Работа «Я славлю песни непростые наши, среди которых - место есть моей». , выполненная учениками 5 В класса Алексеенко Дмитрием, Ронжиным Андреем, Бердюгиной Анастасией, позволяет познакомиться с композиторами Минусинска, профессионалами и любителями.
Этой работой мы начинаем исследовательскую серию «Жизнь простых людей», в которой будут раскрываться личности талантливых и творческих людей г. Минусинска.
Практическая значимость данной исследовательской работы в том, что ее данные могут быть использованы на уроках искусства, музыки, художественной культуры и внеклассных занятиях по краеведению.
Вложение | Размер |
---|---|
kompozitory.docx | 61.12 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№16»
«Я славлю песни непростые наши, среди которых - место есть моей».
(Творчество профессиональных композиторов и композиторов любителей нашего города)
(исследовательская работа по музыке)
На VI городской слет юных исследователей
выполнили:
Алексеенко Дмитрий, Ронжин Андрей, Бердюгина Анастасия
Ученики 5 «В» класса
Учитель-консультант:
Кириллова Зоя Владимировна
Г. Минусинск, 2014
Оглавление
I. Введение………………………………………………………….2
II. Глава 1. Культурные традиции Минусинска………………….5
1.1. Влияние музыки на человека…………………………….5
1.2. Особенности культуры нашего города………………….6
III. Глава 2. .«Листая архивы». Композиторы города……………8
2.1. Леонид Алексеенко……………………………………….8
1.Страницы биографии………………………………………..8
2.Вехи творчества……………………………………………...9
2.2.Эдуард Скороходов ……………………………………….10
1. Страницы биографии……………………………………….11
2. Вехи творчества……………………………………………..12
2.3.Барды города Минусинска ……………………………....16
1. Понятие бардовской песни………………………………....16
2.Развитие творчества бардов в нашем городе……………....17
IV. Заключение ………………………………………………………24
V. Библиографический список……………………………………..25
VI. Приложение………………………………………………………26
Чем больше люди окружены искусством ,тем ценнее становится жизнь.
К.Ф. Юон
I. Введение
Слово «композитор» происходит от латинского «compositio», что означает «создавать». В давнем XIII веке композиторами называли всех художественных деятелей, которые создавали что-то новое в искусстве. Со временем слово «композитор» закрепилось только за музыкальными деятелями. Произошло это где-то ближе к XVI столетию, и с тех пор это понятие относится только к музыке. Соответственно, композитор – это человек, сочиняющий музыку.
Для того чтобы стать профессиональным композитором, нужно много учиться. Сначала музыкальная школа или училище, затем консерватория. Настоящий профессионал хорошо должен изучить такие предметы, как гармония, оркестровка, история музыкального искусства, полифония, превосходно разбираться в творениях классиков, современной и народной музыке. Но и этого не достаточно, чтобы стать действительно хорошим композитором.
В этой профессии, как и в любой другой в искусстве, невозможно обойтись без таланта. Через музыку композитор общается со слушателем, делится с ним переживаниями, рассказывает истории, выражает свои чувства. Подобная работа требует полной самоотдачи, иногда на создание одного произведения могут уйти годы или даже десятилетия неимоверных усилий автора. Без души и без таланта в данной профессии невозможно добиться больших успехов.
Профессия композитора схожа профессиям писателя, драматурга, кинорежиссера. Композитор тоже придумывает образы, которые потом развивает и дополняет, тоже выдумывает и повествует истории. Композитором может стать далеко не каждый человек.
Актуальность проблемы
ХХI век компьютеризации, созидательного преобразования действительности, информационных коммуникаций. И сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения культуры родного края, города, актуальна проблема любви к малой родине.
У каждого человека есть своя маленькая родина – место, где он родился, где живут и работают его родители, бабушки и дедушки. Для нас родина – это Минусинск. И вот мы задумались: «А что знаем о своём городе? О каких выдающихся людях нашего города нам известно?». На уроках музыки мы знакомимся с творчеством великих композиторов, таких как Бах, Моцарт, Чайковский и многих других. Мы решили, что, возможно, и в нашем городе были, а может быть, и есть сейчас свои великие люди искусства, которые писали, пишут и исполняют музыку.
Мы спросили своих одноклассников о том, знают ли они каких –либо минусинских композиторов и видных деятелей искусства? В основном ответ был отрицательным. Интерес к прошлому и настоящему своего народа, желание больше узнать о таких творческих людях – захватило. И мы решили стать исследователями.
Сегодня, в век падения нравственности и морали особенно важно напомнить людям об истоках человечности, о том, что преодолевая трудности и перипетии смутного времени можно оставаться человеком и нести окружающим добро, мир, радость своим творчеством. Это нам доказывают композиторы родного города – люди с интересной судьбой и талантом.
Цель работы:
Расширение круга знаний о композиторах и формирование чувства патриотизма школьников на основе местного материала.
Задачи исследования:
Выявить композиторов Минусинска.
Расширить представление о композиторском мастерстве минусинских авторов.
Познакомиться с творчеством местных композиторов.
Объект исследования: Творчество композиторов, их жизнь и деятельность.
Предмет исследования: Документальные материалы, культурное наследие.
Методы исследования
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
Эмпирическое исследование – наблюдение.
Интервьюирование.
Анкетирование.
