибирской железной дороги, географическое положение города привлекло к нему внимание предпринимателей. Постепенно Омск становиться важным торгово-промышленным и транспортным центром края. В 1822 году была ликвидирована пограничная комиссия и установлен порядок управления- по административным округам. В составе Западного генерал- губернаторства была образована Омская область, которая разветвленный управленческий аппарат.
Именно с этим П.М. Капцевич, первый Западно-Сибирский генерал-губернотар, признавал положение Омска как центра пограничных линий. Но во второй половине 30-х годов XIX в. при П.Д. Горчакове Омск вновь стал центром Тобольской губернии. Из Тобольска в Омск были переведены все учреждения генерал-губернаторства: Главное управление Западной корпусный штаб, провиантская комиссия, управление 8-го округа жандармов, управление округа артиллерийских гарнизонов.
3.У истоков местного самоуправления в Омске ( конец -60-e годы XIX вв.)
Местное самоуправление появилось в Омске в последней четверти 18 века когда Омская крепость получила городской статус и на города Сибири распространились основные положения «Жалованной грамоты на права и выгоды городам Российской империи» 1785г.
Город был провозглашен всесословным союзом, деятельность которого заключалась в самостоятельном заведовании всеми отраслями городского благосостояния. Многочисленное городское общество не могло содержать органы городского управления в полном объёме, вместо думы в нем была создана ратуша. Омская городская ратуша состояла из 2-х комиссий: первая ведала судом по уголовным делам, вторая-гражданским судом, полицией, торговлей, сбором налогов, рекрутской повинностью, надзирала за цехами. Штат Омской ратуши состоял из двух бургомистров, стоявших во главе комиссий, четырех ратманов и двух человек, избиравшихся в сословные суды. Все эти лица выбирались Омскими купцами и мещанами на три года.[4]
Ратуша представляла собой судебно- хозяйственное учреждение, юрисдикция которого распространялась на мещан и купцов. Она находилась под контролем администрации и подчинялась палатам уголовного и гражданского суда.
В 1822г в результате реформ М.М. Сперанского в городе Омске вместо ратуши были созданы полицейское и хозяйственное управление, а также городской суд. Во главе городского хозяйственного управления стояли староста и два гласных, которых избирали горожане, работавших на общественных началах.
Городской суд состоял из выборных судей и двух заседатлей. Органам городского самоуправления придавались канцелярии, плие из секретарей и писцов.
Городское полицейское и хозяйственное управление подчинялись окружному управлению во главе которого стояли начальник с советом из его, окружного судьи земского исправника, окружного стряпчего и казначея.
В 1893 г. Омск стал главным административным центром Западной Сибири и в 1840г в Омске была организована первая городская дума. Организация и функции городской думы базировалась на «Жалованной грамоте на право и выгоды городам Российской империи» 1785г. Структура городского общественного управления складывалась из «собрания городского , «общей думы» ( собрание городских представителей) и шестигласной думы, руководимыми городским головой, передавала .
На основе « Жалованной грамоты» запрещалось выбирать на городские должности людей моложе 25 лет, а также тех, у кого процент с капитала были ниже 50 рублей. Эти лица имели право голосовать, но не могли выбраны в органы городского самоуправления.
Собрание городского общества выбирало городского голову и общую городскую думу. На первых выборах избирательное право получили 223 человека. В общую городскую думу были выбраны 4 купца и 13 мещан, городским человеком был избран купец 3-й гильдии Н. Николаев, городская дума выбрала из своей среды шестигласную думу, которая учреждена в Омске в упрощенном виде- по одному гласному от купцов и Председателем той и другой думы был городской человек, который избирался на 3 года.
Шестигласная дума не была исполнительным органом общей городской Разница между ними заключалась в том, что общая городская дума ь для решения наиболее сложных вопросов, а шестигласная - для повседневного исполнения дел. №» статье 167 «Жалованной грамоты» основными функциями городской думы были:
1 Прокормление городских жителей
5. Обеспечение города необходимыми припасами 6. Охрана зданий
7. Приращение городских доходов.
На практике роль государственной думы была более скромной, чем намечалось. Городская дума была практически безвластна, не имела права самостоятельно решать многие хозяйственные вопросы. Дума выполняла точные поручения по наряду губернского правления.
Работа на городских должностях была не престижна и обременительна, е обыватели стремились уклониться от нее.
Наиболее важным звеном в системе местного управления- была городская полиция. Регулярная полиция в Западной Сибири появилась в последней четверти XVIII в. Ее организация и функции базировались на «Общем
учреждении губернском» 1775г. и «Уставе благочиния или полицейском»-1782 г.
Должность | Количество чиновников |
полицмейстер | 1 |
Частный пристав | 2 |
квартальный надзиратель | 2 |
канцелярист | 7 |
полицейский | 31 |
Во главе Омской полиции стоял полицмейстер, который выступал как уполномоченный правительства. Он располагал силой прямого принуждения-полицейской командой. На должность он назначался сенатом по представлению губернатора.