Этапы работы над работой
1. Организационный
Изучение литературы по данной проблеме
Разработка плана исследования
2. Сбор информации
Сбор информации по теме исследования в библиотеке, на Интернет-ресурсах, у местных авторов.
Обработка информации.
3. Практический
Выступление по теме исследовательской работы на уроках художественной культуры, музыки, внеклассных мероприятиях. (Приложение)
Создание презентаций по данной теме.
Глава I .Культурные традиции Минусинска
1.1. Влияние музыки на человека
В отдаленные от нас тысячелетние времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе
«Музыка, ее первый звук родилась одновременно с творением мира»- так утверждают древние мудрецы.
В наше время воздействие разных жанров музыки на человека все более очевидно, однако по-прежнему музыка представляет собой «абсолютно таинственное и неисследованное явление». Качественная, живая музыка благотворно влияет на здоровье, интеллект и душевное состояние человека. Этому есть подтверждение видных философов и ученых древности и современности. «Есть музыка, которая может заставить человека плакать, раскаиваться в грехах и исправлять свою жизнь, а есть такая, которая развращает человека, …меняет внутренний ритм жизни,…оказывает пагубное воздействие на душу», - отметил архиепископ Илларион. «Молодежь в большинстве своем не только не слушает хорошую музыку, но и не способна ее воспринимать», – с сожалением подчеркнул архиерей.
Он убежден, что музыкальное воспитание является неотъемлемой частью духовно-нравственного формирования человека. Музыкальное воспитание в семье должно начинаться еще до рождения ребенка. Давно известно, что классическая музыка, которую слушают матери в период беременности, благотворно сказывается на воспитании ребенка. «В детстве ребенок должен быть окружен музыкой благородной, возвышающей, а не той, что будит звериные инстинкты», - сказал архиепископ Илларион.
Ученые установили, что музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение - касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.
1.2. Особенности культуры нашего города
Мы живем в замечательном городе, который можно назвать кладезем культурных традиций, в том числе музыкальных.
Культурные традиции Минусинска глубоки и являются составной частью его истории и основой современной культуры этого старинного уютного города. Спасский Собор, краеведческий музей, драматический театр известны не только в крае, но и за его приделами. Сетования на то, что провинция в культурном отношении сильно отстает от мегаполисов, постепенно становятся не актуальными. Сегодня в российских регионах уже немало ярких примеров того, что культурная жизнь и здесь соответствует современному уровню.
И Минусинску, небольшому городу с населением всего 70 тысяч человек, есть чем гордиться. В городе сформирована стабильная сеть краевых и муниципальных учреждений культуры, благодаря чему Минусинск становится Жемчужиной культуры Сибири. Богатое культурное наследие прошлых лет стало источником новых культурных поисков и открытий, это то, что привлекает внимание многих специалистов и большинство жителей юга Красноярского края.
В нашем городе существует Концепция развития сферы культуры населения. Она включает в себя стратегические цели и ряд задач по развитию отрасли культуры Минусинска. Одна из важнейших задач данной концепции - сохранение уникального культурного наследия города, а также развитие единого культурного пространства, создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и информации.
В культурной жизни Минусинска сложилась традиция проведения крупных городских праздников и культурных акций. Горожане и гости города любят такие праздники, как «День Победы», «День города», «День Минусинского помидора»; праздники народного календаря «Масленица», «Троица», «Рождество», «Пасха»; фестивали «Не стареют душой ветераны», «Волшебный микрофон», «Музыкальная капель», «Хрустальный башмачок», «Минусинская весна». Городские праздники дают возможность каждому ощутить себя членом городского сообщества.
В яркий венок многогранной культуры Минусинска, органично вплетаетсхудожественных коллективов. Многие художественные коллективы имеют звание "образцовый" и "народный", являются лауреатами различных краевых, республиканских и международных конкурсов и фестивалей. Каждый творческий коллектив неповторим, у каждого свой почерк, свои формы создания художественных номеров, своя манера исполнения. Это своего рода достояние нашего города, его творческая «визитка»
Для городских коллективов пишут музыку, песни и наши, местные композиторы. Эти же композиторы являются участниками или руководителями некоторых музыкальных коллективов.
Минусинских композиторов
Нам хочется познать,
Но где они и кто они
Нам нужно разузнать.
Какую пишут музыку,
Чем смогут удивить,
Мы это непременно
Должны узнать от них.
Глава 2. «Листая архивы». Композиторы города.
2.1. Леонид Алексеенко
Но если в дом к тебе стекаются
Родные, близкие, друзья…
И если люди улыбаются.
И если песни распеваются-
Само собою получается.
Что ты живешь совсем не зря!
1.Страницы биографии
Из статей в газетах «Власть труда» мы узнали о замечательном человеке Леониде Дмитриевиче Алексеенко. Это первый профессиональный композитор в нашем городе. Член краевого объединения композиторов-песенников. Отличник культуры СССР. Педагог, создатель и руководитель более десятка творческих коллективов, композитор-песенник, музыкант, поэт. Маршруты его песен включают Югославию и Германию. Они исполнялись лучшими коллективами в Москве, Тюмени, С-Петербурге, Ереване.
Родился Леонид Алексеенко в городе Енисейске, сохранившем до наших дней многие особенности прежнего уклада сибиряков. С юных лет привык к общению с природой: купался в Енисее, рыбачил, совершал со сверстниками таежные походы за орехами, ягодами, грибами. А еще он с удовольствием слушал народные песни. Семья была крепкая - отец фронтовик, работал в типографии. Мама до 85 лет пела в хоре, она и подарила сыну любовь к пению, музыке. В доме Леонида всегда пели, было весело. В 5 лет он уже свободно играл на гармонике. А в 12 лет освоил на слух баян. На счастье в 1957 году в Енисейске открывают музыкальную школу, и мальчишка с радостью записывается в нее. И больше с музыкой он не расставался. После окончания школы сомнений с выбором профессии не было.
В 16 лет поступил в училище искусств города Красноярск, выдержав очень большой конкурс. После его окончания стал студентом Московского института культуры на оркестровое отделение. Там ему сразу дали прозвище-Леня - сибиряк. Он был единственный из Сибири. Во время учебы в институте был культоргом. Организовывал походы группы в театры, на концерты. Слушал таких замечательных исполнителей как Высоцкий, Шмыга. Это было золотое время расцвета культуры в стране.
В Минусинск Алексеенко приехал в начале 70-х, после окончания института в Москве. Отработал бы он положенные два года в училище культуры - а там вольному воля. Но в нашем тихом городке был заложен завод «Электрокомплекс» - всесоюзная комсомольская стройка. Город стал расти. Съезжались отовсюду специалисты, образованные люди. Да и в училище стало интересно работать. Здесь он встретил свою жену, Людмилу, с которой уже более 30 лет вместе.
Леонид Дмитриевич позже, в 1984 году стал работать в Минусинском педучилище (ныне педколледж), где трудится по сей день. Деятельность Алексеенко в нашем городе многогранна-композитор, поэт, музыкальный педагог, организатор и руководитель художественных коллективов.
2.Вехи творчества
В течение трех десятилетий развитие многих творческих коллективов нашего города связано с именем Леонида Алексеенко. Он создавал хор « Геолог», ставший лауреатом многих фестивалей; хор «Енисеюшко» (лауреат всесоюзных фестивалей, дипломант ВДНХ); хор «Вечерушки», имеющий звание народный; ансамбль народных инструментов при хореографическом коллективе «Детство».
Удалось так же осуществить множество авторских концертных программ, таких, как «А у нас на перчаточной», Минусинская свадьба», «Минусинская ярмарка» и «Сибирская вечерка».Композитор написал много песен для коллективов города. Леонид Алексеенко пишет инструментальную музыку для оркестра народных инструментов, песни для хора, солистов и ансамблей. Сотрудничает с местными поэтами. А еще он пишет замечательные стихи многие, из которых становятся песнями. Стих и музыка Алексеенко отличаются искренностью, и душевностью. С особой теплотой автор передает в них свое отношение к малой родине, к своим близким, любимым, друзьям. Песни Леонида Алексеенко от природы певучи. В них есть «народная изюминка», народные интонации.
О чем пишет композитор свои песни? Темы самые разнообразные. Есть у него песни шуточные, лирические. Патриотические, раскрывающие историю края. Все они отличаются мелодичностью, связаны с народным фольклором. Песни включали в репертуар разных художественных коллективов красноярского края, в программы гала-концертов краевых, всесибирских и международных конкурсов и фестивалей.
Леонидом Алексеенко выпущен сборник « Мое Красноярье». Именно песни в этом сборнике составляют основную часть. Это первое нотное издание в истории города Минусинска. Выход в свет настоящего сборника - свидетельство признания творчества композитора и поэта земляками.
Леонид Алексеенко является лауреатом краевого конкурса композиторов « Красноярская песня» (2006 г.), Всесибирского конкурса композиторов-песенников(2008г.), победитель конкурса на присуждение индивидуальных грантов губернатора Красноярского края в области культуры за 2008 год.
Творческая деятельность Минусинского композитора и поэта продолжается!
2.2.Эдуард Скороходов
1. Страницы биографии
Галантен, вежлив, сдержан, невероятно работоспособен… образ Эдуарда Скороходова не вяжется с присущей творческим личностям манерой поведения. Однако его композиции, стихи и песни говорят об обратном — не случайно у Эдуарда немало почитателей его таланта.
Эдуард Скороходов — заведующий музыкальной частью Минусинского драмтеатра, руководитель ВИА «Вариант», педагог дополнительного образования в Доме детского творчества, преподаватель в краевом колледже культуры, аранжировщик песен и музыки в коллективе « Дуня».
Мы взяли у Эдуарда Скороходова интервью, так же прочитали статью в газете «Власть труда» и вот что узнали. Родился и живет в нашем городе Минусинске, в простой семье. В 7 лет мама за руку отвела в музыкальную школу. Ребёнок был послушный, поэтому учился играть на виолончели, сначала потому что мама сказала. Спорить с родителями не стал. Участвовал в конкурсах и весьма успешно! Однако в выпускном классе музыкальной школы подросток Эдуард даже хотел бросить музыку - больше интересовали встречи с друзьями, футбол. Появилась лень. Нужно было ее побороть. Усилиями мамы и педагога Светланы Сергеевны будущего музыканта отстояли у музыки. Виолончель-это первый музыкальный инструмент. Но, а затем Эдуард освоил фортепиано, трубу, саксофон и бас-гитару. Именно после того, как начал заниматься в музыкальной школе, у него появились предпочтения в музыке.