На должность полицмейстера в Омске назначался, как правило, отставной армейский или казачий офицер. Частные приставы набирались из чиновников гражданских ведомостей, а квартальные надзиратели- из казачьих урядников.
Городская полиция выполняла большое количество функций. Наряду с ней по охране правопорядка она имела административные и финансовые полномочия. Она следила за тем, чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения судов, занималась вопросами благоустройства и ведала торговлей. Она проводила следствие. Ей предоставлялось право штрафовать правонарушителей.
Компетенция городской полиции была сужена, а ее структура изменена в виде буржуазных реформ 60-70гг XIX в. В 1862г были приняты «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний» и в 1864г «Устав уголовного судопроизводства». Полиция была освобождена от хозяйственных и судебных функций, а также от предварительного следствия по уголовным делам.
Во главе Омской полиции по- прежнему стоял полицмейстер, который - назначался губернатором Акмолинской области.
В Омске хотя и сосредотачивались главные административные здания Западной Сибири, уровень благоустройства города явно оставлял лучшего. Долгое время улицы ночью не освещались ввиду того, что большая часть строений в Омске была деревянной, город был вынужден содержать пожарную команду - 1825 человек.
Городская больница основана в Омске в 1827г. Городское управление из-за ограниченности бюджета отпускало на содержание больницы меньше средств, в нужды пожарной команды. Таким образом, уже первые шаги городского общественного управления ряд проблем как правового, так и финансового характера, без решения роль органов местного самоуправления в жизни города оставалась бы малозаметной.
В60-70-х годах XIX в., была и городская реформа 1870г. В лежали принципы всесословного представительства, и возрастного ценза, разделение исполнительной власти. По городскому положению 1870г к учреждениям городского управления относились:
2.Городские думы
Распорядительные функции в городе возлагались на городскую думу, исполнительные- на управу. Реформа 1870г представляла широкие права городским думам. Думы и управы возглавляли городские головы, которые избирались думами утверждались губернатором и министром внутренних дел. В 1879г городским головой был избран 24 голосами «за» и 14 отставной генерал- майор Маслов. В компетенции городской головы был большой круг вопросов. Он распоряжения о созыве думы. Под его руководством печатались доклады по назначенным к слушанию делами.
Среди городских голов, стоявших во главе Омского самоуправления в 70-80 е гг ХГХ в выделяются Ф.Л. Чернавин и Э.И. Эзет.
Федор Леонтьевич Чернавин (1831-1879) закончил мат. Факультет Казанского университета, по окончании поступил на службу преподавателем в Сибирский кадетский корпус. Одновременно с преподавательской работой служил инспектором в Омской женской гимназии и занимался научной работой. Он принимал участие в организации и был членом Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. В 1872 и 1876гг Ф.Л. Чернавин - почти единогласно был избран Омским городским головой. За годы Ф.Л. Чернавина у руля Омского общественного управления был увеличен городской бюджет, построены городская больница, гостиные ряды, гостиные ряды, здания разных учебных заведений, а также открыт городской общественный банк[5].
Эдуард Иванович Эзет (1838-1892) окончил Императорскую Санкт-Петербургскую академию художеств. В 1863г был назначен городским архитектором Омска, долгое время совмещал ряд должностей в Главном управлении Западной Сибири, в Сибирском казачьем войске и тюремном отделении.В течении восьми лет Э.И. Эзет исполнял обязанности городского головы Омска. По его инициативе в городе были открыты несколько школ и учреждена бесплатная народная библиотека.
Заключение
Таким образом, можно подвести итог. Первым органом местного самоуправления была община. В XVI веке действие общины приостанавливается действиями Ивана Грозного. Лишь в конце XIX века местное самоуправление
На практике роль государственной думы была более скромной, чем намечалось. Городская дума была практически безвластна, не имела права самостоятельно решать многие хозяйственные вопросы. Дума выполняла точные поручения по наряду губернского правления.
В Омске хотя и сосредотачивались главные административные здания Западной Сибири, уровень благоустройства города явно оставлял лучшего. Долгое время улицы ночью не освещались ввиду того, что большая часть строений в Омске была деревянной.
Ещё одним недостатком организации местного самоуправления явилось то, что назначаемые и выбираемы должности были на общественных началах. Такая система породила взяточничество, попустительское отношение к устройству города.
Список литературы
[1] «Местное самоуправление в Российской Федерации (сборник нормативных актов)» М., 1998г.с.З
[2] Барабашев Г.В. «Идеалы самоуправления и российская действительность»//Государство и Право №11, 1996г.с. 138
[3] Копылов Д.И Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в 18 первой половине 19 века.//Свердловск 1973 с.25
[4]Рабцевич В.В. «Сибирский город в дореформенной системе управления».// Новосибирск. 1984г.с.152
[5] Вибе П.П, Михеев А.П., Пугачева Н.М., Омский историко-краеведческий словарь. М., 1994. с. 290
Компас своими руками
О чем поет Шотландская волынка?
Сказка на ночь про Снеговика
Флейта и Ветер
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"