До сих пор Эдуард с теплотой вспоминает своего учителя в музыкальной школе. Она и сейчас там работает. Петроченко (ныне Рыбак) Светлана Сергеевна-завуч и преподаватель по классу виолончели. «Мне было легко и приятно. Ведь в музыкальной школе, на мой взгляд, важно не то, чему тебя учат, а как!» Потом учился в Абаканском училище, по классу виолончели у Татьяны Николаевны Павленко, замечательного и человека, и педагога. «Вообще, везет мне в жизни на людей хороших!»
Затем была армия. И служба в армии тоже была связана с музыкой. «В армии я, действительно, играл в оркестре, куда попал после победы на одном из очередных конкурсов самодеятельности. И последние полтора года службы прошли музыкально, весело и достаточно легко» - вспоминает Скороходов.
В студенчестве Эдуард Скороходов подрабатывал в ресторанах два года. И ничуть не жалеет об этом. Считает, что это очень хорошая школа. «Ставит тебя на место. Если поешь в ресторане — ты, в первую очередь, обслуживающий персонал. Повар тоже может быть профессионалом высокого класса, но приготовит и элементарную яичницу, если ее заказал посетитель. Амбиции свои следует держать в узде».
В годы юности случилось так, что пришлось бросить вокальное отделение музыкального колледжа в Новосибирске, вернуться в Минусинск, но зато здесь окончил колледж культуры. И об этом Эдуард тоже не жалеет. Вообще он живет под девизом: все, что ни происходит в жизни, к лучшему. «Относитесь с надеждой и благодарностью ко всем событиям в своей жизни, и все получится»- говорит он.
По словам Эдуарда, главный советчик, друг и помощник по жизни - его мама. В интервью он упомянул, что она всегда и во всем старалась поддерживать его, поддерживает и сейчас.
2. Вехи творчества
Сочинять музыку Эдуард Скороходов пробовал уже в детстве. Лет в 9 начал подбирать знакомые мелодии, а уже в 10 появились «свои собственные мотивчики, идеи». Стали получаться незатейливые, легкие композиции. Именно в этом возрасте Эдуард открыл в себе талант к сочинительству. Эта работа захватила.
Он считает, что «при определенной практике писать музыку может каждый». Только даже при равных умениях и навыках у всех получается разная музыка. У одного — шедевр, у другого — посредственность. Кому что Бог даст.
В каких жанрах пишет Скороходов свои песни? В самых разнообразных, потому что это часть его работы. «Любая музыка хороша, в любой музыке можно отыскать красоту-от классической до современной». Тем не менее, очень отрицательно относится к заимствованным музыкальным течениям. «В них нет нашей культуры, они нам чужды! Мы можем перенять только внешние атрибуты, но суть не сможем передать! Взять тот же рэп. Да, из уст основателей он звучит, но негритянская музыка в нашем исполнении смешна. Нет и не будет русского рэпа. Нашим детям ближе к душе русские народные песни».
Основная часть композиторского творчества пришлась на время работы в театре. Сочинял вокальную и инструментальную музыку для спектаклей, юбилеев и бенефисов актеров. «Очень люблю работать по озвучиванию театральных постановок — собственно, с этого и началось мое композиторство». В целом композитор написал музыку к 50 спектаклям, в том числе и для детей. В детских спектаклях «Аленушка и солдат», «Дюймовочка» так же звучит музыка Эдуарда Скороходова.
Эдуард участвовал и участвует во многих конкурсах красноярского края. Один из них называется «Композиторы песенники». Становился лауреатом и дипломантом.
За творческий подход к развитию песенного искусства и сохранение национального колорита народов юга края, Э.Скороходову на 3-м зональном конкурсе «Красноярская песня» вручено удостоверение композитора Красноярского края.
И сейчас продолжает писать и творить - пишет для души, принимает заказы и доказывает, что он мастер своего дела. Мы спросили: «Где вы берете вдохновение для творчества?». И получили такой ответ - «Вдохновение не нужно ждать и искать, оно приходит во время работы».
Эдуард Скороходов не только сочиняет, но и аранжирует музыку, воспринимая эту работу как соавторство. К нему обращаются авторы мелодий. А он, как волшебник, облагораживает мелодию, делает ее яркой, красивой, выразительной, наполняет новыми красками. «Одна идея, мелодия из себя еще ничего не представляют. Если требуется ее реализации на хорошем уровне — для конкурса и т.п. — музыка должна отвечать определенным требованиям. И автор здесь бессилен, поэтому он и обращается к специалисту, который подаст музыку в нужном виде. Авторов у нас очень много, но реализовать себя могут не все. Однако аранжировка хоть и творческая, но все же ремесленническая работа. Здесь нужны мои профессиональные навыки, знание как подать песню в более выгодном качестве».
Вот уже около 9 лет он аранжировщик песен и музыки в коллективе « Дуня». В репертуаре группы – популярные народные песни, которые появились в Сибири благодаря казакам и первым переселенцам из разных областей России. «Дуня» достойно продолжает традиции и вместе с тем смело экспериментирует с различными музыкальными формами – от лирических протяжных композиций, исполняемых а капелла, до электронного «бита». Коллектив существует уже 9 лет – и пользуется неизменной популярностью, как в Красноярском крае, так и за его пределами. Каждая песня – начиная от аранжировки и заканчивая постановкой концертного выступления - представляет собой своеобразное историческое исследование.
«Эдуард Скороходов – клавишник, аранжировщик. Он собирает синтезаторы, причем недешевые, оправдывая это производственной необходимостью. Пишет аранжировки и музыку к различным спектаклям нашего театра и не только. Это мой друг и соратник в нашем деле. И, по-моему, его просто «таращит» связывать электронную музыку и звуки с народными песнями»-говорит о нем солист и руководитель группы Алексей.
Эдуард очень талантливый музыкант. Но от приглашений работать в Москве, Санкт-Петербурге отказывается. Любит родной город. Да и свое композиторство в коммерцию превращать не желает. «Если занимаешься этим с душой, то в последнюю очередь тебя интересует денежный вопрос. Самое главное — реализовать свои идеи».
В июле 1992 года на базе городского отдела культуры начал свою деятельность эстрадно-джазовый ансамбль «Вариант». Руководителем является так же Эдуард Скороходов. В мае 1993 года коллективу присвоено почётное звание «Народный» и именно этот год, ансамбль считает годом своего рождения, и с тех пор стал визитной карточкой города Минусинска.
История ансамбля – это множество различных вариантов как репертуара, концертной, конкурсной, гастрольной деятельности, так и исполнительского состава.
Особенной гордостью коллектива являются песни, написанные участниками ансамбля, не раз отмеченные на различных конкурсах и фестивалях. Песни «Мой город славный», «Мой Минусинск» «Храм музыки» являются яркими музыкальными открытками ансамбля. Музыку к песням написал композитор Эдуард Скороходов.Ансамбль неоднократно выступал на концертных площадках в городах и населённых пунктах Красноярского края, Хакасии, России.
Эстрадно-джазовый ансамбль «Вариант» удостоен званий:
Дипломант Краевого Фестиваля Композиторской песни 2006 г,
Дипломант Краевого фестиваля «Кочующая культурная столица» 2007г, коллектив является обладателем Почётной грамоты Законодательного собрания Красноярского края,2006г,
В 2006 году коллектив ансамбля подтвердил звание «Народный любительский художественный коллектив Красноярского края».Коллектив и музыканты ансамбля неоднократно награждались почётными грамотами Управления культуры Администрации г. Минусинска за творческие успехи и высокий уровень художественного мастерства.
Солисты ансамбля награждены благодарственными письмами и почётными грамотами администрации г. Минусинска «За большой вклад в развитие музыкального искусства в городе и крае». Являются обладателями Молодёжной премии главы города за достижения в области культуры, почётными грамотами отдела по делам молодёжи администрации города за работу с молодёжью, пропаганду музыкального искусства в городе.
3 ноября 2008 года ансамбль «Вариант» отметил своё 15-летие музыкальным спектаклем «Время любви!» (реж.М.С.Воронцов) и выпустил юбилейный диск «Берегите любовь!». За последние три года ансамблем дано более 300 концертных выступлений.
Коллектив ансамбля находится в хорошей творческой форме, обладает высоким исполнительским мастерством, пользуется уважением и большой любовью своих коллег, зрителей и почитателей их таланта.В 2013 году ансамблю «Вариант» исполнилось 20 лет, к юбилейной дате ансамбль приготовил праздничный диск и музыкальный спектакль.
Нам захотелось узнать о желаниях композитора, и мы получили ответы: «Да. Желание одно — ощутить удовольствие от свободного времени. Уже лет пять-семь не могу позволить себе отойти от всего, взять творческий отпуск хотя бы на месяц.… В голове все время что-то крутится, мозг все время в работе…». А еще Эдуард Скороходов мечтает увидеть в нашем городе хороший центр-Дворец культуры. «Больно видеть, когда большое количество хороших коллективов испытывают одни и те же проблемы».
2.3.Барды города Минусинска
1. Понятие бардовской песни
В древности бардами называли поэтов и певцов, сегодня барды – это поэты, которые сами пишут и исполняют свои песни (обычно в сопровождении гитары). Бардовская песня возникла, опираясь на фольклорные традиции, походные и студенческие песни. Пик её популярности пришёлся на 1970—80-е гг. Впитав в себя свободолюбивый дух эпохи 1960-х гг., бардовская песня проповедовала патриотизм, любовь к природе, святость дружеских уз и презрение к мещанскому уюту. Лирический герой авторской песни – человек, лёгкий на подъём, любитель путешествий, романтик по натуре. Вечер у костра, рюкзак, палатка, гитара – нехитрые атрибуты, которые окружают его в жизни. И важнее всего чистые и светлые человеческие отношения, в которых нет места мелочной зависти, а лучшая поддержка в жизни – бескорыстно и самоотверженно протянутая по первому зову рука друга. Бардовские песни могут быть различных жанров: гимны, элегии, шуточные зарисовки и др. Условно делятся на два типа: одни требуют непосредственно авторского исполнения и в отрыве от него утрачивают свой шарм, другие же широко исполняются в любой компании, при этом их тексты с течением времени приобретают те или иные варианты. К числу поэтов-бардов относятся Б. Ш. Окуджава, Ю. Визбор, В. С. Высоцкий, А. А. Галич.
2.Развитие творчества бардов в нашем городе
В центральной городской библиотеке им. А.С.Пушкина часто звучат песни под гитару.
Для города это музыкальное событие, где звучат песни авторов-исполнителей Минусинска. Минусинцы могут услышать здесь творчество и исполнительское мастерство Владимира Усачёва, Елены Игнатовой, Светланы Струновой, Любови Смешной, Ирины Соколовой, Владимира Ложкина, Игоря Марильтуева, Анатолия Петренко.
Это барды нашего города. И мы выяснили, что их немало! Они способны дарить слушателям настоящий праздник, исполняя под гитару свои собственные песни, и песни знаменитых бардов - Владимира Высоцкого, Александра Галича, Булата Окуджавы и других классиков жанра.
В такие моменты происходит просто удивительное единение зрителей и исполнителей. Авторская песня всегда находила, и будет находить своих поклонников среди думающих людей.
А началось становление авторской песни в Минусинске около 20 лет назад, благодаря Ирине Ильиничне Соколовой. Мы узнали об этом из газеты «Надежда», в статье « В гармонии с гитарой», а так же из газеты «Власть труда» в статье «Цифра и нота заложены в нас с рождения».
Ирину Ильиничну Соколову сложно представить без гитары. Кажется, что она родилась с ней. Музыкальный слух и вокальные данные – от отца, фронтовика, человека доброго и жизнерадостного.
Помнит себя с трёх лет, когда родители ставили на табуреточку и она пела гостям «Синенький скромный платочек»… Знала все песни Клавдии Шульженко, Леонида Утёсова потому, что их пели родные, когда собирались в праздники. А ещё благодаря … патефону, который стоял на почётном месте и в 50-е годы минувшего века считался признаком интеллигентной семьи.
Конечно, маленькая Ира подражала великим певцам. Это были её первые уроки музыкальной грамотности.
В городе её знают и как руководителя замечательного ансамбля «Гармония». Но она так же является автором и исполнителем песен под гитару, а так же создателем арт. клуба «Менестрель», который собирает под своим крылом всех бардов города Минусинска.
«Дипломов разных конкурсов до этого было много, а медаль престижного фестиваля вдохновила. И я организовала клуб авторской песни «Менестрель». Имена его членов хорошо известны в городе: Анатолий Петренко, Геннадий Руберг, Маргарита Якушкина, моя воспитанница, Ольга Кононова, Владимир и Лена Буханцевы, Андрей и Лена Комелягины, Лена Чигарских.
Размещались мы в центральной библиотеке. Заседания проходили в музыкальном зале. Проводили тематические вечера, романсы пели. Играли на гитарах, на фортепиано.
В театре выступали, на городских площадках, на фестивали ездили. Потом кто-то уехал из города, кто-то поступил учиться. А меня потянуло преподавать. Клуб распался. Позже, при библиотеке семейного чтения, которой руководила Раиса Ивановна Пелёвина, реанимировали «Менестрель». Теперь в клубе собираются все новые поколения бардов нашего города.
Сама же Ирина Соколова пела с самого детства. «Счастлива, что всегда жила с песней! В нашем дворе по ул. Октябрьской стояло несколько домиков, и в праздники из каждого окна неслись свои песни – русские, украинские, казацкие, сибирские, лирические и патриотические, шуточные и серьёзные…
В кинотеатре «Енисей» (ныне на его месте «100 карат») постоянно озвучивали мелодии из фильмов, слышно было на весь город. Соберемся человек пятнадцать, гуляем и слушаем, нравились песни про любовь. В парке постоянно духовой оркестр играл».
В 1982 году муж Андрей подарил ей безумно дорогую гитару. Он не знал, что осчастливил ее на всю жизнь. Она стала ездить по конкурсам и фестивалям. В 1987 году на Всесоюзном фестивале народного творчества в Иркутске исполнила свои песни «Спой мне песню, отец» и «Офицерский вальс» и завоевала медаль лауреата.
Вообще первые песни она писала на свои стихи. Так многие начинают… Когда окунулась в поэтический мир Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Тютчева, поняла, что поэзия – это нечто другое, намного глубже, серьёзнее. С тех пор Ирина сочиняет музыку к стихам классиков. И это – её хобби.
«Начинающие гитаристы часто легко относятся к созданию песни, что-то сочинили и пошли озвучивать на каких только можно уровнях. Настоящее творчество – нелёгкий труд. Песню надо создать, а для этого нужны глубокие знания!»
Ирина считает, что гитара вытаскивает из депрессии, лечит болезни. Кому-то врач посоветовал развивать моторику пальцев. У них потом многое меняется в жизни.
Ирина Соколова так же является руководителем ансамбля «Гармония». В репертуаре ансамбля для трио 25 песен, ещё сольные песни, у каждой – свой репертуар. «На своих концертах мы чувствуем, как нуждаются люди в хорошей, задушевной песне! На одном из концертов в Теси, нам аплодировали стоя, нас так просто зрители не отпускают».
«Я и мои коллеги работаем для того, чтобы песня жила, хорошая, мудрая, душевная, весёлая, песня, которая окрыляет, вдохновляет, радует и успокаивает» - говорит Ирина.
Одна из учениц Ирины Соколовой, девушка с красивым именем Маргарита. Ее хорошо знают любители музыки как исполнительницу авторской песни.
Она не раз участвовала в международных и региональных фестивалях авторской песни, где соревновались лучшие барды России и зарубежья. Маргарита Якушкина в 2000 году создала клуб любителей гитары «Эл-Миг» в Минусинске. Первый раз пришло 40 человек, потом постоянно собирались 15-20. Кстати, и «Аллегория» родилась там же! Сначала собирались в картинной галерее, потом в художественной школе (на 2 этаже), потом плавно перешли в «Защитник», где Маргарита проработала 6 лет руководителем студии гитары «Эл-Миг». В настоящее время все участники этого объединения собираются на частных квартирах.
В 2005 году организовали арт-фестиваль «Тепсей», выиграв грант, совместно с отделом образования, чуть больше 100 тысяч. Этот фестиваль уникален тем, что организаторы смогли собрать вместе художников, поэтов и бардов. Через два года фестиваль провели еще раз на общественных началах. Сейчас его взял под свое крыло отдел образования г. Минусинска и Красноярска. В 2005-2007 году записала свой первый альбом. Презентация состоялась весной 2007 года в Музыкальной школе. Сейчас пишутся новые пенсии.
На Фестивали авторской песни стала ездить с 1995 года. Первыми были «Сростки-9». В 1995-1996 – на Межрегиональном туристическом фестивале авторской песни «Бабье лето» в Юрге получила приз за участие. Была на фестивале «Саяны» в Саяногорске.А лауреатом фестиваля впервые стала в 2007 году на «Солнцевороте» в Абакане, как автор музыки к песне «Полет души» на стихи Маргариты Ельцовой из Саяногорска. В 2008 году стала лауреатом за Лучшую аранжировку песни, совместно с Виктором Ивановым из Минусинска.
«Песни появляются спонтанно. Напеваю музыку, она крутится в голове, появляются слова. Могу и к словам подобрать музыку, но это сложнее. Иногда просыпаюсь ночью и пишу слова. Вот как-то так!»
Светлану Струнову невозможно представить без гитары и без песни. Она с удовольствием поёт романсы, песни прошлых лет, бардовские и русские народные. Практически ни один праздничный вечер, творческая встреча в городе не обходятся без её участия.
Солистка умеет найти те сокровенные ноты, когда одинаково внимательно её слушают и молодые люди, и ветераны.
Дружба с литобъединением «Зелёная лампа» основана на взаимной любви к поэтическому слову. С. Струнова — руководитель клуба «Тепсей» и одна из организаторов фестиваля с одноимённым названием, который давно шагнул за пределы нашего города.
Трудно представить, что освоение мира знаний после школы девушка начала с… учебы в Новосибирском электротехническом институте, который успешно окончила. И почти сразу поступила в краевой колледж культуры на оркестрово-народное отделение. Такой зигзаг в её жизни не случаен. С раннего детства Светлана любила петь, с первого класса выступала на сцене.
Сейчас она с большим удовольствием занимается в хоре управления образования. С таким же энтузиазмом она работает с детьми в детском садике №19 «Хрусталик».
День работников культуры — это и её праздник, ведь вся большая общественная деятельность Светланы Струновой посвящена пропаганде лучших песен страны, воспитанию любви к культуре России.
Уже было сказано выше о фестивале «Тепсей». И Маргарита Якушкина, и Светлана Струнова стояли у его истоков. О фестивале мы узнали более подробно из статьи в газете «Власть труда», а так же на сайте Красноярского дома Просвещения. В 2013 г. «Тепсей» отметил свой пятилетний юбилей с момента возникновения фестиваля. Маленькая история фестиваля уже стала историей Красноярского учительства, а вместе с тем дополнила и саму историю края, став страницей летописи минусинской земли. « Теплей », собирает в одном месте, в Минусинском районе в Потрошиловском бору, сотни творческих и неравнодушных людей: поэтов-любителей, авторов и исполнителей бардовской песни.
Общепризнан факт, что авторская песня является сильнейшим средством воздействия на человека, особенно на ребенка.
В отличие от эстрадной, она сохранила свои традиции: по-прежнему хорошие стихи и оригинальная музыка остаются основой песни.
В то же время, при кажущейся простоте лучшие образы авторской песни несут в себе поучительную философскую программу. Бесспорно, негромкие песни у большого костра под звуки гитары объединяют людей независимо от возраста и социального положения, и невольно вторятся слова «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались….»
В 2005 году проект фестиваля « Тепсей » стал победителем государственной грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» и впоследствии проводился раз в два года. Он объединил три направления в искусстве: поэзию, живопись, авторскую песню. Руководитель проекта Арина Сергеевна Бекиш вспоминает: «Для меня Тепсей стал открытием, благодаря которому приобретен богатый опыт: опыт работы над самим проектом, опыт работы с большим количеством людей, увлеченных музыкой, изобразительным искусством, поэзией. Сегодня я надеюсь, что все это не пропадет даром, что проект будет жить, а красота Тепсея вдохновит людей на творческие искания и создание новых произведений».
Кстати, Арина Сергеевна Бекиш сама является талантливым бардом, и вместе со своим мужем, Александром, каждый год принимает участие в фестивале. Их имена хоршо известны любителям бардовской песни в нашем городе. Они так же являются завсегдатаями арт-клубов «Менестрель» и «Эл-Миг».
За время проведения фестиваль открыл немало талантливых имен. В разные годы обладателями гран-при становились: Елена Бережная и Любовь Середина, Зоя Забабурина. Люди с большим удовольствием приезжают на « Тепсей », одни ради творческого общения, другие для личностного роста и просто отдохнуть.
Развитием проекта стала идея поддержки и совершенствования творческого потенциала педагогов Красноярского края, поэтому организаторами, КГБУ «Дом работников просвещения» и Управление образования, было принято решение Арт-фестиваль « Тепсей » из статуса межрегионального перевести на краевой уровень.
Это зрелищный праздник в течение трех дней. В программе фестиваля: творческий конкурс и гала-концерт участников и победителей, проведение мастер-классов, «огонек знакомств».
Стоит отметить, что перед участниками выступают известные красноярские барды. К участию в фестивале авторской песни приглашаются теперь и педагоги со всего края: поэты-любители, авторы и исполнители бардовской песни, учительские и семейные коллективы, а также дети от 7 до 18 лет.
Мы выяснили, что среди бардов, действительно много учителей. И один из них работал даже в нашей школе учителем истории. Это Валентин Владимирович Топчеев. Талантливый поэт и музыкант. Сам сочиняет стихи и песни, исполняя их под звуки гитары. На одном из фестивалей Валентин Владимирович занял первое место и выиграл гитару, с которой теперь не расстается. А песня , которая прозвучала в его исполнении посвящена непростому труду учителя.
Строчки из песни минусинской поэтессы Ольги Таракановой «Два дня мечты. Июль, в зените лето» как нельзя, кстати, подходят атмосфере фестиваля. Этот фестиваль, действительно мечта творческих людей.
Заключение:
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что в нашем городе творят композиторы профессионалы и любители. Это Д. Алексеенко, Э. Скороходов и многочисленные барды. Всю свою жизнь они посвящают творчеству, искренне любят свое дело и не зарабатывают на этом деньги. Преодолевая трудности и перипетии смутного времени, они дарят окружающим добро, мир, радость своим творчеством. Мы хотели бы продолжить свою исследовательскую работу и составить полный список произведений композиторов, разучить и исполнять их песни. Так же мы продолжим более серьезное знакомство творчеством бардов нашего города. В планах посещение концертов бардовской песни, интервью, создание полного перечня фамилий исполнителей. Запись и разучивание их песен.
Мы с удовольствием взялись за эту работу, ведь музыка, один из любимых предметов в школе. Считаем, что главную цель нашего исследования можно считать достигнутой. Мы узнали биографию композиторов. Познакомились с их творчеством, послушали музыку некоторых из них. Хотелось бы закончить работу словами древнего мыслителя: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться».
Практическая значимость данной исследовательской работы в том, что ее данные могут быть использованы на уроках искусства, музыки, художественной культуры и внеклассных занятиях по краеведению.
Библиографический список:
1.Васильев В. газета «Власть труда» ртр.3., рубрика « Наши земляки». Статья
« И если так к тебе стекаются родные, близкие, друзья…»
2.Вернер Е. газета «Власть труда» 1 января 2010год, стр. 5., рубрика «Встречи по четвергам». Статья «Эдуард Скороходов: «Все к лучшему!»
3.Ермолаева Л.Н. Заслуженный работник культуры РФ, директор Минусинского регионального краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова. Статья «Стихом и песней он украшает жизнь».
4.Иванова Н. Статья «Разные песни о главном» газета «Власть труда» 1999 год, стр.3.,рубрика «Творческий портрет».
5.Канкеева. Г. газета «Власть труда» 2006 год, стр. 3., рубрика «Встречи по четвергам». Статья « Ни композитором, ни поэтом себя не считаю…».
6.Канкеева Г. «ВТ» №31 от 24 марта 2011 года, статья «Сокровенные ноты любви».
7.Калеменева Н. газета «Надежда» от17 августа 2000г.,стр.3, статья «В гармонии с гитарой».
8.Кузнецова Г. «ВТ» от 14 февраля 2008 года, стр.2.,статья «Концерт для друзей».
9.Лемешева Л. «ВТ» от 26 октября 2012 года, статья «Давайте дружить городами».
Приложение
1.Песни
Александр Бекиш
Новый год
1.В белом полушалке
Синие глаза.
К нам в окно стучится
Зимушка, зима.
2.Щиплет мои щечки
Юный Дед Мороз.
Карнавал снежинок,
Фейерверк из звезд.
Припев:
В запряженной тройке
Розвальней полет.
Мчится по поземке
В гости новый год.
3.В хоровод с друзьями,
Елочка зажгись!
Сладкое шампанское,
Голова – кружись!
Припев:
В запряженной тройке
Розвальней полет.
Мчится по поземке
В гости новый год.
4.Старое забыто.
Здравствуй, Новый год!
Будем жить с тобою
В радости весь год.
Припев:
В запряженной тройке
Розвальней полет.
Мчится по России
В гости новый год.
Маргарита Якушкина
На МАЗе я к тебе вновь прилечу.
И пусть мой верный конь не подведет.
Я очень видеть так тебя хочу
И просто рад, что кто-то меня ждет.
И километры мчатся за спиной.
И в дождь, и в снег погода нипочем.
Когда же дом покажется родной,
Дорога стала для меня врачом.
И перевалы снежные, и зной –
Ничто не преградит мой путь к тебе.
Дорогой длинной мчусь я за тобой.
Такое счастье быть с тобою мне.
Посвящается водителям-дальнобойщикам.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Снежная книга
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Эта весёлая планета
Философские стихи Кристины Россетти